Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» Режевского городского округа ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол №3 от «09» января 2023г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №3 ______________/С.В.Шишканова «01» марта 2023г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Школьный театр «Бенефис» Направленность программы: художественная Уровень программы: ознакомительный Срок реализации программы: 1 год Возраст обучающихся: 10-15 лет Автор-составитель: Тарасюк А.А. Педагог-организатор Реж, 2024г. Содержание 1. Пояснительная записка (характеристика программы)………………………………..3 2. Цели и задачи программы………………………………………………………………4 3. Содержание программы………………………………………………………………...4 4. Планируемые результаты………………………………………………………………6 5. Календарный учебный график…………………………………………………………8 6. Учебный план…………………………………………………………………………...8 7. Условия реализации программы………………………………………………………8 8. Формы подведения итогов реализации программы…………………………………10 9. Литература……………………………………………………………………………...12 10. Приложения…………………………………………………………………………….14 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Школьный театр «Бенефис» имеет художественную направленность. Уровень программы ознакомительный. Актуальность программы С появлением и развитием компьютерных технологий, особенно благодаря динамичной киберэволюции всемирной глобальностью сети Интернет современный мир преображается и изменяется, вследствие чего меняются факторы социализации человека. При всей кажущейся яркости и занимательности новейших компьютерных технологий, следует отчетливо осознавать, что ребенок чаще всего остается пассивным зрителем, созерцателем подобных технологических чудес. Они не затрагивают тех психоэмоциональных центров головного мозга, которые отвечают за общее развитие и работу активного, действенного воображения, являющегося локомотивом всей творческой деятельности. Все эти качества эффективно реализуются в игровой форме. Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации детей в современном обществе, повышения уровня их общей культуры и эрудиции. Театрализованная деятельность становится способом развития творческих способностей, самовыражения и самореализации личности, способной понимать общечеловеческие ценности, а также средством снятия психологического напряжения, сохранения эмоционального здоровья школьников. Сочетая возможности несколько видов искусств (живописи, музыки, танца, литературы и актерской игры), театр обладает огромной силой воздействия на духовно-нравственный мир ребенка. Беседы о театре знакомят обучающихся в доступной форме с особенностями театрального искусства, с его видами и жанрами, также раскрывают общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей. Занятия театральной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес. В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений. Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы. Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним. Адресат программы: обучающиеся 10-15 лет Объем и сроки, на которые рассчитана программа: программа состоит из 5 разделов, рассчитана на 34 учебные недели из расчета 1 раз в неделю (итого 34 урока). Формы и режим занятий Основная форма обучения - очная, групповая. На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Количество обучающихся в группе: 10 человек. Занятия проводятся по 40 минут в соответствии с нормами СанПина. Срок реализации программы 1 год. 2. Цели и задачи программы: Целью программы является приобщение детей младшего школьного возраста к искусству театра, развитие творческих способностей и формирование социально активной личности средствами театрального искусства. Задачи, решаемые в рамках данной программы: Обучающие: -обучить основам сценического действия; Познакомить с основным языком театрально искусства; -познакомить с основными принципами коллективной творческой деятельности; -дать знания об основах самоорганизации и самодисциплины; Развивающие: -развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, эмоционально-волевую сферу, образное мышление; -научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; -способность развитию культуры речи. Воспитательные: -воспитывать уважительное отношение между членами коллектив, чувство ответственности за общее дело; -воспитывать культуру поведения в театре; -формировать потребность в творческом самовыражении и создать мотивацию для поиска собственных решений в создании художественного образа; -содействовать формированию личностных качеств: самостоятельности, уверенности, эмпатии, толерантности. 3. Содержание программы (34 часа) № п/п 1 2 3 4 5 Виды деятельности Количество Форма организации часов Студийные занятия Познавательная, Вводное занятие 1 игровая,творческая деятельность Студийные занятия Познавательная, игровая, Театральная игра 5 творческая деятельность Студийные занятия Познавательная, игровая, Культура и техника 6 творческая деятельность речи Студийные занятия Познавательная, игровая, Ритмопластика 3 творческая деятельность Студийные занятия Познавательная, игровая, Основы театральной 3 творческая деятельность культуры Название раздела, темы 6 7 Работа над спектаклем Заключительное занятие 15 Студийные занятия 1 Студийные занятия Познавательная, игровая, творческая деятельность Инсценировка 1 раздел. (1 час) Вводное занятие. На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок». - Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. - Знакомство с театрами в других городах (презентация). 