География

Рабочая программа
по учебному предмету «География»

для 5-9 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ГЕОГРАФИЯ», ООО
НОРМАТИВНОЕ ОСНОВАНИЕ
Рабочая программа составлена с учетом следующих документов:
1. Федеральный закон РФ «Об Образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ, от 29.12.2012;
2. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области»;
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010
№1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 №1577, от 11.12.2020 №712);
4. СанПин 1.2.3.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01. 2021 г. N 2 и санитарными правилами
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №28;
5. Приказ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России от 20.05.2020 г. № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность";
6. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ№3».
7. Учебный план МБОУ «СОШ №3».
8. Положение о рабочих программах МБОУ СОШ №3.

Средством реализации рабочей программы учебного предмета « География» являются учебники:
1 Академический школьный учебник География 5-6 классы, 7 класс, 8 класс, 9 класс. Серия « Полярная звезда» / А. И. Алексеев. В. В. Николина. Е. П.
Липкина. – М.: Просвещение.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета « География» предусмотрено:
Количество часов в год составляет 280 часов: из них в 5 – 6 классах 70 часов в год (1час в неделю), в 7-9 классах 210 часов в год (2 часа в неделю).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели географии:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

- формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях ( планета в целом, территории материков, России, своего
региона и т.д.);
- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
- познание основных природных, социально – экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в
географическом пространстве России в мире;
- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих
безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о
сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
- формирование опыта жизнедеятельности через усвоенных человечеством научные общекультурные достижения ( карта, космические снимки,
путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического
пространства;
- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов ( план, карта, приборы, объекты природы и
др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе создания
собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи природными, социально – экономическими,
экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы,
особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально – экономических процессах и
явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также , формирование у них отношения к географии
как возможной области будущей практической
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Выпускник научится:
•
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные
базы данных), адекватные решаемым задачам;

представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для
решения учебных и практико-ориентированных задач;
•
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и
закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение
географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей,
характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных
на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
•
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и
относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
•
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе
известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
•
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами
и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
•
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения
концепции устойчивого развития;
•
различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности
населения Земли и отдельных регионов и стран;
•
использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных
учебных и практико-ориентированных задач;
•

описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

•
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и
стран;
•
устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;
адаптации человека к разным природным условиям;
•

объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

•

приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

•
различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной
России;

•
оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную
деятельность населения;
•
использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий
в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;
•

различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;

•

оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;

•

объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

•

оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

•
использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и
общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
•
различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России
и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по
территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
•
использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском
населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
•
находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных
демографических и социальных процессов или закономерностей;
•

различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;

•
использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей
отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и
отдельных предприятий по территории страны;
•

объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

•

сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

•
сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и
показателями других стран;
•

уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;

•

описывать погоду своей местности;

•

объяснять расовые отличия разных народов мира;

•

давать характеристику рельефа своей местности;

•

уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории

•

приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;

•

оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:
•

создавать простейшие географические карты различного содержания;

•

моделировать географические объекты и явления;

•

работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

•

подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

•

ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

•
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
быту и окружающей среде;
•
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества;
примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
•
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой
информации;
•

составлять описание природного комплекса;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

•

сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

•

оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

•
объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими
факторами;
•
оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими,
геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;

•

давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

•

делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

•

наносить на контурные карты основные формы рельефа;

•

давать характеристику климата своей области (края, республики);

•

показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;

•
выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной
структуры, развитии человеческого капитала;
•

оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;

•

объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России

•
выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной
структуры хозяйства страны;
•

обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;

•

выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;

•

объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

•

оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Развитие географических знаний о Земле.
Введение. Что изучает география.
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых
географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев.
Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия).
Значение Великих географических открытий.
Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории
России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).

Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин
и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера).
Значение освоения космоса для географической науки.
Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.
Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.
Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры
Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг
Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших
промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена
времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.
Изображение земной поверхности.
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические
снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и
местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные
знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая
карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на
карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические
координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний,
абсолютных высот по карте.
Природа Земли.
Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных
пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их
проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.
Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины.
Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение
относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте.
Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические
хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их
открытия.
Гидросфера. Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части. Свойства вод
Мирового океана – температура и соленость. Движение воды в океане – волны, течения..Воды суши. Реки на географической

карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение. Ледники. Горное
и покровное оледенение, многолетняя мерзлота. Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота. Каналы.
Водохранилища. Человек и гидросфера.
Атмосфера. Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход
температур и его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость
температуры от географической широты. Тепловые пояса. Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Атмосферное
давление. Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Циркуляция
атмосферы. Влажность воздуха. Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы (проведение
наблюдений и измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений). Понятие климата. Погода и
климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Климаты Земли. Влияние климата
на здоровье людей. Человек и атмосфера.
Биосфера. Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности
распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки.
Воздействие человека на природу. Охрана природы.
Географическая оболочка как среда жизни. Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли.
Строение географической оболочки. Понятие о природном комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные
комплексы. Природные комплексы своей местности. Закономерности географической оболочки: географическая зональность и
высотная поясность. Природные зоны Земли.
Человечество на Земле.
Численность населения Земли. Расовый состав. Нации и народы планеты. Страны на карте мира.
Освоение Земли человеком.
Что изучают в курсе географии материков и океанов? Методы географических исследований и источники географической
информации. Разнообразие современных карт. Важнейшие географические открытия и путешествия в древности (древние
египтяне, греки, финикийцы, идеи и труды Парменида, Эратосфена, вклад Кратеса Малосского, Страбона).
Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья (норманны, М. Поло, А. Никитин, Б. Диаш, М.
Бехайм, Х. Колумб, А. Веспуччи, Васко да Гама, Ф. Магеллан, Э. Кортес, Д. Кабот, Г. Меркатор, В. Баренц, Г. Гудзон, А. Тасман,
С. Дежнев).
Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв. (А. Макензи, В. Атласов и Л. Морозко, С. Ремезов, В.
Беринг и А. Чириков, Д. Кук, В.М. Головнин, Ф.П. Литке, С.О. Макаров, Н.Н. Миклухо-Маклай, М.В. Ломоносов, Г.И. Шелихов,
П.П. Семенов-Тянь-Шанский, Н.М. Пржевальский.
А. Гумбольдт, Э. Бонплан, Г.И. Лангсдорф и Н.Г. Рубцов, Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев, Д. Ливингстон, В.В. Юнкер,
Е.П. Ковалевский, А.В. Елисеев, экспедиция на корабле “Челленджер”, Ф. Нансен, Р. Амундсен, Р. Скотт, Р. Пири и Ф. Кук).

Важнейшие географические открытия и путешествия в XX веке (И.Д. Папанин, Н.И. Вавилов, Р. Амундсен, Р. Скотт, И.М.
Сомов и А.Ф. Трешников (руководители 1 и 2 советской антарктической экспедиций), В.А. Обручев).
Описание и нанесение на контурную карту географических объектов одного из изученных маршрутов.
Главные закономерности природы Земли.
Литосфера и рельеф Земли. История Земли как планеты. Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли. Строение
земной коры. Типы земной коры, их отличия. Формирование современного рельефа Земли. Влияние строения земной коры на
облик Земли.
Атмосфера и климаты Земли. Распределение температуры, осадков, поясов атмосферного давления на Земле и их
отражение на климатических картах. Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы. Характеристика воздушных
масс Земли. Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли. Влияние климатических условий на жизнь
людей. Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли. Расчет угла падения солнечных лучей в
зависимости отгеографической широты, абсолютной высоты местности по разности атмосферного давления, расчет
температуры воздуха тропосферы на заданной высоте, расчет средних значений (температуры воздуха, амплитуды и др.
показателей).
Мировой океан – основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Этапы изучения Мирового океана.
Океанические течения. Система океанических течений. Тихий океан. Характерные черты природы океана и его отличительные
особенности. Атлантический океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Северный Ледовитый
океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Индийский океан. Характерные черты природы
океана и его отличительные особенности.
Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические
закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение. Географическая зональность. Природные зоны Земли
(выявление по картам зональности в природе материков). Высотная поясность.
Характеристика материков Земли.
Южные материки. Особенности южных материков Земли.
Африка. Географическое положение Африки и история исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Климат и
внутренние воды. Характеристика и оценка климата отдельных территорий Африки для жизни людей. Природные зоны Африки.
Эндемики. Определение причин природного разнообразия материка. Население Африки, политическая карта.
Особенности стран Северной Африки (регион высоких гор, сурового климата, пустынь и оазисов, а также родина древних
цивилизаций, современный район добычи нефти и газа).
Особенности стран Западной и Центральной Африки (регион саванн и непроходимых гилей, с развитой охотой на диких
животных, эксплуатация местного населения на плантациях и при добыче полезных ископаемых).
Особенности стран Восточной Африки (регион вулканов и разломов, национальных парков, центр происхождения
культурных растений и древних государств).

