Приложение 1 Рабочая программа курса внеурочной деятельности Юные инспекторы движения Стоп

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к основной образовательной программе
основного общего образования, принятой
на заседании педагогического совета
Протокол от 28.08.2023 №1,
утвержденной приказом директора
от 30.08.2023 №134/01-11

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЮНЫЕ ИНСПЕКТОРЫ ДВИЖЕНИЯ «СТОП»»
(для 5–9 классов)

2023

1

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка

3

2. Цель и задачи программы

5

3. Содержание программы

7

4. Планируемые результаты

14

5. Условия реализации программы

16

6. Формы аттестации

17

7. Список литературы

19

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Юные инспекторы движения» направлена на формирование у детей и подростков культуры
поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни
окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны.
Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте,
в случаях чрезвычайных ситуаций, а также навыки пропагандисткой работы.
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение
человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею создания
отряда «Юные инспекторы движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в
снижении дорожно-транспортного травматизма.
Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного
пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Реализация программы рассчитана на один год. Отряд ЮИД
состоит из учащихся 5-9х классов.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность
нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по
принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем
этапе обучения.
На работу отряда «Юные инспекторы движения» согласно Учебному плану МБОУ «СОШ №3» на 2022-2023
учебный год отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год в соответствии с календарным учебным графиком
3

школы. На реализацию работы отрада «Юные инспектора движения» запланировано 34 часа (календарное тематическое
планирование составлено с учетом государственных праздничных дней, определенных Правительством РФ).
Актуальность:
Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с
младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и
увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями
дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так
как и дворы стали, объектами дорожного движения.
Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно
попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления
— несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к
самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не
может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в школе.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы – социально-гуманитарная.
Отличительные особенности:
Отличительной особенностью данной программы является её практическая направленность. Каждый, кто проводит
занятия по ОБЖ с учащимися, наверняка задаёт себе вопросы: «Как сделать занятия полезными и интересными для детей.
Как помочь детям научиться использовать собственный опыт».

4

На занятиях используются самые разнообразные формы и методы работы с учащимися. Работа организована так,
что каждый школьник может реализовать свои способности. Педагогической основой курса стали идеи личностноориентированного образования и проблемного обучения,

создающие условия для становления субъектного опыта

эмоционально-ценностного и деятельностного отношения к окружающим его людям.
Содержание данной программы может быть реализовано в культурно-творческой модели образования, что
предполагает отход от информационно-предметной модели обучения к личностно-ориентированной.
Адресат:
Программа адресована детям, проявляющим склонность к общественным дисциплинам. Набор в группу
осуществляется на основании заявления родителя (законного представителя).
Сведения о коллективе учащихся:
Вид образовательной группы: комплексная.
Состав учебной группы: постоянный в течение года.
Программа рассчитана на 1 год.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы: 11-15 лет.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Количество часов в год - 34.
Форма проведения занятий - групповая.
Наполняемость учебной группы до 15 человек.

5

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения
на улицах и дорогах
Задачи программы:
Обучающие:
1.

дать ребёнку системные знания о значении важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки

проезжей части и правилах движения на проезжей части;
2.

научить умению пользоваться общественным транспортом, пониманию сигналов светофора и жестов

регулировщика применять на практике полученные знания.
Развивающие:
1.

формировать и развивать у детей навыки безопасного поведения на улице;

2.

повышать общий интеллектуальный уровень подростков;

3.

развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению

в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные:
1.

осуществлять индивидуальный подход к учащимся, подобрать такие виды деятельности для каждого, в

которых будут созданы ситуации успешности для каждого;
2.

воспитывать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех

участников дорожного движения;
6

3.

воспитывать чувство ответственности, дисциплины, осознания опасности неконтролируемого поведения на

проезжей части, нарушения правил дорожного движения.
Выполнение задач, стоящих перед программой позволит:
1.

Сокращение количества ДТП с участием обучающихся;

2.

Увеличение количества обучающихся, входящих в состав отряда ЮИД;

3.

Расширить знания учащихся об истории правил дорожного движения;

4.

Повысить дорожную грамотность учащихся;

5.

Сформировать мотивационно – поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой;

6.

Повысить ответственность детей за свое поведение на дороге.

