Приложение 1 Рабочая программа по курсу Черчение

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к основной образовательной программе
основного общего образования, принятой
на заседании педагогического совета
Протокол от 28.08.2023 №1,
утвержденной приказом директора
от 30.08.2023 №134/01-11

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО КУРСУ «ЧЕРЧЕНИЕ»
(для 8-9 классов)

2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по черчению интегрирует знания по учебным предметам в области точных наук и является одним из базовых
для формирования у обучающихся функциональной грамотности, технико-технологического, проектного, креативного и
критического мышления на основе практико-ориентированного обучения и системно-деятельностного подхода в
реализации содержания.
Программа по черчению знакомит обучающихся с элементами инженерно-технических знаний в области техники и
технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей
обучающихся; оказывают большое влияние на воспитание у обучающихся самостоятельности и наблюдательности,
аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно
воздействуют на формирование эстетического вкуса.
Программа по черчению раскрывает содержание: техника выполнения и оформления графических изображений; виды
проецирования, способы построения изображений на чертежах; геометрические построения, анализ графического состава
изображений; чертежи предметов в прямоугольных проекциях, их аксонометрические проекции, технические рисунки,
эскизы, чтение чертежей; проекционные задачи с использованием некоторых графических преобразований; сечения и
разрезы; чертежи сборочных единиц; строительные чертежи;
Черчение относится к предметной области «Технология» является необходимым компонентом общего образования.
Программа по технологии конкретизирует содержание, предметные, метапредметные и личностные результаты.
Стратегическими документами, определяющими направление модернизации содержания и методов обучения, являются
ФГОС ООО и Концепция преподавания предметной области «Технология»..
Основной целью освоения технологии является формирование технологической грамотности, глобальных
компетенций, творческого мышления. Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития
мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся
Задачами курса черчения являются:
формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию
техники с помощью графических изображений.
формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, готовности к предложению и
осуществлению новых технологических решений;

развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление
логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла,
развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане подготовки к будущей
профессиональной деятельности, владение методиками оценки своих профессиональных предпочтений.
Технологическое образование обучающихся носит интегративный характер и строится на неразрывной взаимосвязи
Знания получаемые на уроках «Черчения» применяются при изучении следующих курсов: «Компьютерное
моделирование» (ИКТ+ черчение), «Занимательное черчение» (физика, математика + черчение). «Инженерный дизайн
CAD», «Прототипирование» (технология + черчение). Такие и аналогичные им взаимосвязи можно и нужно
реализовывать. Это позволит существенно повысить уровень понимания, глубину изучения содержания учебных
предметов: черчения, информатики, физики, астрономии, математики, технологии. Более важную роль для конкретного
предмета играют целевые межпредметные связи. Межпредметные связи в курсе черчения могут быть реализованы с
такими предметами как математика, физика, астрономия, биология, анатомия, технология.
Общее число часов, рекомендованных для изучения черчения, – 68 часа:
в 1 год обучения – 34 часа (1 час в неделю),
в 2 год обучения – 34 часа (1 час в неделю),
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1 год обучения
Значение черчения в практической деятельности людей.
Техника выполнения чертежей и правила их оформления
Понятие о стандартах. Формат, рамка и основная надпись (штамп);линии: сплошная толстая основная, штриховая,
сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная;
Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах; применение и обозначение масштаба;
Сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, толщины, длины,
расположение размерных чисел;
Понятие о симметрии. Виды симметрии.
Чертежи в системе прямоугольных проекций проецирование. Центральное и параллельное проецирование;
прямоугольные проекции;

Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций;
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и
достаточного числа видов на чертежах;
Аксонометрические проекции.
Технический рисунок.
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели
искажения, нанесение размеров;
Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала;
Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида
аксонометрической проекции и рационального способа ее построения;
Чтение и выполнение чертежей: анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное
расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы
геометрических тел; нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму
предмета;
Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов.
Развертывание поверхностей некоторых тел; деление углов на равные части; деление отрезков на равные части;
Сопряжение; выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений.
Анализ графического состава изображений;
Чтение чертежей детали;
Решение графических задач, в том числе творческих.
Выполнении эскиза
Последовательное построение изображения детали на эскизе, с нанесением размеров.
2 год обучения
Обобщение сведений о способах проецирования
Сечения и разрезы
Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение
материалов на сечениях.

Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные).
Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов.
Применение разрезов в аксонометрических проекциях.
Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения.
Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности.
Решение графических задач, в том числе творческих.
Сборочные чертежи
Чертежи типовых соединений деталей. Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей:
болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения
на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии.
Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений.
Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных
соединений деталей. г
Выполнение чертежей резьбовых соединений.
Сборочные чертежи изделий Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера
позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения.
Изображения на сборочных чертежах.
Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на
сборочных чертежах.
Чтение сборочных чертежей. Деталирование.
Выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.
Чтение строительных чертежей
Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия строительных чертежей от
машиностроительных.
Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы.
Размеры на строительных чертежах.
Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования.
Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.

