ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к основной образовательной программе
начального общего образования,
принятой на заседании педагогического
совета Протокол от 27.08.2025 №1,
утвержденной приказом директора от
27.08.2025 «170/01-11.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУРСА «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ»
(для 1 – 3 классов)
2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана к учебно-методическому комплекту О. Н. Крыловой «Чтение. Работа с текстом» в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., в редакции приказов от 26.11.2010г.
№1241, и от 22.09.2011г. №2357); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Примерной
программы начального общего образования (рекомендаций по организации внеурочной деятельности учащихся); Примерной программы
внеурочной деятельности начального образования; Примерной программы воспитания и социализации обучающихся.
Программа разработана к учебно-методическому комплекту О. Н. Крыловой «Чтение. Работа с текстом», и реализуется в рамках
общеинтеллектуального направления развития личности, являющейся частью организационного раздела Основной образовательной программы
начального общего образования МБОУ СОШ №3 г. Режа.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Цель – формирование у обучающихся информационной грамотности. Под термином «информационная грамотность» понимается
совокупность умений работы с информацией (сведениями).
Задачи:
●
Формирование первичных навыков работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих
возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций.
●
Формирование умения осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования
информации.
●
Овладение элементарными навыками чтения информации,
представленной в наглядно-символической форме, приобретение опыта работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы,
схемы.
●
Развитие у выпускников таких читательских действий, как поиск информации, выделение нужной для решения практической
или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их
интерпретация и преобразование.
●
Формирование умения использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-
следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических
ситуациях.
●
Создание условий для формирования умения самостоятельно организовывать поиск информации. Приобретение первичного опыта
критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным
опытом.
Реализация программы общеинтеллектуального направления (далее – Программа «Смысловое чтение») предполагает контингент
обучающихся 1-3 классов.
Программа «Смысловое чтение» предусматривает объем прохождения материала:
● 1 год обучения по 1 часу в неделю (33 ч за год),
● 2 год обучения по 1 часу в неделю (34 ч за год),
● 3 год обучения по 1 часу в неделю (34 ч за год).
Программа
разработана
на
основе
учебно–методического комплекта О. Н. Крыловой «Работа с текстом».
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Самостоятельное нахождение в тексте конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде, определение темы, главной мысли, структуры; деление
текста на смысловые части, их озаглавливание; составление плана текста.
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста:
своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).
Вычленение содержащихся в тексте основных событий и установление их последовательности; упорядочение информации по заданному
основанию. Сравнение между собой объектов, описанных в тексте с выделением 2-3 признаков. Нахождение в тексте сведений, заданных в
неявном виде. Использование формальных элементов текста для поиска нужной информации. Работа с несколькими текстами.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с
использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ подробный и
сжатый, устный и письменный. Освоение разных видов пересказа художественного, учебного текста: подробный, выборочный и краткий
(передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов,
озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание
каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно
сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте,
позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на
основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков
героев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Соотнесение
фактов с общей идеей текста, установление простых связей, не показанных в тексте напрямую. Формулирование несложных выводов на основе
текста, нахождение в тексте доказательств, подтверждающих вывод. Сопоставление содержащейся в разных частях текста информации, обобщение
информации. Создание на основе текста небольшого монологического высказывания, ответа на поставленный вопрос. Выписки из текстов с
определенной целью. Составление небольших письменных аннотаций к тексту. Написание отзыва о прочитанном. Интерпретация текста
литературного произведения в творческой деятельности учащихся: устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с
деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных
связей, последовательности событий:
этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного
текста
на
основе
соблюдение
художественного
произведения (текст по аналогии).
Работа с текстом: оценка информации
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме
или в форме ответа на вопрос. Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой
на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании.
Высказывание своей точки зрения о прочитанном тексте, оценочных суждений о содержании, языковых особенностях, структуре текста.
Определение места и роли иллюстративного ряда в тексте. Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать
вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме
высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст. Сопоставление
разных точек зрения. Соотнесение позиции автора с собственной точкой зрения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в
ФГОС НОО.
