Родная литература (русская)

Рабочая программа
по учебному предмету «Родная литература (русская)
для 5-9 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
(РУССКАЯ)», ООО
НОРМАТИВНОЕ ОСНОВАНИЕ
Рабочая программа составлена с учетом следующих документов:
1. Федеральный закон РФ «Об Образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ, от 29.12.2012;
2. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области»;
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от
17.12.2010 №1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 №1577, от 11.12.2020 №712);
4. СанПин 1.2.3.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01. 2021 г. N 2 и
санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. №28;
5. Приказ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России от 20.05.2020 г. № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность";
6. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ№3».
7. Учебный план МБОУ «СОШ №3».
8. Положение о рабочих программах МБОУ СОШ №3.
Средством реализации рабочей программы «Родная литература (русская)» являются художественные произведения.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Родная литература (русская)» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с
предметом «Русский родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования
их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися
эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» предназначена для изучения в 5-9 классах и рассчитана на 70 часов.
Первый год обучения – 35 часов (1 час в неделю). Второй год обучения – 35 часов (1 час в неделю).

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и
культурной ценности русского народа.
Задачи:
 формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
 обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной
литературы, к отдельным ее произведениям;
 приобщение к литературному наследию своего народа;
 формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей
ответственности за сохранение культуры народа;
 формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы,
учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного
литературного произведения;
 обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей
полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.
Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и
самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного,
комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся
на уроках родной литературы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Личностные результаты изучения предмета литературное чтение на родном языке являются:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;

 развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию
собственной речи;
 устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
 потребность в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемнодиалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
 понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
 уважительно относиться к родной литературе;
 оценивать свои и чужие поступки;
 проявлять внимание, желание больше узнать.
 понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности;
 анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
 формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых
целей;
 анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
 совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
 работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с
этими критериями.
Учащийся научится:
 планированию пути достижения цели;
 установлению целевых приоритетов;
 оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
 учитывать условия выполнения учебной задачи;
 осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция,
входящая в состав учебного действия».

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания
образовательных достижений.
Познавательные УУД:










овладение навыками смыслового чтения;
извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной
текст – иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст
в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.

Учащийся научится:

строить сообщение в устной форме;

находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:



умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей;

планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли
учителя);

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при
непосредственной методической поддержке учителя;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Учащийся научится:





устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
аргументировать свою точку зрения;
задавать вопросы.
продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов
разрешения конфликтов;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в
данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:




осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;



овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать
художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.
Учащийся научится:











владеть различными видами пересказа,
пересказывать сюжет;
выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их
художественные функции;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом
произведения;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками,
специальной литературой;
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Устное народное творчество
Учащийся научится:

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;

пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи
характерные для сказки художественные средства;

учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для
самостоятельного чтения.
Древнерусская литература
Учащийся научится:

характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;




характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;
формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.
Русская литература XIX—XX вв.

Учащийся научится:

осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

характеризовать нравственную позицию героев;

формулировать художественную идею произведения;

формулировать вопросы для размышления;

участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;

давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;

выразительно читать произведения лирики;

вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа
исследовательского характера, реферат, проект).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы,
помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.
Критерии отбора
художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на
личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
В программе представлены следующие разделы:
 Устное народное творчество.
 Древнерусская литература.
 Русская литература XVIII в.
 Русская литература XIX в.
 Русская литература XX в.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценка устных ответов (комплексный анализ текста, устное высказывание на заданную тему)
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
1. знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
2. умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
3. понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
4. знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и
прочитанных самостоятельно;
5. умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
6. уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло,
правильно и выразительно читать художественный текст.
Отметка «5»
Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить
взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения,
привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической
литературной речью.
Отметка «4»
Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение
объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического
содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных
произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной
речью. Однако допускается одна – две неточности в ответе.
Отметка «3»
Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить
взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при
анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих
выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в
композиции и языке ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста.

I.

