Приложение 2 Программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда по преодолению нарушений устной и письменной речи обучающихся по адаптированной программе, ООО

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Режевской городской округ

ПРОГРАММА КОРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО
ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО
АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ, ООО

Содержание
1. Целевой компонент программы
1.1 Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………………3
1.2 Нормативно-правовое основание программы……………………………………………………………………….…………3
1.3 Цели и задачи программы……………………………………………………………………..………………………………..4
1.4Психолого-педагогическая
характеристика
обучающихся
с
задержкой
психического
развития…………………………………………………………………………………..………………..……………………..4
1.5Принципы
и
подходы
к
формированию
программы
коррекционно-развивающей
работы………………………………………………………………………………….………………………………………….5
1.6 Основными направлениями работы учителя-логопеда……………………………………………………………………….6
1.7Планируемые
результаты
освоения
обучающимися
коррекционно-развивающей
работы…………………………………………………………………………………………………………………………….9
2. Содержательный компонент программы
2.1
Программа
логопедической
коррекции
нарушений
лексико
–
грамматического
строя
речи
……….……………………………………………………………………………………………………………..…………......12
2.2 Программа логопедической коррекциинарушений звукопроизношения……………………………………………………12
2.3 Программа логопедической коррекции нарушений чтения и письма ………………………………….…………………....132.3.1
Устранение дислексии (фонематической, семантической, оптической, аграмматической, мнестической) и дисграфии
(акустической, оптической, аграмматической и дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза) ......………………..14
2.4 Описание ценностных ориентиров…………………………………………………………..………………………………..15
3 Организационный компонент программы
3.1.
Организация коррекционно-развивающей деятельности…………………………………………………………………15
3.2. Тематическое планирование………………………………………………………………………………………………….15
3.3. Описание материально-технического следования……………………………………………………….……….…………23
3.4. Учебно-методическое обеспечениекоррекционно-образовательного процесса…………….……………………………23

1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно – развивающих логопедических занятий определяет структуру и содержание работы по
коррекции нарушений речи, обучающихся 5 – 9 классов, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной
программе начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) с учѐтом
особенностей их психического развития, индивидуальных возможностей и с учѐтом специальных условий получения образования.
Рабочая программа направлена на оказание помощи обучающимся с ОВЗ с нарушениями устной и письменной речи, в освоении
ими общеобразовательных программ по родному русскому языку и составлена с учѐтом рекомендаций и методических разработок
А.В. Ястребовой и Т.П.Бессоновой, Л. Н. Ефименковой и Г.Г.Мисаренко, Р.И.Лалаевой, Мазановой Е.В.
1.2 Нормативно-правовое основание программы
Данная образовательная программа разработана с учѐтом нормативных документов:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования, вступивший в силу с 2011
года, предполагает введение новых подходов к организации в системе начального образования комплексной помощи детям в
освоении программы в начальной школе. Отдельный раздел ФГОС посвящен программе коррекционной работы, направленной на
преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
6. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в действующей редакции).
9. Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ в действующей редакции.
10.Конституция Российской Федерации, ст. 43, 72.
11.Конвенция ООН о правах ребѐнка.

12.Конвенция ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской
Федерации.
13.Устав МБОУ СОШ №3
1.3 Цели и задачи программы
Целью программы является осуществление дифференцированного и системного подхода при коррекции и профилактике
нарушений речи у обучающихся с ОВЗ, испытывающих трудности в обучении и общении.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
 Коррекция нарушений устной и письменной речи.
 Психолого-педагогическая поддержка в освоении АООП НОО.
1.4 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с задержкой психического развития
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и
неоднородная по составу группа школьников.Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или
функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические
заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие
этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к
уровню возрастной нормы, до состояний, требующих ограничения от умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ,
обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического
развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех
обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций,
замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной
саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного
восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих
временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями
когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных

обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования
в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Вариант 7.1 адресован обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития
близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и
организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории
обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС),
выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и
устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут
отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной
координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм
адаптивного поведения.
Вариант 7.2 адресован обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы,
отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление
познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов,
умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных
норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило,
сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня
сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.
Возможнанеадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением
эмоциональной регуляции, гиперактивностью.
1.5 Принципы и подходы к формированию программы коррекционно-развивающей работы
Принцип гуманизации –
предполагает
осуществление
личностноориентированного подхода, направленного на общее развитие личности с ОВЗ, его социализации, максимальную интеграцию в
современную жизнь.
Принцип индивидуального подхода – предполагает необходимость определения индивидуальной цели обучения для каждого
ребенка с ОВЗ, с учетом его образовательных потребностей.
Принцип системности – обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития, обучающихся с ОВЗ, т.е.
системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений.

Принцип интегрированного подхода – предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную
программу коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений
развития обучающегося.
Принцип непрерывности — гарантирует непрерывность логопедической помощи обучающимся с ОВЗ до полного решения
проблемы или определения подхода к ее решению.
Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации АОП — предполагает
постоянное сотрудничество логопеда, педагога - психолога, учителя - дефектолога, педагогов, администрации ОУ, медицинских
работников для наиболее успешной реализации цели обучения обучающегося с ОВЗ по АОП.
Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности –предполагает максимальную активность и
самостоятельность обучающегося в ходе обучения.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых
образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего
существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
1.6 Основными направлениями работы учителя-логопеда
1. Диагностическое направление
За основу взята методика Фотековой Т.А., предложенная автором Мазановой Е. В. для исследования речевой сферы детей
младшего школьного возраста.
Основная цель диагностического направления - прогноз вероятных трудностей в обучении, определение причин речевых
недостатков. Для этого проводится изучение уровня интеллектуального развития ребенка, анализ письменных работ и
качественная характеристика ошибок при написании, наблюдение за обучающимися в учебной деятельности, и, при
необходимости, дополнительно, изучение уровня сформированности учебных навыков. Логопедическое обследование
обучающихся начальных классов может проводиться во взаимодействии с педагогом - психологом и учителем - дефектологом
учебного заведения.

