Приложение 4 Учебный план начального общего образования

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
к основной образовательной программе
начального общего образования,
принятой на заседании педагогического
совета Протокол от 28.08.2023 № 1,
утвержденной приказом директора
от 30.08.2023 № 134/01-11

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»
Г.РЕЖА, СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО РЕАЛИЗАЦИЮ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

1. Пояснительная записка к учебному плану начального общего
образования на 2023-2024 учебный год
Учебный план начального общего образования МБОУ СОШ № 3 является документом,
определяющим распределение учебного времени, отводимого на изучение учебных предметов
обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса,
определяет максимальный объём обязательной нагрузки обучающихся, нормативы
финансирования.
Учебный план начального общего образования сформирован в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования,
утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №
287 и Федеральной основной образовательной программой начального общего образования,
утвержденной Министерством просвещения 18.05.2023 № 372 и предусматривает 4-летний
срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4 классов.
За основу учебного плана МБОУ СОШ № 3 взят вариант федерального учебного плана
№ 1 Федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной
приказом Министерством просвещения от 18.05.2023 № 372. Вариант № 1 предназначен для
образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке в режиме
пятидневной учебной недели.
Учебный план МБОУ СОШ № 3 начального общего образования сформирован с целью
реализации Основной образовательной программы начального общего образования и является
приложением к ней, на основании следующих нормативных документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. №286,
зарегистрирован 05.07.2021 № 64100);
3. Федеральной основной образовательной программой начального общего
образования, утвержденной приказом Министерства просвещения РФ 18.05.2023 № 372;
5. Приказа Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 №115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам начального, основного и среднего образования» (в ред. от
07.10.2022 № 888);
6. СанПин 1.2.3.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01. 2021 г. N 2 и
санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. №28;
7. Закон "Об образовании в Свердловской области" от 15 июля 2013 года №78-ОЗ с
изменениями и дополнениями;
8. Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении
предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовнонравственной культуры народов России»;
9. Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 26.01.2018 № 02-01-81/593 «О направлении методических рекомендаций (ОРКСЭ и
ОДНКНР)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности
и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими
рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных
общеобразовательных программ»);
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858
«Об утверждении федерального перечня учеб ников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального

общего, основного общего, среднего общего образования организациям, осуществляющим
образовательную деятельность и установления предельного срока использования
исключенных учебников»;
МБОУ СОШ № 3 осуществляет обучение и воспитание в интересах личности,
общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для
разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности
обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
Учебный план фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное
время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Содержание образования при получении начального общего образования реализуется
преимущественно за счёт учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира,
системно деятельностный подход и индивидуализацию обучения.
Учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации в сфере образования, возможность обучения на родном (русском)
языке, по классам (годам) обучения.
Вариативность содержания образовательных программ начального общего образования
реализуется через возможность формирования программ начального общего образования
различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и
способностей обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Объём обязательной части программы начального общего образования составляет 80
%, а объём части, формируемой участниками образовательных отношений из перечня,
предлагаемого образовательной организацией, — 20 % от общего объёма. Объём обязательной
части программы начального общего образования, реализуемой в соответствии с
требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной
учебной
неделе,
предусмотренными
действующими
санитарными
правилами
и гигиеническими нормативами.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы, и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Расписание учебных занятий составляется с учётом дневной и недельной динамики
умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели,
при этом объём максимально допустимой нагрузки в течение дня соответствует действующим
санитарным правилам и нормативам.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых
результатов освоения программы начального общего образования с учётом обязательных для
изучения учебных предметов.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на
данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть
использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающих
углублённое изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов
обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также
учитывающих этнокультурные интересы.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов
освоения программы начального общего образования с учётом выбора участниками
образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня,

