Приложение 1 Программа коррекционно-развивающей работы педагога психолога с детьм и с задержкой психического развития (1-4 классы)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Режевского городского округа
.

ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
(1-4класс)

Пояснительная записка.
Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для развития всех
учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — детей с ЗПР.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами (далее — дети с ЗПР) образования
является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в
жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Этому направлению служит концепция инклюзивности, которая обеспечивает осуществление лозунга «Образование для
всех», предъявленного новому тысячелетию передовым человечеством планеты. Это обеспечение права на образование
каждого ребенка, независимо от его физических и интеллектуальных способностей.
Изолированность системы специального образования приводит к тому, что ребенок с особыми образовательными
потребностями оказывается исключенным из многих социальных связей. Дети лишаются информации, доступной их
сверстникам, они не умеют вступать в равноправные отношения с разными людьми. У них нет возможности для освоения
разных социальных ролей, способов сотрудничества с разными людьми. В результате этого затрудняется их
бесконфликтное включение в социум. Принимая во внимание многообразие социального заказа, который исходит из
желания родителей и возможности детей, при отсутствии необходимых видов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений по месту жительства, решение проблем обучения всех детей должна взять на себя
общеобразовательная школа. Такая школа должна быть обращена лицом к ребенку, должна обеспечивать реальные
условия его обучения и развития, создать для всех детей единую систему общения, адаптации и социализации.
Поэтому, в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения, разработана программа
коррекционной работы, предусматривает создание в образовательном учреждении специальных условий обучения и
воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ЗПР посредством индивидуализации и
дифференциации образовательного процесса.

Программа для детей с ОВЗ — это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в
физическом и (или) психическом развитии детей с задержкой психического развития и оказание помощи детям этой
категории в освоении образовательной программы начального общего образования.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися общего
образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса» (постановление главного
государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189) раздел X.;
Типовое положение об образовательном учреждении от 31.03.1997 г. №32514-22;
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо
МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ №
199/13 от 28.03.2002);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования
(2009 г.);
О создании условий для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ150/06 от 18 апреля 2008 г.);
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля
1998 г. N 124-ФЗ);
Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 № 27/901 – 6 о психолого– медико–педагогическом консилиуме (ПМПК)
образовательного учреждения. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 года
N АФ – 150/06 о создании условий дляполучении образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей –
инвалидами.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г N 1015 г.
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам- образовательным программам начального и общего, основного и среднего общего
образования» Федеральный закон то 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации».
Программа сформирована для контингента детей с ОВЗ, учащихся в учреждении. Всѐ большее число ребят относят к
группе риска - проблемным: интеллектуально пассивным, испытывающим трудности в обучении, поведении. Повышенная
уязвимость детей из группы риска требует большего внимания к индивидуализации образовательного процесса с учетом
социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей развития и обучения.
Целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медикопедагогического сопровождения процесса освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР, позволяющего учитывать их
особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в
образовательном процессе.
Задачи программы:
- своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными ЗПР;
- определять особые образовательные потребности детей с ЗПР;
- определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с
индивидуальными особенностями каждого ребѐнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ОВЗ с учѐтом
особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ЗПР по
психологическим, социальным, правовым и другим вопросам.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
Принципы коррекционной работы
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые
призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных
потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и
задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения
школьников с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся
с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость всестороннего изучения
обучающихся и предоставления квалифицированной помощи специалистов разного профиля с учетом их особых
образовательных потребностей и возможностей психофизического развития на основе использования всего
многообразия методов, техник и приемов коррекционной работы.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие
специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач
коррекционно-воспитательной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи какважного участника коррекционной
работы,
оказывающего существенноевлияние на процесс развития ребенка и успешность его
интеграции в общество

