Приложение 1 Рабочая программа курса внеурочной деятельности Финансовая грамотность

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к основной образовательной программе
среднего общего образования, принятой
на заседании педагогического совета
Протокол от 28.08.2023 №1,
утвержденной приказом директора
от 30.08.2023 №134/01-11

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
(для 10-11 классов)

2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс
взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач
постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые знания и умения, которые в
последующем позволят ему принимать рациональные финансовые решения, решать возникающие финансовые проблемы, своевременно
распознавать финансовые мошенничества.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Цель обучения является формирование основ финансовой грамотности среди обучающихся 10 (11) класса посредством освоения базовых
понятий, отражающих сферу личных финансов, а также умений и компетенций, способствующих эффективному взаимодействию обучающихся с
финансовыми институтами с целью достижения финансового благосостояния.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Курс «Финансовая грамотность» для 10 (11) класса может рассматриваться как самостоятельный, поскольку учащиеся 16–18 лет уже
обладают необходимыми знаниями, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать предлагаемые темы. В
выпускных классах можно изучать темы, которые подростками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены.
В основе курса «Финансовая грамотность» для 10 (11) класса лежит системно-деятельностный подход, в нём отражены личностные и
метапредметные результаты, сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Это
позволяет вписать образовательный курс в систему общего образования для организации внеурочного обучения по программам финансовой
грамотности.
Курс «Финансовая грамотность» для 10 (11) класса тесно переплетается с общеобразовательными предметами, изучаемыми в школе.
Благодаря этому педагог может добиться от обучающихся не только более глубокого понимания курса, но и умения применять и закреплять
полученные знания при изучении других предметов, а обучающиеся – осознать, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут
пригодиться в повседневной жизни.
Экономическое мышление формируется на основе знаний по истории, информатике, математике, обществознанию и другим
общеобразовательным предметам. Наиболее тесно образовательный курс финансовой грамотности связан с обществознанием. Перечень
предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в
современном обществе и учитывает международный опыт реализации программ повышения финансовой грамотности. Так, в курсе предлагается
раскрытие ключевых вопросов, связанных с функционированием финансовых институтов и взаимодействием с ними. Поскольку обучающиеся
только начинают вступать в отношения с финансовыми институтами, в рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк,
инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и др. Обучающиеся должны научиться основам взаимодействия с
банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов,
уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др. Курс направлен на формирование умений находить и анализировать
информацию финансового характера, ориентироваться в ассортименте предлагаемых финансовых продуктов, осуществлять их выбор, адекватный

потребностям и возможностям индивидуума. Также курс предполагает формирование умений в области прогнозирования возможных последствий от
принимаемых финансовых решений и умений по выявлению мошеннических схем при осуществлении финансовых операций. Курс «Финансовая
грамотность» для 10 (11) класса разбит на тематические модули, изучение которых обеспечит освоение широкого спектра финансовой информации
по вопросам, наиболее интересующим молодых людей в этом возрасте. Поскольку модули подготовлены с учётом тех конкретных практических
задач, которые придётся решать молодым людям на определённом этапе их жизни, это позволит обучающимся выстроить собственную
образовательную траекторию и получить углублённые знания именно по тем финансовым проблемам, которые они посчитают наиболее полезными
для себя.
МЕСТО УЧЕБНОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Программа курса для 10 (11) класса составлена из расчёта общей учебной нагрузки 34 часа за 1 год обучения: 1 час в неделю в 10 (11) классе.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Курс финансовой грамотности в 10 (11) класса состоит из отдельных модулей, каждый из которых разбит на несколько занятий. В каждом
занятии содержится как теоретический материал, так и практические задания, которые позволят ученику закрепить знания, полученные в ходе
изучения содержания занятия, сформировать практические умения.
Последовательность модулей выстроена таким образом, чтобы обучающийся имел возможность изучить все вопросы для успешного решения
в будущем стоящих перед ним финансовых задач. В зависимости от логики преподавания, особенностей класса и прочих причин педагог имеет право
изменять представленную последовательность в оптимальном для выбранной ситуации варианте.
В тематическом плане указано общее количество часов, а также количество часов, планируемых для изучения конкретной темы. Курс
повышения финансовой грамотности требует деятельностного подхода к обучению, при котором знания не противопоставляются умениям, а
рассматриваются как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого.
Таким образом, изучение финансовой грамотности в школе даёт возможность обучающимся овладеть начальными умениями в области
управления личными финансами в целях адаптации к динамично изменяющемуся и развивающемуся миру денежных отношений.
Структура курса «Финансовая грамотность, 10 (11) класс»
Номер
Название темы
Кол-во часов
темы
Модуль 1
Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
7
Модуль 2
Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов
4
Модуль 3

Налоги: почему их надо платить

3

Модуль 4

Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

5

Модуль 5

Собственный бизнес: как создать и не потерять

5

Модуль 6

Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой

3

Модуль 7

Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

4

Модуль 8

Итоговый контроль по курсу

3

Итого

34

МОДУЛЬ 1. БАНКИ: ЧЕМ ОНИ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ПОЛЕЗНЫ В ЖИЗНИ
ЗАНЯТИЕ 1. Управление личными финансами и выбор банка
Базовые понятия и знания:
•
личные финансы, сбережения, заёмщик, кредитор (заимодавец), кредитно-финансовые посредники, банковская система, коммерческий
банк, Центральный банк, банковские операции, вклад, кредит, банковская карта, драгоценные металлы, расчётные операции;
•
знание механизма взаимодействия коммерческих банков и Центрального банка, ключевых банковских операций с населением.
Личностные характеристики и установки:
•
понимание сути управления личными финансами, целей сбережений, возможностей и ограничений использования заёмных средств;
•
понимание сути посреднических операций, которые осуществляют коммерческие банки;
•
усвоения отличий между пассивными операциями банка с населением, связанными с привлечением финансовых ресурсов, и активными
операциями, связанными с размещением привлечённых средств.
Умения:
•
отличать банки от прочих кредитно-финансовых посредников;
•
находить информацию о видах лицензий, которые выданы коммерческому банку Центральным банком.
Компетенции:
•
использовать особенности отдельных финансово-кредитных посредников при выборе наиболее выгодных условий проведения
финансовых операций;
•
анализировать информацию с сайтов коммерческих банков при выборе коммерческого банка, банковскими продуктами которого
хотелось бы воспользоваться.
ЗАНЯТИЕ 2. Как сберечь накопления с помощью депозитов
Базовые понятия и знания:
•
финансовые активы, ликвидность, надёжность, доходность, банковский вклад (депозит), банковский процент, риск, вкладчик,
инфляция, Роспотребнадзор, валюта вклада, Агентство по страхованию вкладов;
•
знание видов депозитов по срокам размещения средств, способов размещения средств во вклады, механизма защиты интересов
вкладчиков Агентством по страхованию вкладов.
Личностные характеристики и установки:
•
понимание различных мотивов сбережений (формирование резерва на непредвиденные расходы; аккумулирование средств для
будущих крупных расходов; получение дохода);

•
осознание природы банковского процента как платы за пользование чужими деньгами;
•
понимание взаимосвязи доходности и надёжности финансовых активов (чем более надёжен актив, тем, как правило, меньший доход он
приносит);
•
наличие общего представления о различных способах сбережения и видах сберегательных продуктов;
•
понимание того, что банковский вклад – это один из способов сохранения сбережений и защиты их от инфляции;
•
осознание того, что сбережения могут приносить доход;
•
знание государственной системы страхования вкладов.
Умения:
•
откладывать деньги на определённые цели;
•
находить информацию о банковских вкладах на сайтах коммерческих банков;
•
находить и интерпретировать рейтинги банков.
Компетенции:
•
оценивать надёжность банка;
•
оценивать пользу открытия банковского вклада для повышения благосостояния семьи.
ЗАНЯТИЕ 3. Проценты по вкладу: большие и маленькие
Базовые понятия и знания:
•
банковский процент, вкладчик, договор банковского вклада, срок вклада, вклад до востребования, срочный вклад, формула сложных
процентов, формула простых процентов, капитализация, валюта вклада;
•
знание способов начисления процентов по вкладам.
Личностные характеристики и установки:
•
понимание принципа хранения денег на банковском счёте;
•
понимание того, что банковский вклад – это источник ресурсов для банка, за счёт которого банк проводит свои активные операции;
•
понимание того, что размер процента по банковскому вкладу ниже размера процента по банковскому кредиту за счёт того, что банк
берёт на себя риски, связанные с невозвратом выданных им кредитов;
•
понимание того, что доходность вклада зависит от срока его размещения;
•
понимание сути банковских вкладов и зависимости доходности от многих условий;
•
понимание отличий условий депозита до востребования и условий срочного вклада;
•
понимание отличий в начислении процентов по вкладу по формуле простых и по формуле сложных процентов;
•
знание того, к кому обратиться за консультацией по вопросам сбережения в банках.
Умения:
•
читать и проверять банковскую выписку;
•
производить расчёты с использованием формул простых и сложных процентов;
•
использовать депозитный калькулятор на сайте коммерческого банка.