2 раздел. (5 часов) Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества. 3 раздел. (6 часов) Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Задачи учителя. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас. 4 раздел. (3 часа) Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма». Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. 5 раздел. (3 часа) Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя). Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре. 6 раздел. (15 часов) Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля. Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи. 7 раздел. (1 часа) Заключительное занятие Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок. 4. Планируемые результаты освоения программы: Учащиеся должны знать ✓ правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля; ✓ виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.); ✓ чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок; ✓ наизусть стихотворения русских авторов. Учащиеся должны уметь ✓ владеть комплексом артикуляционной гимнастики; ✓ действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему; ✓ произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах; ✓ произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие; ✓ произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями; ✓ читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения; ✓ строить диалог с партнером на заданную тему; ✓ подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями. Предполагаемые результаты реализации программы Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням. Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей. Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура) Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно- этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД. Личностные результаты. У учеников будут сформированы: • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Обучающийся научится: • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД: Обучающийся научится: • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; • обращаться за помощью; • формулировать свои затруднения; • предлагать помощь и сотрудничество; • слушать собеседника; • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; • формулировать собственное мнение и позицию; • осуществлять взаимный контроль; • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: Учащиеся научатся: • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; • выразительному чтению; • различать произведения по жанру; • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; • сочинять этюды по сказкам; • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение) 1 5. Календарный учебный график Продолжительность освоения программы 9 месяцев 2 Начало реализации программы 01.09.2024 3 Окончание реализации программы 30.05.2025 4 Входной (вводный) мониторинг (входное обследование) уровня подготовленности обучающихся 01.10.2024 5 Регламентирование образовательного процесса (режим работы объединения) 1 раз в неделю Продолжительность занятия: 40 мин. 6 7 Сроки промежуточной аттестации Дата итоговой аттестации (дата итогового занятия) с 20.12.2024 по 25.12.2024 30.05.2025 № Название раздела п/п 1 «Театральная игра» 2 3 4 5 «Культура и техника речи» Ритмопластика «Основы театральной культуры «Работа над спектаклем 6. Учебный план Количество Форма промежуточной часов аттестации 5ч Игра, упражнения 6ч Упражнения Форма итоговой аттестации Игры-пантомимы (разучивание) Инсценирование 3ч 3ч Игра, миниатюры Игра, упражнения Инсценирование Миниатюра 15ч Инсценировка Спектакль 7. Условия реализации программы Учебно-методическое обеспечение программы Основные формы организации образовательной деятельности: беседа, наблюдение, показ, репетиция. При реализации программы «Школьный театр» используются следующие педагогические технологии: - личностно ориентированное обучение, -дифференцированное обучение, - игровые технологии, -системно-деятельностный подход в организации обучения школьников. Также могут быть использованы дистанционные образовательные технологии. Программа построена на принципах дидактики: -принцип развивающего и воспитывающего характера обучения; -принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами театральной культуры; -принцип движения от простого к сложному, постепенное усложнение теоретического и практического материала; -принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа; -принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности школьников. Эти важнейшие педагогические принципы позволяют вносить коррективы в программу согласно интересам, потребностям и возможностям каждого ребeнка в его творческом развитии. При освоении программы используются следующие методы обучения: -наглядные (показ, просмотр видеоматериалов); -словесные (рассказы, беседы, работа с текстами, анализ и обсуждение); -практические (репетиции, экскурсии, посещение театров и концертных залов) Материально-техническое обеспечение программы Требования к помещению для занятий: -проветриваемый кабинет (аудитория, актовый зал) с хорошим освещением или учебный класс, соответствующий требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014, № 