Приложение 1 Рабочая программа ЭК Культура устной и письменной речи

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к основной образовательной программе
среднего общего образования,
принятой на заседании педагогического
совета Протокол от 27.08.2025 №1,
утвержденной приказом директора от
27.08.2025 «170/01-11.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
«КУЛЬТУРА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»
(для 10-11 классов)

2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по элективному курсу «Культура устной и письменной речи» для 10 – 11 классов на уровне
среднего общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП СОО, представленных в
ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля
2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КУЛЬТУРА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»
Теоретический материал нацелен на представление современных взглядов, касающихся русского языка и культуры
речи в начале XXI века, что позволяет углубить знания учащихся в этой области, а также дает возможность учителю
использовать такие приемы, как лекция, беседа, выступления учащихся по материалам рекомендованной учебной
литературы.
Использование системы упражнений и заданий позволяет отбирать языковой материал для собственной речи,
владеть навыками редактирования текста с целью расширения поставленных различного рода задач. Практические
упражнения ориентированы на задания по культуре речи материалов ЕГЭ по русскому языку.
Контрольные вопросы служат систематизации и обобщению полученной информации, являются стимулом для
самостоятельной работы учащихся, позволяют сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах изучаемого
материала. Формы: лекции-беседы, практические занятия, самостоятельная работа учащихся.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КУЛЬТУРА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»
Цель курса заключается в совершенствовании и развитии навыков порождения содержательной, правильной,
выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме, умением создавать собственные тексты
(сочинение-рассуждение на ЕГЭ). В связи этим старшеклассники должны освоить основные способы оптимизации
речевого общения: создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, доклад);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

владеть разными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен
мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); свободно, правильно излагать свои мысли в
устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к
прочитанному, услышанному, увиденному. Кроме того, ученики должны научиться соблюдать в речевой практике
основные нормы русского литературного языка (произносительные, лексические, грамматические, правописные,
этикетные); уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения). И наконец, учащиеся
должны осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить
грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Теоретической основой формирования коммуникативных умений является описание особенностей каждой
функциональной разновидности языка, видов речевой деятельности.
Программа нацеливает на развитие и совершенствование навыков осмысленного выбора вида чтения в
соответствии с поставленной коммуникативной задачей, что вооружит старшеклассников способностью свободно
ориентироваться в текстах, представленных в печатном и электронном форматах. Предполагается активное
использование Интернет-ресурсов, электронных учебников, электронных справочников.__
МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КУЛЬТУРА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс рассчитан на учащихся 10-11 классов. Курс рассчитан на два года, всего 68 часов.
- 10 класс: всего 34 часа;
- 11 класс: 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КУЛЬТУРА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»
1. Основы культуры речи:
а) что такое культура речи, основные качества речи;
б) нормы произношения;

в) ударение в словах;
г) грамматические нормы и наблюдающиеся отклонения от них.
Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность,
выразительность, уместность употребления языковых средств). Произношение безударных гласных, согласных,
произношение заимствованных слов, особенности русского ударения, вариативность ударений.
Формы самостоятельных частей речи, искажение форм разных частей речи, построение словосочетаний и
предложений.
2. Всегда ли понятна и выразительна ваша речь:
а) слова ограниченного и неограниченного употребления;
б) многозначные термины и иностранные слова;
в) неиссякаемый источник—фразеология;
г) что делает нашу речь яркой и образной.
Профессионализмы, диалектная лексика, жаргонизмы, терминологическая лексика; неправильное использование,
непонимание значений иностранных слов; основные способы толкования терминов; стилистическая функция
фразеологизмов, их способность немногими словами сказать многое; выразительные возможности лексических
образных средств языка (метафоры, сравнительные обороты, риторические вопросы, градации, метонимия, синекдоха,
аллегория, эпитеты); приемы стилистического синтаксиса (антитеза, инверсия, повтор).
3. Точность словоупотребления:
а) нарушение лексической сочетаемости слов;
б) плеоназмы и тавтология (речевая избыточность);
в) правильный выбор синонимов;
г) речевые штампы, слова-сорняки, холостые вводные обороты — “словесное топтание” на месте.
Смысловая несовместимость слов, употребление в одном предложении однокоренных слов; два типа значений слов
— свободное и фразеологически связанное, ошибки в словах с фразеологически связанным значением; психологические
и лингвистические причины штампов, слов-сорняков и борьба с ними, причины словесной небрежности.

