ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к основной образовательной программе
основного общего образования,
принятой на заседании педагогического
совета Протокол от 27.08.2025 №1,
утвержденной приказом директора от
27.08.2025 № 170/01-11
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА: КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ»
для 5 класса.
2025
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Родная литература: классика и современность» на уровне
основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения
России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей программы
воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
Актуальность программы
Программа учебного курса «Родная литература: классика и современность» предполагает
решение поставленных проблем на всех ступенях обучения.
Книга в руках подростка. Есть ли она? И если есть, то какая? О чем он читает? В каких ситуациях к ней
обращается? Мы читаем с ними на уроках литературы серьезные произведения, они рассуждают о
сложнейших философских и литературоведческих проблемах, пишут сочинения. Но ведь классическая
литература, конечно, не учебник жизни, и так книга, которую берут в руки наши взрослеющие ученики,
не помогает им в решении сложнейших жизненных задач, она уводит от реальных проблем.
Наши дети лишены книг, которые воспитали не одно поколение. Они не знают книг В.
Голявкина, Р. Погодина, В. Железникова, А.Приставкина, М.Ибрагимбекова. Герои этих авторов
попадали в такие же психологические ситуации, что и нынешние дети, мир и для них открывался в
своей сложности, с которой надо было справляться.
Сегодня реально возникает проблема, что современное общество переживает установку на потребление
книги исключительно как продукта, необходимого в учебных целях (словарь, учебник, программа и
т.п.), который не может доставить удовольствие, стать элементом комфорта.
К тому же ситуация, которая складывается в образовании в последнее время, приводит к
маргинализации предмета «Литература». Интерес выпускников и готовящих их к экзаменам учителей
все более сосредоточивается на ЕГЭ с его поверхностными, шаблонными подходами к работе с текстом.
В этих условиях честно работающий учитель-словесник начинает чувствовать мощное давление заказа –
на снижение планки, на усреднение, на формальную имитацию деятельности.
Отказ от стимулирования чтения в школе, понижение статуса предмета «Литература» также
серьёзно влияет на отношение общества к чтению. Престиж предмета падает, дети не читают, а между
тем программы старших классов перегружены толстыми романами, сложнейшими для восприятия и
прочитанными далеко не всеми взрослыми, но никого особенно не волнует то, что учащиеся с ними
познакомятся исключительно «в кратком изложении».
Центральная причина повального отказа от чтения кроется в том, что современный подросток
категорически (гораздо более категорично, чем это было лет пятнадцать-двадцать назад, когда учились
его родители и учителя) отказывается делать то, что ему не нравится. Мы можем сколько угодно
объяснять, что чтение необходимо, но... Во-первых, едва ли мы сумеем убедительно это доказать. Вовторых, необходимость и потребность – разные вещи. Проблема останется до тех пор, пока мы не
сумеем показать ребенку, что чтение – источник радости. Что же мешает нашим детям получать
удовольствие от чтения?
Одна из главных подростка – отсутствие информационного запроса у подростков. Чтение классической
литературы для многих подростков аналогично чтению текстов на иностранном языке. Дети не
понимают значений огромного количества слов, встречающихся в произведениях русских писателей не
только XIX, но и XX века, причем учителя и авторы учебников чаще всего даже не догадываются о
масштабах этого незнания, ребенок же не всегда о нем заявляет. Сноски и комментарии (отнюдь не
охватывающие все непонятные ученикам слова), словарная работа на уроках не решают проблемы
полностью: если слово не актуализируется в повседневной речи, оно быстро забывается. Кроме того,
чтение с постоянным обращением к сноскам и комментариям, напоминающее «домашнее чтение» на
уроках иностранного языка, едва ли может принести эстетическое наслаждение.
Цель программы: формирование навыка грамотного смыслового чтения через решение практических
задач при работе с текстом различного содержания.
Задачи программы:
Образовательные:
формирование и развитие у учащихся следующих читательских действий: поиск информации,
выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация,
сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и
преобразование, а также критичное отношение к информации, оценка её достоверности, сопоставление
её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;
Воспитательные:
духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее принятие нравственных установок
созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и
уважения к своему Отечеству.