предлагаемого образовательной организацией. Осуществляется в формах, отличных от
урочной (экскурсии, походы, соревнования, посещения театров, музеев, проведение
общественно-полезных практик и иные формы).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательной организации и
предоставляет обучающимся возможность выбора занятий из списка, представленного
образовательной организацией, направленных на развитие обучающихся.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной
деятельности при реализации основной образовательной программы начального общего
образования определяет организация.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся
могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного
обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего. Реализация
индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию ООП НОО.
Режим работы классов начального общего образования:
- учебный год начинается 1 сентября;
- 5-дневная учебная неделя;
- продолжительность учебного года: I классы – 33 учебные недели, II-IV классы – 34 учебные
недели;
- количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2954 ч и более
3345 ч в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной
нагрузке при 5-дневной учебной неделе;
- продолжительность учебных периодов составляет в первом полугодии не более 8 недель; во
втором полугодии – не более 10 недель;
- продолжительность каникул не менее 7 дней;
- для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные
каникулы;
- продолжительность урока составляет:
в 1 классе – 35 минут (сентябрь-декабрь), 40 минут (январь-май);

во 2-4 классах – 40 минут;

- объем домашних заданий по всем предметам (в астрономических часах): в 1 классах – 1 ч.,
во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 классе - 2 ч.
Количество часов максимально допустимой учебной нагрузки обучающихся 1 - 4
классов соответствует гигиеническим требованиям СанПин 1.2.3.3685-21 и СП 2.4.3648-20.
Классы
Максимальная
нагрузка, ч

1

2

3

4

21 ч

23ч

23ч

23ч

При наличии в классе 20 и более обучающихся, возможно деление класса на группы
при проведении учебных занятий, курсов, дисциплин (модулей).
При проведении занятий по иностранному языку (2 – 4 классы) осуществляется
деление класса на две группы.
При реализации учебного плана начального общего образования количество часов на
физическую культуру составляет 2, третий час реализовывается за счет часов внеурочной
деятельности и (или) за счет посещения обучающимися спортивных секций, школьного
спортивного клуба.
Обязательные для изучения предметные области, учебные предметы (учебные модули):

№
п/п

Предметные области

1

Русский язык и литературное чтение

2*
3
4
5

Родной язык и литературное чтение
на родном языке
Иностранный язык
Математика и информатика
Обществознание и естествознание
(Окружающий мир)

Учебные предметы (учебные модули)
Русский язык,
Литературное чтение
Родной (русский)язык
литературное чтение на родном(русском) языке
Иностранный язык (английский)
Математика
Окружающий мир
Основы религиозных культур и светской этики:

6

Основы религиозных культур и
светской этики

7

Искусство

8
9

Технология
Физическая культура

учебный модуль «Основы православной культуры»;
учебный модуль «Основы религиозный культур народов России»;
учебный модуль «Основы светской этики»;
учебный модуль «Основы иудейской культуры»;
учебный модуль «Основы буддийской культуры»;
учебный модуль «Основы исламской культуры»

Изобразительное искусство,
Музыка
Технология
Физическая культура

* В МБОУ СОШ № 3 языком образования является русский язык, и в соответствии с
пунктом 32.1 ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 286) изучение родного языка и литературного чтения на родном языке из числа
языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской
Федерации осуществляется по заявлению родителей (законных представителей)
несовершеннолетних. Родители 1 – 4 классов в своих заявлениях отказались от изучения
предметов «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке».
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается за счет интеграции в
содержание предметов «Окружающий мир» и «Физическая культура». Информатика
изучается через предмет «Математика», кроме того, родителям на выбор для обучающихся
предложен курс внеурочной деятельности «Знакомство с искусственным интеллектом».
Средствами реализация учебного плана для обучающихся начального уровня
образования служат учебники, утвержденные федеральным перечнем с изменениями и
дополнениями.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию потребностей и интересов обучающихся 1-3 классов через учебный
модуль функциональной грамотности «Математика и жизнь».

