ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ МБОУ СОШ №3 2020-2025

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»

Рассмотрено и принято
на заседании педагогического
совета МБОУ «СОШ №3»
Протокол № ___________
от _____________20____ года

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «СОШ №3»
___________________ С.В.Шишканова
Приказ № ________ от _________20___ г

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
2020-2025 г.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа воспитания МБОУ СОШ №3 (далее – Программа)
разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная
программа
воспитания»,
с
Федеральными
государственными
образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования.
Данная программа направлена на приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе, а так же решение проблем гармоничного
вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми.
Воспитательная программа является обязательной частью основных
образовательных программ МБОУ СОШ №3 и призвана помочь всем
участникам образовательного процесса реализовать воспитательный
потенциал совместной деятельности и тем самым сделать школу
воспитывающей организацией.
Вместе с тем, Программа призвана обеспечить достижение
обучающимся личностных результатов, определенные ФГОС: формировать у
них основы российской идентичности; готовность к саморазвитию;
мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социально-значимой
деятельности школы.
Данная программа воспитания показывает систему работы с
обучающимися в школе.
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

МБОУ СОШ №3 является средней общеобразовательной школой,
численность обучающихся на 1 сентября 2020 года составляет 408 человек,
численность педагогического коллектива – 33 человека. Обучение ведётся с 1
по 11 класс по трем уровням образования: начальное общее образование,
основное общее образование, среднее общее образование.
МБОУ СОШ №3(далее – школа) - это городская школа, расположена не
далеко от культурных и научных центров, спортивных школ и школ
искусств. В школе имеются ставки социального педагога, педагогапсихолога, логопеда.
Многие педагоги школы родились в нашем городе, учились в этой школе,
теперь работают в ней. Знают личностные особенности, бытовые условия
учащихся, отношения в семьях, что
способствуют установлению
доброжелательных и доверительных отношений между педагогами,
школьниками и их родителями.
В процессе воспитания сотрудничаем с Центром культуры и искусств,
КДН и ЗП, ПДН, Школой искусств, Режевским историческим музеем.
Принимаем участие в проектах, конкурсах и мероприятиях МБУДО ЦТР,

УПЦ, Всероссийской общественной организацией ветеранов «Боевое
братство», и т.д.
В школе функционируют отряды Юных инспекторов движения, Дружина
юного пожарного, ВПО «Русич».
В связи со сложной экономической ситуацией в городе (отсутствие
градообразующих предприятий) родители вынуждены искать работу в
других городах, что приводит к уменьшению внимания к своим детям:
− падает качество образования;
− увеличивается процент детей, проявляющих ассоциативное поведение.
Процесс воспитания
основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в школе;
- ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого
ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе
детско-взрослых общностей, которые
объединяют детей и педагогов
содержательными событиями, позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия
его эффективности.
Основными
традициями
воспитания
организации являются следующие:

в

образовательной

- ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ их результатов;
- ступени социального роста обучающихся (от пассивного наблюдателя до
участника, от участника до организатора, от организатора до лидера того или
иного дела);
- конструктивное межличностное, межклассное и межвозрастное
взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;
- ориентация на формирование, создание и активизацию ученического
самоуправления, как на уровне класса, так и на уровне школы, на создание
детских общественных формирований;

- формирование корпуса классных руководителей, реализующего по
отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в том числе и в разрешении конфликтов)
функции и т.д.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой
российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу
Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и
будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях
российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на
базовых для нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа,
мир, знания, культура, здоровье, человек), общая цель воспитания в школе –
личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало
на основе этих ценностей, т.е. в усвоении ими социально значимых знаний;
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным
ценностям, т.е. в развитии их социально значимых отношений;
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта
поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на
практике, т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально
значимых дел.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень
начального общего образования) таким целевым приоритетом является
создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально
значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в
котором они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
− быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших
членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу,
помогая старшим;
− быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час»
как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое
дело до конца;
− знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город,
село, свою страну;

− беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в
классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по
возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать
птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса,
водоёмы);
− проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
− стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность,
ценить знания;
− быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
− соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
− уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности
помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к
людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного
имущественного положения, людям с ограниченными возможностями
здоровья;
− быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть
в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и
проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать
самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого
возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в
открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного
общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных
условий для развития социально значимых отношений школьников, и,
прежде всего, ценностных отношений:
− к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
− к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения
и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
− к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в
котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая
завещана ему предками и которую нужно оберегать;
− к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со
стороны человека;
− к миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в