Особенности стран Южной Африки (регион гор причудливой формы и пустынь, с развитой мировой добычей алмазов и
самой богатой страной континента (ЮАР)).
Австралия и Океания. Географическое положение, история исследования, особенности природы материка. Эндемики.
Австралийский Союз (географический уникум – страна-материк; самый маленький материк, но одна из крупнейших по
территории стран мира; выделение особого культурного типа австралийско-новозеландского города, отсутствие соседства
отсталых и развитых территорий, слабо связанных друг с другом; высокоразвитая экономика страны основывается на своих
ресурсах).
Океания (уникальное природное образование – крупнейшее в мире скопление островов; специфические особенности трех
островных групп: Меланезия – «черные острова» (так как проживающие здесь папуасы и меланезийцы имеют более темную кожу
по сравнению с другими жителями Океании), Микронезия и Полинезия – «маленькие» и «многочисленные острова»).
Южная Америка. Географическое положение, история исследования и особенности рельефа материка. Климат и
внутренние воды. Южная Америка – самый влажный материк. Природные зоны. Высотная поясность Анд. Эндемики. Изменение
природы. Население Южной Америки (влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения). Страны
востока и запада материка (особенности образа жизни населения и хозяйственной деятельности).
Антарктида. Антарктида – уникальный материк на Земле (самый холодный и удаленный, с шельфовыми ледниками и
антарктическими оазисами). Освоение человеком Антарктиды. Цели международных исследований материка в 20-21 веке.
Современные исследования и разработки в Антарктиде.
Северные материки. Особенности северных материков Земли.
Северная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования Северной Америки (Новый Свет).
Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат, внутренние воды. Природные зоны. Меридиональное расположение
природных зон на территории Северной Америки. Изменения природы под влиянием деятельности человека. Эндемики.
Особенности природы материка. Особенности населения (коренное население и потомки переселенцев).
Характеристика двух стран материка: Канады и Мексики. Описание США – как одной из ведущих стран современного
мира.
Евразия. Географическое положение, история исследования материка. Рельеф и полезные ископаемые Евразии.
Климатические особенности материка. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей. Реки, озера материка.
Многолетняя мерзлота, современное оледенение. Природные зоны материка. Эндемики.
Зарубежная Европа. Страны Северной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние моря и теплого течения
на жизнь и хозяйственную деятельность людей).
Страны Средней Европы (население, образ жизни и культура региона, высокое развитие стран региона, один из главных
центров мировой экономики).
Страны Восточной Европы (население, образ жизни и культура региона, благоприятные условия для развития хозяйства,
поставщики сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия в более развитые европейские страны).

