Приложение 1 Рабочая программа по предмету ОРКСЭ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к основной образовательной программе
начального общего образования, принятой на заседании педагогического
совета Протокол от 28.08.2023 №1,
утвержденной приказом директора
от 30.08.2023 №134/01-11

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
(для 1–4 классов)
ID 3680114

2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа представляет собой рекомендацию для педагогов, школ (ФЗ «Об образовании в РФ» ч. 7.2. ст. 12) и отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) по ОРКСЭ
и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО. Представленное в
Предметная область ОРКСЭ состоит из учебных модулей по выбору «Основы православной культуры», «Основы
исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур народов России»1, «Основы
светской этики». В соответствии с федеральным законом выбор модуля осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Выбор установлен в ФЗ «Об образовании в РФ» (ч. 2 ст. 87.).
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие
результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся, независимо от изучаемого
модуля.
Поскольку предмет изучается один год (4 класс), то все результаты обучения представляются за этот период.
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении
культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
— знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и
светской этики по выбору родителей (законных представителей);
— развитие представлений, обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
— обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностносмысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
— развитие способностей, обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного
уважения и диалога. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ — культурологический подход, способствующий формированию у
младших школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма),
российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской
Федерации.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия,
ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны.
Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей
от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить
адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии.
Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п.
1

Следует обратить внимание на изменение названия одного из модулей. Название модуля «Основы мировых религиозных культур», изменено на «Основы религиозных культур
народов России».

Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются психологические особенности детей, завершающих обучение в
начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную открытость детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую действительность, остро реагировать как на доброжелательность,
отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится предпосылкой к
пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением нравственных,
этических норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения.
В рамках реализации ОРКСЭ в части преподавания учебных модулей по основам религиозных культур не предусматривается подготовка обучающихся к участию в богослужениях, обучение религиозной практике в религиозной общине (Письмо Минобрнауки России от 22.08.2012 №08-250 «О
введении учебного курса ОРКСЭ»).
Тематическое планирование включает название раздела (темы) с указание количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы
учебного модуля, характеристику основных видов деятельности учащихся, в том числе с учётом рабочей программы воспитания, возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.
Место ОРКСЭ в учебном плане: ОРКСЭ изучается в 4 классе, один час в неделю (34 ч).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Модуль «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной
традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное
пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы религиозных культур народов России»
Россия — наша Родина. Культура и религия. Религиозная культура народов России. Мировые религии и иудаизм. Их основатели. Священные книги
христианства, ислама, иудаизма, буддизма. Хранители предания в религиях. Человек в религиозных традициях народов России. Добро и зло. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религия и мораль. Нравственные заповеди христианства, ислама, иудаизма, буддизма. Обычаи и
обряды. Праздники и календари в религиях. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы светской этики»
Россия — наша Родина. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти.
Образцы нравственности в культуре Отечества, в культурах разных народов России. Государство и мораль гражданина, основной закон (Контитуция)
в государстве как источник российской светской (гражданской) этики. Трудовая мораль.

Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
Нормы морали. Семейные ценности и этика семейных отношений. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОРКСЭ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
— понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину;
— формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
— понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;
— понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества;
— осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии;
— строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать
другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
— соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов
России, терпимость к представителям разного вероисповедания;
— строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в
общении, желание при необходимости прийти на помощь;
— понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных
поступков и действий, оскорбляющих других людей;
— понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
— овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
— формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации
на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
— совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и
средств информационно - коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
— совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
— овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с
задачами коммуникации;

— овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
— формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого
иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений
договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
— ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного);
— использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
— применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого
фактического материала;
— признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;
— выполнять совместные проектные задания с опорой напредложенные образцы.
Работа с информацией:
— воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;
— использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
— находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в
условиях контролируемого входа);
— анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
Коммуникативные УУД:
— использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к
собеседнику с учётом особенностей участников общения;
— создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в
религиозных учениях и светской этике.
Регулятивные УУД:
— проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях;
контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения;
— проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении;
— анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);

— выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление
несправедливости, жадности, нечестности, зла;
— проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики
и этикета.
Совместная деятельность:
— выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать;
— владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
— готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Модуль «Основы православной культуры»
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры» должны обеспечивать следующие достижения обучающегося:
— выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни
представлений о себе, людях, окружающей действительности;
— выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
— выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
— рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении
и деятельности;
— раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние,
сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять «золотое правило нравственности» в
православной христианской традиции;
— первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций православной этики;
— раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении,
человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;
— рассказывать о Священном Писании Церкви — Библии (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых,
священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции;
— рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме,
общения с мирянами и священнослужителями;
— рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении
поста;
— раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу,
матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей;

— распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл (православный крест) и значение в православной культуре;
— рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами;
— излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль православия в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;
— первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного исторического и культурного наследия в своей местности,
регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
— приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести;
— выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного
(общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
— называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически
являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
— выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре,
традиции.
Модуль «Основы религиозных культур народов России»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы религиозных культур народов России» должны отражать сформированность умений:
— выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни
представлений о себе, людях, окружающей действительности;
— выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
— выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
— рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении в
выстраивании отношений в семье, между людьми;
— раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг, свобода, ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в религиозной культуре народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме); объяснять «золотое правило нравственности» в религиозных традициях;
— соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами, заповедями в традиционных религиях народов России;
— раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в вероучении православия, ислама, буддизма, иудаизма; об основателях религий;
— рассказывать о священных писаниях традиционных религий народов России (Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях предания и
служителях религиозного культа (священники, муллы, ламы, раввины), религиозных обрядах, ритуалах, обычаях (1—2 примера);

— рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений (храмов) традиционных религий народов России, основных нормах поведения в
храмах, общения с верующими;
— рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее
одного религиозного праздника каждой традиции);
— раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье (православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о семейных
ценностях в традиционных религиях народов России; понимание отношения к труду, учению в традиционных религиях народов России;
— распознавать религиозную символику традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по одному
символу), объяснять своими словами её значение в религиозной культуре;
— рассказывать о художественной культуре традиционных религий народов России (православные иконы, исламская каллиграфия, буддийская танкопись); главных особенностях религиозного искусства православия, ислама, буддизма, иудаизма (архитектура, изобразительное искусство, язык и
поэтика религиозных текстов, музыки или звуковой среды);
— излагать основные исторические сведения о роли традиционных религий в становлении культуры народов России, российского общества, российской государственности;
— первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия традиционных религий народов
России в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
— приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности
поступать согласно своей совести;
— выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного
(общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
— называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам,
буддизм, иудаизм;
— выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в традиционных религиях народов России.
Модуль «Основы светской этики»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской этики» должны отражать сформированность умений:
— выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни
представлений о себе, людях, окружающей действительности;
— выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
— выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
— рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей,
основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России;

— раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание,
ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»;
— высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры;
— первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;
— раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана
окружающей среды;
— рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных праздниках (не
менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни
человека, семьи;
— раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья — союз
мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и
забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;
— распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять её значение; выражать уважение российской государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;
— рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
— рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего региона;
— раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской гражданственности
и патриотизма в истории России;
— объяснять своими словами роль светской (гражданской)
этики в становлении российской государственности;
— первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;
— приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю
установку личности поступать согласно своей совести;
— выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и много религиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного
(общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
— называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам,
буддизм, иудаизм;

— выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» (34 Ч)

Тема

Основное содержание

Россия — наша
Родина (1 ч)

Россия — многонациональное государство.
Духовный мир человека.
Культурные традиции.
Культурное многообразие России.
Народы и религии в России.
Традиционные религии народов России

Культура и религия. Введение
в православную духовную традицию
(2 ч)

Культура и религия.
Что такое культура?
Что такое религия?
Как человек создаёт культуру.
Истоки русской культуры — в православной
религии
Бог — Творец, который создал весь мир и
человеческий род.
Бог есть Любовь.
Бог и человек.
Вера в Бога и её влияние на поступки людей. Что такое православие.
Бог-Троица.
Что значит молиться.

Во что верят
православные
христиане (4 ч)

Характеристика основных видов деятельности
обучающихся
Использовать систему условных обозначений при выполнении заданий, рассматривать иллюстративный материал, соотносить текст с иллюстрациями.
Читать и отвечать на вопросы по прочитанному.
Размышлять о роли духовных традиций народов России, их значении в жизни
человека, семьи, общества, духовном мире человека.
Называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями являются православие, ислам, буддизм, иудаизм.
Использовать ключевые понятия учебной темы в устной и письменной речи,
применять их при анализе и оценке явлений и фактов действительности.
Осознавать ценность дружеских отношений между людьми.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Использовать электронных форм учебника (ЭФУ).
Приводить примеры единения народов России (например «День народного
единства» и т. д.)
Выделять тему и идею учебного текста, формулировать вопросы к тексту и отвечать на них.
Объяснять соотношение культуры и религии, сущность культуры, значение религии как духовной культуры человека, народа, общества.
Рассказывать о том, как человек создаёт культуру; об истоках русской культуры в православной религии.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Использовать ключевые понятия темы в устной и письменной речи, применять
их при анализе и оценке фактов действительности.
Раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении
(картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке,
Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви.
Пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов; соотносить прочитанное с личным жизненным опытом.

