Приложение 1 Рабочая программа ФК В мире художественного произведения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к основной образовательной программе
среднего общего образования, принятой
на заседании педагогического совета
Протокол от 28.08.2023 №1,
утвержденной приказом директора
от 30.08.2023 №134/01-11

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ
«В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
(для 10-11 классов)

2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «В мире художественного произведения» на уровне среднего общего образования разработана
на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в
ФГОС СОО, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания и Концепции преподавания учебного
предмета «Литература» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
образовательные программы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
ПРОИЗВЕДЕНИЯ»

«В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО

Факультативный курс «В мире художественного произведения» способствует формированию духовного облика
и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном,
интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, приобщению их к нравственно-эстетическим ценностям,
как национальным, так и общечеловеческим.
Предлагаемый факультативный курс ориентирован как на подготовку к единому государственному экзамену
по литературе и русскому языку за курс средней (полной) общей школы, так и вступительному экзамену в вуз.
Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для построения
устного ответа, так и для написания сочинений и других письменных работ по литературе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
Основная цель курса — развитие умений и навыков филологического анализа литературного произведения,
полученных в 5—9 классах на основе системы знаний по теории литературы и русскому языку и расширяемых в
старших классах. Данный учебный курс имеет практическую направленность, т. е. предназначается не столько для
формирования круга знаний учащихся, сколько для развития их умений и навыков. В настоящее время существует

большое количество пособий по теории литературы для школьников и множество изданий, в которых даются
примеры анализа литературных произведений.








Курс направлен на решение следующих задач:
Систематизировать и расширить навыки анализа текста, сформированные в средних и старших классах.
Обучить выявлению своеобразия художественного содержания текста с опорой на знание теории литературы
и системы единиц языка, полученные в ходе изучения курса русского языка.
Создать условия для учебно-исследовательской и творческой работы.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
Самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты в единстве
формы и содержания.
Писать сочинения литературоведческого характера, опирающиеся на знания теории литературы и навыки
самостоятельного анализа литературных произведений.
Проводить самостоятельную аргументированную эстетическую оценку произведения.
Соотносить знание теоретико-литературных понятий с практикой филологического анализа.

МЕСТО ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

«В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ» В

Программа факультативного курса «В мире художественного произведения» среднего общего образования
рассчитана на 68 часа в год, 2 часа в неделю в 10 и в 11 классах.

СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
Первый год обучения (10 класс)
Введение
Задачи и принципы филологического анализа литературного произведения,- Многослойность содержания произведения. Филологический анализ как способ выявления глубинного содержания текста. Целостный анализ литературного произведения и анализ под определенным углом зрения (проблематика, сюжет, система персонажей и др.).
1. Художественное произведение как образ
Главные задачи. Обобщить представления учеников о соотношении художественного произведения и объективной реальности, о художественном образе как специфической форме мышления и представления информации, о
формах проявления образной природы литературного произведения.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественная литература как вид искусства. Соотношение
жизненной правды и художественного вымысла. Художественный образ. Прототип. Художественная условность.
Художественный мир. Единство художественной формы и художественного содержания. Система образов
произведения (образ персонажа, образ среды, образ пространства, образы предметов). Типы отношений между
образами («двойничество», антагонизм и т. п.).
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Сопоставление документального и
художественного текстов на сходную тему. Сопоставление реальных фактов и их изображения в художественном
произведении. Выявление в произведении образов разных видов.
Темы для обсуждения. Описание Пугачева в «Истории Пугачева» и «Капитанской дочке» А. С. Пушкина.
Изображение Бородинской битвы в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино». Персонажи комедии А. С.
Грибоедова «Горе от ума» и их прототипы. Система образов в стихотворении А. С. Пушкина «Анчар». Художественный мир М. Ю. Лермонтова. Художественный мир романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Художественная форма
Главные задачи. Сформировать у учащихся представления о необходимости анализа художественной формы
для выявления глубинного содержания художественного произведения; обобщить представления о стиле как уникальной совокупности художественных средств, определяющих образную природу произведения.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественный стиль. Идиостиль. Метафорический характер художественного мира (пространства и времени, сюжета, образа персонажа, системы персонажей и др.). Психологизм.
Художественный документализм. Гротеск. Стилизация. Пародия.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Определение своеобразия стиля данного
художественного произведения и данного автора. Обнаружение общих художественных приемов в произведениях
двух (нескольких) авторов. Выявление признаков стилизации, пародии в произведении. Обнаружение конкретных
стилевых явлений (психологизм, гротеск, документализм и др.) в произведении и выявление их художественной
функции.
Темы для обсуждения. Своеобразие стиля М. Ю. Лермонтова. Фольклорные традиции в «Руслане и Людмиле»
А. С. Пушкина и «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю.
Лермонтова. Признаки пародии в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Особенности психологизма романа М.
Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Функции снов в романе А. С.
Пушкина «Евгений Онегин» и романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Гротеск в «Истории одного города» М. Е.
Салтыкова-Щедрина.
3. Произведение как событие рассказывания
Главные задачи. Обобщить представления учащихся о художественной речевой коммуникации, о тексте как
посреднике между автором и читателем, о роли автора и читателя в создании смыслового целого, о формах
взаимодействия автора, текста и читателя.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Произведение и текст. Автор — текст — читатель. Автор и
повествователь. «Точка зрения» и речевая композиция текста. Типы повествования (от первого, второго, третьего
лица, автобиографическое, хроникерское, объективированное). Сказ как особый тип повествования. Образ
повествователя. Адресат реальный (читатель) и условный. Модели условного адресата. Типы отношений между
повествователем и адресатом. Формы повествования (установка на устную или письменную речь,
стандартизированные речевые жанры как способ организации повествования: дневник, эпистолярная форма,
мемуары и др.). Диалог и монолог.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Определение типа повествования в
конкретном художественном тексте. Обнаружение признаков сказа. Определение типа повествователя в его
отношении к биографическому автору и образу читателя. Выявление средств создания образа повествователя.
Определение модели условного адресата и выявление средств создания образа адресата. Выявление