Психолого-педагогические и организационные условия реализации программы:
- реализация коррекционно-развивающих мероприятий в соответствии с образовательным маршрутом ученика;
- наличие оборудования, учебных пособий, методик, соответствующих типологии отклоняющего развития детей и
обеспечивающих адекватную среду жизнедеятельности;
- учет особенностей развития каждого ребенка;
- предоставление психологических и социальных индивидуальных консультаций;
- создание условий по охране и укреплению здоровья детей;
- формирование мотивационной готовности к обучению;
- развитие и совершенствование высших психических функций (память, внимание, восприятие, мышление, речь);
- развитие и совершенствование произвольности, регуляции собственного поведения, умения планировать и выполнять по
плану учебные и внеучебные действия;
- совершенствование и развитие эмоционально-личностной сферы;
- коррекция детско-родительских отношений;
Структура и содержание программы:
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования обучающихся с ЗПР включает в
себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание:
1.
Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с ЗПР
с целью создания благоприятныхусловий для овладения ими содержанием АООП НОО.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
1) психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных
потребностей:
— развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и
потенциальных возможностей.
развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностейобучающихся;
— определение социальной ситуации развития и условий семейноговоспитания обучающегося;
2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности восвоении АООП НОО;
3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих
личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания
образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
— составление индивидуальной программы психологического сопровождения обучающегося (совместно с
педагогами);
— формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся;
— организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их
общее социально-личностное развитие;
— разработка оптимальных для развития обучающихся с ЗПР групповых и индивидуальных коррекционных
программ (методик, методов и приѐмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями;
— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции,
необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся;
— развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и коррекцию его поведения;
— социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.
3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ЗПР в
освоении АООП НОО, консультирование специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации
дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации
обучающихся с ЗПР.
Консультативная работа включает:
— психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении,
поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся;
— консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной
помощи обучающимуся в освоенииобщеобразовательной программы.
5. Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в
отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и

воспитания обучающихся с ЗПР, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными
представителями) и др.
Информационно-просветительская работа включает:
— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуальнотипологических особенностей различныхкатегорий обучающихся;
— оформление информационных стендов, печатных и других материалов;
— психологическое просвещение педагогов с целью повышения ихпсихологической компетентности;
— психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психологопсихологической компетентности.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса.
Данная программа позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в
ограниченное время; извлекать необходимую информацию из текста, реалистично строить свои взаимоотношения со
взрослым.
Познавательные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; наблюдать, сравнивать по
признакам, сопоставлять; оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;
Коммуникативные – уметь ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Средствами
формирования УУД служат психо-гимнастические упражнения, дискуссионные игры, эмоционально-символические и
релаксационные методы.
Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни
в современном обществе.
В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:
1. Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются. При этом
необходимо учитывать сами проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.

2. Изучение истории развития ребѐнка. Подробный анализ собирает и анализирует врач. Психолог выявляет
обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые
заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или
некоторые конституциональные черты); семья, среда, в которой живет ребѐнок (социально неблагополучная, ранняя
депривация). Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и другие).
3. Изучение работ ребѐнка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).
4. Непосредственное обследование ребѐнка. Беседа с целью уточнения мотивации, запаса представлений об окружающем
мире, уровня развития речи.
5. Выявление и раскрытие причин и характера тех или иных особенностей психического развития детей.
6. Анализ материалов обследования. Психолог анализирует все полученные о ребенке сведения и данные собственного
обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально-диагностических случаях
проводятся повторные обследования.
7. Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию. Составление индивидуальных образовательных маршрутов
психолого-педагогического сопровождения.
В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план
выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других - формирование произвольной деятельности,
выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и т.д.
Эти рекомендации психолог обсуждает с учителем, медицинским работником и родителями, осуществляя постоянное
взаимодействие. Составляется комплексный план оказания ребенку медико-психолого-педагогической помощи с
указанием этапов и методов коррекционной работы. Обращается внимание на предупреждение физических,
интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.
Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в
том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на школьном психологомедико-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка и
рекомендаций ПМПК, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей выстраивается
корреционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей

деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на
практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные
силы и т.д.
Учащиеся, занимаются в общих классах по адаптированной образовательной программе для таких детей — форма
дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными
возможностями здоровья. В школе нет специально отдельно сформированных классов, которые занимаются по
адаптированной программе для детей с ЗПР.
Принцип вариативности и возможности выбора заданий активно используется на протяжении всего курса и позволяет
каждому учащемуся обучаться на максимально посильном для него уровне, соответствующем его способностям,
особенностям развития и склонностям, снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствуют
формированию положительных внутренних мотивов учения.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:
- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов,
развитие умений сравнивать, сопоставлять;
-разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во
внутреннем отношении друг к другу;
- использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.
Еще одним условием успешного обучения детей с ЗПР является организация групповых и индивидуальных занятий,
которые дополняют коррекционно-развивающую работу, и направлены на преодоление специфических трудностей и
недостатков.
Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы
детей средствами изучаемого программного материала, занятия составляются по рекомендациям ТПМПК.

Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах
психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для
индивидуализации развития.
Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какиелибо препятствия. Их преодоление способствует развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое
задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному
ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.
Коррекционная работа по программе направлена на коррекцию всей личности и включает все формы средового,
личностного и коллективного воздействия на ребѐнка и представлена следующими принципами:
- развитие высших психических функций с опорой на «зону ближайшего развития»;
- воздействие через эмоциональную сферу;
Форма работы: индивидуальная и групповая занятия будут проходить в кабинете педагога-психолога.
Результатами работы по данной программе ожидается повышение уровня развития высших психических функций у
детей с ЗПР. Определить результативность проведенной работы поможет сравнительный анализ результатов первой и
итоговой диагностики, которая будет проведена после всех предусмотренных программой занятий. Результаты
сравнительного анализа помогут сделать вывод о том, была ли достигнута поставленная нами цель и были ли решены
поставленные нами задачи, а так же позволит внести необходимые изменения и дополнения в программу, если это будет
необходимо.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР 1 КЛАСС ( вариант 7.1)
Блоки

Темы

1. Диагностическая работа.

2. Коррекционноразвивающая
работа.
I. Признаки
и
свойства
предметов

Кол-во
занятий
2

1. Цвет (основные, некоторые 2
оттенки), форма
(геометрические фигуры);
сравнение предметов;
классификация,
обобщение по заданному
признаку.

2
2. Величина (длина, ширина,
высота, толщина), сравнение по
размеру;

Игры, упражнения
-Графический диктант Эльконина .
-Матрицы Ровена (Детский вариант)
-Тест Керна-Йрасика -анализ умения делать
движения на бытовом уровне (застегивание пуговиц,
шнуровка ботинок); раскладывание серии сюжетных
картинок
«Цветное лото»,
«Подбери пару»,
«Какой по цвету
(форме)?»,
«Сравни предметы»,
«4й лишний», «Чей
домик?»,
«Найди одинаковые
картинки»,
«Одинаковые - разные»
Подбери по размеру», «Найди пару», «Скажи
наоборот», «Сравни
предметы» и др.

II. Количество,
счет,
вычислительные
навыки

3.
Сравнение множеств
(больше, меньше, одинаково,
поровну), уравнивание групп
предметов.

2

Чего больше, чего меньше?», «Сделай поровну»,
«На сколько больше, на сколько меньше»

Прямой счет и
обратный;
сравнение и уравнивание
множеств

2

«Какое число пропущено?» «Найди друзей»,
«Домики», «Найди
пару», «Сравни числа»

2

«Какая цифра потерялась?», «Числовая улица»,
«Проверь соседа»,
«Угадай число»,
«Сравни числа»,
«Исправь ошибки»

2

«Что справа, что слева?», «Сзади - спереди», «Пол потолок»

2

«Назови по порядку» (части суток, времена года, дни
недели), «Что пропущено?» «Исправь ошибки»,
«Угадай-ка», «Что перед, что после?»

2. Счет до 10, цифры 69,
образование чисел 6,7,8,9,10,
состав чисел; порядковый счет;
сравнение и уравнивание
множеств; ориентировка на
числовой прямой.
III.
1.Система
Пространственные Ориентировки в пространстве (на
себе, от себя, от объекта).
и временные
представления
2.
Времена года, части
суток,

дни недели

IV. Животный мир 1.Животные (домашние, дикие – 2
средней полосы, холодных и
жарких стран): внешний вид,
повадки,
детеныши,
пища,
жилище. Составление рассказов.
Сравнение,
дифференциация,
классификация.

«Кто живет в лесу, кто живет на ферме?»,
«Лото», «Сходства
и отличия», «Узнай
по
описанию», «Помоги малышам»,
«Четвертый лишний»,
«Кто где живет?», «Составь рассказ», «Загадай
загадку», «Что неправильно?».

2.Птицы
2
(домашние, дикие - перелетные
и зимующие):
внешний вид, повадки, детеныши,
пища, жилище.
Составление рассказов.
Сравнение с
животными, дифференциация,
классификация

«Кто живет в лесу, кто живет на ферме?»,«Лото»,
«Сходства и отличия», «Узнай по описанию»,
«Помоги малышам», «Четвертый лишний»,
«Кто где живет?»,
«Составь рассказ»,
«Загадай загадку», «Что неправильно?» «Кого много
зимой в городе?».

3.Насекомые.
2
Рыбы. Особенности строения тела,
питание, вред и польз для
человека. Сравнение и
дифференциация. Составление
рассказов.

«Кто где живет?», «Лото», «Отгадай загадку»,
«Загадай
загадку»,
«Кто лишний?»,
«Сходства и отличия», «Что перепутал художник?».

V. Растительный
мир.

1. Овощи. Фрукты. Ягоды. Общие 2
и
существенные
признаки.
Сезонные изменения.
Составление рассказов.
2. Деревья. Цветы. Грибы. Общие
и существенные признаки.
Сезонные изменения.
Дифференциация. Составление
рассказов.