2. Учебный план начального общего образования на 2023-2024 учебный год
(5-дневная учебная неделя)

Предметные
области
Русский язык и
литературное
чтение
*Родной язык и
литературное
чтение на родном
языке
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(окружающий
мир)

Русский язык

1а,б
5/165

Количество часов
в неделю
2
3а,б
5/170
5/170

Литературное чтение

4/132

4/136

4/136

4/136

540

Родной (русский) язык

-

-

-

-

-

Литературное чтение на
родном (русском) языке

-

-

-

-

-

Иностранный язык
(английский)

-

2/68

2/68

2/68

204

Математика

4/132

4/136

4/136

4/136

540

Окружающий мир

2/66

2/68

2/68

2/68

270

-

-

-

1/34

34

1/33

1/34

1/34

1/34

135

1/33
1/33

1/34
1/34

1/34
1/34

1/34
1/34

135
135

2/66

2/68

2/68

2/68

270

20/660

22/748

22/748

23/782

2938

1/33

1/34

1/34

0

101

1/33

1/34

1/34

0

101

21/693

23/782

23/782

23/782

3039

Учебные предметы,
курсы, модули

Всего
4а,б
5/170

675

Основы религиозных
культур и светской этики:

Основы
религиозных
культур и
светской этики

Искусство
Технология
Физическая
культура

учебный модуль «Основы
православной культуры»;
учебный модуль «Основы
религиозный культур народов
России»;
учебный модуль «Основы
светской этики»;
учебный модуль «Основы
иудейской культуры»;
учебный модуль «Основы
буддийской культуры»;
учебный модуль «Основы
исламской культуры»

Изобразительное
искусство
Музыка
Технология
Физическая культура
Итого:

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Функциональная грамотность. Учебный модуль
математической грамотности «Математика и
жизнь»
Максимально допустимая недельная
нагрузка
(5-дневная учебная неделя)

3. Формы промежуточной аттестации обучающихся.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с «Положением о системе
оценок, форм, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся». Промежуточная аттестацию проводится в конце четверти (полугодия), а также
в конце учебного года.
Освоение ООП НОО, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся,
проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном МБОУ
СОШ № 3.
Могут быть письменные и устные формы промежуточной аттестации.
К письменным формам промежуточной аттестации относят:
- тесты;
- комплексные контрольные работы;
- контрольные работы: контрольные задачи, диктанты, изложения;
- задания на основе текста;
- творческие работы: сочинения, эссе;
- рефераты.
К устным формам промежуточной аттестации относят:
- доклады, сообщения; собеседование;
- защиту проекта;
- экзамен.
Различают формы, основанные: на встроенном педагогическом наблюдении;
экспертной оценке; учете текущих образовательных результатов. За исключением формы
учета, все остальные формы промежуточной аттестации объединяют понятием контрольнооценочной процедуры. Контрольно-оценочная процедура предполагает непосредственное
участие в ней учащегося, очное или заочное. В отличие от контрольно-оценочной процедуры
форма учета не предполагает непосредственного участия в ней учащегося, а применяется
исключительно на основе сведений о текущих образовательных результатах.
При организации четвертной (полугодовой) промежуточной аттестации возможны
варианты:
- учитывают только текущие отметки учащихся, а контрольную работу в конце
четверти (триместра, полугодия) не проводят;
- вычисляют среднее арифметическое текущих отметок и отметки за контрольную
работу в конце четверти (полугодия);
- считают определяющей отметку за контрольную работу в конце четверти (полугодия).
При организации годовой промежуточной аттестации также возможны различные
варианты:
- учитывают только четвертные (полугодовые) отметки;
- вычисляют среднее арифметическое четвертных (полугодовых) отметок и отметки за
контрольную работу в конце года;
- считают определяющей отметку за контрольную работу в конце года.
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или
нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной
программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных
причин признаются академической задолженностью. Обучающиеся 2-3 классов, имеющие по
итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в
следующий класс условно и вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим
учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в пределах одного года с

момента образования академической задолженности (в указанный период не включаются
время болезни обучающегося). Обучающиеся не освоившие образовательную программу
учебного года и не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с
момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей)
оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным
образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии, либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
Обучающиеся
2-4
классов,
освоившие
в
полном
объеме
основную
общеобразовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс.
Обучающиеся 4 классов, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по
одному или нескольким предмету, на следующий уровень обучения не переводятся. Перевод
обучающихся производится по решению Педагогического совета школы и оформляется
приказом директора школы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».