41); -аудио и видеоаппаратура (компьютер); -элементы театральных (сценических) костюмов; -предметы мелкого реквизита для этюдов. Требования к мебели: -наличие ученических столов и стульев согласно (СанПиН 1.2.3685-21). Расходные материалы (в расчете на одного обучающегося): № Наименование необходимого материала Количество 1 Бумага А 4 1 упаковка 2 Ручка шариковая 1 шт. Учебно-информационное обеспечение программы Нормативно-правовые акты и документы 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на периоддо 2025 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); 5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 093242); 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019 № 114 № п/п Наименование расходного материала Количество 1 Бумага А4 1 упаковка 2 Ручка шариковая 1 шт. 20 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. № 519 «О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»; 11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; 13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; 14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 15. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 16. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 17. Устав образовательной организации (государственного, муниципального, районного, сельского, автономного, бюджетного образовательного учреждения) и далее указать название 8. Формы аттестации и оценочные материалы Формы контроля Реализация программы «Школьный театр» предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического наблюдения за выполнением специальных упражнений, театральных игр, показа этюдов и миниатюр. Промежуточная аттестация проводится для оценки эффективности реализации и усвоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и повышения качества образования процесса. Промежуточная аттестация проводится 1 раз в год в период с 20 по 30 декабря и включает в себя проверку практических умений и навыков. Формы проведения промежуточной аттестации: игры и упражнения по актерскому психотренингу, театральные миниатюры (инсценировки). Для оценки результатов обучения разработаны контрольно-измерительные материалы (Приложение 1). Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по окончании освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школьный театр» в форме творческого отчета- показа инсценировок, театральных миниатюр или мини- спектаклей. Средства контроля Контроль освоения программы обучающимися осуществляется по следующим критериям: -соблюдение правил техники безопасности на сцене; -артикуляция и дикция; -контроль за свободой своего тела (владение собственным телом, мышечная свобода); -умение удерживать внимание зрителей/слушателей; -уверенность действия на сценической площадке; -правильность выполнения задач роли; -взаимодействие с партнером или малой группой; -самоконтроль поведения, бесконфликтность поведения, вежливость, доброжелательность и т.п. Результативность обучения дифференцируется по трем уровням: высокий, средний, низкий. Высокий уровень освоения программы (8-10 баллов) Для высокого уровня освоения программы характерны: активная познавательная и творческая преобразующая деятельность детей, самостоятельная работа, заинтересованность, увлеченность, высокая внутренняя мотивация. Обучающийся проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы. Средний уровень освоения программы (5-7 баллов) Для среднего уровня освоения программы характерны: активная познавательная деятельность, проявление самостоятельности и творческой инициативы при выполнении заданий, неустойчивая положительная мотивация. Обучающийся проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения. Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями об эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью педагога. Создает по эскизу или словесной характеристике – инструкции педагога образ персонажа. Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности. Низкий уровень освоения программы (1-4 баллов) Для низкого уровня освоения программы характерны: репродуктивный характер творческой деятельности ребенка, начальный познавательный уровень активности, трудности с изображением или представлением сценических персонажей, на занятии необходима помощь педагога, внешний вид мотивации. Обучающийся мало эмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета. Пересказывает произведение только с помощью руководителя. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности. Несамостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя 9. Литература Для обучающихся: 1. Абалкин Н.А. Рассказы о театре. – М.: Молодая гвардия, 1986; 2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – Л.: Детская литература, 1990; 3. Детская энциклопедия. Театр. – М.: Астрель, 2002; 4. Климовский В.Л. Мы идем за кулисы. Книга о театральных цехах. – М.: Детская литература, 1982. Для педагога: 1. Библиотечка в помощь руководителям школьных театров «Я вхожу в мир искусства». – М.: «Искусство», 1996; 2. Бруссер А.М. Сценическая речь. /Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов театральных вузов. – М.: ВЦХТ, 2008; 3. Бруссер А.М., Оссовская М.П. Глаголим.ру. /Аудиовидео уроки по технике речи. Часть 1. – М.: «Маска», 2007; 4. Ершов П.М. Технология актерского искусства. – М.: ТОО «Горбунок», 1992; 5. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие / Б.