Приложение 1 Рабочая программа курса внеурочной деятельности Удивительный мир русского языка и родной литературы

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к основной образовательной программе
начального общего образования,
принятой на заседании педагогического
совета Протокол от 28.08.2023 №1,
утвержденной приказом директора
от 30.08.2023 №134/01-11

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР РУССКОГО ЯЗЫКА И РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
(для 1–4 классов)

2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Удивительный мир русского языка и родной литературы» разработана для реализации наряду
с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся, а также литературного чтения.
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения
во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования по русскому языку и литературному чтению, заданных соответствующим федеральным государственным
образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература»
имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса.
Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом
социализации личности, приобщения ее к культурно историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных
знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения.
Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми
характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его
социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм
поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций
моральных норм.
Цель: расширение представлений о русском (русском) языке и родной (русской) литературы как духовной и культурной ценности
народа; совершенствование коммуникативных умений, развитие языковой интуиции; включение учащихся в практическую речевую
деятельность на русском языке и литературном чтении; первое знакомство с фактами истории родного языка.
Задачи: развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства - языка в соответствии с целями, задачами
и условиями общения; овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания
и повествования небольшого объема пользуясь средствами языковой выразительности; воспитание позитивного эмоционально-ценностного
отношения к родному языку, - чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса

к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Актуальность: ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают
хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается
для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и
эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного
чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.
Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на
добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном
сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Новизна программы «Удивительный мир родного русского языка и родной литературы» состоит в решении проблемы организации
внеурочного чтения. Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к родному (русскому) языку и чтению
осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно
проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского
кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, уважения и др. Быстрая
утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на
занятиях игровые моменты. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу.
Описание места курса внеурочной деятельности
На реализацию курса внеурочной деятельности «Удивительный мир родного (русского) языка и родной литературы» в 4 классе
отводится: первое полугодие - русский родной - 1 час в неделю (17 часа); 2 полугодие - родная литература 1 ч в неделю (17 часов).
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Курс предназначен для сопровождения и поддержки основного курса русского языка. Занятия позволят расширить представления о
русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, развить познавательный интерес, любовь и уважительное
отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре. Особое внимание уделяется совершенствованию коммуникативных умений

и культуры устной и письменной речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования.
Формы проведения и контроля деятельности
Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется
индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных,
психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит из заданий и занимательных упражнений.


лекции;



практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических



раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;



анализ и просмотр текстов;



самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;



интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия;



самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая.
Целью контроля организации внеурочной деятельности является организация, сбор, обработка и распространение информации,
отражающей результативность внеурочной деятельности по следующим критериям:
- рост активности обучающихся;
- рост мотивации к активной познавательной деятельности;
- уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских
компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
- качественное изменение в личностном развитии;
- удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы. Способами определения результативности программы является

диагностика, проводимая в начале и в конце каждого года обучения в виде естественно педагогического наблюдения.
В конце года Тесты достижений ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков и как
меры успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности.
Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели: - степень помощи, которую оказывает учитель учащимся
при выполнении заданий; - поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно.
Косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку,
окружающему миру, литературному чтению
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
КУРСА «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР РОДНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через
изучение родного русского языка, отражающего историю и культуру страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций
при работе с художественными произведениями; уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в
художественных произведениях;
Духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых
средств для выражения своего состояния и чувств; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

Эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в
том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и
безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной
информации в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
Трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных
произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
Экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий,
приносящих ей вред; ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка,
активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие
познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия: сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц,
устанавливать аналогии языковых единиц; объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц; классифицировать языковые единицы; находить в языковом
материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий

