Изобразительное искусство

Рабочая программа
по учебному предмету «Изобразительное искусство»

для 5-7 классов

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»,
ООО
Рабочая программа составлена с учетом следующих документов:
1. Федеральный закон РФ «Об Образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ, от 29.12.2012;
2. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области»;
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от
17.12.2010 №1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 №1577, от 11.12.2020 №712);
4. СанПин 1.2.3.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01. 2021 г. N 2 и санитарными
правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября
2020 г. №28;
5. Приказ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России от 20.05.2020 г. № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность";
6. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ№3».
7. Учебный план МБОУ «СОШ №3».
8. Положение о рабочих программах МБОУ СОШ №3.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены Федеральным
государственным стандартом общего образования.
Реализация учебной программы обеспечивается учебниками:
5 класс - Горяева Н.А., Островская О.В. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни
человека.- М.: Просвещение, 2015.
6 класс - Неменская Л.А./Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. - М.: Просвещение, 2016.
7 класс - Питерских А.С., Гуров Г.Е./Под ред. Неменского Б.М.. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека – М.:
Просвещение, 2017
включёнными в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в
образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

2

ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основная цель предмета Изобразительное искусство – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как форм
эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве
культуры.
Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе практической, деятельностной формы – в процессе личностного
художественного творчества.
Основные задачи предмета Изобразительное искусство:
формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой
ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных
образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, способностью к анализу и
структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической
организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Программа по изобразительному искусству дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности
учителя, учета особенностей конкретного региона России.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, учебный план МБОУ «СОШ №3»
предусматривает обязательное изучение изобразительного искусства
5 класс – 35 часов (1 урок в неделю),
6 класс – 35 часов (1час в неделю)
7 класс – 35 часов (1 час в неделю)

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУСТВУ
3

Занятия по изобразительному искусству в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы
общего образования федерального государственного образовательного стандарта направлены на достижение учащимися личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
– воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
– формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
– освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
– развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
– формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
– формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
– развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
– умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
4

– умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
– умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение;
– умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение монологической контекстной речью;
– формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований
стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей
ступени общего образования.
Предметные результаты изучения предметной области «Изобразительное искусство» должны отражать:
– формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания
жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого
воображения;
– развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры;
– освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей,
воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения
отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
– воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных
образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

5

– приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств:
изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над
визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
– приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуальнопространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,
видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
– развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия,
интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно значимой ценности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Выпускник научится:

характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо
жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;

раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;

создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;

создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;

умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство
формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели,
Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в
конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный
замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;

характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;

различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;

находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в
произведениях народных и современных промыслов;

различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
6


называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов
искусства;

классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания
изменений видения мира;

объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;

композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;

создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;

простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;

навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);

изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;

создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;

строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;

характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема
предметов и глубины пространства;

передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;

творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;

выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;

рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих
смыслов;

применять перспективу в практической творческой работе;

навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;

навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;

видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;

навыкам создания пейзажных зарисовок;

различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;

пользоваться правилами работы на пленэре;

использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством
эмоциональной выразительности живописного произведения;

навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;

различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма,
перспектива и др.);

определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения,
соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
7


пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками
лепки, использовать коллажные техники;

различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;

различать и характеризовать виды портрета;

понимать и характеризовать основы изображения головы человека;

пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;

видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при
изображении с натуры, по представлению, по памяти;

видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы
предметов;

использовать графические материалы в работе над портретом;

использовать образные возможности освещения в портрете;

пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;

называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;

навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;

навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;

навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;

рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа
человека в истории искусства;

приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические
материалы;

характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений
художника над жизнью;

объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;

изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;

узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;

перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;

характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение
его мировоззренческих позиций и идеалов;

узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;

характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;

рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания
и образа национальной истории;
8


называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;

творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;

творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему;

творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;

представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном
значении в культуре;

называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;

узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;

характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;

рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;

описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;

творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;

анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;

культуре зрительского восприятия;

