Приложение 1 Рабочая программа курса внеурочной деятельности Смысловое чтение

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к основной образовательной программе
начального общего образования, принятой на
заседании педагогического совета Протокол от
28.08.2023 №1, утвержденной приказом
директора
от 30.08.2023 №134/01-11

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ»
(для 2-3 классов)

2023

- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Смысловое чтение» составлена на основе авторской программы М.В. Беденко «Формирование навыков смыслового чтения.
Реализация метапредметных результатов». Программа осуществляет преемственность между предметными областями образовательного уровня:
литературное чтение, экология, русский язык, окружающий мир. Курс «Смысловое чтение» рассчитан на 34 часа в год, с нагрузкой 1 раз в неделю.
Организация образовательного процесса предполагает использование различных форм проведения занятий: викторина, библиотечный урок,
КВН, путешествие по страницам книг, литературная игра, урок-спектакль.
- ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ»
Цель программы: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к
использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Основные задачи:
 освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу
чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной
информацией);
 овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов,
ориентироваться в
 книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
 воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать
художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства
выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных
средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);
 формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение
основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и
отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в
жизни.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ»
Программа «Смысловое чтение» является модифицированной, по уровню освоения – общеразвивающей, по цели обучения – познавательной,
по содержанию однопрофильной, разработана в соответствии с требованиями к результатам внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС
НОО.
- МЕСТО КУРСА «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с планом внеурочной деятельности школы во 2-3 классах на занятия внеурочной деятельности «Смысловое чтение» отводится
34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Количество часов в неделю по программе - 1
Количество часов в неделю по плану внеурочной деятельности - 1
- СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ» (по годам обучения)
Количество часов
№

Раздел

1.

2 класс

3 класс

Русский народный фольклор

4ч

4ч

2.

Друзья детства

4ч

4ч

3.

О хороших людях

4ч

4ч

4.

О наших сверстниках

4ч

4ч

5.

О природе

4ч

4ч

6.

Книги о животных

4ч

4ч

7.

Русская литература

4ч

4ч

8.

Зарубежная литература

4ч

4ч

9

Обобщение

2ч.

2ч.

Итого:

34ч.

34ч.

Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей
речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого
высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий
осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с
интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью

интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к
выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида
чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания
этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их
озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по
ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало
книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация,
иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники,
словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование
соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия
произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков
героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на
примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием
специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и
выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по
аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского
отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и
всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений
из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте,

позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на
основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков
героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета,
последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного
текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных
связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма
деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий
пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным
материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно
задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по
обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику.
Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения.
Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного
запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в
форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной
мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и
художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе
(описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных
средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на
заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в
письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение),
рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и
волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова и других
классиков отечественной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с
учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о

защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая
литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе,
честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов,
сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет
(последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет,
интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки):
узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика,
построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация,
устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинноследственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного
произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие
умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи.
Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному
настрою, объяснять свой выбор.

- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
2 класс
Личностные результаты:
1. мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей умение использовать техники запоминания при
работе сучебным материалом;
2. положительная самооценка за счёт повышения успешности деятельности;
3. умения для организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:

1. управлять своим вниманием;
2. использовать технику дыхательных упражнений для достижения высокой умственной работоспособности;
3. активизация высших психических функций.
Познавательные УУД:
1. логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
2. обоснованно делать выводы, доказывать.
Коммуникативные УУД:
1. развивать способность взаимодействия и общения с другими людьми за счет улучшения качества устной речи;
2. оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
3. слушать и понимать речь других.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Обучающиеся должны знать:
1. Понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст.
2. Делить текст на части, озаглавливать части.
3. Пересказывать текст близко к тексту.
4. Определять главную тему, общую цель или назначение текста.
Обучающиеся должны уметь:
1. Осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами.
2. Читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью, позволяющей понимать прочитанное.
3. Определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова.
4. Сочинять на основе данного сюжета, картинок используя средства выразительности.
3 класс
Личностные результаты:
1. знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной деятельности;
2. мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей;
3. умение использовать техники запоминания при работе с учебным материалом;
4. положительная самооценка за счёт повышения успешности деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
1. управлять своим вниманием;
2. использовать технику дыхательных упражнений для достижения высокой умственной работоспособности;
3. активизация высших психических функций;
4. читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
5. составлять план работы по решению учебной задачи занятия.
Познавательные УУД:
1. логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
2. обоснованно делать выводы, доказывать;
3. извлекать и анализировать информацию из различных источников.

