ОБЖ

Рабочая программа
по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

для 5-9 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДНЯТЕЛЬНОСТИ», ООО
Рабочая программа составлена с учетом следующих документов:
1. Федеральный закон РФ «Об Образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ, от 29.12.2012;
2. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области»;
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010
№1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 №1577, от 11.12.2020 №712);
4. СанПин 1.2.3.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01. 2021 г. N 2 и санитарными правилами
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №28;
5. Приказ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России от 20.05.2020 г. № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность";
6. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ№3».
7. Учебный план МБОУ «СОШ №3».
8. Положение о рабочих программах МБОУ СОШ №3.
Средством реализации рабочей программы учебного предмета являются учебники издательства «Просвещение».
1.ОБЖ. 5 класс/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение».- М.:.
Просвещение, 2015
2. ОБЖ. 6 класс/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение».- М.:.
Просвещение, 2016
3. ОБЖ. 7 класс/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение».- М.:.
Просвещение, 2017
4. ОБЖ. 8класс/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение».- М.:.
Просвещение, 2018
5. «Основы безопасности жизнедеятельности»,7-9 класс авторской программы учебников под редакцией Н.Ф Виноградова, Д.В. Смирнов,
Л.В.Сидоренко и др.- 3-е издание, переработанное, Москва издательский центр «Вентана-Граф»2019-9класс.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно основной образовательной программы основного общего образования муниципального образовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа № 3» г. Режа Свердловской области, на изучение ОБЖ в 5-9 классах отводится 1 час в неделю (35 ч в год).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Цели и задачи ФГОС основного общего образования

освоение обучающимися знаний о безопасном поведении в повседневной жизнедеятельности;

понимание обучающимися личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности,
ценностей гражданского общества, в том числе гражданской идентичности и правового поведения;

понимание необходимости беречь и сохранять свое здоровье как индивидуальную и общественную ценность;

понимание необходимости следовать правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера;

понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

освоение обучающимися умений экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных,
техногенных и социальных рисков;

понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма, терроризма и наркотизма;

освоение умений использовать различные источники информации и коммуникации для определения угрозы возникновения
опасных и чрезвычайных ситуаций;

освоение умений предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также
на основе информации, получаемой из различных источников;

освоение умений оказывать первую помощь пострадавшим;

освоение умений готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;

освоение умений принимать обоснованные решения в конкретной опасной (чрезвычайной) ситуации с учетом реально
складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

освоение умений использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.

Освоение и понимание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на:

воспитание у обучающихся чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

развитие у обучающихся качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни; необходимых для обеспечения
безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

формирование у обучающихся современной культуры безопасности жизнедеятельности, на основе понимания необходимости
защиты личности, общества и государства, посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера.

убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни, антиэкстремистской и антитеррористической личностной
позиции, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека.

Программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» учитывает возможность получения знаний через практическую
деятельность и способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования,
анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Овладение знаниями о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций, влияние их
последствий на безопасность личности, общества и государства;

Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни, индивидуальной
системы защищенности жизненно важных интересов от внутренних угроз и умения оказать первую помощь при неотложных состояниях;

Формирование умения предвидеть возникновении опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе
анализа специальной информации, получаемой из различных источников, в том числе и Интернета;

Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера,
формирование умей принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально
складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

Формирование антиэкстремистского и антитеррористического поведения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ОБЖ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ:
5 класс
Выпускник научится:
• классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания;
чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;
• анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе
возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера;
• выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения
уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;
• формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на
дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей
среды;
• руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера.
• негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;
• характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной
безопасности России;
• воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения;
• характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни,
обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств;
• анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для
сохранения и укрепления личного здоровья;

• классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья и их
возможные последствия;
Выпускник получит возможность научиться:
• проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности
• формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;
• формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму;
• использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к
любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и
террористической деятельности.
• использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в
том числе его духовной, физической и социальной составляющих;
готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при отравлении угарным газом и никотином.
6 класс
Выпускник научится:
• определять свое местонахождения относительно сторон горизонта;
• разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному
отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха;
• характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни,
обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство
физического совершенствования;
• анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для
сохранения и укрепления личного здоровья;
• анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;
• характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи;
определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях.
Выпускник получит возможность научиться:
• прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;
• использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в
том числе его духовной, физической и социальной составляющих.
• готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в природных условиях
повреждениях и травмах.
7 класс
Выпускник научится:
• различать различные природные явления, которые оказывают влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• анализировать причины возникновения причины возникновения природных явлений;
• моделировать выполнение правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях природного характера;
• вырабатывать привычки, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;
• анализировать состояние своего тела;