4. Язык и культура общения сегодня:
а) речевой этикет;
б) этикет деловой речи.
Универсальные слова-обращения, пригодные в быту и в условиях официального общения; язык объявлений и
инструкций; формулы приветствия и прощания, извинения; этикет телефонных разговоров; выражение стандартных
ситуаций в деловом общении.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КУЛЬТУРА
УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»
Личностные результаты освоения обучающимися программы элективного курса на уровне среднего общего
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации в
соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности; уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и людям старшего поколения;
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде.
В результате изучения элективного курса на уровне среднего общего образования у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского
общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
 принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, в
том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в текстах литературных произведений, написанных на
русском языке;

готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам;
 готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в
школе и детско-юношеских организациях;
 умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
 готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
2) патриотического воспитания:
 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и
настоящее многонационального народа России;
 ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам,
боевым подвигам и трудовым достижениям народа, традициям народов России; достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, труде;
 идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу.
3) духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа;
 сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
 способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные
нормы и ценности;
 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
 ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни в соответствии с традициями народов России.
4) эстетического воспитания:
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда,
общественных отношений;


способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать
эмоциональное воздействие искусства;
 убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества;
 готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в
том числе при выполнении творческих работ по русскому языку.
5) физического воспитания:
 сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
 потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью.
6) трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
 готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского
языка;
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов,
журналистов, писателей; умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы;
 готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
7) экологического воспитания:
 сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
 планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития
человечества;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;


расширение опыта деятельности экологической направленности.
8) ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную
деятельность, в том числе по русскому языку, индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей программы элективного курса у
обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
 самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, использовать адекватные
языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной
сферы, быть уверенным в себе;
 саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение,
способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей;
 эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других
людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;
 социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них,
проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта.
В результате изучения элективного курса на уровне среднего общего образования у обучающегося будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных
универсальных учебных действий:


самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;
 устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения языковых
единиц, языковых явлений и процессов, текстов различных функциональных разновидностей языка,
функционально-смысловых типов, жанров;
 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
 выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;
 разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
 вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в
том числе при выполнении проектов по русскому языку;
 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного речевого и
читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть
познавательных универсальных учебных действий:
 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
 владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по русскому языку; его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
 формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией,
общенаучными ключевыми понятиями и методами;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и разнообразных жизненных
ситуациях;
 выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и критерии её решения, находить
аргументы для доказательства своих утверждений;


анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
 давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту;
 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
 уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные средства и способы действия
— в профессиональную среду;
 выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных
универсальных учебных действий:
 владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
 создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации (презентация, таблица, схема и другие);
 оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
 использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
 владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных
учебных действий:
 осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
 пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
 владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог;
 развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывание.


У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных
универсальных учебных действий:
 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать
собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
 самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей
и предпочтений;
 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
 делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора;
 оценивать приобретённый опыт;
 стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать
свой образовательный и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия себя и других как части
регулятивных универсальных учебных действий:
 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов,
их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
 уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению;
 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
 принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
 признавать своё право и право других на ошибку;
 развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
 выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена
коллектива;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению:
составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной
работы;
 оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным
критериям;
 предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.
В результате изучения элективного курса на уровне среднего общего образования у обучающегося будут
сформированы следующие предметные результаты. Элективный курс «Культура русской речи» поможет поднять
общекультурный уровень современного школьника, чтобы он мог продолжить обучение в образовательном учреждении
высшей школы, владея новыми информационными коммуникационными технологиями. В связи с этим большое
внимание на занятиях должно уделяться формированию коммуникативных общеучебных умений, обеспечивающих
результативность интерактивного общения (электронная почта, электронная конференция, чат, обмен файлами и др.).
В результате обучения старшеклассники получат возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных
умений и навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают
информационно- коммуникативную деятельность: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа,
критическое оценивание ее достоверности адекватно поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с
приведением аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное,
просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; овладение основными видами публичных выступлений
(высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и
т.п.
Ученики должны научиться:
• соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного литературного языка (орфоэпические,
лексические, грамматические, правописные, этикетные)
• осуществлять речевой самоконтроль;


• оценивать свою речь и чужую с точки зрения её правильности, находить речевые и грамматические ошибки и
исправлять их; совершенствовать и редактировать свой текст;
• создавать текст сочинения-рассуждения, учитывая основные критерии;
• анализировать текст, уметь его интерпретировать;
• уметь высказывать свою точку зрения и приводить аргументы из художественных произведений.
Для создания естественных условий для совершенствования речевых навыков предлагается использовать такую
форму обучения как семинар, так как подготовка к такой форме урока предполагает, что ученик самостоятельно и
последовательно проходит все этапы подготовки речевого высказывания. Кроме того, целесообразным представляется в
практике обучения использовать различные тренинговые занятия и практикумы.
Данный курс нацеливает на развитие и совершенствование навыков осмысленного выбора вида чтения в
соответствии с поставленной коммуникативной задачей, что вооружит старшеклассников способностью свободно
ориентироваться в текстах, представленных в печатном и электроном формате, а также умением читать различные
графики, таблицы и схемы. Предполагается, что в процессе обучения будут активно использоваться интернет-ресурсы,
т.к. именно чтение различных видов текста, в том числе и гипертекстовых, обеспечивает результативное использование
форм дистанционного обучения и позволяет учащемуся осуществлять эффективную коммуникацию в нашу
информационную эпоху.
Таким образом, данный курс помогает поднять общекультурный уровень современного школьника, чтобы он мог
продолжить обучение в образовательном учреждении высшей школы, владея новыми информационнокоммуникационными технологиями. В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать и
расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными
способностями и обеспечивают информационно-коммуникативную деятельность:
• целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание её достоверности
адекватно поставленной цели;
• развернутое обоснование своей позиции с приведением аргументов;
• осмысленный выбор чтения в соответствии с поставленной целью;

• оценка и редактирование текста,
• овладение основными видами публичных выступлений.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
№

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

п/п
1.
1.