Отметка «2»

Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и
характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность
выразительность средств языка.
Отметка «1»
Оценивается ответ, обнаруживающий полное незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить
поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий.
II Оценка письменных заданий
1.Оценивание сочинений
Сочинения – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли; уровня речевой подготовки
обучающихся.
С помощью сочинений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е.
за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Первая отметка считается отметкой по литературе, вторая – по
русскому языку.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы обучающегося теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка

Основные критерии отметки
содержание и речь

грамотность

«5»

«4»

«3»

1. Содержание работы полностью соответствует
теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа
отличается
богатством
словаря,
разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто
стилевое
единство
и
выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в
содержании и 1-2 речевых недочета
1. Содержание работы в основном соответствует теме
(имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются
единичные фактические неточности.
3.
Имеются
незначительные
нарушения
последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический
и
грамматический строй речи
достаточно разнообразен
5. Стиль работы отличается единством и достаточной
выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в
содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

1 орфографическая, или
1 пунктуационная, или
1 грамматическая ошибка

1. В работе допущены существенные отклонения от
темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются
отдельные фактические неточности.

4 орфографические и
4 пунктуационные ошибки,
или
3
орфографические

2 орфографические и
2 пунктуационные ошибки,
или
1 орфографическая и
3пунктуационные ошибки,
или
4 пунктуационные ошибки
при
отсутствии
орфографических ошибок,
а также
2
грамматические
ошибки
Отметка
«4»
может
выставляться
при
3
орфографических ошибках,
если среди них есть
однотипные.

3. Допущены
отдельные
нарушения
последовательности изложения.
4. Беден словарь,
и однообразны употребляемые
синтаксические конструкции,
встречается
неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы
не отличается единством, речь
недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в
содержании и 5 речевых недочетов.

«2»

1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во
всех частях работы, отсутствует
связь между ними,
работа не соответствует плану.
4. Крайне
беден
словарь,
работа написана
короткими
однотипными предложениями со слабо
выраженной связью между ними, часты случаи
неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и
до 7 речевых недочетов.

«1»

1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во

ошибки и
5
пунктуационных
ошибок,
или
7 пунктуационных при
отсутствии
орфографических ошибок,
а также
4
грамматические
ошибки
Отметка
«3»
может
выставляться при наличии
6 орфографических и 6
пунктуационных ошибок,
если среди тех и других
имеются однотипные и
негрубые ошибки.
7 орфографических и
7
пунктуационных
ошибок, или
6 орфографических и
8
пунктуационных
ошибок, или
5 орфографических и
9
пунктуационных
ошибок, или
8 орфографических и
6 пунктуационных ошибок,
а также
7 грамматических ошибок.
Более 7 орфографических и
7 пунктуационных ошибок

всех частях работы, отсутствует
связь между ними,
работа не соответствует плану.
4. Крайне
беден
словарь,
работа написана
короткими
однотипными предложениями со слабо
выраженной связью между ними, часты случаи
неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено более 6 недочетов в
содержании и более 7 речевых недочетов.
Примечание:
1.При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень
его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить
первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным
показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником
исправлениях.
2.Оценивание изложений с элементами сочинения.
Изложение – это пересказ текста (устный или письменный), представленный в виде учебной работы для развития речи учащихся,
формирования и закрепления навыков стилистического построения и правописания. Здесь могут быть элементы творчества: домысливание и
рассказ о каких-нибудь эпизодах, описание обстановки, дописывание конца текста и т.д. Умение высказывать свое мнение по затронутыми
в тексте проблемам.
Оценка
Содержание и речь
Грамотность
1.Содержание работы полностью соответствует теме. 1 орфографическая,
«5»
2.Фактические ошибки отсутствуют.
или 1 пунктуационная,
3.Содержание излагается последовательно.
или 1 грамматическая ошибки
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием
используемых синтаксических конструкций, точностью
словоупотребления.
5.Достигнуты стилевое единство и выразительность
текста.

«4»

«3»

«2»

В работе допускается не более 1-2 речевых недочетов.
1.Содержание работы в основном соответствует теме
(имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются
единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения
последовательности в изложении мыслей.
4.Лексический и грамматический строй речи
достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной
выразительностью.
В работе допускается не более 3-4 речевых недочетов.
1.В работе допущены существенные отклонения от
темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются
отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности
изложения
4.Беден словарь и однообразны употребляемые
синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь
недостаточно выразительна.
В работе допускается не более 5 речевых недочетов.
Работа не соответствует теме. Допущено много
фактических неточностей. Нарушена
последовательность мыслей во всех частях работы,
отсутствует связь между ними, работа не соответствует
плану. Крайне беден словарь, работа написана
короткими однотипными предложениями со слабо
выраженной связью между ними, часты случаи
неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое
единство текста. В целом в работе допущено 6

