Приложение 1 Рабочая программа курса внеурочной деятельности Отдельные вопросы изучения литературы XIX-XX вв.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к основной образовательной программе
основного общего образования,
принятой на заседании педагогического
совета Протокол от 28.08.2023 №1,
утвержденной приказом директора
от 30.08.2023 №134/01-11

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ XIX-XX ВВ.»
(для 7-9 классов)

2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Отдельные вопросы изучения литературы XIX-XX вв.» на уровне основного общего
образования разработана на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной
программы, представленных в ФГОС ООО, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания и
Концепции преподавания учебного предмета «Литература» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные образовательные программы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ XIX-XX ВВ»
Курс внеурочной деятельности «Анализ фрагментов произведений художественной литературы второй
половины XIX-XX вв» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных
ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и
эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных
произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как
добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание
художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоциональноэстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и
литературного развития, жизненного и читательского опыта.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРЫ XIX-XX ВВ.»
Цели изучения курса внеурочной деятельности «Анализ фрагментов произведений художественной литературы
второй половины XIX-XX вв.» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в

качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания
собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и
уважения к другим культурам.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей
народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к
наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы;
воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры,
способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к
диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных
традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития
обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в
этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к
чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что
способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия
в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с
формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное,
направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова. Эти задачи
направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности,
комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты
художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного
толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их
фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать

представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать
умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их
критической оценки.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРЫ XIX-XX ВВ.» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 7, 8, 9 классах на изучение курса отводится 1 час в неделю, всего 34 часа. Срок реализации программы – 1 год
в 7-х, 8-х, 9-х классах.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРЫ XIX-XX ВВ.»
Мифология.
Мифы народов России и мира.
Отечественная проза первой половины XIX в. (одно произведение по выбору). «Кто виноват?» (главы по
выбору) А. И. Герцена и др.
Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К.
Булычёв. «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений». (главы по выбору).
Зарубежная литература.
Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес»
(главы по выбору).
Зарубежная приключенческая проза. Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» и др.
Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору). Э. Сетон-Томпсон. «Королевская
аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый клык».
Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» (главы по выбору).
Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека (не менее двух). Например, Ж. Верн.
«Дети капитана Гранта» (главы по выбору). Х. Ли. «Убить пересмешника» (главы по выбору).
Произведения современных зарубежных писателей-фантастов (не менее двух). Например, Дж. К. Роулинг.
«Гарри Поттер» (главы по выбору), Д. У. Джонс. «Дом с характером».
Проза отечественных писателей конца XX – начала XXI века, в том числе о Великой Отечественной
войне (два произведения по выбору). Например, Б. Л. Васильев. «Экспонат №...»; Б. П. Екимов. «Ночь исцеления»,
Произведения отечественных писателей на тему взросления человека (не менее двух). Например, Р. П.
Погодин. «Кирпичные острова»; Р. И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви».
Произведения современных отечественных писателей-фантастов (не менее двух). Например, А. В.
Жвалевский и Е. Б. Пастернак. «Время всегда хорошее»; В. В. Ледерман. «Календарь ма(й)я».

Произведения отечественных и зарубежных писателей на историческую тему (не менее двух). Например,
Р. Сабатини, Ф. Купера.
Литература первой половины XX века.
М.А. Шолохов. «Донские рассказы» (один по выбору). Например, «Родинка», «Чужая кровь» и др.
Тема взаимоотношения поколений, становления человека, выбора им жизненного пути (не менее двух
произведений современных отечественных и зарубежных писателей). Например, Л. Л. Волкова. «Всем выйти из
кадра», Г.Моррис «Болтушка».
Литература второй половины XX века.
А.Н. Толстой. Рассказ «Русский характер».
Произведения отечественных прозаиков второй половины XX–XXI века(не менее двух произведений).
Например, произведения Е. И. Носова, А. Н. и Б. Н. Стругацких, В. Ф. Тендрякова, Б. П. Екимова и др.
Произведения отечественных и зарубежных прозаиков второй половины XX–XXI века (не менее двух
произведений на тему «Человек в ситуации нравственного выбора»). Например, Ю. В. Бондарева, Н. С. Дашевской
(«Я не тормоз»)

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение курса направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования
должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей;
 активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны,
в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
 неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
 понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
 представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на
примеры из литературы;






представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в
том числе с опорой на примеры из литературы;
активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).