3.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
Всего часов

№
п/п
1
2
3

4

Наименование темы

Теория

Вводное занятие. Основные направления работы отряда. Права и
обязанности юного ИД
История правил дорожного движения
Правила дорожного движения. Основные термины и понятия. Права
и обязанности участников ДД. Решение карточек
Входная (стартовая) диагностическая работа
ПДД. Дорожные знаки. Элементы улиц и дорог. Перекресток.
Дорожная разметка. Решение карточек
7

Практика

Формы
аттестации/
контроля

1

1

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

Опрос
Тестирование

1

0,5

0,5

Групповая
оценка работ

5

Знаки регулировщика

1

6

Регулировка движения на перекрестке. Вопросы по регулировке

1

7

ПДД для пешеходов

1

8

ПДД для велосипедистов

9

Опрос

1
1

Зачёт

0,5

0,5

Тест

1

0,5

0,5

Тест

ПДД для пассажиров

1

0,5

0,5

Тест

10

Дидактическая игра по ПДД

1

1

11

Зачет по ПДД

1

1

Групповая
оценка работ
Зачёт

12

Интерактивная игра по ПДД

1

1

13

Встреча с инспектором ГИБДД

1

1

14

Медицина. Раны. Вывихи. Переломы

1

1

15

Первая медицинская помощь. Виды кровотечений. Способы
наложения повязок. Промежуточная диагностическая работа

1

1

16

Практическое занятие по оказанию доврачебной помощи. Встреча с
работником ФАПА

1

17

Езда на велосипеде. Изучение препятствий

2

8

1

Групповая
оценка работ

Опрос
1

1

Тестирование
Групповая
оценка работ

1

Групповая
оценка работ

18

Фигурная езда на велосипеде

1

1

Групповая
оценка работ

19

Тест для велосипедиста. Проверка знаний правил пользования
велосипедом

1

1

Зачёт

20

Понятие страхования. Случаи страхования. Условия страховых
выплат

1

1

Опрос

21

Страховой полис

1

1

Опрос

22

Виды страхования

1

1

Опрос

23

Проверка знаний по основам страхования

1

1

24

Подготовка к олимпиаде по ПДД

1

1

25

Проведение школьной олимпиады по ПДД

1

1

26

Подведение итогов олимпиады

1

1

27
28
29
30
31
32

Подготовка и проведение «Недели безопасности»
Проведение пятиминуток по Основам ПДД в начальных классах
Конкурс по решению кроссвордов
Проведение дидактических игр по ПДД
Выпуск плакатов и памяток
Итоговая аттестационная работа

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

33

Практическое занятие по вождению велосипеда

1

34

Выступление агитбригады

1
9

Тестирование

Итоговое
тестирование

1
1
1

Тестирование

Содержание учебного (тематического) плана
Тема № 1. Основные понятия и термины ПДД
Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный переход, проезжая часть, участник
дорожного движения.
Тема № 2 Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения
Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. Обязанности водителя, пешехода,
пассажира.
Тема № 3 Азбука дорожной безопасности
Правила движения пешехода. Движение пешехода по улице (по тротуарам, пешеходной дорожке, по обочине),
пересечение проезжей части на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе и при отсутствии пешеходного
перехода. Подготовка агитвыступления.
Тема № 4 ПДД – законы улиц и дорог
Где и как переходить улицу. Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии светофора.
Элементы улиц и дорог. Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним движением; тротуар, дорожки
для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет.
Регулируемый перекрёсток.
Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком. Основная опасность
на регулируемом перекрёстке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зелёного» и
проезд «с ходу» других автомобилей.
10

Нерегулируемый перекрёсток.
Понятие нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого перекрёстка. Дорожные
«ловушки», подстерегающие пешехода на перекрёстке. «Подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт,
встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися автомобилями.
Тема № 5-6 Рейд на перекрёсток «Внимание – дети!»
Практическое занятие. Наблюдение за поведением пешеходов и водителей
Тема № 7-8 Дорожные знаки и их виды, дополнительные средства информации
Дорожные знаки – символы, устанавливаемые на дорогах для ориентирования участников дорожного движения в
сложной обстановке. Группы дорожных знаков. Первые дорожные знаки. Современные дорожные знаки:
предупреждающие,

запрещающие,

предписывающие,

приоритета,

сервиса,

информационно-указательные,

дополнительной информации.
Тема № 9. Правила дорожного движения
Выполнение ПДД – долг каждого человека. Признаки транспортной культуры: вежливость и отзывчивость к другим
участникам дорожного движения, дисциплинированность, повышение культуры – источник снижения аварийности.
Ответственность за нарушение ПДД. Меры общественного воздействия в школе, в комиссиях по делам
несовершеннолетних нарушителей ПДД. Меры общественного воздействия в школе, в комиссиях по делам
несовершеннолетних. Административные взыскания для несовершеннолетних нарушителей ПДД. Федеральный закон «О
безопасности дорожного движения».
Тема № 10. Акция «Берегись автомобиля!»
11

