Русский язык

Рабочая программа
по учебному предмету «Русский язык»

для 5-9 классов

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК», ООО
НОРМАТИВНОЕ ОСНОВАНИЕ
Рабочая программа составлена с учетом следующих документов:
1. Федеральный закон РФ «Об Образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ, от 29.12.2012;
2. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области»;
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от
17.12.2010 №1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 №1577, от 11.12.2020 №712);
4. СанПин 1.2.3.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01. 2021 г. N 2 и
санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. №28;
5. Приказ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России от 20.05.2020 г. № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность";
6. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ№3».
7. Учебный план МБОУ «СОШ №3».
8. Положение о рабочих программах МБОУ СОШ №3.
Средством реализации рабочей программы учебного предмета «Русский язык» являются учебники Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.,
Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. Издательства «Просвещение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение учебного предмета «Русский язык. обязательной частью учебного плана предусмотрено 5 часов в неделю (175 часов в год) - 5
класс, 6 часов в неделю (210 часов в год) – 6 класс, 4 часа в неделю (140 в год) – 7 класс, 3 часа в неделю (105 в год) – 8 класс, 3 часа в
неделю (105 в год) – 9 класс. Всего 735 часов на уровне 5 – 9 классы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
2

Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Русский язык» является
усвоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями,
установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Главными задачами реализации программы являются:
•
формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской
Федерации, как языку межнационального общения;
•
усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых
лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;
•
овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;
•
овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и
средства познания.
В процессе изучения предмета «Русский язык» создаются условия
•
для развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального совершенствования;
•
для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе лиц,
проявивших выдающиеся способности;
•
для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных
ориентаций;
•
для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта
социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;
•
для знакомства обучающихся с методами научного познания;
•
для формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательскй и
художественной деятельности;
•
для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и
ориентации в мире профессий.
ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В структуре планируемых результатов выделяются следующие группы:
1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группой личностных
результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых
результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной
информации.
2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами
универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.
3

3. Предметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группами результатов
учебных предметов, раскрывают и детализируют их.
Личностные результаты:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа
России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость
использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств,
находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; понимание значения
нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению;
уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и
общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя
как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и
способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые
включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в
жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными
институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской
деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества,
4

ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как
равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов
взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания
жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоциональноценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории
культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными
произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и
личностно-значимой ценности).
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение
обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В
основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.
Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования,
осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной
деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с
информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в
том числе:
● систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых
информационных объектах;
● выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять
информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических
схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
● заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной
работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности
учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей
задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к
разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
5

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные,
коммуникативные.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
● анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
● идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
● выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
● ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
● формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
● обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность
шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
● определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
● обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
● определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
● выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и
предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
● выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
● составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
● определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
● описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного
класса;
● планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
● определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной
деятельности;
● систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
● отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках
предложенных условий и требований;
● оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
● находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого
6

результата;
● работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения
запланированных характеристик продукта/результата;
● устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении
деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
● сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
● определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
● анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
● свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая
результат и способы действий;
● оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью
деятельности;
● обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних
ресурсов;
● фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной. Обучающийся сможет:
● наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе
взаимопроверки;
● соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
● принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
● самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
● ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению
имеющегося продукта учебной деятельности;
● демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения
(устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации
(повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
● подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
● выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
● выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
7

● объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и
явления;
● выделять явление из общего ряда других явлений;
● определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять
определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
● строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
● строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
● излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
● самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности
информации;
● вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
● объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности
(приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
● выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия
заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
● делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или
самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных
задач. Обучающийся сможет:
● обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
● определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
● создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
● строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
● создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для
определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
● преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
● переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного)
представления в текстовое, и наоборот;
● строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об
объекте, к которому применяется алгоритм;
● строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
● анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на
основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
● находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
8

● ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
● устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
● резюмировать главную идею текста;
● преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный –
учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
● критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
● определять свое отношение к природной среде;
● анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
● проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
● прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
● распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
● выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся
сможет:
● определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
● осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
● формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
● соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
● определять возможные роли в совместной деятельности;
● играть определенную роль в совместной деятельности;
● принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
● определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
● строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
● корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать
свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
● критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его;
● предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
9

● выделять общую точку зрения в дискуссии;
● договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
● организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и
т. д.);
● устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника
задачи, формы или содержания диалога.
12.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
● определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
● отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
● представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
● соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
● высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
● принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
● создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
● использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
● использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
● делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и
обосновывать его.
13.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее –
ИКТ). Обучающийся сможет:
● целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с
помощью средств ИКТ;
● выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и
формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
● выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
● использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и
сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений,
докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
● использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
● создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила
информационной безопасности.

10

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными
результатами изучения предмета «Русский язык» являются:
Выпускник научится:
● владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы
Интернета;
● владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки
прочитанного материала;
● владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным
извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
● адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи
(повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
● участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной
коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета;
● создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного
языка и речевого этикета;
● анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к
функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
● использовать знание алфавита при поиске информации;
● различать значимые и незначимые единицы языка;
● проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
● классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
● членить слова на слоги и правильно их переносить;
● определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и
их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
● опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа;
характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
● проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
● проводить лексический анализ слова;
● опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола,
олицетворение);
● опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
● проводить морфологический анализ слова;
● применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
● опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
11

● анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и
функциональных особенностей;
● находить грамматическую основу предложения;
● распознавать главные и второстепенные члены предложения;
● опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
● проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
● соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
● опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
● опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
● использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
● анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении
прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
● оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
● опознавать различные выразительные средства языка;
● писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
● осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
● участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из
жизненного и читательского опыта;
● характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
● использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
● самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
● самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач.
● Личностные результаты:
● 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей
роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе
получения школьного образования;
● 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
● 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в
процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
● Метапредметные результаты:
12

● 1) владение всеми видами речевой деятельности:
● • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной
мысли; основной и дополнительной информации);
● • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и
жанров;
● • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным,
ознакомительным, детальным);
● • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски
учебного назначения, ресурсы Интернета;
● • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
● • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск
информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
● • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и
использованных языковых средств;
● • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность
действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
● • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);
● • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации
общения;
● • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста
(логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
● • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога
(этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
● • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм
современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
● • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в
процессе речевого общения;
● • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого
общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические
и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
● • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах,
обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
13

● 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как
средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых
явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
● 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного
выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами
речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
● Предметные результаты:
● 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли
родного языка в жизни человека и общества;
● 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
● 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
● 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и
письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, язык художественной литературы;
функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
● 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского
литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого
этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
● 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц
адекватно ситуации речевого общения;
● 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический,
морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, анализа текста с точки зрения его основных признаков
и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления,
использования выразительных средств языка;
● 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в
собственной речевой практике;
● 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при
анализе текстов художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
РАЗДЕЛ 1. Речь и речевое общение.
Язык и речь. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог,
виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога). Диалог, виды диалога (этикетный, диалог14

расспрос, диалог - побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога). Полилог. Свободная беседа, обсуждение,
дискуссия. Роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни. Морально – этические и психологически принципы общения.
Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической
и монологической речи. Владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога)
и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог - побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога).
Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в
типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения. Освоение правил коллективного обсуждения, дискуссий в
соответствии с нормами русского языка. Следование морально – этическим и психологическим принципам общения. Причины
коммуникативных неудач.
РАЗДЕЛ 2. Речевая деятельность.
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Различение языка и речи, понимание речи как деятельности, основанной на реализации языковой системы. Культура чтения,
аудирования, говорения и письма.
Овладение основными видами речевой деятельности.
Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Интерпретация неявно
выраженной в тексте информации. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в
соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение различными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Смысловое чтение. Приемы работы с
электронными библиотеками.
Овладение различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным). Изложение содержания прослушанного
или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной
направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определенную тему; поиск,
анализ, преобразование, оценка информации, извлеченной из различных источников. Поиск информации в Интернете.
РАЗДЕЛ 3. Текст.
Текст как речевое произведение. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема,
коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно – стилистического членения текста. Композиционные
элементы абзаца (зачин, основная часть, концовка)
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста. Способы развития
темы в тексте. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация, презентация.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи.
Составление плана текста. Установление смысловых частей текста, определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ
языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий
общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность,
15

связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания. Информационная
переработка текста, преобразование текста с использованием новых форм представления информации.
РАЗДЕЛ 4. Функциональные разновидности языка.
Стилистическая система русского литературного языка. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные
стили: научный (учебно – научный), публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка,
научного, публицистического, официально – делового стилей. Особенности языка художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, аннотация, выступление, доклад, статья, рецензия, реферат), публицистического (выступление,
статья, интервью, очерк), официально – делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа,
спор; личное письмо, электронное письмо, личный дневник в Интернете).
Выявление особенностей разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей. Установление
принадлежности текста к определенной функциональной разновидности языка. Сопоставление и сравнение речевых высказываний с точки
зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Создание письменных высказываний разных
стилей, жанров и типов речи: тезисы, конспект, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление, резюме; повествование, описание,
рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах с
использованием разных средств аргументации. Аудиовидеофорум, текстовый форум, социальная сеть.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций.
РАЗДЕЛ 5. Общие сведения о языке.
Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального
общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского
(церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка (литературный язык,
территориальные диалекты, городское просторечие, профессиональные разновидности, жаргон). Взаимосвязь языка и культуры.
Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка и их использование
в речи.
Лингвистика как наука о языке. Соотношение языка и речи. Система русского литературного языка. Выдающиеся отечественные
лингвисты.
Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в
современном мире.
Осмысление элементарных сведений о происхождении и развитии русского языка, его контактах с другими языками.
Различение функциональных разновидностей современного русского языка. Осознание красоты, богатства, выразительности русского
языка.
Ознакомление с элементарными сведениями о развитии русистики.
РАЗДЕЛ 6. Фонетика и орфоэпия
Фонетика как раздел лингвистики.
16

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Устройство речевого аппарата. Изменение звуков в
речевом потоке. Сильная и слабая фонетическая позиция. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Основные выразительные средства фонетики.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и
ударения. Смыслоразличительная роль ударения, его подвижность при формо- и словообразовании. Интонация, ее функции. Основные
элементы интонации. Орфоэпический словарь.
Осознание смыслоразличительной функции звука в слове. Различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и
мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение
фонетического разбора слов.
Правильное произношение слов в соответствии с нормами литературного языка. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения
орфоэпических норм.
Применение фонетико – орфоэпических знаний и умений в собственной практике.
Наблюдение за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи.
РАЗДЕЛ 7. Графика
Графика как раздел лингвистики. Элементарные сведения о развитии письменности. Состав русского алфавита, названия букв.
Принципы русской графики. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j']. Соотношение звука и
буквы. Прописные и строчные буквы.
Осознание значения письма в истории развития человечества. Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Овладение
звуковым и буквенным анализом слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях,
при написании SMS – сообщений.
РАЗДЕЛ 8. Морфемика (состав слова) и словообразование
1)Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Основа слова и не входящие в основу морфемы. Формообразующие
суффиксы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Нулевой суффикс.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных звуков в морфемах. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно– суффиксальный способы, нулевая
суффиксация (бессуффиксный); сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово.
Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари. Основные выразительные средства словообразования.
2) Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Членение
слова на морфемы с учетом его лексического значения и образования. Проведение морфемного разбора слов.
Выделение исходной основы и словообразующей морфемы. Определение основных способов словообразования, построение
словообразовательных цепочек слова. Проведение словообразовательного анализа слова.
Применение знаний и умений в области морфемики и словообразования в практике правописания.
17

Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Наблюдение за использованием выразительных средств словообразования в художественной речи.
РАЗДЕЛ 9. Лексикология и фразеология
1) Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций.
Лексикон человека как показатель его интеллектуального и речевого развития.
Лексическое и грамматическое значения слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.
Переносное значение слов как основа тропов языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения; исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших
слов и неологизмов.
Лексика с точки зрения сферы ее употребления русской лексики. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и
профессионализмы. Жаргонная лексика. Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы, их признаки и значение. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова.
Фразеологические словари.
Лексические словари и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
Основные выразительные средства лексикологии и фразеологии.
2)Осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознание необходимости расширять свой лексикон.
Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения ее активного и пассивного запаса, сферы употребления,
экспрессивной окраски и стилистической принадлежности, происхождения.
Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки
зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей разных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов,
устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование ее в различных видах деятельности.
Наблюдение за использованием выразительных средств лексикологии и фразеологии в произведениях разных стилей и
функциональных разновидностей языка.
РАЗДЕЛ 10. Морфология
1)Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико- грамматические разряды слов. Принципы классификации частей речи.
Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и
синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место
причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре, синтаксическому употреблению.
Междометия звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи.

18

2)Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение
морфологического разбора слов разных частей речи. Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами
современного русского литературного языка.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Наблюдение за использованием средств морфологии в текстах разных стилей и функциональных разновидностей языка.
РАЗДЕЛ 11. Синтаксис
1)Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и
второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, предложения
осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные).
Виды односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и
вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения.
Сложные предложения союзные (сложносочиненные, сложноподчиненные) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами
связи.
Способы передачи чужой речи. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность).
2)Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических
конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и
выразительности употребления синтаксических конструкций. Использование синонимических конструкций для более точного выражения
мысли и усиления выразительности речи.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Наблюдение за использованием синтаксических конструкций в текстах разных стилей и функциональных разновидностей языка.
РАЗДЕЛ 12. Правописание: орфография и пунктуация
1)Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем.
Правописание ъ и ь. Слитное, дефисное и раздельное написание. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки
препинания в конце предложения, в простом неосложненном, простом осложненном, в сложном предложении (сложносочиненном и
сложноподчиненном, бессоюзном, а также в сложном предложении с различными видами связи), при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
2)Сформированность орфографической и пунктуационной зоркости. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных
норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно – словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного
написания слова. Опора на грамматико – интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
19

Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных
проблем.
Содержание, обеспечивающее формирование культуры речи и культуроведческой компетенции.
РАЗДЕЛ 13. Культура речи
1)Культура речи как раздел лингвистики. Языковая норма, ее функции и типы. Тенденция развития норм. Основные нормы русского
литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные). Варианты норм. Речевые ошибки.
Лексическое богатство русского языка и культура речи.
Нормативные словари современного русского языка (орфоэпический словарь толковый словарь, словарь грамматических трудностей,
орфографический словарь, обратный грамматический словарь А.А. Зализняка, справочники по пунктуации), их роль в овладении нормами
современного русского литературного языка.
2)Овладение основными нормами русского литературного языка и соблюдение их в устных и письменных высказываниях различной
коммуникативной направленности. Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого
общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения. Корректировка собственного
речевого высказывания. Использование нормативных словарей для получения информации о нормах современного русского литературного
языка.
РАЗДЕЛ 14. Язык и культура.
Отражение в языке культуры и истории народа. Русский речевой этикет. Изменения, происходящие в современном языке.
Современный русский речевой этикет в сопоставлении с этикетом прошлого.
Выявление единиц языка с национально – культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в
художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых,
этимологических и др.). Пословицы и поговорки русского народа, современный городской фольклор. Использование этимологических
словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и
культурные традиции страны. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Межкультурная коммуникация. Мимика и жесты в разных культурах. Нормы информационной культуры, этики и права.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценка устных ответов обучающихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний обучающихся по русскому языку. Развернутый ответ обучающегося
должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять
определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа обучающегося надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий;
20