Кто такие святые.
Священное Предание.
Священное Писание христиан — Библия.
Ветхий и Новый Заветы в Библии
Добро и зло
в православной
традиции. Золотое
правило
нравственности.
Любовь к ближнему
(4 ч)

Добро. Зло. Грех.
Работа
совести. Покаяние.
Десять ветхозаветных заповедей, данных
Богом Моисею.
Заповеди Иисуса Христа — Заповеди Блаженств, их содержание и соотношение
с Десятью заповедями.
Кто для христиан ближний, любовь к ближним. «Золотое правило нравственности» в
православной культуре. Святость в православной традиции, святые

Отношение
к
труду.
Долг и ответственность (2 ч)

Заповеди Творца Прародителям.
Отношение к труду в Православии. Уважение к труду. Совесть.
Нравственный долг и ответственность человека в православной традиции

Милосердие
и сострадание
(2 ч)

Милосердие и сострадание в православной
христианской традиции.
Особенности христианской морали, отношение к личным врагам.
Христианское милосердие.
Милосердие к животным.
Деятельное сострадание людям, нуждающимся

Рассказывать о том, как вера в Бога влияет на поступки людей, что такое молитва, кто такие святые, что такое Священное Предание Церкви, что его составляет, о Священном Писании (Библии), Ветхом и Новом Заветах.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Использование электронных форм учебника (ЭФУ)
Рассказывать о том, что такое заповеди Бога, какие заповеди Бог дал Моисею.
Анализировать содержание Десяти ветхозаветных заповедей с религиозной и
нравственно-этической точки зрения.
Рассуждать о возможности и необходимости соблюдения нравственных норм
жизни (свобода, разум, совесть, доброта, любовь).
Рассказывать о нравственных заповедях Иисуса Христа — Заповедях Блаженства, их соотношении с Десятью ветхозаветными заповедями.
Объяснять понимание в православном христианстве, кто такой ближний, что
означает любовь к ближнему, как понимается в православной традиции «золотое правило нравственности» (поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы
с вами
поступили), о святости и святых в православной традиции.
Размышлять и рассуждать на морально-этические темы.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Читать и пересказывать учебный текст.
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника.
Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте.
Рассказывать о грехопадении Прародителей, о заповедях, о роли труда в жизни
православных христиан.
Устанавливать логическую связь между фактами; участвовать в беседе.
Анализировать прочитанное с точки зрения полученных ранее знаний.
Соотносить изученное с примерами из жизни, литературных произведений.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Рассуждать о необходимости соблюдения нравственных норм жизни (заботиться о других, любить друг друга, сочувствовать, не лениться, не лгать).
Раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной
культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, спасение), Заповедей Блаженства.
На примере милосердия и сострадания объяснять нравственный идеал православной культуры.

Православие
в России (5 ч)

Крещение Руси. Святые равноапостольные
княгиня Ольга и князь Владимир Креститель.
Развитие православной культуры, распространение христианства на
Руси. Святая Русь.
Русские святые.
Православие в русской культуре, в современной России

Православный
храм и другие
святыни (3 ч)

Православный храм — его устройство и
убранство.
Алтарь, Царские врата, иконостас, притвор.
Нормы поведения в православном храме.
Миряне и священнослужители. Богослужение в храме. Таинства Церкви.
Монастыри, монашество

Символический
Язык православной
культуры:
христианское
искусство (иконы,
фрески, церковное
пение, прикладное
искусство),
православный календарь.
Праздники (6 ч)

Христианская символика.
Крест Христов. Православная художественная культура. Православная икона, виды
икон.
Церковное пение. Церковное прикладное
искусство.
Православный календарь.
Праздники и посты в православном календаре.
Двунадесятые праздники.
Воскресение Христово (Пасха).
Рождество Христово. Праздники святым

Выражать первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций православной этики, понимания милосердия и сострадания в православной культуре.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Рассказывать, как христианство пришло на Русь, о Крещении Руси равноапостольным князем Владимиром, почему Русь называют Святой, о русских святых, житиях святых.
Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом.
Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов,
участвовать в беседе.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Уметь рассказывать о праздновании Крещения Руси, Дней славянской письменности и культуры.
Уметь использовать электронные формы учебника (ЭФУ)
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом.
Рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно
храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения
с мирянами и священнослужителями, богослужениях в храмах, Таинствах, о
монашестве и монастырях в православной традиции.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Использование электронных форм учебника (ЭФУ)
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст.
Распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл и
значение в православной культуре.
Рассказывать о художественной культуре в православной традиции, о церковном пении, иконописи, особенностях икон в сравнении с картинами.
Называть православные праздники, объяснять их значение (не менее трёх,
включая Воскресение Христово и Рождество Христово), о православных постах, назначении поста в жизни православных христиан.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Использование электронных форм учебника (ЭФУ.

Христианская
семья и её
ценности (3 ч)

Семья в православной традиции — Малая
Церковь.
Таинство Венчания.
Любовь в отношениях родителей, членов
семьи.
Взаимное прощение и терпение членов
семьи.
Семейные традиции, праздники.
Образцы православной семьи, отношений
в семье

Любовь и уважение
к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального
народа России (2 ч)

Служение человека обществу, Родине. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Война справедливая — оборонительная.
Святые защитники Отечества

