ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к основной образовательной программе основного общего образования, принятой на заседании педагогического совета Протокол от 29.08.2024 №1, утвержденной приказом директора от 30.08.2024 №159/01-11 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНАРМЕЙСКИЙ ОТРЯД «РУСИЧ»» (для 5-9 классов) 2024 СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 3 2. Цель и задачи программы 7 3. Содержание программы 8 4. Планируемые результаты 17 5. Условия реализации программы 19 6. Формы аттестации 20 7. Список литературы 21 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа «Юнармейский отряд «Русич» для 5-9 классов составлена в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Рабочая программа «Юнармейский отряд «Русич» - программа военно–патриотической направленности. Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины. Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине. Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие обучающихся. Актуальность программы: В реализации данной программы нуждаются подростки 11-17 лет, так как она предполагает необходимость формирования у подрастающего поколения нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых большое значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. Отличительная особенность программы заключается в том, что она при условии её выполнения, обеспечивает достижение поставленных ОУ целей и задач по воспитанию полноценной, развитой личности и подготовке детей к самостоятельной взрослой жизни. Работа по военно-патриотическому воспитанию проводится комплексно, что позволит подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военноприкладными видами спорта. Целью программы является развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовнонравственных и социальных ценностей. Формирование у неё профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности. Задачи: - реализация государственной молодёжной политики Российской Федерации; - воспитание чувства патриотизма, приверженности идеям интернационализма, дружбы и войскового товарищества, противодействия идеологии экстремизма; - воспитание уважения к Вооружённым Силам России, формирование положительной мотивации к прохождению военной службы, всесторонняя подготовка к исполнению воинского долга; - изучение истории страны и военно-исторического наследия Отечества, развитие краеведения; - пропаганда здорового образа жизни, укрепление физической закалки и выносливости; - приобщение к военно-техническим знаниям и техническому творчеству; - совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности; - содействие развитию активной гражданской позиции подростков. Направления работы: Духовно-нравственное – осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культура и образованности. Осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма. Историческое – познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников. Оно включает: изучение военной истории Отечества, малой родины, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны. Политико-правовое – формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц. Патриотическое – воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству. Профессионально-деятельное – формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству. Стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Психологическое социально-общественное – формирование у подрастающего поколения высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе подразделения, части. Программа рассчитана на 3 года. Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы: 11-17 лет. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу. Количество часов в год - 105. Форма проведения занятий - групповая. Наполняемость учебной группы 7 - 30 человек. Теоретические занятия включают в себя просмотр наглядных пособий, видеоматериалов по изучаемой теме. Формы проведения теоретических занятий - беседа, семинар. Практические занятия – это учебно-тренировочные занятия, которые проводятся в специально оборудованных помещениях. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Проблема патриотического воспитания приобретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности учащихся. Сегодня мы понимаем определение патриотического воспитания как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, поэтому цель программы - это совершенствование системы патриотического воспитания учеников в школе, что способствует формированию высокого патриотического сознания. Задачи: обучающие: - знакомство с историей Вооруженных Сил РФ; - знакомство с символами воинской славы, боевым знаменем; - знакомство с историей юнармейского движения в России; - овладение приемами первой медицинской помощи и выживания в экстремальной ситуации; - знакомство со стрелковым оружием; - формирование навыка использования стрелкового оружия; - четкое и правильное выполнение строевых приемов и действий. развивающие: - развитие выносливости, ловкости, физической силы юнармейцев через занятия военно-прикладным многоборьем; - развитие аккуратности, чистоплотности, дисциплинированности, умения четко следовать инструкциям. воспитательные: - воспитание патриотизма; - воспитание чувства глубокой ответственности за выполнение требований присяги, верности воинскому долгу, Боевому Знамени части (Флагу корабля) как символу воинской чести, доблести и славы. Для успешного выполнения задач планируется: - участие в военно-патриотических играх, олимпиадах, конкурсах, юнармейских постов у вечного огня, обелисков, мемориалов; - участие в воинских ритуалах, в молодёжных спартакиадах по военно-прикладным видам спорта, сдаче норм ГТО; - проведение проектной работы; - организация информационного сопровождения своей деятельности. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3. Учебный (тематический) план первого года обучения № п/п Тема Кол-во часов Теория Практика I. ОФП 7 7 1. Развитие скоростно-силовых качеств 1 1 2. Развитие выносливости 3 3 3. Развитие ловкости 3 3 II. Медико-санитарная подготовка 8 4 4 4. Первая помощь при кровотечениях 2 1 1 5. Первая помощь при переломах 3 1 2 6. Первая помощь при ожогах, тепловых ударах 2 1 1 7. Состав медикаментов в санитарной сумке и 1 1 9 9 8. III. Строевая подготовка их назначение Строевые приемы на месте 4 4 9. Строевые приемы в движении 3 3 10. Разучивание строевых песен 1 1 11. Вынос знамени 1 1 IV. Стрельба 9 1 1 1 13. Знакомство со строением пневматической винтовки Стрельба из положения лежа 4 4 14. Стрельба из положения стоя 4 4 V. «Страницы истории Отечества» 2 12. 2 8 15. Наш край в год Великой Отечественной войны 2 2 Учебный (тематический) план второго года обучения № п/п Тема I. ОФП Кол-во часов Теория Практика 7 7 1. Развитие скоростно-силовых качеств 1 1 2. Развитие выносливости 3 3 3. Развитие ловкости 3 3 II. Медико-санитарная подготовка 9 3 6 4. Первая помощь при ранениях 4 1 3 5. Принципы оказания первой помощи 3 1 2 6. Проведение реанимации 1 1 7. Состав медикаментов в санитарной сумке и их назначение III. Строевая подготовка 1 1 7 7 8. Строевые приемы на месте 1 1 9. Строевые приемы в движении 3 3 10. Разучивание строевых песен 1 1 11. Вынос знамени 1 1 12. Отработка команд командиром 1 1 IV. Стрельба 8 8 13. Разборка и сборка автомата 3 3 14. Стрельба из положения лежа 2 2 15. Стрельба из положения стоя 3 3 V. Пожарная эстафета 2 2 16. Первичные средства пожаротушения 1 1 17. Признаки пожара. Действия во время пожара 1 1 VI. «Страницы истории Отечества» 2 2 18. Ордена и медали Великой Отечественной войны 2 2 Учебный (тематический) план третьего года обучения № п/п Тема I. ОФП Кол-во часов Теория Практика 8 1 7 1. Развитие силовых качеств 2 2 2. Развитие выносливости 3 3 3. Метание гранаты в горизонтальную и вертикальную цель туризма II. Основы 3 1 2 6 3 3 4. Установка палатки 3 1 2 5. Разведение костра 1 1 1 6. Ориентирование на местности при помощи компаса III. Медико-санитарная подготовка 1 1 6 2 4 7. Оказания первой помощи 2 1 1 8. Транспортировка раненого 2 1 1 9. Изготовление из подручных предметов средств транспортировки IV. Строевая подготовка 2 2 6 6 10. Строевые приемы на месте, в движении. команд командиром 11. Отработка Разучивание строевых песен 4 4 1 1 12. Вынос знамени 1 1 4 4 V. Стрельба 13. Стрельба из положения лежа, стоя 3 3 14. Биатлон 1 1 VI. Пожарная эстафета 2 2 15. Размотка и смотка рукава в движении. Соединение рукавов.полевые сборы VII. ВоенноСоединение рукавов с разветвлением. с жизнью и деятельностью войск, 16. Ознакомление Поражение мишени водяной струёй. особенностями 17. сМарш – бросок наслужбы 3 км и быта военнослужащих 2 2 3 3 2 2 1 1 Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения Раздел I. ОФП 1. Развитие силовых качеств Практика (1 час): Применение скоростно-силовых качеств. 2. Развитие выносливости Практика (3 часа): Медленный, но длительный кросс. Его продолжительность может достигать двух часов. Быстрый бег на менее длинные дистанции. Прыжки со скакалкой сериями. Серия может длиться до минуты, а отдых между сериями – 2-3 минуты. 