Приложение 1 Рабочая программа ЭК Теория и практика написания сочинения по литературе

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к основной образовательной программе
среднего общего образования,
принятой на заседании педагогического
совета Протокол от 27.08.2025 №1,
утвержденной приказом директора от
27.08.2025 «170/01-11.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ»
(для 10-11 классов)

2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения по литературе» среднего общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего
общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего
образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 07.06.2012 г., рег. номер — 24480), с учётом Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля
2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ
СОЧИНЕНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ»
Учебный предмет «Литература» способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров
молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии
обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как
школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено
эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах,
которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям,
как национальным, так и общечеловеческим.
Курс внеурочной деятельности «Теория и практика написания сочинения» дополняет программу русского языка
и литературы 10-11 классов и построен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к итоговому сочинению и
моделями заданий ГИА по русскому языку в формате ЕГЭ. Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о
языке, совершенствование речевой культуры, формирует стабильные речевые и коммуникативные умения и навыки
владения устной и письменной речью. Курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к
государственной итоговой аттестации, где учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами
современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ПО
ЛИТЕРАТУРЕ»
Цели курса:





подготовка учащихся к написанию сочинения;
гуманитарное развитие школьников;
овладение учащимися свободной речью (и устной, и письменной);
развитие творческих способностей учащихся.

Задачи курса:


формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического

идеала;


формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития

ученика;
овладение нормами русского литературного языка;

обучение умению связно излагать свои мысли в устой и письменной форме;

обучение работе над сочинением;

развитие коммуникабельности обучающихся;
воспитание заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство художников слова


МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ПО
ЛИТЕРАТУРЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа элективного курса «Теория и практика сочинений» среднего общего образования рассчитана на 34
часа в год, 1 час в неделю в 10 и в 11 классах.

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ЛИТЕРАТУРЕ»

«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ПО

10 КЛАСС
Вводное занятие
Особенности речи (устой и письменной). Необходимость прочтения литературного произведения для
успешного написания сочинения. Интерпретация художественного произведения. Обращение в сочинении к другим
произведениям, видеть параллели. Работа с учебной и критической литературой. Справочная литература. Требования
к написанию сочинения.


Пишем сочинение
Определение темы, проблемы текста. Отбор материала. Определение главной мысли текста. Основные
принципы построения текста. План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный
планы. Работа над планом. Деление на абзацы. Объем работы. Необходимость эпиграфа. Точность цитирования и
правила оформления цитаты. Цитата – подтверждение сказанного. Работа над средствами художественной
выразительности. Передача экспрессивной и образной речи. Порядок работы над черновиком.


Сочинение разных жанров
Поэтапное знакомство с различными жанрами сочинений. Определение признаков жанровых принадлежностей
на конкретных примерах. Акцент на сочинение-рецензия. Содержательные и структурные особенности сочинений
разных жанров, их сопоставление. Выявление зависимости формы от содержания. Творческие поиски художников
слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Анализ образцов сочинений.
Создание творческих работ учащимися. Приемы саморедактирования текста. Порядок проверки написанного. Анализ
сделанных ошибок. Оценивание готовых работ. О свободной теме сочинения. Так ли она свободна? Условные границы
в сочинениях на свободную тему. Советы и рекомендации психолога до начала и во время экзамена.


