ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к основной образовательной программе
среднего общего образования,
принятой на заседании педагогического
совета Протокол от 27.08.2025 №1,
утвержденной приказом директора от
27.08.2025 «170/01-11.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
«КУЛЬТУРА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»
(для 10-11 классов)
2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по элективному курсу «Культура устной и письменной речи» для 10 – 11 классов. Рабочая
программа учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования составлена на основе требований
к результатам освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы
воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в российской федерации (утверждённой
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р)
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа элективного курса «Культура устной и письменной речи» среднего общего образования рассчитана на
35 часов в год, 1 часа в неделю.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Основная цель курса – повышение уровня культуры речи учащихся, сформированность у них необходимых
практических навыков по овладению нормами русского литературного языка. Развивать умение видеть в собственной
речи, речи собеседников, выступающих по радио и телевидению отступления от нормы русского литературного языка,
формировать умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной речи.
Программа направлена на достижение следующих задач:
- вырабатывать навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения;
- помочь учащимся сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии
с коммуникативными задачами;
- формирование знаний и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях;
- пользование нормативными словарями и справочной литературой.
В процессе обучения на основе данной программы учащиеся должны глубже осмыслить функции языка как
средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом
расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах и наиболее выразительных
средствах русского литературного языка. Анализируя речевые погрешности, причины их появления, данная программа
знакомит учащихся с элементами и качествами правильной речи, предлагает более осмысленно относиться к
правильному выбору слов, их форм и построению синтаксических конструкций.
Программа элективного курса помогает отработать у учащихся навыки по орфографии, лексике, морфемике,
словообразованию, морфологии и орфоэпии. Повторить и обобщить знания по синтаксису и пунктуации.
На занятиях курса «Культура устной и письменной речи» учащимся предоставляется возможность выступать с
устными сообщениями по различным темам, пользоваться словарями-справочниками, вести работу по устранению
речевых ошибок.
Основные формы организации занятий – лекции-беседы, практические занятия, самостоятельная работа учащихся
Актуальность данной программы обусловлена тем, что содержание курса нацелено на более глубокое, чем
позволяет школьная программа, изучение ряда сложных разделов стилистики. Это должно способствовать
совершенствованию устной и письменной речи обучающихся, самостоятельности в работе над сочинениями и
углубленной подготовке к Государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений в
форме ЕГЭ. А в дальнейшем будет залогом успешности на рынке труда.
.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Учащиеся:
Ознакомятся с нормами литературного языка (лексическими, орфоэпическими; морфологическими;
стилистическими).
Учащиеся будут уметь:
Правильно подбирать лексические понятия;
Работать с предложенным текстом, находя в нем характерные выразительные средства, определяя их роль;
создавать собственные высказывания;
сохранять стиль речи до конца высказывания;
грамматически правильно выстраивать свою речь;
усиливать эмоциональность речи за счет использования средств выразительности.
Учащиеся приобретут навыки:
работы над благозвучием собственной речи;
составления собственного выступления с учетом предъявляемых требований.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
1. Основы культуры речи:
а) что такое культура речи, основные качества речи;
б) нормы произношения;
в) ударение в словах;
г) грамматические нормы и наблюдающиеся отклонения от них.
Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность,
выразительность, уместность употребления языковых средств). Произношение безударных гласных, согласных,
произношение заимствованных слов, особенности русского ударения, вариативность ударений.
Формы самостоятельных частей речи, искажение форм разных частей речи, построение словосочетаний и
предложений.
2. Всегда ли понятна и выразительна ваша речь:
а) слова ограниченного и неограниченного употребления;
б) многозначные термины и иностранные слова;
в) неиссякаемый источник—фразеология;
г) что делает нашу речь яркой и образной.
Профессионализмы, диалектная лексика, жаргонизмы, терминологическая лексика; неправильное использование,
непонимание значений иностранных слов; основные способы толкования терминов; стилистическая функция
фразеологизмов, их способность немногими словами сказать многое; выразительные возможности лексических
образных средств языка (метафоры, сравнительные обороты, риторические вопросы, градации, метонимия, синекдоха,
аллегория, эпитеты); приемы стилистического синтаксиса (антитеза, инверсия, повтор).
3. Точность словоупотребления:
а) нарушение лексической сочетаемости слов;
б) плеоназмы и тавтология (речевая избыточность);
в) правильный выбор синонимов;
г) речевые штампы, слова-сорняки, холостые вводные обороты — “словесное топтание” на месте.
Смысловая несовместимость слов, употребление в одном предложении однокоренных слов; два типа значений слов
— свободное и фразеологически связанное, ошибки в словах с фразеологически связанным значением; психологические
и лингвистические причины штампов, слов-сорняков и борьба с ними, причины словесной небрежности.
4. Язык и культура общения сегодня:
а) речевой этикет;
б) этикет деловой речи.