3. Развитие ловкости Практика (3 часа): Различные эстафеты. Раздел II. Медико-санитарная подготовка 4. Первая помощь при кровотечениях Теория (1 час): Кровотечение и его виды, способы временной остановки кровотечения: пальцевое прижатие артерии, наложение давящей повязки, закрутки жгута. Максимальное сгибание конечности. Правильность наложения жгута. Изготовление его из подручных средств. Практика (1 час): Тренировка в наложении повязок, жгута, первой медицинской помощи при кровотечении. 5. Первая помощь при переломах Теория (1 час): Какие причины могут привести к травме опорно-двигательного аппарата. Какие существуют виды травм опорно-двигательного аппарата. Алгоритм оказания первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата. С помощью каких средств обеспечивается неподвижность в месте перелома. Практика (2 часа): Отработка навыков оказания первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата. 6. Первая помощь при ожогах, тепловых ударах Теория (1 час): Что делать при ожоге. Виды ожогов, степени тяжести, первая помощь, лечение. Практика (1 час): Отработка навыков оказания первой помощи при ожогах. 7. Состав медикаментов в санитарной сумке и их назначение Теория (1 час): Перечень обязательных медикаментов в санитарной сумке. Раздел III. Строевая подготовка 8. Строевые приемы на месте Практика (4 часа): Строй, шеренга, фланг, фронт, тыльная сторона строя, интервал, ширина строя, глубина строя, колонна. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить», «Головне уборы - снять (надеть)». Строевая стойка. Повороты на месте. 9. Строевые приемы в движении Практика (3 часа): Одно шереножный и двух шереножный строй, колонна, развернутый строй, походный строй, направляющий, замыкающий. Строевой шаг. Повороты в движении. Выполнение воинского приветствия. Выход военнослужащего из строя, подход к начальнику и отход от него. 10. Разучивание строевых песен Практика (1 час): Разучивание строевой песни в составе подразделения. Прохождение торжественным маршем и с песней. 11. Вынос знамени Практика (1 час): Встреча начальника. Вынос Боевого Знамени. Раздел IV. Стрельба 12. Знакомство со строением пневматической винтовки Теория (1 час): Техника безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. 13. Стрельба из положения лежа Практика (4 часа): Тренировка в стрельбе по мишени на расстоянии 5 метров из положения лежа. 14. Стрельба из положения стоя Практика (4 часа): Тренировка в стрельбе по мишени на расстоянии 5 метров из положения стоя. Раздел V. Страницы истории Отечества 15. Наш край в год Великой Отечественной войны Теория (2 часа): Презентация Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения Раздел I. ОФП 1. Развитие силовых качеств Практика (1 час): Применение скоростно-силовых качеств. 2. Развитие выносливости Практика (3 часа): Медленный, но длительный кросс. Его продолжительность может достигать двух часов. Быстрый бег на менее длинные дистанции. Прыжки со скакалкой сериями. Серия может длиться до минуты, а отдых между сериями – 2-3 минуты. 3. Развитие ловкости Практика (3 часа): Различные эстафеты. Раздел II. Медико-санитарная подготовка 4. Первая помощь при ранениях Теория (1 час): Виды травм данного типа. Что делать? Практика (3 часа): Особенности перевязки. Транспортировка раненого. 5. Принципы оказания первой помощи Теория (1 час): Временная остановка кровотечения. Наложение стерильной повязки. Искусственная вентиляция легких. Непрямой массаж сердца. Иммобилизация при транспортировке. Практика (2 часа): Базовые практические навыки оказания первой помощи. 6. Проведение реанимации Теория (1 час): Правила проведения реанимации. Порядок действий. 7. Состав медикаментов в санитарной сумке и их назначение Практика (1 час): Перечень обязательных медикаментов в санитарной сумке. Раздел III. Строевая подготовка 8. Строевые приемы на месте Практика (1 час): Строй, шеренга, фланг, фронт, тыльная сторона строя, интервал, ширина строя, глубина строя, колонна. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить», «Головне уборы - снять (надеть)». Строевая стойка. Повороты на месте. 9. Строевые приемы в движении Практика (3 часа): Одношереножный и двухшереножный строй, колонна, развернутый строй, походный строй, направляющий, замыкающий. Строевой шаг. Повороты в движении. Выполнение воинского приветствия. Выход военнослужащего из строя, подход к начальнику и отход от него. 10. Разучивание строевых песен Практика (1 час): Разучивание строевой песни в составе подразделения. Прохождение торжественным маршем и с песней. 11. Вынос знамени Практика (1 час): Встреча начальника. Вынос Боевого Знамени. 