пространственного, временного, идеологического и фразеологического признаков «точки зрения» в произведении.
Распознавание и определение эстетической функции речевого жанра, на основе которого строится текст
произведения. Определение типов и роли монологов и диалогов в произведении.
Темы для обсуждения. Способы повествования и чередование «точек зрения» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Повествователь и слушатели в рассказе А. П. Чехова «Крыжовник». Средства создания образа
повествователя в рассказе Л. Н. Толстого «После бала». Признаки сказа в «Левше» Н. С. Лескова. Смысл
использования формы послания (письма) в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и в романе Ф. М. Достоевского
«Бедные люди». Образ адресата в послании «К Чаадаеву» А. С. Пушкина. Роль монологов и диалогов в комедии А.
С. Грибоедова «Горе от ума» и в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
4. Композиция произведения
Главная задача. Сформировать у учащихся представления о композиции художественного текста как
средстве организации художественного мира, выявления его ритмической природы.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Архитектоника текста. Композиция повествования. Способы
авторского членения текста. Цикл как композиционная форма. Ретроспективная композиция. Фабульная
композиция. «Вершинная» композиция в романтическом произведении. Внефабульные элементы (вставные тексты
[вставная новелла, повесть, песни, стихи, сны, дневники, письма и пр.], лирические отступления и т.п.).
Паратекстовые элементы: заглавие, эпиграф, посвящение, предисловие, послесловие, примечания, приложения и пр.
«Сильные позиции» текста.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Выявление композиционных единиц
текста. Выявление основного принципа членения текста и его эстетической функции. Определение признаков
композиции повествования в данном произведении и художественной роли такой композиции. Обнаружение ретроспективной композиции. Выявление элементов сюжета и последовательности их расположения в тексте. Выявление
своеобразия начала и финала произведения. Анализ пара-текстовых элементов.
Темы для обсуждения. Трехчастный замысел поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Закономерности членения
текста на главы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Эстетический эффект организации повествования с
помощью онегинской строфы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Членение на повести в романе М. Ю.
Лермонтова «Герой нашего времени». «Записки охотника» И. С. Тургенева как пример циклизации. Сюжет и фабула
в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Нарушение единства действия и функции побочных
сюжетных линий в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Проблема выделения узловых элементов фабулы в

романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Вне-фабульные (внесюжетные) элементы в романе А. С. Пушкина
«Евгений Онегин». Портрет главного героя в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Интерьер в поэме
Н. В. Гоголя «Мертвые души». Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Содержание и
эстетические функции повести о капитане Копейкине в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Песни в драме А. Н.
Островского «Гроза». Содержание и эстетические функции эпилога (гл. 28) в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Художественные функции эпиграфов в романе А. С.
Пушкина «Евгений Онегин». Роль авторских примечаний и «Отрывков из путешествия Онегина» в романе А. С.
Пушкина «Евгений Онегин». Начало и конец романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» на фоне повествовательной
традиции. Мотив падения в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Целостный анализ композиции романа А. С.
Пушкина «Евгений Онегин».
5. Художественная речь
Главные задачи. Углубить и систематизировать представления учащихся о зависимости
художественного содержания от языковых средств, использованных в литературном тексте, об
эстетической функции речи; совершенствовать навык обнаружения в тексте произведения языковых явлений
в их эстетической функции.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Эстетическая функция языка художественной литературы. Признаки
художественной речи. Проза и поэзия. Стихотворение в прозе. Ритмическая проза. Ритмометрические характеристики стихотворной речи. Системы стихосложения (силлабическая, тоническая, силлабо-тоническая). Стопа.
Пиррихий, спондей. Стихотворные размеры двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий,
анапест). Дольник. Верлибр (свободный стих). Вольный стих. Рифма, виды рифмы (мужская, женская, дактилическая и др.). Белый стих. Строфа. Способы рифмовки (парный, перекрестный, кольцевой и др.). Некоторые
классические виды строф (катрен, терцина, октава, онегинская строфа). Образный потенциал поэтической речи.
Изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения. Тропы и риторические фигуры
(эпитет и виды эпитетов, сравнение и виды сравнений, метафора, олицетворение, метонимия, аллегория, антитеза,
оксюморон, гипербола, литота, анафора, эпифора, инверсия, градация, эвфония, аллитерация, звукоподражание).
Гротеск. Уровни анализа языка художественного произведения. Языковая оппозиция. Семантическое поле.
Тематическое поле. Ключевые слова текста. Имя собственное в художественном тексте. Имя персонажа.
Художественные функции стилистически окрашенных групп лексики (диалектизмы, просторечие, варваризмы,

жаргонизмы, неологизмы, историзмы, архаизмы и др.). Поэтизмы. Изобразительные возможности фонетических и
грамматических ресурсов языка. Изобразительные возможности лексических и грамматических аномалий.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Выявление ритмических параметров
стихотворного текста и определение их эстетической значимости в данном произведении. Обнаружение основных
языковых оппозиций в фонетическом, лексическом и грамматическом строе стихотворного текста и фрагмента
прозаического текста. Выявление ключевых слов и семантических полей в стихотворном тексте. Обнаружение
стилистически окрашенных групп лексики и характеристика их роли в художественном тексте. Анализ семантики и
художественных функций антропонимов и топонимов. Обнаружение тропов и риторических фигур в стихотворении
и фрагменте прозаического текста; определение типов эпитетов, сравнений, метафор. Сравнение использования
тропов одного вида в произведениях разных авторов.
Темы для обсуждения. Прозаические басни Ж. де Лафонтена и стихотворные басни И. А. Крылова. Признаки
художественной речи в «Записках охотника» И. С. Тургенева (на примере описаний природы). Особенности языка
романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Языковые особенности романтического стиля в стихотворении
В. А. Жуковского «Море». Особенности языка прозы Н. В. Гоголя (на примере первой главы поэмы «Мертвые
души»). Анализ метрических особенностей монолога «А судьи кто?..» из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»,
одной строфы из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», стихотворений «Ворон к ворону летит...», «Бесы»,
«Мадонна» А. С. Пушкина; «И скучно и грустно...», «Смерть поэта», «Шотландская песня» М. Ю. Лермонтова; «Не
жалею, не зову, не плачу...» С. А. Есенина и др. Выявление изобразительных средств и приемов и анализ их
эстетической функции в художественных произведениях (стихотворения «Зимнее утро», «Осень» А. С. Пушкина;
«Парус», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...» М. Ю. Лермонтова; «Запевка» И. Северянина; «Мой день беспутен и
нелеп....» М. И. Цветаевой и др.). Лингвистический анализ стихотворений «Пророк», «На холмах Грузии лежит
ночная мгла...» А. С. Пушкина; «Когда волнуется желтеющая нива...» М. Ю. Лермонтова; «Февраль. Достать чернил
и плакать...» Б. Л. Пастернака; «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека...» А. А. Блока; «Хорошее отношение к
лошадям» В. В. Маяковского и др. Лингвистический анализ отрывков из прозаических произведений (лирического
отступления о птице тройке из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»; заключительного монолога Катерины из драмы
А. Н. Островского «Гроза»; внутреннего монолога Раскольникова из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и
наказание»; сна Николеньки Болконского из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»; заключительной части эпилога
из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» и др.).
6. Художественное содержание