Диагностическая деятельность специалиста в течение учебного года имеет целью решения различных задач, и поэтому, в
зависимости от этапа работы, мы выделяем: первичную диагностику, динамическое наблюдение, этапную (промежуточную)
диагностику и текущее диагностирования.
Первичная диагностика
Целью этого этапа работы является определение уровня речевого и интеллектуального развития обучающихся начального
звена, причин и механизмов речевых недостатков, выявление обучающихся, нуждающихся в первоочередной специализированной
помощи. Первичная диагностика происходит с 1 по 15 сентября. На этом этапе учитель-логопед заполняет протокол обследования
и логопедическую карточку на каждого обучающегося.
Динамическое изучение учащихся проводится с целью отслеживания динамики речевого и интеллектуального развития
обучающегося, определения соответствия выбранных методов и приемов коррекции уровню приобретенных речевых навыков.
Проводится с 15 по 31 мая.
Этапная (промежуточная) диагностика
Это диагностирование необходимо для определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебнопознавательной деятельности и констатации результативности приобретенных речевых навыков детей, посещающих
логопедические занятия. Проводиться с 1 по 15 января.
Текущая диагностика
Она направлена на обследование обучающихся общеобразовательных школ по запросу родителей, педагогов, специалистов
школьных психолого-медико - педагогических комиссий. Временных ограничений такое диагностирования не имеет и проводится
в течение всего учебного года по мере необходимости.
2.

Коррекционно

-

развивающее

направление

Коррекционно - развивающее направление работы учителя-логопеда представляет собой систему коррекционного воздействия на
языковую и учебно- познавательную деятельность ребенка с речевыми нарушениями. В зависимости от структуры речевого
дефекта и степени его проявления строится содержательное направление коррекционной работы. Основной формой организации
логопедической работы являются групповые и (или) индивидуальные занятия. Занятия проводятся во внеурочное время, с учетом
режима работы школы. Периодичность и продолжительность занятий зависит от характера нарушения и степени его проявления.
Темы групповых и (или) индивидуальных занятий, а также учет посещения записываются в журнале посещения. Следует
отметить, что учитель-логопед не только проводит коррекционно - развивающие занятия, но и обеспечивает коррекционно-

развивающее логопедическое сопровождение каждого обучающегося, нуждающийся в помощи, проводит консультативную работу
с родителями, педагогами.
На этом этапе следует определить основные направления коррекционной работы:
 устранение различных нарушений речи и содействие преодолению обусловленной ими неуспеваемости по русскому языку;
 формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря,
развитие связной речи;
 формирование необходимых для усвоения программного материала по русскому языку умений и навыков;
 предотвращения вторичных нарушений при чтении и на письме.
Планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда происходит на основе анализа педагогических,
медицинских, психологических наблюдений. Поэтому учитель-логопед строит свою работу с учетом сотрудничества с различными
специалистами (педагогом - психологом, учителем - дефектологом, врачом-психиатром, стоматологом-ортодонтом и другими).
3.

Аналитическое

направление

Аналитическое направление предусматривает анализ влияния коррекционно – развивающей логопедической работы на речевое
развитие обучающихся, и его оценку, обеспечение взаимодействия между специалистами.
Это направление работы обусловлено необходимостью комплексного подхода к проблемам ребенка, который предполагает:
 системный анализ личностного, речевого и познавательного развития обучающегося, что позволяет не только выявить
отдельные проявления нарушений развития, но и определить причины этих нарушений, отследить их взаимосвязь;
 создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязь развития и
коррекции различных сторон личностного, познавательного и речевого развития ребенка;
 обеспечение специализированного сопровождения обучающихся; взаимодействие специалистов в пределах школьной
психолого-медико - педагогической комиссии.
4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление
Консультативно-просветительское и профилактическое направление работы учителя-логопеда проводится для оказания помощи
родителям, учителям и администрации школы по вопросам устранения существующих речевых недостатков, обучающихся и

предупреждения вторичных нарушений чтения и письма, которые мешают обучающемуся полноценно овладеть учебным
материалом в рамках школьной программы обучения.
Задачи данного направления:
 профилактика вторичных и третичных нарушений в развитии ребенка;
 предупреждения перегрузок младших школьников;
 повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам обучения детей с ОВЗ;
 предоставление профессиональной помощи родителям и обучающимся в решении существующих проблем;
 привлечение педагогов и родителей в процесс коррекции нарушений речи.
Для реализации вышеизложенных задач учитель-логопед использует следующие организационные формы работы:
систематические выступления на родительских собраниях, педагогических совещаниях школы, методических объединениях
учителей начального звена; анкетирование родителей, индивидуальное консультирование учителей и родителей по запросу,
консультирование учителей и родителей по результатам обследования; обучающее консультирование с объяснениями этапов
коррекционной работы и демонстрацией приемов коррекционно-развивающих упражнений.
5. Организационно-методическое направление
Этот аспект деятельности учителя-логопеда состоит из участия в школьной ПМПК, методических объединениях, педагогических
совещаниях, оформлении документации. Для участия в ПМПК (в том числе и для зачисления обучающегося с нарушениями речи
на логопедические занятия) на каждого обучающегося заполняется речевая карта, или протокол, который содержит основные
диагностически значимые характеристики особенностей развития ребенка (данные педагогического наблюдения и
психологического обследования, качественная характеристика психических процессов, сведения о раннем психомоторном и
речевом развитие ребенка, особенности течения заболеваний и т.д.). Эти данные необходимы для квалификации речевого
нарушения по нозологии и определения структуры речевого дефекта.
1.7 Планируемые результаты освоения обучающимися коррекционно-развивающей работы
В соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей

процесс освоения содержания АООП НОО, поэтому планируемые результаты формулируются в рамках следующих блоков
универсальных учебных действий (далее УУД):
•
личностные;
•
регулятивные;
•
коммуникативные;
•
познавательные.
В разделе «Программа коррекционной работы» не рассматриваются предметные результаты, хотя их формирование отчасти
имеет место и в результате осуществления коррекционно-развивающей деятельности, но их непосредственное достижение не
является задачей коррекционной работы. Кроме того, следует иметь в виду, что планируемые результаты по всем группам УУД
формулируются только на уровне «ученик сможет», подразумевающем, что описываемых результатов достигнет большинство
детей, получивших целенаправленную регулярную и длительную коррекционную помощь. Также необходимо учитывать, что
личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные результаты достигаются в ходе комплексного осуществления
коррекционной помощи на занятиях с учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем - дефектологом и классным
руководителем, логопедической и коррекционно-развивающей работы, поскольку педагоги-специалисты используют в
коррекционной работе подход, подразумевающий систему общих методов и приемов работы, единство рассматриваемых тем.
Планируемые личностные результаты. Ученик будет или сможет:
* положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в
учебной деятельности;
* с заинтересованностью воспринимать новый учебный материал и решение новых заданий;
* способен к самооценке результатов своей работы на основе критериев успешности ее выполнения, задаваемых педагогомспециалистом;
* с эмпатией относиться к чувствам и переживаниям окружающих людей.
Планируемые регулятивные результаты. Ученик будет или сможет:
* принимать и сохранять учебную задачу самостоятельно или при минимальной помощи педагога-специалиста;
* учитывать определенные педагогом-специалистом ориентиры в новом учебном материале и сотрудничестве с ним;
* планировать свои действия для выполнения задания во внешнем плане самостоятельно или при минимальной помощи педагогаспециалиста;
* учитывать установленные правила поведения на занятиях и при выполнении заданий;
* проводить пошаговый контроль результатов своей деятельности под руководством педагога-специалиста;

* самостоятельно или при минимальной помощи педагога-специалиста вносить необходимые исправления в действия и задания на
основе их контроля и оценки;
* адекватно воспринимать оценку и предложения педагогов, других обучающихся, родителей.
Планируемые коммуникативные результаты. Ученик будет или сможет:
* выполнять несложные задания в паре с другим обучающимися;
* строить короткое монологическое высказывание в соответствии с заданной темой, ориентируясь на план, схему, визуальную
опору самостоятельно или при минимальной помощи педагога-специалиста;
* учитывать мнение других обучающихся в группе и стремиться наладить сотрудничество в игре или выполнении учебного
задания;
* допускать существование различных точек зрения на выполнение некоторых задач;
* самостоятельно или при помощи педагога-специалиста формулировать свое мнение или точку зрения;
* использовать внешнюю и внутреннюю речь для регуляции своих действий;
* строить диалог с партнером в паре при минимальной помощи педагога-специалиста;
* задавать вопросы.
Планируемые познавательные результаты. Ученик будет или сможет:
* осуществлять запись традиционным способом выборочной информации об окружающем мире и в соответствии с заданием;
* использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для выполнения заданий самостоятельно или при
минимальной помощи педагога-специалиста;
* строить короткие сообщения в устной и письменной форме с опорой на план (самостоятельно или при минимальной помощи
педагога-специалиста);
* строить грамматически правильные синтаксические конструкции (самостоятельно или при минимальной помощи педагогаспециалиста);
* различать оттенки лексических значений слов с помощью педагога-специалиста;
* осмысленно воспринимать познавательные тексты и инструкции к заданиям и выделять существенную информацию из
сообщений при помощи педагога-специалиста;
* осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, лишнего объекта по заданным
педагогом критериям;
* осуществлять синтез как составление целого из частей (самостоятельно или при минимальной помощи педагога-специалиста);
* находить самостоятельно или при минимальной помощи педагога-специалиста несложные закономерности расположения
объектов в ряду подобных;

* проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
* устанавливать простые причинно-следственные связи между знакомыми объектами или явлениями (самостоятельно или при
минимальной помощи педагога-специалиста);
* обобщать объекты и явления, подводя их под более общее понятие (самостоятельно или при минимальной помощи педагогаспециалиста);
*устанавливать простые аналогии;
*овладеть рядом общих приемов выполнения заданий;
* строить простые рассуждения по заданной схеме или при минимальной помощи педагога-специалиста.
Коррекционно – развивающие логопедические занятия также будут способствовать:
- развитию фонематического восприятия;
- формированию фонематического анализа, синтеза и представлений;
- развитию звукослоговой структуры слова;
- расширению и активизации словаря обучающегося;
-формированию полноценных представлений о морфологическом составе слова и грамматическом оформлении речи;
- формированию, развитию и совершенствованию прочных орфографических навыков;
- развитию лексико-грамматического строя речи;
-развитию внимания, памяти и мышления.
2 Содержательный компонент программы
Коррекционно – развивающая логопедическая программа состоит из 3 разделов:
1 Коррекция нарушений лексико – грамматического строя речи.
2 Коррекция нарушений звукопроизношения.
3 Коррекция нарушений чтения и письма.
2.1Программа логопедической коррекции нарушений лексико – грамматического строя речи
Развитие лексики (по темам).
Методы: словесные дидактические игры для развития речи;дидактические игры с картинками;дидактический
материал по развитию речи (письменные задания);

