ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к основной образовательной программе начального общего образования, принятой на заседании педагогического совета Протокол от 28.08.2023 №1, утвержденной приказом директора от 30.08.2023 №134/01-11 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР РУССКОГО ЯЗЫКА И РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» (для 1–4 классов) 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа внеурочной деятельности «Удивительный мир русского языка и родной литературы» разработана для реализации наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся, а также литературного чтения. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку и литературному чтению, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм. Цель: расширение представлений о русском (русском) языке и родной (русской) литературы как духовной и культурной ценности народа; совершенствование коммуникативных умений, развитие языковой интуиции; включение учащихся в практическую речевую деятельность на русском языке и литературном чтении; первое знакомство с фактами истории родного языка. Задачи: развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства - языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и повествования небольшого объема пользуясь средствами языковой выразительности; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, - чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Актуальность: ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг. Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы. Новизна программы «Удивительный мир родного русского языка и родной литературы» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к родному (русскому) языку и чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, уважения и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях игровые моменты. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Описание места курса внеурочной деятельности На реализацию курса внеурочной деятельности «Удивительный мир родного (русского) языка и родной литературы» в 4 классе отводится: первое полугодие - русский родной - 1 час в неделю (17 часа); 2 полугодие - родная литература 1 ч в неделю (17 часов). Общая характеристика курса внеурочной деятельности Курс предназначен для сопровождения и поддержки основного курса русского языка. Занятия позволят расширить представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, развить познавательный интерес, любовь и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре. Особое внимание уделяется совершенствованию коммуникативных умений и культуры устной и письменной речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования. Формы проведения и контроля деятельности Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит из заданий и занимательных упражнений. лекции; практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок; анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия; самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая. Целью контроля организации внеурочной деятельности является организация, сбор, обработка и распространение информации, отражающей результативность внеурочной деятельности по следующим критериям: - рост активности обучающихся; - рост мотивации к активной познавательной деятельности; - уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков; - качественное изменение в личностном развитии; - удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы. Способами определения результативности программы является диагностика, проводимая в начале и в конце каждого года обучения в виде естественно педагогического наблюдения. В конце года Тесты достижений ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков и как меры успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности. Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели: - степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; - поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; - результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно. Косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР РОДНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение родного русского языка, отражающего историю и культуру страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями; уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях; Духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); Эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; Трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений; Экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих ей вред; ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия. Базовые логические действия: сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц; объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации языковых единиц; классифицировать языковые единицы; находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. Базовые исследовательские действия: с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. Работа с информацией: выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини исследования, проектного задания; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия. Самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; находить ошибки, допущенные при работе с языковым мате-риалом, находить орфографические и пунктуационные ошибки; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. Тематическое планирование «Удивительный мир русского языка и родной литературы» 4 класс № Разделы программы, тема программы (курса) Количество часов Всего Раздел 1. «Русский язык: прошлое и настоящее» Теория Практика Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Великий, могучий, правдивый и Электронные библиотеки и свободный русский язык. Дерево держится видео корнями, а Мультимедийная презентация и человек семьёй. видео Земля согревается солнышком, а Электронные библиотеки и человек – добротой. Мир освещается видео солнцем, а Мультимедийная презентация и человек учёбой. Пословица- видео всем делам Мультимедийная презентация и видео помощница. Сто лет думай, а лучше не придумаешь. Лексика, заимствованная русским Электронные библиотеки и виде языком из языков народов России и мира. Повторение «Русский язык: Мультимедийная презентация и прошлое и настоящее». Итого по разделу Раздел 2. «Сказано русским языком» видео 2.1 Как правильно произносить слова. 2.2 Трудные видео случаи образования глагольных форм. 2.3 Мультимедийная презентация и Знаки препинания. Мультимедийная презентация и видео Мультимедийная презентация и видео 2.4 Повторение «Сказано русским языком». Электронные библиотеки и видео Итого по разделу Раздел 3. «Секреты речи и текста» Учимся строить диалог. Электронные библиотеки и видео Типы заголовков. Мультимедийная презентация и видео Составляем план текста. Электронные библиотеки и видео Пересказываем текст. Мультимедийная презентация и видео Редактируем списанное. Мультимедийная презентация и видео Повторение - мать учения. Проверочная работа. Электронные библиотеки и видео Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ № Разделы программы, тема программы (курса) Количество часов Всего Теория Практика Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» Электронные библиотеки и видео (в сокращении), «И вспомнил Олег коня своего». Из книги «Рассказы начальной Электронные библиотеки и видео русской летописи» Итого по разделу Раздел 2. Литературные сказки М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб» видео В. Ф. Одоевский «Городок в 1 табакерке» С.