Главные задачи. Сформировать у учащихся навык формулировать свое представление о содержании
произведения в литературоведческих категориях; развить умение определять тематику, проблематику
произведения, его идейно-эмоциональное содержание (образ автора).
Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественное содержание и художественная форма. Единство
содержания и формы. Художественное своеобразие произведения. Тема как предмет речи и тематика как круг
отображаемых явлений. Проблематика. Типология проблем: нравственная, философская, социально-историческая
проблематика (человек в его отношении к обществу, природе, универсуму; взаимоотношения поколений; человек и
время; человек и нация; духовные поиски, проблемы смысла жизни). Исторически конкретные и вечные проблемы
(«сквозные темы»). Система конфликтов произведения; основной конфликт. Внешний конфликт и внутренний
конфликт. Коллизия. Идейно-эмоциональное содержание произведения. Подтекст. Пафос (героический,
романтический, сентиментальный, идиллический, трагический, иронический, сатирический и т. п.). Образ автора.
Автор биографический и «концепированный». Авторский замысел и авторская позиция в произведении.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Определение темы данного
произведения и ключевых слов, в которых она обнаруживает себя. Выявление круга проблем произведения и
установление их типологии. Сопоставление тематики и проблематики разных произведений. Обнаружение
диалектики конкретно-исторического и вечного в произведении. Выявление ведущего конфликта произведения в его
связи с проблематикой, событийным рядом и системой персонажей. Выявление системы конфликтов в
произведении. Установление авторской позиции по выявленной проблеме и системы авторских оценок.
Обнаружение системы средств выражения авторской позиции; сопоставление прямых и непрямых средств
выражения авторской позиции. Сопоставление позиций персонажа, повествователя и автора. Определение пафоса
данного произведения (группы произведений).
Темы для обсуждения. «Вечные» темы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Философская проблематика творчества М. Ю. Лермонтова. Трагизм мировосприятия лирического героя поэзии Ф. И. Тютчева.
Нравственная проблематика поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Соотношение внешнего и внутреннего конфликтов в драме А. Н. Островского «Гроза». Роль подтекста в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». Авторский замысел и творческая история романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Авторская позиция и способы
ее выражения в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Основной пафос поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые
души».

Второй год обучения (11 класс)
7. Хронотоп. Образ времени и пространства в произведении
Главные задачи. Сформировать у учащихся представления о художественном мире как пространственно-временном континууме, структура которого определяется системой значимых оппозиций и является основой содержания литературного произведения; выработать навыки анализа художественной модели времени как неотъемлемой составляющей художественного образа; систематизировать представления учащихся о видах пространственных образов, об их функциях в произведении и средствах их создания.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественное время как модель реальности. Модели времени:
линейная, циклическая и др. Время и вечность. Прошлое — настоящее — будущее. Знаки времени: биографическое,
семейное, календарное, природное, историческое, космическое и т. п. Жизнеподобие и фантастика. История в
произведении; историческая и «не историческая» литература. Модели пространства. Понятия и оппозиции, реализующие модели пространства (граница, путь и др., симметричное — асимметричное, внутреннее — внешнее,
верх — низ, близкое — далекое, свое — чужое, посюстороннее — потустороннее и т. п.). Метафорические отношения между временем и пространством. Пространство и время как метафора (символ) бытия. Вода (река, море,
озеро и др.), берег, пещера, могила, небо и другие архетипические метафоры. Пейзаж (образ природы, образ города).
Статические и динамические образы. Мастерство писателя в создании пейзажа: выбор точки зрения, масштаба
изображения, степень детализированности, сенсорные характеристики и др. Интерьер (образ дома, образ комнаты).
Ментальные пространства (картины воображаемой реальности) как проекции внутреннего мира персонажа. Система
образов пространства в произведении. Основные оппозиции. Пространство и персонаж. Средства создания
пространственных образов.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Обнаружение знаков времени (прямых и
косвенных) в произведении. Характеристика временной структуры. Выявление символики календарного времени.
Обнаружение метафор со значением времени в художественном тексте. Сравнение нескольких произведений с точки
зрения доминирующего типа художественного времени. Анализ динамики времени и пространства в произведении.
Характеристика пространственной структуры произведения. Выявление основных пространственных оппозиций.
Обнаружение пространственных метафор. Анализ пейзажа в произведении; анализ пейзажной детали;
характеристика художественного мастерства автора в создании пейзажа. Характеристика пейзажа как средства
создания образа персонажа. Характеристика пейзажа как способа выражения авторской позиции. Анализ пейзажа в

