Приложение 1 Рабочая программа курса внеурочной деятельности Дружина юных пожарных Спасатели

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к основной образовательной программе
основного общего образования, принятой
на заседании педагогического совета
Протокол от 28.08.2023 №1,
утвержденной приказом директора
от 30.08.2023 №134/01-11

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ДРУЖИНА ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ «СПАСАТЕЛИ»»
(для 5–9 классов)

2023

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка

3

2. Цель и задачи программы

4

3. Содержание программы

5

4. Планируемые результаты

9

5. Условия реализации программы

15

6. Формы аттестации

16

7. Список литературы

17

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основу программы «Дружина юных пожарных» положены идеи и положения Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России.
Актуальность
Техногенная

деятельность

современного

общества,

обострение

социальных

противоречий,

проявление

разрушительных сил природы, явившихся следствием непродуманных отношений общества с окружающей средой,
создают предпосылки для возникновения множества опасностей, угрожающих жизни и здоровью человека. Преодолеть
эти опасности или, в крайнем случае, уменьшить, смягчить их воздействие возможно при условии систематического
обучения каждого человека стратегии поведения в различных ситуациях, создающих угрозу для его нормальной жизни,
труда и отдыха.
В связи с этим особую роль приобретает звено школьного обучения, где закладывается фундамент отношений
человека с окружающим миром и где, в силу возрастных психофизиологических особенностей – чрезвычайная
любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание
и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при
встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и
явлениями, техникой. Подтверждением этому служат печальные факты гибели и получения травм детей в быту, в
природном окружении, на транспортных магистралях, при общении с социально-опасными личностями. Эти
обстоятельства говорят о необходимости усиления систематического и планомерного, а не эпизодически, от случая к

случаю, обучения ребёнка умению безопасно жить, учиться, отдыхать, играть, трудиться. Важную роль в этом процессе
может сыграть предлагаемая программа «Дружина юных пожарных».
В процессе обучения по данной программе дети приобретают знания, умения и навыки по поведению в быту, на
улицах, в природе; на занятиях рассматриваются необходимые меры по безопасности в обращении с огнем, с приборами
пожаротушения и во многих других ситуациях.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы – социально-гуманитарная.
Отличительной особенностью программы «Дружина юных пожарных» является её вариативность: возможность
свободно планировать и изменять порядок изучения тем; связывать изучение отдельных тем с особенностями местных
условий.
Адресат:
Программа адресована детям, проявляющим склонность к общественным дисциплинам. Набор в группу
осуществляется на основании заявления родителя (законного представителя).
Сведения о коллективе учащихся:
Вид образовательной группы: комплексная.
Состав учебной группы: постоянный в течение года.
Программа рассчитана на 1 год.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы: 11-15 лет.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Количество часов в год - 34.

Форма проведения занятий - групповая.
Наполняемость учебной группы до 15 человек.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
Сохранение жизни и здоровья детей, повышение уровня знаний учащихся по пожарной безопасности и привлечение
их к организации пропаганды пожаробезопасного поведения среди учащихся и населения нашего города.
Задачи программы:
Обучающие:
1.

Обучение основам пожарной безопасности.

2.

Обучение навыкам оказания первой доврачебной помощи.

3.

Обучение умениям правильно действовать в экстремальной ситуации.

4.

Ознакомление с особенностями применения специальных средств пожаротушения.

Развивающие:
1.

Развитие организаторских способностей детей в процессе профилактической работы по противопожарной

безопасности.
2.

Развитие способности предвидеть и избегать возможности возникновения пожара.

3.

Развитие памяти, внимания и творческих способностей.

Воспитывающие:

1.

Формирование

активной

жизненной

позиции,

чувства

ответственности

за

коллективное

дело,

дисциплинированности.
2.

Формирование навыков осторожного обращения с огнём.

3.

Воспитание толерантных отношений.

4.

Осуществление профилактической работы по противопожарной безопасности среди детей.

3.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
Всего часов

№
п/п
1

Наименование темы

Теория
1

1

1

1

3
4
5

Тайны огня. Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных
пожарных. Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных
России.
Тайны огня. Огонь - друг, огонь - враг. Какую пользу приносит
огонь человеку.
С огнем не шути. Как человек научился управлять огнем.
Причины пожаров. Основы профилактики пожаров.
Практическая работа: Пожарное дело в России».