будущем и создания благоприятного микроклимата в своей
собственной семье;
− к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного
труда;
− к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
− к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его
хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
− к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо
выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения,
дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства
одиночества;
− к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное
будущее.
Выделение данного приоритета в воспитании школьников,
обучающихся на ступени основного общего образования, связано с
особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить
себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В
этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их
собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций.
Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально
значимых отношений школьников.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий
для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых
дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников
юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в
выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на
пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор
старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический,
социально значимый опыт, который они могут приобрести, в том числе и в
школе. Это:
− опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
− трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
− опыт дел, направленных на пользу своему родному селу, стране в
целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской
позиции;
− опыт природоохранных дел;

− опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома
или на улице;
− опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения
научных исследований, опыт проектной деятельности;
− опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия
человечества, опыт создания собственных произведений культуры,
опыт творческого самовыражения;
− опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других
людей;
− опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых
людях, волонтерский опыт;
− опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с
возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования
других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему
педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории,
предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание.
Достижению поставленной цели воспитания школьников способствует
решение следующих основных задач:
1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных
ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования,
организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании
школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни
школы;
3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные
объединения, работающие по школьным программам внеурочной
деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
учащимися;
5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как
на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы
детских общественных объединений и организаций;
7) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и
реализовывать их воспитательный потенциал;
8) организовывать профориентационную работу со школьниками;
9) организовать работу школьных медиа, реализовывать их
воспитательный потенциал;
10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать
ее воспитательные возможности;

11) организовать работу с семьями школьников, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение проблем
личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что
станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения
школьников.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из
них представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в
которых принимает участие большая часть школьников и которые
обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно
педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел,
интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с
педагогами в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность
в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их
общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе.
Для этого в МБОУ СОШ №3 используются следующие формы работы.
На внешкольном уровне:
− социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и
реализуемые
школьниками
и
педагогами
комплексы
дел
(благотворительной,
экологической,
патриотической,
трудовой
направленности), ориентированные на преобразование окружающего
школу социума:
1. Проведение школьного этапа конкурса проектов; участие в районном
фестивале проектов.
2. Патриотическая акция «Бессмертный полк»,
3. День местного самоуправления.
4. Всероссийская научно-практическая конференция «Эйдос»
− открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый
комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических,
родительских, совместных), на которые приглашаются представители
других школ, деятели науки и культуры, представители власти,

общественности и в рамках которых обсуждаются насущные
поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся
жизни школы, города, страны:
1. общешкольные родительские и ученические собрания, которые
проводятся регулярно, в их рамках
обсуждаются актуальные
проблемы;
2. Цикл родительских собраний по следующим темам и направлениям:
− «Два лица вашего ребенка», по профилактике девиантного поведения в
школе;
− «Взрослый разговор» - профилактика суицидального поведения,
− родительские собрания с выходом зам.директора, психолога, и
социального педагога по теме: «Права, обязанности и ответственность
родителей (законных представителей)», «Безопасность детей в
интернете».
3. Единый День профилактики правонарушений в школе (помимо
профилактических мероприятий с обучающимися, проводится встреча
родителей и обучающихся с представителями Управления образования,
КДН и ЗП, ПДН);
4. Единый методический день «День наук».
− проводимые для жителей района и организуемые совместно с семьями
учащихся
спортивные
состязания,
праздники,
фестивали,
представления, которые открывают возможности для творческой
самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об
окружающих:
1. День здоровья.
2. Школьные и городские олимпиады по ОБЖ, физической культуре.
3. Спортивно – патриотический праздник «Богатырские забавы»
посвященный памяти А. Богданова и Г.Глинских.
4. Л/атлетическая эстафета на приз газеты «Режевская весть»
5. Соревнование «Безопасное колесо»,
6. Соревнование по пулевой стрельбе
7. Общешкольное спортивное-оздоровительное мероприятие «Вместе мы
едины и непобедимы»
8. Участие в районной и по Восточному округу спортивной игре «Зарница»
− участие во всероссийских акциях, посвященных значимым
отечественным и международным событиям.
На школьном уровне:
− разновозрастные сборы – ежегодные многодневные выездные события,
включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе
которых
складывается
особая
детско-взрослая
общность,
характеризующаяся
доверительными,
поддерживающими
взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой

эмоционально-психологического комфорта, доброго юмора и общей
радости.
1. учебно-полевые сборы для старшеклассников,
2. Участие в программе «Одаренные дети» при поддержке фонда
«Достойным –лучшее», Центр развития одаренности «Дерзание»,
«Таватуй»,
3. Областные
сборы
актива
старшеклассников,
организуемые
Ассоциацией учащейся молодежи г.Екатеринбург.
− общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные
со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в
которых участвуют все классы школы.
1. Праздник первого звонка,
2. День учителя, День самоуправления,
3. Конкурс-выставка «Осенние чудеса природы»,
4. Новогодние праздники,
5. Вечер встречи выпускников,
6. Праздник к 8 марта,
7. День Победы,
8. Последний звонок
9. Проведение акции «Добрая неделя»: классные часы, организация
выставки по классам рассказов, рисунков фотографий «Жизнь в
радости до глубокой старости»
10. Всероссийский урок «Экология и энергосбережение»
11. Всемирный день защиты животных. Классные часы, демонстрация
видеороликов и презентаций.
12. Всероссийская акция «Час кода»
13. Декада профилактики ВИЧ-СПИДа
14. Всероссийская неделя детской и юношеской книги.
15. День Психологии
16. 60-летие полета в космос Ю.А. Гагарина.
17. Международный день семьи
− торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся
на следующую ступень образования, символизирующие приобретение
ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную
идентичность детей.
1. «Посвящение в первоклассники»;
2. «Посвящение в пятиклассники»;
3. «Первый звонок»;
4. «Последний звонок».
− церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за
активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это
способствует поощрению социальной активности детей, развитию

позитивных межличностных отношений между педагогами и
воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к
другу.
1. День Чести школы.
2. Тематические общешкольные линейки
На уровне классов:
− выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы
дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
− участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
− проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе
проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
− вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в
одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков,
исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов,
корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование,
ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
− индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении
навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
− наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения
и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками,
старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими
взрослыми;
− при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы
с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми,
которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через
предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль
ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.2.

Модуль «Классное руководство»

Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель)
организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с
учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в
данном классе; работу с родителями учащихся или их законными
представителями.

Работа с классным коллективом:
− инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых
делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке,
проведении и анализе;
− организация интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной,
трудовой,
спортивно-оздоровительной,
духовно-нравственной,
творческой, профориентационной направленности), позволяющие с
одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями
и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой,
– установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса,
стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в
обществе.
− проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного
общения педагога и школьников, основанных на принципах
уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной
позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам
возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой
проблеме, создания благоприятной среды для общения.
− сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые
классными руководителями и родителями; празднования в классе дней
рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими
микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и
розыгрыши; внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому
школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни
класса.
− выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих
детям освоить нормы и правила общения, которым они должны
следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
− изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в
специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх,
погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых
педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам;
результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного
руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе
учителями.
− поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями,

выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и
т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем
в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.
− индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на
заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто
фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные
достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с
классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в
конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.
− коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его
родителями или законными представителями, с другими учащимися
класса; через предложение взять на себя ответственность за то или
иное поручение в классе.
−
Работа с учителями, преподающими в классе:
− регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и
требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на
предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и
учащимися;
− проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
− привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников,
увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
− привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа
с
родителями
представителями:

учащихся

или

их

законными

− регулярное информирование родителей о школьных успехах и
проблемах их детей, о жизни класса в целом;
− помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и
учителями-предметниками;
− организация родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания
школьников;
− создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении
вопросов воспитания и обучения их детей;

− привлечение членов семей школьников к организации и проведению
дел класса;
− организация на базе класса семейных праздников, конкурсов,
соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
− вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней,
приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для
своего личностного развития социально значимые отношения, получить
опыт участия в социально значимых делах;
− формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детсковзрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов
общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к
другу;
− создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
− поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание
накопленных социально значимых традиций;
− поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация
воспитательного
потенциала
курсов
внеурочной
деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее
видов:
Познавательная деятельность.
Курсы внеурочной деятельности: «Мир вокруг нас», «Волшебный мир
литературы», «Информатика вокруг нас», «Занимательная математика»,
«Юные умники и умницы», «Я познаю себя», «Основы проектной
деятельности», «Занимательная география», «География родного края».
Кружки русского языка и математики, направленные на передачу
школьникам
социально
значимых
знаний,
развивающие
их
любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим,
политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества,
формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.

