Программа коррекционно-развивающей работы педагога психолога с детьм и с задержкой психического развития

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Режевского городского округа

ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
(5-8 класс)

Пояснительная записка
Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для развития всех
учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — детей с ЗПР.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами (далее — дети с ЗПР) образования
является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в
жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Этому направлению служит концепция инклюзивности, которая обеспечивает осуществление лозунга «Образование для
всех», предъявленного новому тысячелетию передовым человечеством планеты. Это обеспечение права на образование
каждого ребенка, независимо от его физических и интеллектуальных способностей.
Изолированность системы специального образования приводит к тому, что ребенок с особыми образовательными
потребностями оказывается исключенным из многих социальных связей. Дети лишаются информации, доступной их
сверстникам, они не умеют вступать в равноправные отношения с разными людьми. У них нет возможности для освоения
разных социальных ролей, способов сотрудничества с разными людьми. В результате этого затрудняется их
бесконфликтное включение в социум. Принимая во внимание многообразие социального заказа, который исходит из
желания родителей и возможности детей, при отсутствии необходимых видов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений по месту жительства, решение проблем обучения всех детей должна взять на себя
общеобразовательная школа. Такая школа должна быть обращена лицом к ребенку, должна обеспечивать реальные
условия его обучения и развития, создать для всех детей единую систему общения, адаптации и социализации.
Поэтому, в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения, разработана программа
коррекционной работы, предусматривает создание в образовательном учреждении специальных условий обучения и
воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ЗПР посредством индивидуализации и
дифференциации образовательного процесса.

Программа для детей с ОВЗ — это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в
физическом и (или) психическом развитии детей с задержкой психического развития и оказание помощи детям этой
категории в освоении образовательной программы начального общего образования.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися общего
образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса» (постановление главного
государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189) раздел X.;
Типовое положение об образовательном учреждении от 31.03.1997 г. №32514-22;
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо
МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ №
199/13 от 28.03.2002);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования
(2009 г.);
О создании условий для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ150/06 от 18 апреля 2008 г.);
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля
1998 г. N 124-ФЗ);
Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 № 27/901 – 6 о психолого– медико–педагогическом консилиуме (ПМПК)
образовательного учреждения. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 года
N АФ – 150/06 о создании условий дляполучении образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей –
инвалидами.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г N 1015 г.
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам- образовательным программам начального и общего, основного и среднего общего
образования» Федеральный закон то 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации».
Программа сформирована для контингента детей с ОВЗ, учащихся в учреждении. Всѐ большее число ребят относят к
группе риска - проблемным: интеллектуально пассивным, испытывающим трудности в обучении, поведении. Повышенная
уязвимость детей из группы риска требует большего внимания к индивидуализации образовательного процесса с учетом
социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей развития и обучения.
Целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медикопедагогического сопровождения процесса освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР, позволяющего учитывать их
особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в
образовательном процессе.
Задачи программы:
- своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными ЗПР;
- определять особые образовательные потребности детей с ЗПР;
- определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с
индивидуальными особенностями каждого ребѐнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ОВЗ с учѐтом
особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ЗПР по
психологическим, социальным, правовым и другим вопросам.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
Принципы коррекционной работы
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые
призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных
потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и
задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения
школьников с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся
с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость всестороннего изучения
обучающихся и предоставления квалифицированной помощи специалистов разного профиля с учетом их особых
образовательных потребностей и возможностей психофизического развития на основе использования всего
многообразия методов, техник и приемов коррекционной работы.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие
специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач
коррекционно-воспитательной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи какважного участника коррекционной
работы,
оказывающего существенноевлияние на процесс развития ребенка и успешность его
интеграции в общество

Психолого-педагогические и организационные условия реализации программы:
- реализация коррекционно-развивающих мероприятий в соответствии с образовательным маршрутом ученика;
- наличие оборудования, учебных пособий, методик, соответствующих типологии отклоняющего развития детей и
обеспечивающих адекватную среду жизнедеятельности;
- учет особенностей развития каждого ребенка;
- предоставление психологических и социальных индивидуальных консультаций;
- создание условий по охране и укреплению здоровья детей;
- формирование мотивационной готовности к обучению;
- развитие и совершенствование высших психических функций (память, внимание, восприятие, мышление, речь);
- развитие и совершенствование произвольности, регуляции собственного поведения, умения планировать и выполнять по
плану учебные и внеучебные действия;
- совершенствование и развитие эмоционально-личностной сферы;
- коррекция детско-родительских отношений;
Структура и содержание программы:
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования обучающихся с ЗПР включает в
себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание:
1.
Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с ЗПР
с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием адаптированной основной
общеобразовательной программы.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
1) психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных
потребностей:
— развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и
потенциальных возможностей.
развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностейобучающихся;
— определение социальной ситуации развития и условий семейноговоспитания обучающегося;
2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении адаптированной основной