Коммуникативные УУД:
1. развивать способность взаимодействия и общения с другими людьми за счет улучшения качества устной речи;
2. оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
3. слушать и понимать речь других;
4. развивать способность взаимодействия и общения с другими людьми за счет улучшения качества устной речи;
5. строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление
высказываться,задавать вопросы.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Обучающие должны знать:
1. Пересказывать текст близко к тексту;
2. Определять главную тему, общую цель или назначение текста;
3. Выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
4. Объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
5. Отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
6. Редактировать предложения.
Обучающиеся должны уметь:
1. Находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы);
2. Понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
3. Выразительно читать небольшой текст по образцу;
4. Определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
5. сочинять на основе данного сюжета, картинок используя средства выразительности.
6. Распознавать типы текстов.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Второй класс – 34 ч
№п/п

Название текста, страница

Дома в скалах. Айсберг. Стр.4-5

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в
выяснении их смысла. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста.
Отвечают на вопросы в виде тестов.

2

Почему плачет крокодил. Как
отпугнуть крокодила. Стр.6-7

Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на
вопросы в виде тестов.

3

Сколько соли в море?

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в
выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

1

Снег круглый год.

Характеристика деятельности

Как прячется осьминог.

Стр.8-9
4

Против ветра.
Попутный ветер. Стр.10-11

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Отвечают на вопросы по содержанию
словами текста.

5

Кто живет в Антарктиде. Почему
исчезли динозавры. Стр.12-13

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Выявляют в тексте слова и выражения,
значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Прогнозируют
содержание читаемого текста.

6

Кошки в древнем Египте. Такса.
Стр.14-15

Формулируют тему текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

7

Искусство «каллиграфия».
Исчезнувшие буквы.

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в
выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

Стр.16-17
8

Как рыбаки помогают рыбе
зимой?

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Находят главную мысль,
сформулированную в тексте.

Необычные дрова. Стр.18-19

Как охотятся львы. Стр.20-21

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в
выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя.
Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

10

Старинные автомобили. Далеко.
Стр.22-23

Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют
содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

11

Солнечные автомобили. Парус.
Стр.24-25

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в
выяснении их смысла.

12

Ночной праздник. Шкура
леопарда. Стр.26-27

Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют
содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

13

Самая прочная нить.

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в
выяснении их смысла. Формулируют тему текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют

9

Собаки-водолазы.

Морской еж. Стр.28-29

содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.
14

Бумажные стены.
Дом на ножках. Стр.30-31

15

Дикие грибы.
Ледник. Стр.32-33

16

Новогодняя коллекция.

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Выявляют в тексте слова и выражения,
значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.
Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Отвечают на вопросы по содержанию словами
текста.
Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя.

стр.34-35
17

Помощник шахтеров.
Бесстрашные жуки-солдатики.
Стр.36-37

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в
выяснении их смысла. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста.
Отвечают на вопросы в виде тестов.

18

Бегуны по воде.

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя.Отвечают на вопросы по содержанию
словами текста.

Постель в дождевом лесу.
Стр.38-39
19

Джунгли Южной Америки. Глаз
лягушки. Стр.40-41

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в
выяснении их смысла. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание прочитанного текста.
Отвечают на вопросы в виде тестов.

20

Соляные деньги.

Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание
читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

Снежки в Новой Зеландии.
Стр.42-43
21

Фианит. Стр.44-45

Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют
содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

22

Все пальцы.