Универсальные слова-обращения, пригодные в быту и в условиях официального общения; язык объявлений и
инструкций; формулы приветствия и прощания, извинения; этикет телефонных разговоров; выражение стандартных
ситуаций в деловом общении.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
1. Перечень учебно-методического обеспечения
1.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1998
2
Головин Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи. М.,1998
3
Москвин В.П. Стилистика русского языка. Волгоград, 2000
4
Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. М., 1996
5
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989
6
Т. В. Потёмкина. Русский язык 10-11 классы. Культура устной и письменной речи.
2. Цифровые образовательные ресурсы
1.
www.school-collection.edu.ru
2.
http://urok-gotov.narod.ru
3
http://www/openclass/ru|user
4
http://my.1september.ru
5
www.ege.edu.ru
6
www.fipi.org.ru
3. Технические средства обучения
1.
Компьютер
1
2.
Проектор
1
3.
Принтер
1
4.
Сканер
1
5.
Устройства вывода звуковой информации (колонки)
1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс.
№
п/п
Тема
Количество часов
практика
теория
1.
Язык и речь. Культура речи. Основные понятия курса.
2.
Основные понятия культуры. Норма и ошибка в речи.
3.
Фонетика русского языка. Нормы орфоэпии. Звукопись.
1
4.
Орфоэпические нормы русского языка.
1
5.
Техника речи. Качества голоса.
1
6.
Техника речи. Логическое ударение.
1
7.
Русская акцентология. Нормы постановки ударения.
8.
Омографы. Грамматические нормы.
9.
Словари. Традиционное и рецессивное (на служебном слове) ударение.
10.
Особенности русского ударения.
12.
Неологизмы. Окказионализмы.
1
1
1
1
1
1
1
13.
Многозначные слова. Лексические омонимы. Омографы.
1
14.
Синонимы идеографические. Антонимы. Синонимы.
1
15
Лексика ограниченного употребления. Паронимы. Профессионализмы.
1
16.
Каламбур. Жаргонизмы.
1
17. Обоснование темы проекта.
18.
Грамматическая правильность русской речи.
1
1
19.
20.
Стилистические нормы. Стили в русском языке.
21.
Стилистические нормы. Функциональные стили речи.
1
22.
Целесообразность речи. Логичность и логика высказывания.
1
23.
Точность речи.
1
24.
Уместность речи.
1
1
Стилевая уместность речи.
25.
Уместность речи. Речевой этикет.
1
Нормы речевого этикета.
26.
Действенность речи.
Заповеди культуры общения.
1
27.
Действенность речи.
1
Заповеди речевого общения.
28.
Речь перед аудиторией.
1
29.
Правила речевого этикета в споре, дискуссии.
1
30.
Речевой этикет страны или народа в соотношении с русским.
31.
Невербальное общение.
1
1
Невербальное общение в речевой культуре личности.
32. Жестикуляция. Жесты. Поза. Взгляд. Дистанция.
1
33. Мимика. Пантомима. Урок-дискотека.
1
34. Итоговое занятие. Защита рефератов.
1
Итоговое занятие. Защита рефератов.
1
35.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс
№
п/п
Тема
Количество часов
практика
1.
Классификация речевых ошибок и работа над ними.
2.
Виды речевых ошибок.
3.
Лексические ошибки и их исправление.
4.
Редактирование текстов, содержащих речевые ошибки.
1
5.
Грамматические ошибки и их исправление.
1
6.
Лексические ошибки и их исправление.
1
7.
Ошибки, вызванные выбором слова.
8.
Ошибки лексические, нарушающие стилистическое единство текста.
теория
1
1
1
1
1
9.
Лексическая неполнота высказывания
10.
Грамматика. Морфологические ошибки.
1
11.
Разнотипность частей сложного предложения. Синтаксические ошибки.
1
12.
Нарушение порядка. Смешение конструкций.
1
13.
Канцелярит, речевые ошибки.
14.
Итоговое тестирование.
15.
Р/Р. Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ.
16
Грамматические нормы и наблюдающиеся отклонения от них.
1
1
1
1
17.
18.
Ударение в словах.
19
Слова ограниченного и неограниченного употребления.
20
Многозначные термины и иностранные слова.
1
21.
Неиссякаемый источник—фразеология.
1
22.
Что делает речь яркой и образной.
23.
Нарушение лексической сочетаемости слов.
1
24.
Плеоназм и тавтология (речевая избыточность).
1
25.
Правильный выбор синонимов
1
1
1
26.
Речевые штампы, слова—сорняки, холостые вводные обороты —
“словесное топтание” на месте.
27
Речевой этикет.
3
Этикет деловой речи.
1
Зачетная работа по курсу.
2
Речь старшеклассников: толкование высказываний, круг ассоциаций.
1
1
28
29
30
31
32
33
34
1