Развивающие:
формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством
освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных
действий;
приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по получению нового знания, его
преобразованию и применению;
Место курса в учебном плане
Учебный курс «Родная литература: классика и современность» предназначен для обучающихся 5-х
классов; рассчитан на регулярные занятия - 1 час в неделю и 34 часа в год.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа учебного курса «Родная литература: классика и современность» разработана с
учетом Рабочей программы воспитания МБОУ СОШ № 3. Это позволяет на практике соединить
обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на
интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка, что проявляется в:
приоритете личностных результатов реализации программы курса внеурочной деятельности,
нашедших свое отражение и конкретизацию в Рабочей программе воспитания;
ориентации школьников на подчеркиваемую Рабочей программой воспитания МБОУ СОШ
№ 3 социальную значимость реализуемой ими деятельность;
интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих их большую
вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность
образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для
воспитания подчеркивается Рабочей программой воспитания.
При реализации программы учебного курса «Родная литература: классика и современность»
предусмотрено применение дистанционных образовательных технологий с использованием:
образовательных технологий (мастер-классы, развивающие занятия, консультации, тренировки,
тематические классные часы, конференции и другие активности, проводимые в режиме
реального времени;
возможностей
электронного
обучения
(формирование
подборок
образовательных,
просветительских и развивающих материалов, онлайн-тренажеров) для самостоятельного
использования обучающимися;
бесплатных интернет-ресурсов, сайтов учреждений культуры и спорта, открывших трансляции
спектаклей, концертов, мастер-классов, а также организаций, предоставивших доступ к
музейным, литературным, архивным фондам;
образовательных и развивающих материалов на печатной основе (сборники предметных и
междисциплинарных задач, открытые материалы международных исследований качества
образования, демонстрационные варианты олимпиадных и диагностических заданий, печатные
учебные издания.
Планируемые результаты изучения учебного курса «Родная литература: классика и
современность»
Данная программа предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых воспитательных
результатов разного уровня:
Первый уровень результатов
•получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях
культуры своего народа;
•приобретение знаний об эстетических идеалах, традициях художественной культуры родного края;
•умение видеть прекрасное в окружающем мире: природе родного края, в пространстве школы и
дома.
Второй уровень результатов
• получение опыта переживания и позитивного отношения к художественным ценностям культуры
своего народа;
• получение первоначального опыта самореализации в различных видах и формах
художественного творчества.
Третий уровень результатов
• участие в акциях художественно- эстетического направления в окружающем школу социуме.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Родная
литература: классика и современность»
Личностные:
оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей;
формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному;
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
усвоение гуманистических принципов;
формирование начального уровня целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование основ осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий
неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий
старших.
Направления
воспитания
Гражданское
Патриотическое
Духовно-нравственное
Целевые ориентиры
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую идентичность в
поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском
обществе, в современном мировом сообществе.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к государственным
символам России, праздникам, традициям народа России.
Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому, настоящему
и будущему народа м России, тысячелетней истории российской
государственности.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России,
реализации своих гражданских прав и свобод.
Ориентированный на участие на основе взаимопонимания и взаимопомощи
в разнообразной социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной
(добровольческие акции, помощь нуждающимся и т.п.).
Принимающий участие в жизни класса, школы (в том числе
самоуправлении), местного сообщества, родного края.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
Сознающий свою этнокультурную идентичность, любящий свой народ, его
традиции, культуру.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и
культурному наследию своего и других народов России, символам,
праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.
Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в целом, свою
общероссийскую культурную идентичность.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории, культуры своего
народа, своего края, других народов России.
Знающий и уважающий боевые подвиги и трудовые достижения своих
земляков, жителей своего края, народа России, героев и защитников Отечества
в прошлом и современности.
Знающий и уважающий достижения нашей общей Родины – России в науке,
искусстве, спорте, технологиях.
Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры своего
народа, других народов России.
Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания
последствий поступков.
Ориентированный на традиционные духовные ценности и моральные нормы
народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора.
Выражающий неприятие аморальных, асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным ценностям и
нормам.
Сознающий свою свободу и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального согласия
людей, граждан, народов в России, умеющий общаться с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Выражающий уважительное отношение к религиозным традициям и
Эстетическое
ценностям народов России, религиозным чувствам сограждан.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным
ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания
семьи, рождения и воспитания детей.
Проявляющий нравственные и эстетические чувства к родному языку,
русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа,
российского общества, устойчивый интерес к чтению.
Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание его
эмоционального воздействия, влияния на душевное состояние и поведение
людей.
Знающий и уважающий художественное творчество своего и других
народов, понимающий его значение в культуре.
Сознающий значение художественной культуры как средства коммуникации
и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм,
ценностей, традиций в искусстве.
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового
художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в
искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства,
художественном творчестве.
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять элементарный
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные:
оценивает форму и содержание текста в рамках предметного содержания;
находит и извлекает информацию из различных текстов;
применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем.
Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и
предусматривает:
оценка достижений обучающихся (портфолио) происходит на каждом уровне реализации
программы;
создание и защита собственных проектов;
создание и защита презентаций – представлений по изученной теме;
участие в конкурсах и конференциях исследовательских работ школьного, муниципального,
всероссийского уровня;
представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских
проектов;
организация и проведение конкурсов исследовательских работ, соревнований, имеющих целью
выявить лучших из числа всех участников;
самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа,
дискуссия, диспут);
выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет;
решение ситуационных и практико-ориентированных задач;
проведение экспериментов и опытов.
Содержание программы учебного курса «Родная литература: классика и
современность»
Разделы и темы
Содержание курса
Форма
организации
Виды деятельности
По страницам любимых книг-9 ч
Вводное занятие.
Самые интересные
книги, прочитанные
летом.
Организационные вопросы, что
Занятие-анализ
интересного узнали и что
прочитали, поделиться
впечатлениями. Работа с книгой:
различать тип книги,
пользоваться выходными
данными (автор, заглавие,
подзаголовок, оглавление). Выбор
одной из интересных книг,
прочитанных летом. Подготовка к
рассказу о книге.
Русские народные
потешки и
прибаутки.
Инсценировка
деревенских забав.
Знакомство с русским народным
фольклором. Использование
потешек, прибауток. Проведение
игры «Десять внучат».
Загадывание загадок о животных.
Исследование
Детский фольклор,
частушки.
Детский фольклор, частушки
Игровое занятие
Конкурс
Игровое занятие
Конкурс
В мире песен,
потешек и прибауток.
Сказки о богатырях.
Былины. Былина
новгородского цикла
.
Сказки и былины киевского цикла Занятие-анализ
об Илье Муромце и других
богатырях. Знакомство с типами
русских былинных богатырей.
Игра-путешествие
«Удивительный мир
лета»
Показ
мультипликационного
фильма «Добрыня
Никитич».
Былина новгородского цикла «Садко».
Рассказы о дружбе
«Я и мои друзья». А.
Гайдар «На графских
развалинах».
Поучительные стихи о дружбе и
друзьях с вопросами для
обсуждения. Опрос «Законы
дружбы».
Исследование
Устный рассказ «Хочу
рассказать о своем
друге…».
Веселые книги о
школе и школьниках.
М. Лукашкина
«Стойка на руках на
уроках ботаники».
Современная русская детская
литература о школе и
школьниках: М. Лукашкина
«Стойка на руках на уроках
ботаники», В. Воскобойников
«Все будет в порядке»
В. Воскобойников
«Все будет в
порядке»
Час чтения
Чтение книги
Час чтения
Обсуждение
Час чтения
Обсуждение
Конкурс чтецов.
С чего начинается Родина-9 ч
Беседа «Что такое Родина». Стихи Исследование
русских поэтов о России
Творческий конкурс
«Рождественская история».
Игровое занятие
Короткие рассказы и
сказки Е. Пермяка.
Знакомство с творчеством Е.
Пермяка.
Викторина по
творчеству Аксакова
С.Т.; чтение
«Аленькиий
цветочек»
Мероприятие по творчеству
Аксакова С.Т. в библиотеке
Создание сб. «Мой
двор»
Рассказы и иллюстрации к ним о
друзьях, знакомых, соседях.
Стихи о Родине «С
чего начинается
Родина».
Презентация-конкурс
на лучший рассказ.
Русские народные
сказки. «Сказка
мудростью богата».
Знакомство с русским народным
фольклором. Святая Русь в
волшебных сказках.
Рассказы Н. Носова.
Досугово –
развлекательное
занятие
Досугово –
развлекательное
занятие
Викторина
Исследование
Презентация-конкурс на
лучший рассказ.