11 КЛАСС

• Вводное занятие
Особенность устной и письменной речи. Необходимость прочтения литературного произведения, по которому
должно быть написано сочинение. Интерпретации и пределы толкований произведений. Обращение в сочинении к
другим литературным произведениям. О работе с учебником и критической литературой. Словари и справочная
литература.
• Вы пишете сочинение
Выбор и осмысление темы. Отбор материала. Определение главной мысли работы. Типология тем сочинений.
Основные принципы построения текста. Эпиграф. Объем сочинения.
План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Пункт и
подпункт. Вступление и заключение. Работа над планом. Деление на абзацы.
Точность цитирования. Оформление цитаты. Передача экспрессивной и образной речи. Цитата – не самоцель,
а подтверждение сказанного.
Порядок работы. Работа над черновиком. Характерные ошибки сочинений. Порядок проверки написанного.
Анализ сделанных ошибок.
• Эссе как вид творческой работы
Знакомство с эссе как литературным произведением.
Анализ образцов эссе. Определение признаков жанра на конкретных примерах.
Содержательные, структурные особенности эссе, воплощенные в разных литературных жанрах. Многообразие
риторических жанров. Сопоставление жанра письма и эссе, написанного в форме письма.
Выявление зависимости формы эссе и его языкового воплощения от задачи и адресата автора.
Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их
воплощения.
Разница между эссе и стихотворениями в прозе. Сравнение текстов, принадлежащих перу одного автора.
Творческие возможности различных авторов в рамках одного жанра и одной темы. Жанровые особенности
эссе.
Слово как жанр ораторской прозы. Структура слова. Эссе в форме слова. Отличие структуры эссе от четкого
построения риторического высказывания.

Ассоциативное мышление. Эссеистические миниатюры, построенные на необычной авторской ассоциации.
Комментарии и рецензия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ»

«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Личностные результаты освоения программы элективного курса «Теория и практика написания
сочинений по литературе» достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в
соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными
ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции
личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
Личностные результаты освоения обучающимися содержания рабочей программы по элективному курсу для
среднего общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних
убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта
деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского
общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических, демократических, семейных
ценностей, в том числе в сопоставлении с жизненными ситуациями, изображёнными в литературных
произведениях;
 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
 готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного литературного образования, в
интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
 умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
 готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и
настоящее многонационального народа России в контексте изучения произведений русской и зарубежной
литературы, а также литератур народов России;
 ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, внимание к их воплощению в литературе, а также достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, труде, отражённым в художественных произведениях;
 идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу, в том числе
воспитанные на примерах из литературы;
3) духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа;
 сформированность нравственного сознания, этического поведения;
 способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в литературном произведении, и принимать
осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, характеризуя поведение и
поступки персонажей художественной литературы;


осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
 ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни, в соответствии с традициями народов России, в том числе с опорой на литературные
произведения;
4) эстетического воспитания:
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда,
общественных отношений;
 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов,
ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе литературы;
 убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и устного народного творчества;
 готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности,
в том числе при выполнении творческих работ по литературе;
5) физического воспитания:
 сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
 потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому
здоровью, в том числе с адекватной оценкой поведения и поступков литературных героев;
6) трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие, в том числе при чтении произведений о
труде и тружениках, а также на основе знакомства с профессиональной деятельностью героев отдельных
литературных произведений;
 готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность в процессе литературного
образования;


интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей
профессии и реализовывать собственные жизненные планы, в том числе ориентируясь на поступки
литературных героев;
 готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной читательской деятельности на
протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
 сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем,
представленных в художественной литературе;
 планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития
человечества, с учётом осмысления опыта литературных героев;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе показанных в литературных
произведениях; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
8) ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном
мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и
познания мира с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе, в том числе на литературные темы.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего
образования, в том числе школьного литературного образования, у обучающихся совершенствуется эмоциональный
интеллект, предполагающий сформированность:








самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления
развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение,
способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты, учитывая собственный читательский опыт.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения рабочей программы по элективному курсу для среднего общего
образования должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
 самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную в художественном произведении,
рассматривать её всесторонне;
 устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев, художественных
произведений и их фрагментов, классификации и обобщения литературных фактов;
 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе при изучении
литературных произведений;
 разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных
ресурсов;

вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий
деятельности;
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с опорой на собственный читательский
опыт;
2) базовые исследовательские действия:
 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе литературного материала,
навыками разрешения проблем с опорой на художественные произведения; способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
 овладение видами деятельности для получения нового знания по литературе, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и
социальных проектов;
 формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами современного литературоведения;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях с
учётом собственного читательского опыта;
 выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении литературных явлений и
процессов, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения;
 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
 давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт, в том числе читательский;
 осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;


уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и изучения литературных
произведений, в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи,
допускающие альтернативные решения;
3) работа с информацией:
 владеть навыками получения литературной и другой информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов
и форм представления;
 создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад, реферат, аннотация и др.) с учётом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
 оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, её соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
 использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
 владеть навыками распознавания и защиты литературной и другой информации, информационной
безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
1) общение:
 осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке литературы и во внеурочной
деятельности по предмету;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, опираясь на примеры из литературных
произведений;


владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на уроках
литературы; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
 развёрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения свою точку зрения с
использованием языковых средств;
2) совместная деятельность:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на уроке и во внеурочной
деятельности по литературе;
 выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена
коллектива;
 принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению:
составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной
работы на уроках литературы и во внеурочной деятельности по предмету;
 оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным
критериям;
 предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
 осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать
собственные задачи в образовательной деятельности, включая изучение литературных произведений, и
жизненных ситуациях;
 самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении литературы с учётом имеющихся ресурсов,
читательского опыта, собственных возможностей и предпочтений;


давать оценку новым ситуациям, в том числе изображённым в художественной литературе;
 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой на читательский опыт;
 делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
 оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний;
 способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, в том числе в
вопросах литературы, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
2) самоконтроль:
 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям;
 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных
процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения, опираясь на примеры из художественных произведений;
 уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
3) принятие себя и других:
 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
 принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в том числе в процессе чтения
художественной литературы и обсуждения литературных героев и проблем, поставленных в художественных
произведениях;
 признавать своё право и право других на ошибки в дискуссиях на литературные темы;
 развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя знания по литературе.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (10–11 классы)
Предметные результаты по элективному курсу в средней школе должны обеспечивать:
1) осознание причастности к отечественным традициям и исторической преемственности поколений; включение
в культурно-языковое пространство русской и мировой культуры, сформированность ценностного отношения к
литературе как неотъемлемой части культуры;


2) осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным
развитием личности;
3) сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания отечественной и других культур;
приобщение к отечественному литературному наследию и через него – к традиционным ценностям и сокровищам
мировой культуры;
4) сформированность умений определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества
писателя в процессе анализа художественных произведений, выявлять их связь с современностью;
5) способность выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать
своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях, участвовать в
дискуссии на литературные темы;
6) осознание художественной картины жизни, созданной автором в литературном произведении, в единстве
эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
7) владение умениями анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания (с
учётом неоднозначности заложенных в нём смыслов и наличия в нём подтекста) с использованием теоретиколитературных терминов и понятий (в дополнение к изученным в основной школе);
8) умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их с художественными
интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.);
9) сформированность представлений о литературном произведении как явлении словесного искусства, о языке
художественной литературы в его эстетической функции, об изобразительно-выразительных возможностях русского
языка в художественной литературе и умение применять их в речевой практике;
10) владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных
текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного в устной и письменной форме, информационной
переработки текстов в виде аннотаций, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также написания отзывов и
сочинений различных жанров (объём сочинения – не менее 250 слов); владение умением редактировать и
совершенствовать собственные письменные высказывания с учётом норм русского литературного языка;

11) умение работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, использовать
ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс: 10
№ п/п

Тема

Количество часов
По плану

I. Вводные занятия
1

Прежде чем писать сочинение

1

2

Основные требования при написании сочинений

1

II. Пишем сочинение
3

Тема
сочинения:
выбор,
осмысление,
текст: тема, проблема, позиция автора

раскрытие;