Личностные результаты обучения:
− формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
− осознанное ценностное отношение к интеллектуально-познавательной деятельности и творчеству;
− потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах деятельности;
−
мотивация
к
самореализации
в
творчестве,
интеллектуально- познавательной и научно- практической деятельности;
− компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, овладение
информационными технологиями (поиск, переработка, выдача информации);
− способность учащихся самостоятельно продвигаться в своем развитии, выстраивать свою образовательную траекторию;
− механизм самостоятельного поиска и обработки новых знаний в повседневной практике взаимодействия с миром;
− внутренний субъективный мир личности с учетом уникальности, ценности и психологических возможностей каждого ребенка, овладение
начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
− осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
− восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
− формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Метапредметные результаты обучения:
− умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
− умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
− умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
− умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
− владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
− умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать
основания
и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
− умение работать и информацией и умение ее интерпретировать;
− умение глубоко и детально понимать содержание и форму текста;
− умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
− смысловое чтение;
− умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
− умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей
и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью;
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
−
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
−
осознанно, правильно, выразительно читать вслух любой незнакомый текст; −
самостоятельно прогнозировать содержание текста до
чтения;
−
самостоятельно находить ключевые слова;
−
самостоятельно
осваивать
незнакомый
текст,
находить
нужную информацию (чтение про себя, задавание вопросов автору
по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
− формулировать основную мысль текста (в целом текста или его фрагмента);
− составлять простой и сложный план текста;
−
создавать
текст
собственного
сочинения
на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
−
аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
−
понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
−
иметь
собственные
читательские
приоритеты,
уважительно относиться к предпочтениям других;
− самостоятельно давать характеристику героям (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное
отношение к герою);
− видеть языковые средства, использованные автором.
Личностными результатами изучения курса «Смысловое чтение» в 1-2 классе является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор при поддержке других участников группы и
педагога, как поступить.
Метапредметными
результатами
изучения
курса «Смысловое
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
чтение»
в
1-2
классе являются
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать
новые
знания:
находить
ответы
на
вопросы,
используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста).
Слушать и понимать речь других.
Предметные результаты:
Ученик 1 класса научится:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
различать и называть произведения фольклора и литературы, находить в них отражение нравственных ценностей (доброта,
любовь к семье, уважение к близким, забота о старших и младших), факты традиций, быта, культуры разных народов;
владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух
с учётом индивидуальных возможностей;
воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал; устно отвечать на вопросы,
подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по
прочитанному. Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством учителя;
определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в
произведении. Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого;
характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная/отрицательная и почему) его поступкам;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст;
составлять устное высказывание (5-6 предложений) на заданную тему по образцу (на основе прочитанного или прослушанного
произведения);
применять читательский опыт в элементарных видах речевой творческой деятельности: выразительное чтение, чтение по ролям,
создание собственных произведений по аналогии с прочитанным;
ориентироваться
в книге/учебнике
с опорой
на
название,
автора, содержание, заголовки, иллюстрации;
выбирать книгу для самостоятельного чтения по совету взрослого;
рассказывать о прочитанной книге (автор, название, тема).
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
самостоятельно находить ключевые слова;
самостоятельно осваивать незнакомый текст, находить нужную информацию (чтение про себя, задавание вопросов автору походу
чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения).
Ученик 2 класса научится:
определять тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания,
озаглавливать текст, определять последовательность пунктов плана, различать абзацы,
различать и называть произведения фольклора и литературы, находить в них отражение нравственных ценностей (справедливость,
верность, любовь к родному краю, его людям, природе) и факты традиций, быта, культуры разных народов;
соотносить прочитанные художественные тексты с произведениями других видов искусства. Различать художественные произведения
и научно-популярные тексты;
владеть техникой (навыком) осознанного и правильного чтения вслух целыми словами с учётом индивидуальных возможностей,
элементарно интонировать при чтении, уметь переходить от чтения вслух к чтению про себя; в зависимости от особенностей текста и
намеченных целей использовать различные виды чтения (изучающее, выборочное);
воспринимать содержание художественного, научно-популярного, учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал;
отвечать на вопросы в устной форме, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию
произведений; участвовать в беседе по прочитанному. Самостоятельно определять тему и под руководством взрослого
главную
мысль прочитанного или прослушанного произведения;
определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики персонажей.