Православные праздники: «Воскресение Христово (Пасха)», «Рождество Христово», «День славянской письменности и культуры», «День семьи, любви и
верности
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст.
Рассказывать о традициях заключения брака, о том, что такое православная семья, Таинство Венчания, о взаимоотношениях в православной семье на примерах житий святых, литературных произведений.
Размышлять и рассуждать на морально-этические темы.
Раскрывать основное содержание норм отношений в православной в семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей и родителей.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Применять навыки осознанного построения речевых высказываний в соответствии с коммуникативными задачами.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Праздник «День семьи, любви и верности»
Закреплять и систематизировать представления о духовных традициях многонационального народа России, духовном мире человека, религии,
религиях народов России, их значении в жизни человека, семьи, общества.
Проводить соотношение между религией и Отечеством, объяснять отношение
православных христиан к Отечеству, защите Родины, патриотизму.
Отвечать на вопросы, соотносить определения с понятиями, делать выводы.
Использовать основные понятия темы в устной и письменной речи.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

МОДУЛЬ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» (34 Ч)

Тема
Россия — наша
Родина (1 ч)

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности
обучающихся
Россия — многонациональное государство. Пользоваться условными обозначениями учебника.
Духовный мир человека. Культурные тра- Вести учебный, межкультурный диалог.
диции и вечные ценности.
Различать способы и средства познания духовных традиций.
Семейные ценности
Оценивать результаты своей работы на уроке и во внеурочной деятельности.
Понимать значение духовных традиций народов России в жизни человека, семьи, общества.
Осознавать ценность дружеских отношений между людьми

Понятие религии. Первобытные верования.
Древние религии. Национальные и мировые
религии.
Традиционные религии России.
Понятие культуры. Материальная и духовная культура.
Взаимосвязь культуры и религии. Влияние
религии на культуру.
Первые религии. Многобожие. Появление
иудаизма как первой религии, основанной
на вере в Единого Бога.
Возникновение христианства. Основы учения Иисуса Христа.
Возникновение ислама. Возникновение
буддизма. Основные истины буддизма
Священные книги Что такое священные книги. Священная
книга буддизма — Трипитака (Три корзины
христианства,
мудрости).
ислама, иудаизма
Священные книги иудаизма и христианства.
и буддизма (2 ч)
Священная книга ислама — Коран.
Священные книги как обязательная часть
любой религии

Понимать значение понятий: ритуал, материальная культура и духовная культура, пантеон, Завет, вера в Единого Бога, иудаизм, христианство, ислам, буддизм.
Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное,
осмысливать содержание прочитанного текста.
Рассказывать об основных религиях, распространённых на территории России;
о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры, истории и религии, о предпосылках
возникновения и нравственных основах религий; о первых религиях, об истории возникновения иудаизма, христианства, ислама и буддизма.
Работать с картой.
Различать традиционные и нетрадиционные религии.
Сопоставлять особенности мировых и национальных религий.
Определять религиозные основы отдельных явлений культуры.
Выявлять в них общность и различие, приводить примеры.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Понимать значение понятий: Трипитака, Библия, Ветхий Завет, Новый Завет,
Евангелие, Коран.
Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное,
осмысливать содержание прочитанного текста.
Рассказывать о священных книгах буддизма, иудаизма, христианства, ислама.
Определять сходство этических постулатов священных книг религий мира.
Совершенствовать умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Хранители преда- Необходимость хранителя предания для Понимать значение понятий: жрец, раввин, епископ, священник, имам, лама.
любой религии.
Прогнозировать содержание урока.
ния в религиях
Жрецы. Раввины в иудаизме.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного
мира (2 ч)
Христианские священнослужители.
текста.
Мусульманская община.
Рассказывать о том, когда появились хранители предания; кто такие жрецы;
Буддийская община
какую роль в иудаизме играют раввины; об иерархии христианской церкви; об
организации мусульманской общины; о буддистской сангхе и ламах
Представление о происхождении добра и Понимать значение понятий: добро, зло, грех, раскаяние, воздаяние — в конДобро и зло (2 ч)
зла в разных религиях.
тексте религиозных традиций мира.
Понятия греха и раскаяния в разных рели- Прогнозировать содержание урока.
гиях.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного
текста.
Культура и религия.
Возникновение религий.
Мировые религии
и иудаизм. Основа
тели религий мира
(4 ч)