12. Отработка команд командиром Практика (1 час): Управление строем. Команды. Раздел IV. Стрельба 13. Разборка и сборка автомата Практика (3 часа): Тренировка по неполной сборке и разборке автомата. Неполная сборка и разборка автомата на время. 14. Стрельба из положения лежа Практика (2 часа): Совершенствование техники и навыков стрельбы. 15. Стрельба из положения стоя Практика (3 часа): Совершенствование техники и навыков стрельбы. Раздел V. Пожарная эстафета 16. Первичные средства пожаротушения Теория (1 час): Первичные средства пожаротушения и правила пользования ими. 17. Признаки пожара. Действия во время пожара Теория (1 час): Основные признаки возникновения пожара. Действия в случае возникновения пожара. Раздел VI. Страницы истории Отечества 18. Ордена и медали Великой Отечественной войны Теория (2 часа): Презентация. Содержание учебного (тематического) плана третьего года обучения Раздел I. ОФП 1. Развитие силовых качеств Практика (2 часа): Применение скоростно-силовых качеств. 2. Развитие выносливости Практика (3 часа): Медленный, но длительный кросс. Его продолжительность может достигать двух часов. Быстрый бег на менее длинные дистанции. Прыжки со скакалкой сериями. Серия может длиться до минуты, а отдых между сериями – 2-3 минуты. 3. Метание гранаты в горизонтальную и вертикальную цель Теория (1 час): Способы метания гранаты по различным целям. Практика (2 часа): Учимся владеть ручной гранатой. Раздел II. Основы туризма 4. Установка палатки Теория (1 час): Выживание на местности в различных географических и климатических условиях: установка палатки. Практика (2 часа): Тренировка по установке палатки. 5. Разведение костра Теория (1 час): Выживание на местности в различных географических и климатических условиях: разведение костра. Практика (1 час): Тренировка по разведению костра. 6. Ориентирование на местности при помощи компаса Теория (1 час): Выживание на местности в различных географических и климатических условиях: ориентирование при помощи компаса, добывание и обеззараживание воды и пищи, съедобные и лекарственные растения, следопытство. Раздел III. Медико-санитарная подготовка 7. Оказания первой помощи Теория (1 час): Временная остановка кровотечения. Наложение стерильной повязки. Искусственная вентиляция легких. Непрямой массаж сердца. Иммобилизация при транспортировке. Практика (1 час): Базовые практические навыки оказания первой помощи. 8. Транспортировка раненого Теория (1 час): Виды и способы транспортировки раненого. Практика (1 час): Отработка транспортировки раненого. 9. Изготовление из подручных предметов средств транспортировки Практика (2 часа): Отработка всех способов транспортировки пострадавших. Раздел IV. Строевая подготовка 10. Строевые приемы на месте, в движении Практика (4 часа): Строй, шеренга, фланг, фронт, тыльная сторона строя, интервал, ширина строя, глубина строя, колонна. Одно шереножный и двух шереножный строй, колонна, развернутый строй, походный строй, направляющий, замыкающий. Управление строем. Команды. 11. Разучивание строевых песен Практика (1 час): Разучивание строевой песни в составе подразделения. Прохождение торжественным маршем и с песней. 12. Вынос знамени Практика (1 час): Встреча начальника. Вынос Боевого Знамени. Раздел V. Стрельба 13. Стрельба из положения лежа, стоя Практика (3 часа): Совершенствование техники и навыков стрельбы. 14. Биатлон Практика (1 час): Биатлон сочетает лыжную гонку на установленную дистанцию и стрельбу из винтовки по мишеням. Раздел VI. Пожарная эстафета 15. Размотка и смотка рукава в движении Практика (2 часа): Отработка размотки и смотки пожарного рукава. Раздел VII. Военно-полевые сборы 16. Ознакомление с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих Теория (2 часа): Презентация. 17. Марш – бросок Практика (1 час): Дистанция 3 км. 4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Планируемые результаты: 1. Формирование гражданско-патриотического сознания молодежи. 2. Желание служить в Вооруженных Силах Российской Федерации. 3. Проявление гражданских чувств. 4. Уважительное отношение к старшему поколению, историческому прошлому Родины, обычаям и традициям. 5. Гордость за своё отечество, за символы государства, за свой народ. 