лирическом и драматическом произведениях. Анализ интерьера; характеристика интерьера как средства создания
образа персонажа и способа выражения авторской позиции. Выявление в произведении ментальных пространств
различных типов и их характеристика в аспекте художественной функции. Выявление динамики пространственных
образов в связи с типом хронотопа.
Темы для обсуждения. Тема пути в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева и в стихотворении
М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...». Образ времени в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...». Историческое время в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Динамика пространственных образов в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Городское пространство в драме А. Н. Островского
«Гроза». Художественное время и пространство в «Сне Обломова» (роман И. А. Гончарова «Обломов»). Образ
движущегося времени в стихотворении А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...». «Адище города» в ранней лирике В.
В. Маяковского.
8. Образ персонажа
Главная задача. Систематизировать и сделать более глубокими представления учащихся о содержании и
средствах создания образа персонажа, о роли системы персонажей в раскрытии проблематики произведения.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Содержание образа — индивидуальное и типическое (универсальное,
антропологическое, национальное, историческое, социальное и т. п.); характер и тип. Средства создания образа
персонажа: имя, портрет, речевая характеристика, место в системе персонажей, роль в сюжете, функция в произведении, объекты природы, интерьер, деталь-символ, прямые оценки (автор — повествователь — персонаж). Система
персонажей и ее связь с проблематикой произведения. Персонажи, связанные отношениями подобия («двойники»),
принадлежности к общей группе (подсистема персонажей), отношениями противопоставления (антиподы и
антагонисты). Сопоставительная характеристика персонажей. «Вечные образы». Функциональные разновидности
персонажей: главные, второстепенные, эпизодические, внесценические, антропоморфные, зооморфные и т. п.
Традиционные типы персонажей (амплуа) в драме: резонер, субретка и т. п.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Характеристика содержания образа
данного персонажа. Объяснение динамики характера персонажа. Выявление средств создания образа персонажа и
способов выражения авторского отношения к нему. Анализ авторского отношения к герою. Выявление системных
отношений между персонажами произведения. Характеристика одной из подсистем персонажей (женские,
детские образы, слуги, народ и т. п.). Выявление персонажей-«двойников» и их характеристика. Характеристика
второстепенных, эпизодических, внесценических персонажей (их систематизация и функции в произведении).

Построение сопоставительной характеристики двух персонажей одного или разных произведений. Сопоставительная
характеристика персонажей одного типа в разных произведениях. Выявление «вечных образов» в произведении и
группе произведений и объяснение их художественной функции.
Темы для обсуждения. Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Исторически конкретное и
универсальное в образе Печорина. Средства выражения авторского отношения к героям в романе А. С. Пушкина
«Евгений Онегин». Речевая характеристика персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Портрет и пейзаж как средства создания образа главного героя в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Интерьер как
средство характеристики персонажа в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Гамлетовские черты в персонажах
русской литературы. Демонические персонажи в русской литературе. Образ Базарова в оценке литературной
критики. Молчалин и Чичиков (сопоставительная характеристика). «Отцы» и «дети» в комедии А. С. Грибоедова
«Горе от ума». Женские персонажи в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Второстепенные и
внесценические персонажи в драме А. Н. Островского «Гроза». Раскольников, его «двойники» и антиподы в романе
Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
9. Портрет в литературном произведении
Главная задача. Систематизировать представления учащихся о типах портретов, средствах их создания и
художественных функциях.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Статические и динамические портретные признаки. Портретная
деталь. Лейтмотивная деталь. Характерологическая функция портрета. Реалистический и романтический портреты.
Доминанта в портрете. Художественное мастерство автора в создании портрета.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Выявление совокупности портретных
черт данного персонажа. Выявление психологических, возрастных, социально характеризующих и т. п. деталей,
статических и динамических признаков внешности персонажа. Анализ портретной детали. Анализ лейтмотивной
детали. Выявление тропов в портрете персонажа. Анализ портрета персонажа в его характерологической функции и
с точки зрения средств создания. «Точка зрения» в портрете и авторское отношение к персонажу. Сопоставительная
характеристика портретов персонажей в одном или нескольких произведениях.
Темы для обсуждения. Портреты главных героев в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Социальная и
психологическая информация в портрете главного героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Постоянные и вариативные детали в женских портретах в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Портрет Мцыри в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Ведущая черта портрета Платона Каратаева в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