Сходство и различия представлений о добре Рассказывать о причинах появления зла и возможностях его преодоления в кони зле в разных религиях
тексте традиций буддизма, христианства, ислама и иудаизма.
Соотносить понятия добра и зла с личным опытом, опытом других людей.
Устанавливать связи полученных знаний со знаниями по литературному чтению и окружающему миру.
Проверять себя и самостоятельно оценивать содержание прочитанного текста
Действия верующего человека для общения Понимать значение понятий: молитва, таинство,
Человек в религис Богом.
намаз, мантра.
озных традициях
Христианские таинства. Соблюдение рели- Прогнозировать содержание урока.
народов России
гиозных предписаний в иудаизме. Формы
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного
(2 ч)
служения Богу, предписанные в Коране. текста.
Традиции буддизма. Молитва в разных ре- Рассказывать об основных действиях верующего человека в религиозных тралигиозных традициях
дициях мира, о том, что делает верующий человек для общения с Богом, что
такое молитва, таинство, намаз, мантра.
Приводить примеры религиозного поведения людей из личного опыта и опыта
других людей, из литературных источников.
Выражать позитивное ценностное отношение к поведению религиозных людей.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы
Священные соору- Предназначение священных сооружений. Понимать значение понятий: синагога, церковь, мечеть, ступа, пагода.
Необходимость священных сооружений для Прогнозировать содержание урока.
жения (2 ч.)
любой религии.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного
Священные здания иудаизма. Христианские текста.
храмы. Мечети. Буддийские священные со- Рассказывать о назначении и устройстве синагоги, христианской церкви, меоружения
чети, ступы и пагоды.
Выявлять общность и различия в устройстве и назначении священных сооружений.
Осознавать при нахождении в священных сооружениях необходимость соблюдения правил поведения, принятых в соответствующей религиозной общине.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы
Понимать роль искусства в религиозных культурах.
Искусство в рели- Связь искусства и религии.
Искусство в религиозной культуре христи- Прогнозировать содержание урока.
гиозной культуре
анства.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного
(2 ч)
Искусство в религиозной культуре ислама. текста.
Искусство в религиозной культуре иуда- Рассказывать об общих особенностях искусства в христианстве, исламе, иудаизма. Искусство в религиозной культуре изме, буддизме.
буддизма.

Взаимосвязь особенностей религиозного Устанавливать взаимосвязь особенностей религиозного искусства с традициискусства с традициями веры
ями веры.
Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления взаимосвязи светского и религиозного искусства.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы
Творческие работы Содержание деятельности определяется вы- Иметь представление о материале, изученном на уроках модуля «Основы ребранными учащимися темами и выбран- лигиозных культур народов России», о содержании учебного проекта и спосоучащихся (2 ч)
ными учителем организационными фор- бах его реализации.
мами и жанрами (проект, сочинение и т. д.), Прогнозировать содержание урока.
форматом итогового мероприятия.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного
Подготовка к выполнению праздничного текста.
проекта.
Обобщать и систематизировать знания; планировать и корректировать самоВыполнение одного из заданий в рамках ра- стоятельную работу.
боты над праздничным проектом
Работать в группе.
Презентации результатов работы и их об- Представлять результаты коллективной или индивидуальной работы; оценисуждение
вать свою деятельность.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы
Выбор веры князем Владимиром. Право- Рассказывать об основных этапах возникновения и развития православия и
Религиозная
славное христианство в истории России. других религий в России, о том, как и почему на Руси выбрали христианскую
культура народов
Другие христианские конфессии в России. веру, какую роль сыграло православие в истории России, какую роль в истории
России (2 ч)
Ислам в России.
России сыграли люди, исповедовавшие ислам, буддизм, иудаизм, католичеИудеи в истории России.
скую и протестантскую веру.
Распространение буддизма в России
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного
текста.
Работать в группе и представлять результаты коллективной работы.
Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями.
Аргументировать свою точку зрения.
Составлять небольшой текст-рассуждение на заданную тему.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы
Понятие ритуала. Возникновение обрядов. Понимать значение понятия «обряды», паломничество, реликвии, мощи.
Религиозные
Виды религиозных обрядов.
Рассказывать о религиозных ритуалах в религиях мира, о том, что такое обряды
ритуалы. Обычаи
Основные обряды христианства.
(ритуалы) и как они возникли; какими бывают обряды в христианстве, исламе,
и обряды. (4 ч)
Основные обряды в исламе. Основные об- буддизме и иудаизме; о паломничестве в христианстве, исламе, иудаизме, будряды иудаизма. Основные обряды буд- дизме.
дизма.
Прогнозировать содержание урока.

Что такое паломничество. Паломничество в Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного
традиционных религиях России
текста.
Осознавать: важность толерантного отношения к обычаям и обрядам различных религиозных культур; этический смысл паломничеств и святынь в религиозных традициях.
Совершенствовать умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания.
Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы
Понимать значение понятий: паломничество, реликвии, мощи.
Праздники и ка- Что такое паломничество.
Паломничество в христианстве.
Рассказывать о паломничестве в христианстве, исламе, иудаизме, буддизме.
лендари (2 ч)
Паломничество в исламе.
Прогнозировать содержание урока.
Паломничество в иудаизме.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного
Паломничество в буддизме
текста.
Осознавать этический смысл паломничеств и святынь в религиозных традициях.
Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного
текста.
Рассказывать о главных праздниках иудеев, христиан, мусульман, буддистов.
Осознавать важность толерантного отношения к праздникам и обычаям различных религиозных культур.
Работать в группе и представлять результаты коллективной работы.
Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы
Религия и мораль. Принцип ценности человеческой жизни как Рассказывать о нравственных заповедях иудаизма и христианства, о нравственосновополагающий принцип всех религий. ном учении ислама, о буддийском учении, о поведении человека.
Нравственные
Прогнозировать содержание урока.
заповеди в христи- Заповеди иудаизма и христианства.
Нравственное учение ислама. Учение о по- Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного
анстве, исламе,
текста.
буддизме и иуда- ведении человека в буддизме
Объяснять, что общее в учениях традиционных религий.
изме (2 ч)
Развивать ценностное отношение к собственным поступкам.
Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления нравственного содержания религий.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы

Милосердие,
забота о слабых,
взаимопомощь
(1 ч)

Милосердие в различных религиях. Учение
Христа о милосердии. Благотворительная
деятельность христианской церкви.
Формы выражения милосердия в исламе.
Сострадание к живым существам как основа
буддизма. Социальные проблемы общества
и отношение к ним в религиозных традициях.