1
1
1

1
1

6

Единая служба спасения 01. Пожарная техника.

1

1

7

Отчего происходят пожары. Характерные примеры пожаров.

1

1

2

Практика

1

Формы
аттестации/
контроля

Практическая
работа

8

Сигарета - яд и пожар.

1

9

Игра-эстафета «Юный пожарный».

1

10
11

1
1

12

Что делать, если загорелась одежда. Действия при ожоге.
Предупреждение травматизма и несчастных
случаев во время пожаров. Рассказы о крупных пожарах.
Сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные».

13

1

1

Игра-эстафета

1

1

Сюжетно-ролевая
игра

Поделка на тему «Мы против огня». Начало работы.

1

1

14

Поделка на тему «Мы против огня». Завершение работы.

1

1

Групповая оценка
работ

15

Тестирование «Действие при пожаре».

1

1

Тестирование

16

Игра-практика «Действие при пожаре».

1

1

Игра-практика

17

1

18

Люди огненной профессии. Понятие о героической профессии
пожарного.
Знаки пожарной безопасности – игра

1

1

Игра-практика

19

Подготовка к театральной постановке.

1

1

20

Огнетушитель порошковый (ОП-2).

1

21

Игра-практика «Безопасный огнетушитель».

1

1
1

1

1
1

Игра-практика

22

Огнетушитель углекислотный (ОУ-4)

1

23

Выпуск листовок «Будь внимателен с огнём!»

1

1

Групповая оценка
работ

24

Игра «Юный пожарный»

1

1

Игра-практика

25

Первичные средства пожаротушения (практика) - Дидактическая
игра «Что необходимо пожарному?».
Первичные средства пожаротушения (практика) - Дидактическая
игра «Что необходимо пожарному?».

1

1

Игра-практика

1

1

Игра-практика

27
28
29

Первые признаки отравления угарным газом. Первая помощь.
Подготовка к конкурсу рисунков «Внимание – опасно!»
Конкурс рисунков «Внимание - опасно!»

1
1
1

30
31

Акция «Внимание - опасно!»
Итоговое тестирование

1
1

1
1

32
33

Театральная постановка «Случай в лесу».
Ответственность за нарушения требований правил.

1
1

1
1

34

Летний пожароопасный сезон. Проведение инструктажа.

1

1

26

1

1
1
1

Групповая оценка
работ
Итоговое
тестирование

Содержание учебного (тематического) плана
Тема № 1 Тайны огня. Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны и
добровольных пожарных России.
Тема № 2 Тайны огня. Огонь - друг, огонь - враг. Какую пользу приносит огонь человеку.

Тема № 3 С огнем не шути. Как человек научился управлять огнем.
Тема № 4 Причины пожаров. Основы профилактики пожаров.
Тема № 5 Практическая работа: Пожарное дело в России».
Тема № 6 Единая служба спасения 01. Пожарная техника.
Тема № 7 Отчего происходят пожары. Характерные примеры пожаров.
Тема № 8 Сигарета - яд и пожар.
Тема № 9 Игра-эстафета «Юный пожарный».
Тема № 10 Что делать, если загорелась одежда. Действия при ожоге.
Тема № 11 Предупреждение травматизма и несчастных случаев во время пожаров. Рассказы о крупных пожарах.
Тема № 12 Сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные».
Тема № 13 Поделка на тему «Мы против огня». Начало работы.
Тема № 14 Поделка на тему «Мы против огня». Завершение работы.
Тема № 15 Тестирование «Действие при пожаре».
Тема № 16 Игра-практика «Действие при пожаре».
Тема № 17 Люди огненной профессии. Понятие о героической профессии пожарного.
Тема № 18 Знаки пожарной безопасности – игра
Тема № 19 Подготовка к театральной постановке.
Тема № 20 Огнетушитель порошковый (ОП-2).
Тема № 21 Игра-практика «Безопасный огнетушитель».