Художественное творчество.
Курс внеурочной деятельности «Школа шоуменов», создающий
благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников,
направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование
чувства вкуса и умения правильно говорить и себя презентовать, на
воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее
духовно-нравственное развитие.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Курсы внеурочной деятельности: «Отряд юных инспекторов движения
«Стоп», Дружина юных пожарных «Спасатели», Юнармейский отряд
«Русич», «Спортивные игры», направленные на физическое развитие
школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью,
побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли,
ответственности, формирование установок на защиту слабых.
3.4.

Модуль «Школьный урок»

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
− установление доверительных отношений между учителем и его
учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой
на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
− побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
− привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
− использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,
через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
− применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;

− включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
− организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
− инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников
в
рамках
реализации
ими
индивидуальных
и
групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность
приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы,
навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность,
трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам –
предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации.
Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается
самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление
иногда и на время может трансформироваться (посредством введения
функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом
На уровне школы:
− через деятельность выборного Совета старшеклассников школы,
создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления
образовательной организацией и принятия административных решений,
затрагивающих их права и законные интересы;
− через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение
тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
На уровне классов:
− через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся
класса лидеров (старост), представляющих интересы класса в

общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой
Совета таршеклассников и классных руководителей;
− через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за
различные направления работы класса;
На индивидуальном уровне:
− через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и
анализ общешкольных и внутриклассных дел;
− через реализацию функций школьниками, отвечающими за различные
направления работы в классе
3.6. Модуль «Детские общественные объединения»
На базе школы действует детское общественное объединение –
Юнармейский отряд «Русич», это добровольное, самоуправляемое,
некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых,
объединившихся на основе общности интересов для реализации общих
целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой
основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об
общественных объединениях" (ст. 5).
Цель работы Юнармейского отряда «Русич», – социальное становление,
патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции
подростков в процессе интеллектуального, духовно–нравственного и
физического развития, подготовки по защите Отечества.
Основными задачами являются:
1. Развитие мотивации обучающихся к познанию важнейших духовнонравственных ценностей, отражающих специфику формирования и
развития нашего общества и государства, национального самосознания и
образа жизни, миропонимания и судьбы россиян.
2. Компенсация отсутствующих в общем образовании знаний, умений и
навыков в области истории Отечества и Вооруженных Сил России,
физкультуры, спортивной гигиены, медицины, развитие интереса к
воинским специальностям и формирование желания получить
соответствующую подготовку; выработка готовности к достойному
служению обществу и государству.
3. Физическое развитие обучающихся, формирование навыков дисциплины,
самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных
ситуациях.
4. Воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и
патриотизма.

Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе
интереса подростков в военному искусству, физической силе и красоте,
мужеству, стойкости, смелости и решительности; стремлению к
самоутверждению через общешкольные мероприятия гражданскопатриотической направленности:
1. Участие в окружной военно-спортивной игре «Зарница»,
2. Линейка скорби по трагедии в Беслане
3. Проведение тематических классных часов на День народного единства,
посвященных Дню конституции, День героев Отечества
4. Окружная
военно-спортивная
игра
«Школа
безопасности»,
посвященная Дню спасателя РФ.
5. Внеклассное мероприятие «Наши герои»
6. Военно-спортивный праздник «Богатырские забавы», посвященный
памяти А.Богданова и Г.Глинских
7. Месячник, посвященный Дню защитника отечества, конкурс рисунков
среди учащихся начальной школы «На страже родине своей».
8. Классный час «Есть память, которой не будет конца»,
9. Акция «Поздравь ветерана»
10.Концерт, посвященный Победе в ВОВ.
11.Участие в организации поста №1 у Монумента боевой и трудовой
славы
Воспитание в Юнармейском отряде «Русич», осуществляется через:
− утверждение и последовательную реализацию в Юнармейском отряде
«Русич», демократических процедур (выборы руководящих органов
объединения, подотчетность выборных органов общему сбору
объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих
ребенку возможность получить социально значимый опыт
гражданского поведения;
− организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность
получить важный для их личностного развития опыт деятельности,
направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в
целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение
сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других.
Такими делами являются: посильная помощь, оказываемая школьниками
пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы
(проведение
культурно-просветительских
и
развлекательных
мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в
благоустройстве территории данных учреждений и т.п.);
участие
школьников в работе на прилегающей к школе территории (работа на
пришкольной территории, уход за деревьями и кустарниками,
благоустройство клумб) и другие;
− договор, заключаемый между ребенком и Юнармейским отрядом
«Русич», традиционной формой которого является Торжественное
обещание (клятва) при вступлении в объединение. Договор

