Приложение 1 Рабочая программа курса внеурочной деятельности Отдельные вопросы изучения литературы XIX-XX вв.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к основной образовательной программе
среднего общего образования, принятой
на заседании педагогического совета
Протокол от 28.08.2023 №1,
утвержденной приказом директора
от 30.08.2023 №134/01-11

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ XIX-XX ВВ.»
(для 11 классов)

2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Отдельные вопросы изучения литературы XIX-XX вв.» на уровне среднего общего
образования разработана на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной
программы, представленных в ФГОС СОО, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания и
Концепции преподавания учебного предмета «Литература» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные образовательные программы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ XIX-XX ВВ.»
Курс внеурочной деятельности «Отдельные вопросы изучения литературы XIX-XX вв.» способствует
формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место
в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, приобщению их к нравственноэстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания данного курса составляют чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и
зарубежной литературы второй половины ХIХ – начала ХХI века, расширение литературного контента, углубление
восприятия и анализ художественных произведений в историко-литературном и историко-культурном контекстах,
интерпретация произведений в соответствии с возрастными особенностями старшеклассников, их литературным
развитием, жизненным и читательским опытом.
В рабочей программе учтены этапы российского историко-литературного процесса второй половины ХIХ –
начала ХХI века, представлены разделы, включающие произведения литератур народов России и зарубежной
литературы.
Основные виды деятельности обучающихся указаны при изучении каждой монографической или обзорной темы и
направлены на достижение планируемых результатов обучения.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРЫ XIX-XX ВВ.»
Цели изучения данного курса в средней школе состоят в сформированности чувства причастности к
отечественным культурным традициям, лежащим в основе исторической преемственности поколений, и
уважительного отношения к другим культурам; в развитии ценностно-смысловой сферы личности на основе
высоких этических идеалов; осознании ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры и
взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности.
Реализация этих целей связана с развитием читательских качеств и устойчивого интереса к чтению как средству
приобщения к российскому литературному наследию и сокровищам отечественной и зарубежной культуры и
базируется на знании содержания произведений, осмыслении поставленных в литературе проблем, формировании у
обучающихся литературного вкуса, развитии филологической культуры, ведущей к овладению комплексным
филологическим анализом художественного текста, осмыслению функциональной роли теоретико-литературных
понятий, пониманию коммуникативно-эстетических возможностей языка литературных произведений, а также
позволяет совершенствовать устную и письменную речь обучающихся на примере лучших литературных образцов,
создавать собственные письменные творческие работы и устные доклады о прочитанных книгах, осуществлять
целенаправленную подготовку к будущей профессиональной деятельности, связанной с гуманитарной сферой.
Достижение указанных целей возможно при комплексном решении учебных и воспитательных задач, стоящих перед
старшей школой и сформулированных во ФГОС СОО.
Задачи, связанные с формированием чувства причастности к отечественным традициям и осознанием
исторической преемственности поколений, включением в языковое пространство русской культуры, воспитанием
ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры, состоят в систематическом приобщении
старшеклассников к наследию отечественной и зарубежной классики и лучшим образцам современной литературы;
воспитании уважения к отечественной классической литературе как социокультурному и эстетическому феномену;
освоении в ходе её изучения духовного опыта человечества, этико-нравственных, философско-мировоззренческих,
социально-бытовых, культурных традиций и ценностей; воспитании личности, способной к созидательной
гуманитарной деятельности в современном мире и осознанию культурной самоидентификации на основе изучения
литературных произведений.

