ПОЛОЖЕНИЕ о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение устанавливает правила реализации в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №3 (далее Школа) основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (далее ДОТ и ЭО). 1.2. В Положении используются следующие основные понятия: Электронное обучение – под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базе данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие учащихся и педагогических работников. Дистанционные образовательные технологии – под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии учащихся и педагогических работников. 1.3. Образовательное учреждении в праве использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством РФ формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации (за исключением государственной итоговой аттестации) обучающихся. Использование ДОТ не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимися. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется Школой. 1.4. Обучающаяся деятельность, реализуемая с использованием ДОТ, предусматривает значительную долю самостоятельных занятий обучающимися. 1.5. Для расширения возможностей получения детьми с ограниченными возможностями здоровья обязательного образования целесообразно наряду с посещением учителем обучающихся на дому использовать ДОТ в процессе обучения детей, не имеющих медицинские противопоказания для работы с компьютером. 1.6. ДОТ и ЭО могут применяться во время установления карантина по причине низкого температурного режима или во время эпидемиологических вспышек, а также в других случаях, определенных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». 1.7. Настоящее Положение может применяться при организации образовательного процесса на дому для детей с ограниченными возможностями здоровья и иных категорий учащихся. 1.8 Нормативной базой для настоящего Положения являются Федеральный Закон «Об образовании в российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 ст. 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». 2. Цели и задачи 2.1. Основной целью использования ЭО и ДОТ является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ, непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения), при закреплении материала, освоении новых тем по предметам и выполнении домашнего задания. 2.2. Использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения способствует решению следующих задач: - повышению эффективности учебной деятельности учащихся; - повышению эффективности организации учебного процесса; - повышению эффективности использования учебных помещений; - доступ к качественному образованию, обеспечение возможности изучать выбранные обучающимся общеобразовательные дисциплины на профильном уровне; - повышение эффективности деятельности школы за счет возможности организации сетевой модели взаимодействия с другими образовательными учреждениями. 2.3. Основными принципами применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения являются: - принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательного процесса с помощью специализированной информационнообразовательной среды (в том числе, форумы, электронная почта, Интернет-конференции, online-уроки); -принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения уроков с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения: интерактивных тестов, тренажеров, лабораторных практикумов удаленного доступа и др.; -принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время; - принцип модульности, позволяющий использовать обучающимся и педагогическим работникам необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальных учебных планов; - принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся. 3. Организация образовательной деятельности с использованием ДОТ и ЭО 3.1. Школа может использовать ДОТ и ЭО при проведении различных видов учебных, лабораторных, практических занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся. 3.2. Процесс обучения с использованием ДОТ и электронного обучения осуществляется в смешанной форме освоения образовательных программ. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дистанционное обучение не является самостоятельной отдельной формой образования, а лишь дополняет и поддерживает обозначенные законом формы получения образования: очное, очно - заочное, заочное, семейное образование и экстернат. 3.3. Содержание учебно-методического комплекса и других информационных источников при использовании ДОТ и ЭО должно соответствовать государственным образовательным стандартам по предмету. 3.4. При организации образовательного процесса с применением ДОТ и ЭО в школе используются специализированные ресурсы Интернет, предназначенные для дистанционного обучения, и иные информационные источники Сети (электронные библиотеки, банки данных, базы знаний и т.д.) – в соответствии с целями и задачами изучаемой образовательной программы и возрастными особенностями обучающихся. Кроме образовательных ресурсов Интернет, в процессе дистанционного обучения могут использоваться традиционные информационные источники, в том числе учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, энциклопедические и словарно-справочные материалы, прикладные программные средства и пр. Обучающиеся должны быть ознакомлены с перечнем обязательных и дополнительных образовательных ресурсов по осваиваемой образовательной программе. 3.5. Школа для обеспечения использования ДОТ и ЭО при реализации образовательных программ организует повышение квалификации руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала. Организационное и методическое взаимодействие осуществляется: - с педагогическими работниками, в том числе проживающими вне места нахождения образовательного учреждения, осуществляется с применением информационных и телекоммуникационных технологий. -с обучающимися в форме консультаций с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. 3.6. Школа может организовывать образовательный процесс с использованием ДОТ и ЭО следующим образом: on-line поддержка обучения; тестирование on-line; конкурсы, консультации on-line; предоставление методических материалов; сопровождение off-line (проверка тестов, контрольных). 3.7. Школа при реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну. 4.Учебно-методическое обеспечение 4.1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий включает электронные информационные образовательные ресурсы (ЭИОР), размещенные на электронных носителях и/или в электронной среде поддержки обучения, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС, локальными документами Школы. 4.2. Учебно-методическое обеспечение должно обеспечивать организацию самостоятельной работы обучающегося, включая обучение и контроль знаний обучающегося (самоконтроль, текущий контроль), тренинг путем предоставления обучающемуся необходимых (основных) учебных материалов, специально разработанных для реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 4.3. В состав учебно-методического обеспечения учебного процесса с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий входят: - сценарий обучения с указанием видов работ,сроков выполнения и информационных ресурсов поддержки обучения; - рабочая программа; - методические указания для обучающихся, включающие график выполнения работ и контрольных мероприятий, теоретические сведения, примеры решений; - электронные информационные образовательные ресурсы (ЭИОР), размещенные на электронных носителях и/или в электронной среде поддержки обучения, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС, локальными документами Школы: а) текстовые - электронный вариант учебного пособия или его фрагмента, литературных произведений, научно-популярные и публицистические тексты, представленные в электронной форме, тексты электронных словарей и энциклопедий; б) аудио - аудиозапись теоретической части, практического занятия или иного вида учебного материала; в) видео - видеозапись теоретической части, демонстрационный анимационный ролик; г) программный продукт, в том числе мобильные приложения. 5.Техническое и программное обеспечение 5.1. Техническое обеспечение применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий включает: - серверы для обеспечения хранения и функционирования программного и информационного обеспечения; - средства вычислительной техники и другое оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации, развития, хранения программного и информационного обеспечения, а также доступа к ЭИОР преподавателей и обучающихся Школы; - коммуникационное оборудование, обеспечивающее доступ к ЭИОР через локальные сети и сеть интернет. 5.2. Программное обеспечение применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий включает: - систему дистанционного обучения с учетом актуальных обновлений и программных дополнений, обеспечивающую разработку и комплексное использование электронных ресурсов (платформы: Moodle, openEdx и др.); - электронные системы персонификации обучающихся; - программное обеспечение, предоставляющее возможность организации видеосвязи; - серверное программное обеспечение, поддерживающее функционирование сервера и связь с электронной информационно-образовательной средой через сеть интернет; - дополнительное программное обеспечение для разработки электронных образовательных ресурсов. 6. Права и обязанности родителей (законных представителей) 6.1. Родители имеют право защищать законные права ребенка, обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации Школы. 6.2. Родители обязаны выполнять требования Школы; поддерживать интерес ребенка к образованию; ставить учителя в известность о рекомендациях врача, особенностях режима; создавать условия для проведения занятий, способствующих освоению знаний; контролировать в домашних условиях использование ребенком компьютерной техники по назначению (только для осуществления образовательной деятельности). .