Приложение 1 Рабочая программа курса внеурочной деятельности Разговоры о важном

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к основной образовательной программе
среднего общего образования,
принятой на заседании педагогического
совета Протокол от 28.08.2023 №1,
утвержденной приказом директора
от 30.08.2023 №134/01-11

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
(для 10-11 классов)

2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего и среднего общего образования, федеральных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего
общего образования. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в
урочной и внеурочной деятельности.
Задачей педагога, реализующего программу, является развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре,
знаниям, здоровью.
Программа направлена на:
− формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
− формирование интереса к познанию;
− формирование осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;
− выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
− создание мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
− развитие у школьников общекультурной компетентности;
− развитие умения принимать осознанные решения и делать выбор;
− осознание своего места в обществе;
− познание себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
− формирование готовности к личностному самоопределению.
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие
документы.
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64100).
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101).
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69676).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69675).
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012 г. № 24480)
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован Минюстом России 12.09.2022 № 70034).
9. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных
занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03–1190.
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы
начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74229).
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы
основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74223).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы
среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74228).
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Программа реализуется в работе с обучающимися 10-11 классов. В 2023–2024 учебном году запланировано проведение 36 внеурочных
занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по понедельникам, первым уроком.

Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием Государственного флага Российской Федерации,
слушанием (исполнением) Государственного гимна Российской Федерации. Затем участники расходятся по своим классам, где проходит
тематическая часть занятия.
Сценарий внеурочного занятия рассчитан на 30 минут общения учителя с обучающимися. К каждому занятию разработаны методические
материалы.
Сценарий состоит из трех структурных частей: 1 часть — мотивационная (3 – 5 мин), 2 часть — основная (20 мин), 3 часть —
заключительная (3 – 5 мин). На каждую часть дано рекомендуемое время проведения.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине – России,
населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» должны быть
направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и
ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или) беседа с обучающимися. Занятия позволяют обучающемуся
вырабатывать собственную мировозренческую позицию по обсуждаемым темам.
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием
сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и
повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом федеральных образовательных программ начального общего, основного общего
и среднего общего образования. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её
не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется:
− в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
− в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в
программе воспитания;
− в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками
деятельность.
Ценностное наполнение внеурочных занятий

В основе определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа:
1) соответствие датам календаря;
2) значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается в календаре в текущем году.
Даты календаря можно объединить в две группы:
1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числа ежегодно (государственные и профессиональные праздники, даты
исторических событий). Например, «День народного единства», «День защитника Отечества», «Новогодние семейные традиции разных народов
России», «День учителя (советники по воспитанию)», «День российской науки» и т. д.
2. Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства. Например, «190-летие со дня рождения Д. Менделеева. День российской
науки», «215-летие со дня рождения Н. В. Гоголя», «Русский язык. Великий и могучий. 225 лет со дня рождения А. С. Пушкина».
В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые не связаны с текущими датами календаря, но являющиеся важными
в воспитании школьника. К примеру: «Мы вместе», «О взаимоотношениях в коллективе (Всемирный день психического здоровья, профилактика
буллинга)» и др. Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации,
поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей: становление у обучающихся гражданско-патриотических
чувств. Исходя из этого, в планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые
являются предметом обсуждения. Основные ценности характеризуются следующим образом.
1. Историческая память
– историческая память – обязательная часть культуры народа и каждого гражданина;
– историческая память соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить и продолжить достижения, мудрость, опыт, традиции прошлых
поколений;
– историческая память есть культура целого народа, которая складывается из объединения индивидульных переживаний, и включает
важнейшие нравственные качества: благодарность, уважение, гордость потомков за жизнь и подвиги предков.
Осознание этой нравственной ценности базируется на конкретном содержании занятия. Например, тема «День народного единства»
рассматривается на известных исторических фактах – единение людей, когда Родина нуждается в защите в 1612 г.
2. Преемственность поколений
– каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает, воссоздаёт, продолжает его достижения, традиции;

– семья построена на сохранении преемственности поколений. Память о предыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фото,
вещах, а также в гуманном отношении к старшим поколениям.
Например, тема: «О взаимоотношениях в семье (День матери)». Обсуждается проблема: каждое поколение связано с предыдущими и
последующими общей культурой, историей, средой обитания, языком общения. Каждый человек должен воспитывать в себе качества, которые
были характерны для наших предков, людей далёких поколений: любовь к родной земле, малой родине, Отечеству.
3. Патриотизм — любовь к Родине
– патриотизм (любовь к Родине) – самое главное качества гражданина;
– любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности к родному дому, малой родине;
– патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли; чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов
России.
Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях «Разговоров о важном». В каждом сценарии, в соответствии
с содержанием, раскрывается многогранность чувства патриотизма и его проявления в разных сферах человеческой жизни.
4. Доброта, добрые дела
− доброта — это способность (желание и умение) быть милосердным, поддержать, помочь без ожидания благодарности;
− благотворительность — проявление добрых чувств; благотворительность была распространена в России в прошлые века, что стало
сегодня примером для подражания. Например, тема «Мы вместе». Разговор о добрых делах граждан России в прошлые времена и в настоящее
время, тема волонтерства.
5. Семья и семейные ценности
– семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством, общими делами, но и значимыми ценностями —
взаимопониманием, взаимоподдержкой, традициями и т. д.;
– каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти на помощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание,
оказать помощь друг другу;
– обучающийся должен ответственно относиться к своей семье, участвовать во всех ее делах, помогать родителям;

– семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейные ценности представлены в традиционных религиях России. Тема
семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметом обсуждения на занятиях, посвященных темам: «О взаимоотношениях в семье
(День матери)», «Новогодние семейные традиции разных народов России» и др.
6. Культура России
– культура общества — это достижения человеческого общества, созданные на протяжении его истории;
– российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема во всем мире;
– культура представлена достижениями в материальной сфере (строительство, техника, предметы быта и др.), в духовной сфере (народное
творчество, литература, изобразительное искусство, музыка, театр и др.), а также в этике, культуре взаимоотношений людей.
Темы, связанные с осознанием обучающимися этой социальной ценности, подробно и разносторонне представлены в «Разговорах о
важном». Поэтому многие сценарии построены на чтении поэзии, обсуждении видеофильмов, произведений живописи и музыки: «По ту сторону
экрана. 115 лет кино в России», «Цирк! Цирк! Цирк! (к Международному дню цирка)».
7. Наука на службе Родины
– наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека;
– в науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящие свою деятельность;
– в России совершено много научных открытий, без которых невозможно представить современный мир.
О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают в процессе обсуждения тем: «190-лет со дня рождения Д.
Менделеева. День российской науки», «Я вижу Землю! Это так красиво».
Следует отметить, что многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но это не означает, что
учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и четкого воспроизведения нового термина или понятия.
Необходимо понимать, что на внеурочных занятиях как неучебных формируются определенные ценности: высшие нравственные чувства и
социальные отношения. В течение года учащиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит
постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им. При анализе содержания занятия, которое предлагается
в сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где функционирует данная
образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень развития учащихся, их интересы и потребности. При необходимости, исходя

из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие задания, выполнение которых предлагается
вместе с родителями, другими членами семьи.
Особенности реализации программы
Личностное развитие ребёнка – главная цель педагога. Личностных результатов обучающихся педагог может достичь, увлекая школьников
совместной и интересной многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы;
устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием.
Задача педагога, транслируя собственные убеждения и жизненный опыт, дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и
выбирать.
В приложениях к программе содержатся методические рекомендации, помогающие педагогу грамотно организовать деятельность
школьников на занятиях в рамках реализации программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Содержание программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
День знаний. Знакомство с проектами Российского общества «Знание». Возможности, которые предоставляют проекты общества
«Знание» для обучающихся различных возрастов.
Родина — не только место рождения. Природные и культурные памятники –чем гордимся, о чем помним, что бережем?
Зоя Космодемьянская – её подвиг бессмертен, её имя стало символом мужества и стойкости, а жизнь служит примером беззаветной
преданности Отечеству, истиной любви к своей Родине.
Право избирать и быть избранным гарантировано Конституцией Российской Федерации каждому гражданину нашей страны. Жизнь,
свобода, права иблагополучие граждан является одной из главных ценностей, а проявление гражданской позиции, желание участвовать в
развитии своего города, региона, страны – достойно уважения.
Ценность профессии учителя. Советник по воспитанию – проводник в мир возможностей, которые создало государство для каждого
ребенка в стране, наставник и «старший товарищ», помогающий как объединить школьный коллектив в дружную команду, так и выстроить
личную траекторию развития каждому ребенку.
Честность, открытость, готовность прийти на помощь – основа хороших отношений с окружающими. Уважение к окружающим – норма
жизни в нашем обществе. В условиях информационных перегрузок, разнообразия быстро решаемых задач, экономической нестабильности,
стрессы стали неотъемлемой составляющей жизни человека. Они приводят к депрессивному состоянию, которое, в свою очередь, может
привести к проблемам физического здоровья, конфликтам с близкими, неуверенности, озлобленности. Знания о том, как наладить отношения
в коллективе, сохранить свое психическое здоровье, как смотреть на мир позитивно, как не стать жертвой «травли», и самому не опуститьсядо
«травли» других, необходимы всем.

Давние культурные традиции России получают отражение в произведениях кинематографического искусства, которое имеет свой
«золотой фонд», признанный во всем мире. Отечественное кино передает наши традиционные ценности, великое культурно-историческое
наследие, отображает то, что объединяет нас как нацию. Развитие отечественного кино отражает не только основные вехи развития страны, но
и моделирует образ ее будущего. Кино, нарядус литературой и театром, позволяет человеку увидеть себя, как в «зеркале», соотнести свои
поступки с поступками героев, анализировать и рефлексировать, приобретать новые знания, знакомиться с миром профессий, с творчеством
талантливых людей, с историей и культурой страны.
Подразделения специального назначения (спецназ) в России имеют особую значимость, они олицетворяют служение Отечеству,
мужество и силу духа, беспримерное самопожертвование, готовность мгновенно прийти на помощь Родине. Военнослужащие спецназа
обладают особыми профессиональными,физическими и моральным качествами, являются достойным примеромнастоящего мужчины.
Единство нации – основа существования российского государства. Единствомногонационального народа, уважение традиций, религий,
уклада жизни всех народов является главным в жизни страны. Пока мы едины – мы непобедимы.
Технологический суверенитет нашей Родины необходимо защищать так же, как границы государства, это основа и залог существования
современной страны. Развитие сферы информационных технологий сегодня стратегически важно для будущего, профессии в этой сфере очень
перспективны и востребованы. Технологический суверенитет решает задачи обеспечения безопасности, получения энергии,
продовольственной независимости, транспортной связности. Логика развития экономики предполагает защиту и формирование
высокотехнологичных отраслей с высокой долей интеллектуальных вложений.
Появление новых профессий связано с цифровизацией экономики, движением к технологическому суверенитету.
Традиционная семья в России – это союз мужчины и женщины, которые создают и поддерживают отношения уважения, заботы и
взаимной поддержки. Основа семьи – это любовь. Важно, чтобы дети стремились создавать полноценныемногодетные семьи.
Что для каждого человека означает слово «Родина»? Это родители, семья, дом, друзья, родной город, регион, вся наша страна и народ.
Чувство любви к своейРодине человек несет в себе всю жизнь, это его опора и поддержка. Родина – это непросто территория, это, прежде всего
то, что мы любим и готовы защищать.
Волонтерство в России. Особенности волонтерской деятельности. Исторически сложилось, что в сложные годы нашей страны люди
безвозмездно помогали друг другу, оказывали всестороннюю поддержку. Даша Севастопольская, сёстры милосердия – история и
современность.
Россия — страна с героическим прошлым. Современные герои — кто они?
Россия начинается с меня?
Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и выполнение обязанностей. Ответственность — это осознанное поведение.
Новый год — праздник для всех россиян. У каждого народа есть интересныеновогодние семейные традиции. Знакомство с обычаями и
культурой новогодних праздников в нашей стране.

