Школа будущего первоклассника

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ШКОЛА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА
НАПРАВЛЕННОСТЬ: СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 7 месяцев

Автор-составитель:
Столярова Екатерина Владимировна,
Учитель начальных классов

г. Реж
2024 год

ВВЕДЕНИЕ
Школа не должна вносить резкого перелома в
жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок продолжает
делать сегодня то, что делал вчера. Пусть
новое появляется в его жизни постепенно и
не ошеломляет лавиной впечатлений.
Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни
детей. Поступление малышей в школу приводит к эмоционально-стрессовой
ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает нагрузка.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных
с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации
интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет целый комплекс
новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима,
непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно,
появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.
Поэтому в целях создания благоприятных условий для подготовки детей
к школе занятия организуются на базе общеобразовательного учреждения.
Во время обучения в «Школе будущего первоклассника» педагоги
работают над формированием всех составных частей понятия «готовность к
школе», это:
1.

мотивация к обучению (желание идти в школу);

2.

умения взаимодействовать со сверстниками, с учителем;

3.

наличие

познавательной

потребности

к

сформированности

«внутренней позиции школьника»;
4.

умение действовать в соответствии с поставленными заданиями;

5.

развитие интеллектуальных процессов;

6.

развитие фонематического слуха, речи;

7.

развитие мелкой моторики;

8.

умение в темпе работать в течение всего занятия, успевать

работать вместе с детьми группы.

Рабочая программа для подготовки детей 6 - 7 лет к школе «Школа
будущего первоклассника» состоит из разделов: «Развитие сенсорных
эталонов и элементарных математических представлений», «Обучение
грамоте и речи», «Окружающий мир», «Психологическая готовность к
школе». Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральными
государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования, а также с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 273 – ФЗ.
Объём образовательной нагрузки по основным направлениям развития в
парциальных программах распределён оптимально (примерно по 25% по
каждому

из

взаимодействие

направлений).
физического,

Связанность,

взаимопроникновение

социально-личностного,

и

познавательно-

речевого и художественно-эстетического развития детей в условиях игровой
деятельности обеспечивают целостность образовательного процесса при
подготовке детей к школе.
Общие сведения о программе.
1.

Организация учебно-воспитательного процесса.

Программа рассчитана на семь месяцев обучения.
Тематика

программы

предусматривает

развитие

творческого

потенциала каждого ребенка, обогащение лексического словаря, развитие
фантазии и воображения. В процессе занятий будут воспитываться
эстетические чувства детей.
В зоне особого внимания педагога учет психологических особенностей
и возможностей детей старшего дошкольного возраста. Это проявляется в
следующем:
•

детям не предъявляются требования, которые они не могут

выполнить, так как это препятствует формированию положительной учебной
мотивации ребенка: отношению к деятельности, интереса к ней, и как
следствие этого – успешности обучения;

•

создаются условия для более разнообразного учебного и

внеучебного общения детей. Потребность к общению со сверстниками –
особая черта детей этого возраста, именно в процессе этой деятельности
происходит развитие многих коммуникативных умений, необходимых для
обучения в школе;
•

изучаются индивидуальные особенности каждого ребенка для

построения индивидуальной образовательной траектории;
•

учитывается, что ведущей деятельностью этого периода развития

ребенка является игровая, и поэтому игра будет приоритетной формой
организации учебного процесса.
2. Режим работы.

Занятия для детей 6-7летнего возраста проводятся по субботам с 09:30
до 11:50. В день 3 занятия по 40 минут. Перерыв между занятиями 10 минут,
во время которого организуется игровая деятельность. Во время занятия через
каждые 4 – 5 минут смена вида деятельности. Чередование умственной
нагрузки с игровыми элементами создает благоприятные условия для развития
детей дошкольного возраста и ведет к снижению заболеваемости будущих
школьников.
Направления реализации поставленной цели.

3.

1.

Игровая деятельность

2.

Развитие речи

3.

Основы математики

4.

Психологическая подготовка

5.

Развитие мелкой моторики

6.

Физкультминутки

Условиями реализации программы являются:
•

Любовь к детям, чуткое и доброе отношение к ним;

•

Благоприятный психологический климат;

•

Создание ситуации успеха для каждого ребенка;

•

Постоянное

повышение

квалификационного

уровня

самих

педагогов;
•

Апробация новых технологий в работе с детьми.