Формирование грамматического строя речи.
Методы: формирование глубинной и поверхностной структуры предложения (опора на схемы: подбор предложения к данной
графической схеме; запись предложения под соответствующей схемой; самостоятельное придумывание предложений по данной
схеме; составление обобщенного представления о значении предложений, соответствующих одной графической схеме; внутренняя
схема высказывания);развитие навыков словоизменения и словообразования по этапам (изменение существительного по числам,
падежам, на употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного, изменение
глагола прошедшего времени по лицам, числам и родам и т.д.): определение значения грамматической формы материале ряда
словоформ; выделение звукового обозначения морфемы на основе сравнения ряда словоформ; буквенное обозначение выделенной
морфемы; самостоятельное конструирование словоформы (с использованием картинок, исходной формы слова)развитие связной
речи: беседа (включает три этапа – вступление, развитие темы, концовка);театрализации (игры- драматизации, театрализованные
представления).
2.2 Программа логопедической коррекции нарушений звукопроизношения
Предварительный этап.
Приѐмы:словесные; наглядные; практические.
Методы:
развитие ручной моторики: конструирование из пуговиц букв, рисунков, схем; выкладывание из счетных палочек, спичек букв,
схем, рисунков; работа с пластилином-изготовление прописных и печатных букв; прописывание букв, предложений, текстов;
пальчиковые гимнастики с речевым сопровождением и без; дыхательные гимнастики, закрепление правильного дыхания в
процессе речи; кинезиологические упражнения; развитие артикуляторной моторики (артикуляционные упражнения, гимнастика
для губ, щѐк и челюсти); развитие ритма; развитие слухового восприятия и внимания на речевом материале и без.
Этап постановки звука.
Методы: развитие восприятия речи (задания на имитацию слогов); формирование фонематического анализа и синтеза
(определение места звука в слове, какой по счѐту звук, назови первый, последний звук и т.д.);
развитие артикуляторной моторики (артикуляционные упражнения, гимнастика для губ, щѐк и челюсти); работа по
непосредственной постановке звука;
Способы:
по подражанию;
механический способ;

постановка от других звуков;
постановка звука от артикуляторного уклада; смешанный способ постановки.
Этап автоматизации звука.
Методы:
включение звука в слоги (автоматизация щелевых звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и
закрытых слогах. При закреплении смычных звуков и аффрикат последовательность иная: сначала автоматизация в обратных
слогах, затем в прямых слогах. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных); автоматизация в
словах (сначала осуществляется с опорой на слоги (са-сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в
которых данный звук находиться в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова. Вначале звук
автоматизируется в словах простой звукослоговой структуры, затем – в словах с стечением согласных); автоматизация в
словосочетаниях, чистоговорках, в предложениях, в связной речи; обогащение словаря, его систематизации, формирование
грамматического строя речи (эта работа тесно связана с уроками русского языка).
Этап дифференциации звуков речи (предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков; этап слуховой и
произносительной дифференциации смешиваемых звуков).
Методы:
развитие слуховой дифференциации (твѐрдых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в
их состав: б-п, д-т, г-к, з-с, ж-ш, с-ш, з-ж, ц-с, ч-т, ч-щ); закрепление произносительной дифференциации (задания на имитацию
слогов са-за-са); формирование фонематического анализа и синтеза.
2.3 Программа логопедической коррекции нарушений чтения и письма
Развитие языкового анализа и синтеза.
Методы:
развитие анализа структуры предложения; развитие слогового анализа и синтеза.
Формирование фонематического восприятия (дифференциации фонем).
Методы:
развитие фонематического анализа и синтеза; развитие
фонематического восприятия (дифференциации
фонем): дифференциация свистящих и
шипящих,
слухопроизносительная дифференциация твѐрдых и мягких согласных звуков, обозначение мягкости согласных с помощью
мягкого знака, обозначение мягкости с помощью букв е, ѐ, ю, я, и.

2.3.1Устранение дислексии (фонематической, семантической, оптической, аграмматической, мнестической) и дисграфии
(акустической, оптической, аграмматической и дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза).
Устранение оптическойдисграфии.
Методы:
развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного;
уточнение и расширение объѐма зрительной памяти;
формирование пространственного восприятия и представлений; развитие зрительного анализа и синтеза;
формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений; развитие зрительно-моторных координации;
дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, предложениях, текстах.
Устранение аграмматическойдисграфии.
Методы:
развитие функции словоизменения; формирование навыков словообразования; развитие умений морфологического анализа слова;
работа над однокоренными словами; закрепление грамматических форм в письменной речи.
Устранение дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Методы:
коррекция специфических ошибок на уровне буквы, слога и слова ( простые формы звукового анализа: выделение первого
ударного
гласного в слове, выделение первого согласного в слове, последнего согласного в слове, выделение гласного из
середины слова, определение места звука в слове (звук в начале, середине, конце слова); сложные формы звукового анализа:
определение последовательности звуков в слове, определение количества звуков, определение места звука относительно других
звуков).коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова (концентрация внимания, работа над
ритмической стороной речи, работа по развитию переключения и координации; уровень гласных звуков, уровень слогов, уровень
слов).
коррекция специфических ошибок на уровне словосочетания, предложения и текста (знакомство с предложением - определение
основных признаков предложения, дифференциация набора отдельных слов и предложения; дифференциацию словосочетания и
предложения; развитие анализа структуры предложения - определение границ предложения, определение последовательности слов