Тема № 22 Огнетушитель углекислотный (ОУ-4)
Тема № 23 Выпуск листовок «Будь внимателен с огнём!»
Тема № 24 Игра «Юный пожарный»
Тема № 25-26 Первичные средства пожаротушения (практика) - Дидактическая игра «Что необходимо пожарному?».
Тема № 27 Первые признаки отравления угарным газом. Первая помощь.
Тема № 28 Подготовка к конкурсу рисунков «Внимание – опасно!»
Тема № 29 Конкурс рисунков «Внимание - опасно!»
Тема № 30 Акция «Внимание - опасно!»
Тема № 31 Итоговое тестирование
Тема № 32 Театральная постановка «Случай в лесу».
Тема № 33 Ответственность за нарушения требований правил.
Тема № 34 Летний пожароопасный сезон. Проведение инструктажа.

4.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Планируемые результаты:
1) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера
и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов;
2) развитие умений оценивать окружающие его предметы и явления с точки зрения пожарной безопасности;
3) развитие умений предвидеть возможность возникновения пожара и прогнозировать его последствия;

4) развитие и совершенствование навыков оказания первой помощи;
5) применение на практике методов и форм противопожарной безопасности;
6) планирование профилактической деятельности с ровесниками и младшими школьниками;
7) использование методов получения знаний, характерных для социальных и исторических наук: объяснение,
использование статистических данных;
8) реализация своих творческих способностей при проведении профилактической работы по ППБ: составлять
сценарии, выполнять рисунки;
10) развитие умений убеждать окружающих в необходимости проведения профилактической работы и привитие им
навыков пожаробезопасного поведения;
11) осознание своей ответственности за качество выполненного проекта;
12) развитие умений презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
13) развитие умений проводить игры, беседы с детьми младшего возраста, взаимодействовать с другими членами
отряда ДЮП, с сотрудниками ГПС в процессе проведения профилактической работы;
14) приобретение обучающимися знаний по технике безопасности и жизненно-важным навыкам;
15) формирование интереса к регулярным занятиям спортом, повышение спортивного мастерства; овладение
двигательными умениями и навыками, улучшение физической подготовки, повышение культурного уровня.
Личностные результаты освоения:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры

своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего
и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и
коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического
мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в
жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе
и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
10) использовать речь для регуляции своего действия;

11) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметно-информационная составляющая образованности:


Знать причины пожароопасных ситуаций в школе, дома, на природе;



Знать основные правила пожарной безопасности;



Знать назначение и оборудование пожарного щита;



Знать телефон вызова пожарной охраны.

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:


Умение правильно вызвать по телефону пожарную охрану;



Умение предвидеть пожароопасные ситуации в школе и дома;



Умение правильно и безопасно выходить из задымленной квартиры;



Умение использовать первичные средства пожаротушения;



Умение оказывать первую помощь пострадавшим при отравлении угарным газом и при ожогах.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:


Способность к принятию правильных решений в пожароопасной ситуации;



Ответственное поведение и осознание ценности жизни человека при соблюдении правил пожарной

безопасности;



Бережное отношение к окружающей природе.

Теоретическая часть предполагает: беседы, самостоятельный поиск информации, встречи с работниками
противопожарной службы, работу с врачом школы,

просмотры видеофильмов, презентаций на противопожарную

тематику.
В практическую часть входят: экскурсии; спортивные соревнования; пожарно-спортивные эстафеты

и

соревнования; изготовление моделей, макетов; выпуск газет, листовок; проведение рейдов по выявлению нарушений
противопожарного режима; работа с компьютером; театрализованные представления; участие в различных конкурсах.
Основными видами педагогического контроля являются:
- фиксирование методом наблюдения частоты участия детей в проводимых мероприятиях;
- тестирование;
- разыгрывание ситуаций;
- игры;
- оценка деятельности учащихся.
На основе этого у каждого ученика создаётся «Портфель достижений». В нём собирается накопительная база:
различные жетоны за участие в мероприятиях, грамоты, благодарности, фотографии, анкеты, тесты, творческие работы.
Даная программа позволит выработать у детей навыки пожаробезопасного обращения с огнем, учитывая
возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Обучаясь по данной программе, учащиеся должны усвоить все темы и приобрести следующие навыки:


Уметь выявлять нарушения элементарных противопожарных правил в школах;



Уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;



Знать способы их применения при тушении пожаров;



Осуществлять контроль за соблюдением правил ПБ при проведении праздников;



Уметь оказывать первую медицинскую помощь;



Преодолевать полосу препятствий.