•
•

вырабатывать индивидуальную систему здорового образа жизни;
отрабатывать приемы оказания первой помощи;
Выпускник получит возможность научиться:
• принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учетом реально складывающейся
обстановки и индивидуальных возможностей;
• освоить приемы действий в опасных ситуациях техногенного и социального характера;
• составлять алгоритм своего поведения во время чрезвычайных ситуаций;
8 класс
Выпускник научится:
• характеризовать причины возникновения чрезвычайные ситуации техногенного характера;
• составлять алгоритм безопасного поведения при пожаре, чрезвычайной ситуации техногенного характера;
• различать чрезвычайные ситуации техногенного характера в соответствии с их классификацией;
• оказывать само- и взаимопомощь терпящим бедствие на воде;
• анализировать рекомендации специалистов по правилам поведения в чрезвычайных ситуациях;
• анализировать собственные поступки и их влияние на личное благополучие;
Выпускник получит возможность научиться:
• составлять правила своего поведения в различных ситуациях;
• моделировать рациональное размещение объектов экономики и поселений людей по территории страны;
• использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.
9 класс
Выпускник научится:
• анализировать информацию различных источников;
• анализировать степень влияния личности на обеспечение национальной безопасности России;
• анализировать влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
• моделировать рациональное размещение объектов экономики и поселений людей по территории страны с точки зрения обеспечения их
безопасности;
• формулировать собственную позицию неприятия терроризма в любых его проявлениях;
• вырабатывать отрицательное отношение к приему наркотиков;
• характеризовать особенности семейно-брачных отношений в РФ;
• оказывать первую помощь при массовых поражениях населения..
Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять поиск информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять её
в виде рефератов, презентаций и др.;
• оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в различных ситуациях;
• применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
Личностные:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности
от внешних и внутренних угроз;

•

формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно
выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной
ценности.
Метапредметные:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на
безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении
личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению
личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием
различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на
иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций;
• формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченным в экстремистскую и террористическую
деятельность.
Предметные:
• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
• понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
• понимание необходимости обороны государства и подготовки граждан к военной службе;
• формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда
здоровью;
• формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм, и терроризм и
их последствия для личности, общества и государства;
• знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
• умение оказать первую помощь пострадавшим;
• умение предвидеть возникновения опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой
из различных источников;
• умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ДЛЯ 5 КЛАССА
Модуль I. Безопасность человека в опасных ситуациях
Раздел I. Основы комплексной безопасности
Тема 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека
- Безопасность в быту
Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его
жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту.
Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера
- Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила Безопасного
поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста. Пожарная
безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях..
Тема 3. Опасные ситуации природного характера
- Безопасность на водоёмах
Особенности состояния водоёмов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах.
Безопасный отдых у воды. Правила безопасного поведения на воде. Опасность водоёмов зимой. Меры предосторожности при движении по льду.
Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Тема 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
- Чрезвычайные ситуации природного характера (землетрясение, наводнение, буря, ураган, сели, оползни, обвалы). Чрезвычайные ситуации
техногенного характера (радиационно опасные объекты, пожаровзрывоопасный объект, химически опасный объект)
Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации
Тема 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение.
- Опасные ситуации социального характера
Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте.
Профилактика нападений и самозащита при нападении насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приёмы самозащиты.
Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Правила обеспечения сохранности личных вещей. Правила
защиты от мошенников..
Тема 6 . Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства.
Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства.
Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб.
Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел II. Основы здорового образа жизни
Тема 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

- Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни
Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.
Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия сохранения и укрепления здоровья. Рациональное питание. Роль питания в
сохранении здоровья человека
- Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье
Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и
его влияние на здоровье подростка. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки.
Раздел III. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Тема 8. Первая медицинская помощь и правила её оказания
- Оказание первой медицинской помощи
Медицинская (домашняя) аптечка. Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и ушибах. Перевязочные и лекарственные средства.
Первая медицинская помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ДЛЯ 6 КЛАССА
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I. Основы комплексной безопасности
Тема 1. Подготовка к активному отдыху на природе
Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу.
Определение необходимого снаряжения для похода. Определение места для бивака и организация бивачных работ.
Тема 2. Активный отдых на природе и безопасность
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при
проведении лыжных, велосипедных и водных походов.
Тема 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных природных
условиях. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.
Тема 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде
Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности
человека в природной среде при автономном существовании.
Тема 5. Опасные ситуации в природных условиях
Опасные погодные условия. Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой
энцефалит и его профилактика.

