Приложение 1 Рабочая программа по предмету Родной язык (русский)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к основной образовательной программе
начального общего образования,
принятой на заседании педагогического
совета Протокол от 28.08.2023 №1,
утвержденной приказом директора
от 30.08.2023 №134/01-11

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ПРЕДМЕТУ
«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
(для 1 – 4 классов)

2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» (предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке»)
включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое
планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского родного языка, а также подходы к отбору содержания,
характеристику основных содержательных линий, место учебного предмета «Родной язык (русский)» в учебном плане.
Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития
обучающихся средствами учебного предмета «Родной язык (русский)». Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты
за период обучения, а также предметные результаты по родному языку (русскому) за каждый год обучения.
В тематическом планировании описывается программное содержание по выделенным содержательным линиям, раскрывается характеристика
деятельности, методы и формы, которые целесообразно использовать при изучении той или иной темы.
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
в части требований, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области
«Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное
чтение».
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Целями изучения русского родного языка являются:
 осознание русского языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей русского народа; понимание значения родного языка для
освоения и укрепления культуры и традиций своего народа, осознание национального своеобразия русского языка; формирование
познавательного интереса к родному языку и желания его изучать, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной
культуре;
 овладение первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации, о месте
русского языка среди других языков народов России; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение
культурой межнационального общения;
 овладение первоначальными представлениями о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и
фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
овладение выразительными средствами, свойственными русскому языку;
 совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки
зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;
 совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию;
 совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях
его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
 приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ) рассчитано на общую учебную нагрузку в объёме 68 часов (по 17 часов 1, 2 ,3 и 4 классе).
Содержание предмета «Родной язык (русский)» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как
инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет права тех
обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может
рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании предмета «Родной язык (русский)» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному
устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка
с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского
языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии
подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка. Как курс, имеющий частный характер, школьный курс
русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное
чтение», сопровождает и поддерживает его.
Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в
начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
Задачами данного курса являются: совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве
языка и речи, развитие языковой интуиции; изучение исторических фактов развития языка; расширение представлений о различных методах познания
языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.); включение учащихся в практическую речевую деятельность.
В соответствии с этим в программе выделяются три блока.
Первый блок — «Русский язык: прошлое и настоящее» — включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об
истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит
сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и
специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.
Второй блок — «Сказано русским языком» — включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие
базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о
нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского
литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи:
практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения
к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок — «Секреты речи и текста» — связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием
коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением
практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержа-тельных центров данного блока является работа с текстами: развитие
умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров,
стилистической принадлежности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (17 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. Особенности оформления книг в Древней
Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие предметы
традиционного русского быта:
1) дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.);
2) как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.). Имена в малых жанрах фольклора (пословицах,
поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание. Словарь в картинках.
Раздел 2. Язык в действии (5 ч)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов). Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста (6 ч)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопросуточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Различные приёмы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (17 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (5 ч)
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки,
волчок, свистулька).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие предметы традиционного русского быта:
1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);
2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижки) — какие из них
сохранились до нашего времени;
3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти). Пословицы, поговорки,
фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда
(например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов.
Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром
(рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание. Словарь «Почему это так называется?».
Раздел 2. «Сказано русским языком» (5 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.
Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением. Разные
способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста (7 ч)
Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение
диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; различение
этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; использование обращений ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на
практическом уровне).
Связь предложений в тексте.
Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова. Анализ информации прочитанного и прослушанного текста:
- различение главных фактов и второстепенных;
- выделение наиболее существенных фактов;
- установление логической связи между фактами.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (17 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (7 ч)
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например,
правда — ложь, друг — недруг, брат — братство — побратим).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра,
дождя, снега; названия растений).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение
значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания. Откуда в русском языке эта фамилия? История моих имени и фамилии. (Приобретение опыта поиска информации о
происхождении слов.)
Раздел 2. «Сказано русским языком» (4 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например,
книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных).

Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имён существительных (например, форм
родительного падежа множественного числа). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования
предложно-падежных форм существительных (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму
множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления
текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (6 ч)
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований о путешествии по городам, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе). Смысловой
анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов.
ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (17 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (7 ч)
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный,
доброжелательный, благодарный, бескорыстный); связанные с обучением. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие
родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными
отношениями (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов.
Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но раз-личную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение
толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.
Раздел 2. «Сказано русским языком» (4 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне).
Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного
оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (6 ч)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Различные виды чтения (изучающее и поисковое) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского
народа.
Приёмы работы с примечаниями к тексту. Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

Соотношение частей прочитанного или прослушанного текста: установление причинно-следственных отношений этих частей, логических связей
между абзацами текста. Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста:
пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование
предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление первоначального и отредактированного
текстов.
Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты при реализации основных направлений воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение родного
русского языка, отражающего историю и культуру страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание
роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; сопричастность к
прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными
произведениями; уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего
состояния и чувств; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе
связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям
и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова;
осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для
себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового
образования;бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения
и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений),
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;

экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка
как одной из составляющих целостной научной картины мира); познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные
универсальные учебные действия.
Базовые логические действия: сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать
аналогии языковых единиц; объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц; классифицировать языковые единицы; находить в языковом материале
закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с
языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; выявлять недостаток информации для решения
учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; устанавливать
причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия: с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по
предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать
выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения,
исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией: выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь
к словарям, справочникам, учебнику); соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила
информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о
происхождении слова, о синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с
учебной задачей; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для
представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять
уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; признавать возможность существования разных точек
зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать
устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; готовить небольшие публичные
выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини -исследования, проектного задания; подбирать
иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

Совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на
предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных
действий.
Самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию
языковых единиц; находить ошибки, допущенные при работе с языковым мате-риалом, находить орфографические и пунктуационные ошибки;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» в течение четырёх лет обучения должно обеспечить воспитание ценностного отношения к
родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия
русского языка; приобщение к литературному наследию русского народа; обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной
речи, правилами речевого этикета; расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических
умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
1 класс
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
— распознавать слова с национально-культурным компонентом значения, обозначающие предметы традиционного русского
быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
— использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
— понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
— осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
— произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
— осознавать смыслоразличительную роль ударения;
— соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
— выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или
явлению реальной действительности;
— различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
— уместно использовать коммуникативные приёмы диалога (начало и завершение диалога и др.);
— владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

— использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
— владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
— анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём наиболее существенные факты.
2 класс
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
— осознавать роль русского родного языка в постижении культуры своего народа;
— осознавать язык как развивающееся явление, связанное с историей народа;
— распознавать слова с национально-культурным компонентом значения, обозначающие предметы традиционного русского
быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
— использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
— понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений, связанных с изученными темами; правильно употреблять их в
современных ситуациях речевого общения;
— понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного
быта (в рамках изученных тем); осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
— произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
— осознавать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов;
— соблюдать основные лексические нормы современного русского литературного языка: выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое
наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
— проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
— пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
— пользоваться учебными фразеологическими словарями, учебными словарями синонимов и антонимов для уточнения значения слов и выражений;
— пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
— различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
— владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
— использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление;
— использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
— владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и
о культуре русского народа;
— анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные
факты; устанавливать логическую связь между фактами;
— строить устные сообщения различных видов: развёрнутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника;
— создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;
— создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.
3 класс
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

— осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского языка;
— распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношений между
людьми; слова, называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты);
— распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности их употребления в произведениях устного
народного творчества и произведениях детской художественной литературы;
— использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
— понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений, связанных с изученными темами; правильно употреблять их в
современных ситуациях речевого общения;
— понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного
быта (в рамках изученных тем); осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
— соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
— произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
— использовать учебный орфоэпический словарь для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;
— выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной
действительности;
— проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
— правильно употреблять отдельные формы множественного числа имён существительных;
— выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени
существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;
— пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
— пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
— различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
— владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
— использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление;
— выражать мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией общения;
— владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
— анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные
факты, устанавливать логическую связь между фактами;
— проводить смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок,
пословиц, притч и т. п.), определять языковые особенности текстов;
— выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
— создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
— создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;
— оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного слово-употребления;
— редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.
4 класс

К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
— распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношений между
людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);
— распознавать русские традиционные сказочные образы, понимать значение эпитетов и сравнений в произведениях устного народного творчества и
произведениях детской художественной литературы;
— осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
— использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
— понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений, связанных с изученными темами; правильно употреблять их в
современных ситуациях речевого общения;
— понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного
быта (в рамках изученных тем); осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
— соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
— соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
— произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
— выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной
действительности;
— проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
— заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа
настоящего и будущего времени;
— выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚
роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
— редактировать письменный текст с целью исправления грамматических ошибок;
— соблюдать изученные орфографические и пунктуационные нормы при записи собственного текста (в рамках изученного);
— пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;
— пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
— пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;
— различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
— владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
— использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, по-здравление;
— выражать мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией общения;
— строить устные сообщения различных видов: развёрнутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, минидоклад;
— владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
— владеть различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об
истории языка и культуре русского народа;
— анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные
факты, устанавливать логическую связь между фактами;

— соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между
абзацами текста;
— составлять план текста, не разделённого на абзацы;
— приводить объяснения заголовка текста;
— владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
— владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказывать текст с изменением лица;
— создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными
промыслами;
— создавать текст как результат собственного мини-исследования; оформлять сообщение в письменной форме и представлять его в устной форме;
— оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного слово-употребления;
— редактировать предлагаемый письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
— редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять первоначальный
и отредактированный тексты.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
Изучаемый раздел, тема учебного занятия
Количество часов
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. «Русский язык: прошлое и настоящее»
1.1

Вводный урок. Россия - Родина моя!

1

1.2

Азбука – к мудрости ступенька. Грамоте учиться – всегда пригодится.

1

1.3

Испокон века книга растит. Мой дом – моя крепость.

1

1.4

По одежке встречают. Имена в нашей речи звучат не случайно.

1

1.5

Хорошую речь приятно и слушать.

1

Мультимедийная
презентация и видео-урок
Электронные библиотеки и
виде-урок
Мультимедийная
презентация и видео-урок
Электронные библиотеки и
виде-урок
Мультимедийная
презентация и видео-урок

Ударение в русском языке.

1

Итого по разделу
Раздел 2. «Сказано русским языком»
2.1 Что ни звук то и подарок.

6

1.6

1

2.2

Всякое слово к месту.

1

2.3

Конкурс скороговорок.

1

2.4

Звукопись

1

2.5

Всякое слово к месту.

1

Итого по разделу
Раздел 3. «Секреты речи и текста»
3.1. И вот задушевная льется беседа.

Мультимедийная
презентация и видео-урок
Электронные библиотеки и
виде-урок
Электронные библиотеки и
виде-урок
Мультимедийная
презентация и видео-урок
Мультимедийная
презентация и видео-урок

5
1

3.2.

Вежливость открывает двери.

1

3.3.

На добрый вопрос – добрый ответ.

1

3.4.

Повторение – мать учения.

1

3.5.

Презентация проекта «Словарь в картинках».

1

3.6.

Презентация проекта «Словарь в картинках».

