Приложение 1 Рабочая программа курса внеурочной деятельности Основы проектной деятельности

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к основной образовательной программе
начального общего образования,
принятой на заседании педагогического
совета Протокол от 27.08.2025 №1,
утвержденной приказом директора от
27.08.2025 «170/01-11.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
4 класс

2025

Программа организации деятельности младших школьников по направлению «основы проектной деятельности» предназначена для работы с
детьми 4 классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и
обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в познавательной
деятельности.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования,
смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как
основу учебной деятельности. Учебная деятельность обучающегося должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов:
ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой
действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и
адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения обучающегося в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной
деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины,
развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является
формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных
занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся,
родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития
творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном
процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации
основной образовательной программы общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации
проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах,
колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный
подходы.

Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся на основе проектно-исследовательской деятельности.
Задачи курса:
 формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
 способствовать развитию специальных знаний, необходимых для проведения самостоятельных исследований;
 формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
 развивать познавательные потребности и способности, креативность,
 развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);
 формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
 формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать
проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения
научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей
работы и шире; умения оформлять доклад, реферат, исследовательскую работу.
Общая характеристика программы
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться –
самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный
подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской
деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности.

Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинноследственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на
страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой
ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект –
буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое
средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств,
которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: макет, рассказ, доклад, концерт, спектакль, газета,
книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, конференция, электронная презентация, праздник, комплексная работа и т.д.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят
информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями. По форме проекты могут быть индивидуальные,
групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница
заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в
поиске информации и оформлении проекта.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее
трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание
уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла в строгом соответствии с поставленной целью
(требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме
проекта.
Второй этап работы – это реализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая
деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия
поставленной цели или требованиям, выдвинутым в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя
процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к
идеям и творчеству других.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям
XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей приёмам совместной
деятельности в ходе разработки проектов.
Группы умений, которые формирует курс:
исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить
за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности;
демонстрировать артистические возможности);
рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при
выполнении коллективного дела).
Проектная деятельность включает в себя следующие этапы:
1. Постановка проблемы
Проблема может идти от ребенка, а может направляться учителем, то есть учитель создает такую ситуацию, которая покажет
заинтересованность или незаинтересованность детей данной проблемой. В случае принятия ситуации проблема становится личной и уже исходит
от самого ребенка.
2. Тема проекта
Тема (название проекта) должна отражать его основную идею. Важно, что при разработке проекта сначала должна возникнуть проблема,
потом определяется тема проекта. Презентация строится иначе: сначала озвучивается тема, потом - проблема, которая определила название
проекта.
3. Цель проекта
После того как из ряда поставленных проблемных вопросов был выбран наиболее значимый, определяется цель проекта.
4. Задачи проекта

Чаще всего задачи рассматриваются в следующем ключе:
• задачи, связанные с теорией (теоретические задачи: изучить, найти, собрать информацию);
• задачи, связанные с моделированием или исследованием (смоделировать изучаемый объект или провести исследование-эксперимент);
• задачи, связанные с презентацией (проведение грамотной защиты проекта).
При разработке проекта учитель не только ставит задачи, но и обсуждает их с детьми (еще лучше — с участием родителей). В защите
проекта задачи обязательно озвучиваются.
5. Гипотеза
Гипотезу выдвигают исходя из цели.
6. План работы
Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть уже определившись с целями и задачами, но еще не начав действовать), мы
должны познакомить детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом:
• подумать самостоятельно;
• посмотреть книги;
• спросить у взрослых;
• обратиться к компьютеру;
• понаблюдать;
• проконсультироваться со специалистом;
• провести эксперимент;
• другие.
В защите мы озвучиваем взаимосвязь методов исследования и поставленных задач. Это и есть план действия (то есть практическая
реализация задач через методы): при решении первой задачи дети называют методы, которыми пользовались, чтобы разрешить теоретическую
задачу, связанную с поиском информации.
Чтобы разрешить вторую задачу, связанную с исследованием или моделированием, дети рассказывают о том, какое исследование они
проводили или что они смоделировали. Здесь важно четко озвучить итоги эксперимента или объяснить нужность моделирования с разъяснением
правомерности выбора материала. Если в проекте участвует несколько человек, то на этом этапе каждый выступающий обязательно должен
рассказать о личном вкладе в разработку общего проекта - другими словами, кратко представить свой «подпроект».
Реализация третьей задачи - проведение презентации проекта - идет на протяжении всей защиты проекта.
7. Продукт проекта