Компетенции:
•
сравнивать условия по депозитам для выбора наиболее оптимального варианта для решения своих финансовых задач;
•
анализировать договор банковского вклада.
ЗАНЯТИЕ 4. Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах
Базовые понятия и знания:
•
драгоценные металлы, золото, инвестиции, ювелирные изделия, налог на добавленную стоимость, слитки, коллекционные монеты,
инвестиционные монеты, обезличенные металлические счета;
•
знание способов размещения сбережений в драгоценные металлы, механизмов проведения операций с обезличенными металлическими
счетами и в сети Интернет, способов снижения расходов при проведении операций с драгоценными металлами.
Личностные характеристики и установки:
•
понимание того, что драгоценные металлы являются одним из альтернативных вариантов размещения личных сбережений;
•
понимание рисков и возможностей при инвестировании личных сбережений в драгоценные металлы;
•
наличие представления о различных видах инвестирования личных сбережений в драгоценные металлы;
•
понимание того, что разные способы инвестирования в драгоценные металлы ведут к различиям в структуре расходов по таким
операциям и к различным рискам.
Умения:
•
отличать коллекционные монеты от инвестиционных;
•
находить информацию о порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами на сайтах коммерческих банков;
•
определять расходы, связанные с вложением денежных средств в драгоценные металлы.
Компетенции:
•
выбирать среди предлагаемых способов инвестирования в драгоценные металлы наиболее приемлемый в целях сохранения и
увеличения будущих накоплений;
•
проводить анализ актуальности инвестирования сбережений в драгоценные металлы в сравнении с прочими направлениями
инвестирования.
ЗАНЯТИЕ 5. Кредит: зачем он нужен и где его получить
Базовые понятия и знания:
•
кредит, заём, ссуда, ежемесячный платёж, задолженность, годовой доход, потребительский кооператив, микрофинансовая организация,
поручитель;
•
знание сущности кредита и способов оценки актуальности его привлечения для заёмщика, достоинств и недостатков различных
способов привлечения ссуд, способов оценки рисков использования кредитов.
Личностные характеристики и установки:
•
понимание того, что такое кредит и почему кредит даётся под проценты;

•
осознание выгод и рисков, связанных с различными способами кредитования;
•
понимание необходимости осознания мотивов и целей получения кредита;
•
понимание необходимости осознания склонности к рискованному поведению;
•
понимание того, что перед привлечением нового кредита необходимо соотнести ежемесячные платежи по задолженности и регулярные
доходы;
•
понимание необходимости тщательного изучения и сравнения условий кредитования, предлагаемых различными финансовыми
организациями.
Умения:
•
идентифицировать риски, связанные с получением кредита или займа.
Компетенции:
•
отличать условия, предлагаемые коммерческими банками, потребительскими кооперативами и микрофинансовыми организациями, при
предоставлении кредита или займа;
•
анализировать финансовую нагрузку на личный бюджет, связанную с получением кредита.
ЗАНЯТИЕ 6. Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть
Базовые понятия и знания:
•
потребительский кредит, ипотечный кредит, автокредит, кредитная карта, срок кредита, сумма кредита, процентная ставка по кредиту,
кредитный договор, льготный период, дифференцированные платежи, равные платежи, график платежей, штрафные санкции, просрочка по кредиту,
кредитная история;
•
знания видов кредитов и условий их предоставления, основных элементов кредитного договора, этапов предоставления кредита
коммерческими банками, обязанностей и ответственности, возникающих при получении кредита, знание того, что такое кредитная история.
Личностные характеристики и установки:
•
понимание основных условий кредитования;
•
понимание того, что такое кредитная история и как она может повлиять на решения банков о выдаче кредита в будущем;
•
понимание отличий разных видов кредита и различий в процентных ставках;
•
понимание механизма расчёта полной стоимости кредита;
•
понимание механизмов получения различных видов кредита;
•
понимание того, к чему может привести неисполнение своих кредитных обязательств;
•
осознание ответственности за выплату кредита.
Умения:
•
искать необходимую информацию о кредитных продуктах на сайтах коммерческих банков, потребительских кооперативов и
микрофинансовых организаций;
•
читать кредитные договоры;
•
соотносить вид кредита с целью кредита;

•
получать информацию о своей кредитной истории.
Компетенции:
•
оценивать стоимость привлечения средств из различных источников.
ЗАНЯТИЕ 7. Как управлять деньгами с помощью банковской карты
Базовые понятия и знания:
•
банковская карта, эмитент, держатель карты, платёжная система, эквайрер, дебетовая карта, кредитная карта, предоплаченная карта,
зарплатная карта, овердрафт, POS-терминал, ПИН-код;
•
знание видов банковских карт, механизмов выпуска и обращения банковских карт, способов защиты от мошенников в процессе
использования банковских карт, возможностей использования банковских карт в повседневной жизни.
Личностные характеристики и установки:
•
понимание различий между дебетовой и кредитной картой;
•
понимание преимуществ использования банковских карт в повседневной жизни;
•
осознание необходимости использования защиты от рисков несанкционированного доступа к средствам на банковской карте.
Умения:
•
проверять безопасность использования банковской карты в банкоматах и POS-терминалах;
•
находить условия обслуживания банковских карт коммерческим банком;
•
получать дополнительную информацию о бонусах, предоставляемых держателям банковских карт;
•
блокировать банковскую карту в случаях её утраты или возникновения риска кражи с неё денежных средств.
Компетенции:
•
анализировать карточные продукты различных коммерческих банков;
•
оценивать безопасность использования банковской карты в тех или иных жизненных ситуациях.
МОДУЛЬ 2. ФОНДОВЫЙ РЫНОК: КАК ЕГО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ РОСТА ДОХОДОВ
ЗАНЯТИЕ 8. Финансовые риски и стратегии инвестирования
Базовые понятия и знания:
•
инвестирование, доходность, финансовый риск, срок инвестирования, инвестиционная стратегия, инвестиционные финансовые
инструменты, инвестиционный портфель, диверсификация;
•
знание инвестиционных стратегий и финансовых рисков, с которыми они сопряжены.
Личностные характеристики и установки:
•
понимание необходимости хранить деньги в надёжном месте;
•
понимание того, что инвестиционная деятельность неизбежно связана с финансовыми рисками в силу высокой неопределённости и
нестабильности ситуации на финансовых рынках;
•
понимание необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;

