Приложение 1 Рабочая программа по предмету Родная литература (русская)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к основной образовательной программе
основного общего образования,
принятой на заседании педагогического
совета Протокол от 28.08.2023 №1,
утвержденной приказом директора
от 30.08.2023 №134/01-11

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ПРЕДМЕТУ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
(для 5-9 классов)

2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по родной литературе (русской) на уровне основного общего образования подготовлена на основе
ФГОС ООО, ФОП ООО.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского языка, место в структуре учебного плана,
а также подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для
отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического
сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на
внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому
опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога
культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную
российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре
народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального общения.
Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет «Родная литература (русская)»
тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Родная литература (русская)» способствует
обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций.
Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в
изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и
самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые
изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета,
не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную
область «Русский язык и литература».

Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе
литературы, его задача – расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с
дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко
воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в
проблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой курса.
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5–9 классов основной школы строится на
сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического принципов. Содержание программы
для каждого класса включает произведения фольклора, русской классики и современной литературы, актуализирующие
вечные проблемы и ценности (добро и зло, природа и человек, дом и семья, сострадание и жестокость, великодушие и
милосердие, нравственный выбор человека и др.).
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования в части требований, заданных федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования к предметной области «Родной язык и родная литература». Программа
учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета
«Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса родной русской
литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную
дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и
русской литературы в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта к предметным
результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Родная литература» курс родной
русской литературы направлен на формирование представлений о родной литературе как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, а также на развитие способности
понимать литературные художественные произведения, отражающие этнокультурные традиции.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
3

Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей:
 воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской
литературы, и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и
национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу
России;
 формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней
как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле
своего народа и приобщение к его культурному наследию;
 осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям
своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;
 развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной
социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Родная литература (русская)» на этапе основного общего образования отводится 70 часов.
Класс
Количество часов
Количест
в неделю
во часов в год
5 класс

0,5

17

6 класс

0,5

17

7 класс

0,5

17

8 класс

0,5

17
4

9 класс

0,5

17

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Родная литература (русская)» опирается на содержание программы по предмету «Литература»
предметной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Поэтому основные
содержательные линии настоящей программы (проблемно-тематические блоки) не дублируют программу основного
курса литературы, но соотносятся с включённым в неё содержанием.
Содержание программы курса «Родная литература (русская)» определяется следующими принципами.
1.
Основу программы «Родная литература (русская)» составляют произведения русских писателей, наиболее
ярко воплотившие национальную специфику русской литературы и культуры, которые не входят в список обязательных
произведений, представленных в Примерной программе (ПООП ООО) по учебному предмету «Литература».
Перечень имён писателей в программе курса русской родной литературы включает не только традиционно
изучаемый в школе «первый ряд» национального литературного канона, но и авторов, составляющих «круг» классиков
литературы, что позволяет дополнить тематические блоки новыми для школьной практики произведениями.
2. В программу учебного предмета «Родная литература (русская)» вводится большое количество произведений
современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы и культуры, но
более близких и понятных современному школьнику, чем классика.
3.
Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с выделенными сквозными
линиями (например: родные просторы – русский лес – берёза).
4.
Внутри проблемно-тематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы, связанные с
национально-культурной спецификой русских традиций, быта и нравов (например: праздники русского мира,
Масленица, блины и т. п.).

5

5.
В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературнохудожественном материале показать, как важные для национального сознания понятия проявляются в культурном
пространстве на протяжении длительного времени – вплоть до наших дней (например: сила духа, доброта, милосердие).
Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной
литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную
роль.
Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность,
гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и
возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
В программе представлены следующие разделы:
 Устное народное творчество.
 Древнерусская литература.
 Русская литература XVIII в.
 Русская литература XIX в.
 Русская литература XX в.
5 КЛАСС
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо».
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель»
Афанасий Никитин. Из «Хождения за три моря».
Михаил Васильевич Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…».
Басни. Толстой Л.Н «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья».
Даль В.И. Сказка «Что значит досуг?».
Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег».
Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»
6

Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща».
Гайдар А.П. «Тимур и его команда».
Пантелеев Л. «Шкидские рассказы».
Паустовский К.Г. «Заячьи лапы».
Пришвин М.М. «Остров спасения»
Рубцов Н.М. «Родная деревня»
Блок А. «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…».
Рубцов Н.М. «Родная деревня»
Блок А. «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…».
Самойлов Д. «Сказка».
Берестов В. «Почему-то в детстве…»
6 класс
Сказка «Два Ивана – солдатских сына».
«Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе.
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»).
Ф.М. Достоевский. «Мальчики».
Н. Лесков «Человек на часах».
И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»
М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»)
А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край», «Благовест»
Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна».
7

