Физическая культура

Рабочая программа
по учебному предмету «Физическая культура»

для 5-9 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА», ООО
НОРМАТИВНОЕ ОСНОВАНИЕ
Рабочая программа составлена с учетом следующих документов:
1. Федеральный закон РФ «Об Образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ, от 29.12.2012;
2. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области»;
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010
№1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 №1577, от 11.12.2020 №712);
4. СанПин 1.2.3.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01. 2021 г. N 2 и санитарными правилами
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №28;
5. Приказ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России от 20.05.2020 г. № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность";
6. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ№3».
7. Учебный план МБОУ «СОШ №3».
8. Положение о рабочих программах МБОУ СОШ №3.
Средством реализации рабочей программы являются учебники Ляха В.И. для общеобразовательных учреждений «Физическая культура 5—9
классы». Издательства «Просвещение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Физическая культура» изучается с 5 по 9 класс из расчѐта 3 ч в неделю: в 5 классе — 70 ч, в 6 классе — 70 ч, в 7 классе — 70
ч, в 8 классе — 70 ч, в 9 классе —70ч. Рабочая программа рассчитана на 350 ч на пять лет обучения (по 2 ч в неделю).
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной
творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физическая культура, как любой другой предмет, включѐнный в Базисный
учебный план, также ориентирована на достижение этой цели. В свою, очередь специфической целью школьного физического воспитания является
формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и
длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Образовательный процесс
учебного предмета «Физическая культура» в основной школе направлен на решение следующих задач:
• содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным
условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;

• обучение основам базовых видов двигательных действий;
• дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на
сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и
кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);
• формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и
нравственных качеств;
• выработку представлений о физической культуре личности и приѐмах самоконтроля;
• углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время
занятий, оказание первой помощи при травмах;
• воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
• выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
• формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
• воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
• содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения учебного предмета в основной школе:
Выпускник научится:
-рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы еѐ развития, характеризовать основные направления и
формы еѐ организации в современном обществе;
-характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и
физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
-определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими
сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических
качеств;
-разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи,
рационально планировать режим дня и учебной недели;
-руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от
времени года и погодных условий;
-руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
-характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять
смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
-характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
-определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием
физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Выпускник научится:
-использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга,
укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
-составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную
нагрузку с учѐтом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
-классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе
самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
-самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и
своевременно устранять их;
-тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать
особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
-взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий,
освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Выпускник получит возможность научиться:
-вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими
упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической
подготовленности;
-проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристских походов, обеспечивать их
оздоровительную направленность;
-проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
-выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой
и учебной деятельности;
-выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты,
выносливости, гибкости и координации);
-выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
-выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
-выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
-выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать технику умения последовательно чередовать их в процессе
прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);
-выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
-выполнять основные технические действия и приѐмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
-выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
-выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учѐтом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья; преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазанья, прыжков и бега;
-осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
-выполнять тестовые нормативы по физической подготовки.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 5— 9 классов направлена на достижение учащимися личностных,
метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России;
• знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
• воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
• готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;
• участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи.
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в
процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию
к обучению и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных
интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. Личностные результаты освоения
программного материала проявляются в следующих областях культуры. В области познавательной культуры:
• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастно- половым
нормативам;

• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний,
травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
• владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной направленности,
составлению содержания индивидуальных занятий в соответствии с задачами улучшения физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
• способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время
игр и соревнований;
• способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
• владение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной
деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим. В области трудовой культуры:
• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха; умение проводить туристские
пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
• умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным
соревнованиям. В области эстетической культуры:
• умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности;
• формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями;
• формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринуждѐнно. В области коммуникативной культуры:
• владение умением осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных систем (в справочных источниках, учебнике, в сети
Интернет и др.), а также обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и
спортом;
• владение умением формулировать цель и задачи индивидуальных и совместных с другими детьми и подростками занятий физкультурнооздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы взаимодействия с партнѐрами во время
учебной, игровой и соревновательной деятельности.
В области физической культуры:
• владение умениями: — в циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в
равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину;
выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»; проплывать 50 м; — в метаниях на дальность и на меткость: метать
малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четырѐхшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать
малый мяч и мяч 150 г с места и с 3 шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10— 15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по
медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м; — в гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырѐх
элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки);
комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящих из шести элементов, или комбинацию, состоящую из шести
гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырѐх элементов, включающую кувырки вперѐд и назад, стойку на голове
и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперѐд и назад в полушпагат, «мост» и поворот в упор стоя на одном колене (девочки); — в
единоборствах: осуществлять подводящие упражнения по овладению приѐмами техники и борьбы в партере и в стойке (юноши); - в спортивных
играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощѐнным правилам); « демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных
физических способностей;

•

владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации,
выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений;
• владеть способами спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырѐхборью: бег 60 м, прыжок в длину или в
высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта; • владеть правилами поведения на
занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену;
помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность,
самостоятельность, выдержку и самообладание.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
• умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение; « умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и
мышления, физических, психических и нравственных качеств;
• понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека, расширяющего возможности выбора
профессиональной деятельности и обеспечивающего длительную творческую активность;
• понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и
девиантного (отклоняющегося от норм) поведения.
В области нравственной культуры:
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим
ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
• проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам, проявление культуры взаимодействия, терпимости и
толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
• ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за
результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность
выполнения заданий;

•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•

•
•

приобретение умений планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать места занятий и обеспечивать их
безопасность;
закрепление умения поддержания оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности посредством активного
использования занятий физическими упражнениями, гигиенических факторов и естественных сил природы для профилактики психического и
физического утомления.
В области эстетической культуры:
знание факторов, потенциально опасных для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг), и их опасных последствий;
понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками, исходя из
целесообразности и эстетической привлекательности;
восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения,
неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих
решений;
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить еѐ до собеседника.
В области физической культуры:
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения
содержанием;
владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической
культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно- оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной
физических нагрузок, использования этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий.
Предметные результаты. В основной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования результаты изучения курса «Физическая культура» должны отражать:
понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни,
укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать
физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной,
тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учѐтом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать
содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности
и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лѐгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в
организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за
динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на
него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять
индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность еѐ воздействия на организм во время самостоятельных занятий
физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;

•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•

формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные
способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приѐмами и
физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной
деятельности; расширение двигательного опыта за счѐт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение
функциональных возможностей основных систем организма.
Предметные результаты, так же как личностные и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
знания по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в
организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
способность проявлять инициативу и самостоятельность при организации совместных занятий физическими упражнениями, доброжелательное и
уважительное отношение к участникам с разным уровнем их умений, физических способностей, состояния здоровья;
умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказывать им помощь при освоении новых двигательных действий, корректно
объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперникам во время игровой и соревновательной
деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания по технической и физической подготовке;
умение организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями разной функциональной направленности, обеспечивать
безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
умение организовывать и проводить самостоятельные занятия по базовым видам школьной программы, подбирать физические упражнения в
зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
• умение организовывать самостоятельные занятия с использованием физических упражнений по формированию телосложения и правильной
осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей
физического развития; умение организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений при выполнении упражнений
разной направленности (на развитие координационных способностей, силовых, скоростных, выносливости, гибкости)
в
зависимости
от
индивидуальных особенностей физической подготовленности;
способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития, осанки, показателями основных физических способностей,
объективно их оценивать и соотносить с общепринятыми нормами и нормативами. В области коммуникативной культуры:
способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, умело применяя соответствующие понятия и термины;
умение определять задачи занятий физическими упражнениями, включѐнными в содержание школьной программы, аргументировать, как их
следует организовывать и проводить; о способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, проводить занятия в
качестве командира отделения, капитана команды, владея необходимыми информационными жестами.
В области физической культуры:

•
•
•

способность отбирать физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы в соответствии с их функциональной
направленностью, составлять из них индивидуальные комплексы для осуществления оздоровительной гимнастики, использования закаливающих
процедур, профилактики нарушений осанки, улучшения физической подготовленности;
способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической направленности, регулировать величину
физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию
основных физических (кондиционных и координационных) способностей, контролировать и анализировать эффективность этих занятий, ведя
дневник самонаблюдения.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Знания о физической культуре. История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и
олимпийского движения. История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения
отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр. Физическая культура в
современном обществе. Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережному отношению к природе
(экологические требования).
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека. Физическая подготовка и еѐ связь с укреплением здоровья,
развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Техническая подготовка.
Техника движений и еѐ основные показатели. Всестороннее и гармоничное физическое развитие. Адаптивная физическая культура. Спортивная
подготовка. Здоровье и здоровый образ жизни. Допинг. Концепция честного спорта. Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека. Режим дня и его основное содержание. Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические
требования. Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности. Проведение самостоятельных занятий по
коррекции осанки и телосложения. Восстановительный массаж. Проведение банных процедур. Первая помощь во время занятий физической культурой
и спортом.
СПОСОБЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ (ФИЗКУЛЬТУРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Организация и проведение самостоятельных занятий
физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней
зарядки, физкультминуток и физкульт-пауз (подвижных перемен). Планирование занятий физической подготовкой. Проведение самостоятельных
занятий прикладной физической подготовкой. Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий физкультурнооздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения упражнений
(технических ошибок). Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ. Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме
учебного дня и учебной недели. Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью. Гимнастика с основами акробатики. Организующие
команды и приѐмы. Акробатические упражнения и комбинации. Ритмическая гимнастика (девочки). Опорные прыжки. Упражнения и комбинации на
гимнастическом бревне (девочки). Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).
Легкая атлетика. Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Метание малого мяча. Кроссовая подготовка длительный бег на
выносливость.
Спортивные игры. Баскетбол. Игра по правилам. Волейбол. Игра по правилам. Футбол. Игра по правилам.
Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные упражнения.

Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.
Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости.
Легкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.
Лыжная подготовка (лыжные гонки). Развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты.
Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.
Волейбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА С УКАЗАНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
5 класс
п/п

Разделы программы

кол-во часов

I Знания о физической культуре
1

История физической культуры

2

Физическая культура (основные понятия)

В процессе урока

3

Физическая культура человека

В процессе урока

II Способы двигательной (физкультурной) деятельности

1

В процессе урока и самостоятельных занятий

II Физическое совершенствование
1

Физкультурно-оздоровительная деятельность

2 Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью

В режиме учебного дня и учебной недели
В режиме учебного дня и учебной недели

2.1

Гимнастика с основами акробатики

8

2.2

Легкая атлетика

18

2.3

Спортивные игры:

26

Футбол

6

2.3.1

2.3.2

Баскетбол

10

2.3.3

Волейбол

10

2.4

Плавание

3

2.5

Лыжные гонки

14

Всего

70

6 класс
п/п

Разделы программы

кол-во часов

I

Знания о физической культуре

1

1

История физической культуры

В процессе урока

2

Физическая культура (основные понятия)

В процессе урока

3

Физическая культура человека

В процессе урока

II

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

В процессе урока и самостоятельных занятий

III

Физическое совершенствование

1

Физкультурно-оздоровительная деятельность

2

Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей
направленностью

В режиме учебного дня и учебной недели
В режиме учебного дня и учебной недели

2.1

Гимнастика с основами акробатики

7

2.2

Легкая атлетика

18

2.3

Спортивные игры:

25

2.3.1

Футбол

5

2.3.2

Баскетбол

11

2.3.3

Волейбол

9

2.4

Плавание

3

2.5

Лыжные гонки

13

2.6

Систематизация и обобщение знаний

3

Всего

70

7 класс
п/п

Разделы программы

кол-во часов

I

Знания о физической культуре

1

История физической культуры

В процессе урока

2

Физическая культура (основные понятия)

