Обществознание

Рабочая программа
по учебному предмету «Обществознание»
для 5-9 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»,
ООО
НОРМАТИВНОЕ ОСНОВАНИЕ
Рабочая программа составлена с учетом следующих документов:
1. Федеральный закон РФ «Об Образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ, от 29.12.2012;
2. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области»;
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от
17.12.2010 №1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 №1577, от 11.12.2020 №712);
4. СанПин 1.2.3.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01. 2021 г. N 2 и
санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. №28;
5. Приказ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России от 20.05.2020 г. № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность";
6. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ№3».
7. Учебный план МБОУ «СОШ №3».
8. Положение о рабочих программах МБОУ СОШ №3.
Средством реализации рабочей программы учебного предмета являются учебники издательства «Просвещение».
1. Обществознание. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / (Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.); под ред.
Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 6-е изд. –М. : Просвещение, 2015.
2. Обществознание. 6 класс ; учеб. для общеобразоват. Организаций / (Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред.
Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. –6-е изд. – М. : Просвещение, 2016.
3. Обществознание. 7 класс ; учеб. для общеобразоват. Организаций / (Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред.
Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. –6-е изд. – М. : Просвещение, 2017.
4. Обществознание. 8 класс ; учеб. для общеобразоват. Организаций / (Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред.
Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. –6-е изд. – М. : Просвещение, 2018.
5. Обществознание. 9 класс ; учеб. для общеобразоват. Организаций / (Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред.
Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. –6-е изд. – М. : Просвещение, 2019.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

«Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов.
Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического
мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры,
экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
2.
Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности
гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
3.
Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных
социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной
среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав
человека и гражданина;,
4.
Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового
возраста социальных ролях.
5.
Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;
экономической и гражданско - общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений.
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого
(подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:
- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности
элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического
общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам
общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности
личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников,
включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том
числе включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных
обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения
(называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации,
при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;

- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования,
рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной
жизни).
Основная функция познавательная: беседы, просмотр и обсуждение аудио, видео, текстового материала, работа с Интернет – ресурсами,
конференция, викторина и др. Данный уровень результатов будет достигаться лишь в том случае, когда объектом познавательной
деятельности детей станет собственно социальный мир. Большое место здесь будет уделяться познанию жизни людей, познанию общества:
его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной
культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.
Причем важны здесь будут не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного
проживания его повседневной жизни, для успешной его социализации в обществе. Как вести себя с человеком в инвалидной коляске, что
можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как
безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т.п. Отсутствие этих
элементарных социальных знаний может сделать жизнь человека и его ближайшего окружения весьма затруднительной.
2.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной
реальности в целом).
Основная функция – формирование личностного отношения: дискуссия, дебаты, круглый стол, семинары, создание и поиск путей решения
проблемных ситуаций, ролевая, деловая, коммуникативная и др. игры. Необходимо инициировать и организовывать работу школьников с
воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать ее, высказывать по ее поводу мнение, вырабатывать по отношению к ней свою
позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и
малодушии, о войне и экологии, о культуре, об экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Позитивное
отношение школьника к самому знанию как общественной ценности будет вырабатываться у него тогда, когда знание станет объектом
эмоционального переживания.
3.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно-окрашенного социального действия).
Основная функция – деятельностная: выставки, олимпиады, исследовательские
проекты, компьютерная презентация и др.
Достижение результатов третьего уровня будет возможно при условии организации взаимодействия школьника с социальными субъектами в
открытой общественной среде.
Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:
Формулировки личностных результатов во ФГОС
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

+) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
+) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:
УУД
Формулировки метапредметных результатов во ФГОС
Регу- 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
лятив2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
ные эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;

Познава- 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
тельные основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных
задач;
Коммуни- 8) смысловое чтение;
кативные 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать
индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью
Предметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:
1-я линия развития личности. Умение понимать связи между людьми в обществе:
 Добывать и критически оценивать информацию.
 Систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде текста, таблицы, схемы.
 Обобщать.
 Группировать.
 Сравнивать факты, явления и понятия.
 Устанавливать причинно-следственные связи.
2-я линия развития личности. Умение занимать свою позицию в обществе:
 Определять и объяснять другим людям своё отношение к общественным нормам.
 Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки.
 Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.
3-я линия развития личности. Умение действовать в рамках закона и нравственных норм:
 Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы предмета «Обществознание»
(Из ООП ООО МБОУ СОШ № 3, утвержденной приказом директора от 02 сентября 2015 г. № 73/01–11)
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:

использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;

в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять
роль мотивов в деятельности человека;

характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
приводить примеры основных видов деятельности человека;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения
межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:

выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;

оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых
потребностей, угрожающих здоровью;

использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;

моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:

демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;

характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций
общественного прогресса;

различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в
разных сферах общества;

характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;

на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически
рациональное поведение;

раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;

конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:

наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного
развития;

осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:

раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

различать отдельные виды социальных норм;

характеризовать основные нормы морали;




критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников,
систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной
позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;

раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни
современного общества;

характеризовать специфику норм права;

сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;

раскрывать сущность процесса социализации личности;

объяснять причины отклоняющегося поведения;

описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:

использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и
человека;

оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:

характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;

описывать явления духовной культуры;

объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;

оценивать роль образования в современном обществе;

различать уровни общего образования в России;

находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников
различного типа;

описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;

объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;

раскрывать роль религии в современном обществе;

характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:

описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес
и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:

описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;

объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;


характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
описывать основные социальные роли подростка;
конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
раскрывать основные роли членов семьи;
характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных
условий жизни;

выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных
конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:

раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;

выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных
конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное
поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;

находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников
различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:

объяснять роль политики в жизни общества;

различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

давать характеристику формам государственно-территориального устройства;

различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;

раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;

называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;

характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:

осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:











характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны,
описывать их полномочия и компетенцию;

объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;

раскрывать достижения российского народа;

объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;

осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;

характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:

аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;

использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности
гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:

характеризовать систему российского законодательства;

раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;

характеризовать гражданские правоотношения;

раскрывать смысл права на труд;

объяснять роль трудового договора;

разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;

конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;

характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;

анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в
предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения
родителей;

находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников,
систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного
поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:

на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике
модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.


Экономика
Выпускник научится:

объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных
работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и
систематизировать полученные данные об экономических системах;

характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль
конкуренции;

объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;

называть и конкретизировать примерами виды налогов;

характеризовать функции денег и их роль в экономике;

раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и
опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения
участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:

анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных
источников;

выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере
деятельности человека;

грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в
конкретных ситуациях;

сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять
семейный бюджет.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку должно обеспечить
формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности,
социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в
Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его
основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы человека
и общества через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение, философия, акцентируя
внимание на современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем.
Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ
научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и
давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично
развивающегося современного общества.
Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых
лежит обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Мировая художественная культура», «География»,
«Биология», что создает возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность.
Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и
потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов
деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества.
Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их
разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс.
Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы
современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и
коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются
социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные
принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило
нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и
государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в
подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль.
Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры

Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном
обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в
Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма
культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества.
Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные
социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и
традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное
самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и
внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия,
ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность
политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое
государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные
основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты
федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные
функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации.
Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской
Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и
граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах
человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и
дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав
потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в
регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов
и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные
правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений.
Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита.
Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников
в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания
несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Производство основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение
труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы
экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков.
Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции,
налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен
валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги:
страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение.
Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств.
Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.
АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ
В рамках антикоррупционного воспитания в системе российского образования, согласно методическим рекомендациям Министерства
образования и науки РФ (письмо от 3 августа 2015 № 08 – 1189) внесены изменения в рабочие программы по обществознанию. Добавлены
следующие дидактические единицы в календарно-тематическое планирование по обществознанию:
Антикоррупционные элементы в программе «Обществознание»
Класс
Дидактические единицы
8
Коррупция – социально опасное явление.
Коррупция как вызов и угроза нормальному состоянию современного общества.
Влияние коррупции на экономическую систему государства.
9
Политические гарантии защиты от коррупции
Коррупционные правонарушения: виды, ответственность
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ
Коррекционная работа по предмету обществознание ведется для помощи ребенку в освоении общеобразовательной программы. Для
такого ребенка создаются оптимальные условия его образования в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии и в соответствии с ООП ООО МБОУ СОШ№3.
Психологические особенности детей с ОВЗ: процесс воспроизведения характеризуется неточностью, неполным объемом и
нарушением порядка воспринятого материала, воспроизведением несущественных деталей. Наглядная память преобладает над словесной.
Наиболее ярко мыслительную деятельность детей с особенностями в развитие характеризует инертность, низкая продуктивность,
неустойчивость. Мышление детей данной категории тесно связано с конкретной ситуацией, творческое мышление находится на начальной
стадии своего формирования.