Задачи, связанные с формированием устойчивого интереса к чтению как средству познания отечественной и
других культур, уважительного отношения к ним, приобщением к российскому литературному наследию и через
него – к традиционным ценностям и сокровищам отечественной и мировой культуры, ориентированы на воспитание
и развитие постоянной потребности обучающихся в чтении художественных произведений в течение всей жизни;
знание содержания и осмысление ключевых проблем произведений русской, мировой классической и современной
литературы, в том числе литератур народов России; сознательное включение чтения в собственную досуговую
деятельность и умение планировать и корректировать свою программу чтения; участвовать во внеурочных
мероприятиях, содействующих повышению интереса к литературе, чтению, образованию, книжной культуре, и
вовлекать к этот процесс своих сверстников.
Задачи, связанные с воспитанием читательских качеств и овладением современными читательскими
практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, самостоятельного истолкования
прочитанного, направлены на развитие умений комплексного филологического анализа художественного текста и
осмысление функциональной роли теоретико-литературных понятий, в том числе анализа и интерпретации
литературного произведения как художественного целого с учётом историко-литературной обусловленности,
культурного контекста и связей с современностью на основе понимания и осмысленного использования в процессе
анализа и интерпретации произведений художественной литературы терминологического аппарата современного
литературоведения, а также элементов искусствоведения, театроведения, киноведения.
Кроме того, эти задачи связаны с развитием понятия об историко-литературном процессе и его основных
закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей разных эпох, литературных
направлениях, течениях, школах, об индивидуальном авторском стиле; выявлением взаимообусловленности
элементов формы и содержания литературного произведения, а также образов, тем, идей, проблем, способствующих
осмыслению художественной картины жизни, созданной автором в литературном произведении, и авторской
позиции; развитием представления о специфике литературы как вида искусства, культуры читательского
восприятия, качеств квалифицированного читателя, обладающего образным и аналитическим мышлением,
эстетическим вкусом, интеллектуальными и творческими способностями, эмоциональной отзывчивостью, а также
умением сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их с научными, критическими и
художественными интерпретациями в других видах искусств; развитием представлений об основных направлениях
литературной критики, о современных профессиональных подходах к анализу художественного текста в
литературоведении; развитием способности осуществлять поиск, отбор, анализ, структурирование и предъявление

информации с использованием различных ресурсов, включая работу с книгой в традиционных и электронных
библиотечных системах и медиапространстве; владением основами учебной проектно-исследовательской
деятельности историко- и теоретико-литературного характера, в том числе создания медиапроектов; различными
приёмами цитирования и творческой переработки текстов.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка, нацелены
на развитие представлений о литературном произведении как явлении словесного искусства и об изобразительновыразительных возможностях русского языка в литературных текстах, на свободное владение разными способами
информационной переработки текстов, на умение анализировать, аргументированно оценивать и редактировать
собственные и чужие высказывания, использовать в своей исследовательской и проектной деятельности ресурсы
современного литературного процесса и научной жизни филологического сообщества, в том числе в Интернете.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРЫ XIX-XX ВВ.» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 11 классе на изучение курса отводится 1 час в неделю, всего 34 часа. Срок реализации программы – 1 год.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРЫ XIX-XX ВВ.»
Литература народов России
Стихотворения (не менее одного по выбору). Например, Г.Тукая, К. Хетагурова и др.
Зарубежная проза второй половины ХIХ (не менее одного произведения по выбору). Например, произведения Ч.
Диккенса «Оливер Твист», «Дэвид Копперфильд, «Большие надежды» и др.
Зарубежная поэзия второй половины ХIХ века (не менее двух стихотворений одного из поэтов по выбору)
Например, стихотворения А. Рембо, Ш. Бодлера и др.
Проза о Великой Отечественной войне (по одному произведению не менее чем двух писателей по выбору).
Например, В.П. Астафьев №Пастух и пастушка», Ю. Бондарев «Горячий снег», В.В. Быков «Обелиск», «Сотников»;
Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не
Значился»; Е.И. Носов «Шопен, соната номер два» и др.
А.А. Фадеев «Молодая гвардия»
Поэзия о Великой Отечественной войне. Стихотворения (по одному стихотворению не менее чем двух поэтов по
выбору) Например, Ю.В. Друниной, М.В. Исаковского, Ю.Д. Левитанского, С.С. Орлова, Д.С. Самойлова, К.М.
Симонова и др
Драматургия о Великой Отечественной войне. Пьесы (одно произведение по выбору). Например, В.С. Розов
«Вечно живые» и другие
А.И. Солженицын. Произведения «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты книги)
Проза второй половины XX- начала XXI века. Рассказы, повести, романы (по одному произведению не менее чем
трёх прозаиков по выбору). Например, Ф.А. Абрамов «Братья и сёстры»; Ч.Т. Айтматов (повести «Пегий пёс,
бегущий краем моря», «Белый пароход» и др); В.И. Белов (рассказы «На родине», «За тремя волками» и др; Ю.П.
Казаков (рассказы «Северный дневник», «Поморка», «Во сне ты горько плакала» и др.; Захар Прилепин (роман
«Санька» и другие); А.Н. и Б.Н. Стругацкие (повесть «Пикник на обочине» и другие»; Ю.В. Трифонов (повести
«Обмен», «Другая жизнь», «Дом на набережной»); В.Т. Шаламов («Колымские рассказы», «Одиночный замер»,
«»Инжектор»)