Страны Южной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние южного прибрежного положения на жизнь и
хозяйственную деятельность людей (международный туризм, экспорт субтропических культур (цитрусовых, маслин)), продуктов
их переработки (оливковое масло, консервы, соки), вывоз продукции легкой промышленности (одежды, обуви)).
Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии (особенности положения региона (на границе трех частей света), население,
образ жизни и культура региона (центр возникновения двух мировых религий), специфичность природных условий и ресурсов и
их отражение на жизни людей (наличие пустынь, оазисов, нефти и газа), горячая точка планеты).
Страны Центральной Азии (влияние большой площади территории, имеющей различные природные условия, на население
(его неоднородность), образ жизни (постсоветское экономическое наследие, сложная политическая ситуация) и культуру
региона).
Страны Восточной Азии (население (большая численность населения), образ жизни (влияние колониального и
полуколониального прошлого, глубоких феодальных корней, периода длительной самоизоляции Японии и Китая) и культура
региона (многообразие и тесное переплетение религий: даосизм и конфуцианство, буддизм и ламаизм, синтоизм, католицизм).
Страны Южной Азии (влияние рельефа на расселение людей (концентрация населения в плодородных речных долинах),
население (большая численность и «молодость»), образ жизни (распространение сельского образа жизни (даже в городах) и
культура региона (центр возникновения древних религий – буддизма и индуизма; одна из самых «бедных и голодных территорий
мира»).
Страны Юго-Восточной Азии (использование выгодности положения в развитии стран региона (например, в Сингапуре
расположены одни из самых крупных аэропортов и портов мира), население (главный очаг мировой эмиграции), образ жизни
(характерны резкие различия в уровне жизни населения – от минимального в Мьянме до самого высокого в Сингапуре) и
культура региона (влияние соседей на регион – двух мощных центров цивилизаций – Индии и Китая).
Взаимодействие природы и общества.
Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Степень воздействия человека на
природу на разных материках. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охраны. Развитие
природоохранной деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы, Международная
Гидрографическая Организация, ЮНЕСКО и др.).
Территория России на карте мира.
Характеристика географического положения России. Водные пространства, омывающие территорию России.
Государственные границы территории России. Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны России. Местное, поясное время,
его роль в хозяйстве и жизни людей. История освоения и заселения территории России в XI – XVI вв. История освоения и
заселения территории России в XVII – XVIII вв. История освоения и заселения территории России в XIX – XXI вв.
Общая характеристика природы России.

Рельеф и полезные ископаемые России. Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица.
Тектоническое строение территории России. Основные формы рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами.
Факторы образования современного рельефа. Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России.
Изображение рельефа на картах разного масштаба. Построение профиля рельефа.
Климат России. Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы. Закономерности циркуляции
воздушных масс на территории России (циклон, антициклон, атмосферный фронт). Закономерности распределения основных
элементов климата на территории России. Суммарная солнечная радиация. Определение велечин суммарной солнечной радиации
на разных территориях России. Климатические пояса и типы климата России. Человек и климат. Неблагоприятные и опасные
климатические явления. Прогноз и прогнозирование. Значение прогнозирования погоды. Работа с климатическими и
синоптическими картами, картодиаграммами. Определение зенитального положения Солнца.
Внутренние воды России. Разнообразие внутренних вод России. Особенности российских рек. Разнообразие рек России.
Режим рек. Озера. Классификация озёр. Подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники, каналы и крупные
водохранилища. Водные ресурсы в жизни человека.
Почвы России. Образование почв и их разнообразие на территории России. Почвообразующие факторы и закономерности
распространения почв. Земельные и почвенные ресурсы России. Значение рационального использования и охраны почв.
Растительный и животный мир России. Разнообразие растительного и животного мира России. Охрана растительного и
животного мира. Биологические ресурсы России.
Природно-территориальные комплексы России.
Природное районирование. Природно-территориальные комплексы (ПТК): природные, природно-антропогенные и
антропогенные. Природное районирование территории России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундры и
лесотундры. Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса. Лесостепи, степи и полупустыни. Высотная
поясность.
Крупные природные комплексы России. Русская равнина (одна из крупнейших по площади равнин мира, древняя
равнина; разнообразие рельефа; благоприятный климат; влияние западного переноса на увлажнение территории; разнообразие
внутренних вод и ландшафтов).
Север Русской равнины (пологая равнина, богатая полезными ископаемыми; влияние теплого течения на жизнь портовых
городов; полярные ночь и день; особенности расселения населения (к речным долинам: переувлажненность, плодородие почв на
заливных лугах, транспортные пути, рыбные ресурсы)).
Центр Русской равнины (всхолмленная равнина с возвышенностями; центр Русского государства, особенности ГП: на
водоразделе (между бассейнами Черного, Балтийского, Белого и Каспийского морей).
Юг Русской равнины (равнина с оврагами и балками, на формирование которых повлияли и природные факторы
(всхолмленность рельефа, легкоразмываемые грунты), и социально-экономические (чрезмерная вырубка лесов, распашка лугов);
богатство почвенными (черноземы) и минеральными (железные руды) ресурсами и их влияние на природу, и жизнь людей).