при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; выявлять недостаток
информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную
информацию; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия: с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой
ситуации; сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное
задание; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым
материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного
языкового материала; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией: выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации,
для уточнения; согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях,
справочниках; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа
её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и
произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео,
графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой
среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; признавать возможность
существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии
с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини исследования, проектного задания; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных
задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов
и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать конфликты; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные
проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность
выбранных действий.
Самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для
преодоления речевых и орфографических ошибок; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц; находить ошибки, допущенные при работе с языковым мате-риалом, находить
орфографические и пунктуационные ошибки; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно
оценивать их по предложенным критериям.
Тематическое планирование «Удивительный мир русского языка и родной литературы»

4 класс
№

Разделы программы, тема
программы (курса)

Количество часов
Всего

Раздел 1. «Русский язык: прошлое и настоящее»

Теория

Практика

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы



Великий, могучий, правдивый и







Электронные библиотеки и

свободный русский язык.


Дерево

держится

видео

корнями,

а







Мультимедийная презентация и

человек семьёй.


видео

Земля согревается солнышком, а







Электронные библиотеки и

человек – добротой.


Мир

освещается

видео
солнцем,

а







Мультимедийная презентация и

человек учёбой.


Пословица-

видео
всем

делам







Мультимедийная презентация и
видео

помощница. Сто лет думай, а
лучше не придумаешь.


Лексика, заимствованная русским







Электронные библиотеки и
виде

языком из языков народов России
и мира.


Повторение

«Русский

язык:







Мультимедийная презентация и

прошлое и настоящее». 
Итого по разделу
Раздел 2. «Сказано русским языком»

видео




2.1

Как

правильно

произносить







слова.
2.2

Трудные

видео
случаи

образования







глагольных форм.
2.3

Мультимедийная презентация и

Знаки препинания.

Мультимедийная презентация и
видео







Мультимедийная презентация и
видео

2.4

Повторение «Сказано русским







языком».

Электронные библиотеки и
видео

Итого по разделу





Раздел 3. «Секреты речи и текста»


Учимся строить диалог.







Электронные библиотеки и
видео



Типы заголовков.







Мультимедийная презентация и
видео



Составляем план текста.







Электронные библиотеки и
видео



Пересказываем текст.







Мультимедийная презентация и
видео



Редактируем списанное.







Мультимедийная презентация и
видео



Повторение

-

мать

учения.







Проверочная работа. 

Электронные библиотеки и
видео

Итого по разделу



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО










ПРОГРАММЕ


№

Разделы программы, тема
программы (курса)

Количество часов
Всего

Теория

Практика







Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Летописи


«И повесил Олег щит свой на
вратах

Царьграда»

Электронные библиотеки и
видео

(в

сокращении), 


«И вспомнил Олег коня своего».



Из книги «Рассказы начальной



Электронные библиотеки и
видео

русской летописи»
Итого по разделу





Раздел 2. Литературные сказки


М. Ю. Лермонтов «Ашик –







Кериб»


видео

В. Ф. Одоевский «Городок в

1





табакерке»


С.Т.

Аксаков

«Аленький







В.М. Гаршин «Сказка о жабе и

Е.Л.

Электронные библиотеки и
видео

1





розе»


Мультимедийная презентация и
видео

цветочек»


Электронные библиотеки и

Мультимедийная презентация и
видео

Шварц

«Сказка

о







потерянном времени»
Итого по разделу

Электронные библиотеки и
видео



Раздел 3. Страна детства


Б. С. Житков «Как я ловил

1





человечков»


М. М. Зощенко «Ёлка»

Мультимедийная презентация и
видео

1





Электронные библиотеки и
видео

Итого по разделу



Раздел 4.


В.Я.