в предложении, определение места слов в предложении; знакомство с предлогами - определение их значения, знакомство с
написанием предлогов; знакомство с приставками - определение их значения; знакомство с написанием приставок;
дифференциация предлогов и приставок; знакомство с текстом - определение основных признаков текста; дифференциацию
отдельных предложений и текста; определение последовательности предложений в тексте).
Устранение акустическойдисграфии.
Методы:
дифференциация гласных звуков, затем согласных (сначала свистящие, а затем - шипящие, аффрикаты и соноры); работа над
мягкими и твердыми согласными связывают с дифференциацией гласных А - Я, О - Ё, У - Ю, Э – Е:
работа по дифференциации звонких и глухих согласных в следующей последовательности: 3 - С, Ж - Ш, В - Ф, Б-П, Д-Т, Г-К.
1.7 Описание ценностных ориентиров
 Ценность добра и толерантности - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в
том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы,
чтобы поступали с тобой).
 Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из
основополагающих элементов культуры.
 Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира.
Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства еѐ красоты,
гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научнопопулярных произведений литературы.
 Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
 Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть
явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления
истины, самого познания как ценности.
 Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоциональнопозитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

 Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности,
целеустремлѐнности,
ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к
литературному труду, творчеству и сотрудничеству.
 Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны,
государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: еѐ истории, языку,
культуре, еѐ жизни и еѐ народу.
 Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно
ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
3. Организационный компонент программы
3.1 Организация корекционно-развивающей деятельности
В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно - развивающей области» и проводится во внеурочное время, с
учетом режима работы школы. Программа рассчитана на весь курс обучения (5 - 9 класс), с часовой нагрузкой в 34 часа (1 раз в неделю) в
каждом классе.
В зависимости от особенностей речевого нарушения у учеников и их психофизического развития учитель-логопед организует фронтальные,
групповые или индивидуальные занятия.

Наполняемость групп — 2-3 человека. Продолжительность индивидуального занятия – 30 минут, группового занятия – 40 минут
Диагностика (речевое обследование) проводится с 01 сентября по 15 сентября, с 11 января по 22 января и 15 мая по 30 мая.
Коррекционно - развивающий период - с 15 сентября по 15 мая.

3.2 Тематическое планирование
Тематическое планирование составляется индивидуально на каждого обучающегося, в зависимости от нарушений устной и
письменной речи.

Тематическое планирование
5 класс (68 часов)
№
Тема коррекционного занятия
1
Обследование состояния произносительной, лексико-грамматической сторон речи,
связной речи.
2,3
Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов,
предложений.
Развитие фонематического анализа и синтеза
Гласные звуки и буквы
4,5
Ударение. Роль ударения. Проверяемые безударные гласные в корне слова.
6,7
Гласные после шипящих и Ц.
Согласные звуки и буквы
8,9
Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях (на конце и в середине слова)
10,11
Твѐрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных двумя способами:
гласными второго ряда и мягким знаком.
12,13
Разделительный мягкий знак.
14,15
Разделительный твѐрдый знак. Дифференциация разделительного мягкого и твѐрдого
знаков.
16,17
Непроизносимые согласные.
18,19
Удвоенные согласные.
20
Проверочная работа
Морфемика и словообразование
21
Основа слова и окончание.
22,23
Корень слова. Однокоренные слова.
24,25,26 Приставка. Роль приставки в изменении значения слова. Слова с приставками,
противоположными и близкими по значению.
27,28
Суффикс. Образование качественных прилагательных с помощью различных
суффиксов (-н-, -ив-, -лив-,-чик-, -оват-, -еват-).
29,30
Образование относительных прилагательных (-ов-,-ев-, -н-, -ян-, -ск-, -енн-).
31
Образование притяжательных прилагательных (-инн-, …).
32
Проверочная работа

Кол-во часов
1
2

2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
2
3
2
2
1
1

Словоизменение
Имя существительное

Изменение существительных по числам.
Изменение существительных по падежам, в том числе существительных на –ии, -ие, ия (В.п., Р.п., Т.п.)
36,37
Изменение существительных по падежам, в том числе существительных на –ии, -ие, ия (Д.п., П.п.)
38
Закрепление пройденного
Имя прилагательное
39,40
Род имѐн прилагательных.
41
Изменение прилагательных по числам.
42,43
Согласование прилагательных с существительными в роде.
44,45
Согласование прилагательных с существительными в числе.
46,47
Изменениепо падежам прилагательных с основой на шипящие –ц, -ий, -ья, -ье, -ов, -ин.
48
Закрепление пройденного
Глагол
49,50
Изменение глаголов по временам.
51
Изменение глаголов по числам.
52,53
Изменение глаголов по родам в прошедшем времени.
54
Согласование глаголов с существительными в числе.
55,56
Согласование глаголов прошедшего времени с именем существительным.
57
Закрепление пройденного
58
Проверочная работа
Развитие анализа структуры предложения
59,60,61 Предложение. Грамматическая основа. Второстепенные члены предложения.
Однородные члены предложения.
62,63
Обращение.
64,65
Прямая и косвенная речь.
66,67
Проверочная работа.
Работа над ошибками.
33
34,35

