Шахматы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Шахматы»
Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся: 7-11 лет

Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Доспехов В.В.

г. Реж, 2025 г.

Содержание
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка________________________________________________ 3
Цель и задачи программы_____________________________________________ 7
Планируемые результаты______________________________________________ 8
Содержание программы_______________________________________________ 12
Учебно-тематический план____________________________________________ 12
Содержание учебно-тематического плана________________________________13
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график_________________________________________ 16
Условия реализации программы________________________________________16
Формы аттестации/контроля и оценки___________________________________16
Список литературы __________________________________________________ 18
Список литературы для детей__________________________________________ 19

2

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Шахматы – старинная, мудрая и прекрасная игра. Историю ее возникновения
относят к 5-7вв.; родиной шахмат принято считать Индию. Именно там возникла игра,
которой на шахматной доске вели сражение войска – деревянные фигуры. Правила
игры постепенно изменялись, а сама игра все более и более распространялась. Во 2 веке
шахматы проникли в Европу; в том виде, в котором играют сейчас в шахматы, они
существуют около 500 лет.
Шахматы – огромный, познавательный, интересный, особый мир. Для человека
стороннего он вполне может показаться головоломкой – попробуй сосчитать в партии
всевозможные варианты развития событий. Кто - то другой заведет речь о шахматных
баталиях – ведь, действительно, сколько терминов, схожих с военными: фланг,
позиция, жертва, наступление…
Но все обязательно сойдутся в одном: шахматы – игра на редкость умная. Часто
спрашивают, что такое шахматы – спорт, искусство или наука? Однозначного ответа
на эти вопросы не существует. В зависимости от обстоятельств в них превалирует
спортивное начало, то творческое, то научное. А чаще всего они образуют
равноправный тройственный союз. Не всегда легко решить, к какому именно разделу
отнести тот или иной сюжет, партию, эпизод борьбы. В спортивном отношении – это
чемпионаты мира. Что касается шахматного искусства, то оно за эти годы пополнилось
множеством прекрасных образцов, замечательных партий, сыгранных в матчах и за
корону, и в других гроссмейстерских сражениях. Если говорить о научной стороне, то
здесь можно выделить два момента. Первое: дебютные открытия, совершенные в ходе
последних матчей на первенство мира. И второе: за прошедшие годы заметно возрос
интерес к компьютерным шахматам.
Шахматы – бесконечное море вариантов. В этом бурном море, чтобы выплыть к
желанному берегу, необходим надежный компас. Им является умение правильно
оценить позицию и расстановку на шахматной доске.
Дополнительная
общеобразовательная
физкультурно-спортивной
направленности, предназначенная для детей начальной школы, реализуемая в МБОУ
СОШ №3 г. Реж Свердловской области разработана на основе нормативной базы
дополнительного образования, а именно:
Федеральный Закон (ФЗ) от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (РФ);
ФЗ РФ от 14.07.2022 №295-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в
РФ»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжения правительства РФ от 31.03.2022 г. №678-р);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства
просвещения РФ от 27.08.2022 №629);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ (приказ Министерства науки и
высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5.08.2020 г. №882/391);
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» (утверждён приказом министерства труда РФ от 22.09.2021 №652-н);
3

Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
(письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242;
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые программы
в области физической культуры и спорта (ФГБУ «Федеральный центр организационнометодического обеспечения физического воспитания» (2021г.);
Методические рекомендации Федерального государственного бюджетного
научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания» «Разработка
и реализация раздела о воспитании и составе дополнительной общеобразовательной
программе» (2023 г.);
Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи СП 2.4.3648-20 (постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28);