Логическим итогом любого проекта должно быть представление продукта проекта. Идея проекта, работа над разрешением целей и задач,
вдохновение, которое сопутствовало вам на протяжении всей работы, — все это должно найти свое отражение в продукте проекта.
Это может быть книга, в которой собрана самая важная и полезная информация по теме проекта; альбом, где представлен алгоритм
выполнения какой-то определенной операции; диск с записью или демонстрацией важного этапа проекта; сценарий разработанного мероприятия,
каталог, фильм и т.д. Все, что будет представлено как продукт проекта, должно быть значимым не только для создателей и разработчиков
проекта, но и для других лиц, чей интерес будет каким-то образом соприкасаться с темой вашего проекта.
Таким образом, продукт проекта — это материализованный итог всей работы, который подтверждает значимость проекта в современной
жизни.
8. Выводы (итог) проекта
Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза,
довольны ли вы своей работой. Можно озвучить планы на будущее.
Место «Основы проектной деятельности» в учебном плане.
Программа «Основы проектной деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного
общего образования. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Проектная деятельность». В соответствии
с учебным планом на проектную деятельность в 4 классах отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 17 часов внеурочной деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
 Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
 Целеполагать (ставить и удерживать цели);
 Планировать (составлять план своей деятельности);
 Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
 Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
 Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять
точки зрения других).

Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны,
способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения
эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной
деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.
Организация внеурочной деятельности по направлению «Основа проектной деятельность» организуется с целью формирования у
школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Самоопределение: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного
отношения к школе; мотивированное участие в интеллектуальных конкурсах и проектах различных уровней; социальная компетентность как
готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам; начальные навыки адаптации в динамично
изменяющемся мире.
Смыслообразование: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация: уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; навыки
сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Регулятивные универсальные учебные действия
Целеполагание: формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; ставить новые
учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Планирование: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять последовательность
промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий;
Осуществление учебных действий: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной
формах; использовать речь для регуляции своего действия.
Прогнозирование: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Контроль и самоконтроль: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от
эталона; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату
и по способу действия.
Коррекция: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; адекватно
воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
Оценка: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования,
выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Саморегуляция: концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; стабилизация
эмоционального состояния для решения различных задач;
Познавательные универсальные учебные действия
Общеучебные:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- ставить, формулировать и решать проблемы;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- осуществлять смысловое чтение;
- выбирать вид чтения в зависимости от цели;
Знаково-символические:
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач;
Информационные:
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;
- обработка информации (определение основной и второстепенной информации);

- анализ информации;
- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).
Логические:
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков;
- подведение под правило;
- анализ; синтез; сравнение; сериация;
- классификация по заданным критериям; установление аналогий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение рассуждения; обобщение;
- использование базовых предметных и метапредметных понятий для характеристики объектов окружающего мира.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Инициативное сотрудничество:
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
Планирование учебного сотрудничества:
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Взаимодействие:
- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- строить монологичное высказывание;
- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника.
Управление коммуникацией:

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности;
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий:
- составление текста-рассуждения;
- выбор доказательств для аргументации своей точки зрения;
- использование обобщающих слов и понятий.
Смысловое чтение:
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
- осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- составление текстов в устной и письменной формах.
Различные способы поиска и использования информации:
- поиск значения слова по справочнику;
- «чтение» информации, представленной разными способами.
Форма организации: занятия проводятся в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на
предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.)

проектная деятельность

включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований,
реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях,
справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители
различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Сроки реализации программы: полгода (4 класс).
Предполагаемые результаты программы:
Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных
проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным
направлениям, выставки, конференции, фестивали и пр.