4. Методы и формы организации деятельности.

Методы
•

Игровой

•

Диалоговый

•

Частично вопросно-поисковый

•

Метод театрализации

Формы
•

Индивидуальная

•

Парная

•

Групповая

•

Коллективная

Методические особенности занятий:
•

Занятия проходят в игровой форме, так как игра для ребенка –

обязательное условие существования, она является школой сотрудничества со
сверстниками и педагогами, учит общению и запоминанию.
•

Диалогичность

ведения

занятий.

предоставляется ребенку, а педагог организует

На

занятиях

слово

процесс

общения через систему поставленных вопросов.
Программа «Школа будущего первоклассника» направлена на решение
следующих целей и задач.
Цель:
Воспитать и развить у каждого ребёнка:


положительное отношение к себе и окружающему миру;



познавательную и социальную мотивацию;



инициативность;



самостоятельность.

Задачи:

Формирование и развитие у ребёнка:


необходимого уровня двигательных навыков, физической и

умственной трудоспособности;


познавательных способностей;



образного мышления и воображения;



словесно-логического мышления;



умений общаться со сверстниками и взрослыми;



необходимого уровня монологической и диалогической речи;



целостных представлений о мире.

Содержание:
Комплект включает взаимосвязанные и интегрированные области
знаний:


развитие речи (начальные представления о языке, литература,

музыка, социальные отношения);


математика (предметный и природный окружающий мир и его

изучение);
Обучение происходит посредством создания художественной и
коммуникативно-игровой среды.
Программа

«Школа

будущего

первоклассника»

формированию:


направленного внимания;



интереса к чтению;



познавательного и коммуникативного мотива;

воспитывает:


любовь и уважение к родителям;



интерес к изучению окружающей среды;



наблюдательность;



доброжелательное отношение к окружающим;



желание помогать другим;

обучает:

способствует



правилам личной гигиены;



приёмам самообслуживания;



работе с простейшими инструментами;



приёмам проведения опытов и экспериментов;

укрепляет:


чувство уверенности в своих силах;



чувство собственного достоинства.

С целью создания условий для активного взаимодействия детей занятия
имеют сюжетную основу.
С помощью сюжетной основы обеспечивается снятие эмоционального
напряжения в период адаптации детей к новым требованиям, связанным с
необходимостью организации не только игровой, но и новой, учебной
деятельности. На занятиях используются короткие взаимосвязанные рассказы,
каждый рассказ посвящён решению какой-либо конкретной проблемы.
Программа развития сенсорных эталонов и элементарных
математических представлений.
Пояснительная записка.
Предпосылками

формирования

элементарных

математических

представлений следует считать формирование сенсорного опыта детей и
освоение

ими

основных

логических

операций:

координационная,

классификация, анализ, синтез, сравнение, сериация.
Все темы распределены на два поочередно следующих друг за другом
периода: дочислового и числового.
В процессе освоения знаний дети должны научиться:
-

оценивать количество предметов числом и проверять сделанную

оценку в пределах десяти;
-

вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке от 1 до 10;

-

показать знание способов записи числа (точкой, точками,

цифрами);

-

раскладывать числа от 2 до 5 на сумму единиц;

-

производить арифметические действия сложения и вычитания на

множество чисел, наибольшее из которых 10; - сравнивать предметы по
форме;
-

узнавать и называть объемные геометрические фигуры (куб, шар).

Планирование рассчитано на изучение курса математики в течение 30
часов.
Содержание учебного курса
1.

Развитие представлений о форме

Сравнение предметов по форме (одинаковые - разные) различными
способами (на глаз, наложением, и переносом).
Выделение геометрических форм (пространственные (объемные),
плоские линейные).
Знакомство с объемными геометрическими фигурами (куб, шар).
Знакомство с плоскими геометрическими фигурами (треугольник,
прямоугольник круг). Построение геометрических фигур с помощью лекал.
Знакомство с линейными геометрическими фигурами (прямая, кривая,
отрезок, дуга точка). Построение геометрических фигур от руки и с помощью
линейки.
Преобразования геометрических фигур (сдвиг, вращение, симметричное
отображение, подобие и их композиции).
Сравнение форм геометрических фигур (сохраняется - изменяется) под
действием преобразований различными способами (на
глаз, наложением, переносом).
2.

