Приложение 1 Рабочая программа курса внеурочной деятельности Я познаю мир

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к основной образовательной программе
начального общего образования,
принятой на заседании педагогического
совета Протокол от 27.08.2025 №1,
утвержденной приказом директора от
27.08.2025 «170/01-11.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ПОЗНАЮ МИР»
(курс ориентирован на учащихся 1 класса, срок реализации – 1 год)

2025

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утвержденному приказом
Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего
образования», к результатам индивидуальных достижений обучающихся относятся принятие образа «ученика», мотивация к деятельности,
формирование адекватной самооценки, развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях и др.
Программа курса «Я ПОЗНАЮ МИР» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и
удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам,
экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие
линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Актуальность и перспективность курса: многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной
сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности,
отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности. В соответствии с экологической направленностью курса особое
внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как
условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Курс «Я познаю мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой»,
поскольку познание детьми себя частью окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее
стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.
Цель внеурочной деятельности: создание условий
- для успешной социализации ребенка в школе, так как в первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и
самим собой, устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а также базовые учебные установки, которые в дальнейшем
определят успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности в школьной среде;

2

- для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и
культурных традиций.
Цель данного курса: формирование новых знаний путем непосредственных наблюдений за социальными, природными объектами и
явлениями. На занятиях ребёнок пробует себя в новом статусе – «ученик». На экскурсиях дети имеют возможность наблюдать изучаемые объекты и
явления под непосредственным руководством учителя. Психологическое самопознание, самосовершенствование ребенка первоклассника.
Расширение знаний, повышение экологической грамотности обучающихся, вооружение их навыками бережного использования природных
ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Основные задачи курса:
- расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды;
- изучение природы родного края;
- развитие познавательного интереса учащихся к природе;
- развивать наблюдательность обучающихся;
- развивать: умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта ("острота и точность взора"); сообразительность суждения;
инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а также
способствовать развитию тонкого и чуткого внимания;
- развивать психические познавательные процессы: различные виды памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в группах, уважать мнение
других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формировать навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности;
- воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
То, по какому пути пойдет развитие обучающихся в ближайшие годы, будет ли в период адаптации заложен социальный и интеллектуальный
фундамент дальнейшего успешного обучения, или с приходом в школу ребенок попадает в чужой, непонятный – а, следовательно, враждебный ему школьный мир, во многом зависит от правильно построенного психологического сопровождения детей.
3

Игра - важнейшее средство включения детей в учебную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные
воздействия и создания оптимальных условий жизнедеятельности.
Разумное сочетание игровой занимательности и серьезности заданий в познании окружающего мира поможет первокласснику освоить роль
ученика.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 33 часа \год (1ч в неделю).
Занятия проводятся один раз в неделю занимает 30 – 35 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим
возможностям младшего школьника.
Планируемые результаты:
Сформировать у обучающихся:
1) внутреннюю позицию школьника, устойчивую самооценку и низкий уровень школьной тревожности;
2) умения и навыки работы в паре;
3) умения и навыки практического владения выразительными средствами человеческого общения (мимикой, жестами, пантомимикой);
создать условия для:
- развития у детей навыков общения, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и педагогами;
- развития творческих способностей и выражения в процессе коммуникативной деятельности;
- коррекции у детей нежелательных черт характера и поведения;
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
- воспитать у обучающихся интерес к окружающим людям, чувства понимания и сопереживания;
Формы работы:
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
Игровая; игры с правилами: сюжетно- ролевые, словесные, подвижные, музыкальные, игры- коммуникации, игры- релаксации;
Познавательная; Краеведческая;
Посещение школьной, городских библиотек;
Конкурсы; тренинги общения; праздники.
4

Формы контроля:
Индивидуальная работа
Участники внеурочной деятельности – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задача руководителя заключается:
- выявить уровень знаний учащихся о себе, о природе;
- выявить обучающихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- формировать у обучающихся систему понятий, умений и навыков;
- определять сформированность познавательного интереса.
Работа в парах
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою
деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
Групповая работа
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе,
дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, обосновать выбор решения.
Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, игры, конкурсы, викторины,
изобразительные работы, выставки.
Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений обучающихся применять полученные знания.
5