Первая печатная книга в России – «Азбука» Ивана Фёдорова. Способы передачи информации до появления письменности. Разница
между азбукой и букварем. «Азбука», напечатанная Иваном Федоровым: «Ради скорого младенческого научения». Любовь к чтению, бережное
отношение к книге начались 450 лет назад.
Современный человек должен обладать функциональной грамотностью, в том числе налоговой. Для чего собирают налоги? Что они
обеспечивают дляграждан? Выплата налогов – обязанность каждого гражданина Российской Федерации.
Голод, морозы, бомбардировки — тяготы блокадного Ленинграда. Блокадный паек. О провале планов немецких войск. 80 лет назад
город-герой Ленинград был полностью освобожден от фашистской блокады.
Кто такой союзник? Какие обязанности он на себя принимает, какими обладает правами? Что дает заключение союзного договора для
государств? Союзники России – государства, которые разделяют и поддерживают наши общиетрадиционные ценности, уважают культуру,
стремятся к укреплению союзных государств и поддерживают их.
Достижения науки в повседневной жизни. Научные и технические достижения в нашей стране. 190-летие великого русского учёногохимика, специалиста во многих областях науки и искусства Д.И. Менделеева.
День первооткрывателя. Россия является не только самой большой страной вмире, которую за ее продолжительную историю шаг за
шагом исследовали, изучали, открывали русские землепроходцы. Удивительные уголки нашей страны сегодня может открыть для себя любой
школьник.
День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает сегодня. Смекалка в военном деле. 280-летие
со дня рождения великого русского флотоводца, командующего Черноморским флотом (1790— 1798); командующего русско-турецкой
эскадрой в Средиземном море (1798—1800), адмирала (1799) Ф.Ф. Ушакова.
Подлинность намерений — то, что у тебя внутри. Как найти своё место в жизни? Что нужно для того, чтобы найти друзей и самому
быть хорошим другом?Примеры настоящей дружбы. Что нужно для того, чтобы создать хорошую семью и самому быть хорошим семьянином.
Поддержка семьи в России. Что нужно, чтобы найти свое призвание и стать настоящим профессионалом. Поддержка профессионального
самоопределения школьников в России. Эти вопросы волнуютподростков. Проблемы, с которыми они сталкиваются, и способы их решения.
Всемирный фестиваль молодежи – 2024. Сириус – федеральная площадка фестиваля. Исторические факты появления всемирного
фестиваля молодежи и студентов. Фестивали, которые проходили в нашей стране.
Российская авиация. Легендарная история развития российской гражданскойавиации. Героизм конструкторов, инженеров и летчиковиспытателей первых российских самолетов. Мировые рекорды российских летчиков. Современное авиастроение. Профессии, связанные с
авиацией.
Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского полуострова. Значение Крыма. Достопримечательности Крыма.
Россия – здоровая держава. Это значит, что жители страны должныстремиться поддерживать здоровый образ жизни. Физическое
и психическое здоровье населения играют важную роль в укреплении экономического потенциала и социальной стабильности страны,
повышают качество жизни каждого человека. Цирк как фантазийное и сказочное искусство. Цирк в России, История цирка,

Цирковые династии России. Знаменитые на весь мир российские силачи, дрессировщики, акробаты, клоуны, фокусники. Цирковые
профессии.
Главные события в истории покорения космоса. Отечественные космонавты- рекордсмены. Подготовка к полету — многолетний
процесс.
Николай Гоголь признанный классик русской литературы, авторзнаменитых «Мертвых душ», «Ревизора», «Вечеров на хуторе близ
Диканьки». Сюжеты, герои, ситуации из произведений Николая Гоголя актуальны по сей день. Экологичное потребление — способ
позаботиться о сохранности планеты.
Экологические проблемы как следствия безответственного поведения человека.Соблюдать эко-правила — не так сложно.
История Праздника труда. Труд – это право или обязанность человека?
Работа мечты. Жизненно важные навыки.
История появления праздника День Победы. Поисковое движение России.
Могила Неизвестного Солдата. Семейные традиции празднования Дня Победы.
19 мая 1922 года — день рождения пионерской организации. Цель еесоздания и деятельность. Причины, по которым дети
объединяются.
Неизвестный Пушкин. Творчество Пушкина объединяет поколения. ВкладА. С. Пушкина в формирование современного
литературного русского языка.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных, метапредметных и
предметныхобразовательных результатов.
Личностные результаты должны отражать:

 российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свой край, своюРодину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

 гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

 готовность к служению Отечеству, его защите;

 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного
на диалоге культур,а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

 сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии собщечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность испособность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в
нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям;навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской,проектной и других видах деятельности;

 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческихценностей;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
 приятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

 бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других
людей, умение оказывать первую помощь;

 осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализациисобственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности каквозможности участия в решении личных, общественных, государственных,общенациональных проблем;

 сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды;приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательнойпрограммы должны отражать:

 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать

деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;

 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;

 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовностьк самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

 готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, владение навыками получения
необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различныхисточниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию,получаемую из различных источников;

 умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норминформационной безопасности;

 умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
 умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей;

 владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства;

 владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемыхдействий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения программы среднего общего образования представлены с учетом специфики содержания
предметных областей,затрагиваемых в ходе участия в программе «Разговоры о важном»:
Русский язык и литература: сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой
практике; владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;владение умением анализировать текст
с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение умением представлятьтексты в виде тезисов,
конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; знание содержания произведений русской и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой; сформированность
представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; сформированность умений учитывать исторический,
историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; способность выявлять в
художественных текстах образы, темы и проблемы ивыражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и
письменных высказываниях.
Иностранные языки: владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение; умение выделять
общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка; сформированностьумения использовать иностранный язык
как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.
История: сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и
роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; владение комплексом знанийоб истории России и человечества в
целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; сформированность умений применять исторические
знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; сформированность умений вести диалог,обосновывать
свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Обществознание: сформированность знаний об обществе как целостнойразвивающейся системе в единстве и взаимодействии его
основных сфер и институтов; владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи
социальных объектов и процессов;сформированность представлений об основных тенденциях и возможныхперспективах развития мирового
сообщества в глобальном мире;сформированность представлений о методах познания социальных явлений ипроцессов; владение умениями
применять полученные знания в повседневнойжизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; сформированностьнавыков