10. Образ предмета
Главная задача. Систематизировать и сделать более глубокими представления учащихся о содержании и средствах создания образа предмета, о предметном мире и его роли в произведении.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Предметный мир произведения. Предмет и персонаж. Предмет и
фабула. Деталь как лейтмотив. Деталь как символ.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Анализ образа предмета.
Характеристика предметного мира произведения и его художественной функции. Характеристика предмета как
одного из средств создания образа персонажа. Характеристика роли предмета в развитии сюжета. Выявление
деталей-символов.
Темы для обсуждения. Предметный мир поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Образ шинели в повести Н. В.
Гоголя «Шинель». Предметы-символы в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Образ гранатового браслета в повести
A. И. Куприна «Гранатовый браслет». Сюжетообразующая функция предмета в романе М. А. Булгакова
«Мастер и Маргарита». Символика образа микроскопа в рассказе
B. М. Шукшина «Микроскоп».
11. Образ события
Главная задача. Систематизировать представления учащихся о событийном ряде произведения.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Сюжет и фабула. Внефабульные элементы. Элементы фабулы
(завязка, развитие действия, кульминация, развязка; пролог и эпилог). Типология фабул (исторические /
современные, фантастические/ жизнеподобные, любовные, семейные, авантюрные и т. п.). Фабульная линия.
Количество фабульных линий в произведении. Классицистическое единство места, времени и действия в сюжете.
Лирический сюжет. Динамика сюжета. Эпизод. Сцена. Мотив как сюжетообразующий элемент. «Бродячие» сюжеты
(«сквозные темы и мотивы»). Архетипическое в сюжете (сюжет как метафора бытия).
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Разграничение события рассказывания
(сюжет) и изображенных событий (фабула). Выявление событий, составляющих фабульную линию. Выявление элементов фабулы в связи с развитием конфликта. Анализ финального эпизода; анализ эпилога. Анализ взаимодействия
фабульных линий. Анализ своеобразия лирического сюжета. Анализ своеобразия развития сюжета в произведениях
различных литературных направлений и жанров (классицистическая драма, романтическая поэма, лирическая проза,
путешествие, авантюрно-детективный жанр, новелла и др.). Выявление сюжетообразующих метафор в

произведении. Выявление сходных мотивов в фабулах разных произведений. Интерпретация сюжетов в их
универсально-«вневременной» функции.
Темы для обсуждения. Универсальный смысл сюжетов «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина. Основные фабульные линии и точки их пересечения в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Роль эпизода столкновения
экипажей в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» (т. 1, гл. 5). Метафорический смысл фабулы в стихотворении В. В.
Маяковского «Необычайное приключение...». Своеобразие лирического сюжета в стихотворении С. А. Есенина «Не
жалею, не зову, не плачу...». Основные мотивы романтических стихотворений В. А. Жуковского «Море» и «Вечер».
«Пророк» А. С. Пушкина и «Пророк» М. Ю. Лермонтова. Смысл названия главы «Раздвоение Ивана» в романе М. А.
Булгакова «Мастер и Маргарита».
12. Эпизод в произведении
Главная задача. Систематизировать представления учащихся об эпизоде как элементе фабулы.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Место эпизода в фабуле. Эпизод как единство признаков времени и
пространства, состава участников, их взаимоотношений и поступков. Точка зрения в эпизоде.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Анализ признаков времени и
пространства в эпизоде. Анализ участников событий, их взаимоотношений и поведения в эпизоде. Анализ роли
эпизода в создании образов персонажей. Анализ точки зрения и авторской позиции в эпизоде. Целостный анализ
эпизода. Анализ места данного эпизода в фабуле. Сопоставление типологически сходных эпизодов в различных
произведениях.
Темы для обсуждения. Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Художественное время и пространство в эпизоде «Раненый князь Андрей на Праценской горе» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (т. 1, ч. 3,
гл. 19). Анализ точки зрения и авторской позиции в сцене дуэли Печорина и Грушницкого в романе М. Ю.
Лермонтова «Герой нашего времени». Роль эпизода «Чичиков у Плюшкина» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Сцены дуэли в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» и Л. Н. Толстого «Война и мир» (сопоставительный анализ).
Диалог Базарова и Аркадия в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» (гл. XXI) и диалог Андрея и Пьера в романе Л.
Н. Толстого «Война и мир» (т. 1, ч. 1, гл. 6).
13.Текст и контекст
Главная задача. Совершенствовать навыки анализа произведения с учетом контекстов различных типов.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Произведение и исторический контекст. Произведение и
биографический контекст. Прототип и прототипическая ситуация. Аллюзия. Художественная литература и