Развитие представлений о непрерывных величинах

Величины как характеристики предметов окружающего мира (длина,
ширина, высота - количество, место, занимаемого вдоль прямой; площадь количество места, занимаемого на плоскости; объем - количество места,
занимаемого в пространстве).

Величины, как характеристики геометрических фигур (длина, площадь,
объем).
Сравнение двух предметов - геометрических фигур по длине, ширине,
высоте (длиннее - короче, шире - уже, выше - ниже) различными способами
(на глаз наложением, переносом).
Сравнение трех предметов - геометрических фигур по длине, ширине,
высоте

(установление

двойных

неравенств

и

последовательностей)

различными способами.
Сравнение двух предметов - геометрических фигур по площади (больше
места на плоскости - меньше места на плоскости) различными способами (на
глаз, наложением переносом).
Сравнение двух предметов - геометрических фигур по объему (больше
места в пространстве - меньше места в пространстве) различными способами
(на глаз).
Сравнение предметов - геометрических фигур по величине
(сохраняется -изменяется) под действием преобразований различными
способами (на глаз, наложением, переносом).
3. Содержание числового периода обучения математике
Основные

объекты:

числа,

действия

над

числами

(сложение,

вычитание).
Представление о числах (от 1 до 5, от 5 до 10); количественное описание
равно элементных множеств, способы записи числа, число как результат
измерения, число как результат сложения единиц, аддитивный состав числа.
Представление о ряде чисел (от 1 до 10); упорядоченность числового
ряда положение числа в ряду, порядковые числительные (первый - пятый).
Действия над числами (от 1 до 5): понятие арифметического действия,
действие сложения как объединение множеств;
действие вычитания как изъятие подмножества из множества.

4. Формирование представления о числах от 1 до 5
Классификация множеств по количеству элементов. Равно элементные
множества. Число как количественная характеристика равно элементных
множеств. Числа 1, 2, 3, 4, 5 и соответствующие им «эталонные» множества.
Способы записи числа: точечная и цифровая. Числовой ряд. Числа от 1 до 10.
Число как результат измерения величины. Сравнение величин на основе
измерения. Упорядоченность числового ряда.
Положение числа в ряду и порядковые числительные (первый десятый).
Действия над числами. Понятие арифметического действия как
неинвариантного преобразования множества. Действие сложения как
объединение множеств. Действие вычитания как изъятие подмножества из
множества. Число как результат сложения единиц. Получение последующего
(предыдущего) числа как результат действия сложения (вычитания) числа с
единицей.
Аддитивный состав чисел от 1 до 5.
Разложение числа на сумму единиц. Произвольное разложение числа.
Способы прибавления чисел 1 и 2 к числам 2, 3. Способы вычитания чисел 1 и
2 из чисел 2, 3, 4, 5.

Базовые ожидаемые результаты
Формирование познавательныхУУД:
-

классификация - объединение по группам;

-

анализ - выделение признака из целого объекта (например,

предмет круглый, большой, объемный и т.д.);
-

сравнение - выделение признака из ряда предметов, (например,

умение

сравнивать

предметы

по

форме,

выделять

геометрические фигуры в предметах реального мира);

знакомые

-

обобщение - выделение общего признака из ряда объектов

(например, умение найти признак, выделяющий треугольники из
множества многоугольников);
-

синтез - объединение в группы по одному (двум) признакам

(например объединение в группы монет одного достоинства);
-

сериация (установление последовательных взаимосвязей) - умение

видеть и называть соседний объект; умение распределить объекты по
убыванию

или

по

возрастанию

степени

проявления

признака.

Формирование сенсорного опыта:
-

ориентирование в окружающем пространстве, считая точкой

отсчета себя или другой предмет;
-

ориентирование на плоскости листа в клеточку, на странице книги;

-

определение временных отношений (день, месяц, год);

-

определение цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый,

голубой, синий, фиолетовый, белый, черный, коричневый);
-

умение использовать в речи понятия: «сначала», «потом», «до»,

«после» «раньше», «позже», «в одно и то же время».
Занятия
математических

по

развитию

представлений

сенсорных

эталонов

проводятся

1

и
раз

элементарных
в

неделю,

продолжительностью 40 минут каждое.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема занятия

Содержание занятия

1. День рождения

Взаимное расположение
предметов в пространстве и на
плоскости (над, в, под, выше чем,
внутри замкнутой линии).
Порядок расположения
предметов (следующий,
последний, между). Порядковое
числительное (первый).
Направление движения (снизу
вверх). Временные интервалы

2. Кто такой друг!