Патриотического воспитания:
 осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края,
народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур
народов РФ;
 ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям,
боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных
произведениях;
 уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их
воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и
поступков персонажей литературных произведений;
 готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
 активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:






восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
 осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
 ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
 осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и
иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе
навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;
 способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
 умение принимать себя и других, не осуждая;
 умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных
произведений;
 уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
 сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека с оценкой поступков литературных героев.
Трудового воспитания:










установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных
произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского
фольклора и литературы;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом
личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:
 ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
 повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и
путей их решения;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при
знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;
 осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред;
 готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:







ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой
на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного
литературного образования;
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной
и природной среды:
 освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей
деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в
рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
 изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
 потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
 в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других;
 в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
 умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития;
 анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;








оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления
вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия,
опираясь на жизненный и читательский опыт;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов,
литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного
процесса);
 устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по
существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии
проводимого анализа;
 с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных
фактах и наблюдениях над текстом;
 предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;
 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
 формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
2) Базовые исследовательские действия:
 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации,
объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою
позицию, мнение
 проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей
литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
 оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта,
исследования;
 владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в
литературных произведениях.
3) Работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию
различных видов и форм представления;


находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и
иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
 оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
 эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать
конфликты, вести переговоры;
 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать
свои возражения;
 в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать
идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций;
 публично
представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента,
исследования, проекта);
 самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в
соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:

















использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию
совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые
штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и
координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения
других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать
идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в
соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
участниками взаимодействия на литературных занятиях;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов,
разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:
 выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в
художественной литературе;
 ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе,
принятие решений группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
 делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи,
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому
опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
 развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;
 выявлять и анализировать причины эмоций;
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из
художественной литературы;

регулировать способ выражения своих эмоций.
4) Принятие себя и других:
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных
героев;
 признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
 проявлять открытость себе и другим;
 осознавать невозможность контролировать всё вокруг.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви к
Родине и дружбы между народами Российской Федерации;
2) понимать, что литература – это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного,
делового, публицистического;
3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать
прочитанные произведения:
 определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах
литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять
элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
 понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе
анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и
поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ,
повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой
(персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет,
сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма;
 сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;

сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и
художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётом возраста, литературного
развития обучающихся);
4) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного
(с учётом литературного развития обучающихся);
5) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной
литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для
собственного развития;
6) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за
счёт произведений современной литературы для детей и подростков;


КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ XIX-XX ВВ»

ВНЕУРОЧНОЙ

Коррекционная работа направлена на осуществление индивидуально-ориентированной психологопедагогической помощи детям с трудностями в обучении и социализации в освоении программы основного общего
образования, их социальную адаптацию и личностное самоопределение.
Коррекционная работа обеспечивает:
- выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, направленности личности,
профессиональных склонностей;
- успешное освоение основной общеобразовательной программы основного общего образования, достижение
обучающимися с трудностями в обучении и социализации предметных, метапредметных и личностных
результатов.
Коррекционная работа содержит:

- диагностические и коррекционно-развивающие мероприятия, обеспечивающие удовлетворение
индивидуальных образовательных потребностей обучающихся и освоение ими программы основного общего
образования;
- условия обучения и воспитания обучающихся, методы обучения и воспитания, учебные пособия и
дидактические материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования,
особенности проведения групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.
Направления коррекционной работы
Диагностическая работа включает:
- выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с трудностями в обучении и
социализации при освоении основной образовательной программы основного общего образования;
- определение уровня актуального развития и зоны ближайшего развития обучающегося с трудностями в
обучении и социализации, выявление резервных возможностей обучающегося;
- изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей
обучающихся;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающихся;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации обучающихся;
- изучение индивидуальных образовательных и социально-коммуникативных потребностей обучающихся;
мониторинг уровня и динамики развития обучающихся, а также создания необходимых условий, соответствующих индивидуальным образовательным потребностям обучающихся с трудностями в обучении и
социализации;
- мониторинг динамики успешности освоения образовательных программ основного общего образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
- использование специальных методик, методов и приемов обучения в соответствии с образовательными
потребностями обучающихся с трудностями в обучении и социализации;

- организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий,
необходимых для преодоления нарушений развития, трудностей обучения и социализации;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;
совершенствовании навыков социализации и расширении социального взаимодействия со сверстниками;
- организацию основных видов деятельности обучающихся в процессе освоения ими образовательных
программ;
- развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;
- совершенствование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих
повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях.
Консультативная работа включает:
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционноразвивающего обучения, в решении актуальных трудностей обучающегося;
- консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору
обучающимися профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами,
индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.
Информационно-просветительская работа включает:
- информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся, их родителей (законных
представителей);
- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные
материалы, электронные ресурсы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса —
обучающимся (как имеющим, так и не имеющим трудности в обучении и социализации), их родителям (законным
представителям) — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Мифология
1.1

Мифы народов России и мира

Итого по разделу

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80

2

Раздел 2. Литература первой половины XIX века
2.1

«Кто виноват?» (главы по выбору) А. И.
Герцена

Итого по разделу

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80

1

Раздел 3. Литература второй половины XIX века
3.1

Произведения отечественных и
зарубежных писателей на историческую
тему (не менее двух). Например, Р.
Сабатини, Ф. Купера.

Итого по разделу

3

3

Раздел 4. Литература XIX—ХХ веков

4.1

М.А. Шолохов. «Донские рассказы»
(один по выбору). Например, «Родинка»,
«Чужая кровь» и др.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80

4.2

А.Н. Толстой. Рассказ «Русский
характер».

Итого по разделу

1
2

Раздел 5. Литература XX—XXI веков

5.1

Произведения приключенческого
жанра отечественных писателей (одно
по выбору). Например, К. Булычёв.
«Девочка, с которой ничего не случится»,
«Миллион приключений». (главы по
выбору).

2

5.2

Произведения
современных
отечественных писателей-фантастов (не
менее двух). Например, А. В. Жвалевский
и Е. Б. Пастернак. «Время всегда
хорошее»; В. В. Ледерман. «Календарь
ма(й)я».

3

5.3

Тема
взаимоотношения
поколений,
становления
человека,
выбора им жизненного пути (не менее
двух
произведений
современных
отечественных и зарубежных писателей).
Например, Л. Л. Волкова. «Всем выйти из
кадра», Г.Моррис «Болтушка».

3

5.4

Произведения
отечественных
прозаиков второй половины XX–XXI
века(не менее двух произведений).
Например, произведения Е. И. Носова, А.
Н. и Б. Н. Стругацких, В. Ф. Тендрякова,
Б. П. Екимова и др.

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80

5.5

Произведения отечественных и
зарубежных
прозаиков
второй
половины XX–XXI века (не менее двух
произведений на тему «Человек в
ситуации
нравственного
выбора»).
Например, Ю. В. Бондарева, Н. С.
Дашевской («Я не тормоз»)

Итого по разделу

4

15

Раздел 6. Зарубежная литература

6.1

Зарубежная сказочная проза. (одно
произведение по выбору). Например,
Л.Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес»
(главы); Дж.Р.Р.Толкин. «Хоббит, или
Туда и обратно» (главы) и др.

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80

6.2

Зарубежная приключенческая проза. (два
произведения по выбору). Например, Р.
Л. Стивенсон. «Остров сокровищ»,
«Чёрная стрела» (главы по выбору) и др.

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80

6.3

Зарубежная проза о животных. (одно-два
произведения по выбору).Например, Э.
Сетон-Томпсон. «Королевская
аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий
свёрток»; Дж. Лондон. «Белый Клык»;
Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «РиккиТикки-Тави» и др.

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80

6.4

Дж.
Свифт.
«Путешествия
Гулливера» (главы по выбору).

1

6.5

Произведения
современных
зарубежных писателей-фантастов (не
менее двух). Например, Дж. К. Роулинг.
«Гарри Поттер» (главы по выбору), Д. У.
Джонс. «Дом с характером».

3

Итого по разделу

11

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Литература (в 2 частях), 5 класс /Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., АО «Издательство «Просвещение»
Литература (в 2 частях) 6 класс /Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. и другие; под редакцией Коровиной
В.Я.; АО «Издательство «Просвещение»
Литература (в 2 частях), 7 класс /Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.; АО «Издательство «Просвещение»
Литература (в 2 частях), 8 класс /Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.; АО «Издательство «Просвещение»
Литература (в 2 частях), 9 класс/Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. и другие; под редакцией Коровиной В.Я.;
АО «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
О. А. Еремина. Уроки литературы в 5 классе. Книга для учителя
Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева
C. М. Аникина, И.В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе. 7 класс
И.В. Золотарѐва, Т.А. Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru
https://edu.skysmart.ru
https://urok.1sept.ru
https://www.yaklass.ru/

https://nsportal.ru
https://infourok.ru

https://videouroki.net


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».