4

Композиция сочинения или как начать и завершить сочинение

1

5

Организация материала при помощи плана

1

6

Роль эпиграфа и цитирования в сочинении

1

7

Анализ предложенного учителем сочинения

1

8

Средства художественной выразительности :
1. Тропы
2. Фигуры речи

2

1

По
факту

III. Сочинение разных жанров
Сочинение – доклад
Сочинение – литературный обзор
Сочинение – читательский отзыв
Сочинение в жанре литературно-критической статьи
Сочинение – характеристика литературного героя
Сочинение – читательский дневник
Сочинение – анализ лирического произведения
Сочинение – письмо
Сочинение – интервью

9

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

9

10

Практическая работа. Пишем сочинение

1

11

Саморедактирование сочинения

1

12

Сочинение – рецензия
4
1. Этапы работы над рецензией и требования, предъявляемые к
рецензии
2. Оценочные слова и речевые клише
3. Аналитическая работа по тексту Д.С. Лихачева “ Память…”
4. Подготовка к написанию рецензии

13

Практическая работа. Пишем сочинение – рецензия по тексту А. П. 1
Чехова “Моя “Она”

14

Анализ ученических сочинений

1

15

Типичные ошибки и недочеты в написании сочинений

1

16

Оформление и оценивание сочинений

1

17

Сочинение на свободную тему :
1. Свободные темы на литературном материале;
2. Свободные темы не на литературном материале;
3. Обзорные сочинения по литературе второй половины xx века

3

18

Как вести себя на экзамене (советы, рекомендации )

1

19

Итоговая работа. Пишем сочинение

1

20

Анализ ученических сочинений

1

Итого :

34

Класс: 11
№ Тема

Кол-во часов
По плану

I. Введение
1

Прежде чем писать сочинение

1

II. Вы пишете сочинение
2

Обдумываем тему

1

3

Организация материала при помощи плана

2

По факту

4

Цитирование в сочинении

2

5

Работа над сочинением и его редактирование

2

III. Эссе как вид творческой работы
6

Знакомство с эссе как жанром литературного произведения

2

7

Как отличить эссе по жанровым признакам (анализ образцов эссе)

2

8

Сопоставление эссе с близкими по форме жанрами: письмом, беседой

2

9

Образцы творческих работ учащихся в эпистолярном стиле

2

10

Зависимость формы эссе от адресата и задач автора. Творческое задание 3

11

Эссе и стихотворения в прозе

12

Практическая работа. Эссе на одну и ту же тему, написанные разными
2
авторами

13

Анализ литературно-критических эссе

2

14

Литературно-критические эссе, написанные в форме слова

2

15

Знакомство учащихся с приемом ассоциации при создании эссе

2

16

Практическая работа. Анализ ученических сочинений. Дополнение
2
комментариев к сочинению. Рецензия

17

Заключительное занятие. Реализация полученных навыков (выбор тем
2
и объектов для размышления и для творчества)

18

Итоговое занятие. Чтение и обсуждение сочинений-эссе, написанных
1
учащимися

2

Итого:

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Нарушевич А.Г. Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11-м классе: учебно-методическое
пособие/А.Г. Нарушевич, И.С. Нарушевич; Под ред. Н. А. Сениной. — Ростов н/Д : Легион, 2014. — 96 с. — (Готовимся
к ЕГЭ.)
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания:
Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. – 2-е изд. – М.:
Флинта: Наука, 2000. – 256 с.
Русский язык. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие /
Г.Т.Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.
Литература: ЕГЭ: Учебно-справочные материалы /.Багге, М.Г.Белова,
И.А.Шерстобитова. - ,, СПб.: Просвещение, 2012.
Карнаух Н.Л., Письменные работы по литературе. 9 – 11 кл./ М.: Дрофа, 2005
Итоговое сочинение. Допуск к ЕГЭ. От выбора темы к оценивыанию по
критериям / Н.В.Беляева, Л.В.Новикова, С.А.Зинин, Е.А.Зинина. – М, 2016
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
www.school-collection.edu.ru
http://urok-gotov.narod.ru
http://www/openclass/ru|user
http://my.1september.ru
www.ege.edu.ru

www.fipi.org.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».