Дата

3. Подарок другу

4. Предметы вокруг нас

(сегодня, т. е. текущий день).
Выделение предметов по цвету.
Выделение из множества одного
предмета. Количественное
отношение множеств (сколькостолько). Сравнение предметов
без измерения. Формирование
УУД: работа со словариком:
число один и его обозначение;
порядковое числительное
(первый).
Выделение предмета по цвету.
Выделение из множества
отдельного, одного предмета,
пустого множества. Порядок
расположения предмтов.
Сравнение предметов по
величине и без измерения (одно
вмещает другое). Временные
отношения (раньше, позже,
последнее событие).
Формирование УУД: выделение
основания для определения
«лишний» предмет. Игра с
матрёшками «Поставь матрёшки
по росту».
Взаимное расположение
предметов в пространстве и на
плоскости (на, под, между).
Направление движения (вперёд,
направо, налево).
Ориентирование на плоскости
(левая и правая сторона).
Выделение предметов по цвету.
Порядковый счёт. Пара
предметов как количественная
характеристика множества из
двух предметов. Число два как
количественная характеристика
парных предметов. Цифра как
обозначение числа. Порядковое
числительное (второй).
Направление движения (слева
направо). Порядок
расположения предметов
(следующая страница;
чередование предметов.)

5. Приглашаем друзей в гости

6. Успокаиваем огорчённого
друга

7. Игра в прятки

8. Никто не может найти Кота

Пропедевтика числа три.
Формирование УУД:
выделение основания для
определения «лишний» предмет.
Пара предметов как
количественная характеристика
множества из двух предметов.
Порядковый счёт (третий,
четвёртый). Число три как
количественная характеристика
определённого множества
предметов. Цифра 3 как
обозначение числа три Пропись
цифры 1. Формирование УУД:
выделение основания для
определения «лишний» предмет.
Работа со словариком: число три
и его обозначение. Игра
«Катаемся на велосипедах,
соблюдая правила дорожного
движения».
Число четыре как
количественная характеристика
двух пар предметов. Число пять
как количественная
характеристика определённого
множества предметов.
Порядковые числительные.
Счёт до пяти. Направление
движения (справа налево, слева
направо). Игра в прятки.
Число пять как количественная
характеристика определённого
множества предметов (в
конкретном случае —
множество пальцев на одной
руке). Направление движения
(вверх). Порядковые
числительные (первый, второй,
третий, четвёртый, пятый).
Правая и левая рука. Цифра 5
как обозначение числа пять.
Счёт до пяти. Повторение чисел
два и три. Написание цифр 2 и
3. Формирование УУД: работа
со словариком: порядковое
числительное пятый. Игра в
прятки.

9. Загадки

10. Загадки про пуговицы

11. Спешим на помощь

12. Миша измеряет длину
ленточки Кота длиной своей
скакалки

Счёт до пяти. Цифра как
обозначение числа —
сопоставление чисел с цифрами,
их обозначающими. Порядок
расположения предметов
(предыдущая и следующая
бусинки). Выделение предметов
по цвету (красный, синий,
жёлтый, зелёный). Игра
«Считаем ладошками».
Независимость количества
предметов от их расположения
на плоскости. Определение
количества предметов в одном
из множеств на основе
сравнения его с равно
элементным множеством.
Составление пар предметов как
механизм определения равного
(неравного) количественного
отношения множеств. Игра
«Колечко».
Определение количества
предметов в одном из множеств
на основе его сравнения с
другим равно элементным
множеством. Порядковые
числительные. Сравнение
предметов по величине без
измерения (шире-уже, такой же
длины; короткий-длинный,
широкий (узкий). Выделение
предметов по цвету.
Порядковое числительное
третий. Мера. Сравнение длин с
помощью меры. Направление
движения. Порядок
расположения предметов
(предыдущий, следующий).
Правая и левая рука.
Ориентирование. Выделение
предметов по цвету.
Формирование УУД:
независимость количества
предметов от их расположения
на плоскости.