характеризовать временные и пространственные искусства;

понимать разницу между реальностью и художественным образом;

представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А.
Фаворский;

опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;

собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали
быта и т.д.);

представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;

опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;

систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;

распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;

понимать сочетание различных объемов в здании;

понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;

иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;

понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;

различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;

характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;

понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;

осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
9


применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;

применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;

получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет
расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;

приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;

характеризовать основные школы садово-паркового искусства;

понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;

называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;

понимать основы краткой истории костюма;

характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;

применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны;

использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурноландшафтных объектов;

отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;

использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических
комплектов одежды;

узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;

различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные
особенности соборов Московского Кремля;

различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в
общественной, духовной и художественной жизни Руси;

узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;

характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;

раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;

работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по
различным темам;

различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;

создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать
выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
10


рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;

ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;

использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;

выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;

характеризовать признаки и особенности московского барокко;

создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
Выпускник получит возможность научиться:

активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания
различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного
искусства;

различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к
природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;

понимать специфику изображения в полиграфии;

различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);

различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);

проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;

создавать художественную композицию макета книги, журнала;

называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;

называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;

называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;

называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;

называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;

понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;

активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать
изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;

определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;

использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать
композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной
скульптуры;

создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
11


узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;

узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;

осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать
выразительные образы;

применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;

понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;

характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;

создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;

получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;

использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;

понимать основы сценографии как вида художественного творчества;

понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;

называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);

различать особенности художественной фотографии;

различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);

понимать изобразительную природу экранных искусств;

характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;

различать понятия: игровой и документальный фильм;

называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;

понимать основы искусства телевидения;

понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;

применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;

применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для
спектакля из доступных материалов;

добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;

использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как
художественно-выразительных средств фотографии;

применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и
т. д.;

пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;
12


понимать и объяснять синтетическую природу фильма;

применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;

применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;

использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;

применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей
компьютерной анимации;

смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;

использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;

реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного
наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных
представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры.
В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства.
Программа включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна,
архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства.
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство», суть которого заключается в
том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и
нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и
живущих по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.
В программу включены следующие основные виды художественно-творческой деятельности:

ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;

изобразительная деятельность (основы художественного изображения);

декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства);

художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры);

художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является художественный образ, созданный средствами
разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России»,
«Обществознание», «География», «Математика», «Технология».
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты
13

Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба:
единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа
декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их
символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в
народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных
промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба
по бересте). Связь времен в народном искусстве.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности
изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия,
пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма.
Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте.
Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников
– импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А.
Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело
Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы
представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве
(Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли,
Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в
русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К.
Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой
жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в
искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А.
Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах
декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. От
плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные
элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал.
14

Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной
архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садовопаркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной
среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.
Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской
Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир
древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения
Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко.
Искусство полиграфии
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы
изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы
макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.
Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв.
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные
шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков).
Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века
(П.А. Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной живописи
XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре
модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге). Монументальная скульптура
второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф.
Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр,
Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств
имени А.С. Пушкина). Художественно-творческие проекты.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного
творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт
художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной
фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи.
Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной
выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс
творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф.
15

Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.).
Художественно-творческие проекты.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

1

СОДЕРЖАНИЕ.

5 КЛАСС

Народное
художественное
творчество – неиссякаемый источник
самобытной красоты
Солярные знаки (декоративное
изображение
и
их
условносимволический характер). Древние
образы в народном творчестве. Русская
изба: единство конструкции и декора.
Крестьянский дом как отражение уклада
крестьянской жизни и памятник
архитектуры. Орнамент как основа
декоративного
украшения.
Праздничный народный костюм –
целостный художественный
образ.
Обрядовые
действия
народного
праздника, их символическое значение.
Различие национальных особенностей
русского орнамента и орнаментов
других народов России. Древние образы
в народных игрушках (Дымковская
игрушка, Филимоновская игрушка).
Композиционное, стилевое и цветовое
единство
в
изделиях
народных
промыслов
(искусство
Гжели,
Городецкая
роспись,
Хохлома,
Жостово, роспись по металлу, щепа,