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел II. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Тема 6. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи Личная гигиена и оказание помощи в природных условиях. Первая
медицинская помощь при травмах. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении и ожоге. Оказание
первой помощи при укусах змей и насекомых.
Раздел III. Основы здорового образа жизни
Тема 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие
Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье. Влияние неблагоприятной окружающей среды на
здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.
Наркомания и её отрицательные последствия для здоровья человека. Профилактика вредных привычек.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ДЛЯ 7 КЛАССА
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1. Основы комплексной безопасности
Тема 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.
Различные природные явления и причины их возникновения. Общая характеристика природных явлений. Опасные и чрезвычайные ситуации
природного характера.
Тема 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения.
Землетрясения. Причины возникновения и возможные последствия. Правила безопасного поведения при землетрясении.
Расположение вулканов на Земле, извержение вулканов.
Тема 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения.
Ураганы, бури, причины из возникновения, возможные последствия. Смерчи.
Тема 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения.
Наводнения. Виды наводнений и их причины. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. Сели и их характеристика.
Цунами и их характеристика. Снежные лавины.
Тема 5. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения.

Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика.
эпифитотии.

Инфекционная заболеваемость людей и защита населения. Эпизоотии и

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Тема 2. Защита населения от последствий землетрясений. Последствия извержения вулканов. Защита населения. Оползни, обвалы, их последствия.
Защита населения.
Тема 3. Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения.
Защита населения от последствий ураганов и бурь.
Тема 4. Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения.
Защита населения от последствий наводнения. Защита населения от последствий селевых потоков. Защита населения от цунами.
Тема 5. Защита населения от природных пожаров.
Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения.
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Тема 6. Духовно-нравственные основы противодействия экстремизму и терроризму.
Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. Роль нравственных позиций и личных качеств
подростка в формировании антитеррористического поведения
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел 4 Основы здорового образа жизни
Тема 7. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека.
Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека. Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом
возрасте.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Тема 7. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.
Общие правила оказания первой медицинской помощи. Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении. Оказание первой
медицинской помощи при ушибах и переломах. Общие правила транспортировки пострадавшего.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ДЛЯ 8 КЛАССА
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел I. Основы комплексной безопасности
Тема 1. Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и последствия. Профилактика пожаров в повседневной жизни и
организация защиты населения. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности
при пожарах.
Тема 2. Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и
пассажиров. Велосипедист-водитель транспортного средства.
Тема 3. Безопасность на водоёмах
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Безопасный отдых на водоемах. Оказание помощи терпящим бедствие на воде.
Тема 4. Экология и безопасность
Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.
Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия.
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия. Аварии на
химически опасных объектах и их возможные последствия. Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах и их возможные последствия.
Аварии на гидротехнических сооружениях, их последствия.
Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Тема 6. Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Обеспечение радиационной безопасности населения. Обеспечение химической защиты населения. Обеспечение защиты населения от последствий
аварий на взрывопожароопасных объектах. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях.
Тема 7. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Эвакуация населения.
территорий от чрезвычайных ситуаций.

Инженерная защита населения и

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел III. Основы здорового образа жизни
Тема 7. Здоровый образ жизни и его составляющие
Здоровье как основная ценность человека. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность.
Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления
здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний.
Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.

Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Тема 8. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение. Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными
веществами (практическое занятие). Первая медицинская помощь при травмах (практическое занятие). Оказание ПМП при утоплении (практическое
занятие).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ДЛЯ 9 КЛАССА
Модуль 1 Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I. Основы комплексной безопасности.
Тема 1. Национальная безопасность России в современном мире.
Современный мир и Россия. Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.
Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России.
Тема 2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России.
Чрезвычайные ситуации их классификация. Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия. Чрезвычайные ситуации
техногенного характера, их причины и последствия. Угроза военной безопасности.
Раздел 2. Защита населения РФ от ЧС
Тема 3. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Гражданская оборона как составная часть
национальной безопасности и обороны страны. МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.
Тема 4. Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение и
эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в РФ
Тема 5. Терроризм и экстремизм: их причины и последствия.
Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления.
Тема 6. Нормативно- правовая база противодействия терроризму и экстремизму в РФ
Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму. Общегосударственное противодействие терроризму. Нормативно- правовая
база противодействия наркотизму.

