Приложение 1 Рабочая программа ЭК Теория и практика написания сочинения по литературе

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к основной образовательной программе
среднего общего образования, принятой
на заседании педагогического совета
Протокол от 28.08.2023 №1,
утвержденной приказом директора
от 30.08.2023 №134/01-11

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ»
(для 10-11 классов)

2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Теория и практика написания сочинения по литературе» на уровне среднего общего
образования разработана на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной
программы, представленных в ФГОС СОО, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания и
Концепции преподавания учебного предмета «Литература» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные образовательные программы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ПО
ЛИТЕРАТУРЕ»
Цели курса:





подготовка учащихся к написанию сочинения;
гуманитарное развитие школьников;
овладение учащимися свободной речью (и устной, и письменной);
развитие творческих способностей учащихся.

Задачи курса:


формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического

идеала;


формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития

ученика;
овладение нормами русского литературного языка;

обучение умению связно излагать свои мысли в устой и письменной форме;

обучение работе над сочинением;

развитие коммуникабельности обучающихся;
воспитание заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство художников слова


МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ПО
ЛИТЕРАТУРЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа элективного курса «Теория и практика сочинений» среднего общего образования рассчитана на 34
часа в год, 1 час в неделю в 10 и в 11 классах.

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ЛИТЕРАТУРЕ»

«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ПО

10 КЛАСС
Вводное занятие
Особенности речи (устой и письменной). Необходимость прочтения литературного произведения для
успешного написания сочинения. Интерпретация художественного произведения. Обращение в сочинении к другим
произведениям, видеть параллели. Работа с учебной и критической литературой. Справочная литература.
Требования к написанию сочинения.


Пишем сочинение
Определение темы, проблемы текста. Отбор материала. Определение главной мысли текста. Основные
принципы построения текста. План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и
сложный планы. Работа над планом. Деление на абзацы. Объем работы. Необходимость эпиграфа. Точность
цитирования и правила оформления цитаты. Цитата – подтверждение сказанного. Работа над средствами
художественной выразительности. Передача экспрессивной и образной речи. Порядок работы над черновиком.


Сочинение разных жанров
Поэтапное знакомство с различными жанрами сочинений. Определение признаков жанровых
принадлежностей на конкретных примерах. Акцент на сочинение-рецензия. Содержательные и структурные
особенности сочинений разных жанров, их сопоставление. Выявление зависимости формы от содержания.
Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их
воплощения. Анализ образцов сочинений. Создание творческих работ учащимися. Приемы саморедактирования
текста. Порядок проверки написанного. Анализ сделанных ошибок. Оценивание готовых работ. О свободной теме
сочинения. Так ли она свободна? Условные границы в сочинениях на свободную тему. Советы и рекомендации
психолога до начала и во время экзамена.


11 КЛАСС

• Вводное занятие
Особенность устной и письменной речи. Необходимость прочтения литературного произведения, по
которому должно быть написано сочинение. Интерпретации и пределы толкований произведений. Обращение в
сочинении к другим литературным произведениям. О работе с учебником и критической литературой. Словари и
справочная литература.
• Вы пишете сочинение
Выбор и осмысление темы. Отбор материала. Определение главной мысли работы. Типология тем сочинений.
Основные принципы построения текста. Эпиграф. Объем сочинения.
План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Пункт и
подпункт. Вступление и заключение. Работа над планом. Деление на абзацы.
Точность цитирования. Оформление цитаты. Передача экспрессивной и образной речи. Цитата – не самоцель,
а подтверждение сказанного.
Порядок работы. Работа над черновиком. Характерные ошибки сочинений. Порядок проверки написанного.
Анализ сделанных ошибок.
• Эссе как вид творческой работы
Знакомство с эссе как литературным произведением.
Анализ образцов эссе. Определение признаков жанра на конкретных примерах.
Содержательные, структурные особенности эссе, воплощенные в разных литературных жанрах.
Многообразие риторических жанров. Сопоставление жанра письма и эссе, написанного в форме письма.
Выявление зависимости формы эссе и его языкового воплощения от задачи и адресата автора.
Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их
воплощения.
Разница между эссе и стихотворениями в прозе. Сравнение текстов, принадлежащих перу одного автора.
Творческие возможности различных авторов в рамках одного жанра и одной темы. Жанровые особенности
эссе.
Слово как жанр ораторской прозы. Структура слова. Эссе в форме слова. Отличие структуры эссе от четкого
построения риторического высказывания.