12 урок Народное
художественное творчество –
неиссякаемый источник
самобытной красоты
1
урок
Солярные
знаки
(декоративное изображение и их
условно-символический
характер).
2 урок Древние образы в
народном творчестве.
3урок Русская изба: единство
конструкции и декора.
4 урок Крестьянский дом как
отражение уклада крестьянской
жизни и памятник архитектуры.
5 урок Орнамент как основа
декоративного украшения.
6 урок Праздничный народный
костюм
–
целостный
художественный образ.
7 урок
Обрядовые действия народного
праздника, их символическое

6 КЛАСС

7 КЛАСС

16

роспись по лубу и дереву, тиснение и значение.
резьба по бересте). Связь времен в 8 урок Различие национальных
народном искусстве.
особенностей
русского
орнамента и орнаментов других
народов России
9-11 урок Древние образы в
народных игрушках (Дымковская
игрушка,
Филимоновская
игрушка).
13-22 урок Композиционное,
стилевое и цветовое единство в
изделиях народных промыслов
(искусство Гжели, Городецкая
роспись, Хохлома, Жостово,
роспись по металлу, щепа,
роспись по лубу и дереву,
тиснение и резьба по бересте).
23-24
урок
Различие
национальных
особенностей
русского
орнамента
и
орнаментов
других
народов
России.
25 урок Связь времен в народном
искусстве.

2

Виды изобразительного искусства
и основы образного языка
Пространственные
искусства.
Художественные материалы. Жанры в
изобразительном
искусстве.
Выразительные
возможности
изобразительного искусства. Язык и
смысл.
Рисунок
–
основа
изобразительного
творчества.
Художественный
образ.
Стилевое

15 , 33урок Виды
изобразительного искусства и
основы образного языка
1 урок
Пространственные искусства.
Художественные материалы
Жанры в изобразительном
искусстве.
17

единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет.
Основы цветоведения. Композиция.
Натюрморт.
Понятие
формы.
Геометрические
тела:
куб,
шар,
цилиндр, конус, призма. Многообразие
форм окружающего мира. Изображение
объема на плоскости. Освещение. Свет
и тень. Натюрморт в графике. Цвет в
натюрморте.
Пейзаж.
Правила
построения перспективы. Воздушная
перспектива.
Пейзаж
настроения.
Природа и художник. Пейзаж в
живописи
художников
–
импрессионистов (К. Моне, А. Сислей).
Пейзаж в графике. Работа на пленэре.

28
урок
Жанры
в
изобразительном искусстве.
8урок
Выразительные
возможности
изобразительного искусства.
16 урок
Выразительные возможности
изобразительного искусства
2 урок Рисунок – основа
изобразительного творчества.
3 урок Художественный образ.
Стилевое единство.
4 урок Линия, пятно.
5 урок Цвет.
6 урок Основы цветоведения.
10 урок Композиция.
16
урок
Композиция.
Натюрморт.
7урок Понятие формы.
11 урок Понятие формы.
Геометрические тела: куб,
шар, цилиндр, конус, призма.
9 урок Многообразие форм
окружающего мира.
12 урок Изображение объема
на плоскости.
13 урок Освещение. Свет и
тень. Цвет в натюрморте.
14 урок Натюрморт в графике.
29 урок Пейзаж. Правила
построения перспективы.
30 урок
Воздушная перспектива.
31 урок
Пейзаж настроения.
18

32 урок
Природа и художник.
33 урок
Пейзаж настроения. Природа
и художник.
34 урок
Пейзаж
в
живописи
художников
–
импрессионистов (К. Моне, А.
Сислей).
35 урок
Пейзаж в графике. Работа на
пленэре
3

Понимание смысла деятельности
художника
Портрет.
Конструкция
головы
человека и ее основные пропорции.
Изображение головы человека в
пространстве. Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Образные возможности освещения в
портрете. Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого (В.А.
Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской,
В.А. Серов). Портрет в изобразительном
искусстве XX века (К.С. ПетровВодкин, П.Д. Корин).
Изображение фигуры человека и
образ человека. Изображение фигуры
человека в истории искусства (Леонардо
да Винчи, Микеланджело Буанаротти,
О. Роден). Пропорции и строение
фигуры человека. Лепка фигуры
человека. Набросок фигуры человека с
натуры. Основы представлений о