Пересказывать повествовательный текст (подробно, выборочно), под руководством учителя составлять план повествования (вопросный,
номинативный);
характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам. Сравнивать героев одного произведения по заданным критериям;
находить в тексте средства художественной выразительности (звукоподражание, сравнение), понимать их роль в произведении,
использовать выразительные средства языка в собственном высказывании;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словарей;
составлять устное высказывание на заданную тему по образцу (на основе прочитанного или прослушанного произведения);
применять читательский опыт в элементарных видах речевой творческой деятельности: выразительное чтение, чтение по ролям,
драматизация, словесное иллюстрирование, рассказ с изменением лица рассказчика, с вымышленным продолжением, создание
собственных произведений по аналогии с прочитанными;
ориентироваться в книге/учебнике, опираясь на её аппарат (обложку, оглавление, аннотацию, предисловие, иллюстрации);
выбирать книгу для самостоятельного чтения по совету взрослого, уметь пользоваться систематическим каталогом;
рассказать о прочитанной книге (автор, название, тема);
под руководством взрослого обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в соответствии с
учебной задачей.
Ученик получит возможность научиться:
определять главную мысль текста
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи
собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова (по словарю учебника) обращаясь за помощью к
учителю, родителям и др.
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи).
3 класс
Личностными результатами изучения курса «Смысловое чтение» в 3 классе является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве
(этические нормы общения и сотрудничества).
В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать
выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Смысловое чтение» в 3 классе являются формирование следующих
универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно
формулировать
цели
урока
после
предварительного обсуждения.
Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий,
справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых
ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и
искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Требования к результатам на конец 1 года
Ученик научится:
- определять тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания, определять главную мысль текста,
- озаглавливать
текст,
определять
последовательность
пунктов
плана, различать абзацы
Требования к результатам на конец 2-3 года
Ученик научится:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно
прогнозировать
– самостоятельно
читать
про
содержание
себя
текста
незнакомый
по
текст,
заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
проводить словарную работу;
– делить текст на части, составлять простой план;
– самостоятельно формулировать главную мысль текста; тип текста;
– находить в тексте материал для характеристики героя;
– высказывать и аргументировать своѐ отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из
прочитанного и почему);
– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определѐнным признакам;
– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения
Календарно – тематическое планирование «Смысловое чтение» в 1 классе
№ п/п
1.
2.
Тема урока
Работа с текстом «Спала кошка на крыше…» Л.
Толстого
Работа с текстом «Спала кошка на
крыше…» Л. Толстого (продолжение)
4.
Работа с текстом «Была у Насти кукла…» Л.
Толстого
Работа с текстом «Медведь» по Е. Чарушину
5.
Работа с текстом «Хотела галка пить…» Л. Толстого
6.
Работа с текстом «Старик сажал яблони…» Л.
Толстого
7.
Работа с текстом «Лиса» по Е. Чарушину
8.
Комплексная работа №1
9.
Работа с текстом «Весной скворец весь горит…» А.
Тихонова
10.
Работа с текстом «Весной скворец весь горит…» А.
Тихонова (продолжение)
11.
Работа с текстом «Хороша весна в лесу…» А.
Тихонова
Работа с текстом «Пошла Катя по утру по грибы…»
по Л. Толстому
3.
12.
Основные виды
учебной деятельности учащихся
Слушание текста. Определение количества предложений. Анализ содержания
текста. Поиск информации в тексте по вопросам и на основе иллюстрации.
Самостоятельное чтение текста. Определение количества предложений. Анализ
содержания текста. Поиск информации в тексте по вопросам и на основе
иллюстрации.
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Поиск информации в
тексте по вопросам и на основе иллюстрации.
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Поиск информации
в тексте по вопросам и на основе иллюстрации. Нахождения значения слова.
Самостоятельное чтение текста. Соотносить заглавие
рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.
Последовательность событий. Деление слов для переноса.
Определять главную мысль произведения
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Поиск информации в
тексте по вопросам и на основе иллюстрации.
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Поиск информации
в тексте по вопросам и на основе иллюстрации. Деление слов для переноса.
Определение значения слова.
Определение уровня овладения ключевыми умениями (сформированность
навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции),
позволяющие успешно продвигаться в освоении учебного материала на
следующем этапе обучения.
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста, озаглавливание.
Нахождение предложений по цели высказывания. Описание и характеристика
героев.
Соотношение слова и картинки. Совершенствование навыков чтения.
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста, озаглавливание.
Нахождение предложений по цели высказывания. Описание и характеристика
героев.