1

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

6
17

2 класс

Электронные библиотеки и
виде-урок

Электронные библиотеки и
виде-урок
Электронные библиотеки и
виде-урок
Мультимедийная
презентация и видео-урок
Электронные библиотеки и
виде-урок
Электронные библиотеки и
виде-урок
Мультимедийная
презентация и видео-урок

№

Изучаемый раздел, тема учебного занятия

Количество часов

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Электронные библиотеки и
виде-урок
Мультимедийная
презентация и видео-урок
Электронные библиотеки и
виде-урок
Мультимедийная
презентация и видео-урок

Раздел 1. «Русский язык: прошлое и настоящее»
1.1

Вводный урок. Наш родной русский язык. «Сотвори чудо».

1

1.2

Что к лицу, то и красит.

1

1.3

Во всякой избушке свои игрушки.

1

1.4

Бережёная посуда два века стоит Не ленись с плужком — будешь с
пирожком.

1

1.5

Хлеб ржаной — отец родной. Что есть в печи, всё на стол мечи.
Повторение — мать учения.

1

Итого по разделу
Раздел 2. «Сказано русским языком»
2.1 По речи узнают человека.

5

2.2

Ударение — душа слова.

1

2.3

Знаешь слово — знаешь дорогу.

1

2.4

Слово к слову тянется.

1

2.5

Повторение — мать учения.

1

Итого по разделу
Раздел 3. «Секреты речи и текста»
3.1. Приветливое слово гнев побеждает.

5

1

1

Электронные библиотеки и
виде-урок

Электронные библиотеки и
виде-урок
Мультимедийная
презентация и видео-урок
Электронные библиотеки и
виде-урок
Мультимедийная
презентация и видео-урок
Мультимедийная
презентация и видео-урок

Электронные библиотеки и
виде-урок

3.2.

Говори так, чтобы тебя услышали.

1

3.3.

Не по вопросу ответ.

1

3.4.

Текст. Предложение. Связь предложений в тексте.

1

3.5.

Повествование. Сочинение по иллюстрации.

1

3.6.

Повторение — мать учения.

1

3.7

Проверочная работа.

1

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Мультимедийная
презентация и видео-урок
Электронные библиотеки и
виде-урок
Мультимедийная
презентация и видео-урок
Электронные библиотеки и
виде-урок
Мультимедийная
презентация и видео-урок
Мультимедийная
презентация и видео-урок

7
17

3 класс
№

Изучаемый раздел, тема учебного занятия

Количество часов

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Мультимедийная
презентация и видео-урок
Электронные библиотеки и
виде-урок

Раздел 1. «Русский язык: прошлое и настоящее»
1.1

Русский язык как отражение русской культуры.

1

1.2

Правда светлее солнца и дороже золота.

1

1.3

Доброе братство милее богатства.

1

1.4

Всякое дело человеком ставится, человеком и славится.

1

Мультимедийная
презентация и видео-урок
Электронные библиотеки и
виде-урок

1.5

Не красна сказка письмом, красна вымыслом.

1

Мультимедийная
презентация и видео-урок

1.6

Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

1

1.7

Хорошему говорку всегда рады.

1

Электронные библиотеки и
виде-урок
Мультимедийная
презентация и видео-урок

Итого по разделу
Раздел 2. «Сказано русским языком»
2.1 Из малого выходит великое.

7
1

2.2

Одному страшно. Двоим нет.

1

2.3

Ни убавить, ни прибавить.

1

2.4

Повторение «Сказано русским языком».

1

Итого по разделу
Раздел 3. «Секреты речи и текста»
3.1. Красную речь красно и слушать.

4
1

3.2.

Не дом хозяина красит, а хозяин дом.

1

3.3.

Русский в словах горд, в делах твёрд.

1

3.4.

Языком можно кружево плести.

1

3.5.

Повторенье – мать ученья.

1

3.6.

Проверочная работа.

1

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Мультимедийная
презентация и видео-урок
Электронные библиотеки и
виде-урок
Мультимедийная
презентация и видео-урок
Мультимедийная
презентация и видео-урок

6
17

Электронные библиотеки и
виде-урок
Электронные библиотеки и
виде-урок
Мультимедийная
презентация и видео-урок
Электронные библиотеки и
виде-урок
Электронные библиотеки и
виде-урок
Электронные библиотеки и
виде-урок

4 класс
№

Изучаемый раздел, тема учебного занятия

Количество часов

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Электронные библиотеки и
виде-урок
Мультимедийная
презентация и видео-урок

Раздел 1. «Русский язык: прошлое и настоящее»
1.1

Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык.