Е. Захава; под редакцией П.Е. Любимцева. – 10-е изд., – СПб.: «Планета музыки», 2019; 6. Михайлова А.П. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. – М.: «Просвещение», 1975; 8. Программа общеобразовательных учреждений «Театр 1-11 классы». – М.: «Просвещение», 1995; 7. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: «Юрайт», 2019; 8. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.: «Искусство», 1989; 9. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. / Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: ВЛАДОС, 2001. Интернет-ресурсы: 1. Устройство сцены в театре http://istoriya-teatra.ru/theatre/item/f00/s09/e0009921/index.shtml Приложение 1 Календарно-тематическое планирование курса № урока Месяц, число Тема 1 Вводное занятие. Раздел: «Театральная игра» 2 Здравствуй, театр! 3 Театральная игра 4-5 Репетиция сказки «Теремок». 6 В мире пословиц. Раздел: «Культура и техника речи» 7 Виды театрального искусства 8 Правила поведения в театре 9-11 Кукольный театр. 12 Театральная азбука. Раздел: «Ритмопластика» 13 Театральная игра «Сказка, сказка, приходи». 14-16 Инсценирование мультсказок По книге «Лучшие мультики малышам» Раздел: « Основы театральной культуры» 17 Театральная игра 18 Основы театральной культуры 19 Кукольный театр. Постановка с использованием кукол. Раздел: « Работа над спектаклем» 20-21 Инсценирование народных сказок о животных. 22 Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаковой, Э.Успенского 23 Театральная игра 24-27 Постановка сказки «Пять забавных медвежат» В. Бондаренко 28-29 Культура и техника речи Инсценирование сказки «Пых» 30 Ритмопластика 30-33 Инсценирование сказок К.И.Чуковского 34 Заключительное занятие. Итого: Коррекция показ любимых инсценировок. 34 КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР» ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Контрольный критерий №1 Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно Обучающийся должен в зависимости от задания включиться в игровое пространство вместе с другими или выполнить действие один. Контрольно-измерительный материал: игра «Японская машинка»: все участники занятия выполняют синхронно ряд движений (как машина). Когда группа овладела набором и последовательностью движений и выполняет их ритмично и синхронно, меняется темп движений согласно темпу, задаваемому ведущим. Затем вводится и речь. Упражнение тренирует координацию движений, слов, внимания. 0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла Обучающийся не понял смысл задания, начал движение не со всеми, закончил не по команде Обучающийся вступил в игровое пространство вместе со всеми, но закончил не покоманде Обучающийся вступил в игровое пространство вместе со всеми, выполнил требования игры, но не справилсяс самостоятельным Обучающийся вступил в игровое пространство вместе со всеми, выполнил требования игры, справился с самостоятельным Контрольный критерий №2 Готовность к творчеству, интерес к сценическому искусству Формирование у обучающихся в процессе обучения положительного отношения к сценическому искусству и развитие мотивации к дальнейшему овладению актерским мастерством и развитию познавательного интереса. Контрольно-измерительный материал: музыкально-театральные миниатюры. 0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла Не проявляет активности на занятии. Нет интереса к изображению и представлению различных сценических персонажей. Отрицательная мотивация Низкий уровень познавательной деятельности. Самостоятельно выполняет задания,но без инициативы. Внешний вид мотивации Активная познавательная деятельность. Проявляет самостоятельно стьи инициативу на занятии. Неустойчивая положительная мотивация Высокий уровень познавательной деятельности. С интересом изучает,играет различные роли. Проявляет творческую активность на занятии. Высокая внутренняя мотивация Контрольный критерий №3 Действие с воображаемым предметом Обучающийся должен представить воображаемый предмет и совершить простейшие физические действия с ним. Контрольно-измерительный материал: игра «Память физических действий»: школьники, работая с воображаемыми предметами, демонстрируют различные действия: готовят еду, шьют одежду, делают медицинские процедуры и т.д. 0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла Обучающийся не Обучающийся Обучающийся Обучающийся представляет представил представил представил воображаемый воображаемый воображаемый воображаемый предмет предмет, но предмет, правильно предмет, показал его правильно с неправильными формами и неточными формы и произвел показал его движениями точные действия с формы и ним произвел действия с ним в согласованностис партнером Контрольный критерий №4 Действие в предлагаемых обстоятельствах Умение представить себя и партнера в предлагаемых обстоятельствах, выполнять одни и те же действия в различных воображаемых ситуациях. Контрольно-измерительный материал: игра «Превращение комнаты»: обучающиеся работают по группам или по одному. Детям предлагается выполнить такие движения, которые бы подсказали действия на определенные предлагаемые обстоятельства (этюд), например: вы находитесь в лесу, на необитаемом острове, в магазине игрушек и т.д. Обучающиеся должны уметь представить себя и других партнеров в предлагаемых обстоятельствах и разыграть историю. Этюды на действия в предлагаемых обстоятельствах (индивидуальные и групповые).