общеобразовательной программы.
3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих
личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания
образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
— составление индивидуальной программы психологического сопровождения обучающегося (совместно с
педагогами);
— формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся;
— организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их
общее социально-личностное развитие;
— разработка оптимальных для развития обучающихся с ЗПР групповых и индивидуальных коррекционных
программ (методик, методов и приѐмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями;
— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции,
необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся;
— развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и коррекцию его поведения;
— социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.
3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ЗПР в
освоении адаптированной основной общеобразовательной программы, консультирование специалистов, работающих с
детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения,
воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ЗПР.
Консультативная работа включает:
— психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении,
поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся;
— консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной
помощи обучающимуся в освоенииобщеобразовательной программы.

5. Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в
отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и
воспитания обучающихся с ЗПР, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными
представителями) и др.
Информационно-просветительская работа включает:
— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуальнотипологических особенностей различныхкатегорий обучающихся;
— оформление информационных стендов, печатных и других материалов;
— психологическое просвещение педагогов с целью повышения ихпсихологической компетентности;
— психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психологопсихологической компетентности.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса.
Данная программа позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в
ограниченное время; извлекать необходимую информацию из текста, реалистично строить свои взаимоотношения со
взрослым.
Познавательные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; наблюдать, сравнивать по
признакам, сопоставлять; оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;
Коммуникативные – уметь ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Средствами
формирования УУД служат психо-гимнастические упражнения, дискуссионные игры, эмоционально-символические и
релаксационные методы.
Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни
в современном обществе.
В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:

1. Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются. При этом
необходимо учитывать сами проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.
2. Изучение истории развития ребѐнка. Подробный анализ собирает и анализирует врач. Психолог выявляет
обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые
заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или
некоторые конституциональные черты); семья, среда, в которой живет ребѐнок (социально неблагополучная, ранняя
депривация). Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и другие).
3. Изучение работ ребѐнка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).
4. Непосредственное обследование ребѐнка. Беседа с целью уточнения мотивации, запаса представлений об окружающем
мире, уровня развития речи.
5. Выявление и раскрытие причин и характера тех или иных особенностей психического развития детей.
6. Анализ материалов обследования. Психолог анализирует все полученные о ребенке сведения и данные собственного
обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально-диагностических случаях
проводятся повторные обследования.
7. Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию. Составление индивидуальных образовательных маршрутов
психолого-педагогического сопровождения.
В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план
выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других - формирование произвольной деятельности,
выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и т.д.
Эти рекомендации психолог обсуждает с учителем, медицинским работником и родителями, осуществляя постоянное
взаимодействие. Составляется комплексный план оказания ребенку медико-психолого-педагогической помощи с
указанием этапов и методов коррекционной работы. Обращается внимание на предупреждение физических,
интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.
Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в
том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на школьном психологомедико-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка и

рекомендаций ПМПК, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей выстраивается
корреционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей
деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на
практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные
силы и т.д.
Учащиеся, занимаются в общих классах по адаптированной образовательной программе для таких детей — форма
дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными
возможностями здоровья. В школе нет специально отдельно сформированных классов, которые занимаются по
адаптированной программе для детей с ЗПР.
Принцип вариативности и возможности выбора заданий активно используется на протяжении всего курса и позволяет
каждому учащемуся обучаться на максимально посильном для него уровне, соответствующем его способностям,
особенностям развития и склонностям, снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствуют
формированию положительных внутренних мотивов учения.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:
- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов,
развитие умений сравнивать, сопоставлять;
-разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во
внутреннем отношении друг к другу;
- использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.
Еще одним условием успешного обучения детей с ЗПР является организация групповых и индивидуальных занятий,
которые дополняют коррекционно-развивающую работу, и направлены на преодоление специфических трудностей и
недостатков.

Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы
детей средствами изучаемого программного материала, занятия составляются по рекомендациям ТПМПК.
Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах
психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для
индивидуализации развития.
Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какиелибо препятствия. Их преодоление способствует развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое
задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному
ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.
Коррекционная работа по программе направлена на коррекцию всей личности и включает все формы средового,
личностного и коллективного воздействия на ребѐнка и представлена следующими принципами:
- развитие высших психических функций с опорой на «зону ближайшего развития»;
- воздействие через эмоциональную сферу;
Форма работы: индивидуальная и групповая занятия будут проходить в кабинете педагога-психолога.
Результатами работы по данной программе ожидается повышение уровня развития высших психических функций у
детей с ЗПР. Определить результативность проведенной работы поможет сравнительный анализ результатов первой и
итоговой диагностики, которая будет проведена после всех предусмотренных программой занятий. Результаты
сравнительного анализа помогут сделать вывод о том, была ли достигнута поставленная нами цель и были ли решены
поставленные нами задачи, а так же позволит внести необходимые изменения и дополнения в программу, если это будет
необходимо.