Тема 7. Организационные основы противодействия терроризму и наркотизму в РФ.
Организационные основы противодействия наркотизму в РФ. Организационные основы противодействия терроризму в РФ
Тема 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости.
Правила поведения при угрозе террористического акта. Профилактика наркозависимости.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел 3. Основы здорового образа жизни
Тема 9. Здоровье-условие благополучия человека.
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Здоровый образ жизни и его составляющие. Репродуктивное здоровье населения
и национальная безопасность России.
Тема 10. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье
Ранние половые связи и их последствия. Инфекции, передаваемые половым путём. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
Тема 11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.
Брак и семья. Семья и здоровый образ жизни человека. Основы семейного права в РФ.
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказания первой помощи
Тема 12. Оказание первой помощи
Первая медицинская помощь при массовых поражениях (практическое занятие). Первая медицинская помощь при передозировке при приёме
психоактивных веществ.
Учебно-тематический план предмета ОБЖ 5-9 класс
№модуля
раздела,
темы
М-1
Р-1
Тема 1
Тема 2

Наименование модулей, разделов, тем
Основы безопасности личности, общества и
государства
Основы комплексной безопасности
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в

Количество
часов

75
22
20

Тема 3
Р-2
Тема 1
Р-3
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6
М-2
Р-4
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Р-5
Тема 1
Тема 2
Тема 3

природных условиях
Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера
Защита населения от чрезвычайных ситуаций
Организация защиты населения от чрезвычайных
ситуаций
Основы противодействия терроризму и экстремизму в
Российской Федерации
Экстремизм и терроризм- чрезвычайные опасности для
общества и государства
Нормативно-правовая база противодействия терроризму,
экстремизму и наркотизму в Российской Федерации
Организационные основы системы противодействия
терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Духовно-нравственные основы противодействия
терроризму и экстремизму
Ответственность несовершеннолетних за
антиобщественное поведение и за участие в
террористической и экстремистской деятельности
Обеспечение личной безопасности при угрозе
террористического акта
Здоровый образ жизни и оказание первой помощи
Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни и его составляющие
Факторы, разрушающие здоровье
Правовые аспекты взаимоотношений полов
Основы медицинских знаний и оказание первой
помощи
Оказание первой помощи
Первая помощь при неотложных состояниях
Первая помощь при массовых поражениях
Всего

33
23
23
20
8
3
2
4
1

2

35
21
11
3
22
1
20
1
175

Учебно- тематический план за курс 5 класса.
№модуля
раздела,
темы

Наименование модулей, разделов, тем

Количество
часов

М-1
Р-1
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Р-3
Тема 5
Тема 6
М-И
Р- 4
Тема 6
Тема 7
Р-5
Тема 8

Основы безопасности личности, общества и
государства
Основы комплексной безопасности
Человек, среда обитания, безопасность человека
Опасные ситуации техногенного характера
Опасные ситуации природного характера
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного
характера
Основы противодействия экстремизму и терроризму в
Российской Федерации
Опасные ситуации социального характера,
антиобщественное поведение
Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для
общества и государства
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Возрастные особенности развития человека и здоровый
образ жизни
Факторы, разрушающие здоровье
Основы медицинских знаний и оказания первой
медицинской помощи.
Первая медицинская помощь и правила ее оказания
Всего часов

Учебно- тематический план за курс 6 класса
№ Модуля,
раздела,
Наименование модуля, раздела, темы
темы
М-1
Основы безопасности личности, общества и
государства
Р- 1
Основы комплексной безопасности
Тема 1
Подготовка к активному отдыху на природе
Тема 2
Активный отдых на природе и безопасность
Тема 3
Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры
безопасности
Тема 4
Обеспечение безопасности при автономном