4

Актуальность программы
заключается в том, что:
- при серьёзном увлечении шахматами у обучающихся уменьшается
рассеянность на занятиях, появляется интерес к книге (шахматы – «книжный вид
спорта»), к компьютерным программам для изучения теории игры;
- развивается у юных шахматистов аналитические способности. От анализа
шахматных позиций они постепенно переходят к анализу ситуаций, с которыми они
сталкиваются в жизни.
- обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от
своих сверстников,
- открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа;
- расширяется круг общения, возможностей полноценного самовыражения,
самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Популярность шахмат велика. В них играют десятки миллионов людей.
Особенно любимы шахматы у нас в стране – самой мощной шахматной державе, в
которой живут чемпион мира и пять экс-чемпионов, а также многие выдающиеся
гроссмейстеры,
творчество
которых
обогатило
шахматы
прекрасными
произведениями.
Занятия шахматами способствует гармоническому развитию многих важных
сторон личности. В процессе занятия шахматами развивается логическое и
интуитивное мышление, долговременная и оперативная память, совершенствуется
способность к концентрации внимания. Шахматы способствуют организации
мышления, способности к выбору решения. Необходимость последовательно
претворять в жизнь принятое решение – делать ходы, осуществлять определенные
замыслы – способствует формированию воли, решимости, и эмоциональной
деятельности, поэтому реализация данной программы соответствует потребностям
времени.
Эффективность и педагогическая целесообразность заключается в том, что в
реализуемой программе «Шахматы» осуществляется связь с общим образованием,
выраженная в более эффективном и успешном освоении обучающимися
общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к
логическому и аналитическому мышлению, а также настойчивости в достижении цели
и самостоятельной работы.

5

Новизна программы.
Новизна представлена в углубленном изучении отдельных тем. Основной упор
на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной
фигуры, её игровых возможностей.
Отличительные особенности программы.
Шахматное образование включает в себя повышение уровня общей
образованности детей, знакомство с теорией и практикой шахматной игры, развитие
мыслительных способностей и интеллектуального потенциала обучающихся,
воспитание у детей навыков волевой регуляции характера.
Общая образованность – это знания о мире, соединенные с интеллектуальным
потенциалом обучающихся: мобильностью и глубиной мышления, наличием
творческих способностей, нравственных и эстетических ценностей, уверенности в
своих силах и умения преодолевать трудности.
В программе почти половина учебного времени отводится тактике. Это не
случайно. Очень важно овладеть тактическим оружием, чтобы уметь находить скрытые
возможности, понимать замысла противника, изобретательно, творчески играть.
Многие выдающиеся шахматисты были в начале своего спортивного пути тактиками и
лишь потом успешно овладевали тонкостями
Позиционной игры. Подобранные в программе примеры вполне посильны для
начинающих шахматистов. А сложные комбинации включаются в тематику
соревнований. Кроме того, отличительные особенности программы
«Шахматы» от других уже существующих заключается в том, программа
вариативна, может корректироваться в ходе деятельности самого обучающегося.
Юный шахматист с помощью педагога может выступать в роли организатора своего
образования: формирует цели, отбирает тематику, составляет план работы с учётом
своих индивидуальных качеств
Адресат программы – дети возрастом от 7 до 11 лет.
Срок реализации дополнительной общеобразовательной программы - 1 год.
Формы реализации и режим занятий
Основными
формами
реализации
образовательного
процесса
являются
групповые
занятия,
очно,
без
использования
дистанционных технологий.
Также предусматриваются такие формы, как:
- дидактические игры;
- беседа;
- задания;
- соревнования.
Регулярность занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа, итого 68 часов
за год.

6

Цель программы
Цель: подготовка юных шахматистов, владеющих базовыми навыками
стратегии,
тактики и техники шахматной борьбы, основами общей
шахматной культуры.
Задачи программы
Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, развивающие и
воспитательные:
Общие задачи направлены на:
– вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;
– приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;
– открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;
– выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта,
привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к
занятиям
шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
Образовательные задачи способствуют:
– приобретению знаний из истории развития шахмат;
– постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях
шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;
– овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами,
способами записи шахматной партии, тактическими приёмам и в типовых положениях;
– освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
– знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время
партии;
– изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных
особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Развивающие задачи направлены на формирование:
– представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в
частности;
– первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных
проявлений.
Воспитательные задачи способствуют:
– приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми
и использованию их в свободное время;
– воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного
взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
– формированию у детей мотивации к интеллектуальным занятиям.