1
2
2
1
2
1
2
2
2
1
2
1
2
1
2
1
1
3
2
2
2

68

№
1,2
3,4

5-9
10-14
15-17
18-21
22-24
25
26-28
29-31

32-35
36-39
40-42

Диагностика устной речи. Обобщающее занятие.
Всего:
Тематическое планирование
6 класс (68 часов)
Тема коррекционного занятия
Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант.
Обследование состояния произносительной, лексико-грамматической сторон речи,
связной речи.
Развитие фонематического анализа и синтеза
Гласные звуки и буквы
Чередование гласных О-А в корнях -лож-, -лаг-;-рос-, -раст-, -ращ-.
Чередование гласных О-А в корнях -кос-, -кас-; -гор-, -гар-.
Правописание гласных в приставках –пре-, -при-.
Согласные звуки и буквы
Правописание согласных в приставках.
Твѐрдые и мягкие согласные
Употребление мягкого знака для обозначения грамматических форм.
Проверочная работа.
Развитие слогового анализа и синтеза
Правописание сложных слов.
Словообразование
Сложные слова. Сложносокращѐнные слова.
Словоизменение
Имя существительное
Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное
Степени сравнения имени прилагательных.
Имя числительное
Согласование порядковых числительных с существительными.
Местоимение

1
68 часов
Кол-во часов
2
2

5
5
3
4
3
1
3
3

4
4
3

43-45
46-52
53-54

55-58
59-61
62-64
65-66
67-68

№
1,2
3

4,5
6,7
8,9
10,11
12,13
14,15
16,17
18,19
20

Согласование местоимений с существительными.

Глагол
Изменение глагола по лицам и числам. Спряжение глаголов. Окончания глаголов
Закрепление пройденного.
Проверочная работа
Развитие анализа структуры предложения
Работа со сплошным текстом. Членение сплошного текста на предложения.
Составление текста из предложений, данных в разбивку.
Составление текста из деформированных предложений.
Проверка результативности коррекционной работы. Работа над ошибками.
Закрепление изученного
Всего:
Тематическое планирование
7 класс (68 часов)
Тема коррекционного занятия
Письменная работа, включающая в себя диктант.
Обследование состояния произносительной, лексико-грамматической сторон речи,
связной речи.
Развитие фонематического анализа и синтеза
Гласные звуки и буквы
Чередование гласных в корнях –бир-, -бер-.
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Правописание гласных в полных и кратких страдательных причастиях.
Наречие. Конечные гласные наречий.
Согласные звуки и буквы
Правописание согласной буквы Н в суффиксах причастий.
Одна и две буквы Н в наречиях на – о, -е.
Проверочная работа
Развитие анализа структуры предложений

3
7
2

4
3
3
2
2
68 часов
Кол-во часов
2
1

2
2
2
2
2
2
2
1

21
22
23,24
25
26
28
29
30,31
32-35
36-38
39,40
41
42
43,44
45-47
48-50
51,52
53,54
55,56
57
58,59
60,61
62,63
64-66

Причастие как особая форма глагола.
Причастный оборот.
Анализ предложений с причастным оборотом.
Деепричастие как особая форма глагола.
Деепричастный оборот.
Анализ предложений с деепричастным оборотом.
Наречие как часть речи.
Анализ предложений с наречиями.
Анализ предложений с предлогами (без, до, для, из, к, над, о(об), от, по, под, пред, при,
про, у, с, через).
Анализ предложений со сложными предлогами (из-за, из-под, по-за, по-над).
Анализ предложений с производными предлогами (ввиду, вместо, вроде, вследствие,
сверх, насчѐт, в продолжение, в течение, в виде).
Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме, включая
предлоги.
Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме, включая
предлоги.
Распространение предложений.
Построение сложносочинѐнных предложений с союзами (и, а, но).
Построение сложноподчинѐнных предложений с союзами (чтобы, потому что, и т. д.). Их
перестроение.
Закрепление пройденного
Развитие анализа структуры текста
Текст. Дифференциация понятий «текст», «предложение».
Составление текста из деформированных предложений.
Тема текста и его основная мысль. Заглавие текста.
План. Пересказ текста по составленному плану.
Подробное изложение повествовательных текстов.
Подробное изложение с творческими дополнениями.
Сжатое изложение. Выборочное изложение.

1
1
2
1
1
2
1
2
4
3
2
1
1
2
3
3
2
2
2
1
2
2
2
3

67
68

№
1,2
3

4
5
6
7
8
9
10
11
12,13
14,15
16,17
18,19
21,22
23,24
25
26,27
28,29
30,31

Проверка результативности коррекционной работы.
Работа над ошибками. Обобщающее занятие.
Всего:
Тематическое планирование
8 класс (68 часов)
Тема коррекционного занятия
Письменная работа, включающая в себя диктант.
Обследование состояния произносительной, лексико-грамматической сторон речи,
связной речи.
Повторение
Проверяемые безударные гласные в корне слова.
Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях (на конце и в середине слова)
Состав слова
Удвоенные согласные
Приставки и предлоги
Диктант
Работа над предложением
Уточнение представлений о предложении.
Типы предложений по цели высказывания.
Главные и второстепенные члены предложений.
Нахождение слов, связанных с подлежащим.
Нахождение слов, связанных со сказуемым.
Конструирование простых предложений (нераспространѐнных, распространѐнных, с
однородными членами).
Конструирование предложений с однородными членами.
Конструирование предложений с обращениями и вводными словами.
Способы передачи чужой речи.
Прямая и косвенная речь.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде.