22
15
5
6
2
2
7
3
4
13
5
3
2
8
8
35

Количество
часов
25
25
6
5
6
4

Тема 5
М- 2
Р-5
Тема 6
Р-4
Тема 7

существовании человека в природной среде
Опасные ситуации в природных условиях
Основы медицинских знаний и здорового образа
жизни
Основы медицинских знаний и оказания первой
медицинской помощи
Первая медицинская помощь при неотложных
состояниях
Основы здорового образа жизни
Здоровье человека и факторы, на него влияющие
Резерв
Всего часов

Учебно-тематический план за курс 7 класса
№ модуля, Наименование модулей, разделов, тем
раздела,
темы
Основы безопасности личности, общества и
М-1
государства
Р-1
Основы комплексной безопасности.
Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях
Тема 1
природного характера
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения
Тема 2
Чрезвычайные ситуации метеорологического
Тема 3
происхождения
Чрезвычайные ситуации гидрологического
Тема 4
происхождения, их причины и последствия
Природные пожары и чрезвычайные ситуации биологоТема 5
социального происхождения
Р-2
Защита населения Российской Федерации от
чрезвычайных ситуаций.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций
Тема2
геологического происхождения
Защита населения от чрезвычайных ситуаций
Тема3
метеорологического происхождения

4
10
4
4
4
4
2
35

Количество
часов
28
16
3
3
3
5
3
8
3
1

Тема4
Тема5
Р-3
Тема 6
М-2
Р-4
Тема 7
Р-5
Тема 8

Защита населения от чрезвычайных ситуаций
гидрологического происхождения
Защита населения от природных пожаров
Основы противодействия терроризму и экстремизму в
Российской Федерации
Духовно-нравственные основы противодействия
терроризму и экстремизму.
Основы медицинских знаний и здорового образа
жизни
Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного
развития человека
Основы медицинских знаний и оказания первой
помощи
Первая медицинская помощь при неотложных
состояниях
Резерв

3
1
4
4
7
2
2
3
3

2
Всего часов

35

Учебно-тематический план за курс 8 класса.
№
модуля,
раздела,
темы
М-1
Р -1
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Р-Н

Наименование модулей, разделов, тем

Основы безопасности личности, общества и
государства
Основы комплексной безопасности
Пожарная безопасность
Безопасность на дорогах
Безопасность на водоемах
Экология и безопасность
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их
возможные последствия
Защита населения Российской Федерации от

Количество
часов

23
16
3
3
3
2
5
7

Тема 6
Тема 7
М-11
Р-111
Тема 8
Р-1У
Тема 8

чрезвычайных ситуаций
Обеспечение защиты населения от чрезвычайных
ситуаций
Организация защиты населения от чрезвычайных
ситуаций техногенного характера
Основы медицинских знаний и здорового образа
жизни
Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни и его составляющие
Основы медицинских знаний и оказание первой
медицинской помощи
Первая медицинская помощь при неотложных
состояниях
Всего часов

4
3
12
8
8
4
4
35

Учебно-тематический план за курс 9 класса.
№ модуля,
Наименование модулей, разделов, тем
раздела,
темы
Основы безопасности личности, общества и
М-1
государства
Основы комплексной безопасности
Р-1
Национальная безопасность России в современном мире
Тема 1
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени
Тема 2
и национальная безопасность России
Р-2
Защита населения Российской Федерации от
чрезвычайныхситуаций
Организационные основы по защите населения страны от
Тема 3
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите
Тема 4
населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени
Р-3
Противодействие терроризму и экстремизму в РФ
Общие понятия о терроризме и экстремизме: их причины и
Тема 5
последствия
Нормативно- правовая база противодействия терроризму и
Тема 6

Количество
часов
24
8
4
4
7
3
4

9
2
3

Тема 7
Тема 8
М-11
Р-4
Тема 9
Тема 10
Тема 11
Р-1У
Тема 12

экстремизму в РФ.
Организационные основы противодействия терроризму и
наркотизму в РФ.
Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и
профилактика наркозависимости
Основы медицинских знаний и здорового образа
жизни
Основы здорового образа жизни
Здоровье – условие благополучия человека
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье
Правовые основы сохранения
и укрепления репродуктивного здоровья
Основы медицинских знаний и оказания первой
помощи
Оказание первой медицинской помощи
Всего часов