VI. Объекты
ближайшего
окружения

Семья. Дом и его части. Мебель.
Посуда.
Электроприборы.
Одежда. Обувь.
Головные уборы.
Профессии.
Транспорт. Обобщение и
сравнение.
Составление рассказов.

Итоговая диагностика

«Лото», «Что растет на огороде, что растет в саду?»
«Сходства и отличия», «Узнай по описанию», «Что
раньше, что позже?», «Времена года», «Готовим
блюда из овощей, фруктов, ягод».
2

«Лото», «Узнай по описанию», «Назови с какого
дерева лист», «Садовник»,
«Где растут
цветы?», загадки, «Составь
рассказ».

2

«Кто старше, кто младше?», «Семья», «Строим дом»,
«Комната для куклы», «Из чего сделано?», «Узнай по
описанию», «Четвертый лишний», «Какая посуда?»,
«Оденем Таню и Ваню», «Магазин», «Что для
чего?», «Назови одним словом»

2

-Методика
Э.Ф.
Замбицявичене «Методика исследования умственных
способностейдетей 7-10 лет» -Корректурная проба
Бурдона. Рисуночный
вариант. Заучивание 10 слов. А.Р.Лурия

3.Консультативная работа

4.

4.Информационно-просветительская работа.

Итого

В течение
года

Психолого-педагогическое консультирование
педагогов.
Консультативная помощь семье

В течение
года

Проведение просветительских выступлений для
педагогов и родителей.
Оформление печатных и других материалов.
Психологическое просвещение педагогов и родителей

34 Ч.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР 2 КЛАСС ( вариант 7.1)
Блоки

Тема

1. Диагностическая работа .

Кол-во
занятий
2

Игры, упражнения, тесты
(Детский вариант).
Э.Ф. Замбицявичене
«Методика изучения словесно-логического
мышления»

2.Коррекционно- Внимание.
Диагностика свойств внимания.
развивающая
Развитие произвольности и
работа
свойств внимания с помощью
психотехнических, нейропсихологических приемов и
кинезиологических
упражнений

1. Диагностика свойств внимания. «Корректурная

8

проба» Бурдона
2. Комплекс
упражнений по развитию объема и
распределения внимания через психо-гимнастические
упражнения («колечко», «кулак-ребро-ладонь»).
3. Комплекс упражнений по развитию устойчивости
внимания: «ухо-нос»,
«корректурная проба разные варианты»
4. Комплекс упражнений на развитие концентрации
внимания (корректурная проба, «муха»,).
5. Комплекс упражнений по развитию переключения
внимания («кулак-ребро-ладонь», «лезгинка», «ухонос»).
6.Комплекс упражнений по развитию
наблюдательности (игра «В гостях у Шерлока
Холмса»).
7. Итоговое занятие по развитию свойств внимания.
Игра «Разведчики».

Память.
Диагностика
свойств
памяти
Развитие памяти с помощью
психотехнических

6

1. Диагностика. (А.Р.Лурия «Заучивание 10 слов»).
2. Упражнения по развитию зрительной памяти
(работа по

приемов. Обучение рациональной
организации запоминания.

Мышление. Диагностика
мыслительных процессов.
Повышение умственной
работоспособности с помощью
психотехнических
приемов по развитию
мыслительных
процессов (наглядно-действенного,
наглядно-образного, словеснологического).
Формирование у школьника
положительной
мотивации на познавательную
деятельность.

образцу, воссоздание мысленных образов: Кубики
Никитина, «Инопланитяне»). 4. Психо-гимнастика
(кинезиологические
упражнения для развития слуховой и моторнослуховой: «Кулак- ребро-ладонь», «Паровозик»). 5.
Упражнения по развитию ассоциативной и
логической памяти (группировка по смыслу,
ассоциации, по иск закономерностей,
«ассоциативная память» по Лурия). 6. Упражнения
для
развития опосредованного произвольного
долговременного запоминания (смысловые единицы,
таинственные слова, «заучивание 10 слов» разные
варианты по
Лурия).
10

1. Комплекс диагностических методик по выявлению
мыслительных процессов.
2.Упражнения по развитию и закреплению
компонентов наглядно-действенного мышления через
конструирование. «Волшебные клеточки»,

«Графические диктанты», рисование по образцу с
помощью трафарета,
«Симметрия», «Сложи фигуры» (из палочек,
фигур, деталей). 3.
Комплекс упражнений по развитию нагляднообразного мышления.(«на что похоже», «Кубики»,
«Фигуры из палочек» «Сложи узор». «Чего больше,

чего меньше?», «Сделай поровну», «На сколько
больше, на сколько меньше» «Кирпичики» Никитина)
4. Комплекс упражнений по развитию словеснологического мышления.
«Зашифрованное слово»,
«Закончи слово»,
«Составь цыпочку»,
«Подбери слова», «Слова-блезнецы», «Дай
определение»….
Развитие
эмоционально волевой
и
коммуникативной
сферы