оценивания социальной информации, умений поиска информации висточниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев
с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. География: владение представлениями о
современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества; владение географическим мышлением для
определения географических аспектов природных, социально- экономических и экологических процессов и проблем; сформированность
системыкомплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и
хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; владение умениями
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий; владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций,
получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях; владение умениями
географического анализа и интерпретации разнообразной информации; владение умениями применять географические знания для объяснения
и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
изменению ее условий; сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных
и социально-экономических аспектах экологических проблем.
Экономика: сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется
экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства; пониманиезначения этических норм и нравственных
ценностей в экономическойдеятельности отдельных людей и общества; сформированность уважительногоотношения к чужой собственности;
владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты,
аргументы и оценочные суждения; анализировать,преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических
задач в учебной деятельности и реальной жизни; понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться
в текущих экономических событиях в России и в мире.
Право: сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах; владение знаниями о понятии
права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях; сформированность представленийо Конституции Российской Федерации
как основном законе государства, владениезнаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации; сформированность
умений применять правовые знания для оцениванияконкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательствуРоссийской

Федерации; сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных
жизненныхситуациях.
Информатика: сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе
со средствами информатизации; понимания основправовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
Биология: владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции;
уверенное пользование биологической терминологией и символикой; владение основными методами научного познания; сформированность
собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим
проблемам и путям их решения.
Естествознание: сформированность представлений о целостнойсовременной естественнонаучной картине мира, о природе как единой
целостной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества; о пространственно- временных масштабах Вселенной; владение знаниями о
наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие
техники и технологий; сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения
здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также
выполнения роли грамотного потребителя; сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения
мегамира, макромира и микромира; сформированность умений понимать значимость естественнонаучного знания для каждого человека,
независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь скритериями
оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.
Астрономия: сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственновременных масштабах Вселенной; сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и
дальнейшем научно-техническом развитии;осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и
развитии международного сотрудничества в этой области.

Экология: сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного)
развития общества и природы, об экологических связях в системе "человек - общество - природа"; сформированность экологического
мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности; владение умениями применять
экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей; владение знаниями экологических
императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья
и безопасности жизни; сформированность личностного отношения к экологическимценностям, моральной ответственности за экологические
последствия своих действий в окружающей среде; сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной
социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической
культуры.
Основы безопасности жизнедеятельности: сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе
о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве,
повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние
человеческого фактора; знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от
внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий
противоправного характера, а также асоциального поведения; сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве
обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности; знание распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера.

Тематическое планирование 10–11 классы (1 час в неделю)
Темы
День знаний

Основное содержание
Знакомство
с проектами
Российского общества «Знание».
Возможности, которые
предоставляют
проекты общества
«Знание» для обучающихсяразличных
возрастов.

Деятельность школьников
Участие во вступительной беседе. Просмотр ролика о необходимости
знаний для жизненного успеха.
Участие в мотивационной беседе о чертах характера, которыеприсущи
людям с активной жизненной позицией, о мечтах и о том, как можно их
достигнуть.

Там, где Россия

Родина — не только место рождения.
Участие во вступительной беседе о России. Просмотр ролика о
История, культура,научные достижения: России.
чем мы можем гордиться?
Интерактивная викторина.
Чем полезны фенологические наблюдения. Их роль в жизничеловека.

Зоя.
К 100-летию со дня
рождения Зои
Космодемьянской

Зоя Космодемьянская – её подвиг
Участие во вступительной беседе. Просмотр видеоролика о жизнии
бессмертен, её имя стало символом подвиге Зои.
мужества и стойкости, а жизнь служит
Участие в беседе о том, как воспитываются черты личности героя.
примером
беззаветной преданности
Подвиг Зои был подвигом ради жизни будущих поколений. В защиту
Отечеству, истиной любви к своей
всего, что любила эта молодая девушка. Просмотр
Родине.
интерактивной карты, беседа о сохранении памятников героям.

18

Темы
Избирательная
система России
(30 лет ЦИК)

День учителя
(советники по
воспитанию)

Основное содержание
Деятельность школьников
Право избирать и быть избранным
Участие во вступительной беседе. Просмотр видеоролика обистории
гарантировано
Конституцией Центральной избирательной комиссии.
Российской
Федерации
каждому
Обсуждение ситуаций, возникающих в связи с голосованием и
гражданину нашей страны.
выборами.
Выполнение интерактивного задания «Избирательная система в
Жизнь,
свобода,
права
и
благополучие граждан является одной из России».
главных ценностей, а проявление
гражданской
позиции,
желание
участвовать в развитии своего города,
региона, страны –достойно уважения.
Ценность
профессии
учителя.
Советник по воспитанию –проводник в
мир возможностей, которые создало
государство для каждого ребенка в
стране, наставник и «старший товарищ»,
помогающий как объединить школьный
коллектив в дружную команду, так и
выстроить
личную траекторию развития каждому
ребенку.

Просмотр видеоролика.
Участие в командной работе: каким должен быть современный
Учитель? (создание кластера).
Участие в дискуссии на одну из предложенных тем: «Если бы я был
учителем, какими качествами обладал…, как относился бы к ученикам…,
как готовился к занятиям…, какие вспомогательные средства использовал
для проведения уроков?»; «Чем может помочь советник по воспитанию?»