Ожидаемые результаты:
Дети успешно прошедшие курс обучения, смогут самостоятельно ориентироваться в экстремальных ситуациях,
оказывать первую медицинскую помощь, а также связать свою жизнь в будущем с профессией пожарного, медика или
спасателя.

5.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение:


Рабочий кабинет со столами и стульями.



Карандаши, ножницы, клей, линейки и т.п. для выполнения практических занятий.



В качестве дополнительного оборудования - компьютер для

имеющимися Internet материалами по ПБ.

просмотра и работы соответственно с

Информационное обучение:
1. Условием эффективности образовательного процесса является использование современных форм и методов
обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, практический.
2. Нетрадиционные формы работы: мозговой штурм, дискуссия, исполнение песен.
3. Используемые технологии: личностно-ориентированная, технология обучения в сотрудничестве, групповые
технологии, исследовательского (проблемного) обучения.
Кадровое обеспечение:
Преподаватель-организатор ОБЖ высшей категории Вьюкова Ольга Викторовна.
Методические материалы:
В процессе обучения используются наглядные пособия:
-

Таблицы по ПБ;

-

Рисунки, фотографии дорожных знаков;

-

Тематическая литература;

-

Презентации по ПБ.

6.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

№ п/п

Форма аттестации

Вид контроля

Дата проведения

1

Входная диагностическая

Практическая

Сентябрь

работа

работа

2

Диагностическая работа

Тестирование

Декабрь

3

Промежуточная

Итоговое

Май

аттестационная работа.

тестирование

*Промежуточная аттестация обучающихся по программе

«Юные инспекторы движения» проводится в форме,

определённой ежегодным учебным планом.
Оценочные материалы
В течение всей программы учащиеся приобретают теоретические знания. Теоретическая часть, подкрепляется
практической деятельностью, направленная на исследовательские задания, игровые занятия, занятия практикумы.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются творческие задания, практические работы, проекты,
изготовление поделок.
Результативность и целесообразность работы по программе выявляется с помощью комплекса диагностических
методик: в начале года проводится входная (стартовая) диагностическая работа (практическая работа), в декабре месяце

промежуточная диагностическая работа (тестирование), в конце года проводится итоговая аттестационная работа
(итоговое тестирование), в течение года осуществляется наблюдение и анализ творческих работ, проектов обучающихся.
Проводятся выставки. В течении года проводятся беседы в классах в виде акции «Внимание – опасно!».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.

Методические рекомендации по работе с дружинами юных пожарных. Издательство: типография им. 50 лет

Октября г. Владимир 2017 год
2.

Положение о Всероссийской спартакиаде школьников по военно-прикладным видам спорта.

3.

Настольная книга учителя ОБЖ Составитель БИ Мишин Издательства «Астрель»

4.

Сборник основных нормативных и правовых актов и формализованных документов по вопросам ГО и ЧС для

общеобразовательных учреждений.
5.

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. ППБ 01-98 г.

6.

Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника. Краснодар, 2015 г

7.

Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11 кл. Москва, «Просвещение», 2017 г.

8.

«Основы безопасности жизни», научно-методический и информационный журнал

9.

Использование электронных учебников , «Электронное издание по обучению детей в диалоговом режиме для

5-11 классов».
10.

www.ed.gov.ru – сайт Федерального агентства по образованию Российской Федерации;

11.

www.mil.ru – сайт Министерства обороны Вооруженных Сил Российской Федерации, где размещены все

новости касающиеся Вооруженных Сил;
12.

www.v-zn.ru – сайт журнала «Военные знания»;

13.

www.school-obz.org –

информационно-методическое издание для преподавателей основ безопасности

жизнедеятельности;
14.

www.spasatel.ru - сайт газеты «Спасатель» Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации;

15.

www.terrorunet.ru, www.beslan.ru, www.voina.ru – сайты, где размещены материалы по антитеррору,

практические советы по безопасности;
16.

www.rescuaer.ru, www.centrospas.ru, www.emercom.gov.ru – сайты спасателей Министерства чрезвычайных

ситуаций РоссийскойФедерации;
17.

www.obzh.ru – информационно-образовательный портал, посвященный обучению и воспитанию основам

безопасности жизнедеятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».