Соотношение слова и картинки. Совершенствование навыков чтения.
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста Определение главной
мысли произведения. Выписывать из текста вопросительные предложения.
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Поиск информации
в тексте по вопросам и на основе иллюстрации. Написание имен собственных.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Подбор к словам синонимов. Определение последовательности событий.
Комплексная работа №2
Демонстрировать свои знания; уметь работать по плану; проверять полученный
результат.
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Отработка
Работа с текстом «Слон» Е. Чарушина
правильного чтения слов. Поиск информации в тексте по вопросам.
Соотношение картинок с содержанием текста. Образование новых слов с новым
значением. Определение последовательности событий по картинкам.
Работа с текстом «Надя приехала к бабушке в
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Поиск информации в
колхоз…» Я. Тайца
тексте по вопросам и на основе иллюстрации. Определение главного героя
произведения. Определение последовательности событий по картинкам.
Работа с текстом «Издали горы кажутся строгими…» Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Определение
А. Тихонова
заголовка текста по содержанию. Написание слов с ъ знаком.
Работа с текстом «Охотился кит как-то близ устья
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Нахождение
реки…» С. Сахарнова
предложений по цели высказывания. Определение участников разговора, запись
диалога.
Работа с текстом «Всё здесь» Я. Тайца
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Отработка навыка
правильного чтения. Выбор названия. Отвечать на вопросы по содержанию,
словами текста.
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Определение
Работа с текстом «Просто старушка» В. Осеевой
главной мысли текста. Отработка навыка правильного чтения. Составление
предложения по схеме, запись. Работа с пропущенными буквами на изученные
правила.
Работа с текстом «По пояс» по Я. Тайцу
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Определение
главной мысли текста. Отработка навыка правильного чтения.
Работа с текстом «По пояс» по Я. Тайцу
Составление предложения по схеме, запись. Работа с пропущенными буквами на
(продолжение)
изученные правила.
Комплексная работа №3
Демонстрировать свои знания; уметь работать по плану; проверять полученный
результат.
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Определение
Работа с текстом «Зимой» С. Редозубова и др.
главной мысли текста. Отработка навыка правильного чтения. Работа с
пропущенными буквами на изученные правила. Определение
последовательности событий по картинкам.
Работа с текстом «Почему с тополей падает снег?»
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Работа с
По материалам энциклопедии
пропущенными буквами на изученные правила. Подбор к словам синонимов.
«Хочешь знать почему?»
Работа с текстом «Дома у бабушки были куры…» Я. Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Отработка навыка
Тайца
правильного чтения. Выделение участников диалога, запись. Краткие ответы на
вопросы. Составление предложения из группы слов, запись.
Образование новых слов, противоположных по значению.
26.
Работа с текстом «Что касается
сообразительности…» А. Тихонова
27.
Работа с текстом «По грибы» Я. Тайца
28.
Работа с текстом «Три товарища» В. Осеевой
29.
Работа с текстом «Собака –близкий родственник
волку…» по И. Шустовой
30.
Работа с текстом «Издали на лесной опушке…» по
Н. Юрцевичу
Работа с текстом «Дедушка рассказывал…»
по Н. Юрцевичу
31.
32.
Комплексная работа №4
33.
Итоговое занятие.
Нахождение главных членов в предложении. Главная мысль текста.
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Отработка навыка
правильного чтения.
Определение последовательности событий по картинкам. Поиск информации в
тексте по вопросам и на основе иллюстрации.
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Нахождение слов
антонимов. Работа с пропущенными буквами на изученные правила.
Определение главной мысли текста.
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Отработка навыка
правильного чтения.
Определение последовательности событий по картинкам. Определение темы и
главной мысли текста. Ответы на вопросы. Нахождение вопросительных
предложений.
Выбор слов близких по значению. Работа с пропущенными буквами на
изученные правила.
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Отработка навыка
правильного чтения. Работа с пропущенными буквами на изученные правила.
Подбор к словам синонимов. Выбор названия произведения.
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Определение темы и
главной мысли текста.
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Отработка навыка
правильного чтения. Работа с пропущенными буквами на изученные правила.
Понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию.
Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы,
подтверждающие вывод.
Демонстрировать свои знания; уметь работать по плану; проверять полученный
результат. Проверка предметных и универсальных учебных умений.
Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно
усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Календарно – тематическое планирование «Смысловое чтение» во 2 классе
№
1.
Тема урока
Работа с текстом И. Соколова –
Микитова «В лесу».
Основные виды учебной деятельности учащихся
Чтение по слогам. Определение темы текста. Работа с иллюстрацией.
2.
Работа с текстом В. Осеевой «Плохо»
3.
Работа с текстом Л. Толстого «Два
товарища»
Вести диалог. Определять последовательность. Работать с иллюстрацией. Подбирать антонимы.
Определять главную мысль. Делить слова для переноса. Подбирать синонимы. Работать с
пословицами. Определять последовательность событий.
4.
Работа с текстом В. Бурлакова «На
рассвете»
5.
Работа с текстом А. Тихонова «Где
вода, там жизнь»
6.
Работа с текстом С. Михалкова
«Аисты и лягушки».
7.
Работа с текстом И. Пузанова «На
рыбалке».
Итоговая работа за 1 триместр по
тексту: «Медведко» Д. Н. МаминаСибиряка
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Работа над ошибками. Работа с
текстом В. Бехревского «Мишка под
деревом»
Работа с текстом И. СоколоваМикитова «На лесной дороге»
Работа с текстом Л. Яхнина
«Силачи».
Работа с текстом А. Тихонова
«Сороки».
Работа с текстом из детской
энциклопедии.
Работа с текстом К. Ушинского
«Играющие собаки»
Устанавливать последовательность пунктов плана. Восстанавливать деформированные
предложения. Находить абзац. Подбирать заголовок текста. Работать с иллюстрациями.
Ставить ударение в словах. Подбирать заголовок к тексту. Работать с иллюстрацией.
Выделять главную мысль текста. Участвовать в диалоге. Находить вопросительные предложения.
Подбирать заголовок к тексту. Подбирать антонимы.
Работать с кроссвордом, с иллюстрацией.
Оценивать свои результаты и достижения.
Анализировать ошибки.
Подбирать синонимы, заголовок к тексту.
Восстанавливать последовательность событий.
Восстанавливать деформированные предложения.
Определять лексическое значение слова. Давать характеристику герою. Подбирать заголовок к тексту.
Ставить ударение в словах. Деление текста на части. Определять основную мысль текста. Работать с
таблицей. Классифицировать слова.
Работать со схемой, с иллюстрацией. Расставлять знаки препинания.
Подбирать заголовок вопросительным предложением. Определять главную мысль текста.
Восстановление деформированного предложения.
Находить абзац. Оформлять обложку книги. Работать с кроссвордом.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Итоговая работа за 2 триместр по
тексту: «Четыре желания» К. Д.
Ушинского
Работа с текстом И. Соколова –
Микитова «Утром в лесу»
Работа с текстом Е. Пермяка «Первая
рыбалка»
Работа с текстом И. Соколова–
Микитова «Белка»
Работа с текстом С. Михалкова «Не
стоит благодарности».
Работа с текстом Г. Цыферова
Обобщение и систематизация полученных знаний. Оценить результату своих достижений.
Анализировать ошибки. Применять прием сравнения.
Восстанавливать предложения.
Различать стиль речи. Определять главную мысль текста, последовательность пунктов плана. Работать
с иллюстрацией.
Определять тип текста. Списывать текст.
Ставить ударение в словах. Составлять диалог.
Работать с кроссвордом. Подбирать прилагательные к существительному.
Выполнять фонетический разбор. Перечислять качества героя.
Работать с таблицей. Ставить ударение в словах.
22.
«Жил на свете слоненок».
Работа с текстом В. Кологрива
«Жизнь кузнечика»
Работа с текстом С. Аксакова
«Щенок».
23.
Работа с текстом Ш. Перро
«Золушка»
Работать с иллюстрацией. Работать с кроссвордом.
24.
Итоговая работа за 3 триместр
25.
Работа с текстом Н. Юрцевича
«Красавица русских лесов»
21.
26.
27.
28.
29.
30.
Работа с текстом С. Юцзунь
«Светлячок и Муравей»
Работа с текстом В. Танасийчука
«Лосось».
Работа с текстом В. Коржикова
«Прогулка по лесу»
Работа с текстом арабской народной
сказки «Хлеб и золото»
Работа с текстом К. Ушинского
«Гадюка»
Определять стиль текста, лексическое значение слова.
Находить абзац.