−
−

−

−

представляет
собой
механизм,
регулирующий
отношения,
возникающие между ребенком и коллективом детского общественного
объединения, его руководителем, школьниками, не являющимися
членами данного объединения;
отрядные встречи – формальные и неформальные встречи членов
Юнармейского отряда «Русич», для обсуждения вопросов управления
объединением, планирования дел в школе и микрорайоне;
рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею
популяризации деятельности Юнармейского отряда «Русич»,
привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр,
квестов, мероприятий гражданско-патриотической направленности и
т.п.);
поддержку и развитие в Юнармейском отряде «Русич», его традиций и
ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его
членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении
(реализуется посредством введения особой символики детского
объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены
Юнармейского отряда «Русич», создания и поддержки интернетстранички детского объединения в соцсетях, организации
деятельности пресс-центра детского объединения;
участие членов Юнармейского отряда «Русич» в волонтерских акциях,
деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в
целом. Это может быть как участием школьников в проведении
разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и
постоянной деятельностью школьников.
Модуль 3.7. «Экскурсии, экспедиции, походы»

Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой
кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной,
культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться
к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в
различных внешкольных ситуациях.
На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные
условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности,
формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их
инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному
использованию своего времени, сил, имущества.
Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих
видов и форм деятельности:
− регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня,
организуемые в классах их классными руководителями и родителями
школьников: в музей, на предприятие, на природу (проводятся как

интерактивные занятия с распределением среди школьников ролей и
соответствующих
им
заданий,
например:
«фотографов»,
«разведчиков», «гидов», «корреспондентов», «оформителей»);
− литературные,
исторические,
биологические
экспедиции,
организуемые учителями и родителями школьников в другие города
или села для углубленного изучения биографий проживавших здесь
российских поэтов и писателей, произошедших здесь исторических
событий, имеющихся здесь природных и историко-культурных
ландшафтов, флоры и фауны;
− турслет с участием команд, сформированных из педагогов, детей и
родителей школьников, включающий в себя: соревнование по
технике пешеходного туризма, соревнование по спортивному
ориентированию, конкурс на лучшую топографическую съемку
местности, конкурс знатоков лекарственных растений, конкурс
туристской
кухни,
конкурс
туристской
песни,
конкурс
благоустройства командных биваков, комбинированную эстафету;
участие в экологических турслетах, организуемых Центром
творческого развития;
3.7. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение
школьников;
диагностику
и
консультирование
по
проблемам
профориентации, организацию профессиональных проб школьников.
Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить
школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной
деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные
ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог
актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд
на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только
профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой
деятельности.
Поэтому одним из направлений работы в МБОУ СОШ №3 по социальной
адаптации детей, подготовке их к взрослой жизни является профориентация
учащихся.
Основные задачи профориентационной работы в школе:
− Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях
обучающихся;
− Выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с
учреждениями дополнительного и профессионального образования.
− Оказание помощи школьникам в решении профессионального
самоопределения;

− Содействие формированию самостоятельного и осознанного выбора
профессий с учетом их ценностных ориентаций, способностей и
возможностей, жизненных планов и перспектив.
Основные направления работы:
− Социальное партнёрство – эффективное решение желаемых результатов
в профориентационной работе.
− Информирование обучающихся о востребованных на рынке труда
профессиях, путях их получения, возможностях трудоустройства,
Создание социального партнерства:
−
−
−
−
−
−