•
понимание соотношения рисков и доходности при выборе инструментов инвестирования;
•
понимание ключевых характеристик выбора стратегии инвестирования.
Умения:
•
различать стратегии инвестирования с точки зрения доходности и рисков.
Компетенции:
•
оценивать доходность инвестиций;
•
оценивать риски предлагаемых вариантов инвестирования;
•
выбирать приемлемую стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходности;
•
соотносить риски и доходность в одном портфеле инвестиций.
ЗАНЯТИЕ 9. Что такое ценные бумаги и какими они бывают
Базовые понятия и знания:
•
рынок ценных бумаг, финансовый рынок, долевые и долговые ценные бумаги, акции, обыкновенные акции, привилегированные акции,
дивиденд, уставный капитал компании, акционер, облигации, дисконт, купонные выплаты по облигациям, вексель, доходность ценной бумаги;
•
знание видов ценных бумаг и их отличий друг от друга, рисков инвестирования в ценные бумаги, способов оценки доходности ценных
бумаг, механизмов функционирования рынка ценных бумаг и финансового рынка.
Личностные характеристики и установки:
•
понимание того, что деньги могут работать и приносить доход;
•
осознание механизма формирования доходности ценных бумаг;
•
понимание сущности долговых и долевых ценных бумаг и возможных последствий для семейного бюджета от инвестирования в них;
•
понимание необходимости соотнесения целей инвестирования с ценной бумагой, в которую инвестируются средства;
•
понимание того, за счёт чего формируется доходность на рынке ценных бумаг;
•
понимание того, что такое инвестирование и в чём его отличие от сбережения и кредитования.
Умения:
•
проводить предварительные расчёты доходности инвестиций в ценные бумаги;
•
определять вид пакета акций, которым владеет индивид;
•
рассчитывать необходимые показатели эффективности работы на фондовом рынке.
Компетенции:
•
оценивать необходимость осуществления операций с ценными бумагами в зависимости от жизненных обстоятельств и
общеэкономической ситуации в стране;
•
выбирать наиболее оптимальный вариант инвестирования в конкретных экономических ситуациях.
ЗАНЯТИЕ 10. Граждане на рынке ценных бумаг
Базовые понятия и знания:

•
стратегии управления инвестициями, активные инвесторы, пассивные инвесторы, инвестиционный портфель, структура
инвестиционного портфеля, диверсификация активов, срок инвестирования, риск, доходность, технический анализ, фундаментальный анализ,
коллективные инвестиции;
•
знание стратегий инвестирования на рынке ценных бумаг, механизма формирования инвестиционного портфеля, принципов анализа
рынка ценных бумаг, способов инвестирования на фондовом рынке.
Личностные характеристики и установки:
•
понимание того, что деньги могут работать и приносить доход;
•
понимание основных принципов инвестирования на рынке ценных бумаг;
•
понимание возможной доходности и рискованности осуществления операций на фондовом рынке;
•
понимание того, что осуществление каких-либо операций на фондовом рынке требует знания устройства этого финансового механизма,
а не спонтанных решений;
•
осознание того, что инвестиционные риски выше, чем риски по банковским вкладам;
•
понимание специфики формирования инвестиционного портфеля, сущности диверсификации инвестиционного портфеля;
•
понимание роли брокера на рынке ценных бумаг и его основных задач и функций.
Умения:
•
искать и интерпретировать актуальную информацию по фондовому рынку;
•
сравнивать котировки акций во времени.
Компетенции:
•
ориентироваться в подходах к управлению инвестиционным портфелем;
•
анализировать структуру инвестиционного портфеля;
•
выбирать брокера для осуществления самостоятельной деятельности на рынке ценных бумаг;
•
работать с информационными потоками для принятия оптимальных финансовых решений на фондовом рынке;
•
оценивать степень риска конкретного инвестиционного продукта.
ЗАНЯТИЕ 11. Зачем нужны паевые инвестиционные фонды
Базовые понятия и знания:
•
паевые инвестиционные фонды (ПИФы), пай, открытый ПИФ, интервальный ПИФ, закрытый ПИФ, управляющая компания,
доверительное управление;
•
знание способов коллективных инвестиций в России и механизмов их функционирования, рисков, преимуществ и недостатков
инвестирования в ПИФы, видов ПИФов.
Личностные характеристики и установки:
•
понимание сути и механизма функционирования коллективных инвестиций;
•
осознание преимуществ и недостатков инвестирования в паевые инвестиционные фонды;
•
понимание рисков, сопряжённых с разными видами коллективных инвестиций;

•
понимание особенностей работы граждан с отдельными инструментами фондового рынка.
Умения:
•
искать необходимую информацию о ПИФах на сайтах управляющих компаний.
Компетенции:
•
ориентироваться в видах коллективных инвестиций;
•
оценивать недостатки и преимущества инвестирования в паевые инвестиционные фонды, а также затраты, сопряжённые с данным
инвестированием;
•
работать с информационными потоками для принятия оптимальных финансовых решений на рынке коллективных инвестиций.
МОДУЛЬ 3. НАЛОГИ: ПОЧЕМУ ИХ НАДО ПЛАТИТЬ
ЗАНЯТИЕ 12. Что такое налоги
Базовые понятия и знания:
•
налогообложение, налоговая система, налог, прямые и косвенные налоги, налоговый орган, налогоплательщик, идентификационный
номер налогоплательщика (ИНН), налоговая декларация, налоговый агент, налоговое правонарушение, налоговые санкции, пеня по налогам;
•
знание налоговой системы России и ее устройства, общих принципов работы налоговой службы, случаев, когда необходимо подавать
налоговую декларацию, способа получения ИНН, возможных налоговых правонарушений и наказаний за их совершение.
Личностные характеристики и установки:
•
понимание того, на что идут те или иные налоги в государстве;
•
понимание прав и обязанностей налогоплательщика;
•
сознание неотвратимости наказания за совершение налогового правонарушения.
Умения:
•
получать актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности на сайте налоговой службы;
•
соблюдать обязанности налогоплательщика;
•
заполнять налоговую декларацию.
Компетенции:
•
взаимодействовать с налоговыми органами.
ЗАНЯТИЕ 13. Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России
Базовые понятия и знания:
•
налог на доходы физических лиц (НДФЛ), транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц;
•
знание видов налогов, уплачиваемых физическими лицами в России, оснований для взимания налогов с граждан России, способов
расчёта сумм налогов к уплате.
Личностные характеристики и установки:
•
понимание различий налогов;

•
осознание оснований уплаты личных налогов физическим лицом;
•
понимание механизма расчёта суммы налога к уплате.
Умения:
•
определять элементы налогов;
•
рассчитывать размер личных налогов.
Компетенции:
•
оценивать влияние налоговой нагрузки на семейный бюджет;
•
планировать расходы на уплату налогов;
•
своевременно реагировать на изменения в налоговом законодательстве.
ЗАНЯТИЕ 14. Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет
Базовые понятия и знания:
•
налоговая льгота, налоговый вычет, стандартный налоговый вычет, социальный налоговый вычет, имущественный налоговый вычет,
профессиональный налоговый вычет;
•
знание видов налоговых льгот и вычетов и их влияния на величину семейного бюджета, случаев и способов получения налогового
вычета.
Личностные характеристики и установки:
•
понимание сути налоговых льгот и вычетов и оснований их получения;
•
осознание влияния налоговых вычетов и льгот на величину семейного бюджета;
•
понимание механизма получения налоговых льгот и вычетов.
Умения:
•
использовать налоговые льготы и налоговые вычеты для снижения налоговой нагрузки на семейный бюджет;
•
рассчитывать размер налогового вычета;
•
оформлять заявление на получение налогового вычета.
Компетенции:
•
оценивать влияние налоговых вычетов и льгот на семейный бюджет.
МОДУЛЬ 4. СТРАХОВАНИЕ: ЧТО И КАК НАДО СТРАХОВАТЬ, ЧТОБЫ НЕ ПОПАСТЬ В БЕДУ
ЗАНЯТИЕ 15. Страховой рынок России: коротко о главном
Базовые понятия и знания:
•
страхование, страховщик, страхователь, застрахованный, выгодоприобретатель, договор страхования, страховой полис, правила
страхования, страховая премия, объект страхования, страховой риск, страховой случай, страховая выплата;
•
знание структуры и особенностей страхового рынка в России, основных участников страховых отношений, алгоритма действия при
наступлении страховых случаев.