Ведущим принципом разработанной системы планирования уроков является взаимосвязь речевых коррекционных и воспитательных
задач, которые на каждом возрастном этапе реализуются в разнообразных сочетаниях. Постепенно материал каждой задачи усложняется,
варьируется сочетаемость заданий, упражнений по коррекции ВПФ, их смена и взаимосвязь.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления обучающихся. В
процессе реализации программы используются разнообразные методы и приемы обучения:
 объяснительно – иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, упражнения практического характера, практические работы
репродуктивного и творческого характера;
 частично проблемно – поисковый;
 презентации, видеофильмы с помощью мультимедийного оборудования;
Преобладает фронтальная форма работы, имеет место индивидуальная, работа в парах, группах.
В работе с учащимися используется метод эмоционального стимулирования - создание ситуаций успеха в обучении.
Приемы для создания ситуации успеха:
1. Подбор для учеников не одного, а небольшого ряда заданий нарастающей сложности.
2. Дифференцированная помощь учащимся в выполнении учебных заданий одной и той же сложности.
Для активизации познавательной деятельности учащихся использую метод стимулирования занимательным содержанием (игры,
путешествия, интегрированные уроки, соревнования).
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Критерии оценки устного ответа
Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой
логической последовательности литературным языком.
Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической
последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки,
которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Критерии оценивания письменного ответа
При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в
контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на
теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа.
Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с
корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или
явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при
формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный
социальный опыт.
Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
Критерии оценки тестового задания:
 75-100% - отлично «5»;
 60-74% - хорошо «4»
 50-59% - удовлетворительно «3»;
 менее 50% - неудовлетворительно «2»;

Критерии оценивания творческой работы:
Отметка/
2
Содержание
Тема предмета не
очевидна. Информация не
Общая информация
точна или не дана.

Тема

Не раскрыта и не ясна
тема урока. Объяснения
некорректны, запутаны
или не верны.

3

4

5

Информация частично
изложена. В работе
использован только
один ресурс.
Тема частично раскрыта.
Некоторый материал
изложен некорректно.

Достаточно точная
информация.
Использовано более
одного ресурса.
Сформулирована и
раскрыта тема урока.
Ясно изложен материал.

Данная информация
кратка и ясна.
Использовано более
одного ресурса.
Сформулирована и
раскрыта тема урока.
Полностью изложены
основные аспекты темы
урока.
Отражены области
применения темы.
Изложена стратегия
решения проблем.

Не определена область
Отражены некоторые
применения данной темы. области применения
Процесс решения
темы. Процесс решения
неточный или
неполный.
неправильный.
Критерии оценивания текущей и итоговой аттестации:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Применение и
проблемы

Отражены области
применения темы.
Процесс решения
практически завершен.

Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:
- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий по желанию;
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
- отсутствие самостоятельной активности на уроке;
- отсутствие выполнения дополнительных заданий;
- низкий уровень знания базового материала.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
1. Перечень учебно-методического обеспечения
1.
Обществознание. Учебник для 5 класса /Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая и др. - М.: Просвещение, 2015.
2.
Обществознание. Учебник для 6 класса /Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая и др. - М.: Просвещение, 2016.
3.
Обществознание. Учебник для 7 класса /Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая и др. - М.: Просвещение, 2017.
4.
Обществознание. Учебник для 8 класса /Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая и др. - М.: Просвещение, 2018.
5.
Обществознание. Учебник для 9 класса /Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая и др. - М.: Просвещение, 2019.
6.
Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс. – М. ВАКО, 2015.
7.
Поурочные разработки по обществознанию. 6 класс. – М. ВАКО, 2016
8.
Поурочные разработки по обществознанию. 7 класс. – М. ВАКО, 2017
9.
Поурочные разработки по обществознанию. 8 класс. – М. ВАКО, 2018
10.
Поурочные разработки по обществознанию. 9 класс. – М. ВАКО, 2019
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
2. Цифровые образовательные ресурсы
1.
http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов
2.
http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы
3. Технические средства обучения
1.
Компьютер
1
2.
Проектор
1
3.
Принтер
1
4.
Сканер
1
5.
Устройства вывода звуковой информации (колонки)
1

4. Экранно-звуковые пособия
1.
Презентации (ЦОР)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».