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки,
или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,
или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,
или 2 грамматические ошибки

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки,
или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок,
или 8 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических,
или 5 грамматических ошибок

более 5 орфографических ошибок,
или более 11 пунктуационных ошибок,
или более 6 грамматических ошибок

«1»

недочетов и до 7 речевых недочетов
1. Работа не соответствует теме.
Более 7 орфографических и
2. Допущено много фактических неточностей.
7 пунктуационных ошибок
3. Нарушена последовательность изложения мыслей
во всех частях работы, отсутствует связь между ними,
работа не соответствует плану.
4. Крайне
беден
словарь,
работа написана
короткими однотипными предложениями со слабо
выраженной связью между ними, часты случаи
неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено более 6 недочетов в
содержании и более 7 речевых недочетов.

3.Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
«1» -нет ответа
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ
Коррекционная работа по предмету «Родная литература (русская)» ведется для помощи ребенку в освоении общеобразовательной
программы. Для такого ребенка создаются оптимальные условия его образования в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии и в соответствии с ООП ООО МБОУ СОШ№3.
Цели:
 оказание педагогической помощи и поддержки ребенку и его родителям;
 осуществление коррекции при освоении образовательной программы по предмету литература;
 формирование социальной компетентности учащегося, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.
Задачи:
 выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей учащегося при освоении им основной образовательной
программы по русскому языку;







определение особенностей организации образовательного процесса и условий интеграции для рассматриваемой категории детей в
соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом
развитии;
формирование личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;
расширение возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах
жизнедеятельности;
развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников.

Направления работы.
коррекционная работа включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие её основное содержание:
 диагностическое,
 коррекционно-развивающее,
 консультативное.
 информационно-просветительское: индивидуальная работа с родителями (беседы).
Особенности психофизического развития школьников низкой умственной активностью требуют от педагога повышения эффективности
учебного процесса в классах. Учителю следует руководствоваться следующими принципами:
1) обучение должно быть направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности и активизацию видов деятельности при
формировании личностных качеств;
2) наиболее эффективным средством формирования установки на восприятие учебного материала для детей с ОВЗ является
использование проблемных ситуаций, позволяющих задействовать слабого ученика в процессе обучения;
3) наиболее важным компонентом в повышении активности детей с ОВЗ, активизации их внимания и мышления является сочетание
разнообразных методов обучения и видов учебной деятельности на уроках;
4) необходимо рациональное сочетание слова, наглядности и действия на уроках.
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической
деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств
наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и
формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому
ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии
являются:
- игровые ситуации;
- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги
разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться
при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале.
2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится
соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно
ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно
запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала –
для оказания помощи при выполнении заданий.
4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия,
внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной
деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
5.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и
памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
7. Активные методы рефлексии. На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и
эмоционального состояния.

1.
2.
3.
4.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература. 5 – 11 классы: проектная деятельность учащихся / сост.Г.В.Цветкова, Волгоград, 2011
Ломилина Н.И., Сигов В.К. Русская литература XIX – XX веков. Тесты и контрольные вопросы, М., 2006
Долбилова Ю.В. Нетрадиционные и игровые уроки по литературе, Ростов н/Д, 2010
Харитонова О.Н. Учение с увлечением: творческие уроки литературы в школе, Ростов н/Д, 2011

5. Черных О.Г. Практикум по литературе: 7 класс. М., 2010
6. Литература. 5 класс: система уроков по учебнику В.Я.Коровиной/ авт.-сост. И.В.Карасева, В.Н.Пташкина, Волгоград, 2013
7. Ляшенко Е.Л. Тесты по литературе: 6 класс: к учебнику В.Я.Коровиной, М., 2016
8. Малюгина В.А., Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 6 класс. М., 2009.
9. Черных О.Г. Практикум по литературе: 6 класс. М., 2011
10. Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки. М., 2016
11. Иванова Е.В. Дидактические материалы по литературе: 5 класс, М., 2014
12. Миронова Н.А. Анализ произведений русской литературы: 7 класс, М., 2012.
Интернет-ресурсы
1. http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
2. http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
3. http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
4. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
5. http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
6. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
7. http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
8. http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.
Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей
2.
Раздаточный материал по темам курса
3.
Репродукции картин художников
4.
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.:
Просвещение, 2013.
5.
Компьютер
6.
Проектор
7.
Сканер
8.
Копировальный аппарат


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».