Изучение с привлечением специалистов и с использованием
современных методов и средств диагностики профессионально важных
качеств обучающихся;
Коллективные и индивидуальные, с участием педагога-психолога,
консультации обучающихся по вопросам выбора профессии;
Организация экскурсий на предприятия с целью знакомства с
профессиями и организацией труда;
Организация встреч с представителями учебных заведений;
Организация совместных мероприятий с вузами и колледжами;
Посещения дней открытых дверей учебных заведений;

Работа с родителями:
− выступления представителей вузов/колледжей, педагогов-психологов,
классных руководителей, администрации.
Профессиональная ориентация в школе, проходит через профессиональное
просвещение и профессиональные консультации.
Для профориентационной работы выделены 3 возрастные группы:
1 - 4 классы,
5 - 7 классы,
8 - 11 классы.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников
можно выделить следующие этапы, содержания профориентационной
работы в школе:
1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к
труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса
к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной

практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную,
трудовую, игровую, исследовательскую.
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении
познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
представления о собственных интересах и возможностях (формирование
образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах
социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине,
сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение
учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои
индивидуальные
возможности
с
требованиями,
предъявляемыми
профессиональной деятельностью к человеку.
8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных
занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное
консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия
решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного
запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным
ориентациям.
10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию,
формирование профессиональных качеств в избранном виде труда,
коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной
деятельности.
Формы организации работы в школе:
−
Беседы, лекции, просмотр видеофильмов,
−
Профдиагностика, профконсультации для обучающихся,
−
Консультации для родителей (педагогами, педагогами - психологами,
профконсультантами),
−
Посещение «ярмарок профессий»,
−
Знакомство с «образовательной картой» города, района,
−
Оформление стендов «Твоё профессиональное будущее».
Для
повышения эффективности работы
по профессиональному
самоопределению обучающихся предполагается использование следующих
активных форм работы в триаде «учитель – ученик – родитель».
Диагностика:
1. Анкетирование по изучению профильных и профессиональных намерений
(сентябрь)
2. Методика «Профиль» А. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной
(изучение интересов в выборе профессии) (ноябрь).

3.Методика Л. Йовайши «Опросник профессиональных склонностей»
(изучение склонностей обучающихся к различным сферам профессиональной
деятельности) (декабрь).
4. Анкетирование «Мои профессиональные намерения» (январь).
5. «Тип мышления» модификация Г.В. Резапкиной (февраль) 6. «Диагностика
стиля общения» Г.В. Резапкиной (январь)
7.Анкетирование
обучающихся
с
целью
изучения
дальнейшего
образовательного и профессионального маршрута (апрель).
Работа с педагогическим коллективом и родителями:
− Мониторинг «Профессиональное самоопределение выпускников
школы».
− Анкетирование обучающихся 8-11 классов «Интерес к разным
профессиям».
− Исследование интересов и способностей у обучающихся 8-х классов к
различным областям знаний.
− Изучение запросов учащихся и родителей для организации
предпрофильного обучения.
Основные направления работы:
− Совместные проведения классных часов.
− Посещение конференций, выставок.
− Участие в вебинарах, семинарах, форумах.
− Родительские собрания в 8-11 классах.
− Информирование родителей об организации профильного обучения,
так как это наиболее важное звено в профориентационной работе.
Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и
профессиональных планов своих детей. Вместе с тем, вопросы выбора
профессии и определения путей образования представляют трудную задачу
как для самих обучающихся, так и их родителей (законных представителей).
На родительских собраниях и классных часах в выпускных классах, во время
индивидуальных консультаций - классные руководители поднимают вопросы
о важности правильного выбора дальнейшего образования детей с учетом
требований современного рынка труда. Ежегодно родители (законные
представители) обучающихся 11, 10, 9, 8 классов принимают участие в
анкетировании с целью изучения профильных и профессиональных
интересов.
3.8.