13. Спор друзей

Меры измерений (синяя
скакалка, голубая ленточка;
высота стула). Измерение
длины разными мерами.
Сравнение высоты чайного
столика и рабочего стола с
помощью мерки-высота стула.
Ориентирование на плоскости.
Ориентирование относительно
другого (слева и справа от
предмета). Формирование УУД:
независимость длины (высоты)
предмета от меры. Игра
«Поздоровайся с другом».
14. У кого сколько ног?
Пара предметов как
количественная характеристика
множества из двух предметов.
Предшествование и следование
(число два как число,
предшествующее числу три).
Введение первого
математического действия —
действия сложения чисел: один и
ещё один — это два; одна пара и
ещё одна пара — две пары.
Число два как результат
действия сложения двух единиц.
Ориентирование на плоскости.
Правая и левая нога.
15. Миша учит Кота действию Предшествование и следование.
сложения чисел
Алгоритм сложения чисел (1, 2,
3, 4) с числом 1 как переход к
следующему числу (3, 4, 5).
Формирование УУД: выделение
основания для определения
«лишнего» предмета.
16. Три никому не нужных
Предшествование и следование
хвоста
(число два как число,
предшествующее числу три).
Число три как результат
действия сложения числа два с
числом один). Ориентирование.
Количественные отношения
множеств. Прописи: написание
цифры 5.

17. Чаепитие

Предшествование и следование
(число четыре как число,
следующее за числом три).
Обозначение числа четыре
цифрой четыре или четырьмя
точками. Направление
движения. Порядковые
числительные. Пара предметов
как количественная
характеристика множества из
двух предметов. Прописи:
обведение цифр 3 и 4 простым
карандашом.
18.
Зачем
же
тогда Название пальцев руки. Решение
указательный палец?
логической задачи. Установления
отношения «всего». Счёт от
одного до пяти. Ориентирование
относительно другого. Левая и
правая рука. Прописи:
обведение цифры 5 простым
карандашом. Игра «Кто
быстрее?»
19. Сколько лапок у кота?
Цифра 4 как обозначение числа
четыре. Цифра 5 как
обозначение числа пять. Число
пять как результат действия
сложения пяти единиц. Правая и
левая рука. Установление
взаимоотношений между
окружающими. Прописи:
обведение цифр 3, 4, 5 простым
карандашом. Игра
«Поздоровайся с другом».
20. В мире животных
Цифра 5 как обозначение числа
пять. Счёт чисел в обратном
порядке (от 5 до 1). Алгоритм
вычитания числа один. Игра в
классики.
21. Единороги
Действие сложения числа один с
числом два как
последовательное двукратное
прибавление числа один к этому
числу. Ориентирование на
плоскости. Цвета: красный,
зелёный, коричневый.

22. Пешеходная дорожка

23. Рыбалка

24. На кого обиделся Кот?

25. Без Кота играть скучно

26. На двух руках десять
пальцев.

Действие сложения числа два с
числом два как последовательное
двукратное прибавление числа
один к этому числу.
Дополнительные задания
(пропедевтика решения задач).
Число три как сумма трёх
единиц. Цифра пять как
обозначение числа пять. Число
пять как результат действия
сложения числа четыре и числа
один. Первое представление об
условии и требовании задачи.
Формирование УУД: сравнение
его с равно элементным
множеством; выделение
основания для определения
«лишний» предмет.
Порядковый счёт. Цифра пять
как обозначение числа пять.
Действие сложения числа три с
числом два как
последовательное двукратное
прибавление числа один к этому
числу. Направление движения
(слева направо). Игра с
правилами. «В чьей команде
меньше мячей?»
Счёт через один (от 1 до 5). Счёт
в обратном порядке через один.
Вычитание единицы из числа
четыре. Вычитание единицы из
числа пять. Временные
отношения. Направление
движения. Игра в классики.
Счёт до десяти. Число десять как
результат действия сложения
чисел. Временные отношения
(раньше, позже).
Порядковый счёт. Сравнение
предметов.

Программа познавательно - речевого и социально - личностного
развития на основе подготовки детей к чтению и письму (аудирование и
развитие речи)

Пояснительная записка.
Подготовка детей к чтению и письму является многоаспектной
проблемой, которая требует совместных усилий ребенка и взрослого в разных
направлениях:
-

развитие

фонематического

слуха

и

правильного

звукопроизношения;
-

развитие пространственных ориентиров и тонкой (мягкой)

моторики кисти рук;
-

развитие грамматического строя речи и словарного запаса,

-

практическое освоение звуков русского языка с разными целями:

а) с целью последующего чтения;
б) с целью последующего письма
На первом шаге знакомства с конкретным звуком ребенок слышит этот
звук неоднократно. Звук предъявляется ребенку как самостоятельная
единица, имеющая собственное значение: с разными интонациями, иногда в
разных контекстах, иногда в аналогичных, близких контекстах.
На этом втором этапе (шаге) - при знакомстве с буквенным выражением
звука, имеющего для ребенка определенный смысл, его буквенный символ
начинает наполнятся для ребенка уже освоенным звуковым содержанием.
Ребенок сначала осваивает первую слоговую модель «буква согласного
+ буква гласного», в которой первая остается неизменной, а вторая меняется.
Вслед за освоением первой звуковой модели ребенок осваивает вторую
слоговую модель с другой буквой согласного.
Программа
фонематического

ориентирована
слуха

на

дошкольника,

постоянную
поскольку

именно

тренировку
развитый

фонематический слух позволяет дошкольнику осознавать связь между звуком
и обозначающей его буквой, которую необходимо не только опознать, но и
написать, воспроизвести. Поэтому специально организованная работа по
различию на слух звуков обязательно сопровождается «письменными»
упражнениями, связанными не просто с рассматриванием букв, которыми

обозначаются изучаемые звуки, но и с воспроизведением их с помощь
пишущего средства.
Главное назначение письма - это моторный способ запоминания
начертаний букв и способ различия их отдельных конструктивных элементов.
Более того, это значение письма как моторного тренажера. Тренировка
движения пальцев рук является одним из требований подготовки ребенка к
активной речи.
Порядок введения звуков связан с необходимостью решать две задачи
формирование фонетических средств языка и обучение слоговому чтению
Они решаются сначала на материале тех звуков, которые наиболее хорошо
произносятся и усваиваются даже детьми с нарушением фонематического
восприятия и общим недоразвитием речи. Это гласные: «у», «а», «о», «и», «ы»
и согласные раннего онтогенеза « м», «б», «л», «г», «х», «к», а чуть позже «н»,
«в», «ф».
Содержание учебного курса:
-

определение последовательности событий в тексте,

-

составление устного рассказа по рисункам к тексту;

-

понимание причинно - следственных связей повествования;

-

говорение с опорой на речевые образцы;

-

выстраивание сложносочиненного предложения с опорой на

образец речи;
-

выстраивание сложносочиненного предложения с опорой на

образец речи и при помощи наращивания цепочки героев или событий,
-

соблюдение нужной интонации высказывания;

-

формирование сенсорных эталонов (над, под, выше, ниже);

-

формирование умения объяснять, аргументировать свой ответ;

-

запоминание зрительного образа отдельных букв и коротких слов,

нахождение и маркирование их в небольшом тексте (Я, И, А, ОН, ОНИ и т.д.)

Базовые ожидаемые результаты:
Универсальные учебные действия:
Ребенок должен уметь:
-

удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает

взрослый,
-

выполнять инструкции взрослого при работе в тетради, при

просмотре иллюстрации к тексту;
-

отвечать на вопросы, касающиеся прослушанного текста;

-

обсуждать со взрослым возникшую проблему;

-

работать в паре, слушать друг друга, меняться ролями, говорить по

очереди;
-

по требованию взрослого исправить допущенные ошибки

(рисунок или задание в тетради). Предметные знания и умения:
Ребенок должен уметь:
-

называть (перечислять) героев короткого текста или отрывка из

текста,
-

коротко пересказывать главные события небольшого текста с

опорой на иллюстрации и речевые образы;
-

определять и проговаривать последовательность событий в

коротком тексте (что было сначала, что потом и что в конце);
-

восстанавливать цепь событий короткого текста с опорой на

сюжетные картинки последовательность событий в которых нарушена;
-

понимать (и уметь коротко объяснить при ответе на вопрос)

логику и причинно -следственные связи повествования;
-

понимать мотивы поступков и чувства героев несложного текста;

-

делать простой логический перенос при обсуждении деталей

текста;
интриги,

понимать несложное обобщение с опорой на высказывание героев

-

внимательно относится к непонятным, незнакомым словам,

стремиться узнать их значение;
-

выстраивать

сложносочиненные

предложения

с

помощью

наращивания цепочки событий или героев с опорой на речевой образец;
-

выстраивать сложносочиненные предложения с опорой на речевой

образец;
-

соблюдать нужную (с точки зрения сюжета текста, характера и

настроения героя) интонацию высказывания;
-

правильно употреблять в речи простые предлоги и наречия,

выражающие различные пространственные отношения (на, под, над, ближе,
дальше, ниже, выше и пр ).
-

использовать в речи временные понятия: сначала, потом, до,

после, раньше, позже в одно и тоже время;
-

узнавать зрительный образ отдельных букв и коротких слов,

находить и маркировать их в небольшом тексте (А, Я, Он, Они и т.д.);
-

различать и воспроизводить звукопись в стихотворном тексте.