17 урок
Портрет.
18 урок
Конструкция головы человека
и ее основные пропорции.
23 урок
Портрет.
19 урок
Изображение головы человека
в пространстве.
20-21 урок
Портрет в скульптуре.
22 урок
Графический
портретный
рисунок.
24урок
Образные
возможности
освещения в портрете.
25,26 урок
Роль цвета в портрете.

8 урок Понимание смысла
деятельности художника
1 урок
Изображение
фигуры
человека и образ человека.
4 урок
Изображение
фигуры
человека
в
истории
искусства
(Леонардо
да
Винчи,
Микеланджело
Буанаротти, О. Роден).
2 урок
Пропорции
и
строение
фигуры человека.
3 урок
Лепка фигуры человека.
5 урок
Пропорции
и
строение
фигуры человека.
Набросок фигуры человека с
19

выражении
в
образах
искусства
нравственного поиска человечества
(В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).

4

Вечные
темы
и
великие
исторические события в искусстве
Сюжет и содержание в картине.
Процесс работы над тематической
картиной. Библейские сюжеты в
мировом изобразительном искусстве
(Леонардо да Винчи, Рембрандт,
Микеланджело Буанаротти, Рафаэль
Санти). Мифологические темы в
зарубежном искусстве (С. Боттичелли,
Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская
религиозная живопись XIX века (А.А.
Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов).
Тематическая картина в русском
искусстве XIX века (К.П. Брюллов).
Историческая живопись художников
объединения «Мир искусства» (А.Н.
Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих).
Исторические картины из жизни моего
города (исторический жанр). Праздники
и повседневность в изобразительном
искусстве (бытовой жанр). Тема
Великой Отечественной войны в
монументальном
искусстве
и
в
живописи. Мемориальные ансамбли.

27 урок
Великие
прошлого.

натуры.
портретисты 6 урок
Набросок фигуры человека с
натуры.
7 урок
Основы представлений о
выражении
в
образах
искусства
нравственного
поиска человечества (В.М.
Васнецов, М.В. Нестеров).
15урок Вечные темы и
великие
исторические
события в искусстве
11урок
Сюжет и содержание в
картине.
Процесс
работы
над
тематической картиной.
12 урок
Библейские
сюжеты
в
мировом
изобразительном
искусстве
Леонардо
да
Винчи,
Рембрандт, Микеланджело
Буанаротти, Рафаэль Санти).
Мифологические темы в
зарубежном искусстве (С.
Боттичелли,
Джорджоне,
Рафаэль Санти).
13 урок
Русская
религиозная
живопись XIX века (А.А.
Иванов, И.Н. Крамской, В.Д.
20

Место и роль картины в искусстве XX
века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников,
В.Н.
Бакшеев,
Т.Н.
Яблонская).
Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин,
В.А. Милашевский, В.А. Фаворский).
Анималистический жанр (В.А. Ватагин,
Е.И. Чарушин). Образы животных в
современных предметах декоративноприкладного искусства. Стилизация
изображения животных.

Поленов).
10 урок
Тематическая картина в
русском искусстве XIX века
(К.П. Брюллов).
9 Историческая живопись
художников
объединения
«Мир искусства» »
(А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере,
Н.К. Рерих
14 урок
Исторические картины из
жизни
моего
города(исторический жанр
15-16 урок Праздники и
повседневность
в
изобразительном искусстве
(бытовой жанр).
24 урок Тема Великой
Отечественной
войны
в
монументальном искусстве и
в живописи. Мемориальные
ансамбли
10 урок Место и роль
картины в искусстве XX века
(Ю.И.
Пименов,
Ф.П.
Решетников, В.Н. Бакшеев,
Т.Н. Яблонская).
34
урок
Искусство
иллюстрации (И.Я. Билибин,
В.А. Милашевский, В.А.
Фаворский).
35 урок
21

Анималистический
жанр
(В.А.
Ватагин,
Е.И.
Чарушин).
Образы
животных
в
современных
предметах
декоративно-прикладного
искусства.
Стилизация
изображения животных.