В процессе урока

3

Физическая культура человека

В процессе урока

II

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

В процессе урока и самостоятельных занятий

III

Физическое совершенствование

1

Физкультурно-оздоровительная деятельность

В режиме учебного дня и учебной недели

2

Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей

В режиме учебного дня и учебной недели

1

направленностью
2.1

Гимнастика с основами акробатики

7

2.2

Легкая атлетика

18

2.3

Спортивные игры:

25

2.3.1

Футбол

5

2.3.2

Баскетбол

11

2.3.3

Волейбол

9

2.4

Плавание

3

2.5

Лыжные гонки

13

2.6

Систематизация и обобщение знаний

4

Всего

70

8 класс
п/п

Разделы программы

кол-во часов

I

Знания о физической культуре

1

История физической культуры

В процессе урока

2

Физическая культура (основные понятия)

В процессе урока

3

Физическая культура человека

В процессе урока

II

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

В процессе урока и самостоятельных занятий

III

Физическое совершенствование

1

Физкультурно-оздоровительная деятельность

1
2

Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей
направленностью

В режиме учебного дня и учебной недели
В режиме учебного дня и учебной недели

2.1

Гимнастика с основами акробатики

10

2.2

Легкая атлетика

19

2.3

Спортивные игры:

25

2.3.1

Футбол

5

2.3.2

Баскетбол

10

2.3.3

Волейбол

10

2.4

Плавание

1

2.5

Лыжные гонки

14

Всего

70

9 класс
п/п

Разделы программы

кол-во часов

I

Знания о физической культуре

1

1

История физической культуры

В процессе урока

2

Физическая культура (основные понятия)

В процессе урока

3

Физическая культура человека

В процессе урока

II

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

В процессе урока и самостоятельных занятий

III

Физическое совершенствование

1

Физкультурно-оздоровительная деятельность

2

Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей
направленностью

В режиме учебного дня и учебной недели
В режиме учебного дня и учебной недели

2.1

Гимнастика с основами акробатики

10

2.2

Легкая атлетика

19

2.3

Спортивные игры:

24

2.3.1

Футбол

4

2.3.2

Баскетбол

10

2.3.3

Волейбол

10

2.4

Плавание

2

2.5

Лыжные гонки

14

Всего

70
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ

Физическая культура совместно с другими предметами решает одну из важных проблем – проблему здоровья ребенка.
Предметом обучения физической культуре в школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В
процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные
действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Цель: формирование у учащихся школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной
деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих
систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим
действиям из базовых видов спорта;

- формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и
физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Специфические задачи обучения физической культуры направлены на коррекцию недостатков мыслительный и речевой деятельности детей, на
повышение познавательной активности. В процессе обучения должны компенсироваться недоразвитие эмоционально-волевой сферы детей,
происходить формирование такие личностных качеств, как наблюдательность, самостоятельность, целенаправленность.
В ходе освоения содержания курса «Физическая культура» обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Содержание обучения представлено разделами:
Знания о физической культуре
Физические упражнения.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Общеразвивающие упражнения
В результате обучения обучающиеся с ОВЗ начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития,
физической подготовленности и трудовой деятельности.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
При оценке знаний обучающихся по предмету «Физическая культура» надо учитывать их глубину, полноту, аргументированность, умение
использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором обучающийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает,
используя в деятельности.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценку «3» получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной
аргументации и умения использовать знания на практике.
Оценка «2» выставляется за непонимание и незнание материала программы.
С целью проверки знаний используются различные методы. Оценка техники владения двигательными действиями, умениями и
навыками:
«5» — двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко; обучающиеся по заданию
учителя используют их в нестандартных условиях;
«4» — двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений;
«3» — двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к
неуверенному или напряженному выполнению. Обучающийся по заданию учителя не может выполнить его в нестандартных и сложных в сравнении с
уроком условиях;