Урокпрезентация
Конкурс
Игровое занятие
Викторина по сказкам
«Угадай героя».
Исследование
Святая Русь в
волшебных сказках.
Стихи о зиме. «Поет
зима - аукает».
Конкурс чтецов
Стихи о зиме. «Поет зима аукает».
Знакомство с циклом стихов о
зиме и Новом годе. Зима в
творчестве русских поэтов.
Исследование
Конкурс чтецов.
Сказки. Рассказы. Малые жанры фольклора – 3ч
Чтение отрывков книг
Жизненный и творческий путь Н. Занятие-анализ
«Незнайка в солнечном
Носова. Обсуждение рассказов
городе», «Незнайка на
«Мишкина каша», Карасик».
Час чтения
Чтение отрывков
книг «Незнайка в
солнечном городе»,
«Незнайка на Луне»
Н. Носова.
Викторина «Знатоки
сказок А. С.
Пушкина».
Весёлые рассказы Ю.
Драгунского.
Чтение по ролям, обсуждение
«Сказки о царе Салтане».
Игровое занятие
«Ребята с нашего двора» -4 ч
Исследование
Биография Ю. Драгунского.
Рассказы В.Ю. Драгунского из
цикла «Денискины рассказы».
Луне».
Обсуждение
Викторина «Знатоки
сказок А. С. Пушкина».
Конкурс знатоков
рассказов
Современные
детские журналы.
История журнала «Мурзилка».
Биография Аксакова С.Т.
Отрывки из повести С. Аксакова
«Детские годы Багрова-внука».
Обсуждение произведения.
Исследование
Презентация
«Современные детские
журналы».
Юный журналист
(интервью, минисообщение)
Интервью, составление минисообщения об интересных
событиях в школе
Исследование
Обсуждение
С.Т. Аксаков.
«Детские годы
Багрова внука»
Биография Аксакова С.Т.
Час чтения
Чтение рассказа по
ролям, обсуждение.
Друзья наши меньшие – 4 ч
В. Белов «Скворцы»
Биография Белова В. Чтение
рассказа по ролям, обсуждение.
Познавательное
занятие
Исследование
Л.Н. Андреев
«Кусака»
Биография Андреева Л.Н. Чтение
рассказа по ролям, обсуждение.
Час чтения
Обсуждение
Казаков Ю. «Арктур
– гончий пёс»
Сведения о жизни писателя.
Обсуждение рассказа. Показ
мультипликационного фильма
«Арктур-гончий пёс».
Час чтения
Обсуждение
А.П.Чехов
«Каштанка»
Биография Чехова А.П. Чтение
рассказа по ролям.
Час чтения
Викторина.
Час чтения
Устные сообщения
Жизнь замечательных детей-3 ч
И. Гатауллин. «А зря
Жизненный и творческий путь
никто не верил в
чудеса»
писателя. Чтение и обсуждение
рассказа «А зря никто не верил в
чудеса».
В. Воскобойников.
«Жизнь
замечательных
детей»
Чтение и обсуждение рассказов.
Устное сообщение по наиболее
понравившемуся рассказу.
Г. Белых и Л.
Обсуждение персонажей и их
Пантелеев
характеров. Чтение глав
«Республика ШКИД» произведение. Викторина.
«Чудеса в моей жизни».
Час чтения
Викторина «Угадай кто
это».
Час чтения
Обсуждение
Классическая проза и поэзия для детей среднего школьного возраста -2 ч
Русская поэзия 19
Игровое занятие Викторина
Викторина по творчеству А.С.
века:
Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А.
А.С. Пушкин, М.Ю.
Фет, Ф.И. Тютчев.
Лермонтов
Русская поэзия 21
века
Итоговое занятие
Познавательное
занятие
Книги на лето
Конкурс чтецов.
Обсуждение
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
№
1
Разделы и темы
Обще
е колво
часов
Вводное занятие.
1
Самые интересные книги, прочитанные летом.
ИТОГО
По страницам любимых книг
Формы
деятельно
сти
(работы)
лекция
1 час
8
2
1
Русские народные потешки и прибаутки.
Инсценировка деревенских забав
игра
3
2
Детский фольклор, частушки.
беседа
4
3
В мире песен, потешек и прибауток.
игра
5
4
Былины киевского цикла об Илье Муромце и
других богатырях. Знакомство с типами
русских былинных богатырей.
