Учебный план НОО (7.1),(7.2) на 2023-2024 учебный год

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к
адаптированной
основной
образовательной
программе
начального общего образования,
принятой
на
заседании
педагогического совета,
Протокол от 28.08.2023 № 1,
утвержденной приказом директора
от 30.08.2023 № 134/01-11

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»
Г.РЕЖА, СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО РЕАЛИЗАЦИЮ
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
[для детей с задержкой психического развития (7.1)]

1. Содержание образования при получении начального общего образования
реализуется преимущественно за счёт учебных курсов, обеспечивающих целостное
восприятие мира, системно деятельностный подход и индивидуализацию обучения.
Учебный план фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное
время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых
результатов освоения адаптированной программы начального общего образования с учётом
обязательных для изучения учебных предметов.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое
на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может
быть использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных
учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, с целью удовлетворения различных
интересов обучающихся, потребностей в физическом и психологическом развитии и
совершенствовании.
Ожидаемые результаты освоения АООП НОО с ЗПР (вариант 7.1)
Реализация учебного плана на уровне начального общего образования для
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) направлена на формирование
базовых знаний для последующего обучения, в том числе:
- учебной деятельности, как системы учебных и познавательных мотивов, умения
принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умения планировать, контролировать и
оценивать учебные действия и их результат;
- универсальных учебных действий;
- познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности и способности
к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками,
основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и
окружающими людьми.
Вариант 7.1 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью
соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию
обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения
(1-4 классы).
Определение варианта АООП НОО для обучающихся с ЗПР осуществляется на основе
заключения ПМПК, которое выдается по результатам его комплексного психологопедагогического обследования, с учетом ИПРА (при наличии).
АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1), представляет собой
адаптированный вариант ООП НОО. Адаптация программы предполагает ведение
программы коррекционной работы и требований к результатам освоения программы
коррекционной работы для обучающихся с ЗПР.
Обязательными условиями реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР является
психолого-педагогическое
сопровождение
обучающегося,
согласованная
работа
педагогических работников, реализующими программу коррекционной работы, содержание
которой для каждого обучающегося определяется с учетом особых образовательных
потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПРА.

Режим работы классов начального общего образования:
- учебный год начинается 1 сентября;
- 5-дневная учебная неделя;
- продолжительность учебного года: I классы – 33 учебные недели, II-IV классы – 34 учебные
недели;
- количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2954 ч и более
3345 ч в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной
нагрузке при 5-дневной учебной неделе;
- продолжительность учебных периодов составляет в первом полугодии не более 8 недель;
во втором полугодии – не более 10 недель;
- продолжительность каникул не менее 7 дней;
- для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные
каникулы;
- продолжительность урока составляет:
 в 1 классе – 35 минут (сентябрь-декабрь), 40 минут (январь-май);
 во 2-4 классах – 40 минут;
- объем домашних заданий по всем предметам (в астрономических часах): в 1 классах – 1 ч.,
во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 классе - 2 ч.
Количество часов максимально допустимой учебной нагрузки обучающихся 1 - 4
классов соответствует гигиеническим требованиям СанПин 1.2.3.3685-21 и СП 2.4.3648-20.
Классы
Максимальная
нагрузка, ч
Внеурочная
деятельность

1

2

3

4

21 ч

23ч

23ч

23ч

5ч

5ч

5ч

5ч

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательной организации и
предоставляет обучающимся возможность выбора занятий из списка, представленного
образовательной организацией, направленных на развитие обучающихся и согласно
предписаниям ПМПК.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов
освоения программы начального общего образования с учётом выбора участниками
образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня,
предлагаемого образовательной организацией. Осуществляется в формах, отличных от
урочной (экскурсии, походы, соревнования, посещения театров, музеев, проведение
общественно-полезных практик и иные формы).
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и
внеурочной деятельности при реализации адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования определяет организация.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся
могут разрабатываться индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных
учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. Время, отведённое на
внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой
недельной учебной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов
финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО.