7

Планируемые результаты
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
· учебно-познавательный
интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;
· становление спортивного характера;
· знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
· определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие
для всех людей правила поведения при сотрудничестве;
· установка на здоровый образ жизни;
· основы экологической культуры: здоровьесберегающего поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
· выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
· устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам
решения задач;
· спортивного характера;
· компетентности в реализации основ гражданской идентичности в
поступках и деятельности;
· морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и
этическим требованиям;
· установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и
поступках.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:
· принимать и сохранять учебную задачу;
· определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
· проговаривать последовательность действий;
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учиться работать по предложенному педагогом плану;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
· различать способ и результат действия;
· учиться совместно с педагогом и другими воспитанниками давать
эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Выпускник получит возможность научиться:
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· преобразовывать практическую задачу в познавательную;
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале;
8

· осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по
результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного
внимания;
· самостоятельно или с помощью педагога оценивать правильность
выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и
формулировать решение шахматных задач с помощью простейших моделей (рисунков,
схем);
· ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
· проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
· устанавливать аналогии;
· ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью педагога;
· перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила
шахматных фигур;
· владеть рядом общих приемов решения задач. Выпускник получит
возможность научиться:
· создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
· находить и формулировать решение шахматных задач с помощью
простейших моделей (рисунков, схем);
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач
зависимости от конкретных условий;
· осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
· самостоятельно или с помощью педагога отличать новое от уже
известного;
· осуществлять сравнение и группировать такие шахматные объекты, как
ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур;
· произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· адекватно использовать коммуникативные,
прежде всего речевые,
средства для решения различных коммуникативных задач;
· слушать и понимать речь других;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера
в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
9

· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
в том числе в ситуации столкновения интересов;
· строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер
знает и видит, а что нет;
· задавать вопросы;
· контролировать действия партнера;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
· учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей,
отличные от собственной;
· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
· понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
· аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров
в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
· продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета
интересов и позиций всех участников;
· с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
и сотрудничества с партнером;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
· адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей
деятельности.
Предметными результатами изучения курса являются формирование
следующих знаний, умений, навыков:
- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, шах, мат, пат,
ничья;
- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- знать правила хода и взятия каждой фигурой;
- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- уметь проводить элементарные комбинации;
- уметь планировать нападение на фигуры противника, организовывать защиту
своих фигур;
- уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
- определять последовательность событий;
10

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

11

Содержание программы:
Учебно-тематический план
№
п/п

Наименование
разделов /тем

1

ШАХМАТНАЯ
ДОСКА.
ШАХМАТНЫЕ
ФИГУРЫ.
НАЧАЛЬНАЯ
РАССТАНОВКА
ФИГУР.
ХОДЫ И
ВЗЯТИЕ ФИГУР

2

Количество часов
Теория
Практика
3
3

Всего
6

Формы
аттестации/контроля
Практические задания,
опрос, педагогическое
наблюдение.

2

4

6

Практические задания,
игровые упражнения

3

ЦЕННОСТЬ
ШАХМАТНЫХ
ФИГУР.

2

4

6

Практические задания.

4

ЦЕЛЬ
ШАХМАТНОЙ
ПАРТИИ.
ИГРА ВСЕМИ
ФИГУРАМИИЗ
НАЧАЛЬНОГО
ПОЛОЖЕНИЯ.

1

6

7

2

5

7

Практические
задания, игровые
упражнения
Практические задания,
шахматные турниры
внутри обьединения,
разбор классических
партий

ШАХМАТНАЯ
НОТАЦИЯ.
ТЕХНИКА
МАТОВАНИЯ
ОДИНОКОГО
КОРОЛЯ.

2

2

4

2

6

8

8

ДОСТИЖЕНИЕ
МАТА БЕЗ
ЖЕРТВЫ
МАТЕРИАЛА.

2

6

8

Практические задания,
разбор специально
подобранных
позиций.

9

ШАХМАТНАЯ
КОМБИНАЦИЯ.

4

10

14

2

2

Практические задания,
разбор классических
партий.
Шахматный турнир.

48

68

5

6
7

ИТОГОВОЕ
ЗАНЯТИЕ.
20

12

Практические задания,
опрос.
Практические задания,
педагогическое
наблюдение,
тренировочные игры с
компьютером.