19

Темы
О взаимоотношенияхв
коллективе
(Всемирный день
психического
здоровья,
профилактика
буллинга)

Основное содержание
В
условиях
информационных
перегрузок,
разнообразия
быстро
решаемых
задач,
экономической
нестабильности,
стрессы
стали
неотъемлемой составляющей жизни
человека.
Они
приводят
к
депрессивному состоянию, которое, в
свою очередь, может привести к
проблемам
физического
здоровья,
конфликтам с близкими, неуверенности,
озлобленности. Знания о том, как
наладить отношения в коллективе,
сохранить свое психическое здоровье,
как смотреть на мир позитивно, как не
стать жертвой «травли», и самому не
опуститься
до
«травли»
других,
необходимы всем.

Деятельность школьников
Мотивационная беседа о взаимосвязи физического и психического
здоровья.
Игра «Верю - не верю» о стереотипах в отношении здоровья и здорового
образа жизни.
Просмотр отрывков из мультфильмов и фильмов, обсуждение их. Беседа
о буллинге, его причинах и вреде, который он причиняет человеку.
Мастер-класс «Магия игры», в ходе которого школьники участвуют в
игровых упражнениях, помогающих снять стресс и психологическое
напряжение, выплеснуть негативные эмоции.
Мозговой штурм «Мои правила благополучия», в ходе которого
школьники составляют список лайфхаков класса о том, как подростку
справляться со стрессами, излишним давлением взрослых.
Итоговая рефлексивная беседа, в ходе которой школьники обсуждают
характеристики идеального коллектива, в котором имбыло бы комфортно
находиться. .

По ту сторону экрана.
115 лет кино в России

Развитие
отечественного
кино
отражает не только основные вехи
развития страны, но и моделирует образ
ее будущего. Кино, наряду слитературой
и театром, позволяетчеловеку увидеть
себя, как в
«зеркале», соотнести свои поступки с
поступками героев, анализировать и
рефлексировать, приобретать новые
знания, знакомиться с миром профессий,
с творчеством
талантливых людей, с историей и
культурой страны.

Мотивационная беседа о любимых мультфильмах и кинофильмах,
жанрах кино.
Просмотр видеоролика об истории российского игрового кино.
Обсуждение ролика.
Беседа о будущем кинематографа в цифровую эпоху.
Интерактивная игра, в ходе которой школьники называют
мультфильм или фильм по его отрывку.
Игра «Ты - актер», где дети пробуют себя в роли актеров немогокино.
Итоговая беседа о возможности создания собственного фильма о
классе, сделанного руками школьников.

20

Темы
День спецназа

День народного
единства

Основное содержание
Деятельность школьников
Подразделения
специального
Участие во вступительной беседе, просмотр видеоролика о видах
назначения (спецназ) в России имеют подразделений специального назначения в России.
особую
значимость,
они
Участие в обсуждении: «Качества личности бойца спецназа».
олицетворяют служение Отечеству,
Выполнение
интерактивного
задания
«Что
важнее
для
мужество и силу духа, беспримерное спецназовца – ум или сила?»
самопожертвование,
готовность
мгновенно прийти на помощь Родине.
Военнослужащие спецназа обладают
особыми
профессиональными, физическими и
моральным
качествами,
являются
достойным примером настоящего
мужчины.
Смутное время в истории нашей
страны. Самозванцы — одна из причин
продолжавшейся Смуты. Ополчение во
главе с князем Дмитрием Пожарским и
земским старостой Кузьмой Мининым.
Примеры единения народа не только
в войне

Участие во вступительной беседе о появлении праздника День
народного единства.
Знакомство с исторической справкой о событиях Смутноговремени.
Работа в группах: если бы вы жили в Смутное время, в чем вы бы
увидели причины появления народных ополчений? Обмен мнениями.
Дискуссия о том, что 4 ноября 1612 года воины народного ополчения
продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа вне
зависимости от происхождения, вероисповедания иположения в обществе.
Дискуссия о том, когда еще люди чувствуют,
что им надо объединяться?

21

Темы
Россия: взгляд в
будущее.
Технологический
суверенитет /
цифровая
экономика / новые
профессии

О взаимоотношенияхв
семье
(День матери)

Основное содержание
Технологический суверенитетрешает
задачи
обеспечения
безопасности,
получения энергии, продовольственной
независимости, транспортной связности.
Логика
развития
экономики
предполагает защиту
иформирование
высокотехнологичных
отраслей
с
высокой
долей
интеллектуальных
вложений.
Развитие
цифровой
экономики предполагает выстраивание
системы экономических, социальных и
культурных отношений, основанных на
использовании
цифровых
информационно-коммуникационных
технологий. Появление новыхпрофессий
связано с цифровизацией экономики,
движением
к
технологическому
суверенитету.

Деятельность школьников
Беседа о сущности понятий «суверенитет», «технологический
суверенитет», «цифровая экономика».
Просмотр видеоролика о цифровых технологиях, вошедших в
современную жизнь многих россиян, в экономику, образование и культуру
страны. Дискуссия, в ходе которой школьники высказываютсвои мнения о
возможностях и рисках, которые появляются в связи с проникновением
искусственного интеллекта во многие сферы не только экономики, но и
культуры, образования, спорта.
Игра-викторина «Язык не для всех», в ходе которой школьники
знакомятся с новыми понятиями в области цифровых технологий и с
профессиями будущего.
Интерактивное путешествие по городу профессий будущего, в ходе
которого школьники знакомятся с двенадцатью направлениями
профессиональной деятельности, которые охватывают 50 перспективных
профессий.
Рефлексивная беседа, в ходе которой педагог просит школьников
завершить некоторые из предложений, например: «Самое большое
открытие, которое я сделал на этом занятии – это …»; «Все говорят, что без
цифры сегодняшняя жизнь просто невозможна, я с этимутверждением …»;
«Если у меня спросят, готов ли я учится всю свою
жизнь, то я отвечу …»

Мама — важный человек в жизни
Участие в игре «Незаконченное предложение», во время которой
каждого. Материнская любовь — каждый школьник продолжает предложение «Первое, что приходит в
простая и безоговорочная.
голову, когда я слышу слово «мама» …»
Легко ли быть мамой?
Участие в групповом обсуждении случаев недопонимания мам и детей.
Поиск причин этого в процессе групповой работы.
Участие в беседе о том, что делает наших мам счастливыми