Повышение мотивации обучения
через передачу положительных
эмоций.
Развитие
коммуникативных
навыков,
формирование адаптивных форм
поведения.
Самопознание себя как личности

6

1. Диагностика личностной сферы (самооценка по
Дембо Рубинштейн;, уровень тревожности по
Филипсу).
2.
Развитие
коммуникативных
способностей.
Басня
«Горная
тропинка»,
«Поступки», «Что случилось?» 3.Формирование
эмоциональной стабильности, осознание эмоций.
Сказка
«Ежики», «Ассоциации»
4. Обучение приемам снятия агрессивных и
негативных эмоций и тревожного состояния.
«Дождь в лесу»,
«Порхание бабочки»
5. Комплекс упражнений на формирование
адекватного отношения к себе. «Волшебный стул»,
«Сказка про Энни».

Итоговая диагностика

3.Консультативная работа

5.

4.Информационно-просветительская работа.

Итого

2

«Заучивание 10 слов» А.Р.Лурия,
Э.Ф.Замбицявичене. Методика исследования
словесно-логического мышления»,
Тест Бурдона
«Корректурная проба»
буквенный вариант

В течение
года

Психолого-педагогическое консультирование
педагогов.
Консультативная помощь семье

В течение
года

Проведение просветительских выступлений для
педагогов и родителей.
Оформление печатных и других материалов.
Психологическое просвещение педагогов и родителей

34 ч

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР 3 КЛАСС ( вариант 7.1)
Блоки

Тема

1. Диагностическая работа .

2. Коррекционноразвивающая
работа.

Колво
занятий
2

Игры, упражнения, тесты

Э.Ф.Замбицявичене «Методика изучения умственных
способностей
детей
7-10
лет»;
3
класс
«Несуществующее
животное» «Незаконченное предложение»; набор
сюжетных картинок с различным содержанием
ситуаций, подлежащих оценке.

Внимание.
Диагностика 8
свойств внимания. Развитие
произвольности и свойств
внимания
с
помощью
психотехнических,
нейропсихологичес
ких
приемов.

1. Диагностика свойств внимания. (Таблицы Шульте,
Корректурная проба Бурдона)
2.Картотека игр на внимание. 3.Упр. «Рисование с
помощью шаблонов» - нарисовать картину с помощью
шаблонов геометрических фигур; аппликация из
цветной бумаги в виде сюжета из геометрических
фигур. 4. «Кирпичики» «кубики для
всех» Никитина.»

Память. Диагностика свойств 6
памяти Развитие памяти с
помощью психотехнических
приемов. Обучение
рациональной организации
запоминания.

1.Выявление ведущего типа памяти через диагностику
свойств памяти.(Тесты на смысловую механическую,
долговременную
кратковременную,
зрительнуюслуховую память) 2. Упражнения по развитию
зрительной памяти (работа по образцу, воссоздание
мысленных образов: Кубики для всех Никитина. Упр.
«Чего не стало», «Найди сходства и различие»

10
Мышление. Повышение
умственной
работоспособности с
помощью
психотехнических
приемов по
развитию мыслительных
процессов (нагляднодейственного, нагляднообразного, словеснологического).
Формирование у школьника
положительной
мотивации на
познавательную деятельность.

4. Психогимнастика (кинезиологич еские упражнения
для развития слуховой и моторно-слуховой памяти
«Кулак ребро-ладонь», «Лезгинка»). 5. Упражнения по
развитию ассоциативной и логической памяти
(группировка по смыслу, ассоциации, поиск
закономерностей,
«ассоциативная память» по Лурия
Упражнения по развитию и закреплению компонентов
наглядно-действенного мышления через конструи
рование.(Кубики Никитина. Все варианты.) 3.
Комплекс упражнений по развитию нагляднообразного мышления. Все варианты «Кубики
Никитина» («Спички», «Тест Торренса») 4. Комплекс
упражнений по развитию словесно-логического
мышления. «Зашифрованное слово», «Закончи слово»,
«Составь цыпочку», «Подбери слова», «Словаблизнецы»,
«Дай определение»

Развитие эмоционально волевой и
коммуникативной
сферы

Итоговая диагностика

Обучение нормамо и
социальноправильного
поведения,
формирование
представления
добре и зле, дружбе
взаимопомощи,
социальных
отношениях.