Содержание учебно-тематического плана
Раздел № 1.
ШАХМАТНАЯ ДОСКА.
Теория. Расположение доски между партнерами. Горизонталь. Количество полей
в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикаль.
Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование
белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Количество полей в
диагонали. Большая белая и большая черная диагонали.
Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.
ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР.
Теория Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в
начальной позиции; правило “ферзь любит свой цвет”; связь между горизонталями,
вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Практика. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие
«Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Шахматная доска»,
«Начальная расстановка фигур»).
Раздел №2.
ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР
Теория. Белые и черные. Ладья. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход
ладьи. Взятие. Слон. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие.
Белопольные и чернопольные слоны. Ферзь. Место ферзя в начальном положении. Ход
ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Конь.
Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь–легкая фигура.
Пешка. Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие.
Превращение пешки. Король. Место короля в начальном положении. Ход
короля,
Практика. Сеансы одновременной игры с педагогом. Выполнение практических
заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме
«Шахматные фигуры и их ходы»).
Практика. Выполнение практических заданий, решение заданий (Электронное
учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Ценность фигур»).
Раздел№3.
ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР.
Теория. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Размен. Равноценный,
неравноценный размен.
Раздел№4.
ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход.
Теория. Что такое шах. Обозначение шаха. Три способа защиты от шаха.
Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических
заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат».
Задания к теме «Шах и защита от шаха»).
Теория. Что такое мат. Обозначение мата. Мат–цель игры.
Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических
заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме
«Мат»).
Теория. Что такое пат. Обозначение пата. Когда может возникнуть пат
(ничья).
13

Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических
заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме
«Пат – ничья»).
Раздел №5.
ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ.
Теория. Основные принципы игры в начале партии. Нарушение основных
принципов игры в начале партии (к чему приведёт ранний вывод ферзя, повторные
ходы одними и теми же фигурами, бесцельные ходы крайними фигурами, задержка с
рокировкой, вывод коня на край доски). Самые общие представления о том, как
начинать шахматную партию.
Практика. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие
«Путешествие в мир шахмат».Задания к теме «Основные принципы игры в дебюте»).
Раздел №6.
ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.
Теория. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур.
Практика. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие
«Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Шахматная нотация»).
Раздел№7.
ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ.
Теория. Основные приемы линейного мата. Мат двумя ладьями одинокому
королю. План матования.
Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических
заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат».
Задания к теме «Мат двумя ладьями одинокому королю»).
Теория. Мат ферзём и ладьёй одинокому королю. Ферзь мобильнее, чем ладья!
Опасность пата.
Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических
заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат»).
Задания к теме «Мат ферзём и ладьёй одинокому королю».
Теория. Мат ферзём и королём одинокому королю. План матования.
Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических
заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат».
Задания к теме «Мат ферзём и королём одинокому королю».
Раздел №8.
ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА.
Теория. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и
эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Партии-миниатюры. «Детский мат». Мат Легаля. Партия В. Стейниц–NN.
Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических
заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат».
Задания к теме «Партии-миниатюры»).
Раздел№9. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ.
Теория. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые
комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия,
отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения
защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального
перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые
комбинации и др.).
14

Практика. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие
«Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Шахматные комбинации»).

15

Комплекс организационно педагогических условий.
Календарный учебный график
Продолжительность одного академического часа - 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Условия реализации программы материально-техническое обеспечение
Для эффективного обеспечения образовательного процесса занятия проходят в
кабинете, отвечающем требованиям СанПин 2.4 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Материально-техническое обеспечение:
- Столы для игры в шахматы;
- Шахматные доски с набором шахматных фигур;
- Демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур;
- Шахматные часы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Занятия включают теоретическую и практическую части. Теоретическая работа
с обучающимися проводится в форме: - лекций; - бесед; - анализа сыгранных партий;
-разбора партий известных шахматистов. Практические занятия могут быть
организованы в виде: - сеансов одновременной игры с педагогом; - решения
практических заданий; - шахматных турниров.
При проведении занятий используется: учебная и научная литература, таблицы
по шахматам, схемы, плакаты, настольные игры, карточки, дидактический и
контрольно-диагностический материал.
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования, владеющий
знаниями в области шахматной игры и соответствующий Профессиональному
стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён
приказом Министерства труда России от 22 сентября 2021г. №652н).
Формы аттестации/контроля и оценки
В основу изучения программы «Шахматы» положены ценностные ориентиры,
достижение которых определяются определёнными результатами. Для отслеживания
результатов предусматривается педагогический контроль, который направлен на
определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности
умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных
способностей, рост личностного и социального развития ребёнка.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют
контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее
реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и
навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития.
На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в
учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения
поставленных задач.
Оценочные материалы
Результативность работы по программе отслеживается на протяжении всего
16