22

Темы
Что такое Родина?
(региональный и
местный компонент)

Основное содержание
Деятельность школьников
Что для каждого человека означает
Участие в беседе о том, когда каждый из нас чувствовал гордость при
слово «Родина»? Это родители, семья, виде государственных символов нашей страны. Какова региональная
дом, друзья, родной город, регион, вся символика? Что означают элементы герба, флага?
наша страна и народ. Чувство любви к
Знакомство с традициями народов, живущих на территории России.
своей Родине человек несет в себе всю
Участие в дискуссии о том, что объединяет людей разных
жизнь, это его опора и поддержка. национальностей в одной стране, что им в этом помогает?
Родина – это не просто территория, это,
прежде
всего то, что мы любим и готовы
защищать.

Мы вместе

История создания Красного Креста.
Знакомство школьников с информацией о создании в Международного
Особенности
волонтерской Комитета Красного Креста.
деятельности. Волонтёрство в России
Участие в обсуждении вопроса: действительно ли создание именно этой
организации можно считать началом волонтерского движения?
Работа в группах по составлению списка особенностей волонтерской
деятельности.
Обмен историями из жизни о волонтёрской деятельности

Главный закон
страны

Значение Конституции для граждан
Участие во вступительной беседе о значении слова «конституция»и о
страны. Знание прав и выполнение жизни без конституции.
обязанностей. Ответственность — это
Участие в обсуждении ситуаций, в которых было нарушение правили
осознанное поведение
невыполнение обязанностей.
Участие в игре «Незаконченное предложение», во время которой
каждый школьник продолжает предложение «Нужно знать Конституцию,
потому что…»
Участие в дискуссии об осознанном поведении и личной
ответственности

23

Темы
Герои нашего
времени

Основное содержание
Деятельность школьников
Россия — страна с героическим
Участие во вступительной беседе о непростой судьбе нашей страны, о
прошлым. Современные герои — кто войнах, которые выпали на долю народа и о героизме тех, кто вставал на ее
они? Россия начинается с меня?
защиту.
Участие в дискуссии о том, есть ли место героизму сегодня?
Обсуждение мнений школьников.
Участие в игре «Качества современного героя»

Новогодние семейные
традиции разных
народов России

Новый год — праздник всей семьи.
Игра «Вопрос из шляпы» (Все ли вы знаете о Новом годе?)
Новогодние
семейные
традиции.
Участие в дискуссии «Поделись новогодней традицией, которая
Новогодние приметы.
объединяет народы нашей страны».
Различные традиции встречи Нового
Участие в беседе о том, что чаще всего мы мечтаем о материальных
года у разных народовРоссии.
подарках, но есть ли что-то, что мы хотели бы изменить в себе в Новом
году?
Участие в разговоре о новогодних приметах, подарках.

От А до Я.
450 лет "Азбуке"Ивана
Фёдорова

Налоговая
грамотность

Способы передачи информации до
Беседа о разных способах передачи информации.
появления
письменности.
Разница
Блиц-опрос «Интересные факты об Азбуке».
между азбукой и букварем. «Азбука»,
Эвристическая
беседа «Первая печатная «Азбука»:
напечатанная Иваном Федоровым:
особенности».
Интерактивные задания, связанные с содержанием «Азбуки».
«Ради
скорого
младенческого
научения».
Современный
человек
должен
обладать
функциональной
грамотностью, в том числе налоговой.
Для чего собирают налоги? Что они
обеспечивают для граждан? Выплата
налогов –
обязанность
каждого
гражданина
Российской Федерации.

в

чем

Беседа о том, что такое налоговая система.
Блиц-опрос «Для чего государству необходим бюджет?».
Беседа «Права и обязанности налогоплательщика».
Интерактивное задание «Создай и распредели бюджет».

24

Темы
Непокоренные.
80 лет со дня полного
освобождения
Ленинграда от
фашистской блокады

Союзники России

Основное содержание
Голод, морозы, бомбардировки —
тяготы
блокадного
Ленинграда.
Блокадный паек. Способы выживания
ленинградцев.
О провале планов немецких войск. О
героизме советских воинов,
освободивших город на Неве.

Деятельность школьников
Участие в блиц-опросе «Что вы знаете о блокаде Ленинграда; каким
образом город попал в кольцо; зачем Гитлер хотел захватить город; почему
Ладожское озеро называют дорогой жизни; чем стало полное освобождение
Ленинграда от фашистской блокады для всей страны, для хода Великой
Отечественной войны?»
Беседа о том, что помогало людям выстоять в осажденном городе.
Работа в парах с дальнейшим обобщением: почему планам Гитлера не
суждено было сбыться?

Кто
такой
союзник?
Какие
Беседа о государствах-союзниках Российской Федерации.
обязанности он на себя принимает,
Блиц-опрос: «Какие традиционные ценности разделяютсоюзники?».
какими обладает правами? Что дает
Дискуссия: права и обязанности союзных государств.
заключение союзного договора для
В чем заключается союзническая поддержка? Что Россия делаетдля
государств? Союзники России – союзников?
государства, которые разделяют и
поддерживают
наши
общие
традиционные
ценности,
уважают
культуру, стремятся к укреплению
союзных государств и поддерживаютих.

Цивилизация без научных
190 лет со днярождения
достижений. Научные и технические
Д. Менделеева.
достижения в нашей стране. Вклад
День российской
российских ученых в мировую науку.
науки
Д.И. Менделеев и роль его
достижений для науки.
Достижения науки в повседневной
жизни. Плюсы и минусы научнотехнического прогресса

Участие во вступительной беседе о том, какой была бы жизнь
человека без научных достижений.
Участие в беседе об основных научных и технических
достижениях в нашей стране.
Участие в интерактивном задании «Д.И. Менделеев: не только
химия».
Участие в блиц – опросе «Примеры использования достижений
науки в повседневной жизни».
Работа в группах с дальнейшим обобщением: «Плюсы и минусы
научно-технического прогресса»

25

Темы
День
первооткрывателя

Основное содержание
Россия является не только самой
большой страной в мире, которую за ее
продолжительную историю шаг зашагом
исследовали,
изучали,
открывали
русские землепроходцы. Удивительные
уголки нашей страны сегодня может
открыть для себя любой школьник.