6

«Снежное королевство» - царство холодных
равнодушных людей. Игры на понимание разных
эмоциональных состоянии, черт характера. «Морозко»
любит детей, умеющих вести себя с другими людьми.
Сказко-терапия,
драматизация,
моделирование
проблемных ситуаций «Цветик-семицветик» - девочка
помогла исцелить больного мальчика. Игры на
развитие
быстроты и точности при действии наглядных
звуковых или вербальных сигналов. «Заяц-хваста»
или Я хочу быть успешным! Игры на понимание
разных эмоциональных состояний, отдельных черт
характера; игры с условиями: «да» и «нет» не
говорите;

2

Э.Ф.Замбицявичене. Методика изучения умственных
способностей детей 7-10 лет». Тест Бурдона
«Корректурная проба» буквенный вариант
Итого

3.Консультативная работа
4.Информационно-просветительская работа.

Итого

В течение
года
В течение
года
34ч

Психолого-педагогическое консультирование
педагогов.
Консультативная помощь семье
Проведение просветительских выступлений для
педагогов и родителей.
Оформление печатных и других материалов.
Психологическое просвещение педагогов и родителей

Блоки

Тема

1.Диагностическая работа

2.Коррекционно- Внимание.
Развитие
развивающая
произвольности
работа
свойств внимания

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ЗПР 4 КЛАСС (вариант 7.1)
Кол-во
Игры, упражнения,
занятий тесты.
4
Тест Тулуз-Пьерона
(диагностика ММД) «Пиктограмма.А.Р.
Лурия»(связь памяти и мышления) Матрицы
Равена. Детский вариант. Методика определения уровня
личностной тревожности
Ч.Спилбергера. Методом наблюдения определить
социметрический статус в классе.

и

5

1.Комплекс упражнений по развитию устойчивости
внимания: 2.Упр. «Найти ошибки в алфавите, в тексте.
«Зашифрованные слова» «Раздели на группы»
«Корректурная проба разные варианты» 4. Комплекс
упражнений на развитие
концентрации
внимания
(Таблицы Шульте разные варианты.). 6.Комплекс
упражнений по развитию наблюдательности: «Скрытая
подсказка»,
«Запрещенная буква»

Память. Развитие
памяти с помощью
психотехнических
приемов. Обучение
рациональной
организации
запоминания.

5

1.Упражнения по развитию зрительной памяти (работа
по образцу, воссоздание мысленных образов: Кубики для
всех Никитина. Упр.
«Вспомни слова по порядку», «Найди сходства и
различие», «Лица»
4.

Психо-гимнастика (кинезиологические упражнения для
развития слуховой и моторно-слуховой памяти «Отгадай
слово по жесту.», «Колпак мой треугольный»). 5.
Упражнения по развитию ассоциативной и логической
памяти (Вспомни антонимы, синонимы,
«ассоциативная память» по Лурия).
Мышление.
Повышение 10
умственной работоспособности с
помощью
психотехнических
приемов
по
развитию
мыслительных
процессов
(наглядно-действенного,
наглядно-образного, словеснологического).
Формирование у
школьника
положительной
мотивации на познавательную
деятельность

Упражнения по развитию и закреплению компонентов
наглядно-действенного мышления через
конструирование. (Кубики Никитина. Все варианты. Все
уровни.) 3. Комплекс упражнений по развитию нагляднообразного мышления. («Нарисуй свое
настроение», «Ассоциации»)
4. Комплекс упражнений по развитию словеснологического мышления.
«мини тесты на аналогию, обобщение, сравнение».

Развитие
эмоционально –
волевой и
коммуникативной сферы

Научить
понимать
взаимодействовать
сверстниками и
взрослыми

Итоговая диагностика

3.Консультативная работа

7.

4.Информационно-просветительская работа.

Итого :

себя,
со

6

1 Упр. «Кто Я! «Скажи: «Нет!» - опасным ситуациям.
Игры на развитие быстроты и точности при действии
наглядных звуковых или вербальных сигналов. «Заяцхваста» или Я хочу быть успешным! Игры на
понимание разных эмоциональных состояний,
отдельных черт характера; игры с условиями: «да» и
«нет» не говорите;

2

Э.Ф.Замбицявичене. Методика исследования словеснологического мышления»,
Тест
Бурдона
«Корректурная
проба»
буквенный вариант

В течение Психолого-педагогическое консультирование педагогов.
года
Консультативная помощь семье
В течение Проведение просветительских выступлений для
года
педагогов и родителей.
Оформление печатных и других материалов.
Психологическое просвещение педагогов и родителей
34ч.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС (ВАРИАНТ 7.2)
№ п/п

Тема

Кол-во
часов

Содержание

1-3

1. Диагностическая работа

3 ч.

Диагностика познавательной сферы ребенка,
определение продуктивности и произвольности
внимания, памяти, изучение эмоциональноволевой сферы.