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание прочитанного текста. Отвечают на вопросы в
виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать

Погода в Англии. Стр.46-47

потребность в выяснении их смысла. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.
23

Огни на высоте. Книга рекордов.
Стр.48-49

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание прочитанного текста. Отвечают на вопросы в
виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать
потребность в выяснении их смысла. Прогнозируют содержание читаемого текста.

24

Древние книги.

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде
тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать
потребность в выяснении их смысла.

Строители мостов. Стр.50-51
25

Рубль. Денежка. Стр.52-53

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Отвечают на вопросы по содержанию
словами текста.

26

Температура воды и воздуха.
Названия игр с мячом.

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде
тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать
потребность в выяснении их смысла.

Стр.54-55
27

Консервированный воздух.
Праздник воды. Стр.56-57

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде
тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать
потребность в выяснении их смысла. Формулируют тему текста. Выявляют смысловой и
эмоциональный подтекст.

28

Праздник воды. Стр.58-59

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Отвечают на вопросы по содержанию
словами текста.

29

Дома из снега. Ловля акул.

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде
тестов.

Стр.60-61
30

Нежинские огурчики.
Стр.62-63

31

Празднование Нового года 1
января.Стр.64-65

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в
выяснении их смысла.
Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание прочитанного текста. Отвечают на вопросы в
виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать
потребность в выяснении их смысла. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.

32

Часы. Стр.66-67

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание прочитанного текста. Отвечают на вопросы в
виде тестов. Формулируют тему текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

33

Керамика. Стр.68-69

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Находят главную мысль,
сформулированную в тексте.

34

Филин. Зимородок. Стр.70-71

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Выявляют в тексте слова и выражения,
значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.
Третий класс – 34 ч

№п/п

Название текста, страница

Характеристика деятельности

1

Дорогие чашки. Молочное стекло.
Стр.4-5

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.
Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их
смысла. Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой
форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.
Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

2

Соликамск, Солигорск и Зальцбург.
Стр.6-7

Читают текст. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в
выяснении их смысла. Составляют вопросы к тексту, читают задания, отвечают на них в тестовой форме.
Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

3

Как едят в космосе. Подземные
лечебницы. Стр.8-9

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.
Сравнивают тексты «по памяти», читают задания и отвечают на них в тестовой форме. Выявляют смысловой и
эмоциональный подтекст.

4

Крылатые металлы. Дорогой
алюминий. Стр.10-11

Читают текст. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в
выяснении их смысла. Составляют вопросы к тексту, читают задания, отвечают на них в тестовой форме.
Придумывают заголовок. Анализируют тексты.

5

Коломенская верста.
Новгород.Стр.12-13

Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме.
Придумывают заголовок. Анализируют тексты.

6

Новгород - город старинный.

Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме.
Выписывают в тетрадь названия городов. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на
вопросы по содержанию словами текста.

Города - побратимы. Стр.14-15

7

Планета вода. Галька. Стр.16-17

Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в
выяснении их смысла. Анализ текста. Конструирование текста из двух частей.

8

Самолет хвостом вперед. Первый
автомобильный номер. Стр.18-19

Читают текст. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в
выяснении их смысла. Составляют вопросы к тексту, читают задания, отвечают на них в тестовой форме.
Придумывают заголовок. Анализируют тексты.

9

Кого не любят разные народы.
Древний компас.Стр.20-21

Чтение, ответы на вопросы по содержанию. Составление списка ключевых слов, пересказ текста по ним.
Находят главную мысль, сформулированную в тексте.

10

Белые ночи. Байкал. Стр.22-23

Чтение, ответы на вопросы. Составление списка ключевых слов, пересказ текста по ним.

11

Базальт и пемза. Алмаз и графит.
Стр.24-25

Читают текст. Составляют вопросы к тексту, читают задания, отвечают на них в тестовой форме.
Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на
вопросы по содержанию словами текста.

12

Тепло из-под земли. Долина
Гейзеров на Камчатке. Стр.26-27

Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме.
Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их
смысла. Придумывают заголовок. Анализируют тексты.