Оформление выставки рисунков по ПДД
Тема № 11-12. Рейд на перекрёсток «За безопасность движения»
Практическое занятие. Наблюдение за поведением пешеходов и водителей
Тема № 13. Травмы. Виды травм, их классификация
Теория.
Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее
содержимое.
Раны, их виды, оказание первой помощи.
Вывихи и оказание первой медицинской помощи.
Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.
Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.
Виды повязок и способы их наложения.
Обморок, оказание помощи.
Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.
Оказание первой медицинской помощи при сотрясении мозга.
Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.
Обморожение. Оказание первой помощи.
Сердечный приступ, первая помощь.
12

Тема № 14 Первая мед. помощь при ДТП
Практика.
Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.
Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при
ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.
Транспортировка пострадавшего.
Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.
Тема № 15. Для чего нужно знать статистику травматизма
Наиболее распространенные виды ДТП с участием детей: переход в неустановленном месте неожиданный выход
из-за предметов, закрывающих обзор пешехода и водителя; переход на запрещающий сигнал светофора, нарушение
Правил дорожного движения водителями транспортных средств. Разбор конкретных ДТП с участием детей и подростков.
Детский дорожно-транспортный травматизм. Экономические потери государства. Моральный ущерб, причиненный
родителям, родственникам, друзьям. Тяжесть травм, полученных в ДТП. Последствия ДТП – наступившая инвалидность,
потеря зрения. Наиболее аварийное время. Разбор конкретных ДТП с использованием статистики ГИБДД региона
проживания учащихся.
Тема № 16. Рейд на перекрёсток «Всегда ли пешеход помнит о светофоре?»
Практическое занятие. Наблюдение за поведением пешеходов и водителей
Тема № 17. Закрепление знаний о ПДД

13

Изучение типичных опасных дорожных ситуаций. Выход на проезжую часть перед близко идущим транспортом –
опасность для пешехода-нарушителя. Аварийные ситуации для пешеходов и транспортных средств.
Создание аварийных ситуаций по причине заноса транспортного средства, неожиданного падения пешехода, плохой
видимости. Невозможность мгновенной остановки автомобиля.
Тема № 18. «Каждому должно быть ясно – на дороге кататься опасно!»
Зимний двор - опасность катания на санках и коньках вблизи проезжей части, стоянок, гаражей.
Повторить о правилах поведения на дороге в зимний период.
Тема № 19. Викторина «Кто лучше знает ПДД»
Повторение знаний по ПДД
Тема № 20. Правила дорожного движения – наши друзья
Основной принцип безопасности пешехода – видеть транспорт, движущийся на дороге, и быть хорошо видимым
для водителей. Объекты, мешающие увидеть обстановку на дороге. Погодные и атмосферные условия, ухудшающие
видимость на дороге: дождь, снег, туман, метель, сумерки. Переход дороги близко от объектов, мешающих обзору.
Ограничение обзора дороги у детей с суженным полем зрения и носящих очки. Необходимость выработки
компенсирующего навыка более частого и тщательного поворота головы у детей с такими особенностями зрения.
Яркая одежда и светоотражающие значки – хороший способ помочь водителю вовремя увидеть пешехода.
Тема № 21. Рейд на перекрёсток
Практическое занятие. Наблюдение за поведением пешеходов и водителей
Тема № 22. Светофор – мой друг
14

Из истории создания средств организации дорожного движения. Светофор: создание и совершенствование.
Пешеходные светофоры. Светофор с мигающим желтым сигналом. Сколько стоит светофор. Подчинение сигналам
светофора – обязанность каждого участника дорожного движения. Сигналы регулировщика.
Тема № 23. Викторина «Светофор»
Повторить правила поведения на дороге
Тема № 24. Познавательная игра «Перейди улицу»
Повторить правила поведения на дороге
Тема № 25. Разгадывание и составление кроссвордов по ПДД
Повторить правила поведения на дороге
Тема № 26. Рейд на перекрёсток «Вежливый водитель»
Практическое занятие. Наблюдение за поведением пешеходов и водителей
Тема № 27. Элементы улиц и дорог
Элементы улицы: проезжая часть, тротуар, трамвайные пути. Участники дорожного движения – пешеходы,
пассажиры, водители – как и где они могут передвигаться. Элементарные правила поведения на улице – внимание к
транспорту, спокойствие, осмотрительность.
Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на
движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.
Тема № 28. Правила пользования общественным транспортом