Контрольная работа. Выполнение машиностроительного чертежа
Обзор разновидностей графических изображений
Области применения технических рисунков и чертежей, схем (кинематических и электрических), диаграмм, графиков
и т. п.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ЧЕРЧЕНИЮ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения технологии на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии;
ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.
2) гражданского и духовно-нравственного воспитания:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с
современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий;
освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая
взрослые и социальные сообщества.
3) эстетического воспитания:
восприятие эстетических качеств предметов труда;
умение создавать эстетически значимые изделия;
осознание роли художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе.
4) ценности научного познания и практической деятельности:
осознание ценности науки как фундамента технологий;
развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.
5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной
работы с инструментами;
умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз.
6) трудового воспитания:
уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей);
ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно
достойном труде в российском обществе;
готовность к активному участию в решении возникающих практических трудовых дел, задач технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
умение ориентироваться в мире современных профессий;
умение осознанно выбирать индивидуальную траекторию развития с учётом личных и общественных интересов,
потребностей;
ориентация на достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
7) экологического воспитания:
воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между
природой и техносферой;
осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения черчения на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы
универсальные познавательные учебные действия, универсальные регулятивные учебные действия, универсальные
коммуникативные учебные действия.
Универсальные познавательные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов;
устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему
миру;

самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы,
инструменты и технологии.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;
оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;
опытным путём изучать свойства различных материалов;
овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения,
уметь осуществлять арифметические действия с приближёнными величинами;
строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи;
понимать различие между данными, информацией и знаниями;
владеть начальными навыками работы с «большими данными»;
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
уметь самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности;
вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта;

оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс её
достижения.
Умения принятия себя и других:
признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные
ошибки.
Коммуникативные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта;
в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;
в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;
в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта;
понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной проектной
деятельности;
уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника – участника совместной деятельности;
владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;
уметь распознавать некорректную аргументацию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ологические операции
Предметные результаты освоения содержания «Черчение»
К концу обучения 1 года :
называть виды и области применения графической информации;
называть типы графических изображений (рисунок, диаграмма, графики, графы, эскиз, технический рисунок, чертёж,
схема, карта, пиктограмма и другие);
называть основные элементы графических изображений (точка, линия, контур, буквы и цифры, условные знаки);

называть и применять чертёжные инструменты;
читать и выполнять чертежи на листе А4 (рамка, основная надпись, масштаб, виды, нанесение размеров).
знать и выполнять основные правила выполнения чертежей с использованием чертёжных инструментов;
владеть ручными способами вычерчивания чертежей, эскизов и технических рисунков деталей;
К концу обучения 2 года:
называть виды конструкторской документации;
называть и характеризовать виды графических моделей;
выполнять и оформлять разрезы и сечение деталей;
выполнять и оформлять сборочный чертёж и строительные чертежи;
уметь читать чертежи деталей и осуществлять расчёты по чертежам.
оформлять конструкторскую документацию,
характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся.
Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка
и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.
В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых
применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.
Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено
значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и
систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является
контрольной.
Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых
за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу
программы.
Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за
правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.
Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:

1. Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр
чертёжным шрифтом, нанесение размеров).
2. Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно
их назначению, полнота и правильность ответа).
После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации
пробелов в их знаниях.
Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.
При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила
и условности изображений и обозначений;
б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания;
излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по
требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно
развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения;
б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с
помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и
обозначений усвоил;
б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения
средств наглядности.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;

б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала.
При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт
тетрадь; чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведёт
тетрадь;
б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;
в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и
устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы,
предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;
б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.
Оценка «1» ставится, если ученик не подготовлен к работе, совершенно не владеет умениями и навыками,
предусмотренными программой.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Методическая литература:
4. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С.
общеобразовательных учреждений. М.:Вента-Граф , 2011.

Черчение:

Учебник

для

8-9

классов

5. Борисов Д.М. Черчение. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности.
М.:Просвещение,1987, с изменениями.
6. Василенко Е.А. Методика обучения черчению. Учебное пособие
для студентов и учащихся. – М.:
Просвещение,1990.
7. Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вента- Граф, 2004.
8. Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство
АСТ», 2001.
9. Манцветова Н.В., Майнц Д.Ю., Галиченко К.Я., Ляшевич К.К. Проекционное черчение с задачами. Учебное пособие
для технических специальных вузов. – М.: Высшая школа, 1978.
10. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.
Для учащихся:
1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 8-9 классов
общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Вента-Граф», 2010.
2. Карточки-задания по черчению для 8 классов. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Катханова, А. Л. Терещенко. –
М.: Просвещение,1990.
Учебные таблицы:
2. Макарова М.Н. Таблицы по черчению, 8 класс: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1987
Инструменты, принадлежности и материалы для черчения.
16. Учебник «Черчение»;
17. Тетрадь в клетку формата 48 листов;
18. Рабочая тетрадь В.И. Вышнепольский к учебнику;
19. Чертежная бумага плотная нелинованная — формат А4;
20. Миллиметровая бумага;
21. Калька;

22. Готовальня школьная (циркуль круговой, циркуль разметочный);
23. Линейка деревянная 30 см;
24. Чертежные угольники с углами:
c) 90, 45, 45 - градусов;
d) 90, 30, 60 - градусов.
25. Транспортир;;
26. Простые карандаши – «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);
27. Ластик для карандаша (мягкий);
28. Инструмент для заточки карандаша.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».