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые
примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2
ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает
ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению
последующим материалом.
Отметка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание материала.
Отметка («5», «4», «3»)
может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика oтводится
определенное время), но и за рассредоточенный по времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока
(выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась
проверка его умения применять знания на практике.
Оценка письменных работ учащихся
Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка,
быть доступными по содержанию обучающимся данного класса.
Требования к тексту диктанта
Количество в контрольном диктанте

Кол-во слов в
словарном диктанте

Класс

слов (самостоятельных
и служебных)1

орфограмм2

пунктограмм

5

90-100

12

2-3

5

15-20

6

100-110

16

3-4

7

20-25

7

110-120

20

4-5

10

25-30

слов с
непроверяемыми
орфограммами3

21

8

120-150

24

10

10

30-35

9

150-170

24

15

10

35-40

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего
класса.
2
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были
бы представлены не менее 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть
представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать норм, представленных в
таблице.
3
В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере
закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
Нормы оценивания диктанта
1

Вид
диктанта
Контрольный

оценка/количество ошибок
«5»
1 негрубая
орфографическая или 1
негрубая пунктуационная
ошибка.

«4»

«3»

«2»

2/2

4/4

7/7

1/3

3/5

6/8

0/4

0/7

5/9
8/6

при 3 орфографических
ошибках, если среди них
есть однотипные.

в 5 классе - 5/4

6/6, если среди тех и
других имеются
однотипные и негрубые
ошибки.

22

Словарный

0 ошибок

1-2 ошибки

3-4 ошибки

до 7 ошибок

При большем количестве ошибок диктант оценивается «1».
Примечание.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает»
(вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие
существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами,
правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто
иной не...; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);
5) в собственных именах нерусского происхождения;
6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне
однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в
армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется
подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий -резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.
Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один
23

балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического,
грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Отметка «1» ставится за работу, в которой не выполнены все задания.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой
подготовки учащихся.
Примерный объем текста изложений и сочинений
Класс
Объем текста
подробное изложение

сочинение

5

100-150 слов

0,5 – 1,0 страницы

6

150-200 слов

1,0 – 1,5 страницы

7

200-250 слов

1,5 – 2,0 страницы

8

250-350 слов

2,0 – 3,0 страницы

9

350-450 слов

3,0 – 4,0 страницы

С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за
грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Содержание
сочинения
и
изложения
оценивается по следующим критериям:
24

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка
«5»

«4»

Основные критерии отметки
содержание и речь
1. Содержание работы полностью соответствует
теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается
богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1—2 речевых
недочета
1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические
неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не
более 3—4 речевых недочетов.

грамотность
1 орфографическая, или 1 пунктуационная,
или 1 грамматическая ошибка

2 орфографические и 2 пунктуационные
ошибки, или
1 орфографическая и 3 пунктуационные
ошибки, или
4 пунктуационные ошибки при отсутствии
орфографических ошибок,
а также 2 грамматические ошибки

25

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические
неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5
речевых недочетов.

4 орфографические и 4 пунктуационные
ошибки,
или
3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок,
или
7 пунктуационных при отсутствии
орфографических ошибок
(в 5 классе - 5 орфографических ошибок и
4 пунктуационные ошибки), а также 4
грамматические ошибки

«2»

1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы,
отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными
предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи
неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых
недочетов.

7 орфографических и 7 пунктуационных
ошибок, или
6 орфографических и 8 пунктуационных
ошибок, или
5 орфографических и 9 пунктуационных
ошибок, или
8 орфографических и 6 пунктуационных
ошибок, я также 7 грамматических ошибок.

«1»

1. Работа не соответствует
теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения

Более 7 орфографических и 7
пунктуационных ошибок
мыслей во всех
26

частях работы, отсутствует
связь между ними, работа не
соответствует плану.
4. Крайне беден словарь,
работа написана короткими
однотипными предложениями со слабо выраженной связью
между ними, часты случаи
неправильного
словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено более 7 недочетов в содержании и
более 7 речевых недочетов.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения,
уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют
повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует
исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности
«4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3»
ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во
внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по
остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о
сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Критерии оценки тестовых работ.
В зависимости от формы задания используются различные формы оценивания.
Система оценки тестов не является самоцелью. Она лишь ориентируется на систему оценок заданий ЕГЭ, с тем чтобы ученики постепенно
привыкли к другой системе оценки знаний и умений и понимали соответствие этой оценки оценке по традиционной, пятибалльной системе.
80%-100% от максимальной суммы баллов — оценка 5;
60-80% - оценка 4;
40-60% - оценка 3;
0-40% - оценка 2.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ

27

Коррекционная работа по предмету русский язык ведется для помощи ребенку в освоении общеобразовательной программы. Для
такого ребенка создаются оптимальные условия его образования в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии и в соответствии с ООП ООО МБОУ СОШ№3.
Цели:
 оказание педагогической помощи и поддержки ребенку и его родителям;
 осуществление коррекции при освоении образовательной программы по предмету литература;
 формирование социальной компетентности учащегося, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.
Задачи:
 выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей учащегося при освоении им основной образовательной
программы по русскому языку;
 определение особенностей организации образовательного процесса и условий интеграции для рассматриваемой категории детей в
соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
 организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом
развитии;
 формирование личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;
 расширение возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах
жизнедеятельности;
 развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников.
Направления работы.
Коррекционная работа включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие её основное содержание:
 диагностическое,
 коррекционно-развивающее,
 консультативное.
 информационно-просветительское: индивидуальная работа с родителями (беседы).
Особенности психофизического развития школьников низкой умственной активностью требуют от педагога повышения эффективности
учебного процесса в классах. Учителю следует руководствоваться следующими принципами:
1) обучение должно быть направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности и активизацию видов деятельности при
формировании личностных качеств;
2) наиболее эффективным средством формирования установки на восприятие учебного материала для детей с ОВЗ является
использование проблемных ситуаций, позволяющих задействовать слабого ученика в процессе обучения;
3) наиболее важным компонентом в повышении активности детей с ОВЗ, активизации их внимания и мышления является сочетание
разнообразных методов обучения и видов учебной деятельности на уроках;
28

4) необходимо рациональное сочетание слова, наглядности и действия на уроках.
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической
деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств
наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и
формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому
ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии
являются:
- игровые ситуации;
- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги
разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться
при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале.
2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится
соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно
ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно
запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала –
для оказания помощи при выполнении заданий.
4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия,
внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной
деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
5.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и
памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
7. Активные методы рефлексии. На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и
эмоционального состояния.

29

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 5,6,7,8 класс. – М.: «Просвещение», 2004 г.
2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. Русский язык. 5 - 9 класс: М.: «Просвещение»,
2015
3. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5- 9 классы. - М.: «Просвещение», 2007 г.
4. М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
5. Никитина Е.И. Уроки русского языка в 5 классе. Книга для учителя. – М.: «Просвещение», 2003
6. Программа общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов, авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.
Шанский –М.: Просвещение, 2011
7. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 5 класс/ О.Н.Зайцева, М: «Экзамен», 2014
8. Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка. 5 класс. М: ВАКО,2014
9. Розенталь Д.А. Справочник по орфографии и пунктуации. – Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во, 1994
10. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 частях /Т.А.
Ладыженкая, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова/ -М.: Просвещение, 2013
11. Тесты по русскому языку. 5 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской и др./ Е.П.Черногрудова, М.: «Экзамен», 2016
12. Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л. А.Тростенцова, М. М. Стракевич. М.: Просвещение, 2009
13. Повторение и контроль знаний. Русский язык. 6 класс. Тесты, кроссворды, логические задания. Методическое пособие с электронным
приложением/ Авт.-сост. И.Н.Дубовец (и др.) – М.: Планета, 2011.
14. Русский язык. Диктанты и изложения. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Н.Н.Соловьева. – М.:
Просвещение, 2011.
Образовательные электронные ресурсы
1. http://repetitor.1c.ru/ Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические
системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
2. http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы
в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы
русистики и лингвистики.
3. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам.
Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
4. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
30

5. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Материально-техническое обеспечение
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса.
Учебные таблицы 5-11 классы по русскому языку
Компьютер
Проектор
Сканер
Копировальный аппарат

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».