15

Для пассажиров автобуса, троллейбуса, трамвая, как и для пешеходов, существуют особые обязанности, которые
следует всегда помнить и выполнять.
Виды общественного транспорта. Обозначение мест ожидания общественного транспорта. Правила ожидания
прибытия общественного транспорта. Правила посадки в общественный транспорт и выхода из него. Поведение в салоне.
Правила ожидания транспорта зимой. Возможные последствия посадки в переполненный салон и движения с открытой
дверью Спешка при посадке. Действия при пожаре автобуса.
Тема № 29. Значение дорожной разметки
Познакомить с дорожной разметкой и её значением для пешеходов и водителей.
Тема № 30. Закрепление знаний о ПДД
Повторить правила поведения на дороге
Тема № 31. Подготовка агитбригады «Безопасное колесо»
Повторить правила поведения на дороге
Тема № 32-33. Практическое занятие по вождению велосипеда
Изучение схемы расположения препятствий. Изучение каждого препятствия отдельно.
Препятствия:
- змейка;
- восьмерка;
- качели;
- перестановка предмета
16

- слалом;
- рельсы «Желоб»;
- ворота с подвижными стойками;
- скачок;
- коридор из коротких досок.
Практика.
Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.
Фигурное вождение велосипеда.
Тема № 34. Выступление ЮИД

4.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:


оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного

движения;


объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;



в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;



осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности

окружающих.
17

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных
действий:
Регулятивные УУД:


определять цель деятельности;



учиться обнаруживать и формулировать проблемы;



устанавливать причинно-следственные связи;



вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;



навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого

характера;
Познавательные УУД:


добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой

жизненный опыт;


перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные УУД:


оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;



высказывать и обосновывать свою точку зрения;



слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку

зрения;


договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
18



задавать вопросы.

Учащиеся должны:
знать:


правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;



серии дорожных знаков и их представителей;



способы оказания первой медицинской помощи;



техническое устройство велосипеда.

уметь:


работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;



читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;



оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;



управлять велосипедом.

иметь навыки:


дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;



взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;



участия в конкурсах, соревнованиях.



активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
19

5.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение:


Рабочий кабинет со столами и стульями.



Карандаши, ножницы, клей, линейки и т.п. для выполнения практических занятий.



В качестве дополнительного оборудования - компьютер для

просмотра и работы соответственно с

имеющимися Internet материалами по ПДД.
Информационное обучение:
1. Условием эффективности образовательного процесса является использование современных форм и методов
обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, практический.
2. Нетрадиционные формы работы: мозговой штурм, дискуссия, исполнение песен.
3. Используемые технологии: личностно-ориентированная, технология обучения в сотрудничестве, групповые
технологии, исследовательского (проблемного) обучения.
Кадровое обеспечение:
Преподаватель-организатор ОБЖ высшей категории Вьюкова Ольга Викторовна.
Методические материалы:
В процессе обучения используются наглядные пособия:
-

Таблицы по ПДД;

-

Рисунки, фотографии дорожных знаков;
20

-

Тематическая литература;

-

Презентации по ПДД.

6.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

№ п/п

Форма аттестации

Вид контроля

Дата проведения

1

Входная диагностическая

Тестирование

Сентябрь

работа
2

Диагностическая работа

Тестирование

Декабрь

3

Промежуточная

Итоговое

Май

аттестационная работа.

тестирование

*Промежуточная аттестация обучающихся по программе

«Юные инспекторы движения» проводится в форме,

определённой ежегодным учебным планом.
Оценочные материалы
В течение всей программы учащиеся приобретают теоретические знания. Теоретическая часть, подкрепляется
практической деятельностью, направленная на исследовательские задания, игровые занятия, занятия практикумы.
21

Средствами эффективного усвоения программы курса являются творческие задания, практические работы, проекты,
изготовление поделок.
Результативность и целесообразность работы по программе «ПДД» выявляется с помощью комплекса
диагностических методик: в начале года проводится входная (стартовая) диагностическая работа (тестирование), в
декабре месяце промежуточная диагностическая работа (тестирование), в конце года проводится итоговая аттестационная
работа (итоговое тестирование), в течение года осуществляется наблюдение и анализ творческих работ, проектов
обучающихся. Проводятся выставки. В течении года проводятся беседы в классах в виде акции по профилактике ДТТ.
ПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение,
2010.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях".
4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к
учреждениям

дополнительного

образования

СанПиН

2.4.4.1251-03"

(утверждены

постановлением

Главного

государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России
27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).
5. Атлас медицинских знаний.
22

6. Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.
7. Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
8. Клочанов Н.И. Правила дорожного движения с комментариями. - Ростов, 2004.
9. Форштат М.Л., Эопова А.В., Добровольская А.П., Новиков А.В. Пешеход на дороге (обучающий минимум по
Правилам и безопасности дорожного движения). - С.-Петербург, 2002.
10. Попова Г.П. Основы безопасности жизнедеятельности. – Волгоград: Учитель, 2005. – 104 с.
11. http://www.fcp-pbdd.ru/
12. www.centr-bdd.ru
13. bdd-eor.edu.ru

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».