Поэзия второй половины XX- начала XXI века. Стихотворения по одному произведению не менее чем двух
поэтов по выбору) Например, Б.А. Ахмадклиной, А.А. Вознесенского, В.С. Высоцкого, Е.А. Евтушенко, Н.А.
Заболоцкого, Т.Ю. Кибирова, Р.И. Рождественского
Литература народов России. Рассказы, повести, стихотворения (не менее одного произведения по выбору)
Например, рассказ Ю. Рытхэу «Хранитель огня», повесть Ю. Шесталова 2Синий ветер каслания» и другие;
Р.Гамзатов, М. Джалиля, М.Карима, К. Кулиева и других
Зарубежная проза XX века (не менее одного произведения по выбору). Например, произведения Р. Бредбери «451
градус по Фаренгейту»; А. Камю «Посторонний»; Ф. Кафки «Превращение»; Дж. Сэлинджера «Над пропастью во
ржи», Г.Уэллса «Машина времени» и другие
Зарубежная поэзия XX века (не менее двух стихотворений одного из поэтов по выбору). Например, стихотворения
Г. Аполлинера, Т.С. Элиота и другие.
Зарубежная драматургия XX века (не менее одного произведения по выбору). Например, пьесы В. Брехта
«Мамаша кураж и её дети», О. Уайльда «Идеальный муж», Б.Шоу «Пигмалион» и других.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение данного курса внеурочной деятельности в средней школе направлено на достижение обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности
Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовнонравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами
и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития
внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
Личностные результаты освоения обучающимися содержания рабочей программы курса для среднего общего
образования должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной
внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений,
соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта
деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского
общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
 принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических, демократических, семейных
ценностей, в том числе в сопоставлении с жизненными ситуациями, изображёнными в литературных
произведениях;
 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

 готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного литературного образования, в
интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских
организациях;
 умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
 готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и
настоящее многонационального народа России в контексте изучения произведений русской и зарубежной
литературы, а также литератур народов России;
 ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, внимание к их воплощению в литературе, а также достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, труде, отражённым в художественных произведениях;
 идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу, в том
числе воспитанные на примерах из литературы;
3) духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа;
 сформированность нравственного сознания, этического поведения;
 способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в литературном произведении, и принимать
осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, характеризуя поведение и
поступки персонажей художественной литературы;
 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
 ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни, в соответствии с традициями народов России, в том числе с опорой на литературные
произведения;
4) эстетического воспитания:
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда,
общественных отношений;

 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов,
ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе литературы;
 убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и устного народного творчества;
 готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой
личности, в том числе при выполнении творческих работ по литературе;
5) физического воспитания:
 сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
 потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому
здоровью, в том числе с адекватной оценкой поведения и поступков литературных героев;
6) трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбия, в том числе при чтении произведений о
труде и тружениках, а также на основе знакомства с профессиональной деятельностью героев отдельных
литературных произведений;
 готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность в процессе литературного
образования;
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор
будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, в том числе ориентируясь на поступки
литературных героев;
 готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной читательской деятельности на
протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
 сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем,
представленных в художественной литературе;

 планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития
человечества, с учётом осмысления опыта литературных героев;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе показанных в литературных
произведениях; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
 расширение опыта деятельности экологической направленности, в том числе представленной в
произведениях русской, зарубежной литературы и литератур народов России;
8) ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном
мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и
познания мира с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе, в том числе на литературные темы.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования,
в том числе школьного литературного образования, у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект,
предполагающий сформированность:
 самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления
развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
 саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение,
способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей;
 эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
 социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты, учитывая собственный читательский опыт.

Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса для среднего общего образования должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
 самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную в художественном произведении,
рассматривать её всесторонне;
 устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев, художественных
произведений и их фрагментов, классификации и обобщения литературных фактов;
 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе при изучении
литературных произведений, направлений, фактов историко-литературного процесса;
 разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных
ресурсов;
 вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по литературе;
 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с опорой на собственный читательский
опыт;
2) базовые исследовательские действия:
 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе литературного материала,
навыками разрешения проблем с опорой на художественные произведения; обладать способностью и
готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
 обладать видами деятельности для получения нового знания по литературе, его интерпретации,
преобразования и применения в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и
социальных проектов;

 формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами
современного литературоведения;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях с
учётом собственного читательского опыта;
 выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении литературных явлений и
процессов, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения;
 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
 давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт, в том числе читательский;
 осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;
 уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и изучения литературных
произведений, в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи,
допускающие альтернативные решения;
3) работа с информацией:
 владеть навыками получения литературной и другой информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных
видов и форм представления при изучении той или иной темы по литературе;
 создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад, реферат, аннотация и др.) с
учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и
визуализации;
 оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, её соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
 использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

 владеть навыками распознавания и защиты литературной и другой информации, информационной
безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
1) общение:
 осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке литературы и во внеурочной
деятельности по предмету;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, опираясь на примеры из литературных
произведений;
 владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на уроках
литературы; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
 развёрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения свою точку зрения с
использованием языковых средств;
2) совместная деятельность:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на уроке и во внеурочной
деятельности по литературе;
 выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена
коллектива;
 принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению:
составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы на уроках литературы и во внеурочной деятельности по предмету;
 оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным
критериям;
 предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
 осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:
 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать
собственные задачи в образовательной деятельности, включая изучение литературных произведений, и в
жизненных ситуациях;
 самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении литературы с учётом имеющихся
ресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и предпочтений;
 давать оценку новым ситуациям, в том числе изображённым в художественной литературе;
 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой на читательский опыт;
 делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
 оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний;
 способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, в том числе в
вопросах литературы, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
2) самоконтроль:
 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям;
 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных
процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения, опираясь на примеры из художественных произведений;
 уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
3) принятие себя и других:
 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
 принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в том числе в процессе чтения
художественной литературы и обсуждения литературных героев и проблем, поставленных в художественных
произведениях;
 признавать своё право и право других на ошибки в дискуссиях на литературные темы;
 развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя знания по литературе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Количество часов
Наименование разделов и тем программы
Всего
Литература народов России

1

Стихотворения (не менее одного по выбору).
Например, Г.Тукая, К. Хетагурова и др.

1

2

Зарубежная проза второй половины ХIХ (не
менее одного произведения по выбору).
Например, произведения Ч. Диккенса «Оливер
Твист», «Дэвид Копперфильд, «Большие
надежды» и др.

3

Зарубежная поэзия второй половины ХIХ века (не
менее двух стихотворений одного из поэтов по
1
выбору) Например, стихотворения А. Рембо, Ш.
Бодлера и др.