Личностные характеристики и установки:
•
понимание основной идеи страхования как способа возмещения финансовых потерь от неблагоприятных событий, которые могут
наступить с относительно небольшой вероятностью;
•
осознание жизненных ситуаций, при которых страхование может дать положительный эффект;
•
понимание принципов организации страховых отношений, функций и обязанностей их основных участников;
•
понимание порядка действий страхователя при наступлении страхового случая;
•
понимание оснований отказа страховщиком в страховых выплатах.
Умения:
•
искать и интерпретировать актуальную информацию в сфере страхования;
•
читать договор страхования.
Компетенции:
•
определять необходимость страхования как способа снижения нагрузки на семейный бюджет;
•
оценивать соответствие условий страхования конкретным потребностям страхователя.
ЗАНЯТИЕ 16. Страхование имущества: как защитить нажитое состояние
Базовые понятия и знания:
•
страхование имущества, автострахование (автокаско), аварийный комиссар, агрегатная страховая сумма, неагрегатная страховая сумма,
франшиза;
•
знание правил страхования имущества, роли имущественного страхования в сохранении семейного бюджета, условий автострахования.
Личностные характеристики и установки:
•
понимание сущности страхования имущества и его возможностей;
•
понимание организации страхования имущества в России;
•
осознание способов экономии на стоимости страхового полиса и целесообразности их применения;
•
понимание основных параметров договора страхования имущества и умение оценивать степень их влияния на размер страховой
премии;
•
понимание условий осуществления страховой выплаты по договору страхования имущества;
•
понимание оснований отказа в страховых выплатах.
Умения:
•
различать виды страхования имущества;
•
не допускать ситуаций, которые впоследствии могут стать основаниями для отказа в страховой выплате;
•
осуществлять поиск информации на сайтах страховых компаний о предлагаемых страховых продуктах.
Компетенции:
•
оценивать необходимость приобретения полиса страхования имущества как способа защиты семейного бюджета на основе жизненных
целей, обстоятельств и событий жизненного цикла;

•

анализировать основные условия договора страхования имущества.

ЗАНЯТИЕ 17. Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном страховании
Базовые понятия и знания:
•
личное страхование, накопительное страхование, рисковое страхование, медицинское страхование: обязательное и добровольное,
выкупная сумма;
•
знание основ личного страхования как способа защиты от непредвиденных трат личного бюджета, условий пользования медицинским
страхованием.
Личностные характеристики и установки:
•
понимание возможностей личного страхования для индивидуума;
•
понимание принципов организации личного страхования в России;
•
осознание существенных условий договора личного страхования и их последствий для индивидуума;
•
понимание механизма добровольного медицинского страхования и его преимуществ по сравнению с обязательным медицинским
страхованием;
•
понимание подходов к выбору оптимального страхового продукта для каждого конкретного страхователя (застрахованного /
выгодоприобретателя);
•
осознание целесообразности приобретения конкретного продукта личного страхования;
•
понимание условий осуществления страхового обеспечения по договору личного страхования.
Умения:
•
различать виды страхования жизни;
•
различать особенности обязательного и добровольного страхования;
•
использовать правильную последовательность действий при возникновении страхового случая.
Компетенции:
•
анализировать условия договора страхования;
•
сравнивать различные виды страховых продуктов и делать выбор на основе жизненных целей, обстоятельств и событий жизненного
цикла.
ЗАНЯТИЕ 18. Если нанесён ущерб третьим лицам
Базовые понятия и знания:
•
ответственность, страхование гражданской ответственности, обязательное страхование гражданской ответственности, добровольное
страхование гражданской ответственности, третье лицо, ОСАГО, ДСАГО, страхование гражданской ответственности владельцев жилых помещений;
•
знание основ страхования ответственности и особенностей данного вида страхования.
Личностные характеристики и установки:
•
понимание сути страхования гражданской ответственности и его возможностей;

•
понимание организации страхования гражданской ответственности в России;
•
понимание особенностей договора страхования гражданской ответственности;
•
понимание перечня страховых случаев по договору страхования гражданской ответственности;
•
понимание особенностей осуществления страховой выплаты по договору страхования ответственности;
•
понимание оснований отказа в страховых выплатах.
Умения:
•
ориентироваться в страховых продуктах в рамках страхования гражданской ответственности;
•
производить примерный расчёт стоимости договора страхования гражданской ответственности;
•
осуществлять последовательность действий для получения страховой выплаты.
Компетенции:
•
сравнивать различные виды страховых продуктов и делать выбор на основе жизненных целей, обстоятельств и событий жизненного
цикла;
•

анализировать условия договора страхования гражданской ответственности.

ЗАНЯТИЕ 19. Доверяй, но проверяй: несколько советов по выбору страховщика
Базовые понятия и знания:
•
критерии выбора страховой компании, лицензия на ведение страховой деятельности, страховой портфель, надёжность страховой
компании, обоснованный и необоснованный отказ в страховой выплате;
•
знание основ правильного выбора страховой компании посредством оценки ряда параметров её деятельности.
Личностные характеристики и установки:
•
осознание необходимости выбора надёжного страховщика в целях сохранения семейного бюджета;
•
понимание показателей, характеризующих надёжность страховой компании;
•
понимание источников информации для проведения оценки надёжности страховой компании;
•
понимание обоснованности и необоснованности отказа в страховой выплате;
•
понимание алгоритма действий страхователя при необоснованном отказе в страховой выплате.
Умения:
•
отличать обоснованный отказ в страховой выплате от необоснованного;
•
находить информацию для проведения оценки надёжности страховой компании.
Компетенции:
•
определять надёжность страховой компании;
•
анализировать отдельные параметры деятельности страховой организации;
•
критически относиться к активной рекламе страховых продуктов, принимать решения о страховании на основе анализа ситуации.
МОДУЛЬ 5. СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС: КАК СОЗДАТЬ И НЕ ПОТЕРЯТЬ

ЗАНЯТИЕ 20. Создание собственного бизнеса: с чего нужно начать
Базовые понятия и знания:
•
бизнес, предпринимательство, стартап, организационно-правовая форма, индивидуальный предприниматель, хозяйственное общество,
вид экономической деятельности;
•
знание преимуществ и недостатков предприятий различных организационно-правовых форм; правил создания нового бизнеса;
программ в стране, регионе, городе, направленных на поддержку и развитие молодых предпринимателей; служб, куда можно обратиться за
юридической помощью в случае открытия собственного дела; условий, при которых можно стать стартапером.
Личностные характеристики и установки:
•
понимание сложности и ответственности занятия бизнесом;
•
осознание основных факторов достижения предпринимательского успеха, возможных целей при начале нового бизнеса;
•
понимание механизма регистрации бизнеса;
•
понимание преимуществ и недостатков предприятий различных организационно-правовых форм, ответственности предпринимателя
вследствие выбора одной из них.
Умения:
•
отличать организационно-правовые формы предприятий;
•
ориентироваться в правах и обязанностях, возникающих вследствие регистрации хозяйственного общества или индивидуального
предпринимателя;
•
ориентироваться в процедуре регистрации собственного бизнеса.
Компетенции:
•
осуществлять выбор необходимой организационно-правовой формы для ведения собственного дела;
•
осуществлять сбор необходимых документов для регистрации собственного бизнеса.
ЗАНЯТИЕ 21. Пишем бизнес-план
Базовые понятия и знания:
•
бизнес-план, планирование, бизнес-идея, организационная структура фирмы, финансовый план, срок окупаемости, маркетинг,
потребители, конкуренты, точка безубыточности;
•
знание основных элементов бизнес-плана, последовательности его составления.
Личностные характеристики и установки:
•
осознание мотивов открытия собственного бизнеса;
•
понимание роли бизнес-плана в успешной реализации бизнесидеи;
•
понимание последовательности составления бизнес-плана, его структуры и этапов реализации;
•
осознание сущности маркетинга как инструмента развития бизнеса.
Умения:
•
понимать структуру бизнес-плана компании;