Брюсов

«Опять

сон»,

1





«Детская»


Мультимедийная презентация и
видео

С. Есенин «Бабушкины сказки»

1





Электронные библиотеки и
видео



М. И. Цветаева «Бежит тропинка

1





с бугорка», «Наши царства»
Итого по разделу

Мультимедийная презентация и
видео



Раздел 5. Страна Фантазия


Е.С. Велтистов «Приключение

1





электроника»


Кир

Мультимедийная презентация и
видео

Булычёв

«Путешествие

1





Алисы

Мультимедийная презентация и
видео

Итого по разделу



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО







ПРОГРАММЕ


Содержание курса внеурочной деятельности
Секреты речи и текста
Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Озаглавливание.
Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам.
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи
для участия в диалоге (Как вежливо попросить?
Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос уточнение, вопрос как запрос на новое
содержание).
Язык в действии
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Слово и его значение
Многозначные слова. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости
слов).
Практическая работа. Работа в библиотеке с книгами.
Проектное задание. Работа в библиотеке с книгой Л. Успенского «Слово о словах».
Русский язык: прошлое и настоящее
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Практическая работа. Оформление буквиц и
заставок.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:
1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.).
2) Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.)

Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках). Работа в библиотеке. Откуда к нам пришли
малые жанры фольклора.
Проектное задание. Словарь в картинках.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Система планируемых результатов дает представление
о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными,
познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания курса
внеурочной деятельности.
Личностные результаты
• Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД: чувства гордости за свою Родину, российский
народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе; положительного отношения к урокам русского
языка;
• уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
• интереса к языковой и речевой деятельности;
• представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
• представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на
Земле и др.);
• первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности
на уроке и в проектной деятельности. Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
• определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; • проговаривать последовательность действий на уроке;
• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

• учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
• ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
• находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других;
• выразительно читать и пересказывать текст;
• договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
• учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
• распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по
указанной тематике;
• использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
• понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
• произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
• осознавать смыслоразличительную роль ударения;

• различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
• владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
• использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
• владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского
народа;
• анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты.

КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ
РАЗВИТИЮ И УТОЧНЕНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ:
«Чего не хватает на этих рисунках?», «Какие предметы спрятаны на рисунках?», «Лабиринты», «Корректор», «Установи
последовательность», «Размещение набора игрушек по словесной инструкции», «Назвать изображения с пропущенными деталями»,
«Показать и назвать изображения, наложенные друг на друга».
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ:
«Заучивание 10 слов», «Что изменилось», «Беспорядок», «Подбери другое слово»
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ:
«Разрезные картинки», «Исключение лишнего», «Найди сходство и различия», «По каким признакам можно объединить
предметы», «4 лишний», «Назови противоположные признаки», «Узнать буквы по зеркальному изображению», «Показать
правильную букву в зеркальном изображении», «Какая буква спряталась в рисунках», «Классификация на основе двух признаков»,
«Сравнение сюжетных картинок».
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ:
«Разгадай послание», «Найти одинаковые предметы»,
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:

«Подбор предметов по данному обобщающему понятию», «Исключение слов, не относящихся к данному понятию»,
«Составление предложений на основе образца», «Составление предложений с данным словом», «Составление предложений со
словами, имеющими противоположное значение», «Словесное рисование», «Составление предложений по опорным словам» и т.д.
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ И СЕНСОРИКИ:
«Пальчиковые игры» (с речевым сопровождением; разведение и сведение ладоней; поочерёдная смена положений рук; без
речевого сопровождения), «Упражнения с использованием предметно-практической деятельности» (конструирование из кубиков,
палочек по образцу и по памяти;
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЛУХО-ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ:
«Упражнение на воспроизведение ритмических структур», «Узнавание ритма с опорой на зрительную модель»,
«Воспроизведение ритма».
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ:
«Артикуляционная гимнастика», «Чтение слоговых таблиц» (отраженное воспроизведение, последовательное чтение, чтение
вразбивку), «Узнавание звуков», «Определение наличия звука», «Подбор слов на заданный звук», «Добавление в слово недостающего
звука», «Цепочка слов», «Найти ошибки в стихотворении», «Изменить слова по образцу», «Чистоговорки», «Слоговое лото».

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
1. Цифровые образовательные ресурсы
1.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/ ).
2.
Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru
3

Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL:
http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm

2. Технические средства обучения
1.
Ноутбук – рабочее место учащегося
2.
Интерактивная доска
3.
Проектор
4.
Принтер
5.
Устройства вывода звуковой информации (колонки)
3. Экранно-звуковые пособия
Презентации (ЦОР)

1.


1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».