Ассоциативное мышление. Эссеистические миниатюры, построенные на необычной авторской ассоциации.
Комментарии и рецензия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив,
инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить
цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения,
готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим
событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений
нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и
компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме,
чувство причастности к историко- культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм,
готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг,
гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации,
являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской
Федерации.
Метапредметные:
– Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами
универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель
достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и
жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения
поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и
нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать
противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и
отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и
разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс
собственного развития;

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для
широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других
участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из
соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях
(генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и
письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать
деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
Выпускник научится:
– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
– использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной
функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров
(тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля
обучения;

– правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
– создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой
принадлежностью текста;
– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в
соответствии с выбранным профилем обучения;
– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное,
изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с
выборочным извлечением информации).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс: 10
№ п/п

Тема

Количество часов
По плану

I. Вводные занятия
1

Прежде чем писать сочинение

1

2

Основные требования при написании сочинений

1

II. Пишем сочинение
3

Тема
сочинения:
выбор,
осмысление,
текст: тема, проблема, позиция автора

раскрытие;

4

Композиция сочинения или как начать и завершить сочинение

1

5

Организация материала при помощи плана

1

6

Роль эпиграфа и цитирования в сочинении

1

7

Анализ предложенного учителем сочинения

1

8

Средства художественной выразительности :
1. Тропы
2. Фигуры речи

2

1

По
факту

III. Сочинение разных жанров
Сочинение – доклад
Сочинение – литературный обзор
Сочинение – читательский отзыв
Сочинение в жанре литературно-критической статьи
Сочинение – характеристика литературного героя
Сочинение – читательский дневник
Сочинение – анализ лирического произведения
Сочинение – письмо
Сочинение – интервью

9

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

9

10

Практическая работа. Пишем сочинение

1

11

Саморедактирование сочинения

1

12

Сочинение – рецензия
4
1. Этапы работы над рецензией и требования, предъявляемые к
рецензии
2. Оценочные слова и речевые клише
3. Аналитическая работа по тексту Д.С. Лихачева “ Память…”
4. Подготовка к написанию рецензии

13

Практическая работа. Пишем сочинение – рецензия по тексту А. П. 1
Чехова “Моя “Она”

14

Анализ ученических сочинений

1

15

Типичные ошибки и недочеты в написании сочинений

1

16

Оформление и оценивание сочинений

1

17

Сочинение на свободную тему :
1. Свободные темы на литературном материале;
2. Свободные темы не на литературном материале;
3. Обзорные сочинения по литературе второй половины xx века

3

18

Как вести себя на экзамене (советы, рекомендации )

1

19

Итоговая работа. Пишем сочинение

1

20

Анализ ученических сочинений

1

Итого :

34

Класс: 11
№ Тема

Кол-во часов
По плану

I. Введение
1

Прежде чем писать сочинение

1

II. Вы пишете сочинение
2

Обдумываем тему

1

3

Организация материала при помощи плана

2

По факту

4

Цитирование в сочинении

2

5

Работа над сочинением и его редактирование

2

III. Эссе как вид творческой работы
6

Знакомство с эссе как жанром литературного произведения

2

7

Как отличить эссе по жанровым признакам (анализ образцов эссе)

2

8

Сопоставление эссе с близкими по форме жанрами: письмом, беседой

2

9

Образцы творческих работ учащихся в эпистолярном стиле

2

10

Зависимость формы эссе от адресата и задач автора. Творческое
3
задание

11

Эссе и стихотворения в прозе

12

Практическая работа. Эссе на одну и ту же тему, написанные разными
2
авторами

13

Анализ литературно-критических эссе

2

14

Литературно-критические эссе, написанные в форме слова

2

15

Знакомство учащихся с приемом ассоциации при создании эссе

2

16

Практическая работа. Анализ ученических сочинений. Дополнение
2
комментариев к сочинению. Рецензия

17

Заключительное занятие. Реализация полученных навыков (выбор тем
2
и объектов для размышления и для творчества)

18

Итоговое занятие. Чтение и обсуждение сочинений-эссе, написанных
1
учащимися

2

Итого:

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания:
Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. – 2-е изд. – М.:
Флинта: Наука, 2000. – 256 с.
Русский язык. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие /
Г.Т.Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.
Литература: ЕГЭ: Учебно-справочные материалы /.Багге, М.Г.Белова,
И.А.Шерстобитова. - ,, СПб.: Просвещение, 2012.
Карнаух Н.Л., Письменные работы по литературе. 9 – 11 кл./ М.: Дрофа, 2005
Итоговое сочинение. Допуск к ЕГЭ. От выбора темы к оценивыанию по
критериям / Н.В.Беляева, Л.В.Новикова, С.А.Зинин, Е.А.Зинина. – М, 2016
www.school-collection.edu.ru
http://urok-gotov.narod.ru
http://www/openclass/ru|user
http://my.1september.ru
www.ege.edu.ru
www.fipi.org.ru

ЦИФРОВЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
РЕСУРСЫ
И
РЕСУРСЫ
СЕТИ ИНТЕРНЕТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».