публицистика. Документально-художественные и публицистические жанры и их использование в художественном
произведении (очерк, памфлет, фельетон и т. п.). Интертекст (литературный контекст как один из видов
художественного контекста). Виды интертекстуальных связей. Цитирование. Реминисценция. Мифологические,
религиозные, фольклорные и т. п. реминисценции.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Выявление автобиографических
элементов в литературном произведении. Сопоставление фабулы произведения с современной автору
действительностью и анализ аллюзий в произведении. Обнаружение признаков другого литературного произведения
в тексте данного произведения. Выявление мифологических реминисценций в произведении.
Темы для обсуждения. Страницы истории русской культуры и биографии поэта в романе А. С. Пушкина
«Евгений Онегин». Автобиографические элементы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Аллюзии в
романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Элементы публицистических жанров в рассказе А. И. Солженицына
«Матренин двор». Литературные цитаты и реминисценции в пьесе М. Горького «На дне». Фольклорные образы и
мотивы в романе И. А. Гончарова «Обломов». Библейские образы и реминисценции в лирике А. А. Ахматовой.
Пушкинские образы и мотивы в лирике А. А. Ахматовой. Мотивы и образы комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
14. Произведение и литературный процесс
Главная задача. Развивать у учащихся умение определять место данного произведения в историко-литературном процессе.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Литературный процесс. Стадии литературного процесса. Фольклор и
литература. Основные фольклорные жанры (народный эпос, былина, легенда, частушка, сказка (волшебная, бытовая), песня, анекдот, пословица). Литература светская и духовная. Основные жанры духовной литературы (житие,
притча, хождение). Литературный род: эпос, лирика, драма. Лироэпические и лирико-драматические произведения.
Литературный жанр. Основные эпические (роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, новелла, литературная сказка),
драматические (драма, комедия, трагедия), лирические (сонет, послание, ода, гимн, элегия, отрывок, эпиграмма,
эпитафия, рондо, стансы, романс, мадригал и т. п.), лироэпические (роман в стихах, баллада, поэма, дума, басня)
жанры и жанровые разновидности (путешествие, утопия, антиутопия, роман-миф, авантюрный роман, детектив и т.
п.). Художественный метод и художественный стиль. Литературные направления, течения, художественные школы
(классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, «натуральная школа», натурализм, символизм, акмеизм,

футуризм, имажинизм, постмодернизм). Традиционное и новаторское в произведении. Понятие литературной
классики. Проблемы влияния литературы на жизнь общества и актуальности произведения.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Выявление фольклорных элементов в
произведении. Анализ родового и жанрового своеобразия произведения. Сопоставление нескольких произведений
одного жанра. Анализ жанрового многообразия творчества одного автора. Определение своеобразия художественного метода в конкретном произведении. Характеристика произведения в аспекте художественного метода. Анализ
признаков стиля конкретного литературного направления в произведении. Анализ произведения в аспекте его
традиционности и новаторства. Анализ традиций творчества одного автора в произведениях другого. Анализ актуальности классического произведения в сегодняшней действительности.
Темы для обсуждения. Жанровое своеобразие «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина. Фольклорные темы,
образы и мотивы в лирике С. А. Есенина. Черты фольклорных жанров и жанров древнерусской литературы в «Слове
о полку Игореве». Соотношение эпического и лирического начал в поэме С. А. Есенина «Анна Снегина». Жанровое
многообразие лирики А. С. Пушкина. Баллада В. А. Жуковского «Светлана» как лироэпическое произведение.
Жанровое своеобразие пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад». Жанр элегии в поэзии русского романтизма. Басни И.
А. Крылова и сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина (сопоставительный анализ). Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
как реалистическое произведение. Черты романтизма и реализма в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего
времени». Своеобразие художественного метода в романе И. А. Гончарова «Обломов». Соотношение традиционного
и новаторского в стихотворении В. В. Маяковского «Послушайте!». Стихотворение А. А. Блока «Вхожу я в темные
храмы...» как произведение символизма. Пушкинские традиции в поэзии акмеистов. Трансформация традиционных
жанров в поэзии В. В. Маяковского. Современное звучание произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина. «Проклятые
вопросы» героев Ф. М. Достоевского и сегодняшняя действительность.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Содержание программы элективного курса позволяет спроектировать следующие результаты обучения:
Личностные результаты:
 совершенствование духовно-нравственных качеств личности

 использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации
(словари, энциклопедии, интернетресурсы)
Метапредметные результаты:
 Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для
подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных
высказываниях, формулировать выводы.
 Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих
интересов.
Предметные результаты - должны быть сформированы следующие умения:
 применять полученные знания в области литературоведческого анализа и интерпретации текста в собственной
учебно-исследовательской деятельности;
 понимать своеобразие авторской позиции в произведении;
 анализировать сюжетно-композиционную организацию лирического произведения;
 выявлять роль изобразительно-выразительных средств языка для создания образа, выражении авторской
мысли;
 обоснованно аргументировать собственную точку зрения;
 интерпретировать произведения в контексте культуры; конкретной эпохи, современности владеть умениями
подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых
исследований.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-тематическое планирование
10 класс
Тема,

№ п/п

содержание

анализ

Количество часов

Дата
Электронные
изучени
цифровые
я
образовательны
Всег Контрол Практичес
е ресурсы
о
ьные
кие работы
работы

1

Филологический
произведения.

