ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к основной образовательной программе среднего общего образования, принятой на заседании педагогического совета Протокол от 28.08.2023 №1, утвержденной приказом директора от 30.08.2023 №134/01-11 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ» (для 10-11 классов) 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса «Теория и практика написания сочинения по литературе» на уровне среднего общего образования разработана на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС СОО, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания и Концепции преподавания учебного предмета «Литература» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ» Цели курса: подготовка учащихся к написанию сочинения; гуманитарное развитие школьников; овладение учащимися свободной речью (и устной, и письменной); развитие творческих способностей учащихся. Задачи курса: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала; формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ученика; овладение нормами русского литературного языка; обучение умению связно излагать свои мысли в устой и письменной форме; обучение работе над сочинением; развитие коммуникабельности обучающихся; воспитание заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство художников слова МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа элективного курса «Теория и практика сочинений» среднего общего образования рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю в 10 и в 11 классах. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ЛИТЕРАТУРЕ» «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ПО 10 КЛАСС Вводное занятие Особенности речи (устой и письменной). Необходимость прочтения литературного произведения для успешного написания сочинения. Интерпретация художественного произведения. Обращение в сочинении к другим произведениям, видеть параллели. Работа с учебной и критической литературой. Справочная литература. Требования к написанию сочинения. Пишем сочинение Определение темы, проблемы текста. Отбор материала. Определение главной мысли текста. Основные принципы построения текста. План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Работа над планом. Деление на абзацы. Объем работы. Необходимость эпиграфа. Точность цитирования и правила оформления цитаты. Цитата – подтверждение сказанного. Работа над средствами художественной выразительности. Передача экспрессивной и образной речи. Порядок работы над черновиком. Сочинение разных жанров Поэтапное знакомство с различными жанрами сочинений. Определение признаков жанровых принадлежностей на конкретных примерах. Акцент на сочинение-рецензия. Содержательные и структурные особенности сочинений разных жанров, их сопоставление. Выявление зависимости формы от содержания. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Анализ образцов сочинений. Создание творческих работ учащимися. Приемы саморедактирования текста. Порядок проверки написанного. Анализ сделанных ошибок. Оценивание готовых работ. О свободной теме сочинения. Так ли она свободна? Условные границы в сочинениях на свободную тему. Советы и рекомендации психолога до начала и во время экзамена. 11 КЛАСС • Вводное занятие Особенность устной и письменной речи. Необходимость прочтения литературного произведения, по которому должно быть написано сочинение. Интерпретации и пределы толкований произведений. Обращение в сочинении к другим литературным произведениям. О работе с учебником и критической литературой. Словари и справочная литература. • Вы пишете сочинение Выбор и осмысление темы. Отбор материала. Определение главной мысли работы. Типология тем сочинений. Основные принципы построения текста. Эпиграф. Объем сочинения. План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Пункт и подпункт. Вступление и заключение. Работа над планом. Деление на абзацы. Точность цитирования. Оформление цитаты. Передача экспрессивной и образной речи. Цитата – не самоцель, а подтверждение сказанного. Порядок работы. Работа над черновиком. Характерные ошибки сочинений. Порядок проверки написанного. Анализ сделанных ошибок. • Эссе как вид творческой работы Знакомство с эссе как литературным произведением. Анализ образцов эссе. Определение признаков жанра на конкретных примерах. Содержательные, структурные особенности эссе, воплощенные в разных литературных жанрах. Многообразие риторических жанров. Сопоставление жанра письма и эссе, написанного в форме письма. Выявление зависимости формы эссе и его языкового воплощения от задачи и адресата автора. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Разница между эссе и стихотворениями в прозе. Сравнение текстов, принадлежащих перу одного автора. Творческие возможности различных авторов в рамках одного жанра и одной темы. Жанровые особенности эссе. Слово как жанр ораторской прозы. Структура слова. Эссе в форме слова. Отличие структуры эссе от четкого построения риторического высказывания. Ассоциативное мышление. Эссеистические миниатюры, построенные на необычной авторской ассоциации. Комментарии и рецензия. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: – ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; – готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; – готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; – принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; – российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; – уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); – формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; – воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Метапредметные: – Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД): 1. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты Выпускник научится: – использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; – использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов; – создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения); – выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; – подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения; – правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста; – создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста; – сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения; – использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Класс: 10 № п/п Тема Количество часов По плану I. Вводные занятия 1 Прежде чем писать сочинение 1 2 Основные требования при написании сочинений 1 II. Пишем сочинение 3 Тема сочинения: выбор, осмысление, текст: тема, проблема, позиция автора раскрытие; 4 Композиция сочинения или как начать и завершить сочинение 1 5 Организация материала при помощи плана 1 6 Роль эпиграфа и цитирования в сочинении 1 7 Анализ предложенного учителем сочинения 1 8 Средства художественной выразительности : 1. Тропы 2. Фигуры речи 2 1 По факту III. Сочинение разных жанров Сочинение – доклад Сочинение – литературный обзор Сочинение – читательский отзыв Сочинение в жанре литературно-критической статьи Сочинение – характеристика литературного героя Сочинение – читательский дневник Сочинение – анализ лирического произведения Сочинение – письмо Сочинение – интервью 9 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 9 10 Практическая работа. Пишем сочинение 1 11 Саморедактирование сочинения 1 12 Сочинение – рецензия 4 1. Этапы работы над рецензией и требования, предъявляемые к рецензии 2. Оценочные слова и речевые клише 3. Аналитическая работа по тексту Д.С. Лихачева “ Память…” 4. Подготовка к написанию рецензии 13 Практическая работа. Пишем сочинение – рецензия по тексту А. П. 1 Чехова “Моя “Она” 14 Анализ ученических сочинений 1 15 Типичные ошибки и недочеты в написании сочинений 1 16 Оформление и оценивание сочинений 1 17 Сочинение на свободную тему : 1. Свободные темы на литературном материале; 2. Свободные темы не на литературном материале; 3. Обзорные сочинения по литературе второй половины xx века 3 18 Как вести себя на экзамене (советы, рекомендации ) 1 19 Итоговая работа. Пишем сочинение 1 20 Анализ ученических сочинений 1 Итого : 34 Класс: 11 № Тема Кол-во часов По плану I. Введение 1 Прежде чем писать сочинение 1 II. Вы пишете сочинение 2 Обдумываем тему 1 3 Организация материала при помощи плана 2 По факту 4 Цитирование в сочинении 2 5 Работа над сочинением и его редактирование 2 III. Эссе как вид творческой работы 6 Знакомство с эссе как жанром литературного произведения 2 7 Как отличить эссе по жанровым признакам (анализ образцов эссе) 2 8 Сопоставление эссе с близкими по форме жанрами: письмом, беседой 2 9 Образцы творческих работ учащихся в эпистолярном стиле 2 10 Зависимость формы эссе от адресата и задач автора. Творческое 3 задание 11 Эссе и стихотворения в прозе 12 Практическая работа. Эссе на одну и ту же тему, написанные разными 2 авторами 13 Анализ литературно-критических эссе 2 14 Литературно-критические эссе, написанные в форме слова 2 15 Знакомство учащихся с приемом ассоциации при создании эссе 2 16 Практическая работа. Анализ ученических сочинений. Дополнение 2 комментариев к сочинению. Рецензия 17 Заключительное занятие. Реализация полученных навыков (выбор тем 2 и объектов для размышления и для творчества) 18 Итоговое занятие. Чтение и обсуждение сочинений-эссе, написанных 1 учащимися 2 Итого: 34 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 256 с. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие / Г.Т.Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. Литература: ЕГЭ: Учебно-справочные материалы /.Багге, М.Г.Белова, И.А.Шерстобитова. - ,, СПб.: Просвещение, 2012. Карнаух Н.Л., Письменные работы по литературе. 9 – 11 кл./ М.: Дрофа, 2005 Итоговое сочинение. Допуск к ЕГЭ. От выбора темы к оценивыанию по критериям / Н.В.Беляева, Л.В.Новикова, С.А.Зинин, Е.А.Зинина. – М, 2016 www.school-collection.edu.ru http://urok-gotov.narod.ru http://www/openclass/ru|user http://my.1september.ru www.ege.edu.ru www.fipi.org.ru ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