Перечень учебно-методического обеспечения
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1998

2

Головин Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи. М.,1998

3

Москвин В.П. Стилистика русского языка. Волгоград, 2000

4

Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. М., 1996

5

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989

6

Т. В. Потёмкина. Русский язык 10-11 классы. Культура устной и письменной речи.

2. Цифровые образовательные ресурсы
1.
2.
3
4
5

www.school-collection.edu.ru
http://urok-gotov.narod.ru
http://www/openclass/ru|user
http://my.1september.ru
www.ege.edu.ru

6
www.fipi.org.ru
3. Технические средства обучения
1.

Компьютер

1

2.

Проектор

1

3.

Принтер

1

4.

Сканер

1

5.

Устройства вывода звуковой информации (колонки)

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс.
№

Тема

п/п

Количество часов
практика

теория

1.

Язык и речь. Культура речи. Основные понятия курса.

2.

Основные понятия культуры. Норма и ошибка в речи.

3.

Фонетика русского языка. Нормы орфоэпии. Звукопись.

1

4.

Орфоэпические нормы русского языка.

1

5.

Техника речи. Качества голоса.

1
1

1

6.

Техника речи. Логическое ударение.

7.

Русская акцентология. Нормы постановки ударения.

8.

Омографы. Грамматические нормы.

9.

1
1
1

Словари. Традиционное и рецессивное (на служебном слове)
ударение.

1

10.

Особенности русского ударения.

12.

Неологизмы. Окказионализмы.

13.

Многозначные слова. Лексические омонимы. Омографы.

1

14.

Синонимы идеографические. Антонимы. Синонимы.

1

1
1

15

Лексика
ограниченного
Профессионализмы.

употребления.

16.

Каламбур. Жаргонизмы.

17.

Обоснование темы проекта.

18.

Грамматическая правильность русской речи.

Паронимы.

1
1

1

1

19.
20.

Стилистические нормы. Стили в русском языке.

21.

Стилистические нормы. Функциональные стили речи.

1

22.

Целесообразность речи. Логичность и логика высказывания.

1

1

23.

Точность речи. Уместность речи.

1

24.

Стилевая уместность речи.

1

25.

Уместность речи. Речевой этикет.

1

Нормы речевого этикета.
26.

Воздействие речи.

1

Заповеди культуры общения.
27.

Заповеди речевого общения.

28.

Речь перед аудиторией.

1

29.

Правила речевого этикета в споре, дискуссии.

1

30.

Речевой этикет страны или народа в соотношении с русским.

31.

Невербальное общение.

1

1
1

Невербальное общение в речевой культуре личности.
32.

Жестикуляция. Жесты. Поза. Взгляд. Дистанция.

1

33.

Мимика. Пантомима. Урок-дискотека.

1

34.

Итоговое занятие. Защита проектов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс

1

№

Тема

п/п

Количество часов
практика

1.

Классификация речевых ошибок и работа над ними.

2.

Виды речевых ошибок.

3.

Лексические ошибки и их исправление.

4.

Редактирование текстов, содержащих речевые ошибки.

1

5.

Грамматические ошибки и их исправление.

1

6.

Лексические ошибки и их исправление.

1

7.

Ошибки, вызванные выбором слова.

8.

Ошибки лексические, нарушающие стилистическое единство
текста.

9.

Лексическая неполнота высказывания

10.

Грамматика. Морфологические ошибки.

11.

Разнотипность частей сложного предложения. Синтаксические
ошибки.

12.

Нарушение порядка. Смешение конструкций.

13.

Канцелярит, речевые ошибки.

14.

Итоговое тестирование.

теория
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1

15.

Р/Р. Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ.

16

Грамматические нормы и наблюдающиеся отклонения от них.

1
1

17.
18.

Ударение в словах.

19

Слова ограниченного и неограниченного употребления.

20

Многозначные термины и иностранные слова.

1

21.

Неиссякаемый источник—фразеология.

1

22.

Что делает речь яркой и образной.

23.

Нарушение лексической сочетаемости слов.

1

24.

Плеоназм и тавтология (речевая избыточность).

1

25.

Правильный выбор синонимов

26.
27

1

1

1

Речевые штампы, слова—сорняки, холостые вводные обороты
— “словесное топтание” на месте.

1

Речевой этикет.

3

Этикет деловой речи.

1

28
29
30
31

1

32

Зачетная работа по курсу.

2

33
34

Речь старшеклассников:
ассоциаций.

толкование

высказываний,

круг

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».