1
1
68 часов
Кол-во часов
2
1

1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2

32,33
34,35
36,37
38,39
40
41,42
43,44
45
46
47,48
49,50
51,52
53,54
55,56
57,58
59,60
61,62
63,64
65,66
67
68

№
1,2
3

Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице.
Связь слов в предложении, выраженная управлением. Конструирование предложений.
Связь слов в предложении, выраженная примыканием. Конструирование предложений.
Проверочная работа
Работа над текстом
Пересказ по серии сюжетных картинок.
Пересказ по сюжетной картинке.
Что такое план.
Виды планов.
Пересказ по плану.
Изложение текста по вопросам и опорным словам.
Изложение текста по коллективно составленному плану.
Изложение текста по самостоятельно составленному плану.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Текст – повествование. Составление рассказа.
Текст – описание. Составление рассказа.
Текст – рассуждение (объяснение). Составление рассказа.
Текст – рассуждение (доказательство). Составление рассказа.
Замена в тексте лица рассказчика.
Проверка результативности коррекционной работы.
Закрепление пройденного
Всего:
Тематическое планирование
9 класс (68 уроков)
Тема коррекционного занятия
Письменная работа, включающая в себя диктант.
Обследование состояния произносительной, лексико-грамматической сторон речи,
связной речи.
Повторение

2
2
2
2
1
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
68 часов
Кол-во часов
2
1

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15-17
18,19
20,21
22.23
24,25
26,27
28,29
30,31
32,33
34,35
36
37
38
39,40
41

Проверяемые безударные гласные в корне слова.
Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях (на конце и в середине слова)
Непроизносимые согласные.
Состав слова
Чередование гласных О-А в корнях -лож-, -лаг-;-рос-, -раст-, -ращ-.
Чередование гласных О-А в корнях -кос-, -кас-; -гор-, -гар-.
Чередование гласных в корнях –бир-, -бер-.
Диктант
Работа над предложением
Уточнение представлений о предложении.
Типы предложений по цели высказывания.
Главные и второстепенные члены предложений.
Конструирование простых предложений (нераспространѐнных, распространѐнных, с
однородными членами).
Конструирование сложных предложений с сочинительными союзами.
Конструирование сложных предложений с подчинительными союзами.
Конструирование бессоюзных сложных предложений.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице.
Связь слов в предложении, выраженная управлением. Конструирование предложений.
Связь слов в предложении, выраженная примыканием. Конструирование предложений.
Проверочная работа
Работа над текстом
Тема текста, основная мысль, опорные слова.

1
1
1
1
1
1
1
1

Типы текстов.
Структура текста. Понятие о микротеме.
План. Виды плана.

1
2
1

1
1
1
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1

42,43
44,45
46,47
48,49
50,51
52,53
54,55
56,57
58,59
60,61
62,63
64,65
66-68

Составление планов разных видов.
Составление плана по данному тексту.
Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану.
Редактирование изложения.
Типы текста. Сравнительное описание.
Сочинение – сравнительное описание.
Редактирование сочинений. Речевые ошибки.
Типы текста. Повествование.
Типы текста. Рассуждение.
Сочинение – повествование с элементами рассуждения по циклу сюжетных рисунков.
Редактирование сочинения.
Проверка результативности коррекционной работы.
Закрепление пройденного
Всего:

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
68 часов

3.3 Описание материально-технического обследования
Документация
 Должностные инструкции логопеда.
 Нормативные правовые документы, регулирующие деятельность учителя – логопеда как педагогического работника.
 График работы.
 Список обучающихся.
 Журнал учета посещаемости обучающимися логопедических занятий.
 Расписание индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих логопедических занятий.
 Индивидуальные карты обучающихся.
 Речевые карты обучающихся.
 Годовой план консультативно – методической работы.
 Годовой отчѐт.
 Аналитический отчѐт.




















Список учебно – методической литературы.
Тетрадь взаимодействия учителя – логопеда с родителями МБОУ СОШ.
Журнал здоровья обучающихся, посещающих логопедические занятия.
Журнал взаимодействия учителя – логопеда с учителями и специалистами МБОУ СОШ.
Рабочие коррекционно – развивающие программы.
Диагностический материал для обследования речи (устной и письменной).
Оборудование
Школьные парты – 2 (1 – одноместная, 1 – двухместная)
Школьные стулья – 3
Стол учителя – 1
Кресло учителя - 1
Зеркало настенное – 1
Доска магнитная (меловая)– 2 (1 – для обучающихся, 1 – для учителя)
Шкафы – 1
Тумба – 1
Часы настенные -1
Ноутбук – 1

3.4 Учебно-методическое обеспечениекоррекционно-образовательного процесса
Теоретическая литература по логопедии
1. Мазанова Е.В. Школьныйлогопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы.
2. Яковлева Н.Н. Коррекция нарушений письменной речи (учебно – методическое пособие).
3. Власова Т.А. Дети с временными задержками развития.
4.Воронина Т.П. Дискалькулия, или почему ребѐнок плохо считает? Конспекты занятий.
5.В.П.Кащенко. Педагогическая коррекция.
6.С.Ю.Шишкова. «Буквограмма. В школу с радостью». Коррекция и развитие письменной и устной речи.
7.Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи.

Информационное обеспечение
1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" http://festival.1september.ru/
2. Психологический центр "Адалин" http://adalin.mospsy.ru/
3. Портал "Логопеды.ru" http://logopedy.ru/portal/
4. Логопункт.ru http://www.logopunkt.ru/
5. Логопункт.ru
6.http://www.logopunkt.ru/
7. Логопед.ру
8.http://www.logoped.ru/index.htm/
9. Логопед
10http://logopediya.com/
Обследование речи обучающихся
1. Мазанова Е.В. Школьныйлогопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы.
Коррекция нарушений письменной речи
Коррекция оптическойдисграфии
1. Мазанова Е.В. Коррекция оптическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов.
2. Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии.
3. Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии.
4.Яцель О.С. Коррекция оптическойдисграфии у младших школьников. Конспекты логопедических занятий.
5. Картотека стихотворений «На что похожа буква».
6.Дидактическая игра «Угадай букву», «Найди пару букве».
Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
1. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов.
2. Мазанова Е.В. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Коррекция акустическойдисграфии
1. Мазанова Е.В. Коррекция акустическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов.
2. Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии.

3. Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии.
Коррекция аграмматическойдисграфии
1. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов.
2. Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматическойдисграфии.
Коррекция дислексии
1. Картотека стихотворений «На что похожа буква».
2. Дидактическая игра «Угадай букву», «Найди пару букве».
3. Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи.
Коррекция нарушений устной речи
(дидактические игры и пособия)
Формирование звукопроизношени
1. Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи.
2. Логопедическая тетрадь на звуки «С», «СЬ».
3. Логопедическая тетрадь на звуки «З», «Ц».
4. Логопедическая тетрадь на звуки «Л».
5. Логопедическая тетрадь на звуки «Р».
6. Логопедическая тетрадь на звуки «Ч», «Щ».
7. Логопедическая тетрадь на звуки «Ш», «Ж».
8. Е.Н.Спивак. «Звуки Ш, Щ, Ж, Ч». Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков.
9. Е.Н.Спивак. «Звуки Р, Рь, Л, Ль». Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков.
10. О.В.Егорова. «Звуки Т, Ть, Д, Дь». Речевой материал и игры по автоматизации дифференциации звуков.
11. О.В.Егорова. «Звуки Ф, Фь, В, Вь». Речевой материал и игры по автоматизации дифференциации звуков.
12. О.В.Егорова. «Звуки П, Пь, Б, Бь». Речевой материал и игры по автоматизации дифференциации звуков.
13.М.Ф.Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения.
14.Артикуляционная гимнастика.
15. Картотека скороговорок «Говори правильно».
Формирование фонематического восприятияи навыков звукового анализа
1. Развивающие игры Воскобовича. Коврограф «Ларчик».
2. Счѐты большие деревянные (посчитай количество слогов, слов, предложений и т.д.).

3. Набор разноцветных крышек для выкладывания букв, слогов, слов, рисунка.
4.Набор пуговиц разного размера и цвета для выкладывания букв, слогов, слов, рисунка.
5. Цветные палочки для выкладывания слогов, слов, рисунка.
6.Дидактическая игра «Зашифруй предложение».
7.Дидактическая игра «Составь слово».
8.И.В.Клюхина. «Разбор слова по составу».
9.Набор разноцветных крышек для выкладывания букв, слогов, слов, рисунка.
10.Набор пуговиц разного размера и цвета для выкладывания букв, слогов, слов, рисунка.
Формирование лексико-грамматического строя речи
1. Школьник Ю.К. Подводный мир. Обитатели морей и океанов.
2. Пимон М.Р. Твоя первая энциклопедия. Жизнь леса.
3. Матвеев С.А. Учимся на отлично. Все правила русского языка с упражнениями.
4. ШкляроваТ.В.Орфографический словарь (начальная школа).
5. Предметные и сюжетные картинки для обучения рассказыванию.
Обучение грамоте
1. Пособие «Учимся читать».
2. Развивающие игры Воскобовича. Коврограф «Ларчик».
3. Лото «Весело учиться».
4. Касса. «Гласные, согласные буквы и цифры».
5. Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи.
Развитие связной речи
1. Климанова Л.Ф. Коти Т.Ю. Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 4 класс.
2. Климанова Л.Ф. Коти Т.Ю. Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 3 класс.
3. Климанова Л.Ф. Коти Т.Ю. Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 2 класс.
4.Климанова Л.Ф. Коти Т.Ю. Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 1 класс.
5.Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи.
6.О.И.Крупенчук. «Стихи для развития речи».
7.И.В.Клюхина. «Школьный словарик синонимы и антонимы».
8. Предметные и сюжетные картинки для обучения рассказыванию.
9. Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи.

Развитие мелкой моторики
1. Пропись. Первые шаги.
2. Медеева И.Г. Азбука прописи.
3. Пальчиковая гимнастика «Умные пальчики».
4. Дидактическое пособие «Рельефные картинки». И.А.Лыкова.
5. Дидактическое пособие «Цветные пѐрышки». И.А.Лыкова.
6. Дидактическое пособие «Картины из пластилина». Юлия Ленгина.
7. Дидактическое пособие «Пластилиновый счѐт». Анастасия Николаева.
8. Дидактическое пособие «Пластилин в картинках. Корова».
9. Дидактическое пособие «Пластилин в картинках. Кит».
10.Пропись. «Каллиграфическое написание строчных букв».
11.Пропись. «Каллиграфическое написание прописных букв».
12.Пропись. «Каллиграфическое написание цифр, букв, слогов».
13. Мозаика «Десятое королевство».
14. Коробочка с различными предметами для развития мелкой моторики рук (бусы, верѐвочки с узелками, мелкие игрушки, су –
джок и т.д.).
15. Набор шишек для развития мелкой моторики рук.
16. Цветные палочки для выкладывания слогов, слов, рисунка.
17. Настольная игра «Твистер. Ловкие пальчики».
18. Коробка с природным материалом (выкладывание композиций из морских камушек, ракушек, «Чѐртовых пальчиков»).
19. Набор бусин и бисера.
14. Набор резиночек.
15. Щѐтки для массажа рук.
16. Раскраски и трафареты.
17.Материал для творчества.
Развитие речевого дыхания
1. Каталог игровых упражнений на развитие дыхания.
Развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления
1.Развивающие кинезиологические упражнения.
2. Игры на сплочение детского коллектива.

3. Каталог дидактических игр «Весѐлые картинки».
4. Игра – лото «Шесть картинок».
5. Игра «Угадай Кто? И Что?».
6. Развивающие игры Воскобовича. Коврограф «Ларчик».

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».