Занятия по развитию речи и подготовки детей к чтению и письму
проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут каждое.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
занятия
1

2

Тема и содержание занятия

Дата

Звук «У» и про раннее детство Маленькой коровы. Л.
Толстой. Старик сажал яблони.
Знакомство с буквами У, М.
Причинно-следственные связи.
страшное.

Е.

Пермяк.

3

Знакомство с буквами О, А. Н. Носов. На горке.

4

Знакомство с буквами Е, И.
Е. Пермяк. Для чего руки нужны.

Самое

5

Различение И – Ы
Д. Лунич. Четыре девочки.

6

Маленькая Корова учит читать Маленького Барана.
Знакомство с буквой Б. Я. Аким. Неумейка.

7

Мумука слушает музыку луга и леса.
Г. Цыферов. Как цыпленок впервые сочинил сказку.

8

Знакомство с буквами П, З, С, Ш, Ч, Щ, К, Ж, Л, Ю. Н.
Абрамцева. Грустная история.

9

Утренние звуки. Знакомство с буквой Д.
Сказка «Петушок и бобовое зернышко».

10

Ночные звуки. Знакомство с буквами Х. Волшебная
сказка.

11

У Мумуки появляется новый ученик. Знакомство с
буквами Э. Сказка «Каша из топора».

12

Знакомство с буквами В.
К. Чуковский. Путаница.

13

Мумука наблюдает за Жучкой и Рыжиком. Знакомство с
буквами Р, Ф, Г, Я. Ш. Перро. Красная Шапочка.

14

Знакомство с буквами Я.
Д. Харрис. Как Братец Кролик хвоста лишился.

15

Миша вышел во двор. Знакомство с буквами Т, Ц, Н. Бр.
Гримм. Боб, Соломинка и Уголек.

16

Знакомство с буквами ь, ё.
А. Барто. Стихи из цикла «Вовка – добрая душа».

17

Знакомство с буквами ь, ё. С. Михалков. Мой щенок.

18

Звуки в моём доме.
В. Орлов. Что нельзя купить.

19

Лесные звуки
Д. Хармс. Храбрый еж.

20

Звук «Ц - С»
Е. Евяцкая. Зеленые старушки. В. Левин «Мистер
Квакли…».
Звук «Ц - Ч»
Е. Чарушин. Томка.Томка испугался.

21

Звуки [З,]–[С ,].
Г. Кружков. Хорошая погода. В. Степанов.
Осторожный снег.
Звуки [Ш], различение [Ш]–[С], [Ш]–[Щ,]. М. Пришвин.
Лисичкин хлеб.

22

23

24

Так много птиц в одном месте. Ю. Коваль. Букет.

25

[Р,]–[Л,].
А. Усачев. Ботинок. Другие рассказы и сказки.
«Ну и зачем нам речь.»

26

Программа по социализации в окружающем мире, психологическая
подготовка к школе
Пояснительная записка.
Важнейшая задача образования дошкольника в предметной области –
знакомство с окружающим миром, воспитание нравственных основ
патриотических чувств, формирование предметных знаний и универсальных
учетных действий, обеспечивают ребенку возможность обучения в начальной
школе.
Предпосылками формирования элементарных знаний и умений по
изучению окружающего мира считать формирование умения наблюдать,
основных логических операций: координационная, классификация, анализ,
синтез, сравнение, сериация.
В процессе освоения расширение знаний дети по темам :
-

Времена года.

-

Явления природы и деятельность людей, характерные для данного

времени года. - Основные признаки сезона.
-

Сутки. Режим дня.

-

Природа живая и неживая. Основные характеристики.

-

Характерные особенности домашних и диких животных.

Растения. Характерные особенности культурных и дикорастущих

-

растений.
-

Правила поведения в природе.

-

Наша страна. Столица. Мой родной город. Моя семья.