Психолого-педагогическое сопровождения детей
с задержкой психического развития с 5-8 класс
Разделы

Цель занятия

Тема занятия

1.Психодиагностический Выявление
уровня Диагностика памяти.
блок.
развития познавательных
процессов, тревожности,
самооценки.

Методики
«10 слов»

Кол-во
занятий
1

«Запомни картинки»
«Уровень
развития
кратковременной
и
долговременной
памяти»

Диагностика
восприятия.

«Разрезные картинки»

Диагностика
мышления.

«4 лишний»

1

«Последовательность
событий»
1

«Классификация»
«Простые аналоги»

Диагностика внимания «Таблицы Шульта»
и воображения.
«Пиктограмма»

1

Диагностика
тревожности.

уровня Тест Филипса

1

Диагностика
самооценки.

уровня Методика «Лесенка»

1

2.Психокоррекционный
блок.

1.
Коррекция Развитие
процессов 1.«Проигрывание
познавательных
мышления.
ситуаций
психических процессов.
последующим
анализом»
2. Развитие эмоциональноволевых,
коммуникативных
навыков и умений.
3.
самооценки.

5.Развить
моторику.

с

2.«Закончи
словосочетание»
3. «Составь рассказ по
серии картинок»

Повышение

4.
Понизить
тревожности.

3

4.
«Закончи
предложение».

уровень

5.
«Прослушай,
прочитай
и
перескажи».

общую

6. «Прочти спрятанное
предложение».
7. «Подбери слово»
8. «Подбери
понятие».

общее

9. «Распутай узел»
Коррекция памяти.

1.«Запомни фигуры»
2.«Вспомни фигуру»
3.«Запомни
слова»

нужные

4.«Узнай на ощупь»
5. Игра. «Запомни
картинки и нарисуй»

3

6.
«Закончи
предложение».
7.
«Пословицы
путаницы»
8.
художник»

и

«Весѐлый

9. «Рисование фигур»
Коррекция внимания.

1.«Графический
диктант»

3

2. Игра «Тут что-то не
так»
3. «Слушай звуки»
4. «Спрятанное слово»
5.
«Корректурное
задание»
6. «Каждой руке – своѐ
дело»
7. «Заметить всѐ»
8. «Счѐт с помехой»
9. «Чтение с помехой»
Коррекция восприятия. 1.«Узнай на ощупь»
2.
точек»

«Копирование

3. «Лабиринты»
4. «Составление узоров
из
геометрических

3

фигур»
Эмоционально-волевое 1.« Узнавание эмоций»
развитие.
2. «Интервью»

3

3. «Игра с песком»
4. «Узнавание эмоций»
5. «Интервью»
6. «Оживлялки»
7.
«Незаконченные
предложения»
Коммуникативные
навыки и умения.

1.«Давай поговорим»

3

2. «Угадай, кто это»
3. «Сцена знакомства»
4«Разговор
телефону».

Снятие
тревожности.
Упражнения
повышения
самооценки
Развитие
моторики.

по

уровня

3

для Упр. «Похвалилки»

3

«Добрый
–
злой,
весѐлый – грустный»
мелкой 2.
«Пальчиковый
игротренинг»

3

3. Упражнения
3.
Консультативный Оказание
помощи По запросу родителей Консультации
блок.
родителям и педагогам.
и педагогов.
родителей, учителей.
4.Аналитический блок

Определение

динамики Диагностика памяти.

«10 слов»

3

развития
ребѐнка
по
окончанию учебного года

«Запомни картинки»
«Уровень
развития
кратковременной
и
долговременной
памяти»
Диагностика
восприятия.

«Разрезные картинки»

Диагностика
мышления.

«4 лишний»

«Последовательность
событий»

«Классификация»
«Простые аналоги»

Диагностика внимания «Таблицы Шульта»
и воображения.
«Пиктограмма»
Диагностика
тревожности.

уровня

Диагностика
самооценки.

уровня Методика «Лесенка»
Итого:

36

Литература, используемая при составлении программы:
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М., 2018г.
2. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи на развитие логического мышления. – СПб. 2020г.
3. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во
«Совершенство», 2019г.
4. Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. –
М., 2019г.
5. Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6 –10 лет. – М., 2017г.
6. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Развитие познавательных способностей/ Методическое пособие, 3 класс. – М.:
Росткнига, 2016г.
7. Шиманский В.И., Шиманская Г.С. Логические игры и задачи. – Д., 2020г..

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».