викторина
6
5
Рассказы о дружбе «Я и мои друзья». А. Гайдар
«На графских развалинах».
беседа
7
6
Веселые книги о школе и школьниках В.М.
Шукшина «Верую», «Чудик», «Микроскоп»,
«Забуксовал»
лекция
8
7
М. Лукашкина «Стойка на руках на уроках
ботаники».
беседа
9
8
В. Воскобойников «Все будет в порядке»
беседа
ИТОГО
С чего начинается Родина
8
часов
9
10
1
Стихи о Родине «С чего начинается Родина».
лекция
11
2
Конкурс чтецов.
конкурс
12
3
Короткие рассказы и сказки Е. Пермяка.
беседа
13
4
Викторина по творчеству Аксакова С.Т. Чтение
с-ки «Аленький цветочек» с последующим
обсуждением.;
викторина
14
5
Создание сб. «Мой двор»
создание
проекта
15
6
Презентация-конкурс на лучший рассказ.
конкурс
Плани
руемые
сроки
5 «А»
16
7
Русские народные сказки. «Сказка мудростью
богата».
беседа
17
8
Святая Русь в волшебных сказках.
лекция
18
9
Стихи о зиме. «Поет зима - аукает
конкурс
ИТОГО
Сказки. Рассказы. Малые жанры фольклора
9 часа
3
19
1
Рассказы Н.Носова.
беседа
20
2
Чтение отрывков книг «Незнайка в солнечном
городе», «Незнайка на Луне» Н. Носова.
дискуссия
21
3
Викторина «Знатоки сказок А. С. Пушкина».
викторина
ИТОГО
«Ребята с нашего двора»
3 часа
4
22
1
Весёлые рассказы Ю. Драгунского.
беседа
23
2
Современные детские журналы.
беседа
24
3
Юный журналист (интервью, мини-сообщение)
круглый
стол
25
4
С.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова внука»
лекция
ИТОГО
Друзья наши меньшие
4 часа
4
26
1
В. Белов «Скворцы»
беседа
27
2
Л.Н. Андреев «Кусака»
беседа
28
3
Казаков Ю. «Арктур – гончий пёс»
беседа
29
4
А.П.Чехов «Каштанка»
лекция
Жизнь замечательных детей
3
30
1
И. Гатауллин. «А зря никто не верил в чудеса»
лекция
31
2
В. Воскобойников. «Жизнь замечательных
детей»
беседа
32
3
Г. Белых и Л. Пантелеев «Республика ШКИД»
лекция
Классическая проза и поэзия для детей
среднего школьного возраста
2
33
1
Русская поэзия 19 века: А.С. Пушкин, М.Ю.
Лермонтов,
беседа
34
2
Русская поэзия 19 века: А.А. Фет, Ф.И. Тютчев,
Н.А. Некрасов
конкурс
ИТОГО
2 часа
ВСЕГО
34
часов
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
А. Гайдар «На графских развалинах».
М. Лукашкина «Стойка на руках на уроках ботаники».
В. Воскобойников «Все будет в порядке»
Стихи о Родине «С чего начинается Родина».
Короткие рассказы и сказки Е. Пермяка.
Аксаков С.Т. «Аленькиий цветочек»
Рассказы Н. Носова.
Н. Носов «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на Луне»
А.С. Пушкин. Сказки
Ю. Драгунский. Рассказы
С.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова внука»
В. Белов «Скворцы»
Л.Н. Андреев «Кусака»
Казаков Ю. «Арктур – гончий пёс»
А.П.Чехов «Каштанка»
И. Гатауллин. «А зря никто не верил в чудеса»
В. Воскобойников. «Жизнь замечательных детей»
Г. Белых и Л. Пантелеев «Республика ШКИД»
Русская поэзия 19 века:
А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
О. А. Еремина. Уроки литературы в 5 классе. Книга для учителя
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru
https://www.yaklass.ru/
https://infourok.ru/organizaciya-urokov-vneklassnogo-chteniya-metodicheskie-rekomendacii-1708129.html
https://www.livelib.ru/book/2690/readpart-uroki-vneklassnogo-chteniya-59-klassy-metodicheskoe-posobietatyana-adonina
https://www.labirint.ru/books/420748/
https://sh67-irkutsk-r138.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/33/44/Sistema_urokov_vneklassnogo_chteniya.pdf