Семья и семейные
ценности (1 ч)

Роль семьи в жизни человека и общества.
Семья как Малая Церковь, школа любви в
христианстве.
Брак как обязанность человека в исламе.
Назначение семьи в буддизме.
Уважительное отношение к родителям —
часть любого религиозного вероучения

Долг, свобода,
ответственность,
труд (1 ч)

Понимание долга, свободы, ответственности, труда в разных религиях

Любовь и уважение к Отечеству
(1 ч)

Этапы становления духовных традиций
России. Любовь — основа человеческой
жизни.
Служение человека обществу, Родине.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Консультация учителя, как готовиться к урокам
33, 34. Творческие работы (дома с родителями или законными представителями) на

Объяснять нравственный смысл милостыни.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного
текста. Рассказывать о традициях милосердия в иудаизме, христианстве, исламе и буддизме, о том, как разные религии учат состраданию, милосердию и
помощи людям.
Понимать необходимость проявления милосердия в собственном поведении.
Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы
Рассказывать о том, как традиционные религии
России относятся к семье.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного
текста.
Понимать необходимость ответственного отношения к семейным ценностям.
Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления ценности семьи в светской и религиозной традиции.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы
Понимать значение понятий: долг, свобода, ответственность, труд — в контексте традиционных религий.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного
текста.
Использовать личный опыт, опыт других людей, знания, полученные на уроках
по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления ценности
долга, ответственности, труда в светской и религиозных традициях.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы
Рассказывать об исторических этапах становления духовных традиций в России.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного
текста.
Объяснять значение духовных традиций народов России, важность их изучения и сохранения.
Сопоставлять понятия «духовная традиция», «патриотизм», «Отечество»,
«служение».

Обобщающий
урок.
Подведение итогов
(1 ч)

тему «Диалог культур во имя гражданского
мира и согласия» (народное творчество,
стихи, песни, кухня народов России
и т. д.)
Содержание деятельности определяется выбранными учащимися темами и выбранными учителем организационными формами и жанрами (проект, сочинение, беседа
в классе и т. д.), форматом итогового мероприятия.
Презентации результатов работы и их обсуждение

Размышлять о духовном мире человека, о культурных традициях и их значении
в жизни человека, семьи, общества.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы
Иметь представление о материале, изученном на уроках модуля «Основы религиозных культур народов России», о содержании учебного проекта и способах его реализации.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного
текста. Обобщать и систематизировать знания; планировать и корректировать
самостоятельную работу.
Работать в группе.
Представлять результаты коллективной или индивидуальной работы; оценивать свою деятельность.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы

МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (34 Ч)

Тема

Основное содержание

Россия — наша
Родина (1 ч)

Россия — многонациональное государство.
Культурные традиции. Культурное многообразие России. Народы и религии в России.

Этика и её значение
в жизни
человека.
Нормы морали.
Нравственные
ценности, идеалы,
принципы.
(8 ч)

Этика в отношениях людей в обществе.
Добро и зло как основные категории этики.
Культура и религия. Нормы морали. «Золотое правило этики». Нравственные ценности, идеалы, принципы в культуре народов
России.

Характеристика основных видов деятельности
обучающихся
Использовать ключевые понятия учебной темы в устной и письменной речи,
применять их при анализе и оценке явлений и фактов действительности.
Рассказывать о роли культурных традиций в жизни народов России, о значении
культурных традиций в жизни человека, семьи, народа, общества.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Приводить примеры единения народов России (например, праздники).
Использовать основные понятия темы в устной и письменной речи, рассматривать иллюстративный материал, соотносить текст с иллюстрациями.
Составлять небольшой текст-рассуждение на темы добра и зла, моральных ценностей, идеалов.
Высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в
жизни человека, семьи, народа, общества, государства.
Рассуждать о возможности и необходимости соблюдения нравственных норм
в жизни человека, общества, раскрывать понимание «золотого правила этики».
Размышлять и рассуждать на морально-этические темы.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Государство и мораль гражданина.
Основной Закон
(Конституция) в
государстве как
источник российской гражданской
этики (1 ч)

Нравственный долг и ответственность человека в обществе. Мораль в культуре народов
России. Государство и мораль гражданина.
Основной Закон (Конституция) в России
как источник общепринятых норм гражданкой этики в российском обществе.

Образцы
нравственности в культуре Отечества,
народов России.
Природа и человек
(8 ч)

Образцы нравственности в культуре Отечества, народов России. Справедливость,
дружба, труд, помощь нуждающимся, служение своему народу, России.
Народные сказки, пословицы, поговорки о
нравственности.
Отношение к природе как нравственная категория.