•
составлять бизнес-план по алгоритму;
•
осуществлять сбор необходимой информации для выявления востребованной бизнес-идеи.
Компетенции:
•
выявлять маркетинговые инструменты, приемлемые для развития конкретного бизнеса;
•
анализировать сильные и слабые стороны бизнес-идеи;
•
оценивать угрозы и возможности реализации бизнес-идеи;
•
создавать бизнес-план для реализации бизнес-идеи.
ЗАНЯТИЕ 22. Расходы и доходы в собственном бизнесе
Базовые понятия и знания:
•
доходы, расходы, прибыль, чистая прибыль, собственный капитал, уставный капитал, заёмный капитал, кредит, лизинг, основные
средства, оборотные средства, стартап, бизнес-ангел, венчурный инвестор;
•
знание видов финансовых ресурсов компании, способов формирования капитала компании, механизма формирования прибыли
организации.
Личностные характеристики и установки:
•
понимание необходимости учёта доходов и расходов в процессе ведения бизнеса;
•
понимание структуры затрат на производство продукции и способов её снижения;
•
понимание механизма формирования чистой прибыли и её влияния на благосостояние собственника;
•
понимание источников средств на развитие фирмы и их влияния на устойчивость бизнеса;
•
понимание трудностей, с которыми приходится сталкиваться при ведении собственного дела.
Умения:
•
находить актуальную информацию по стартапам и ведению бизнеса;
•
рассчитывать стоимость привлечения отдельных финансовых ресурсов для развития организации;
•
вести простые финансовые расчеты: считать издержки, доход, прибыль.
Компетенции:
•
выявлять источники формирования собственного и заёмного капитала компании.
ЗАНЯТИЕ 23. Налогообложение малого и среднего бизнеса
Базовые понятия и знания:
•
налогообложение, общий режим налогообложения бизнеса, упрощённая система налогообложения
сельскохозяйственный налог (ЕСХН), единый налог на вменённый доход, патентная система налогообложения (ПСН);
•
знание видов режимов налогообложения бизнеса, обязательств при выборе одного из них.
Личностные характеристики и установки:
•
понимание влияния режима налогообложения на величину прибыли;

(УСН),

единый

•
понимание механизма исчисления уплачиваемых бизнесом налогов.
Умения:
•
рассчитывать налоговую нагрузку на бизнес в рамках выбранного режима налогообложения;
•
находить актуальную информацию о порядке расчёта и уплаты налогов на официальных сайтах министерств и ведомств в сети
Интернет.
Компетенции:
•
анализировать последствия выбора того или иного режима налогообложения для бизнеса;
•
выбирать приемлемый режим налогообложения для конкретного вида деятельности;
•
анализировать информацию, касающуюся изменений режимов налогообложения бизнеса;
•
осознавать ответственность за неуплату налогов.
ЗАНЯТИЕ 24. С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен
Базовые понятия и знания:
•
предпринимательская деятельность, финансовые риски, риск снижения финансовой устойчивости организации, риск
неплатежеспособности, инфляционный риск, валютный риск;
•
знание видов рисков, с которыми может столкнуться бизнесмен при осуществлении предпринимательской деятельности, способов
нейтрализации финансовых рисков.
Личностные характеристики и установки:
•
понимание рискованности предпринимательской деятельности;
•
осознание сущности предпринимательских рисков и их источников;
•
понимание методов управления предпринимательскими рисками в целях снижения финансовых потерь;
•
понимание возникающих вследствие открытия собственного бизнеса прав и обязанностей.
Умения:
•
идентифицировать конкретные риски предпринимательской деятельности;
•
проводить элементарные расчеты суммы потерь вследствие осуществления предпринимательской деятельности.
Компетенции:
•
выявлять риски, которым подвержен бизнес, а также осознавать их причины;
•
анализировать влияние предпринимательских рисков на финансовые результаты деятельности компании;
•
ориентироваться в инструментах управления предпринимательскими рисками;
•
оценивать последствия предпринимательских рисков для бизнеса;
•
осуществлять выбор инструмента для нейтрализации рисков и снижения последствий от их воздействия.
МОДУЛЬ 6. ФИНАНСОВЫЕ МОШЕННИЧЕСТВА: КАК РАСПОЗНАТЬ И НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ
ЗАНЯТИЕ 25. Финансовая пирамида, или Как не попасть в сети мошенников

Базовые понятия и знания:
•
финансовое мошенничество, финансовая пирамида;
•
знание признаков финансовой пирамиды, механизмов её функционирования и возможных последствий вовлечения в неё, знание служб,
куда можно обращаться в случае финансового мошенничества.
Личностные характеристики и установки:
•
осознание сущности финансовой пирамиды и механизма её функционирования как вида финансового мошенничества;
•
понимание причин вовлечения населения в финансовую пирамиду;
•
осознание последствий вовлечения индивидуума в финансовую пирамиду;
•
понимание юридической ответственности за организацию финансовых пирамид.
Умения:
•
выявлять признаки финансовой пирамиды в мошеннической схеме;
•
распознавать финансовую пирамиду среди множества инвестиционных предложений;
•
находить актуальную информацию на сайтах компаний и государственных служб;
•
сопоставлять информацию, полученную из различных источников.
Компетенции:
•
критически анализировать финансовую информацию;
•
развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;
•
оценивать риски предлагаемых вариантов инвестирования.
ЗАНЯТИЕ 26. Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет
Базовые понятия и знания:
•
фишинг, фарминг, Evil Twin / Honeypot, нигерийское письмо, хайп (от англ. HYIP);
•
знание возможных финансовых мошенничеств, с которыми можно столкнуться в сети Интернет, последствий вовлечения в них и
способов сохранения личного бюджета от интернет-мошенников.
Личностные характеристики и установки:
•
понимание сущности виртуальных мошенничеств и механизмов их функционирования;
•
осознание последствий вовлечения индивидуума в виртуальное мошенничество;
•
понимание способов защиты от виртуальных ловушек.
Умения:
•
защищать свой личный бюджет от мошеннических атак в Интернете.
Компетенции:
•
распознавать мошенническую схему в сети Интернет.
ЗАНЯТИЕ 27. Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат»

Базовые понятия и знания:
•
финансовая пирамида, мошенничество, финансовые риски;
•
знание видов финансовых мошенничеств, признаков финансовой пирамиды, механизмов её функционирования и возможных
последствий вовлечения в неё.
Личностные характеристики и установки:
•
понимание сущности финансовой пирамиды и механизма её функционирования как вида финансового мошенничества;
•
понимание причин вовлечения населения в финансовую пирамиду;
•
осознание последствий вовлечения индивидуума в финансовую пирамиду;
•
понимание юридической ответственности за организацию финансовых пирамид и совершение иных финансовых мошеннических
действий.
Умения:
•
выявлять признаки финансовой пирамиды в мошеннической схеме.
Компетенции:
•
распознавать финансовую пирамиду среди множества инвестиционных предложений;
•
обосновывать принятие финансового решения, приводя убедительные аргументы и факты;
•
прогнозировать последствия принимаемых финансовых решений;
•
ориентироваться в информации, получаемой от участников финансового рынка, из средств массовой информации и других источников
финансово-экономического характера;
•
отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.
МОДУЛЬ 7. ОБЕСПЕЧЕННАЯ СТАРОСТЬ: ВОЗМОЖНОСТИ ПЕНСИОННОГО НАКОПЛЕНИЯ
ЗАНЯТИЕ 28. Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия
Базовые понятия и знания:
•
пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, страховой взнос, страховой стаж, страховая пенсия по старости, индивидуальный
пенсионный коэффициент, накопительная пенсия;
•
знание основ функционирования пенсионной системы в России, видов пенсий и условий их получения, способов формирования
учебная программа будущей пенсии, факторов, определяющих размер будущей пенсии гражданина.
Личностные характеристики и установки:
•
понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении;
•
понимание смысла пенсионной системы и принципов её построения в Российской Федерации;
•
понимание важности пенсионных накоплений в России;
•
понимание факторов, влияющих на размер будущей пенсии индивидуума;
•
понимание механизма формирования страховой пенсии по старости и накопительной пенсии;
•
понимание способов увеличения будущей собственной пенсии и сопряжённых с ними рисков.