Деятельность школьников
Мотивационная беседа о первооткрывателях, открытиях и
удивительных местах России. Мозговой штурм, в ходе которого школьники
за 1 минуту должны назвать 15 российских городов; за вторую минуту - 15
российских рек; за третью – 15 названий деревьев, кустарников и цветов,
которые растут в их регионе.
Просмотр и обсуждение видеоролика Русского географического
общества о русских землепроходцах.
Игра «Своя игра», в которой разыгрываются вопросы об уникальных
местах России и их первооткрывателях.
Рефлексивная беседа со школьниками, в процессе которой они
продолжают предложения, начало которых произносит педагог: «Я никогда
не знал, что …»; «Если бы я делал пост в социальных сетях по итогам
нашего сегодняшнего разговора, то я назвал бы его …»;
«Каждый может стать первооткрывателем, потому что …».

День
защитника
Отечества:
Участие в интеллектуальной разминке «Что вы знаете о Днезащитника
День защитника
исторические традиции. Профессия Отечества».
Отечества.
Участие в дискуссии о причинах выбора профессии военного.
280 лет со днярождения военного: кто её выбирает сегодня.
Смекалка
в
военном
деле.
280летие
Участие в работе в парах: знакомство с примерами военныхдействий,
Федора Ушакова
со дня рождения великого русского в которых выручала смекалка.
флотоводца,
командующего
История и современность: уроки адмирала Ушакова.
Черноморским флотом (1790—1798);
Участие в беседе о том, как жители России выражают свою
командующего
русско-турецкой благодарность защитникам Отечества
эскадрой в Средиземном море (1798—
1800), адмирала (1799) Ф.Ф.
Ушакова.

26

Темы
Как найти свое местов
обществе

Всемирный
фестиваль
молодежи

Основное содержание
Что нужно для того, чтобы найти
друзей и самому быть хорошим другом?
Примеры настоящей дружбы. Что нужно
для того, чтобы создать хорошую семью
и самому быть хорошим семьянином.
Поддержка семьи в России. Что нужно,
чтобы найти свое призвание и стать
настоящим профессионалом. Поддержка
профессионального
самоопределения
школьников в России.

Деятельность школьников
Проблематизирующая беседа о трех слагаемых успешной
самореализации человека в обществе: дружбе, семье и профессии.
Выступление федерального спикера (о примерах и способах
самореализации человека в различных сферах общественной жизни).
Рефлексивная беседа «Мое будущее», в ходе которой школьники
обсуждают вопросы о том, как найти хороших друзей, как найти
спутника/спутницу жизни, чем руководствоваться выборе
профессии.
Групповая работа «Что я возьму с собой во взрослую жизнь?», в ходе
которой школьники в каждой группе из набора карточек выбирают 5 и
аргументируют всему классу свой выбор. В набор могутвходить, например,
карточки «умение готовить», «умение дружить»,
«умение учиться», «знать языки», «умение шутить» и т.д.

Всемирный фестиваль молодежи –
Групповая работа по созданию кластера «Всемирный фестиваль
2024. Сириус – федеральная площадка молодежи».
фестиваля.
Исторические
факты
Историческая справка об истории возникновения Всемирного
появления
всемирного
фестиваля фестиваля молодежи.
молодежи и студентов. Фестивали,
Беседа «Эмблемы и символы фестивалей».
которые проходили в
Дискуссия «Всемирный фестиваль молодежи 2024 вподробностях».
нашей стране.

27

Темы
Основное содержание
Легендарная
история
развития
«Первым делом
российской
гражданской
авиации.
самолеты».
О гражданскойавиации Героизм конструкторов, инженеров и
летчиков-испытателей
первых
российских
самолетов.
Мировые
рекорды российских летчиков.
Современное авиастроение.
Профессии, связанные с авиацией.

Деятельность школьников
Проблематизирующая беседа «Почему человек всегда хотелподняться в
небо?», в ходе которой обсуждаются события, связанные с первыми
попытками человека «обрести крылья».
Видеоролик об истории российской авиации, от первого полета в 1913
году на первом в мире четырехмоторном самолете «Русский витязь» до
современных авиалайнеров "Суперджет", МС-21, Ил-114-300, Ту-214, Ил96, "Байкал".
Интерактивная игра «33 ступеньки в небо», в ходе которой школьники
знакомятся с легендарными российскими пилотами, испытателями,
конструкторами.
Мастер-класс «Тренажер летчика», в ходе которого школьники
выполняют некоторые упражнения и задания (например, «Компас»,
«Часы» и др.) которые предлагают современным пилотам при профотборе.
Рефлексивная беседа «Я могу стать кем захочу, или уже нет?», в ходе
которой подростки рассуждают об ограничениях, которые накладывает
профессия пилота, о том, как может реализоваться мечтао небе, даже если
нельзя стать летчиком.

Крым. Путь домой

Красивейший полуостров с богатой
Участие в беседе о географическом положении Крыма с
историей.
История
Крымского использованием карты.
полуострова.
Значение
Крыма.
Самостоятельная работа по изучению информации по историиКрыма.
ДостопримечательностиКрыма
Работа в группах с обобщением: что с древних времен привлекало разные
народы в Крымском полуострове?
Обмен мнениями: что бы вы рекомендовали посетить в Крыму

Россия - здоровая
держава

Здоровый
образ
жизни
–
Дискуссия «Основные правила здорового образа жизни».
приоритетное
направление
в
Групповая работа: составление памятки о ЗОЖ.
большинстве
государств
мира.
Дискуссия «Следуешь моде – вредишь здоровью» (о тату,пирсинге,
Основные составляющие здоровья.
энергетиках и т.д.).
Современные проекты, связанные со
здоровьем.