«2»— двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечетко.
В числе методов оценки техники владения двигательными основными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнения и
комбинированный. Чтобы правильно и точно оценить уровень физической подготовленности обучающегося, учителю следует учитывать два
показателя:
Первый — исходный уровень подготовленности в соответствии с ныне действующей комплексной программой физического воспитания.
Второй — сдвиги ученика в показателях физической подготовленности за определенный период времени.
Итоговая оценка успеваемости по физической культуре складывается из суммы баллов, полученных учащимся за все ее составляющие. При этом
преимущественное значение имеют оценки за умения и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность.
Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех
видов двигательных действий и нормативов, которые им противопоказаны по состоянию здоровья. Школьники специальной медицинской группы
оцениваются по уровню овладения ими раздела «Основы знаний», умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность и выполнения
доступных для них двигательных действий.
Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО). Примерная тематика докладов и презентаций для
5-9класс.
 Основные причины травматизма во время занятий физической культурой.
 Основные требования по обеспечению безопасности при проведении соревнований по баскетболу, футболу, волейболу.
 Что такое здоровый образ жизни и как вы его реализуете?
 Значение правильной осанки для жизнедеятельности человека. Как правильно ее формировать? Выполните несколько упражнений на
формирование правильной осанки.
 Какие меры безопасности необходимо принять перед началом занятий по гимнастике.
 Какие признаки различной степени утомления вы знаете и что надо делать, если это уже случилось?
 Каким образом могут повлиять занятия физическими упражнениями на развитие телосложения?
 Что понимается под физической культурой личности и в чем выражается взаимосвязь с общей культурой общества?
 Почему необходимо отслеживать физическую нагрузку во время самостоятельных занятий, направленных на развитие силы?
 Современные спортивно-оздоровительные системы физических упражнений по формированию культуры движений и телосложения.
 Для чего нужен дневник самоконтроля (самонаблюдения)?
 Физическая культура и ее роль в формировании здорового образа жизни.
 Что понимается под индивидуальным физическим развитием и по каким основным показателем оно оценивается?
 Что понимается под качеством «выносливость»? Основные правила его развития в процессе самостоятельных занятий физической культурой.

Правила этического поведения во время спортивных соревнований и игр.
 Почему занятия физической культурой оказывают положительное влияние
на формирование качеств личности (смелости, воли,
инициативности и терпимости)?
 Понятие «физическая нагрузка». Основные способы ее регулирования во время самостоятельных занятий физической культурой.
 Основные требования безопасности во время занятий по легкой атлетике.
 Меры безопасности при проведении занятий по лыжной подготовке.
 История, девиз, символика и ритуал Олимпийских игр.
 Требования, предъявляемые к одежде и обуви для занятий физической культурой и спортом.




Как и каким образом происходит влияние занятий физической культурой на вредные привычки (наркоманию, алкоголизм, курение)?
Какие профилактические меры надо соблюдать для предупреждения развития плоскостопия (требования к обуви; общеразвивающие,
корригирующие и специальные упражнения).
Уровень физической подготовленности 2 ступень ГТО — для 9-10 лет
Возраст 9-10 лет

№ п/п

Виды испытаний (тесты)

Мальчики

Девочки

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ (ТЕСТЫ)
1.

Бег на 60 м (сек.)

12,0 11,6 10,5

12,9 12,3 11,0

2.

Бег на 1 км (мин., сек.)

6.30 6.10 4.50

6.50 6.30 6.00

Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз)

2

3.

4.

3

5

или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз)

7

9

15

5

7

12

или сгибание и разгибание рук упоре лежа на полу (кол-во раз)

9

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу (достать пол)

Пальцами Ладонями Пальцами Ладонями

12

16

ИСПЫТАНИЯ (ТЕСТЫ) ПО ВЫБОРУ
Прыжок в длину с разбега (см)

190

220

290

190

200

260

или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)

130

140

160

125

130

150

Метание мяча весом 150 г (м)

24

27

32

13

15

17

Бег на лыжах на 1 км (мин., сек.)

8.15 7.45 6.45

или на 2 км

Без учета времени

или кросс на 2 км по пере- сеченной местности*

Без учета времени

Плавание без учета времени (м)

25

25

50

25

25

50

Кол-во видов испытаний видов (тестов) в возрастной группе

8

8

8

8

8

8

Кол-во испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса**

6

6

7

6

6

7

5.
6.

7.

8.