Умения:
•
находить актуальную информацию на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации;
•
осуществлять условный расчёт будущей пенсии.
Компетенции:
•
находить способы увеличения своей будущей пенсии.
ЗАНЯТИЕ 29. Как распорядиться своими пенсионными накоплениями
Базовые понятия и знания:
•
накопительная пенсия, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания, инвестирование пенсионных накоплений;
•
знание основ формирования будущей пенсии гражданина посредством управления накопительной пенсией, представление о
существующих программах пенсионного обеспечения.
Личностные характеристики и установки:
•
понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении;
•
осознание влияния накопительной пенсии на величину будущей пенсии гражданина;
•
понимание рисков, присущих различным программам пенсионного обеспечения.
Умения:
•
различать способы управления накопительной пенсией.
Компетенции:
•
сопоставлять различные предложения пенсионных накоплений и находить наиболее оптимальный вариант.
ЗАНЯТИЕ 30. Как выбрать негосударственный пенсионный фонд
Базовые понятия и знания:
•
надёжность негосударственного пенсионного фонда, доходность от инвестирования пенсионных накоплений, срок функционирования
негосударственного пенсионного фонда;
•
знание основ функционирования негосударственных пенсионных фондов, критериев выбора в пользу одного из них.
Личностные характеристики и установки:
•
понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении;
•
осознание рисков, сопряжённых с выбором негосударственного пенсионного фонда;
•
понимание критериев выбора негосударственного пенсионного фонда;
•
понимание последствий выбора того или иного негосударственного пенсионного фонда.
Умения:
•
использовать критерии выбора негосударственного пенсионного фонда.
Компетенции:
•
осуществлять выбор негосударственного пенсионного фонда;

•
•

критически относиться к рекламным предложениям по увеличению будущей пенсии;
анализировать информацию о деятельности негосударственных пенсионных фондов.

ЗАНЯТИЕ 31. Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд»
Базовые понятия и знания:
•
негосударственный пенсионный фонд, надёжность фонда, доходность от инвестирования пенсионных накоплений, срок
функционирования негосударственного пенсионного фонда;
•
знание основ функционирования негосударственных пенсионных фондов, критериев выбора в пользу одного из них.
Личностные характеристики и установки:
•
понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении;
•
осознание рисков, сопряжённых с выбором негосударственного пенсионного фонда;
•
понимание критериев выбора негосударственного пенсионного фонда;
•
понимание влияния политики негосударственного пенсионного фонда на размер будущей пенсии гражданина;
•
понимание последствий выбора негосударственного пенсионного фонда.
Умения:
•
осуществлять самостоятельный поиск информации о деятельности негосударственных пенсионных фондов;
•
применять критерии выбора негосударственного пенсионного фонда.
Компетенции:
•
осуществлять выбор негосударственного пенсионного фонда;
•
управлять собственными пенсионными накоплениями;
•
ориентироваться в критериях выбора негосударственного пенсионного фонда;
•
анализировать информацию о деятельности негосударственных пенсионных фондов;
•
обосновывать принятие финансового решения, приводя убедительные аргументы и факты;
•
прогнозировать последствия принимаемых финансовых решений;
•
отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.
МОДУЛЬ 8. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО КУРСУ
ЗАНЯТИЯ 32–33. Занятия – презентации учебных достижений
Все понятия и знания модулей 1–7.
Компетенции:
•
создавать проекты по тематике финансовой грамотности;
•
проводить мини-исследования по тематике финансовой грамотности.
ЗАНЯТИЕ 34. Занятие – презентация учебных достижений

Все понятия, знания, умения и компетенции модулей 1–7.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Требования к личностным результатам освоения курса:
• способность к самостоятельным решениям в области управления личными финансами;
• сформированность сознательного, активного и ответственного поведения на финансовом рынке: поведения личности, уважающей закон,
осознающей свою ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
• понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами;
• готовность вести диалог с членами семьи, представителями финансовых институтов по вопросам управления личными финансами, достигать
в нём взаимопонимания;
• готовность и способность к финансовому образованию и самообразованию во взрослой жизни;
• сознательное отношение к непрерывному финансовому самообразованию как условию достижения финансового благополучия;
• способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность со сверстниками и педагогом в рамках занятий по финансовой
грамотности.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
• умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять планы по их достижению, осознавая приоритетные и второстепенные
задачи;
• умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых целей;
• способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых проблем;
• умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
• умение определять назначение и функции различных финансовых институтов, ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах,
оценивать последствия их использования;
• умение общаться и взаимодействовать с обучающимися и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.
Требования к предметным результатам освоения курса:
• владение базовыми понятиями: личные финансы; сбережения; банк; депозит; кредит; ипотека; процент; инвестирование; финансовый риск;
портфель инвестиций; страхование; договор на услуги по страхованию; медицинское страхование; автострахование; страхование жизни; страховой
случай; фондовый рынок; ценные бумаги; акции; облигации; налоги; пошлины; сборы; налоговая система; ИНН; налоговый вычет; пеня по налогам;
пенсия; пенсионная система; пенсионные накопления; бизнес; стартап; бизнес-план; бизнес-ангел; венчурный предприниматель; финансовое
мошенничество; финансовые пирамиды;
• владение знанием:

 об основных целях управления личными финансами, мотивах сбережений, возможностях и ограничениях использования заёмных
средств;
 об устройстве банковской системы, особенностях банковских продуктов для физических лиц, правилах инвестирования денежных
средств в банковские продукты и привлечения кредитов;
 о видах финансовых рисков и способах минимизации их последствий для семейного бюджета;
 о функционировании страхового рынка, субъектах страхования, страховых продуктах и их специфике;
 о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка, ценных бумагах, обращающихся на фондовом рынке, и
особенностях инвестирования в них;
 об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения граждан, содержании основных личных налогов, правах и
обязанностях налогоплательщика, последствиях в случае уклонения от уплаты налогов;
 об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах, определяющих размер пенсии, способах формирования
будущей пенсии;
 об основах функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана, налогообложении малого бизнеса и источниках его
финансирования;
 о видах финансовых мошенничеств и особенностях их функционирования, способах идентификации финансовых мошенничеств среди
предлагаемых финансовых продуктов.

Формы и методы организации учебной деятельности.
В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий.
Лекция-беседа или диалог с аудиторией – форма организации учебной деятельности, представляющая собой метод донесения до учащихся
новых знаний. Основное отличие от других форм занятий — большая информативность и активная позиция обучающихся.
Педагог передаёт новую систематизированную информацию, раскрывает междисциплинарные связи, фокусирует внимание учащихся на
основных проблемах, отражает практический опыт решения поставленных задач в процессе беседы.
Ведущими принципами и одновременно критериями эффективности лекций по финансовой грамотности считаются: оптимальное сочетание
обучающих, воспитывающих, развивающих функций; системность, ясность изложения и активизация мышления учеников; аргументированность
суждений; учёт особенностей аудитории (профиль класса); сочетание теории и практики, логики изложения с творческой импровизацией учителя;
использование технических средств.
Активизировать диалоговые и творчески-поисковые формы проведения образовательной работы позволят лекции-беседы с участием
представителей финансового сектора, бизнеса, профессорско-преподавательского состава вузов.
Практикум — форма тематических учебных занятий, связанных с лекционным курсом, используемая для формирования умений и
компетенций, проверки уровня усвоения материала учащимися.
Практическое занятие курса финансовой грамотности как форма организации образовательной деятельности носит обучающий характер,
направлено на формирование предметных умений и компетенций в области управления личными финансами, является связующим звеном между
теоретическим освоением учеником предмета и применением его положений в реальной жизненной ситуации. Предметные умения и компетенции

отрабатываются посредством решения практических задач, выполнения заданий, осуществления поисковой деятельности и др.
Игра — форма организации учебной деятельности, имитирующая реальную деятельность, в ходе которой происходит синтез абстрактного
восприятия теоретического материала и реального применения полученных знаний. Абстрактное восприятие теоретического материала,
заключающееся в основном в нахождении общих закономерностей, связей и отношений, посредством моделирования жизненной ситуации,
связанной с принятием финансового решения, находит своё отражение в конкретных действиях. Целью игры является выработка модели поведения в
сложившейся ситуации, приобретение опыта.
Занятие-презентация учебных достижений — форма организации учебной деятельности с целью мониторинга приращения знаний и умений
обучающихся. Мониторинг может быть проведён в форме решения тематического теста, тематического задания, практических задач, написания эссе,
викторины, защиты проектов и других видов интерактива.