Обобщение и систематизация полученных знаний. Оценить результаты своих достижений. Умение
работать с текстом: подбирать заголовок, выделять тему текста, определять главную мысль текста,
восстанавливать последовательность событий.
Определять стиль текста, лексическое значение слова. Находить абзац. Уметь определять стиль
текста, лексическое значение слова, подбирать антонимы, восстанавливать последовательность
событий.
Работать с пословицами. Составлять диалог. Определять главную мысль текста, подбирать заголовок к
тексту, оформлять обложку.
Определять стиль текста. Работать с кроссвордом. Находить границы предложения.
Подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы, определять стиль текста. Восстанавливать
предложения. Работать с иллюстрацией.
Называть героев сказки. Определять жанр произведения, лексическое значение слова, подбирать
синонимы.
Определять жанр произведения, подбор синонимов.
31.
32.
33.
34.
Работа с текстом М. Садовского
«Зима на колесах»
Работа с текстом В. Осеевой «Кто
хозяин?»
Работа с текстом И. Соколова –
Микитова «Лоси».
Работа с текстом И. Крылова
«Кукушка и Петух»
Подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы, определять стиль текста, восстанавливать
предложения
Определять главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту, оформлять обложку. Уметь
составлять диалог.
Обобщение и систематизация полученных знаний. Оценить результаты своих достижений.
Подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы, определять стиль текста, восстанавливать
предложения.
Календарно – тематическое планирование «Смысловое чтение» в 3 классе
№
п/п
Тема урока
1.
Вводное занятие
2.
Работа с текстом «Синица» по
Г.Скребицкому.
3.
Работа с текстом «Птицы» по
А.Тихонову.
4.
Работа с текстом «Фламинго» по
Э.Бауэру.
6.
Работа с текстом «Грызуны» по
материалам энциклопедии.
Работа с текстом «Бактерии» по
материалам энциклопедии.
7.
Работа с текстом «Волчиха» по
А.Чехову.
5.
8.
Работа с текстом «Ответ»
С.Михалкова.
Основные виды
учебной деятельности учащихся
Ориентироваться в учебнике. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий.
Предполагать на основе названия содержание текста. Пользоваться словарём.
Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника; умение с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Определять главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и их интонационные
связи в тексте. Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Объяснение значения некоторых слов с
опорой на текст или пользуясь словарём. Работа с иллюстративным материалом.
Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения и выделять главное в
прочитанном; оценивать события, героев произведения. тему текста, делить предложенный текст на
части, озаглавливать их, определять тип текста, находить в тексте сравнения, подбирать к словам
синонимы, проверочные слова, выписывать из текста вопросительные и восклицательные
предложения, находить в предложениях грамматические основы.
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, преобразовывать
информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения и выделять главное в
прочитанном пересказывать делить текст на смысловые части, составлять его простой план.
Подбирать проверочные слова. Восстанавливать порядок пунктов плана. Выписывать из
текста побудительные предложения. Подбирать к словам антонимы.
Определять главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и их интонационные
связи в тексте. Определение различных средств выразительности.
Определение стиля текста
Осмысление содержания прочитанного. Умение размышлять над содержанием произведений Делать
выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, заполнять таблицы.
Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на
поставленный вопрос.
Отвечать на вопросы по содержанию, словами текста Нахождение и чтение слов и выражений, которые
можно использовать при написании сочинения.
Делить тексты на смысловые части, составлять план текста. Осмысление содержания прочитанного.
9.
10.
Работа с текстом «Диковинное
дерево» по А.Солженицыну.
Работа с научно- популярным
текстом «Воздух» по материалам
энциклопедии.
11.
Комплексный анализ текста
(продолжение).
12.
Работа с текстом «Олени»
А.Старостина
13.
Работа с текстом «Змеи» по
материалам энциклопедии.
14.
15.
Работа с текстом «Синички» по
Э.Шиму
Работа с текстом «Дрессировка» по
материалам энциклопедии.
16.
Работа с текстом «И так бывает» по
Л.Киселёвой.
17.
Работа с научно- популярным
текстом «Радуга» по материалам
энциклопедии.
Комплексный анализ текста
(продолжение) по материалам
энциклопедии.
18.
Использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной
информации.
Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Объяснение значения
некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем
Чтение по готовому плану. Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию,
но и на структуру.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на
авторский текст, поиск и выделение необходимой информации. Учиться работать по предложенному
учителем плану, делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего
класса, умение слушать других, формировать свои мысли вслух.
Определение характеристик героев с опорой на текст, иллюстрации. Участвовать в учебном диалоге
при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Определять
достоверную информацию в случае наличия конфликтной ситуации. Объяснение значения некоторых
слов с опорой на текст или пользуясь словарём
Определение стиля текста. Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию,
но и на жанр, структуру, выразительные средства текста Умение размышлять над содержанием
произведений.
Определение заголовка к тексту. Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить
аргументы, подтверждающие вывод. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения Нахождение
логического отрывка.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Работа с иллюстративным
материалом. Работа со словарём.
Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу. Сопоставлять и обобщать
содержащуюся в разных частях текста информацию. Осознанное и произвольное построение
речевого высказывания. Составление предложений по схеме.
Нахождение и чтение образных слов и описаний. Составлять на основании текста небольшое
монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос
Умение размышлять над содержанием произведений.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
19.
Работа с текстом «Конец лета» по
А.Тихонову.
20.
Работа с текстом «Сосновый бор» по
И.Соколову- Микитову.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
Комплексный анализ текста
(продолжение)
Работа с текстом «Дельфины» по
материалам энциклопедии.
Нахождение в тексте ответа на заданный вопрос Смысловое чтение как осмысление цели чтения,
извлечение необходимой информации. Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте,
выделяя два-три существенных признака.
Нахождение предложения, с помощью которого можно дать ответ на вопрос. Понимать информацию
представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих
приведённое утверждение).
Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации.
Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным. Описывать по определенному
алгоритму объект наблюдения, сравнивать между собой два объекта, выделяя два-три
существенных признака. Умение размышлять над содержанием произведений. Осознанное и
произвольное построение речевого высказывания.
Работа с текстом «Башмачки» по
Определение последовательности рисунков согласно содержанию текста. Вычленять
Л.Киселёвой.
содержащиеся в тексте основные события и сопоставлять их с иллюстративным материалом.
Извлечение необходимой информации из прочитанного текста. Работа со словарём.
Работа с текстом «Немецкая овчарка» Осмысление замысла и главной мысли произведения. Понимать текст, опираясь не только на
по Э.Бауэру.
содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста.
Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации.
Чтение по ролям диалога, исключая слова автора. Понимать текст, опираясь не только на
Работа с текстом « Осёл и бобр»
содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста.
С.Михалкова.
Извлечение необходимой информации из прочитанного текста.
Определение заголовка к тексту. Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить
Работа с текстом «Весна» по записям
аргументы, подтверждающие вывод.
В.Васильева.
Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения Нахождение
Комплексный анализ текста
логического отрывка.
(продолжение)
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Работа с иллюстративным
материалом.
Чтение отрывка, к которому можно подобрать иллюстрацию.
Работа с текстом «На катке»
Группировать, систематизировать объекты, выделяя один-два признака. Самостоятельное создание
В.Осеевой.
способов решения проблем творческого и поискового характера.
Работа с научно- популярным
текстом «Растения» по материалам
Поисковое чтение. По результатам наблюдений находить и формулировать правила, закономерности и
т. п.
энциклопедии.
30.
Комплексный анализ текста
(продолжение)
31.
Работа с текстом «Калина» по
И.Соколову-Микитову.
32.
33.
Комплексный анализ текста
(продолжение)
Контрольная работа по
промежуточной аттестации.
34.
Итоговое занятие.
Извлечение необходимой информации из прочитанного текста.
Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Понимать информацию,
представленную в неявном виде: например, выделять общий признак группы элементов,
характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих
приведенное утверждение.
Извлечение необходимой информации из прочитанного текста.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Определять тему и главную мысль
произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к
прочитанному.
Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить,
осознание качества и уровня усвоения.
Электронно-образовательные ресурсы
1)
2)
3)
4)
Рабочая программа по литературному чтению (1-4 класс) (УМК "Школа России") http://nsportal.ru
Чтение. Работа с текстом. 1 класс. О.Н. Крылова. М.: «Экзамен», 2017
Чтение. Работа с текстом. 2 класс. О.Н. Крылова. М.: «Экзамен», 2017.
Чтение. Работа с текстом. 3 класс. О.Н. Крылова. М.: «Экзамен», 2017.