4-5

2. Коррекционная работа
Ориентирование в пространстве

2 ч.

Игры на развитие оптико-пространственной
ориентировки в пространстве через движения;
умение отдавать команды. Совершенствование
психомоторики.
Развитие
способности
ориентироваться в пространстве.

6-7

Развитие произвольного внимания и поведения.

2 ч.

Игры
на
развитие
качеств
внимания
(устойчивости, переключения, распределения):
«Определи игрушку», «Что изменилось»,
«Найди пару», «Запретное движение» и т.д.

8-9

Развитие мнемических способностей.

2 ч.

Игры и упражнение на развитие различных
видов
памяти:
«Запомни
и
найди»,
«Бессмысленные
слова»,
«Геометрические
фигуры» и т.п.

10-11

Развитие умственных способностей.

2 ч.

Игры и упражнения на развитие всех видов
памяти, наглядно-образного мышления: «Найди
отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи
ряд», «Закономерности» и пр.

12

Коррекция двигательной активности.

13-14

Коррекция
сферы.

15-16

Развитие предметно- практической деятельности.

17-18

Развитие творческих
воображения.

19-20

Развитие внимания и мышления.

2 ч.

Буквенная корректурная
буквами и словами.

21-22

Развитие памяти и мышления.

2 ч.

Игры на развитие быстроты и точности при
действии наглядных звуковых или вербальных
сигналов. Игры и упражнения на развитие всех
видов памяти, наглядно-образного мышления.

23-24

Развитие мышления и речи.

2 ч.

Игры на развитие быстроты и точности при
действии наглядных звуковых или вербальных

и

развитие

1 ч.

Развитие произвольности при выполнении
движений и действий. Игры на развитие умения
выполнять совместные действия, развитие
коммуникативных навыков общения: «Рисуем
вместе», «Фотограф», «Волшебный мешочек» и
т.д.

эмоционально-волевой 2 ч.

Игры на понимание разных эмоциональных
состояний, отдельных черт характера.

способностей.

2 ч.

Срисовывание
графических
образцов;
обведение по контуру геометрических фигур
разной сложности; вырезание по контуру фигур
из бумаги; раскрашивание и штриховка,
прохождение лабиринтов; выполнение фигурок
из пальцев рук; психогимнастика.

Развитие 2 ч.

Развитие умения видеть в нарисованных
фигурах реальные предметы. «Рисование с
помощью шаблонов»; аппликация из цветной
бумаги в виде сюжета из геометрических фигур
– развитие мелкой моторики.
таблица.

Игра

с

сигналов.
и

развитие

пространственных 2 ч.

25-26

Коррекция
ориентаций.

27-28

Произвольная регуляция поведения.

29-31

Развитие
эмоционально-волевой
компонентов личности.

32-34

Ориентировка
на
плоскости,
уровень
зрительного восприятия: «Найди сочетание
букв» (цифр); «Покажи какие цифры и буквы
нарисованы
неправильно»;
«Найди
«спрятанные» треугольники и обведи их».
Копирование сочетания различных фигур;
копирование пересекающихся линий.

2 ч.

Сказкотерапия, драматизация, моделирование
проблемных ситуаций. Обучение нормам
социально-правильного
поведения,
формирование представления о добре и зле,
дружбе
и
взаимопомощи,
социальных
отношениях.

сферы

и 3 ч.

Игры
на
развитие
имитационноподражательных выразительных движений и
действий, отражающих разные эмоциональные
состояния и характерные черты личности,
выраженных в статике и движениях: мимике,
жестах, позе, серии движений и действий.

Итоговое диагностическое изучение ребенка.

3 ч.

Диагностика познавательной сферы ребенка,
определение продуктивности и произвольности
внимания, памяти, изучение эмоциональноволевой сферы. Сравнение результатов с
полученными в начале учебного года.

3.Консультативная работа

В течение
года

Психолого-педагогическое консультирование
педагогов.
Консультативная помощь семье
Проведение просветительских выступлений для
педагогов и родителей.
Оформление печатных и других материалов.
Психологическое просвещение педагогов и
родителей

8.

4.Информационно-просветительская работа.

В течение
года

9.

Итого:

34ч.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР 2-4 КЛАСС (ВАРИАНТ 7.2)
№ п/п

Тема

Кол-во
часов

Содержание

1-3

1. Диагностическая работа

3

Диагностика познавательной сферы ребенка,
определение продуктивности и произвольности
внимания, памяти, изучение эмоциональноволевой сферы.

4-5

2. Коррекционная работа

2

2класс. Срисовывание графических

Развитие предметно- практической деятельности.