2. Сетка учебного плана начального общего образования
на 2023-2024 учебный год (5-дневная учебная неделя)

Русский язык и
литературное
чтение
*Родной язык и
литературное
чтение на родном
языке
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(окружающий
мир)

Основы
религиозных
культур и
светской этики

Русский язык

1а,б
5/165

Количество часов
в неделю
2
3а,б
5/170
5/170

Литературное чтение

4/132

4/136

4/136

4/136

540

Родной (русский) язык

-

-

-

-

-

Литературное чтение на
родном (русском) языке

-

-

-

-

-

Иностранный язык
(английский)

-

2/68

2/68

2/68

204

Математика

4/132

4/136

4/136

4/136

540

Окружающий мир

2/66

2/68

2/68

2/68

270

Учебные предметы,
курсы, модули

учебный модуль «Основы
православной культуры»;
учебный модуль «Основы
религиозный культур
народов России»;
учебный модуль «Основы
светской этики»;
учебный модуль «Основы
иудейской культуры»;
учебный модуль «Основы
буддийской культуры»;
учебный модуль «Основы
исламской культуры»

Основы религиозных культур и
светской этики:

Предметные
области

Всего
4а,б
5/170

675

1/34
1/34
1/34

-

-

-

34
-

-

Изобразительное искусство
Музыка
Технология

1/33
1/33
1/33

1/34
1/34
1/34

1/34
1/34
1/34

1/34
1/34
1/34

135
135
135

Физическая культура

2/66

2/68

2/68

2/68

270

20/660

22/748

22/748

23/782

2938

1/33

1/34

1/34

0

101

1/33

1/34

1/34

0

101

21/693

23/782

23/782

23/782

3039

Индивидуальные занятия с педагогом-психологом

1/33

1/34

1/34

1/34

4/135

Индивидуальные занятия с учителем-логопедом

1/33

1/34

1/34

1/34

4/135

Индивидуальные занятия с дефектологом

1/33

1/34

1/34

1/34

4/135

Коррекционно-развивающие занятия

2/66

2/68

2/68

2/68

8/270

5/165

5/170

5/170

5/170

20/675

Искусство
Технология
Физическая
культура

Итого:
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Функциональная грамотность. Учебный модуль
математической грамотности «Математика и
жизнь»
Максимально допустимая недельная нагрузка
(5-дневная учебная неделя)
Внеурочная деятельность

Итого:

2.1. Коррекционно-развивающая деятельность для детей с задержкой
психического развития (вариант 7.1)
2.1.1. Психолого-педагогическое сопровождение
Цель психолого-педагогического сопровождения: создание в общеобразовательном
учреждении благоприятных социально-психологических условий, способствующих
максимальному развитию личности и творческого потенциала всех участников
образовательного процесса.
Задачи:
- раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности
в обучении и воспитании;
- профилактика школьной и социальной дезадаптации;
- консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся,
родителей и педагогов;
- повышение мотивации обучения у учащихся;
- создание психологически комфортных условий для развития личности каждого
ребёнка;
- формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и
самоопределению;
- формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни.
2.1.2. Логопедическое сопровождение
Основные задачи логопедической работы в школе:
- обследование вновь прибывших учащихся и выявление среди них детей,
нуждающихся в профилактической и коррекционно-логопедической помощи;
- изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического
развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в
логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с
каждым из ни;
- систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционнологопедической работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами;
- оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к
школьному обучению;
- формирование у педагогического коллектива школы и родителей информационной
готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной
речевой среды;
- координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения
ими речевой работы с детьми.
Направления коррекционной работы:
1.Развитие фонетико-фонематической стороны речи:
а) коррекция звукопроизношения;
б) совершенствование фонематического слуха;
в) совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов.
2. Развитие лексико-грамматической стороны речи:
а) актуализация и расширение словаря, уточнение значений слов;
б) работа над формированием грамматического строя речи (уточнение
грамматического значения слова, формирование системы словоизменения и
словообразования).
3. Совершенствование навыков письменной речи.