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка».
Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася».
А. Алексин «Домашнее сочинение».
Р.П. Погодин «Время говорит – пора».
А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…»
В.Я. Брюсов. «Весенний дождь»
Н.А. Заболоцкий «Утро», «Подмосковные рощи»
А. Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…»
А. Вознесенский «Снег в сентябре».
А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…»
В.Я. Брюсов. «Весенний дождь»
Н.А. Заболоцкий «Утро», «Подмосковные рощи»
А. Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…»
А. Вознесенский «Снег в сентябре».
7 класс
Героические былины.
«Моления Даниила Заточника», «Повесть о горе-злосчастии», «Сказание о Борисе и Глебе».
А.Сумароков. «Эпиграмма».
В.Капнист. «На кончину Гавриила Романовича Державина»
И.А.Крылов. «Лягушки, просящие царя», «Обоз».
А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца».
И.С.Тургенев. «Бурмистр»
А.П.Чехов «Размазня»
А.И.Куприн.«Изумруд».
8

А.Аверченко. «Вечером».
Тэффи. «Свои и чужие».
М.Зощенко. «История болезни».
Н.Заболоцкий. «Некрасивая девочка».
В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке».
В.Шукшин. «Критики».
Е.Носов. «Трудный хлеб».
8 класс
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»
Карамзин Н.М. Повесть «Евгений и Юлия».
А.С.Пушкин «Пиковая дама».
Н.П.Вагнер «Христова детка».
А. Толстой. "Князь Михайло Репнин".
Рассказы А.ТАверченко
Л.Кассиль «Дорогие мои мальчишки» (главы)
Д.Доцук. «Голос»
Н. Назаркин «Мандариновые острова» (фрагменты).
9 класс
«Задонщина». Тема единения Русской земли.
«История государства Российского» (фрагмент).
Басня «Ворона и лиса» В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова.
Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…».
Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке».
И.А.Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи».
9

И.А.Бунин. «Холодная осень».
Солженицын А.И. Цикл «Крохотки»
Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!»
Юрий Казаков «Запах хлеба».
А.Грин. «Зеленая лампа».
А. Платонов «В прекрасном и яростном мире».
Екимов Б.П. «Ночь исцеления».
Толстая Т.Н. «Соня».
Е.Габова «Не пускайте Рыжую на озеро»
Захар Прилепин. «Белый квадрат».
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература
(русская)» должны отражать:
 осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление
патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство
ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества;
 способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, уважительное отношение к труду;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
10

 осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов
России и народов мира;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой
деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;
 способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к
совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих
работах;
 неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к
поведению и поступкам других.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература
(русская)» должны отражать сформированность универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных,
коммуникативных.
Регулятивные УУД:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе
и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности ее решения;
11

 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной
и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
 навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
 формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература
(русская)» должны отражать:
 понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое пространство своего
народа; осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на основе изучения
выдающихся произведений родной русской литературы;
12

 проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице культуры русского народа,
ответственности за сохранение национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в
контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской
Федерации и мира;
 понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры произведений
русских писателей, в том числе современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции
русской литературы;
 осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных смыслов, проявляющихся в
русском культурном пространстве и на основе многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;
 развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России и всего
человечества; понимание их сходства и различий с русскими традициями и укладом; развитие способности понимать
литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
 овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях родной русской
литературы, и создание собственных текстов, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
 применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и проектной
учебной деятельности, в речевом самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;
 накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений родной русской литературы,
определения и обоснования своих читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении
как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
5 класс
 формирование умения выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок
как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими
народами России; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в
произведениях о Москве как столице России и о русском лесе;
13

 формирование представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России;
русские национальные традиции в рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях;
 формирование начальных представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской
души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии
русского языка и родной речи;
 развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов;
под руководством учителя создавать элементарные историко-культурные комментарии и собственные тексты
интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с
произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного чтения; формирование
начальных представлений о проектно-исследовательской деятельности и оформлении ее результатов, начальных умений
работы с разными источниками информации.
6 класс
 развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и русской литературе
для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса разных народов,
устанавливать связи между ними на уровне тематики, проблематики, образов; осмысление ключевых для русского
национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о русском севере и русской зиме;
 развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские
национальные традиции в произведениях о русской масленице, о родном крае и русском доме;
 развитие представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в
произведениях о защите Родины в Крымской войне, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского
человека, реальности и мечтах в книгах о подростках и о богатстве русского языка и родной речи;
 развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов
или по предложенному плану; создавать краткие историко-культурные комментарии и собственные тексты
интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под
14

руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств;
самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие начальных умений самостоятельной
проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными источниками информации и
овладения простейшими способами её обработки и презентации.
7 класс
 развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие русских народных песен
(исторических и лирических), выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития
представлений о нравственном идеале русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания
культурных и нравственных смыслов в произведениях о сибирском крае и русском поле;
 развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские
национальные традиции в произведениях о православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах;
 развитие представлений о русском национальном характере, истоках русского патриотизма и героизма в
произведениях о защите Родины; о загадках русской души; взрослых проблемах, которые приходится решать
подросткам; об уникальности русского языка и родной речи;
 развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста по предложенному плану и
воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать историкокультурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате сравнительной
характеристики героев, ответа на проблемный вопрос; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного
искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие
умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с
разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации.
8 класс
 развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о легендарных
героях земли русской для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для
15

русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Золотом кольце России и
великой русской реке Волге;
 развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские
национальные традиции в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;
 развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о войне; о русском человеке как
хранителе национального сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии;
 развитие умений давать смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и литературного текста
самостоятельно и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку;
создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в
формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять произведения словесного
искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие
умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с
разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации.
9 класс
 развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений разных жанров и
эпох об Отечественной войне 1812 года для развития представлений о нравственных идеалах русского народа;
осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях об
образе Петербурга и российской степи в русской литературе;
 развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские
национальные традиции в произведениях об августовских Спасах и о родительском доме как вечной ценности;
 развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о Великой Отечественной войне; о
судьбах русских эмигрантов в литературе Русского Зарубежья; о нравственных проблемах в книгах о прощании с
детством;
16

 развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания,
устанавливать поле собственных читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический
анализ художественного текста; создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты
интерпретирующего характера в различных форматах; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства
и его воплощение в других искусствах; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения, определяя для
себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; развитие умений самостоятельной
проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками
информации и овладения различными способами её обработки и презентации.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»
Коррекционная работа направлена на осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической
помощи детям с трудностями в обучении и социализации в освоении программы основного общего образования, их
социальную адаптацию и личностное самоопределение.
Коррекционная работа обеспечивает:
- выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, направленности личности,
профессиональных склонностей;
- успешное освоение основной общеобразовательной программы основного общего образования, достижение
обучающимися с трудностями в обучении и социализации предметных, метапредметных и личностных результатов.
Коррекционная работа содержит:
- диагностические и коррекционно-развивающие мероприятия, обеспечивающие удовлетворение индивидуальных
образовательных потребностей обучающихся и освоение ими программы основного общего образования;

17

- условия обучения и воспитания обучающихся, методы обучения и воспитания, учебные пособия и дидактические
материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, особенности проведения
групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.
Направления коррекционной работы
Диагностическая работа включает:
- выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с трудностями в обучении и
социализации при освоении основной образовательной программы основного общего образования;
- определение уровня актуального развития и зоны ближайшего развития обучающегося с трудностями в обучении
и социализации, выявление резервных возможностей обучающегося;
- изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей
обучающихся;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающихся;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации обучающихся;
- изучение индивидуальных образовательных и социально-коммуникативных потребностей обучающихся;
мониторинг уровня и динамики развития обучающихся, а также создания необходимых условий, соответствующих
индивидуальным образовательным потребностям обучающихся с трудностями в обучении и социализации;
- мониторинг динамики успешности освоения образовательных программ основного общего образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
- использование специальных методик, методов и приемов обучения в соответствии с образовательными
потребностями обучающихся с трудностями в обучении и социализации;
- организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для
преодоления нарушений развития, трудностей обучения и социализации;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции; совершенствовании навыков социализации и расширении социального взаимодействия со сверстниками;
18

- организацию основных видов деятельности обучающихся в процессе освоения ими образовательных программ;
- развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;
- совершенствование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих
повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях.
Консультативная работа включает:
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционно-развивающего
обучения, в решении актуальных трудностей обучающегося;
- консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору
обучающимися профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами,
индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.
Информационно-просветительская работа включает:
- информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся, их родителей (законных
представителей);
- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные
материалы, электронные ресурсы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса —
обучающимся (как имеющим, так и не имеющим трудности в обучении и социализации), их родителям (законным
представителям) — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ п/п
Наименование разделов программы
1

Устное народное творчество.