образцов; обведение по контуру
геометрических фигур разной сложности;
вырезание по контуру фигур из бумаги;
раскрашивание и штриховка, прохождение
лабиринтов; выполнение фигурок из пальцев
рук; психогимнастика.
3 класс. Собирание пазла, цвета радуги. Работа
с геометрическими фигурами.
4 класс. Классификация предметов по цвету,
форме, величине.

6-7

Развитие качеств внимания: сосредоточенности, 2
концентрации, переключения.

2 класс. Игра «Найди пару», «Найди, где
спрятано»,
«Графический
диктант»,
«Корректурная проба», «Кто летает?» выделение главных существенных признаков
предметов; «Какое время года?» и т.п.
3 класс. Упражнения «Корректоры»

С.А.Шмаков, методика «Перепутанные линии»,
Игры «Слухачи», «Пишущая машинка».
4 класс. Упражнения «Знаковый тест», «Что
получилось?», Упражнения «Красно-чѐрная
таблица», «Подчеркни», Упражнение «Найди
одинаковые предметы».
8-9

Развитие памяти с использованием различных 2
анализаторов.

2 класс. Игры на развитие памяти по сюжету
сказки. Сказка В.Катаева «Цветик- семицветик».
3 класс. Упражнение
«Собираем чемодан».

«Слушаем

сказку»,

4 класс. Упражнение «Описание картинок».
10-11

Развитие произвольной опосредованной памяти.

2

2 класс. Сюжетное занятие. Пиктограммы.
3 класс. Занятие «Испорченный телефон».
4 класс. Учим детей самостоятельно
составлять описательный рассказ животного,
пользуясь опорной схемой.

12-13

Развитие памяти, мышления.

2

2 класс. Память на числа. Память на образы. 3
класс. Группировка. Пространственная
ориентация – игра «Электронная муха»; «Я
знаю пять названий».
4 Класс. Решение логических задач.

14-15

Развитие памяти, применение качеств внимания

2

2 класс. Упражнение «Путаница».
3 класс. «Запрещенные движения»,
«Дорожки».

4 класс. Игры и упражнения по развитию
произвольной памяти по сюжету сказки.
16-17

Развитие элементов логического мышления.

2

2 класс. Упражнение «Лабиринт» Игра «Что
сначала, что потом».
3 класс. Логические задачи «Сходство.
Отличие. Пересечение».
4 класс. Логические задачи «Одна клетка. Две
клетки. Все клетки». «Петух. Волк. Лиса».

18-20

Развитие эмоциональнокомпонентов личности.

волевой

сферы

и 3

2 класс. Игры на понимание разных
эмоциональных
характера.

состояний,

отдельных

черт

3 класс. Сказкотерапия, драматизация.
4 класс. Сказкотерапия, драматизация,
моделирование проблемных ситуаций.
21-22

Развитие творческих
воображения.

способностей.

Развитие 2

2 класс. «Рисование с помощью шаблонов».
3 класс. «Кляксы», «Необычные рисунки»,
4 класс. Развитие умения видеть в
нарисованных фигурах реальные предметы.

23-24

Развитие произвольного внимания и поведения

2

Игры
2 класс. «Найди пару»,
3 класс. «Запретный номер», «Разведчики».
4 класс. «Путаница», «Корректурная проба».

25-26

Развитие мнемических способностей.

2

Обучение способам эффективного запоминания:
2 класс. «Запомни и найди».
3 класс. «Бессмысленные слова».
4 класс. «Имена».

27-28

Развитие умственных способностей.

2

Игры и упражнения на развитие всех видов
памяти, наглядно-образного мышления:
2 класс. «Продолжи ряд», «Найди отличия».
3 класс. «Четвертый лишний».
4 класс. «Закономерности».

29-31

Коррекция
сферы.

и

развитие

эмоционально-волевой 3

Игры на понимание разных эмоциональных
состояний, отдельных черт характера.
2 класс. Игры по карточкам.
3 класс. Игры с условиями: «да» и «нет» не
говорите.
4 класс. Игры на развитие умения соблюдать
совместные действия, развитие
коммуникативных навыков общения.

32-34

Итоговое диагностическое изучение ребенка.

3

Диагностика познавательной сферы ребенка,
определение продуктивности и произвольности
внимания, памяти, изучение эмоциональноволевой сферы. Сравнение результатов с
полученными в начале учебного года.

3.Консультативная работа

В течение
года

Психолого-педагогическое консультирование
педагогов.

Консультативная помощь семье
10.

4.Информационно-просветительская работа.

В течение
года

11.

Итого:

34ч.

Проведение просветительских выступлений для
педагогов и родителей.
Оформление печатных и других материалов.
Психологическое просвещение педагогов и
родителей

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».