5

Конструктивное
искусство:
архитектура и дизайн
Художественный
язык
конструктивных
искусств.
Роль
искусства в организации предметно –
пространственной
среды
жизни
человека. От плоскостного изображения
к объемному макету. Здание как
сочетание различных объемов. Понятие
модуля. Важнейшие архитектурные
элементы здания. Вещь как сочетание
объемов и как образ времени. Единство
художественного и функционального в
вещи. Форма и материал. Цвет в
архитектуре и дизайне. Архитектурный
образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле
Корбюзье). Тенденции и перспективы
развития современной архитектуры.
Жилое пространство города (город,
микрорайон,
улица).
Природа
и
архитектура. Ландшафтный дизайн.
Основные школы садово-паркового

26-29 урок
История костюма
30 урок
Искусство флористики.
31 урок
Форма и материал
32-35 урок
Конструктивное
искусство: архитектура и дизайн

33 урок Конструктивное
искусство: архитектура и
дизайн
17 урок Художественный
язык
конструктивных
искусств. Роль искусства в
организации предметно –
пространственной
среды
жизни человека.
18 урок От плоскостного
изображения к объемному
макету.
19 урок Здание как сочетание
различных объемов. Понятие
модуля.
Важнейшие
архитектурные
элементы
здания.
20 урок Вещь как сочетание
объемов
и
как
образ
времени.
Единство
22

искусства. Русская усадебная культура
XVIII - XIX веков. Искусство
флористики.
Проектирование
пространственной и предметной среды.
Дизайн моего сада. История костюма.
Композиционно
конструктивные
принципы дизайна одежды.

6

Изобразительное искусство
архитектура России XI –XVII вв.
Художественная
культура
искусство
Древней
Руси,
символичность,
обращенность

художественного
и
функционального в вещи.
Форма и материал.
21 урок Цвет в архитектуре и
дизайне.
22 урок Архитектурный
образ как понятие эпохи.
(Ш.Э. ле Корбюзье).
23
урок
Тенденции
и
перспективы
развития
современной архитектуры.
25 урок Жилое пространство
города. (город, микрорайон,
улица).
26
урок
Природа
и
архитектура. Ландшафтный
дизайн. Основные школы
садово-паркового искусства.
Русская усадебная культура
XVIII - XIX веков. Искусство
флористики.
27 урок Проектирование
пространственной
и
предметной среды.
28 урок Дизайн моего сада.
29 урок История костюма.
Композиционно
конструктивные принципы
дизайна одежды

и
и
ее
к
23

7

8

внутреннему
миру
человека.
Архитектура Киевской Руси. Мозаика.
Красота и своеобразие архитектуры
Владимиро-Суздальской
Руси.
Архитектура
Великого
Новгорода.
Образный мир древнерусской живописи
(Андрей
Рублев,
Феофан
Грек,
Дионисий).
Соборы
Московского
Кремля.
Шатровая
архитектура
(церковь Вознесения Христова в селе
Коломенском, Храм Покрова на Рву).
Изобразительное
искусство
«бунташного
века»
(парсуна).
Московское барокко.
Искусство полиграфии
Специфика
изображения
в
полиграфии. Формы полиграфической
продукции (книги, журналы, плакаты,
афиши, открытки, буклеты). Типы
изображения
в
полиграфии
(графическое,
живописное,
компьютерное
фотографическое).
Искусство шрифта. Композиционные
основы макетирования в графическом
дизайне. Проектирование обложки
книги, рекламы, открытки, визитной
карточки и др.

30
урок
Специфика
изображения в полиграфии.
31 урок Искусство шрифта.
32 урок Композиционные
основы макетирования в
графическом дизайне.