Южные моря России: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение.
Крым (географическое положение, история освоения полуострова, особенности природы (равнинная, предгорная и горная
части; особенности климата; природные отличия территории полуострова; уникальность природы)).
Кавказ (предгорная и горная части; молодые горы с самой высокой точкой страны; особенности климата в западных и
восточных частях; высотная поясность; природные отличия территории; уникальность природы Черноморского побережья).
Урал (особенности географического положения; район древнего горообразования; богатство полезными ископаемыми;
суровость климата на севере и влияние континентальности на юге; высотная поясность и широтная зональность).
Урал (изменение природных особенностей с запада на восток, с севера на юг).
Обобщение знаний по особенностям природы европейской части России.
Моря Северного Ледовитого океана: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение. Северный морской
путь.
Западная Сибирь (крупнейшая равнина мира; преобладающая высота рельефа; зависимость размещения внутренних вод от
рельефа и от зонального соотношения тепла и влаги; природные зоны – размещение, влияние рельефа, наибольшая по площади,
изменения в составе природных зон, сравнение состава природных зон с Русской равниной).
Западная Сибирь: природные ресурсы, проблемы рационального использования и экологические проблемы.
Средняя Сибирь (сложность и многообразие геологического строения, развитие физико-географических процессов (речные
долины с хорошо выраженными террасами и многочисленные мелкие долины), климат резко континентальный, многолетняя
мерзлота, характер полезных ископаемых и формирование природных комплексов).
Северо-Восточная Сибирь (разнообразие и контрастность рельефа (котловинность рельефа, горные хребты, переходящие в
северные низменности; суровость климата; многолетняя мерзлота; реки и озера; влияние климата на природу; особенности
природы).
Горы Южной Сибири (географическое положение, контрастный горный рельеф, континентальный климат и их влияние на
особенности формирования природы района).
Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье (особенности положения, геологическое строение и история развития, климат и
внутренние воды, характерные типы почв, особенности природы).
Байкал. Уникальное творение природы. Особенности природы. Образование котловины. Байкал – как объект Всемирного
природного наследия (уникальность, современные экологические проблемы и пути решения).
Дальний Восток (положение на Тихоокеанском побережье; сочетание горных хребтов и межгорных равнин; преобладание
муссонного климата на юге и муссонообразного и морского на севере, распространение равнинных, лесных и тундровых, горнолесных и гольцовых ландшафтов).
Чукотка, Приамурье, Приморье (географическое положение, история исследования, особенности природы).
Камчатка, Сахалин, Курильские острова (географическое положение, история исследования, особенности природы).
Население России.

Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды. Воспроизводство населения. Показатели
рождаемости, смертности, естественного и миграционного прироста / убыли. Характеристика половозрастной структуры
населения России. Миграции населения в России. Особенности географии рынка труда России. Этнический состав населения
России. Разнообразие этнического состава населения России. Религии народов России. Географические особенности размещения
населения России. Городское и сельское население. Расселение и урбанизация. Типы населённых пунктов. Города России их
классификация.
География своей местности.
Географическое положение и рельеф. История освоения. Климатические особенности своего региона проживания. Реки и
озера, каналы и водохранилища. Природные зоны. Характеристика основных природных комплексов своей местности.
Природные ресурсы. Экологические проблемы и пути их решения. Особенности населения своего региона.
Хозяйство России.
Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование. Экономическая и социальная география в жизни
современного общества. Понятие хозяйства. Отраслевая структура хозяйства. Сферы хозяйства. Этапы развития хозяйства. Этапы
развития экономики России. Географическое районирование. Административно-территориальное устройство Российской
Федерации.
Главные отрасли и межотраслевые комплексы. Сельское хозяйство. Отраслевой состав сельского хозяйства.
Растениеводство. Животноводство. Отраслевой состав животноводства. География животноводства. Агропромышленный
комплекс. Состав АПК. Пищевая и легкая промышленность. Лесной комплекс. Состав комплекса. Основные места лесозаготовок.
Целлюлозно-бумажная промышленность. Топливно-энергетический комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Угольная
промышленность. Нефтяная и газовая промышленность. Электроэнергетика. Типы электростанций. Особенности размещения
электростанция. Единая энергосистема страны. Перспективы развития. Металлургический комплекс. Черная и цветная
металлургия. Особенности размещения. Проблемы и перспективы развития отрасли. Машиностроительный комплекс.
Специализация. Кооперирование. Связи с другими отраслями. Особенности размещения. ВПК. Отраслевые особенности военнопромышленного комплекса. Химическая промышленность. Состав отрасли. Особенности размещения. Перспективы развития.
Транспорт. Виды транспорта. Значение для хозяйства. Транспортная сеть. Проблемы транспортного комплекса. Информационная
инфраструктура. Информация и общество в современном мире. Типы телекоммуникационных сетей. Сфера обслуживания.
Рекреационное хозяйство. Территориальное (географическое) разделение труда.
Хозяйство своей местности.
Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства своего региона. Особенности
территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства своей местности.
Районы России.