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Я познаю мир» являются:
- приобретение детьми способности и готовности к саморазвитию;
- сформированность у обучающихся:
o мотивации к учебной деятельности;
o внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
o начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся мире;
o оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях
отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие;
o объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить, как хорошие или
плохие;
o самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих
нравственных ценностей);
o предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметным результатом изучения курса внеурочной деятельности «Я познаю себя» является сформированность у детей
универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), составляющих основу умения учиться, и межпредметных
понятий. По результатам обучения младшие школьники научаться:
Регулятивные УУД:
o учиться высказывать своѐ предположение (версию);
o учиться работать по предложенному учителем плану;
o учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
Познавательные УУД:
o ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
6

o добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
o перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
o перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы, поступки и их образы.
o преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему, выполнить рисунок
к прочитанному тексту и т. п.
o находить способы решения проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные УУД:
o приобретать навыки успешного взаимодействия с одноклассниками и учителями;
o донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого
текста);слушать и понимать речь других;
o совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
o учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

o пользоваться различными способами поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответсвии с
коммуникативными и познавательными задачами;

o определять наиболее эффективные способы достижения результата;
o разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Я познаю мир» являются:
o этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
o когнитивные умения и способности, необходимые для успешного обучения в школе;
o самостоятельность и ответственность за свои поступки;
o ориентация в социальной среде;
o уважительное отношение к своим сверстникам, взрослым, к иному мнению.
o описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
o выделять существенные признаки предметов;
7

o сравнивать между собой предметы, явления;
o обобщать, делать несложные выводы;
o классифицировать явления, предметы;
o определять последовательность событий;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№

Разделы

Количество часов
всего

теория

практика

1

Я - школьник

3

-

2

2

Как понимаем друг друга

4

-

4

3

Как мы узнаём, что перед нами

2

1

1

4

Времена года

4

1

3

5

Как ты узнаёшь мир

2

1

1

6

Твоя семья и друзья

3

1

2

7

Что нас окружает

5

2

3

8

Живые обитатели планеты

6

3

3

9

Мир увлекательной игры

4

-

4

33

9

24

ИТОГО

8

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ПОЗНАЮ МИР»
№

Наименование разделов и тем

Количество

программы

часов
Всего

Дата изучения
По
плану

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

Фактически

Раздел 1. Я - школьник
1.1

Знакомство.

1

1.2

Как зовут ребят моего класса.

1

1.3

Зачем мне нужно ходить в школу.

1

Раздел 2. Как мы понимаем друг друга
2.1.

Ты ученик. Как мы будем учиться

1

2.2.

Школьные правила вежливости.

1

Практические занятия: моделирование и
оценивание различных ситуаций поведения
в школе и других общественных местах;
Практические
занятия:
Составление
2.4
режима дня.
Раздел 3. Как мы узнаём, что перед нами.
2.3

3.1

Что за словом?

1

1

1

Путешествие по стране «Угадайка».
Различение предметов по признакам.
Раздел 4. Времена года

1

Осенние посиделки. Приметы осени.
Листопад.
Зимушка – зима. Приметы зимы.
Появление снежного покрова. Мороз.
Метель.
Пробуждение весны. Приметы весны.

1

3.2

4.1
4.2

4.3

1

https://learningapps.org/display?v=p65zg7hp520

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f18cbcd20184-4d7a-8f2e-1fceb19c680f/105116/?
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f18cbcd20184-4d7a-8f2e-1fceb19c680f/105116/?

1
9

Весеннее снеготаяние. Вскрытие рек.
Начало сокодвижения – признак весны.
Что такое лето? Приметы лета.
4.4
Отражение времен года в пейзажной
живописи,
музыке,
художественной
литературе.
Раздел 5. Как ты узнаёшь мир.

1

5.1

Органы чувств человека.

1

5.2

Память – хранилище опыта. Ум.