процесса обучения.
Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических
заданий и упражнений с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов,
наблюдений.
- Самооценка и самоконтроль: определение обучающимися границ своего
«знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех
проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
- содержательный контроль
и оценка
результатов
обучающихся
предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы
ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Динамика развития
обучающихся фиксируется педагогом:
- внутренняя система оценки на основе сформированности целеполагания,
развития контроля, самооценки;
- внешняя система оценка на основе результативности участия
в
соревнованиях, викторинах.
Для
оценки
эффективности
занятий
можно
использовать
следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает педагог обучающимся
при
выполнении заданий:
- чем помощь педагога меньше, тем выше самостоятельность обучающихся и,
следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение
обучающихся
на
занятиях:
живость,
активность,
заинтересованность детей обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых
выявляется, справляются ли обучающиеся с этими заданиями самостоятельно.
Методы диагностики результатов.
- Разбор партий обучающихся (не имеет количественных критериев, но может
показать уровень усвоения любого раздела программы любым воспитанником, так как
демонстрирует общий уровень понимания игры).
- Зачёты по эндшпильной технике.
- Соревнования по техническим позициям эндшпильного типа или этюдным
позициям.
- Конкурс "Угадай ход"
- Компьютерная диагностика с использованием вышеописанных обучающих
программ.
- Викторина по истории шахмат
- Товарищеские матчи и матч-турниры, командные и личные соревнования с
другими обучающимися.
- Участие в турнирах и результаты (места, занятые обучающимися на них)

17

Список литературы
1. Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. – М.: Советская Россия, 1970.
2. Бареев И. Гроссмейстеры детского сада. — М.: Наш малыш,1995.
3. Бобби Фишер учит играть в шахматы. – Киев: Здоровья, 1991.
4. Бондаревский И. Комбинации в миттельшпиле. – М.ФиС,1965.
5. Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. –Л. Лениздат,1966.
6. Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. – М.: ФиС,1980, 1982.
7. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
8. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 3-го и 4- го разрядов. М.: Всероссийский шахматный клуб, 1969.
9. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература,1980.
10. Журавлев Н. В стране шахматных чудес. – М.: Международная книга, 1991.
11. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. – Киев: Радянська школа, 1986.
12. Каган И. В ваших руках короли. – Петрозаводск: Карелия,1986.
13. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. – М. ФиС,1983.
14. Князева В. Азбука шахматиста. -Ангрен,1990.
15. Князева В. Уроки шахмат. –Ташкент:Укитувчи,1992.
16. Костьев А. Учителю о шахматах.-М. Просвещение,1986.
17. Костьев А. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. –М.: ФиС, 1980.
18. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. –М.:ФнС,1980.
19. Лисицын Г. Заключительная часть шахматной партии. —Л.: Лениздат, 1956.
20. Майзелис И. Шахматы. —М.;Л.:Детгиз,1960.
21. Макарычев С., Макарычева М. От А до...—М.:“64”,1995.
22. Мучник Х. Первые шахматные уроки. -–М.:Воениздат,1980.
23. Нежметдинов Р. Шахматы.–Казань: Татарское книжное издательство, 1985.
24. Нейштадт Я. По следам дебютных катастроф. –М.:ФиС,1979.
25. Нейштадт Я. Шахматный практикум. –М.:ФиС,1980. Никитин А. , Фрадкин А.
Книга начинающего шахматиста.– Красноярск, 1983.
26. Нимцович А. Моя система. –М.:ФиС,1984.

18

Список литературы для детей
Дидактические шахматные сказки
1. Сухин И. Котята-хвастунишки //Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному
чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.
2. Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному
чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
3. Сухин И. От сказки – к шахматам. Сухин И. Удивительные превращения
деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. –
М.: Издательство фирмыACT, 1993.
4. Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Сухин И. Хвастуны в
Паламеде. Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книгавыручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
5. Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.:
Педагогика, 1991.
Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах:
1. Аматуни П. Королевство Восемью Восемь. Гришин В., Осипов Н. В гостях у
Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.
2. Добрыня, посол князя Владимира (былина). Драгунский В. Шляпа
гроссмейстера.Ильин Е.В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
3. Кумма А., Рунге С. Шахматный Король .Медведев В. Как капитан Соври-голова
чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик. Молодцу и семидесяти
искусств мало (узбекская сказка).Остер Г. Полезная девчонка. Пермяк Е. Вечный
Король. Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
4. Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде. Тихомиров О. Чемпион Гога

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».