1

1.2

Дерево держится корнями, а человек семьёй.

1

1.3

Земля согревается солнышком, а человек – добротой.

1

1.4

Мир освещается солнцем, а человек учёбой.

1

1.5

Пословица- всем делам помощница. Сто лет думай, а лучше не придумаешь.

1

1.6

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира.

1

Электронные библиотеки и
виде-урок

1.7

Повторение «Русский язык: прошлое и настоящее».

1

Мультимедийная
презентация и видео-урок

Итого по разделу
Раздел 2. «Сказано русским языком»
2.1 Как правильно произносить слова.
2.2

Трудные случаи образования глагольных форм.

Электронные библиотеки и
виде-урок
Мультимедийная
презентация и видео-урок
Мультимедийная
презентация и видео-урок

7
1
1

Мультимедийная
презентация и видео-урок
Мультимедийная
презентация и видео-урок

2.3

Знаки препинания.

1

2.4

Повторение «Сказано русским языком».

1

Итого по разделу
Раздел 3. «Секреты речи и текста»
3.1. Учимся строить диалог.

4
1

3.2.

Типы заголовков.

1

3.3.

Составляем план текста.

1

3.4.

Пересказываем текст.

1

3.5.

Редактируем списанное.

1

3.6.

Повторение - мать учения. Проверочная работа.

1

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Мультимедийная
презентация и видео-урок
Электронные библиотеки и
виде-урок

Электронные библиотеки и
виде-урок
Мультимедийная
презентация и видео-урок
Электронные библиотеки и
виде-урок
Мультимедийная
презентация и видео-урок
Мультимедийная
презентация и видео-урок
Электронные библиотеки и
виде-урок

6
17

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Главная цель – устранение или уменьшение рассогласования между установленной (нормальной) и реальной (имеющей отклонения) деятельностью.
Основная задача коррекционной работы на уроке –систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребёнка,
восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений
в познавательной сфере ребёнка, его подготовку к адекватному восприятию учебного материала.
Содержание коррекционной работы раскрывается в учебных программах, поэтому для каждого учащегося определяется программа обучения с учетом
зоны ближайшего развития.
Трудности в обучении русскому языку:
- замены букв, обозначающих сходные в произношении и/или восприятии звуки, а также замены букв по внешнему сходству (по механизму движения
руки);
- пропуски гласных и согласных букв, пропуск слогов;
- перестановки букв и слогов;
- неправильная постановка ударения в слове;