литературного 1

2

Сущность художественного образа.

2

3

Система образов произведения.

2

4

Художественная форма и художественное 2
содержание.

5

Художественный стиль.

2

6

Психологизм как стилевой явление.

2

7

Стилизация и пародия.

2

8

Автор-текст –читатель.

2

9

Адресат реальный и условный.

2

10

Типы и формы повествований.

2

1

1

11

«Точка зрения» в литературном
произведении.

2

12

Монолог и диалог.

2

13

Понятие о композиции литературного
произведения.

2

14

Анализ композиции конкретного
литературного произведения.

2

15

Композиция фабулы и сюжета.

2

16

Внефабульные (внесюжетные) элементы
литературного произведения.

2

17 Внефабульные (внесюжетные) элементы
литературного произведения: лирические,
публицистические, философские
отступления.

2

18 Паратекстовые элементы художественного
произведения.

2

Сильные позиции художественного текста.

2

19

20 Анализ композиции художественного
текста.

2

21 Художественная речь: поэзия и проза; ритм 2
и метр.
22 Художественная речь: тропы.

2

1

1

23 Художественная речь: фигуры.

2

24 Лингвопоэтический анализ текста (ресурсы
общенародного языка в их поэтической
функции).

2

1

25 Лингвопоэтический анализ текста (ресурсы
общенародного языка в их поэтической
функции).

2

1

26 Индивидуальный стиль писателя.

2

27 Лингвистический анализ лирического
произведения.

2

28 Лингвистический анализ отрывка прозы.

2

29 Художественное содержание. Тематика
произведения.

2

30 Художественное содержание.
Проблематика произведения.

2

31 Идейное содержание и пафос
произведения.

2

32 Образ автора.

2

33 Анализ содержания литературного
произведения.

2

34 Подведение итогов

2

1
1

1

1

1

35 Резерв

1

36 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

2

9

Календарно-тематическое планирование
11 класс
п/п

Тема, содержание

Количество часов
Всего Контрол Практическ
ьные
ие работы
работы

1

Общее понятие о хронотопе.

2

Образ пространства
произведении.

3

Образ
времени
произведении.

в

художественном 2

4

Образ
времени
произведении.

в

художественном 2

5

Анализ образов времени и пространства в 2
художественном произведении.

6

Пейзаж в литературном произведении.

в

2

художественном 2

2

1

1

Дата
изучен
ия

Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы

7

Модели хронотопов
русской литературы.

в

произведениях 2

8

Модели хронотопов
русской литературы.

в

произведениях 2

9

Средства создания образа персонажа.

2

10

Содержание образа персонажа.

2

11

Система персонажей
произведении.

12

Сопоставительная
персонажей.

13

Портрет персонажа
произведении.

14

Мастерство словесного портрета.

15

Предметный
произведении.

16

Мастерство художественной детали.

2

17

Фабула как метафора бытия.

2

18

Построение событийного ряда
произведения.

2

19

Лирический сюжет

2

мир

в

литературном 2
характеристика 2

в

в

1

1

литературном 2
2

литературном 2

1

20

Лейтмотивы в событийной структуре
произведения.

21

Эпизод и его место в фабуле
произведения.

2

22

Эпизод как единство признаков времени
и пространства

2

23

«Точка зрения» в эпизоде.

2

24

Контекстуальное рассмотрение
литературного

2

25

2

произведения.
26

Произведение и исторический контекст.

2

27

Виды интертекстуальных связей.

2

28

Аллюзии, цитаты.

2

29

Реминисценция. Мифологические,
религиозные, фольк
лорные и т. п. реминисценции.
Литературный процесс и его стадии

2

31

Жанровое своеобразие литературного
произведения.

2

32

Традиционное и новаторское в
произведении.

2

30

2

33

Итоговые занятия.

2

34

Резерв

2

35

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

1

1

5

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Анализ художественного текста: Эпическая проза. Хрестоматия / Сост. Н. Д. Тамарченко. М., 2005.
Борее Ю. Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М., 2003.
Николина Н. А. Филологический анализ текста. М., 2003.
Романова Г. И. Практика анализа литературного произведения (русская классика). М., 2005.
Современный словарь-справочник по литературе / Сост. и научн. ред. С. И. Кормилов. М., 2000.
Энциклопедический словарь для юношества. Литературоведение от «А» до «Я». 2-е изд. / Сост. В.И.Новиков, Е. А. Шкловский.
М., 2001.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
www.school-collection.edu.ru
http://urok-gotov.narod.ru
http://www/openclass/ru|user
http://my.1september.ru
www.ege.edu.ru
www.fipi.org.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».