Т. Аксаков «Аленький В.М. Гаршин «Сказка о жабе и Е.Л. Электронные библиотеки и видео 1 розе» Мультимедийная презентация и видео цветочек» Электронные библиотеки и Мультимедийная презентация и видео Шварц «Сказка о потерянном времени» Итого по разделу Электронные библиотеки и видео Раздел 3. Страна детства Б. С. Житков «Как я ловил 1 человечков» М. М. Зощенко «Ёлка» Мультимедийная презентация и видео 1 Электронные библиотеки и видео Итого по разделу Раздел 4. В.Я. Брюсов «Опять сон», 1 «Детская» Мультимедийная презентация и видео С. Есенин «Бабушкины сказки» 1 Электронные библиотеки и видео М. И. Цветаева «Бежит тропинка 1 с бугорка», «Наши царства» Итого по разделу Мультимедийная презентация и видео Раздел 5. Страна Фантазия Е.С. Велтистов «Приключение 1 электроника» Кир Мультимедийная презентация и видео Булычёв «Путешествие 1 Алисы Мультимедийная презентация и видео Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Содержание курса внеурочной деятельности Секреты речи и текста Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Озаглавливание. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос уточнение, вопрос как запрос на новое содержание). Язык в действии Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов). Смыслоразличительная роль ударения. Слово и его значение Многозначные слова. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов). Практическая работа. Работа в библиотеке с книгами. Проектное задание. Работа в библиотеке с книгой Л. Успенского «Слово о словах». Русский язык: прошлое и настоящее Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Практическая работа. Оформление буквиц и заставок. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.) Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках). Работа в библиотеке. Откуда к нам пришли малые жанры фольклора. Проектное задание. Словарь в картинках. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания курса внеурочной деятельности. Личностные результаты • Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД: чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе; положительного отношения к урокам русского языка; • уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы; • интереса к языковой и речевой деятельности; • представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа; • представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.); • первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности. Регулятивные УУД: Обучающиеся научатся: • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; • проговаривать последовательность действий на уроке; • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; • учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: Обучающиеся научатся: • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУД: Обучающиеся научатся: • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); • слушать и понимать речь других; • выразительно читать и пересказывать текст; • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). Предметные результаты: Обучающиеся научатся: • распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; • использовать словарные статьи для определения лексического значения слова; • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); • осознавать смыслоразличительную роль ударения; • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; • использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; • владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; • анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты. КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ И УТОЧНЕНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ: «Чего не хватает на этих рисунках?», «Какие предметы спрятаны на рисунках?», «Лабиринты», «Корректор», «Установи последовательность», «Размещение набора игрушек по словесной инструкции», «Назвать изображения с пропущенными деталями», «Показать и назвать изображения, наложенные друг на друга». КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ: «Заучивание 10 слов», «Что изменилось», «Беспорядок», «Подбери другое слово» КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ: «Разрезные картинки», «Исключение лишнего», «Найди сходство и различия», «По каким признакам можно объединить предметы», «4 лишний», «Назови противоположные признаки», «Узнать буквы по зеркальному изображению», «Показать правильную букву в зеркальном изображении», «Какая буква спряталась в рисунках», «Классификация на основе двух признаков», «Сравнение сюжетных картинок». КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ: «Разгадай послание», «Найти одинаковые предметы», КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ: «Подбор предметов по данному обобщающему понятию», «Исключение слов, не относящихся к данному понятию», «Составление предложений на основе образца», «Составление предложений с данным словом», «Составление предложений со словами, имеющими противоположное значение», «Словесное рисование», «Составление предложений по опорным словам» и т.д. КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ И СЕНСОРИКИ: «Пальчиковые игры» (с речевым сопровождением; разведение и сведение ладоней; поочерёдная смена положений рук; без речевого сопровождения), «Упражнения с использованием предметно-практической деятельности» (конструирование из кубиков, палочек по образцу и по памяти; КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЛУХО-ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ: «Упражнение на воспроизведение ритмических структур», «Узнавание ритма с опорой на зрительную модель», «Воспроизведение ритма». КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ: «Артикуляционная гимнастика», «Чтение слоговых таблиц» (отраженное воспроизведение, последовательное чтение, чтение вразбивку), «Узнавание звуков», «Определение наличия звука», «Подбор слов на заданный звук», «Добавление в слово недостающего звука», «Цепочка слов», «Найти ошибки в стихотворении», «Изменить слова по образцу», «Чистоговорки», «Слоговое лото». МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ № п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения 1. Цифровые образовательные ресурсы 1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/ ). 2. Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru 3 Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm 2. Технические средства обучения 1. Ноутбук – рабочее место учащегося 2. Интерактивная доска 3. Проектор 4. Принтер 5. Устройства вывода звуковой информации (колонки) 3. Экранно-звуковые пособия Презентации (ЦОР) 1. 1 1 1 1 1