- нарушения понимания прочитанного;
- аграмматизмы при письме и чтении;
- недостаточно четкое знание значений общеупотребляемых слов, низкий словарный запас;
- низкий уровень устной и письменной речи, сложности при формулировании основной мысли высказывания, ее речевом оформлении;
- смысловые, грамматические, орфографические ошибки при письменном оформлении высказывания;
- отсутствие дифференциации качественных характеристик звуков;
- неумение определять сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков;
- трудности разбора слова по составу, формальный подход учащегося к определению частей слова;
- неразличение родственных слов и слов с омонимичными корнями, трудности при подборе родственных слов;
- затруднения при определении грамматических признаков различных частей речи, неразличение частей речи;
- неразличение синтаксических и грамматических вопросов к именам существительным;
- неразличение двух характеристик предложения: тип предложения по цели высказывания и по интонации;
- трудности при установлении синтаксической взаимосвязи слов в предложении, при определении главного и зависимого слова;
- неумение выбрать необходимый способ проверки в зависимости от места и типа орфограммы;
- несформированность навыка применять знание орфограмм при письме под диктовку, при записи собственного текста;
Практически каждое задание, выполняемое детьми в ходе урока, является корриктирующим – способствует развитию памяти, объёма и
переключаемости внимания, целостного предметно-зрительного, зрительно-пространственного и тактильного восприятия, наглядно-образного,
словесно-логического, наглядно-практического мышления, моторики, развитию личности ребёнка, его потенциальных возможностей и способностей.
Большую роль в коррекционной работе играет наглядность, демонстрационный материал, игры, опорные таблицы, предметно-практическая
деятельность – это создаёт возможности для формирования пространственных представлений, умения сравнивать и обобщать предметы и явления,
анализировать слова и предложения различной структуры, развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчёта.
В ходе коррекционной работы с детьми на уроке – это использование специальных упражнений, направленных на развитие:
- двигательной сферы, укрепление мышц кисти рук, мелкой моторики пальцев (обводка по контуру, штриховка, раскрашивание);
- ориентировки в пространстве (определение правой и левой стороны у себя, в зеркале, на картинке, ориентировка на плоскости листа бумаги,
симметричное дорисовывание предмета и др.);
- памяти (повторение слов, учить приёмам запоминания и др.);
- всех видов мышления;
- развитие сенсорных способностей ребёнка;
- активизации познавательной деятельности;
- всех видов речевой деятельности.
Решая орфографические задачи, при постановке вопроса: «В каких словах выбор буквы вызывает у тебя затруднение…» — ученик задумывается над
причиной этого явления; либо он не знает правило, либо не понял значение слова, либо не может найти проверочное слово и т.п.
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ И
УТОЧНЕНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ:

«Чего не хватает на этих рисунках?», «Какие предметы спрятаны на рисунках?», «Лабиринты», «Корректор», «Установи
последовательность», «Размещение набора игрушек по словесной инструкции», «Назвать изображения с пропущенными деталями»,
«Показать и назвать изображения, наложенные друг на друга».
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ:
«Заучивание 10 слов», «Что изменилось», «Беспорядок», «Подбери другое слово»
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ:
«Разрезные картинки», «Исключение лишнего», «Найди сходство и различия», «По каким признакам можно объединить предметы», «4
лишний», «Назови противоположные признаки», «Узнать буквы по зеркальному изображению», «Показать правильную букву в зеркальном
изображении», «Какая буква спряталась в рисунках», «Классификация на основе двух признаков», «Сравнение сюжетных картинок».
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ:
«Разгадай послание», «Найти одинаковые предметы»,
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:
«Подбор предметов по данному обобщающему понятию», «Исключение слов, не относящихся к данному понятию», «Составление
предложений на основе образца», «Составление предложений с данным словом», «Составление предложений со словами, имеющими
противоположное значение», «Словесное рисование», «Составление предложений по опорным словам» и т.д.
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ И СЕНСОРИКИ:
«Пальчиковые игры» (с речевым сопровождением; разведение и сведение ладоней; поочерёдная смена положений рук; без речевого
сопровождения), «Упражнения с использованием предметно-практической деятельности» (конструирование из кубиков, палочек по образцу
и по памяти;
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЛУХО-ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ:
«Упражнение на воспроизведение ритмических структур», «Узнавание ритма с опорой на зрительную модель», «Воспроизведение ритма».
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ:
«Артикуляционная гимнастика», «Чтение слоговых таблиц» (отраженное воспроизведение, последовательное чтение, чтение вразбивку),
«Узнавание звуков», «Определение наличия звука», «Подбор слов на заданный звук», «Добавление в слово недостающего звука», «Цепочка
слов», «Найти ошибки в стихотворении», «Изменить слова по образцу», «Чистоговорки», «Слоговое лото».
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
1. Цифровые образовательные ресурсы
1.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/ ).
2.
Открытый банк оценочных средств по русскому языку https://fipi.ru/otkrytyy-bank-otsenochnykh-sredstv-po-russkomu-yazyku
2. Технические средства обучения
1.
Ноутбук – рабочее место учащегося
2.
Интерактивная доска
3.
Проектор

1
1
1

4.
Принтер
5.
Устройства вывода звуковой информации (колонки)
3. Экранно-звуковые пособия
1.

Презентации (ЦОР)

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».