2
2
11
9
3
3
3
2
2
35

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ
Контроль результатов обучения осуществляется через использование следующих видов оценки и контроля: входящий, текущий, тематический,
итоговый. При этом используются различные формы оценки и контроля: контрольная работа (к.р.), тестирование, практическая работа, защита
проекта.
Система оценки достижений.
Система оценки предметных результатов освоения с учетом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня
достижений как точки отсчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.
Для описания достижения обучающихся устанавливается пять уровней.
Базовый уровень достижений- уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга)
выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по
профильному направлению. Достижение базового уровня является оценка «удовлетворительно» (или отметка «3», или «зачтено»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными
действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающий базовый:
повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»)
высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»)

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и
сформированностью интереса к данной предметной области.
Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующие повышенный и высокий уровни достижений, целесообразно формировать с
учетом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки
по нему такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших
классах по данному профилю.
Для описания подготовки учащихся, уровень достижения которых ниже базового, также целесообразно выделить два уровня:
пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
Не достижение базового уровня (пониженный или низкий уровни) фиксируются в зависимости от объема и уровня освоенного и неосвоенного
содержания предмета.
Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже
половины планируемых результатов, которые осваивают большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее
обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся ( в среднем в
ходе обучения составляет около 10 %) требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказания
целенаправленной помощи в достижении базового уровня.
Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее
обучение практически невозможно. Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по
учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости
предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы
обучающихся.
Методы и формы
При изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности в 5-9 классах используются:
Наглядные методы - групповой и индивидуальные принципы обучения.
Принципы реализуются с помощью различных методов и средств (ТСО, наглядность), приемов позволяющих представлять взаимосвязь изучаемых
явлений с реальной действительностью.
Основные методы обучения - объяснительно-иллюстративные:
словесные методы: объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог (диалог педагога с учащимися, диалог учащихся друг основываются на
непосредственном восприятии изучаемых предметов посредством использования наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фотографий;
таблиц, схем, диаграмм, чертежей, графиков; демонстрационных материалов: моделей, приборов, предметов (образцов изделий, муляжей и т. д.);
видеоматериалов, презентаций.
Практические методы обеспечивают самостоятельную деятельность учащихся:
• метод упражнения: упражнения, тренировка
• письменные работы: конспект; выписки, реферат; письменные ответы на вопрос;

•

метод наблюдения: запись наблюдений, ведение дневника наблюдений; зарисовка, рисунки; запись звуков, голосов, сигналов; фото-,кино-,
видеосъемка; проведение замеров.

•
•

практические занятия: оказание первой медицинской помощи.
проектные и проектно-конструкторские методы обучения: разработка проектов, программ; построение гипотез; моделирование ситуации;
создание новых способов решения задачи; создание моделей, конструкций; создание творческих работ; проектирование (планирование)
деятельности, конкретных дел.

Основной организационной формой обучения является урок. Основные принципы, методы и средства обучения конкретизируются и реализуются в
ходе урока и через него.
Типы уроков - вводный, изучения нового материала, комбинированный, обобщающий.
Вид урока определяется по основным методам обучения, или активным формам.
Для решения воспитательных задач, используются методы воспитания:
•
•
•
•
•

Традиционные – убеждение, упражнения, поощрения, пример
Инновационно-деятельностные – модельно-целевой подход, алгоритмизация
Неформально-личностные – пример личностно-значимых людей, пример авторитетных людей, пример друзей, близких
Рефлексивные – индивидуальное переживание, самоанализ, осознание собственной ценности в реальной действительности
Тренингово-игровые – деловые игры.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ
Коррекционная работа по предмету ОБЖ ведется для помощи ребенку в освоении общеобразовательной программы. Для такого ребенка
создаются оптимальные условия его образования в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и в соответствии с
ООП ООО МБОУ СОШ№3.
Психологические особенности детей с ОВЗ: процесс воспроизведения характеризуется неточностью, неполным объемом и нарушением порядка
воспринятого материала, воспроизведением несущественных деталей. Наглядная память преобладает над словесной. Наиболее ярко мыслительную
деятельность детей с особенностями в развитие характеризует инертность, низкая продуктивность, неустойчивость. Мышление детей данной категории
тесно связано с конкретной ситуацией, творческое мышление находится на начальной стадии своего формирования.
Ведущим принципом разработанной системы планирования уроков является взаимосвязь речевых коррекционных и воспитательных задач,
которые на каждом возрастном этапе реализуются в разнообразных сочетаниях. Постепенно материал каждой задачи усложняется, варьируется
сочетаемость заданий, упражнений по коррекции ВПФ, их смена и взаимосвязь.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления обучающихся. В процессе
реализации программы используются разнообразные методы и приемы обучения:
 объяснительно – иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, упражнения практического характера, практические работы
репродуктивного и творческого характера;
 частично проблемно – поисковый;