Праздники как
одна из форм исторической памяти
(2 ч)

Народные, государственные праздники в
России. Нравственное значение праздника,
значение праздников для укрепления единства народа, сохранения исторической памяти.

Читать и понимать учебный текст, объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника.
Выражать понимание нравственного долга и ответственности человека в российском обществе, государстве.
Рассказывать о российской гражданской этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных
на конституционных правах, свободах, обязанностях человека.
Раскрывать основное содержание норм российской гражданской этики (справедливость, ответственность, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, уважение к старшим, к труду, свобода совести, свобода вероисповедания, забота о природе, историческом и культурном наследии и др.).
Использовать систему условных обозначений при выполнении заданий.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Рассуждать о необходимости соблюдения нравственных норм жизни в обществе.
Рассуждать о нравственных нормах на примерах образцов поведения людей,
исторических и литературных героев, защитников Отечества в истории России
и современности.
Рассуждать о возможности и необходимости бережного отношения к природе
и личной ответственности за это каждого человека.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Составлять небольшой текст-рассуждение на тему «Образцы нравственного
поведения в культуре Отечества».
Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления примеров нравственного поведения людей в
истории и культуре Отечества.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Объяснять значение праздников как одной из форм исторической памяти
народа, общества, их значение для укрепления единства народа, общества.
Рассказывать о российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные),
День народного единства, День защитников Отечества и др., о праздниках в
своём регионе, местности проживания.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов,
участвовать в беседе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Семейные ценности. Этика семейных отношений
(1 ч)

Семья как ценность. Семейные ценности в
России. Этика семейных отношений. Традиционные семейные ценности народов России.

Трудовая мораль.
Нравственные
традиции предпринимательства (3 ч)

Труд как ценность. Уважение труда, трудящихся людей в культуре народов России.
Нравственные традиции предпринимательства в России, благотворительность.

Что значит быть
нравственным
в наше время.
Методы нравственного
самосовершенствования (6 ч)

Нравственность общества и нравственность
личности, человека. Нравственные требования в наше время. Воспитание нравственной культуры в обществе и самовоспитание
человека. Нравственный выбор. Нравственное самосовершенствование.

Этикет (2 ч)

Понятие этикета. Этика и этикет в отношениях к старшим, учителям, в коллективе,
дома и в школе, в разных жизненных ситуациях. Речевой этикет.

Любовь и уважение
к Отечеству.
Патриотизм многонационального
и многоконфессионального народа

Служение человека обществу, Родине, Отечеству в культуре народов России. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст.
Раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе взаимной любви и уважения, любовь и забота родителей о детях; любовь
и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших.
Рассказывать о семейных традициях народов России, приводить примеры.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Анализировать прочитанное с точки зрения полученных ранее знаний.
Рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России, приводить примеры.
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст.
Высказывать суждения оценочного характера о трудолюбии, честном труде, об
уважении к труду, к трудящимся людям, результатам труда (своего и других
людей). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Выражать своими словами понятия урока.
Приводить примеры нравственных поступков, оценивать поступки свои и других людей.
Соотносить нравственные нормы с анализом личного опыта поведения.
Составлять небольшой текст-рассуждение на тему «Образцы нравственного
поведения людей в современной жизни».
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Размышлять и рассуждать на темы правил поведения в обществе.
Различать нравственные нормы и правила этикета, приводить примеры.
Объяснять взаимосвязь этики и этикета, целесообразность правил этикета.
Рассказывать о правилах этикета в разных жизненных ситуациях, приводить
примеры, использовать народные пословицы и поговорки.
Обосновывать необходимость соблюдения правил этикета в разных ситуациях.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Применять навыки осознанного построения речевых высказываний в соответствии с коммуникативными задачами.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Закреплять и систематизировать представления о российской светской этике,
духовно-нравственной культуре многонационального народа России, их значении в жизни человека, семьи, российского общества.
Сопоставлять понятия «патриотизм», «Отечество», «многонациональный
народ России», «служение», соотносить определения с понятиями, делать выводы.

России (2 ч)

Использовать основные понятия темы в устной и письменной речи.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
Коррекционная работа предусматривает выполнение требований к результатам, определенным ФГОС ООО.
Коррекционная работа направлена на осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи детям с трудностями в обучении и социализации в освоении программы основного общего образования, их социальную адаптацию и личностное самоопределение.
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ БЕГЛОГО ЧТЕНИЯ:
Для формирования беглости чтения важна многократность упражнений в самом чтении.
 многократность прочтения (по абзацам, эстафета, выборочное, по ролям)
 чтение текста и разделение его на части, озаглавить каждую часть, составление характеристики героев;
 речевая разминка;
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ПРАВИЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ:
1. Многократность прочтения текста со сменой заданий:
 чтение по заданию;
 эстафета цепочкой;
 выборочное чтение;
 чтение по ролям.
2. Проведение речевых зарядок (пятиминуток), предваряющих чтение текста, основной целью которых является подготовка учащихся к прочтению трудных слов и переходу на более совершенный способ чтения.
3. Использование различных игровых приемов:
 игра "Будь внимательным" (в таблице сходные по звуковому составу слова - потеплели, потемнели);
 игра "Фотоаппарат" (быстро показываются слова или предложения, нужно прочитать, запомнить, повторить, формируется память и поле зрения);
 игра "Буксир" (читает учитель, дети следят; затем читают дети, по очереди).
4. Включение в чтение учащихся с низкий техникой чтения:
 отраженное чтение (читает ученик с высоким темпом чтения, повторяет ученик с низкий техникой чтения);
 хоровое чтение;
 чтение с продолжением (ученик с высоким темпом чтения начинает, продолжает ученик с низким темпом чтения);
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ:
- Образец выразительного чтения дает сам учитель, либо используется чтение в исполнении профессиональных артистов (использование мультимедиа).-Кроме этого большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно делать логические ударения и паузы.
Задание: Прочитать предложения, выделяя голосом выделенные слова.
На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения.
1. Детизавтра пойдут в кино.
2. Дети завтрапойдут в кино.
3. Дети завтра пойдутв кино.