1

https://learningapps.org/display?v=px84z2dej20

Раздел 6. Твоя семья и друзья
6.1
6.2
6.3

Наша дружная семья. Мои обязанности в
семье.
Что окружает нас дома? Что вокруг нас
может быть опасным?
Без друга в жизни туго. Мои друзья

1
1
1

Раздел 7. Что нас окружает
7.1

Мой город. Достопримечательности Режа.

1

7.2

Мы – пешеходы. Мы – пассажиры. Мой
путь от дома до школы.

1

7.3

1

7.4

Что такое профессия?
профессии?
Из чего что сделано?

7.5

Водица-царица. (Три состояния воды)

Какие

бывают

https://learningapps.org/display?v=pvfz2epyj20
https://learningapps.org/display?v=ptsgqh2z320

1

https://learningapps.org/display?v=p65zg7hp520

1

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f18cbcd2-01844d7a-8f2e1fceb19c680f/105112/?&onpage=20&onpage=20&page=13

1

https://learningapps.org/display?v=pos4a3vs220
https://learningapps.org/display?v=poomh5f1c20

Раздел 8. Живые обитатели планеты.
8.1

Живое и неживое

8.2

Какие бывают растения? Какие бывают
животные?

10

8.3

Путешествие по зоопарку.

1

8.4

Домашние
любимцы
и
комнатные
растения.
Собака – верный друг человека

1

8.5

Земля – наш общий дом. Правила
поведения в природе.
Раздел 9. Мир увлекательной игры
8.6

1
1

9.1

Что такое игра? Моя любимая игра.

1

9.2

Русские народные игры

1

9.3

Игры народов России

1

9.4

Игра «Поле чудес»

1

Планируемые образовательные результаты:
Экскурсии помогут удачно решать широкий круг задач:
1. Формирование знаний:
Познакомить первоклассников со спецификой города, как среды “обитания”;
С сезонными изменениями в природе родного края;
С экологическими проблемами нашего края;
Сформировать представление об уникальности, неповторимости нашего города Реж;
Раскрыть значение архитектурных объектов как памятников истории и культуры, природных достопримечательностей и символов нашего города;
Познакомить учеников с жизнью своего города, с профессиями.
2. Формирование учебных умений:
Пользоваться краеведческими справочниками, словарями;
Описывать внешний вид животных, растений, явления природы; памятники, скульптуры и другие достопримечательности города;
Ориентироваться в городе, сравнивать и анализировать фактические данные (числовой материал, даты), ориентироваться в историческом времени.
11

3. Формирование нравственно-этических норм поведения в городе, ценностного отношения к его культурному наследию к людям; в природе,
бережного отношения к ней;
Замечать красоту своей малой родины;
Бережно относиться к культурным и природным богатствам нашего города Реж;
Соблюдать правила поведения на улицах города и в природе.
Первый уровень результатов в рамках курса внеурочной деятельности «Я познаю мир» – приобретение школьником социальных знаний о
ситуации межличностного взаимодействия, ее структуре, пространстве взаимодействия; владение способами самопознания, релаксации;
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
Упражнения, направленные на развитие навыков саморегуляции, развитии свойств внимания, снятия эмоционального напряжения.
1.
«Нос, пол, потолок»
По команде дети показывают рукой направления: пол, окно, потолок, дверь, нос. Педагог сначала, проговаривая команду, показывает
правильно, а затем называет одно направление, а показывает другое. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо
от того, что показывает ведущий.
2.
«Гномы – великаны»
По команде «Гномы» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Ведущий сначала правильно показывает команды, затем произносит
команду «Гномы», но не приседает и т.д. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает
ведущий.
Подобная игра «Четыре стихии». Команды: Земля, воздух, вода, огонь.
3.
«Саймон сказал…» или «Пожалуйста…»
Ведущий произносит команду выполнить какое – либо действие (подпрыгнуть, повернуться, поднять правую руку). Если в начале команды
звучит фраза «Саймон сказал…» или «Пожалуйста…» ее нужно выполнять, если нет, то не стоит. Главное не ошибиться и выполнять команды
только с этими фразами.
4.
«Запрещенное движение»
Предварительно договариваются, какие движения будут «запрещенными». Ведущий показывает какое-либо движение, а остальные его
повторяют. Нельзя выполнять «запрещены» движения.
5.
«Зеркало»
Ведущий показывает какое - либо движение или образ, остальные должны как зеркало точно его скопировать и показать. Выбирается
«лучшее зеркало», которое продолжает игру.
6.