СОДЕРЖАНИЕ
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую
разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При
дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации
по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо
проект, связанный по сюжету с какой-либо темой. Приветствуется, если ребёнок предлагает тему, которая ему интересна и у него есть желание
работать именно по данной теме.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их
сформулировать.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видео,
энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то
сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости
поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт,
спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная
презентация, праздник и т.д.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что
ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.
Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к
работе над проектом других ребят.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После
завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и
услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Проекты отличаются друг от друга:
результатом: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы,
газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
числом детей: индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные
изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с
участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);
продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно
выделить подготовку костюмов);
- соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
- необходимостью привлечения взрослых.

Проект – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководством учителя. С проектом как видом
работы учащиеся знакомятся на уроке, но выполнение его осуществляется и во внеурочное время.
Базовая основа для выполнения творческого проекта: достаточные знания и умения (технико-технологические, художественные,
математические, естественно-научные и др.) и составляющие творческого мышления, которые осваиваются и формируются в первую очередь на
уроках.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение),
комплексная работа, социальная помощь.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее
трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание
уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в
целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной
целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых
по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и
инструменты.
Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или
практическая деятельность общественно полезного характера.
Третий этап - защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия
поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии
(деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель,
руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного
отношения к идеям и творчеству других.
Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным
условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Тематическое планирование 4 класс
№ п/п

Тема занятия

Количество
часов

Характеристика основных видов деятельности
(на уровне учебных действий)

1.

Твои новые интересы и увлечения.

1

Научиться составлять план выступление. Уметь работать с памяткой. Знать
и соблюдать требования к речи и форме речи.
Презентовать свое увлечение, достижения

2.

Виды проектов.

1

Определять вид проекта по своей теме

3.

Исследовательски-творческий проект

1

Осознать, что такое научно-творческое исследование.

4.

Творческий проект

1

Способность мыслить творчески, находить нестандартные решения в
разных жизненных ситуациях

5.

Ролево-игровой проект

6.

Исследовательский

проект

с

1

Распределять роли, составление мини-сценария

1

Систематизировать и анализировать полученные результаты

1

Уметь анализировать. Участвовать в дискуссии

1

Различать практико-ориентированные проекты. Распределять их на

выдвижением гипотезы и последующей
ее проверкой
7.

Информационно-исследовательский
проект

8.

Практико-ориентированный проект

группы.
9.

Монопредметный проект

1

Умение правильно заполнять таблицы

10.

Межпредметный проект

1

Составлять минутку знакомства по теме своего проекта

11.

Вид презентации проекта, как отчет

1

Составлять промежуточный отчет. Подводить итог исследовательской

участников

исследовательской

экспедиции

экспедиции
13.

Правильная подготовка презентации к

1

Составлять презентации по своей теме проекта. Разработать памятку для

проекту

начинающих проектантов

14.

Практическая работа

Правильно заполнять таблицы. Защищать свою работу.

15.

Использование ресурсов Интернета при

1

Правильно пользоваться ресурсами Интернет. Защищать свою работу.

1

Работать с текстом и настройками полей и абзацев

подготовке к презентации
16.

Программа Microsoft OfficeWord.
Формирование

навыков

работы

с

текстом и по настройке полей и абзацев.
17.

Твои

впечатления

от

работы

над

1

Подводить итоги своей работы

проектом.
Всего:

17 часов

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№п/п
1
1
2
3
4
3
1
2
3
4
5
6
4
1
2

НАЛИЧИЕ ОБЪЕКТОВ И СРЕДСТВ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Цифровые образовательные ресурсы
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://www.school-collection.edu.ru»
www.abitu.ru/start/about.esp
«Почему и потому». Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

Детская энциклопедия. http://www.what-this.ru/
Техническое средство обучения
Компьютер
Проектор
Принтер
Сканер
Устройство вывода звуковой информации
Нетбуки
Экранно – звуковые пособия
Презентация ЦОР
Видеофрагменты, отражающие основные темы обучения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».