Модуль «Школьные медиа»

Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и
педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации)
– развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков
общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации

учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках
следующих видов и форм деятельности:
− разновозрастной редакционный совет подростков, старшеклассников и
консультирующих их взрослых, целью которого является освещение
(через школьную газету) наиболее интересных моментов жизни
школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков,
секций, деятельности Совета старшеклассников;
− школьная газета для старшеклассников, на страницах которой ими
размещаются материалы о вузах, колледжах и востребованных рабочих
вакансиях, которые могут быть интересны школьникам; организуются
конкурсы рассказов, поэтических произведений, сказок, репортажей и
научно-популярных статей; проводятся круглые столы с обсуждением
значимых учебных, социальных, нравственных проблем;
− школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев
группа
информационно-технической
поддержки
школьных
мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное
сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов,
спектаклей, капустников, вечеров, дискотек;
− школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников
и
педагогов,
поддерживающее
интернет-сайт
школы
и
соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения
деятельности образовательной организации в информационном
пространстве, привлечения внимания общественности к школе,
информационного продвижения ценностей школы и организации
виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и
родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы
вопросы;
− участие школьников в региональных или всероссийских конкурсах
школьных медиа.
3.9. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при
условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика,
способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает
стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком
школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие
формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
− оформление интерьера школьных помещений (коридоров, рекреаций,
зала, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация,
которая может служить хорошим средством разрушения негативных
установок школьников на учебные и внеучебные занятия;

− размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций:
творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой
творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга;
картин определенного художественного стиля, знакомящего
школьников с разнообразием эстетического осмысления мира;
фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе
(проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах,
встречах с интересными людьми и т.п.);
− озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, позволяющих
разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого
отдыха;
− благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными
руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее
учащимся проявить свои фантазию и творческие способности,
создающее повод для длительного общения классного руководителя со
своими детьми;
− событийный дизайн – оформление пространства проведения
конкретных
школьных
событий
(праздников,
церемоний,
торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний,
конференций и т.п.);
− совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой
школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы,
логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в
школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни
образовательной организации – во время праздников, торжественных
церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в
жизни школы знаковых событий;
− акцентирование внимания школьников посредством элементов
предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на
важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.
3.11. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания,
которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном
вопросе. Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности
ребенка является взаимодействие с семьями учеников.
Для успешного взаимодействия в МБОУ СОШ №3 созданы условия для
разнообразного по содержанию и формам сотрудничества:
На групповом уровне:

− Общешкольный родительский комитет и Попечительский совет
школы, участвующие в управлении образовательной организацией и
решении вопросов воспитания и социализации их детей;
− семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям
площадку для совместного проведения досуга и общения;
− родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы
возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного
взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы,
семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
− родительские дни, во время которых родители могут посещать
школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления
о ходе учебно-воспитательного процесса в школе;
− общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания
школьников;
− семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные
рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей,
социальных работников и обмениваться собственным творческим
опытом и находками в деле воспитания детей;
− родительские форумы и созданные классные чаты в социальных
сетях, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а
также осуществляются виртуальные консультации педагогов.
На индивидуальном уровне:
− работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
− участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в
случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и
воспитанием конкретного ребенка;
− помощь со стороны родителей в подготовке и проведении
общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной
направленности;
− индивидуальное
консультирование
c
целью
координации
воспитательных усилий педагогов и родителей.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы
осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с
целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего
их решения.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
− принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к
воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный
процесс;
− принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его
показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие
деятельности, характер общения и отношений между школьниками и
педагогами;
− принцип развивающего характера осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования
воспитательной
деятельности
педагогов:
грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого
планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора
видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
− принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того,
что личностное развитие школьников – это результат как социального
воспитания (в котором школа участвует наряду с другими
социальными институтами), так и стихийной социализации и
саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого
воспитательного процесса могут быть следующие:

в

школе

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития
школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с
заместителем директора по воспитательной работе с последующим
обсуждением его результатов на заседании методического объединения
классных руководителей или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития школьников является педагогическое
наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах:
− какие прежде существовавшие проблемы личностного развития
школьников удалось решить за минувший учебный год;
− какие проблемы решить не удалось и почему;
− какие новые проблемы появились,
− над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей
и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной
работе, классными руководителями, активом старшеклассников и
родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе
совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со
школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического
самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные
результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных
руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
− качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
− качеством совместной деятельности классных руководителей и их
классов;
− качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
− качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных
уроков;
− качеством существующего в школе ученического самоуправления;
− качеством функционирующих на базе школы детских общественных
объединений;
− качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
− качеством профориентационной работы школы;
− качеством работы школьных медиа;
− качеством организации предметно-эстетической среды школы;
− качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы
является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».