4

Проза о Великой Отечественной войне (по
одному произведению не менее чем двух
писателей по выбору). Например, В.П. Астафьев
№Пастух и пастушка», Ю. Бондарев «Горячий
снег», В.В. Быков «Обелиск», «Сотников»; Б.Л.
Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не

Контрольные Практичес
работы
кие работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f413e80

3

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f413e80

Значился»; Е.И. Носов «Шопен, соната номер
два» и др.
5

А.А. Фадеев «Молодая гвардия»

6

Поэзия о Великой Отечественной войне.
Стихотворения (по одному стихотворению не
менее чем двух поэтов по выбору) Например,
2
Ю.В. Друниной, М.В. Исаковского, Ю.Д.
Левитанского, С.С. Орлова, Д.С. Самойлова, К.М.
Симонова и др

7

Драматургия о Великой Отечественной войне.
Пьесы (одно произведение по выбору).
Например, В.С. Розов «Вечно живые» и другие

8

А.И. Солженицын. Произведения «Один день
Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ»
(фрагменты книги)

1

9

Проза второй половины XX- начала XXI века.
Рассказы, повести, романы (по одному
произведению не менее чем трёх прозаиков по
выбору). Например, Ф.А. Абрамов «Братья и
сёстры»; Ч.Т. Айтматов (повести «Пегий пёс,
бегущий краем моря», «Белый пароход» и др);
В.И. Белов (рассказы «На родине», «За тремя
волками» и др; Ю.П. Казаков (рассказы

4

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f413e80

2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f413e80

«Северный дневник», «Поморка», «Во сне ты
горько плакала» и др.; Захар Прилепин (роман
«Санька» и другие); А.Н. и Б.Н. Стругацкие
(повесть «Пикник на обочине» и другие»; Ю.В.
Трифонов (повести «Обмен», «Другая жизнь»,
«Дом на набережной»); В.Т. Шаламов
(«Колымские рассказы», «Одиночный замер»,
«»Инжектор»)

10

Поэзия второй половины XX- начала XXI века.
Стихотворения по одному произведению не
менее чем двух поэтов по выбору) Например,
Б.А. Ахмадклиной, А.А. Вознесенского, В.С.
Высоцкого, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкого,
Т.Ю. Кибирова, Р.И. Рождественского

11

Литература народов России. Рассказы, повести,
стихотворения (не менее одного произведения по
выбору) Например, рассказ Ю. Рытхэу
2
«Хранитель огня», повесть Ю. Шесталова
2Синий ветер каслания» и другие; Р.Гамзатов, М.
Джалиля, М.Карима, К. Кулиева и других

12

Зарубежная проза XX века (не менее одного
произведения по выбору). Например,
произведения Р. Бредбери «451 градус по
2
Фаренгейту»; А. Камю «Посторонний»; Ф. Кафки
«Превращение»; Дж. Сэлинджера «Над
пропастью во ржи», Г.Уэллса «Машина времени»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f413e80

и другие

13

Зарубежная поэзия XX века (не менее двух
стихотворений одного из поэтов по выбору).
Например, стихотворения Г. Аполлинера, Т.С.
Элиота и другие.

2

14

Зарубежная драматургия XX века (не менее
одного произведения по выбору). Например,
пьесы В. Брехта «Мамаша кураж и её дети», О.
Уайльда «Идеальный муж», Б.Шоу «Пигмалион»
и других.

2

15

Всего

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Литература (в 2 частях), 10 класс/ Лебедев Ю.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Литература (в 2 частях), 11 класс/ Лебедев Ю.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки по литературе 10 класс. И.В.Золотарева. Т.И. Михайлова, Москва 2020 г
Поурочные разработки по литературе 11 класс. И.В.Золотарева. Н.В.Егорова. Москва 2022г
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
www.school-collection.edu.ru
http://urok-gotov.narod.ru
http://www/openclass/ru|user
http://my.1september.ru
www.ege.edu.ru
www.fipi.org.ru
https://resh.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».