Европейская часть России. Центральная Россия: особенности формирования территории, ЭГП, природно-ресурсный
потенциал, особенности населения, географический фактор в расселении, народные промыслы. Этапы развития хозяйства
Центрального района. Хозяйство Центрального района. Специализация хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства.
Города Центрального района. Древние города, промышленные и научные центры. Функциональное значение городов.
Москва – столица Российской Федерации.
Центрально-Черноземный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства.
Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Волго-Вятский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства.
Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Северо-Западный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население, древние города района и
характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших
отраслей хозяйства.
Калининградская область: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства.
Рекреационное хозяйство района. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших
отраслей хозяйства.
Моря Атлантического океана, омывающие Россию: транспортное значение, ресурсы.
Европейский Север: история освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика
хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Поволжье: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности
территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Крым: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство.
Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.
Северный Кавказ: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства.
Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей
хозяйства.
Южные моря России: транспортное значение, ресурсы.
Уральский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы освоения, население и характеристика
хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Азиатская часть России.
Западная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения, население и
характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших
отраслей хозяйства.
Моря Северного Ледовитого океана: транспортное значение, ресурсы.

Восточная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения, население и
характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших
отраслей хозяйства.
Моря Тихого океана: транспортное значение, ресурсы.
Дальний Восток: формирование территории, этапы и проблемы освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный
потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района.
Роль территории Дальнего Востока в социально-экономическом развитии РФ. География важнейших отраслей хозяйства.
Россия в мире.
Россия в современном мире (место России в мире по уровню экономического развития, участие в экономических и
политических организациях). Россия в мировом хозяйстве (главные внешнеэкономические партнеры страны, структура и
география экспорта и импорта товаров и услуг). Россия в мировой политике. Россия и страны СНГ.
Примерные темы практических работ
1.
Работа с картой «Имена на карте».
2.
Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников.
3.
Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года.
4.
Определение координат географических объектов по карте.
5.
Определение положения объектов относительно друг друга:
6.
Определение направлений и расстояний по глобусу и карте.
7.
Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин.
8.
Определение азимута.
9.
Ориентирование на местности.
10. Составление плана местности.
11. Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых.
12. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа.
13. Описание элементов рельефа. Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под
воздействием хозяйственной деятельности человека.
14. Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии.
15. Описание объектов гидрографии.
16. Ведение дневника погоды.
17. Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов
наблюдений) .
18. Определение средних температур, амплитуды и построение графиков.

19. Работа с графическими и статистическими данными, построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по
имеющимся данным, анализ полученных данных.
20. Решение задач на определение высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха в
зависимости от высоты местности.
21. Изучение природных комплексов своей местности.
22. Описание основных компонентов природы океанов Земли.
23. Создание презентационных материалов об океанах на основе различных источников информации.
24. Описание основных компонентов природы материков Земли.
25. Описание природных зон Земли.
26. Создание презентационных материалов о материке на основе различных источников информации.
27. Прогнозирование перспективных путей рационального природопользования.
28. Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России.
29. Работа с картографическими источниками: нанесение особенностей географического положения России.
30. Оценивание динамики изменения границ России и их значения.
31. Написание эссе о роли русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории России.
32. Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России.
33. Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории
России.
34. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа России.
35. Описание элементов рельефа России.
36. Построение профиля своей местности.
37. Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии России .
38. Описание объектов гидрографии России.
39. Определение закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланс, выявление особенностей
распределения средних температур января и июля на территории России.
40. Распределение количества осадков на территории России, работа с климатограммами.
41. Описание характеристики климата своего региона.
42. Составление прогноза погоды на основе различных источников информации.
43. Описание основных компонентов природы России.
44. Создание презентационных материалов о природе России на основе различных источников информации.
45. Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны.
46. Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей.

47. Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических
материалов для определения особенностей географии населения России.
48. Определение особенностей размещения крупных народов России.
49. Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста населения в разных частях России.
50. Чтение и анализ половозрастных пирамид.
51. Оценивание демографической ситуации России и отдельных ее территорий.
52. Определение величины миграционного прироста населения в разных частях России.
53. Определение видов и направлений внутренних и внешних миграций, объяснение причин, составление схемы.
54. Объяснение различий в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России.
55. Оценивание уровня урбанизации отдельных регионов России.
56. Описание основных компонентов природы своей местности.
57. Создание презентационных материалов о природе, проблемах и особенностях населения своей местности на основе
различных источников информации.
58. Работа с картографическими источниками: нанесение субъектов, экономических районов и федеральных округов РФ.
59. Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических
материалов для определения особенностей хозяйства России.
60. Сравнение двух и более экономических районов России по заданным характеристикам.
61. Создание презентационных материалов об экономических районах России на основе различных источников
информации.
62. Составление картосхем и других графических материалов, отражающих экономические, политические и культурные
взаимосвязи России с другими государствами.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ
Коррекционная работа по предмету ГЕГРАФИЯ ведется для помощи ребенку в освоении общеобразовательной программы. Для такого ребенка
создаются оптимальные условия его образования в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и в соответствии с
ООП ООО МБОУ СОШ№3.
Психологические особенности детей с ОВЗ: процесс воспроизведения характеризуется неточностью, неполным объемом и нарушением порядка
воспринятого материала, воспроизведением несущественных деталей. Наглядная память преобладает над словесной. Наиболее ярко мыслительную
деятельность детей с особенностями в развитие характеризует инертность, низкая продуктивность, неустойчивость. Мышление детей данной категории
тесно связано с конкретной ситуацией, творческое мышление находится на начальной стадии своего формирования.
Ведущим принципом разработанной системы планирования уроков является взаимосвязь речевых коррекционных и воспитательных задач,
которые на каждом возрастном этапе реализуются в разнообразных сочетаниях. Постепенно материал каждой задачи усложняется, варьируется
сочетаемость заданий, упражнений по коррекции ВПФ, их смена и взаимосвязь.

Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления обучающихся. В процессе
реализации программы используются разнообразные методы и приемы обучения:
 объяснительно – иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, упражнения практического характера, практические работы
репродуктивного и творческого характера;
 частично проблемно – поисковый;
 презентации, видеофильмы с помощью мультимедийного оборудования;
Преобладает фронтальная форма работы, имеет место индивидуальная, работа в парах, группах.
В работе с учащимися используется метод эмоционального стимулирования - создание ситуаций успеха в обучении.
Приемы для создания ситуации успеха:
1. Подбор для учеников не одного, а небольшого ряда заданий нарастающей сложности.
2. Дифференцированная помощь учащимся в выполнении учебных заданий одной и той же сложности.
Для активизации познавательной деятельности учащихся использую метод стимулирования занимательным содержанием (игры, путешествия,
интегрированные уроки, соревнования).
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оценка личностных результатов
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных
блока:
самоопределение – сформированность внутренней позиции обучающегося – принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление
основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической
принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей
личности;
смыслоообразование – поиск и установление личностного смысла (т.е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы
учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению
этого разрыва;
морально - этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной
необходимости; способность к моральной децентрации – учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении;
развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Оценка метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных,
познавательных), т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов,
представленных в обязательной части учебного плана.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться.
Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в себя следующие процедуры:

-решение задач творческого и поискового характера, творческие задания, интеллектуальный марафон, информационный поиск, задания вариативного
повышенного уровня);
-проектная деятельность
-текущие и итоговые проверочные работы, включающие задания на проверку метапредметных результатов обучения;
-комплексные работы на межпредметной основе.
Мониторинг освоения учебных программ и сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий может
осуществляться на материалах учебников и рабочих тетрадей, представленных на листах с проверочными и тренинговыми заданиями.
В учебниках приводятся также примерные проверочные работы, нацеленные как на проверку предметных знаний, умений и навыков, так и на проверку
метапредметных результатов обучения.
Например, комплексная проверочная работа по русскому языку, кроме предметных знаний и умений, проверяет личностные (принятие значимости
ценности труда), познавательные (выделение главного; различение информации и отношения, формы слова и однокоренных слов; моделирование
предложения), коммуникативные (монологический текст как ответ на вопрос).
Оценивание уровня сформированности личностных, коммуникативных и таких познавательных УУД как целеполагание, планирование может
основываться на устных и письменных ответах учащихся, а также на наблюдениях учителя за участием учащихся в групповой работе.
Проверочные работы по предметам включают задания, проверяющие уровень освоения УУД на каждом этапе обучения. Мониторинг
сформированности метапредметных учебных умений предполагает использование накопительной системы оценки в ходе текущего образовательного
процесса. Для этих целей используем как Портфель достижений, так и таблицы «Оценка метапредметных результатов обучения», включенные в
пособия «Контрольные работы и тесты». Таблицы содержат перечень универсальных учебных действий, формируемых на каждом этапе обучения (в
течение года). Здесь же учитель фиксирует успешность выполнения каждым учеником заданий проверочных и контрольных работ, нацеленных на
проверку регулятивных и познавательных УУД. Заполненные таблицы позволяют провести качественный анализ индивидуальных достижений
учащихся, выявить пробелы и скорректировать работу по освоению УУД.
При анализе результатов мониторинга, наблюдений учителя, материалов Портфеля достижений учащегося становится очевидным: осуществляет ли
ребёнок УУД на определённом учебном материале или на разном. Использование учебного действия в различных ситуациях на разном материале
говорит о том, что оно освоено ребёнком как универсальный способ.
Результаты освоения универсальных учебных действий учитываются при выведении итоговых годовых отметок по предмету.
Оценка предметных результатов
Объектом оценки предметных результатов является освоение учащимися предметных знаний и способов действия для решения учебно-познавательных
и учебно-практических задач.
В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые предметные результаты.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых
проверочных работ.
В учебном процессе для выявления причин затруднения в освоении предметных результатов проводятся диагностические работы, для определения
уровня освоения предметных результатов – промежуточные и итоговые проверочные работы. Результаты, полученные в ходе текущего и
промежуточного оценивания, фиксируются в форме накопительной оценки – портфеля достижений (или другой формы, принятой в образовательном
учреждении).
Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:
устный опрос; тесты; работа с контурной картой доклад творческая работа диагностическая работа.

Оценка устных ответов учащихся:
«5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по
собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;
может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает географических ошибок и неточностей.
«4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные
знания, но допущены малозначительные географические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.
«3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять
недочетов.
«2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и
недочетов, чем необходимо для оценки «3».
Оценка выполнения тестовых заданий:
«5»: учащийся выполнил тестовые задания на 91 – 100%.
«4»: учащийся выполнил тестовые задания на 71 – 90%.
«3»: учащийся выполнил тестовые задания на 51 – 70%.
«2»: учащийся выполнил тестовые задания менее чем на 51%.
«1»: учащийся не выполнил тестовые задания.
Оценка практических работ:
«5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
«4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.
«3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.
«2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка контурных карт:
«5» выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены верно. Контурная
карта сдана на проверку своевременно.
«4» выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано
местоположение двух-трёх объектов.
«3» выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.
«2» выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал её на проверку учителю.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний:
«5» правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в
описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе
практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
«4» правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении
результатов.

«3» правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление
результатов.
«2» неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении
результатов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Компьютер, проектор, телевизор.
1.Я иду на урок географии: История географических открытий» Книга для учителя Москва. Просвещение 2004 год.
2.Н. А Максимов « За страницами учебника географии» Москва. Просвещение 2009 год.
3.В. Г. Чернова Справочник « География в цифрах, таблицах, схемах» Санкт- Петербург 2013год.
4.Е. В Баранчиков « Сборник задач и упражнений по географии» Москва « Вако» 2012 год.
5.Н. А. Никитина « Школьные олимпиады по географии» « Вако» 2013 год.
6.Приложение (Диск к учебнику для 5, 6, 7 классов
7.Атлас. География России. Природа. 8 класс.
8. В.П. Дронов. В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2007.
9. Е. А. Жижина. Поурочные разработки по географии: Природа России. Население и хозяйство: 9 класс.- М. : «ВАКО», 2007
10.НГ.А.Волкова.Население, хозяйство, районы.
11. В.Я. Ром, В.П. Дронов. Школьный практикум. География России. Население и хозяйство. 9 класс. – М.: «Дрофа», 2001.
12.География в схемах и таблицах. Санкт- Петербург Издательство « Тригон» 2009 год.
13.Интернет- ресурс.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».