6. Стремление посвятить свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины. Предметные результаты (должны знать): - Технику безопасности на занятиях по физической, стрелковой, строевой подготовке; - Материальную часть автомата Калашникова; - Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата Калашникова; - Специфику физической подготовки; - Последовательность неполной разборка и сборки АКМ-74; - Меры безопасности при обращении с автоматом и патронами; - Правила прицеливания и стрельбы из пневматической винтовки; - Государственную и военную символику; - Дни воинской славы России; - Структуру Вооруженных Сил Российской Федерации; - Символы воинской чести; - Правила оказания первой медицинской помощи при различных видах травм; - Правила безопасного поведения у водоемов, при пожаре, в природных экстремальных ситуациях; - Опасные природные факторы и защиту от их влияния; - Современные средства поражения; - Мероприятия ГО по защите населения; - Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. Метапредметные результаты: - уметь применять приобретенные навыки и знания на практике. Личностные результаты: - Выполнять неполную разборку и сборку АКМ-74; - Правильно прицеливаться и прицельно вести стрельбу по мишени; - Выполнять строевые приемы на месте и в движении по одному и в отделении согласно Строевому уставу Вооруженных Сил Российской Федерации; - Выполнять перевязку при различных видах травм, останавливать кровотечение различными способами, накладывать шины при различных переломах; - Одевать противогаз и костюм химической защиты; - Ориентироваться на местности с помощью карты и компаса. 5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение: Для обучения по данной программе необходимо иметь в наличии: оборудованное помещение для тира, пневматические винтовки, пульки для пневматических винтовок, мишени, макет автомата, наглядные пособия. Занятия проводятся в кабинете, оснащенном дидактическими средствами, методическими разработками, плакатами и стендами, а также в спортивном зале и на спортивной площадке, где используется необходимое оборудование и инвентарь (мячи, гранаты, пневматические винтовки, макеты АК-74, противогазы, ОЗК). Используются элементы военной полосы препятствий и оборудованные беговые дорожки. Информационное обучение: 1. Условием эффективности образовательного процесса является использование современных форм и методов обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, практический. 2. Нетрадиционные формы работы: мозговой штурм, дискуссия, исполнение песен. 3. Используемые технологии: личностно-ориентированная, технология обучения в сотрудничестве, групповые технологии, исследовательского (проблемного) обучения. Кадровое обеспечение: Преподаватель-организатор ОБЖ высшей категории Вьюкова Ольга Викторовна. Учитель по физической культуре высшей категории Шаманаева Галина Борисовна. Методические материалы: В процессе обучения используются наглядные пособия: - комплект «Строевая подготовка»; - комплект «Вооруженные Силы на страже Родины». Используются методы объяснения, показа и личный пример, а также упражнения и тренировки. Личный пример преподавателя (военного руководителя) в сочетании с высокой методической подготовкой, постоянная требовательность к учащимся в точном выполнении приёмов приводит к успешной подготовке обучающихся. 6. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ В целях оценки и контроля результатов обучения в течение года проводятся: • проверка выполнения нормативов по ОФП; • проверка выполнения нормативов по стрельбе из пневматической винтовки; • соревнования на личное первенство среди воспитанников объединения. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. И. А. Пашкович. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. - Волгоград 2006. 2. А .А. Обухова. Патриотическое воспитание подрастающего поколения: Методическое пособие.- Воронеж.2006. –166с. 3. Педагогика. Психология. Управление. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. - М.: ВАКО, 2006. 368с. 4. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2001. –160с. 5. Ю. А. Науменко, А. И. Аверин, И. Ф. Выдрин, Н. К. Ендовицкий. Начальная военная подготовка: Учеб. Для учащихся 10-11 кл.- 8-е издание, испр.-М.: Просвещение, 1985. –265с. 6. Г. Я. Чернышов. Военные знания: Ежемесячный научно-популярный журнал: - М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания»»: ГУП. «ИПК» Московская правда», 2002-2008 - 50с. 7. Ю. Л. Воробьев, М. П. Фролов, Е. Н. Литвинов, А. Т. Смирнов. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2004.-206с.:ил. 8. Ю. Л. Воробьев, М. П. Фролов, Е. Н. Литвинов, А. Т. Смирнов. Основы безопасности жизнедеятельности: 7 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2013.-158с.:ил. 9. Ю. Л. Воробьев, М. П. Фролов, Е. Н. Литвинов, А. Т. Смирнов. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2013.-206с.:ил. 10. Физкультура! Физкультура!: Учеб. для учащихся 5-7 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 1999.141с.