презентации, видеофильмы с помощью мультимедийного оборудования;
Преобладает фронтальная форма работы, имеет место индивидуальная, работа в парах, группах.
В работе с учащимися используется метод эмоционального стимулирования - создание ситуаций успеха в обучении.
Приемы для создания ситуации успеха:
1. Подбор для учеников не одного, а небольшого ряда заданий нарастающей сложности.
2. Дифференцированная помощь учащимся в выполнении учебных заданий одной и той же сложности.
Для активизации познавательной деятельности учащихся использую метод стимулирования занимательным содержанием (игры, путешествия,
интегрированные уроки, соревнования).


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.ОБЖ. 5 класс/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение».- М.:.
Просвещение, 2015
2. ОБЖ. 6 класс/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение».- М.:.
Просвещение, 2016
3. ОБЖ. 7класс/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение».- М.:.
Просвещение, 2017
4. ОБЖ. 8класс/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение».- М.:.
Просвещение, 2018
5.«Основы безопасности жизнедеятельности»,7-9 класс авторской программы учебников под редакцией Н.Ф Виноградова, Д.В. Смирнов,
Л.В.Сидоренко и др.- 3-е издание, переработанное, Москва издательский центр «Вентана-Граф»2019-9класс.
6.Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки.5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.
Хренников; под. Ред. А.Т. Смирнова; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».- М.: Просвещение, 2012.
7.Основы безопасности жизнедеятельности. Тестовый контроль. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.
Хренников, М.В. Маслов; под.ред. А.Т. Смирнова; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение».- М.: Просвещение, 2013.
8. Электронное приложение к учебнику А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова

1.
2.
3.
4.
5.

Дополнительная литература
Емельянчик В.К. , Капитонова М.Е. Ваши шансы избежать беды: учебное пособие/сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности
жизнедеятельности».- СПб.: «КАРО», 2002.
Книга для учителя ОБЖ. А.Т. Смирнов. Просвещение.2001
Михайлов А.А.. игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 кл.-3-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2006
ОБЖ. 5-8 класс. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах./авт.-сост. Г.П.Попова, Волгоград, 2006
ОБЖ: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов, Л.В. Сидоренко, А.Б. Таранин.-М.:
Вентана-Граф,2012.

С.С.Соловьев. Тесты 5-11 кл.,М. Дрофа, 2003
Сосновская Р.Л. Идем в поход!? Советы начинающему туристу. 2-е издание. Москва: Товарищество научных изданий КМК.2012
Формирование универсальных учебных действий в курсе ОБЖ 5-9 классы/сост. Г.П. Попова. Волгоград5 класс
Конституция Российской Федерации.
Федеральные законы: "Об обороне", "Огражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера"
11. Емельянчик. В.К,. Капитонова М.Е.. Ваши шансы избежать беды: учебное пособие/ Сборник ситуационных задач по курсу ОБЖ. Санкт-Петербург
«КАРО» 2002 год
6.
7.
8.
9.
10.

Интернет ресурсы по ОБЖ.
1. Безопасность и здоровье: ресурсы, технологии и обучение http://www.risk-net.ru
2. Все о пожарной безопасности http://www.hsea.ru
3. Всероссийский форум «Здоровье нации – основа процветания России» http://www.znopr.ru
4. Лига здоровья нации http://www.ligazn.ru
5. Первая медицинская помощь http://www.meduhod.ru
6. Портал детской безопасности http://www.spas-extreme.ru
13. Основы безопасности жизнедеятельности 14. http://0bj.ru/
15. Первая медицинская помощь http://www.meduhod.ru
16. Портал детской безопасности http://www.spas-extreme.ru
17. Россия без наркотиков http://www.rwd.ru
18. Лига здоровья нации http://www.ligazn.ru
19. Всероссийский форум «Здоровье нации – основа процветания России» http://www.znopr.ru
20. Безопасность и здоровье: ресурсы, технологии и обучение http://www.risk-net.ru

21. Федеральные законы: "Об обороне", "Огражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера"


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».