Основы духовно-нравственной культуры народов России

Рабочая программа
по учебному предмету «Основы духовно – нравственной культуры народов России»
для 5 классов

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ОСНОВЫ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ», ООО
НОРМАТИВНОЕ ОСНОВАНИЕ
Рабочая программа составлена с учетом следующих документов:
1. Федеральный закон РФ «Об Образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ, от 29.12.2012;
2. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области»;
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от
17.12.2010 №1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 №1577, от 11.12.2020 №712);
4. СанПин 1.2.3.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01. 2021 г. N 2 и
санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. №28;
5. Приказ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России от 20.05.2020 г. № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность";
6. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ№3».
7. Учебный план МБОУ «СОШ №3».
8. Положение о рабочих программах МБОУ СОШ №3.
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной
культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков и реализуется с помощью учебника Виноградовой Н.Ф.
Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф.
Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2019.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ОДНРК
2

Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» введена в основную школу постановлением
Министерства образования и науки РФ с 1 сентября 2015 г. Перед образовательными организациями была поставлена задача формирования
у обучающихся в основной школе знаний об основных нормах морали, культурных традициях народов России, об исторической роли
традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Данная предметная область является
логическим продолжением предметной области (учебного предмета) «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в начальной
школе. При изучении «Основ духовно-нравственной культуры народов России» учитываются региональные, национальные и
этнокультурные особенности народов Российской Федерации.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовнонравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской
этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Материал учебника дает возможность расширить и
систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей
многонациональной страны.
Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных
отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и
взаимоотношений в обществе.
Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено
на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.
Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел
«В мире культуры»).
Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в
чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности»,
«Твой духовный мир»).
Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил
жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
в основной школе является частью всего учебновоспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы»,
«Истории», «Изобразительного искусства».
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО.
3

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания в школе не только новым
содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской
культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы
духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не
разъединяют) светскость и религиозность.
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными
возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения
на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства,
ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено
логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями.
Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными
умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ
рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России,
религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с
рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;
отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея»,
тематические фотографии и рисунки, схемы);
последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое
объяснение; наличие толкового словарика).
МЕСТО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается на ступени основного общего образования в качестве
внеурочной деятельности в 5 классе в объеме 35 часов, исходя из 1 часа в неделю.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА ОДНРК
4

Цель учебного курса «ОДНКНР» – формирование первоначальных представлений о светской этике, мотиваций к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России, а также к диалогу
с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи курса:
развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной
школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной
истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на
основе взаимного уважения и диалога и др.
Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов
России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями.
Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию
подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства –
толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.
Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к
окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне жизни. Вместе с тем,
важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских
идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Материал, который предоставляется для
восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и
фактологическую сторону явления.
Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними
предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в
религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность,
возникает необходимость создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией
текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.
Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация
ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная
вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой
5

формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде.
Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда –
один из элементов общероссийской культуры.
Принцип
поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения.
При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать
более серьезные проблемные задачи.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями.
Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей
принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и
вероисповеданий.
Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовнонравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного
содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Прежде всего, речь идет о
формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в
воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с
принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия,
гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на
протяжении истории разных народов.
Основными целями и задачами реализации данной предметной области средствами учебника «Духовно-нравственная культура
народов России» в 5 классе остаются следующие:
совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание
того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному
самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от
поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения,
религиозные верования;
осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и
деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и
др.;
6

становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества
определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения
и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
В программе курса для 5-х классов представлены следующие содержательные линии: «В мире культуры», «Нравственные ценности
российского народа», «Религия и культура», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования содержание данного
предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта
обучения. Это:
-

готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование его ценностного взгляда на окружающий мир:
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в
современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей
многонационального российского общества;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения и
толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и
сверстниками;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные,
рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения
с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
7

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность
работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение
рассуждений);
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях
традиционных религий России;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией,
представленной разными средствами;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и
образ.
Универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные:
-

характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
различать культовые сооружения разных религий;
формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные:
-

рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).

Рефлексивные:
оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной
задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
8

Информационные:
анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст,
иллюстрация, произведение искусства). К концу обучения учащиеся научатся:
Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль
прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями,
сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализироватьвысказывания участников беседы, добавлять, приводить
доказательства.
Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам,иллюстрациям) словесный портрет героя.
Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения школьники смогут научиться:
-

Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
Намечать способы саморазвития.
Работать с историческими источниками и документами
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

В качестве методических приемов могут быть использованы беседы, экскурсии, лекции, самостоятельная работа школьников,
индивидуальные задания и анализ практической деятельности детей. В программе работы внеурочной деятельности:
-

индивидуальные занятия;
занятия в группе;
семинары;
лекции;
экскурсии;
практическая работа (участие в конкурсах и др.)
9

Содержание тем учебного курса
Раздел 1. В мире культуры
Величие многонациональной российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры –
представители разных национальностей (К.П. Брюллов, И.Е. Репин, К.С. Станиславский и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные
установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса
разных народов (Улып, Сияжар, Урал – Батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской,
Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины (землепроходцы, ученые,
путешественники и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов.
Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка –
главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме.
Взаимоотношения членов семьи. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в
Древней Руси. Великие князья Древней Руси. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама – золотое время исламской культуры. Успехи образования и
науки. Мечеть – часть исламской культуры.
10

Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Синагога – молельный дом иудеев. Священная история иудеев в сюжетах мировой
живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории.
Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества
личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества
человека.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ
Коррекционная работа по предмету обществознание ведется для помощи ребенку в освоении общеобразовательной программы. Для
такого ребенка создаются оптимальные условия его образования в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии и в соответствии с ООП ООО МБОУ СОШ№3.
Психологические особенности детей с ОВЗ: процесс воспроизведения характеризуется неточностью, неполным объемом и
нарушением порядка воспринятого материала, воспроизведением несущественных деталей. Наглядная память преобладает над словесной.
Наиболее ярко мыслительную деятельность детей с особенностями в развитие характеризует инертность, низкая продуктивность,
неустойчивость. Мышление детей данной категории тесно связано с конкретной ситуацией, творческое мышление находится на начальной
стадии своего формирования.
Ведущим принципом разработанной системы планирования уроков является взаимосвязь речевых коррекционных и воспитательных
задач, которые на каждом возрастном этапе реализуются в разнообразных сочетаниях. Постепенно материал каждой задачи усложняется,
варьируется сочетаемость заданий, упражнений по коррекции ВПФ, их смена и взаимосвязь.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления
обучающихся. В процессе реализации программы используются разнообразные методы и приемы обучения:
объяснительно – иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, упражнения
практического характера,
практические работы репродуктивного и творческого характера;
частично проблемно – поисковый;
11

презентации, видеофильмы с помощью мультимедийного оборудования;
Преобладает фронтальная форма работы, имеет место индивидуальная, работа в парах, группах.
В работе с учащимися используется метод эмоционального стимулирования - создание ситуаций успеха в обучении.
Приемы для создания ситуации успеха:
1. Подбор для учеников не одного, а небольшого ряда заданий нарастающей сложности.
2. Дифференцированная помощь учащимся в выполнении учебных заданий одной и той же сложности.
Для активизации познавательной деятельности учащихся использую метод стимулирования занимательным содержанием (игры,
путешествия, интегрированные уроки, соревнования).
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Критерии оценки устного ответа
Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в
определённой логической последовательности литературным языком.
Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой
логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки,
которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Критерии оценивания письменного ответа
При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в
контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема
раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в
контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема
раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не
присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
12

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема
раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной
жизни или личный социальный опыт.
Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся
0-27
28-52
53-77
78-100
%
выполнения
«2»

Отметк
а

«3»

«4»

«5»

Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся
Отметка
Содержание
1
Общая
информация
2
Тема

2

3

Тема предмета не
очевидна. Информация не
точна или не дана.
Не раскрыта и не
ясна тема урока.
Объяснения некорректны,
запутаны или не верны.

3
Не определена
Применение и область применения
проблемы
данной темы. Процесс
решения неточный или
неправильный.

4

Информация
частично изложена. В
работе использован
только один ресурс.
Тема частично
раскрыта. Некоторый
материал изложен
некорректно.

Достаточно
точная информация.
Использовано более
одного ресурса.
Сформулирована
и раскрыта тема урока.
Ясно изложен
материал.

Отражены
некоторые области
применения темы.
Процесс решения
неполный.

Отражены
области применения
темы. Процесс решения
практически завершен.

5
Данная
информация кратка и
ясна. Использовано
более одного ресурса.
Сформулирована
и раскрыта тема урока.
Полностью
изложены основные
аспекты темы урока.
Отражены
области применения
темы. Изложена
стратегия решения
проблем.

Критерии оценки мультимедийной презентации
13

СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ

Максимально
е количество баллов

Титульный слайд с заголовком
Минимальное количество – 10 слайдов
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук,
графики)
СОДЕРЖАНИЕ
Использование эффектов анимации
Вставка графиков и таблиц
Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов
ОРГАНИЗАЦИЯ
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и
структурированы
Слайды представлены в логической последовательности
Красивое оформление презентации
Слайды распечатаны в формате заметок.
ОБЩИЕ БАЛЛЫ
Окончательная оценка:

Оценк
а группы

Оценк
а учителя

5
10
5

15
10
10
5
10
5
10
5
90

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс . Виноградова Н.Ф. М, Винтана-Граф, 2019
2.«Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Виноградова
Н.Ф. М, Винтана-Граф, 2019
3. «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Поурочно-тематическое планирование. Виноградова Н.Ф. М, ВинтанаГраф, 2019
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение :
Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов - http:// scool- collection.edu. ru
Всемирная история в интернете
- http:// www.hrono.ru
14

История стран и цивилизаций
- http: // www. istorya. ru
Библиотека античной литературы
- http:// сyrill.newma.ru
Коллекция: мировая художественная культура
- http:// artclassic.edu.ru
дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды,
мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
- печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.
Перечень учебно-методического обеспечения для учителя:
Народы и религии. Энциклопедия / под ред. В.А. Тишков. – М., 2001.Религия в истории и культуре / под ред. М.Г. Писманника. – М.,
2000.
История религий в России / под общ. ред. Н.А. Трофимчука. – М., 2002.
Поснов М.Э. История христианской церкви. – М., 2005.
Хопко Ф. Основы православия. – Минск, 1991.
Теологический энциклопедический словарь / под ред. У. Элвела. – М., 2003
Краткая еврейская энциклопедия. Т. 1-11. – Иерусалим, 1976-2005.
Васильев Л.С. История религий Востока: религиозно-культурные традиции и общество. – М., 1983.
Введение в буддизм. – СПб., 1999.
Образовательные сайты:
http://easyen.ru/современный учительский портал
http://ifmir.info/budd.htm
http://www.pravoslavie.ru/
Яndex-энциклопедии. http://encycl.yandex.ru
Рубрикон. http://www.rubricon.ru/
Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU. http://www.megabook.ru/

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».