Стили, направления виды и жанры в
русском изобразительном искусстве и
архитектуре XVIII - XIX вв.
Классицизм в русской портретной
живописи XVIII века (И.П. Аргунов,
Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л.
Боровиковский).
Архитектурные
24

9

шедевры стиля барокко в СанктПетербурге
(В.В.
Растрелли,
А.
Ринальди). Классицизм в русской
архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф.
Казаков).
Русская
классическая
скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин,
М.И. Козловский). Жанровая живопись
в произведениях русских художников
XIX
века
(П.А.
Федотов).
«Товарищество передвижников» (И.Н.
Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи).
Тема русского раздолья в пейзажной
живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И.
Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов).
Исторический жанр (В.И. Суриков).
«Русский стиль» в архитектуре
модерна (Исторический музей в Москве,
Храм Воскресения Христова (Спас на
Крови) в г. Санкт - Петербурге).
Монументальная скульптура второй
половины XIX века (М.О. Микешин, А.М.
Опекушин, М.М. Антокольский).
Взаимосвязь истории искусства и
истории человечества
Традиции
и
новаторство
в
изобразительном искусстве XX века
(модерн, авангард, сюрреализм). Модерн
в русской архитектуре (Ф. Шехтель).
Стиль
модерн
в
зарубежной
архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие
художественные музеи мира и их роль в
культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская
галерея). Российские художественные
музеи (Русский музей, Эрмитаж,
Третьяковская
галерея,
Музей

23-24урок
Художественнотворческие проекты.
29урок
Художественнотворческие проекты.
33-35 урок
Художественнотворческие проекты

16 урок
Художественнотворческие проекты.
27 урок
Художественнотворческие проекты.
35 урок
Художественнотворческие проекты

8 урок
Художественнотворческие проекты.
16 урок
Художественнотворческие проекты.
28 урок
Художественнотворческие проекты.

25

10

изобразительных искусств имени А.С.
Пушкина). Художественно-творческие
проекты.
Изображение в синтетических и
экранных
видах
искусства
и
художественная фотография
Роль изображения в синтетических
искусствах. Театральное искусство и
художник. Сценография – особый вид
художественного
творчества.
Костюм, грим и маска. Театральные
художники начала XX века (А.Я.
Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский.
Опыт
художественно-творческой
деятельности. Создание художественн
образа в искусстве. Особенности
художественной
фотографии.
Выразительные средства фотографии
(композиция, план, ракурс, свет, ритм и
др.). Изображение в фотографии и в
живописи. Изобразительная природа
экранных
искусств.
Специфика
киноизображения: кадр и монтаж.
Кинокомпозиция
и
средства
эмоциональной выразительности в
фильме (ритм, свет, цвет, музыка,
звук). Документальный, игровой и
анимационный фильмы. Коллективный
процесс творчества в кино (сценарист,
режиссер, оператор, художник, актер).
Мастера российского кинематографа
(С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А.
Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизио
изображение, его особенности и
возможности (видеосюжет, репортаж
26

Художественно-творческие проекты.
Всего часов

35 часов

35 часов

35 часов

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ
При изучении курса изобразительного искусства определённое внимание концентрируется на особых задачах изобразительной
деятельности в целях развития у обучающихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения, совершенствования
умения ориентироваться в задании, планировать свою работу, последовательно выполнять рисунок. Коррекция осуществляется путём
изобразительного воздействия, воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов,
их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различия между объектами.
Виды работ с детьми ОВЗ
Карточки
 с понятиями предыдущего урока
дети должны дать этим понятиям письменную характеристику. При этом карточка может содержать слова-подсказки или предложения с
пропущенными словами, чтобы детям было проще дать определение понятию.
 с практическими заданиями.
Задания
 установить соответствие между определением и толкование. После предложить карточки с практическими примерами.
Словарная работа
 по основным понятиям, касающимся темы предыдущего урока. Различные виды заданий подчинены определённому алгоритму.
Устные задания выполняются по следующему алгоритму:
 учитель проговаривает само задание дети или один ребенок проговаривают задание после учителя; можно использовать карточки с
опорными словами или с опорными предложениями;
 учитель проговаривает, как будем выполнять задание: что сначала, что потом, что в результате – дети или ребенок проговаривают за
учителем. Здесь нужно использовать карточки с алгоритмом действий, иллюстрации, отражающие алгоритм выполнения заданий, схем,
таблиц;
 пошаговое выполнение самого задания: снова возвращаемся к тому, с чего начинали выполнение задания – дети выполняют, проверяют
вместе с учителем;
 итоговая проверка выполнения задания, учет ошибок (проговаривает учитель, потом дети).
Письменные задания:
27