«Веселый счет»
12

Возможны различные варианты проведения: счет до 10-20 в прямом и обратном порядке, сопровождающийся движениями (мотаем
веревочку, поднимаемся по лесенке и т.д.)
- назови «соседей» цифры…
- «да» - «нет». Производится действие с числами, дается ответ, верен он или нет (2+1= 5 «да» – хлопок, «нет» – тишина, можно и покричать)
7.
«Зоопарк»
Каждый превращается в любое животное, героя сказок, сего характерными движениями, повадками. Остальные пытаются угадать.
Упражнения, направленные на развитие памяти
8.
«Мы собирались в поход…»
Обыгрывается ситуация сбора в поход. Игра идет по кругу. Первый называет свой предмет, который возьмет с собой, следующий повторяет
названный предмет и добавляет свой, и так дальше продолжается по кругу.
9.
«Что изменилось»
Множество вариантов. Например.
- выложить предметы, картинки. Попросить запомнить. Отвернулись или опустили головы, меняем расположение, количество, состав и т.д.
предметов. Затем вопросы о характере изменений.
- 5-6 человек строятся в шеренгу, потом меняется их местоположение. Запомнить кто где стоял и вернуть на места.
10.
«Повтори за мной»
Задание выслушать, запомнить и повторить или продолжить. Зачитываются слова, пары слов, словосочетания, предложения, скороговорки.
11.
«Кто больше увидит и запомнит»
Детям предлагается за определенный промежуток времени осмотреть и запомнить все предметы, которые есть в комнате. Затем каждый по
очереди называет любой предмет обстановки, не повторяясь. Выигрывает тот, кто последним называет предмет. Игру можно усложнять, например,
называть предметы только на букву…, в которых два слога, и т.д.
Упражнения, направленные на развитие мышления
12.
«Закончи слово, предложение»
Произносится часть слова, предложения. Нужно его продолжить.
13.
«Назови одним словом»
Предлагается ряд слов, нужно подобрать обобщающее.
14.
«Превращения слов»
Предлагается ряд слов, их нужно
-превратить в «большие» (рука - ручище), «маленькие» (дом – домик),
- превратить в похожие слова по смыслу (красивый – прекрасный)
- превратить в «слова – наоборот» (белый- черный)
- «смягчить» (мол – моль) и т.д.
15.
«Бывает – не бывает»
Предлагается ряд действий, ситуаций. Бывает – хлопок, не бывает – тишина.
16.

«Что можно сделать с …»
13

Предлагается любой предмет Нужно придумать как можно больше вариантов его применения, даже самых фантастических
17.
«Животные – растения»
Называются слова. Если это название растения нужно поднять руки вверх, если животного – хлопок, посторонний предмет – тишина.
Возможны варианты. (птица, звери, рыбы; и т.д.)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Книга для чтения к курсу «Мы и окружающий мир» Г.В. Трафимова «Секреты и диковинки окружающего мира»
А.А. Плешаков, А.А. Румянцев «Великан на поляне или первые уроки экологии» /Москва «Просвещение» 2017/
А.А. Плешаков Атлас – определитель «От Земли до неба» /Москва «Просвещение» 2017/
Электронные ресурсы:
Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]- Режим доступа: /school-collection.edu.ru/
Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире [Электронный ресурс]- Режим доступа:/ http://smallgames.ws/11730-mirprirody-poznavatelnye-materialy-ob.html
Умники. Изучаем жизнь-полная версия [Электронный ресурс]- Режим доступа:/smallgames.ws/10010-umniki-izuchaem-zhizn.html
Электронное
приложение
к
учебнику
А.А.
Плешакова. [Электронный
ресурс]Режим
доступа: http://schoolrussia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=26995
Энциклопедия животных онлайн [Электронный ресурс]- Режим доступа: /onlinevsem.ru/obuchenie/enciklopediya-zhivotnyx-onlajn.htm

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».