Планирование рассчитано на изучение курса в течение 14 занятий, через
интеграцию с занятиями: развитие сенсорных эталонов и элементарных
математических представлений и познавательно речевой подготовки к чтению
и письму.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия

Тема занятий

1

Мир вокруг нас. Времена года

2

Части суток. Режим дня. Школьное время

3

Природа живая и неживая.

4

Дикие и домашние животные.

5

Культурные и дикорастущие растения.

6

Правила поведения в природе.

7

Россия - наше государство. Столица России.

8

Наш город.

9

Расскажи о себе. Моя семья.

10

Звери, птицы, рыбы, насекомые.

11

Животные домашние и дикие. Детёныши
животных.

12

Растения лиственные и хвойные.

13

Овощи и фрукты.

14

Итоговое занятие.

Планируемые результаты.
Знать:
✓

времена года;

✓

части суток;

✓

отличие живой и неживой природы;

✓

название страны и города в котором живет.

Уметь:

Дата

✓

различать диких и домашних животных;

✓

различать культурные и дикорастущие растения;

✓

называть характерные признаки времен года;

✓

различать части суток;

✓

рассказать о своей семье.
Раздел «Психологическая подготовка к школе»

Планирование рассчитано на изучение курса в течение 12 занятий, за
счёт интеграции.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия
Тема занятий
Цель занятий
1
Игра «Давайте познакомимся» Идентификация с именем, осознание
своей единственности,
индивидуальности.
2
Ты и я- вместе дружная семья. Развитие
эмпатии,
слухового
Игра «Волшебный сундучок»
аппарата,
уважительного
отношения к соседу.
3
Моя семья. Игра «Дружная
Формирование чувства принадлежности
семья». Рисование своей
к своей семье, позитивного отношения к
семьи.
своей семье
4
Мини- тренинг «Двигательная Развитие умения управлять своим телом
регуляция»
5
Времена года. Осень-зима.
Снятие психоэмоционального
Сказкотерапия.
напряжения, развитие познавательной
активности, устойчивости внимания,
способности к созданию ассоциативных
аналогий
6
Волшебная страна чувств.
Наблюдение за различным состоянием
Инсценировка сказки о добрых человека, умение выражать свои
и злых животных. Рисование
чувства, уместность проявлять эмоции
7
Волшебная страна чувств.
Закрепление знаний об эмоциях.
Раскрашивание масок. Игра
Развитие умения с помощью
«Кто это?»
изобразительных средств выражать
свои чувства, контролировать
негативные проявления, повышать свою
самооценку.
8
Мини - тренинг «Двигательная Развитие умения управлять своим телом.
регуляция»
Формирование пространственных
понятий «лево», «право».
9
В стране забавных историй.
Активизация словаря в связной речи.
Игры «Скажи наоборот»,
Развитие внимания, памяти, мышления;
«Составь цепочку», «Кто
развитие творческого воображения

лишний?» Инсценировка
стихотворения.
10

Времена года. Весна-лето.
Релаксирующие упражнения.
Рисование на тему

11

В гостях у науки Математики.
Тест - тренинг. Игра соревнование.

12

Этот разноцветный школьный
мир.

Снятие психоэмоционального
напряжения, развитие сенсорных
ощущений, ассоциаций; обогащение
словарного запаса; формирование
цветового восприятия; координация
слова и движения.
Тренировка переключения внимания;
активизация мыслительной
деятельности; формирование умения
сравнивать, выделять главное, находить
сходство и различие.
Создание позитивного настроения на
учение в школе, позиционирование
ребенка в роли успешного ученика.

Планируемые результаты на выходе:
✓

успешная адаптация ребенка к школе;

✓

развитие когнитивных процессов;

✓

Укрепление руки, улучшение координации движений;

✓

Усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного

положения головы, корпуса рук, тетради, ручки и карандаша в руке;
✓

Совершенствование способности к зрительному восприятию

форм;
✓

Умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в

элементах письма;
✓

Развитие наглядного, образного и отвлеченного мышления детей;

✓

Написание основных элементов букв, письмо простейших из них.

Знать:
▪ Как организовать свое рабочее место;
▪ Как правильно сидеть при письме, рисовании;
▪ Приемы работы в технике «Оригами».
Уметь:
▪ Ориентироваться на листе бумаги;
▪ Правильно держать ручку, карандаш;

▪ Соблюдать порядок на рабочем месте;
▪ Старательно, аккуратно выполнять работу в тетради;
▪ Самостоятельно применять изобразительные умения и навыки,
передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».