8.40 8.20 7.30

* Для бесснежных районов страны
** При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты) на силу, быстроту, гибкость и выносливость.
3 ступень ГТО — для 11-12 лет
№
п/п

Возраст 11-12 лет
Виды испытаний (тесты)

Мальчики

Девочки

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ (ТЕСТЫ)
1.
2.

3.

4.

Бег на 60 м (сек.)

11,0

10,8

9,9

11,4

11,2

10,3

Бег на 1,5 км (мин., сек.)

8.35

7.55

7.10

8.55

8.35

8.00

или на 2 км (мин., сек.)

10.25

10.00

9.30

12.30

12.00

11.30

Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз)

3

4

7
9

11

17

7

8

14

или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз)
или сгибание и разгибание рук упоре лежа на полу (кол-во раз)

12

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу

Касание пола пальцами рук

14

20

ИСПЫТАНИЯ (ТЕСТЫ) ПО ВЫБОРУ
5.
6.

7.

8.

Прыжок в длину с разбега (см)

280

290

330

240

260

300

или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)

150

160

175

140

145

165

Метание мяча весом 150 г (м)

25

28

34

14

18

22

Бег на лыжах на 2 км (мин., сек.)

14.10

13.50

13.00 14.50

14.30

13.50

или на 3 км

Без учета времени

или кросс на 3 км по пере- сеченной местности*

Без учета времени

Плавание 50 м (мин., сек.)

Без учета
времени

0.50

Без учета
времени

1.05

9.

10.

Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или
стойку, дистанция — 5 м (очки)

10

15

20

10

15

20

или из электронного оружия из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку,
дистанция 5 м (очки)

13

20

25

13

20

25

Туристический поход с проверкой туристических навыков

на дистанцию 5 км

Кол-во видов испытаний видов (тестов) в возрастной группе

10

10

10

10

10

10

Кол-во испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия
Комплекса**

6

7

8

6

7

8

* Для бесснежных районов страны
** При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты) на силу, быстроту, гибкость и выносливость.
4 ступень ГТО — для 13-15 лет
№
п/п

Возраст 13-15 лет
Виды испытаний (тесты)

Мальчики

Девочки

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ (ТЕСТЫ)
1.
2.

3.

4.

Бег на 60 м (сек.)

10,0

9,7

8,7

10,9

Бег на 2 км (мин., сек.)

9.55

9.30

9.00

12.10 11.40 11.00

или на 3 км (мин., сек.)

Без учета времени

Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз)

4

6

10

или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз)

—

—

или сгибание и разгибание рук упоре лежа на полу (кол-во раз)

—

—

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу (достать пол)

Пальцами

Ладонями Пальцами

Ладонями

330

390

330

10,6

9,6

—

—

—

—

9

11

18

—

7

9

15

ИСПЫТАНИЯ (ТЕСТЫ) ПО ВЫБОРУ
5.

Прыжок в длину с разбега (см)

350

280

290

или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)

175

185

200

150

155

175

6.

Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз 1 мин.)

30

36

47

25

30

40

7.

Метание мяча весом 150 г (м)

30

35

40

18

21

26

Бег на лыжах на 3 км (мин., сек.)

18.45 17.45 16.30

22.30 21.30 19.30

или на 5 км (мин., сек.)

28.00 27.15 26.00

—

или кросс на 3 км по пере- сеченной местности *

Без учета времени

Плавание на 50 м (мин., сек.)

Без учета

0.43

Без учета

1.05

Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол
или стойку, дистанция — 10 м (очки)

15

20

25

15

20

25

или из электронного оружия из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку,
дистанция — 10 м (очки)

18

25

30

18

25

30

11.

Туристический поход с проверкой туристических навыков

на дистанцию 10 км

12.

Самозащита без оружия (очки)

1520

8.

9.

10.

Кол-во видов испытаний видов (тестов) в возрастной группе

12

Кол-во испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия
Комплекса**

6

—

—

2125

26-30

1520

2125

26-30

7

8

6

7

8

* Для бесснежных районов страны
** При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты) на силу, быстроту, гибкость и выносливость.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Физическая культура 5-9 классы / В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, Ю.А.Копылов и др.; под ред. В.И. Ляха, Г.Б. Мейксона. – М.: «Просвещение», 2011.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».