4. Дети завтра пойдут в кино.
- Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы.
Задания: Учитель выразительно читает несколько пословиц, подобранных к изучаемому художественному произведению. Учащиеся внимательно
слушают и по окончании чтения учителем каждой пословицы указывают, между какими словами наблюдалась пауза, объясняют смысл пословицы.
После этого учащимся предлагается самим прочитать пословицы, соблюдая необходимые паузы.
В дальнейшем задание усложняется, пословицы читают с соблюдением необходимых пауз и логических ударений.
1. Доброе братство | лучше богатства.
2. Один в поле | не воин.
3. Согласье | крепче каменных стен.
4. Одна пчела | не много меду натаскает.
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ОСОЗНАННОСТИ ЧТЕНИЯ:
Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами, и выражениями, анализ изобразительных средств художественного произведения, анализ текста, закрепление содержания прочитанного текста, составление различных видов планов, пересказ, а также
обобщающие беседы.
Задание 1.Разбор значений слов-синонимов.
На магнитной доске прикреплены таблички с написанными на них словами-синонимами. По возможности, слова подбираются к тексту произведения,
читаемого на уроке. Значение слов объясняется самими учениками, в случае затруднений используется толковый словарь или словарь синонимов.
ключ – родник
воин - солдат, боец
зябнуть - стынуть, мерзнуть
забор - изгородь, плетень
стеречь - охранять, караулить, сторожить
храбрый - смелый, отважный, мужественный, бесстрашный
Задание 2.Подбор к данному слову слова с противоположным значением, объяснение значения слова, составление с этими словами словосочетания,
предложения.
Веселый - грустный (рассказ)
Веселое - грустное (выражение лица).
Веселый - скучный (день).
Задание 3.Упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста, связи смысловых частей текста.
а) Найди ошибку.
У котенка белая лапки
Дедушке Ване семь лет
Я вчера буду купаться
Мы завтра были на даче
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ И УТОЧНЕНИЮ
ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ:

«Чего не хватает на этих рисунках?», «Какие предметы спрятаны на рисунках?», «Словесные лабиринты», «Корректор», «Установи последовательность».
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ:
«Что изменилось», «Беспорядок», «Подбери другое слово», «Найди спрятанные слова».
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ:
«Исключение лишнего», «Найди сходство и различия», «По каким признакам можно объединить слова», «4 лишний», «Сравнение сюжетных картинок».
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ:
«Разгадай послание», «Найти одинаковые предметы»,
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:
«Подбор предметов по данному обобщающему понятию», «Исключение слов, не относящихся к данному понятию», «Составление предложений на
основе образца», «Составление предложений с данным словом», «Составление предложений со словами, имеющими противоположное значение»,
«Словесное рисование», «Составление предложений, по опорным словам,» и т.д.
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЛУХО-ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ:
«Упражнение на воспроизведение ритмических структур», «Узнавание ритма с опорой на зрительную модель», «Воспроизведение ритма».
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ:
«Артикуляционная гимнастика», «Чтение слоговых таблиц» (отраженное воспроизведение, последовательное чтение, чтение вразбивку), «Узнавание
звуков», «Определение наличия звука», «Подбор слов на заданный звук», «Добавление в слово недостающего звука», «Цепочка слов», «Найти ошибки
в стихотворении», «Изменить слова по образцу», «Чистоговорки», «Слоговое лото».
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ У ЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОРКСЭ»
№п/п
НАЛИЧИЕ ОБЪЕКТОВ И СРЕДСТВ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.
Перечень учебников
1
Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. и другие; под редакцией Шапошниковой Т.Д.
2
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики Шемшурин А.А, Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и другие;
под редакцией Шапошниковой Т.Д.
3
Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры Костюкова Т.А. Воскресенский О.В. Савченко
К.В.; под редакцией Шапошниковой Т.Д.
2
Цифровые образовательные ресурсы
Основы религиозных культур и светской этики - http://orkce.apkpro.ru
3
Техническое средство обучения
Компьютер
1
2
Проектор
3
Принтер
4
Сканер
5
Устройство вывода звуковой информации

4
1
2

Экранно – звуковые пособия
Презентация ЦОР
Видеофрагменты, отражающие основные темы обучения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».