4. Развитие связной речи.
5. Преодоление нарушений письма и чтения.
2.1.3. Дефектологическое сопровождение
Цель дефектологического сопровождения – повышение психологической культуры
участников образовательных отношений, обеспечивающей становление и развитие личности
в ее индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
Задачи:
- оказывать коррекционно-развивающее, психолого-педагогическое сопровождение
обучающихся с ОВЗ, в освоении адаптированной основной образовательной программы;
- отслеживать психолого-педагогический статус обучающихся, динамику актуального
развития в процессе школьного обучения;
- построить индивидуальную образовательную траекторию развития обучающихся на основе
формирования устойчивой мотивации познания;
- создать психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня
профессиональной мотивации, компетентности педагогов и родителей в условиях
реализации ФГОС НОО;
- отслеживать динамику развития интеллектуального и личностного потенциала детей и
подростков с ОВЗ;
- реализовать коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими особые
образовательные потребности в обучении и развитии;
- приобщить обучающихся к психофизиологическим знаниям, повышать уровень
психологической культуры и компетентности педагогов и родителей.
2.1.4. Социально-педагогическое сопровождение
Цель социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ – содействие в полноценном
развитии и самореализации детей, имеющих те или иные нарушения, помощь в освоении ими
общеобразовательной программы. Обретение важнейших социальных навыков с учетом
индивидуально-типологических особенностей учащихся в познавательном, физическом,
эмоциональном развитии.
Социально – педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями
в здоровья, призвано решать ряд задач, таких как:
- создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как
общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ;
- обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом
специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и
семейных ресурсов;
- построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов
содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных
задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;
- интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития
социального опыта, жизненных компетенций;
- обеспечение содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;
- координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей,
вовлеченных в процессе образования;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и
развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.
Для решения задач социально-педагогического сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья выделены следующие направления:
- медицинское направление;

- психологическое направление.
- педагогическое направление;
- социальное направление.
Критерием эффективности социально-педагогического сопровождения ребенкаинвалида и ребенка с ОВЗ является нахождение ребенка в индивидуально-адаптивной зоне
уровня образовательных воздействий и динамического контроля изменения показателей
адаптации.
2.1.5 Тьюторское сопровождение
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ — необходимое звено инклюзивного
образования. Тьютор (tutor англ. наставник, опекун) — это специалист, персонально
сопровождающий учебную деятельность «особого» ребенка и помогающий ему успешно
войти в школьную среду. В результате работы тьютора ребенок с ОВЗ получает возможность
иметь высокий образовательный уровень и успешно развиваться в социуме.
Цель тьютора — успешно включить ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательной
школы, проектировать образовательный маршрут ученика и участвовать в его реализации.
Задачи тьютора: 1. Обеспечить ребенку комфортное пребывания в школе. Помочь родителям
в выборе школы и поступлении в нее, в том числе с оформлением документов (частное
тьюторство).
Организовать в классе и школе рабочее место и место отдыха ребенка:
- парта ученика в классе и место тьютора,
- бумажные и электронные учебные материалы,
- освещение, специальные сенсорные принадлежности,
- помещение для индивидуальных занятий.
Организовать пространство школы в соответствии с реальными возможностям
«особого» ученика:
- навигация по школе с указателями, разметкой, табличками-текстами, карточкамипиктограммами, пандусы.
- обеспечить ребенку особый школьный режим.
- сотрудничать с педколлективом школы, родителями, одноклассниками для создания
комфортной психологической атмосферы.
Обеспечить социализацию ребенка. Помочь ребенку с ОВЗ войти в коллектив класса,
установить и сохранять дружеские отношения со сверстниками. Помочь здоровым детям
принять «особого» одноклассника, помогать ему и дружить с ним.
Обеспечить усвоение ребенком общеобразовательной программы. Адаптировать
программы и учебный материал с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его
психические, физические особенности и ресурсы.
Корректировать учебный маршрут в зависимости от прогресса развития ребенка.
Вместе с ребенком преодолевать затруднений в учебе. Свести всех специалистов (учителя,
психолога, дефектолога, логопеда, завуча) и родителей в единую систему для реализации
образовательного маршрута.
Тьюторские функции:
- тьютор, находясь с ребенком в течение всего школьного дня корректно и четко
помогает ученику встраиваться в учебный процесс;
- поддерживает школьника в новой, непривычной, постоянно меняющейся ситуации;
- ведет дневник наблюдений;
- содействует учителю таким образом, чтобы обучение ребенка с ОВЗ не влияло
на качество образования всего класса.
Черты характера, необходимые тьютору для выполнения функций:

- терпение и коммуникабельность,
-умение
строить
грамотные,
очень
тактичные
отношения.
3. Формы промежуточной аттестации обучающихся.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с «Положением о системе
оценок, форм, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся». Промежуточная аттестацию проводится в конце четверти (полугодия), а
также в конце учебного года.
Освоение АООП НОО, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся,
проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном МБОУ
СОШ № 3.
Могут быть письменные и устные формы промежуточной аттестации.
К письменным формам промежуточной аттестации относят:
- тесты;
- комплексные контрольные работы;
- контрольные работы: контрольные задачи, диктанты, изложения;
- задания на основе текста;
- творческие работы.
К устным формам промежуточной аттестации относят:
- доклады, сообщения;
- собеседование.
Различают формы, основанные: на встроенном педагогическом наблюдении;
экспертной оценке; учете текущих образовательных результатов. За исключением формы
учета, все остальные формы промежуточной аттестации объединяют понятием контрольнооценочной процедуры. Контрольно-оценочная процедура предполагает непосредственное
участие в ней учащегося, очное или заочное. В отличие от контрольно-оценочной процедуры
форма учета не предполагает непосредственного участия в ней учащегося, а применяется
исключительно на основе сведений о текущих образовательных результатах.
При организации четвертной (полугодовой) промежуточной аттестации
возможны варианты:
- учитывают только текущие отметки учащихся, а контрольную работу в конце
четверти (полугодия) не проводят;
- вычисляют среднее арифметическое текущих отметок и отметки за контрольную
работу в конце четверти (полугодия);
- считают определяющей отметку за контрольную работу в конце четверти
(полугодия).
При организации годовой промежуточной аттестации также возможны
различные варианты:
- учитывают только четвертные (полугодовые) отметки;
- вычисляют среднее арифметическое четвертных (полугодовых) отметок и отметки
за контрольную работу в конце года;
- считают определяющей отметку за контрольную работу в конце года.
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или
нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной
программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных
причин признаются академической задолженностью. Обучающиеся 2-3 классов, имеющие
по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в
следующий класс условно и вправе пройти промежуточную аттестацию по
соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в

пределах одного года с момента образования академической задолженности (в указанный
период не включаются время болезни обучающегося). Обучающиеся не освоившие
образовательную программу учебного года и не ликвидировавшие в установленные сроки
академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей
(законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по
адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии, либо на обучение по индивидуальному
учебному плану.
Обучающиеся 2-4 классов, освоившие в полном объеме основную
общеобразовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс.
Обучающиеся 4 классов, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность
по одному или нескольким предмету, на следующий уровень обучения не переводятся.
Перевод обучающихся производится по решению Педагогического совета школы и
оформляется приказом директора школы.
Особенности проведения промежуточной аттестации в начальной школе
В 1-м классе контроль освоения первоклассниками предметов учебного плана
осуществляйте в формах, которые не предполагают выставления отметок без балльного
оценивания (п. 10.10 СанПиН школы). Минобрнауки России рекомендует такие формы, как:
- встроенное педагогическое наблюдение;
- условные шкалы;
- «листы индивидуальных достижений»;
- графики и таблицы для отслеживания динамики учебных достижений ребенка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».