Количество часов

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
http://feb-web.ru/

3
19

2

Древнерусская литература.

1

http://feb-web.ru/

3

Русская литература XVIII в.

1

http://feb-web.ru/

4

Русская литература XIX в.

4

http://feb-web.ru/

5

Русская литература XX в.

8

http://feb-web.ru/

6 класс
№ п/п

Наименование разделов
программы

Количество часов

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

Устное народное творчество.

2

http://feb-web.ru/

2

Древнерусская литература.

1

http://feb-web.ru/

3

Русская литература XVIII в.

-

4

Русская литература XIX в.

4

http://feb-web.ru/

5

Русская литература XX в.

10

http://feb-web.ru/

7 класс
№ п/п

Наименование разделов
программы

Количество часов
20

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

Устное народное творчество.

1

http://feb-web.ru/

2

Древнерусская литература.

1

http://feb-web.ru/

3

Русская литература XVIII в.

1

http://feb-web.ru/

4

Русская литература XIX в.

4

http://feb-web.ru/

5

Русская литература XX в.

10

http://feb-web.ru/

8 класс
№ п/п

Наименование разделов
программы

Количество часов

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

Устное народное творчество.

2

http://feb-web.ru/

2

Древнерусская литература.

2

http://feb-web.ru/

3

Русская литература XVIII в.

1

http://feb-web.ru/

4

Русская литература XIX в.

4

http://feb-web.ru/

5

Русская литература XX в.

8

http://feb-web.ru/

9 класс
№ п/п

Наименование разделов

Количество часов
21

Электронные (цифровые)

программы

образовательные ресурсы

1

Устное народное творчество.

1

http://feb-web.ru/

2

Древнерусская литература.

2

http://feb-web.ru/

3

Русская литература XVIII в.

-

4

Русская литература XIX в.

3

http://feb-web.ru/

5

Русская литература XX в.

11

http://feb-web.ru/

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. Т.1–6. Гл. ред. П. А. Николаев. М.: Советская
энциклопедия; Нестор-История, 1989-2019.
История русской литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Редкол.: Н. И. Пруцков (гл. ред.),
А. С. Бушмин, Е. Н. Куприянова, Д. С. Лихачев, Г. П. Макогоненко, К. Д. Муратова. — Л.: Наука. Ленингр. отделение,
1980—1983.
Литературная энциклопедия терминов и понятий / ИНИОН РАН; Гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. М.: Интелвак,
2001.
Аристова М. А., Беляева Н.В., Критарова Ж.Н. Учебный предмет «Родная литература (русская)»: цели, задачи,
содержание // Вестник образования России. 2020. №14. С. 55-63.
Аристова М. А., Беляева Н. В. Ценностный потенциал родной литературы как хранительницы культурного
наследия народа // Надькинские чтения. Родной язык как средство сохранения и трансляции культуры, истории и
22

преемственности поколений в условиях многонационального государства. Сборник научных трудов по материалам
Международной научной конференции. Саранск, 2019. С. 260-265.
Беляева Н. В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н. Предметы школьного филологического образования как важный
фактор национального самоопределения // Образовательное пространство в информационную эпоху – 2019. Сборник
научных трудов. Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. С. В. Ивановой. М.: ФГБНУ
«Институт стратегии развития образования РАО», С. 890-902.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://feb-web.ru/ Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia Литературная энциклопедия.
https://www.krugosvet.ru/ Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
http://www.rulex.ru/ Русский биографический словарь.
https://www.slovari.ru/ Электронная библиотека словарей русского языка.
http://gramota.ru/ Справочно-информационный портал «Грамота.ру».
http://www.nasledie-rus.ru/ «Наше наследие» - сайт журнала, посвященный русской истории и культуре.
http://pushkinskijdom.ru/ сайт Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН – раздел «Электронные ресурсы».
http://biblio.imli.ru/ Электронная библиотека ИМЛИ РАН – раздел «Русская литература».
https://rvb.ru/ Русская виртуальная библиотека.
https://ilibrary.ru/ интернет-библиотека Алексея Комарова: представлены тексты академических изданий русской
классики XIX – начала XX вв.
https://arch.rgdb.ru/ Национальная электронная детская библиотека: включает классику и современную литературу для
детей и подростков, а также коллекцию диафильмов.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».