учитель проговаривает само задание, дети или один ребенок проговаривают задание после учителя; можно использовать карточки с
опорными словами или с опорными предложениями;
 детям раздаются карточки с заданием для самостоятельного выполнения (алгоритм действий прописывается в самой карточке или на
доске)
Проверка задания:
 учитель может индивидуально проверять задание, подходя к каждому ребенку;
 учитель просит каждого ребенка устно проговорить, что получилось в задании или один ребенок отвечает, все дети смотрят, правильно ли
они в своих карточках выполнили это задание; при этом проговариваются все ошибки и способы их устранения.
Задача нас - педагогов состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося
появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ РАБОТ ПРОПИСАНЫ В НОРМАХ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ,
УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
Используется балльная накопительная система, отметки выставляются обучающимся по результатам текущего контроля (работа на уроке.
творческие работы, рисунки).
Используется качественная оценка, выраженная комментарием (устным или письменным) к ответу или работе обучающегося.
В основу оценки устных ответов обучающихся заложены следующие критерии:
«5»отлично
* логично излагает содержание ответа на вопрос
*знает и правильно использует понятия
* в связной монологической форме пересказывает, воспроизводит информацию, содержащуюся в устном
изложении учителя
* верно характеризует основные сюжетные события
* характеризует художественные особенности произведения
*высказывает собственные суждения о художественном мире произведения
* владеет элементами сравнительного анализа
«4»хорошо

* излагает вопрос логично, но неполно
* допускает незначительные ошибки или неточности при ответе
* дает определения понятий
*выделяет сходство и различия в произведениях разных видов и жанров
* дает оценку художественным особенностям произведения
28

«3»удовлетворительно

* дает определение понятий
* комментирует произведение неполно, путает понятия, допускает другие ошибки
* не может дать характеристику героям произведения

«2»неудовлетворительно

* учащийся не владеет сюжетом произведения, допускает грубые ошибки
* комментирует произведение неполно, бессистемно, путает события и героев, допускает серьезные ошибки;
* бессвязно характеризует художественный мир произведения
* не может определить стиль, направление произведения

Система оценивания творческих работ (рисунков)учащихся :
Отметка
Комментарии
«2»(неудовлетворительно)
Учащийся
выполняет рисунки по образцу с серьезными
нарушениями технологии
«3»(удовлетворительно)
Выполнение работ по образцу с отклонениями от основ
изобразительного искусства, небрежно
«4»(хорошо)
Выполнение работ по образцу с незначительными отклонениями
от канонов в использовании материалов. , в аккуратности
исполнения
«5» (отлично)
Оригинальность рисунка, использование различных способов
изображения, соответствие рисунка заданной теме, аккуратность
исполнения
Критерии оценивания теста:
5 «отлично»
91-100 %
4 «хорошо»
71-90 %
3
55-70 %
«удовлетворительно
»
2
Ниже 54 %
«неудовлетворитель
но»

Уровень
Низкий
базовый
повышенный
Высокий

Высокий уровень
Повышенный уровень
Базовый уровень
Низкий уровень

29

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Дополнительная литература.
1. Изобразительное искусство. 2–8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. –
Волгоград: Учитель, 2010.
2. Интернет-ресурсы.
1. Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Федеральный государственный образовательный стандарт. – Режим доступа : http://www.standart.edu.ru
3. Сетевое объединение методистов «СОМ» (один из проектов Федерации Интернет-образования). – Режим доступа : http://som.fio.ru
4. Портал «Все образование». – Режим доступа: http://catalog.alledu.ru
5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://fcior.edu.ru
6. http://www.orientmuseum.ru/art/roerich
7. http://www.artsait.ru
3. Информационно-коммуникативные средства.
Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (СD).
Познавательная коллекция. Энциклопедия (CD).
Живопись акварелью. Базовый уровень (DVD).
4. Наглядные пособия.
Таблицы. Основы декоративно-прикладного искусства. Спектр, 2007
Таблицы. Введение в цветоведение. Спектр, 2007
Портреты русских и зарубежных художников.
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
Альбомы с демонстрационным материалом.
Дидактический раздаточный материал.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».