Формы и методы оценивания учебных достижений обучающихся.
Необходимым элементом образовательной деятельности является контроль. Контроль знаний, умений и компетенций, которые были
сформированы у обучающегося, требует определённой системы мониторинга с выделением чётких критериев. Задача учителя – заранее ознакомить
обучающихся с критериями мониторинга их деятельности, что впоследствии позволит обучающимся чётко осознавать цели и задачи, стоящие перед
ними в процессе обучения, и выбирать оптимальные пути достижения поставленных целей и задач. В процессе преподавания элективного курса
«Финансовая грамотность» предполагается использование учителем таких видов контроля, как текущий и итоговый.
Целью текущего контроля является оценка активности работы школьника на занятии, уровня осознания обсуждаемого материала,
креативности в решении поставленных вопросов. Текущий контроль может проводиться как в рамках практикумов (в форме тестирования, решения
практических задач, выполнения заданий), семинаров (в форме обсуждений, презентаций), так и в рамках обучающих деловых игр. По окончании
изучения модулей 1–7 учащимся предложен контрольный тест по пройденному материалу.
Целью итогового контроля является мониторинг выполнения требований к личностным, интеллектуальным и предметным результатам
освоения курса. Итоговый контроль проводится в форме решения тематического теста, выполнения тематического задания, решения практических
задач, защиты проектов и других интерактивных форм презентации учебных достижений, что позволяет оценить все аспекты подготовки
обучающегося по вопросам, которые рассматривались в процессе обучения. Результаты итогового контроля позволят учителю корректировать
методику преподавания, выявлять темы и вопросы, которым следует уделить более пристальное внимание.
Поскольку в процессе обучения предполагается использование различных видов деятельности, то и система мониторинга должна строиться с
учётом различий в этой деятельности.
Рассмотрим критерии оценок различных видов деятельности.
Критерии оценки решения практических задач обучающимися в рамках практикумов:
•
усвоение и надлежащее применение алгоритма решения поставленной задачи;
•
достижение результата или оценивание существующих альтернатив;
•
обоснование выбора одной из альтернатив.
Соблюдение всех критериев соответствует оценке «отлично», незначительные отклонения – оценке «хорошо», в остальных случаях – оценке
«удовлетворительно».

Критерии оценки предметных знаний и умений:
•
оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он глубоко и прочно усвоил программный материал курса, исчерпывающе,
последовательно, чётко и логически стройно его излагает, умеет увязывать теорию с практикой, свободно справляется с заданиями (более 90%
заданий);
•
оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он твёрдо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его, справляется
с заданиями (более 70% заданий);
•
оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он показывает знания только основного материала, но не усвоил его
деталей, допускает неточности, неправильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении вопросов, справляется с
отдельными заданиями (более 50% заданий);
•
оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, не
справляется с заданиями (менее 50% заданий).
Критерии оценки участия в учебной игре:
•
соблюдение регламента игры;
•
достижение планируемого результата;
•
умение выбирать необходимую информацию из различных источников;
•
умение использовать полученную информацию для принятия решений;
•
умение излагать основные положения, аргументированно отстаивать свою точку зрения, воспринимать противоположную, находить
слабые места в позиции оппонентов, отвечать на вопросы.
Соблюдение всех критериев соответствует оценке «отлично», незначительные отклонения – оценке «хорошо», в остальных случаях – оценке
«удовлетворительно».
Критерии оценки выполнения проекта:
•
актуальность проблемы, на решение которой направлен проект;
•
постановка цели проекта;
•
формирование задач, с помощью которых достигается цель проекта, и качество их реализации;
•
оригинальность решения проблемы, интеллектуальная или практическая ценность проекта;
•
полнота содержания проекта, логичность изложения материала темы и вариантов её решения в проекте;
•
соответствие оформления проекта требованиям.
В случае если проект проходит стадию презентации, необходимо учитывать следующие критерии:
•
убедительность и выразительность выступления, раскрытие сущности проекта;
•
использование средств наглядности, технических средств при презентации проекта;
•
умение отвечать на поставленные по проекту вопросы;
•
соответствие полученного результата поставленной цели.
Соблюдение всех критериев соответствует оценке «отлично», незначительные отклонения – оценке «хорошо», в остальных случаях
обучающимся должна быть предоставлена возможность доработать проект.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Перечень учебно-методического обеспечения
Основная литература
1. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: материалы для учащ. 10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТАПРЕСС, 2015. 400 с.: ил. (Дополнительное образование: Сер. ≪Учимся разумному финансовому поведению≫).
2. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: метод. реком. для учителя. 10–11 кл. общеобр. орг. М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2015. 80 с.: ил. (Дополнительное образование: Сер. ≪Учимся разумному финансовому поведению≫).
3. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 10–11 кл. общеобр. орг. М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2015. 112 с.: ил. (Дополнительное образование: Сер. ≪Учимся разумному финансовому поведению≫).
4. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 10–11 кл.
общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. 48 с.: ил. (Дополнительное образование: Сер. ≪Учимся разумному финансовому
поведению≫).
Дополнительная литература
1. Алмосов А.П., Брехова Ю.В. Как сохранить, чтобы не потерять. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. 28
с. (Простые финансы).
2. Алмосов А.П., Брехова Ю.В. Кредиты, которые нас разоряют. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. 28 с.
(Простые финансы).
3. Брехова Ю.В., Гриб Р.Б. Как вернуть налоги в семейный бюджет. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. 32
с. (Простые финансы).
4. Управление личными финансами: теория и практика: учеб. пособие для будущих профессионалов в сфере финансов / под ред.
А.П. Алмосова, Ю.В. Бреховой. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. 182 с.
5. Энциклопедия личных финансов / под ред. А.П. Алмосова, Ю.В. Бреховой. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ
ВПО РАНХиГС, 2013. 122 с.
2. Цифровые образовательные ресурсы
1.

1.

1. www.ereport.ru — обзорная информация по мировой экономике.
2. www.cmmarket.ru — обзоры мировых товарных рынков.
3. http://www.rbc.ru/ — информационное агентство ≪РосБизнес-Консалтинг≫.
4. www.stat.hse.ru — статистический портал Высшей школы экономики.
5. www.cefir.ru — официальный сайт ЦЭФИР — Центра экономических и финансовых исследований.
6. www.beafnd.org — Фонд ≪Бюро экономического анализа≫.
7. www.vopreco.ru — официальный сайт журнала ≪Вопросы экономики≫.
8. www.tpprf.ru – Торгово-промышленная палата Российской Федерации.

9. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – объединённая биржа.
10. www.economy.gov.ru/minec/main — Министерство экономического развития Российской Федерации.
11. www.minpromtorg.gov.ru – Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
12. www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба России.
13. www.minfin.ru — Министерство финансов Российской Федерации.
14. www.cbr.ru — Центральный банк Российской Федерации.
15. www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.
16. www.nalog.ru — Федеральная налоговая служба.
17. www.wto.ru — Всемирная торговая организация.
18. www.worldbank.org/eca/russian — Всемирный банк.
19. www.imf.org – Международный валютный фонд.
20. хочумогузнаю.рф
21. вашифинансы.рф
3. Технические средства обучения
1.