28

Темы
Цирк! Цирк! Цирк!
(К Международному
дню цирка)

Основное содержание
Цирк как фантазийное и сказочное
искусство. Цирк в России, История
цирка, цирковые династии России.
Знаменитые на весь мир российские
силачи,
дрессировщики,
акробаты,
клоуны,
фокусники.
Цирковые
профессии.

Деятельность школьников
Просмотр видеоролика об истории цирка в России, начиная спервого
стационарного цирка, построенного в Петербурге в 1877году.
Беседа о современном цирке, причинах его популярности у детей и
взрослых, о видах циркового искусства (клоунаде, акробатике,
эквилибристике, гимнастике, жонглировании, эксцентрике, иллюзионизме,
пантомиме, дрессировке животных).
Мастер-класс «Фокус здесь и сейчас», в ходе которого школьники
разучивают несколько простых фокусов.
Видео-викторина «Клоун», в ходе которой школьники знакомятся
великими российскими клоунами (Юрий Никулин, Олег Попов, Юрий
Куклачев, Вячеслав Полунин).
Рефлексивная беседа о том, как важно уметь поддерживать оптимизм в
себе и в окружающих.

«Я вижу Землю!
Это так красиво».

Главные
события
в
истории
покорения космоса. Отечественные
космонавты-рекордсмены.
Подготовка к полёту —многолетний
процесс.
Художественный фильм «Вызов»
- героизм персонажей и реальных людей.

Участие во вступительной беседе об основных исторических событиях
в космонавтике. Самостоятельная работа в группах: найти в интернете
информацию о космонавте и сделать сообщение для одноклассников
(Герман Титов, Валентина Терешкова, Алексей Леонов, Светлана
Савицкая, Валерий Поляков, Елена Кондакова,Сергей Крикалев, Геннадий
Падалка, Анатолий Соловьев).
Участие в беседе о трудном процессе подготовки к полёту. Обсуждение
фильма «Вызов» - в чем заключался героизм главных
действующих лиц и актрисы и режиссера фильма.

29

Темы
215-летие со дня
рождения Н. В.
Гоголя

Экологичное
потребление

Труд крут!

Урок памяти

Основное содержание
Николай Гоголь – признанный
классик русской литературы, автор
знаменитых «Мертвых душ»,
«Ревизора», «Вечеров на хуторе близ
Диканьки». Сюжеты, герои, ситуации из
произведений
Николая
Гоголя
актуальны по сей день.

Деятельность школьников
Проблематизирующая беседа «Классик есть классик», в ходе которой
школьники обсуждают, какие сюжеты, герои, ситуации из произведений
Гоголя можно было назвать современными.
Игра «Закончи фразу, ставшую крылатой», в ходе которой школьники
продолжают знаменитые фразы из произведений Н. Гоголя.
Интерактивная игра, в ходе которой школьники по отрывкам из
телеспектаклей, кинофильмов, иллюстраций, созданных по произведениям
Николая Гоголя, называют произведение и его главных героев.
Дискуссия, в ходе которой школьники обсуждают фразу И.А.Гончарова
«Он, смеша и смеясь, невидимо плакал…».

Экологичное потребление — способ
Участие во вступительной беседе об экологическом потреблении.
позаботиться о сохранности планеты. Обсуждение экологических проблем, существующих в России, и ролилюдей
Экологические проблемы как следствия в их появлении, поиски решений.
безответственногоповедения человека.
Работа в группах по составлению общего списка эко-правил, которые
легко
может соблюдать каждый
Соблюдать эко-правила — не так
сложно
История Праздника труда.
Труд — это право или обязанность
человека?
Работа мечты. Жизненно важные
навыки

Вступительная беседа об истории Праздника труда.
Участие в дискуссии: «Труд — это право или обязанность
человека?»
Мозговой штурм — обсуждение критериев работы мечты.
Блиц-опрос «Владеете ли вы элементарными трудовыминавыками?»

Участие во вступительной беседе об истории появления праздникаДень
История появления праздника День
Победы. Поисковое движение России. Победы. Участие в беседе о том, что заставляет тысячи человекзаниматься
Могила
Неизвестного
Солдата. поиском и захоронением останков погибших защитниковОтечества?
Обмен мнениями: есть ли в вашей семье традиция отмечать День
Семейные традиции празднования Дня
Победы? Участвует ли семья в шествиях Бессмертного полка?
Победы. Бессмертный полк
30

Темы
Будь готов!
Ко дню детских
общественных
организаций

Русский язык.
Великий и могучий.
225 со дня рождения
А. С. Пушкина

Основное содержание
Деятельность школьников
19 мая 1922 года — день рождения
Участие во вступительной беседе о пионерской организации.
пионерской организации. Цель её
Участие в дискуссии о том, какое должно быть детское
создания и деятельность. Распад общественное объединение, чтобы вам захотелось в него вступить.
пионерской организации. Причины, по
Участие в мозговом штурме по выдвижению причин, по которымдети
которым дети объединяются
объединяются.
Участие в беседе о том, какие бывают детские общественные
объединения
Неизвестный Пушкин.
Творчество Пушкина объединяет
поколения. Вклад А. С. Пушкина в
Формирование современного
литературного русского языка.

Брейн- ринг «Узнай произведение по иллюстрации».
Историческая справка «Малоизвестные факты из жизни А. С.Пушкина».
Эвристическая беседа «Мы говорим на языке Пушкина».
Интерактивные задания на знание русского языка.

31

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№п/п
1
1
2
2
1
2
3
4
5
4
1
2
3
4

НАЛИЧИЕ ОБЪЕКТОВ И СРЕДСТВ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Цифровые образовательные ресурсы
razgovor.edsoo.ru
Портал с цифровыми образовательными ресурсами для начальной школы http://www.openclass.ru/
Техническое средство обучения
Компьютер
Проектор
Принтер
Сканер
Устройство вывода звуковой информации
Экранно – звуковые пособия
Презентация
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения
Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по литературному чтению
Видеофрагменты, отражающие основные темы обучения

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».