13

Самый мягкий трон. Ядовитый
водопад. Стр.28-29

Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам. Прогнозируют содержание читаемого текста. Выявляют
смысловой и эмоциональный подтекст.

14

Первый мультик. Лечение весельем.
Стр.30-31

Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в
выяснении их смысла. Анализ текста. Конструирование текста из двух частей. Находят главную мысль,
сформулированную в тексте.

15

Гиппопотам-водяная лошадь. Охота с
гепардами. Стр.32-33

Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме.
Придумывают заголовок. Анализируют тексты.

16

Два времени года. Тундра. Два
времени года. Сезон дождей. Стр.3435

Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме.
Выписывают в тетрадь названия городов. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

17

Бетон - искусственный камень?
Приливы и рыбалка.

Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме.
Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их
смысла. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Прогнозируют содержание читаемого текста.

Стр.36-37
18

Одно время года. Антарктида.

Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в

Почему коньки? Стр.38-39

выяснении их смысла. Письменный пересказ по ключевым словам.

19

Австралийцы-люди вверх ногами.
Поезда без моторов. Стр.40-41

Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме.
Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

20

Пальма и елка. Почему еловые ветки
лапами называются? Стр.42-43

Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в
выяснении их смысла. Письменный пересказ по ключевым словам. Находят главную мысль,
сформулированную в тексте.

21

Торнадо. Ветер. Стр.44-45

Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам.

22

Солнечная энергия. Зачем змеи и
греются на солнце? Стр.46-47

Читают текст. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в
выяснении их смысла. Составляют вопросы к тексту. читают задания отвечают на них в тестовой форме.
Придумывают заголовок. Анализируют тексты.

23

Спящие вулканы. Почему растут
сосульки? Стр.48-49

Чтение, ответы на вопросы в тестовой форме. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

24

Самые высокие горы на Земле. Зачем
рога горным козлам? Стр.50-51

Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в
выяснении их смысла. Письменный пересказ по ключевым словам. Выявляют смысловой и эмоциональный
подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

25

Почему кактусы толстые? Маленькие
строители. Стр.52-53

Читают текст. Составляют вопросы к тексту, читают задания, отвечают на них в тестовой форме.
Придумывают заголовок. Анализируют тексты.

26

Все цвета радуги. Как разгоняют
облака? Стр.54-55

Сопоставление текстов между собой. Прогнозируют содержание читаемого текста. Выявляют смысловой и
эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

27

Одно время года. Дождевые леса.
Радужные нерадуги. Стр.56-57

Сопоставление списка ключевых слов и пересказ текстов по ключевым словам.

28

Почему береза цветет ранней весной?
Подсолнух на картинах. Стр.58-59

Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.
Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

29

Акваланг. Осьмируки. Огонь. Вода и
газ. Стр.60-61

Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в
выяснении их смысла. Письменный пересказ по ключевым словам.

30

Зачем у кошки глаза светятся?
Пазлы. Стр.62-63

Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в
выяснении их смысла. Письменный пересказ по ключевым словам.

31

Футбол и регби. Стр.64-65

Читают текст. Составляют вопросы к тексту, читают задания, отвечают на них в тестовой форме.
Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

32

Кайра. Стр.66-67

Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.
Прогнозируют содержание читаемого текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на
вопросы по содержанию словами текста.

33

Придумать самолет. Стр.68-69

Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам, концовку дописывают самостоятельно.

34

Язык змеи. Стр.70-71

Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам.

- МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ»
Основная литература
1) Тетрадь-тренажер «Смысловое чтение»,
Беденко М. В. Авторская методика: 2 класс
2) Тетрадь - тренажер «Смысловое чтение»,
Беденко М. В. Авторская методика: 3 класс

Дополнительная литература
Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина И. В. Новикова. Худож. В. Н.
Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. – (Серия: «Бабушкин
сундучок»).
Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина – Ростов
н/Д.: Феникс,
2006.
–
157
с.:
ил.,
[8]
л.
Ил.
–
(Город
Мастеров). Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.:
Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).
Проснякова Т.Н. Бабочки: Энциклопедия технологий прикладного творчества.-Самара:
Изд. «Учебная литература», Изд.дом «Федоров»,2006.-48с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».