Компьютер учителя

1

2.

Проектор

1

3.

Принтер

1

4.

Сканер

1

5.

Устройства вывода звуковой информации (колонки)

1

Тематическое планирование
№
урока

Название раздела, темы

Количес
тво
часов

Форма
организации
учебного занятия

Виды деятельности
обучающихся

По плану

По
факту

Примеча
ние

1

2

3

4

5

6

7

8

Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни (7 часов)
1

Управление личными
финансами и выбор банка

1

Лекция-беседа,
практикум

2

Как сберечь накопления с
помощью депозитов

1

Лекция-беседа,
практикум

3

Проценты по вкладу:
большие и маленькие

1

Лекция-беседа,
практикум

4

Банки и золото: как
сохранить сбережения в
драгоценных металлах

1

Лекция-беседа,
практикум

5

Кредит: зачем он нужен и
где его получить

1

Лекция-беседа,
практикум

6

Какой кредит выбрать и
какие условия
кредитования
предпочесть

1

Лекция-беседа,
практикум

7

Как управлять деньгами с
помощью банковской
карты

1

Лекция-беседа,
практикум

Диалоговая и творческипоисковая деятельность;
решение практических задач,
выполнение заданий.
Диалоговая и творческипоисковая деятельность;
решение практических задач,
выполнение заданий.
Диалоговая и творческипоисковая деятельность;
решение практических задач,
выполнение заданий.
Диалоговая и творческипоисковая деятельность;
решение практических задач,
выполнение заданий.
Диалоговая и творческипоисковая деятельность;
решение практических задач,
выполнение заданий.
Диалоговая и творческипоисковая деятельность;
решение практических задач,
выполнение заданий.

1 неделя

Диалоговая и творческипоисковая деятельность;

7 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

6 неделя

решение практических задач,
выполнение заданий.
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов (4 часа)
8

Финансовые риски и
стратегии
инвестирования

9

Что такое ценные бумаги
и какими они бывают

10

Граждане
на
ценных бумаг

11

Зачем нужны паевые
инвестиционные фонды

12

Что такое налоги

1

Лекция-беседа,
практикум

Страховой рынок России:
коротко о главном

1

Лекция-беседа,
практикум

13

14

15

рынке

Диалоговая и творческипоисковая деятельность;
решение практических задач,
выполнение заданий.
1
Лекция-беседа,
Диалоговая и творческипрактикум
поисковая деятельность;
решение практических задач,
выполнение заданий.
1
Лекция-беседа,
Диалоговая и творческипрактикум
поисковая деятельность;
решение практических задач,
выполнение заданий.
1
Лекция-беседа,
Диалоговая и творческипрактикум
поисковая деятельность;
решение практических задач,
выполнение заданий.
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить (3 часа)
1

Лекция-беседа,
практикум

8 неделя

9 неделя

10 неделя

11 неделя

Диалоговая и творчески12 неделя
поисковая деятельность;
решение практических задач,
выполнение заданий.
Виды налогов,
1
Лекция-беседа,
Диалоговая и творчески13 неделя
уплачиваемых
практикум
поисковая деятельность;
физическими лицами в
решение практических задач,
России
выполнение заданий.
Налоговые вычеты, или
1
Лекция-беседа,
Диалоговая и творчески14 неделя
Как вернуть налоги в
практикум
поисковая деятельность;
семейный бюджет
решение практических задач,
выполнение заданий.
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду (5 часов)
Диалоговая и творческипоисковая деятельность;

15 неделя

16

17

18

19

решение практических задач,
выполнение заданий.
Страхование имущества:
1
Лекция-беседа,
Диалоговая и творчески16 неделя
как защитить нажитое
практикум
поисковая деятельность;
состояние
решение практических задач,
выполнение заданий.
Здоровье и жизнь –
1
Лекция-беседа,
Диалоговая и творчески17 неделя
высшие блага: поговорим
практикум
поисковая деятельность;
о личном страховании
решение практических задач,
выполнение заданий.
Если нанесён ущерб
1
Лекция-беседа,
Диалоговая и творчески18 неделя
третьим лицам
практикум
поисковая деятельность;
решение практических задач,
выполнение заданий.
Доверяй, но проверяй:
1
Лекция-беседа,
Диалоговая и творчески19 неделя
несколько советов по
практикум
поисковая деятельность;
выбору страховщика
решение практических задач,
выполнение заданий.
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять (5 часов)

20

Создание собственного
бизнеса: с чего нужно
начать

1

Лекция-беседа,
практикум

21

Пишем бизнес-план

1

Лекция-беседа,
практикум

22

Расходы и доходы в
собственном бизнесе

1

Лекция-беседа,
практикум

23

Налогообложение малого
и среднего бизнеса

1

Лекция-беседа,
практикум

24

С какими финансовыми

1

Лекция-беседа,

Диалоговая и творческипоисковая деятельность;
решение практических задач,
выполнение заданий.
Диалоговая и творческипоисковая деятельность;
решение практических задач,
выполнение заданий.
Диалоговая и творческипоисковая деятельность;
решение практических задач,
выполнение заданий.
Диалоговая и творческипоисковая деятельность;
решение практических задач,
выполнение заданий.
Диалоговая и творчески-

20 неделя

21 неделя

22 неделя

23 неделя

24 неделя

рисками может
встретиться бизнесмен

практикум

поисковая деятельность;
решение практических задач,
выполнение заданий.
Модуль 6. Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой (3 часа)

Финансовая пирамида,
или Как не попасть в сети
мошенников

1

Лекция-беседа,
практикум

28

Думай о пенсии смолоду,
или Как формируется
пенсия

1

Лекция-беседа,
практикум

29

Как распорядиться
своими пенсионными
накоплениями

1

Лекция-беседа,
практикум

30

Как выбрать
негосударственный
пенсионный фонд

1

Лекция-беседа,
практикум

25

26

27

Диалоговая и творчески25 неделя
поисковая деятельность;
решение практических задач,
выполнение заданий.
Виртуальные ловушки,
1
Лекция-беседа,
Диалоговая и творчески26 неделя
или Как не потерять
практикум
поисковая деятельность;
деньги при работе в сети
решение практических задач,
Интернет
выполнение заданий.
Сюжетно-ролевая
1
Игра
Нахождение общих
27 неделя
обучающая игра. Ток-шоу
закономерностей, связей и
«Все слышат»
отношений, посредством
моделирования жизненной
ситуации, связанной с
принятием финансового
решения. Выработка модели
поведения в сложившейся
ситуации, приобретение
опыта.
Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления (4 часа)
Диалоговая и творческипоисковая деятельность;
решение практических задач,
выполнение заданий.
Диалоговая и творческипоисковая деятельность;
решение практических задач,
выполнение заданий.
Диалоговая и творческипоисковая деятельность;
решение практических задач,
выполнение заданий.

28 неделя

29 неделя

30 неделя

31

32-33

34

Обучающая игра
«Выбери свой
негосударственный
пенсионный фонд»

1

Занятия – презентации
учебных достижений

2

Занятие –
презентация
учебных
достижений

Итоговый урок

1

Беседа

Итого 34 часа

Игра

Нахождение общих
закономерностей, связей и
отношений, посредством
моделирования жизненной
ситуации, связанной с
принятием финансового
решения. Выработка модели
поведения в сложившейся
ситуации, приобретение
опыта.
Модуль 8. Итоговый контроль по курсу (3 часа)
Решение тематического теста,
тематического задания,
практических задач,
написание эссе, викторины,
защита проектов и другие
виды интерактива
Учебный диалог

31 неделя

32-33 неделя

34 неделя


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».