Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Получение детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из
основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их
полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных
видах профессиональной и социальной деятельности.
В качествеосновной цели в области реализации права на образование
детей с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в школе
рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми
указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
-обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ и
детьми-инвалидами на получение бесплатного образования;
-организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
-сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов на основе совершенствования образовательного процесса;
-создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов;
-расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
-совершенствование системы кадрового обеспечения.
Основополагающим законодательным актом, регламентирующим процесс образования, является Федеральный законот 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ №273)), регламентирующий право детей с ОВЗ и инвалидностью на образование и обязывающий федеральные государственные органы, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий, коррекции нарушений развития и социальной адаптации. В нескольких статьях ФЗ №273 говорится об организации образования лиц с ОВЗ с инвалидностью, и даже предусмотрена отдельная статья 79, регламентирующая получения образования лицами с ОВЗ.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам, в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
При определении статуса "ребенок с ограниченными возможностями здоровья" необходимо следовать определению: "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ФЗ №273,ст. 2, п.16).
Основанием для создания специальных условий обучения и воспитания является заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Прохождение ПМПК и предоставление заключения в образовательную организацию является правом, а не обязанностью родителей (законных представителей. При предоставлении заключения ПМПК родителями (законными представителями) в образовательную организацию создание специальных условий обучения является обязательным.
В школе созданы следующие специальные условия для
получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами:
В МБОУ СОШ №3 реализуются Адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ("Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, адаптированная для лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц" (ФЗ №273, ст. 2, п. 28; ст. 79, п.1):
- прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
- по медицинским показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) обучающихсяорганизуетсяобучение на дому;
- в целях обеспечения успешного освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков развития вшколеосуществляется психолого-педагогическое сопровождение, которое включает работу с детьми педагога-психолога, учителя логопеда и социального педагога;
- для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса– обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
- обеспечение доступа в здание образовательного учреждения.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В ОО имеется кабинет коррекционно-развивающей направленности для работы учителя логопеда, педагога-психолога.
Специально оборудованный кабинет предназначен для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. В кабинете имеется предметно-развивающая среда, специалистами разработаны программы для обучающихся с ОВЗ и инвалидов. Для инвалидов и учащихся с ОВЗ имеется гимнастический зал для занятий адаптивной физкультурой.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к объектам к объектам для проведения практических занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на общих основаниях. Практические занятия проводятся в специализированных кабинетах химии, физики, биологии. Кабинеты оснащены лабораториями, соответствующими требованиям санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности. В школе имеются помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, необходимые для реализации учебной и внеурочной деятельности лаборатории и мастерские, административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием, в том числе для организации учебного процесса с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. Для проведения уроков по предмету "Технология" оборудованы специальные кабинеты для девочек - кройки, шитья и кулинарии, а для юношей - мастерская.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе имеется информационно-библиотечный центр, читальный зал и книгохранилище, медиатека. Помещение библиотеки оборудовано компьютером с выходом в сеть Интернет для самостоятельных занятий обучающихся. На все оборудование в школе установлена Контент-фильтрация, что обеспечивает безопасность информационной среды.
Доступ к библиотечным ресурсам инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на общих основаниях.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для инвалидов и учащихся с ОВЗ имеется гимнастический зал для занятий адаптивной физкультурой, оборудованный специальным спортивным инвентарем.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают обучающимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
1. Печатные (учебники, учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал, энциклопедии, словари).
2. Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии).
3. Аудиовизуальные (презентации, слайд-фильмы, образовательные видеофильмы, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).
4. Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
5. Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты,стенды, модели в разрезе,модели демонстрационные).
6. Учебные приборы (компас, барометр, колбы, глобус и т.д.).
7. Спортивное оборудование.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Вход в школу оборудован кнопкой вызова персонала и тактильной полноцветной информационной табличкой с шрифтом Брайля, контрастной маркировкой прозрачных дверей, предусмотрительной разметкой перед лестницей. Зоны целевого назначения и санитарно-гигиенические помещения (туалетная комната) доступны полностью всем.
Специальные условия питания
В столовой школы созданы условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Питание детей осуществляется в школьной столовой. Помещение для питания обучающихся рассчитано на 200 человек. Также в в школе имеется помещение для хранения и приготовления пищи, что дает возможность качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков и обедов. Питание организовано в соответствии с графиком, утвержденным директором школы и производится согласно локальным актам Учреждения. В школе создана комиссия по контролю над организацией и качеством питания обучающихся. Для лиц с ОВЗ организовано двухразовое горячее питание за счет бюджета.
Экспертное заключение и 24-дневное меню
Специальные условия охраны здоровья
Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ, осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском. медицинское обслуживание обучающихся МБОУ СОШ №3 осуществляет медицинский фельдшер, который осуществляет контроль за здоровьем детей, дает направления к врачам узких специальностей, а также ставит прививки согласно Календаря прививок. Медицинский блок состоит из медицинского кабинета и процедурного кабинета. Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, имеется достаточное количество медикаментов для оказания первой неотложной помощи, здесь же происходит осмотр детей. Для оздоровления обучающихся используют бактерицидные облучатели для очистки воздуха. В образовательном учреждении с целью охраны здоровья обучающихся проводятся следующие мероприятия:
1. Проведение медицинских осмотров и диспансеризации.
2. Мероприятия по обеспечению адаптации а образовательном учреждении.
3. Осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием обучающихся и уровнем их заболеваемости; обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения; осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил. Состояние и содержание территории,здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил.
4. Проведение санитарно-противоэпидемиологических и профилактических мероприятий.
5. Организация питания обучающихся.
6. Организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физкультурой и спортом.
7. Профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их аналогов и других одурманивающих веществ.
8. Пропаганда и обучение навыкам ЗОЖ, требованиям охраны труда.
9. Оказание первичной медики-санитарной помощи.
10. Профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации. 11. Обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Одним из направлений деятельности школы является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленные на повышение эффективности и качества учебных занятий посредством применения ИКТ В кабинете информатики обучающиеся могут безопасно использовать сеть Интернет для выполнения учебных задач и получения дополнительных знаний по предметам. В школе создан официальный сайт, на котором располагается вся необходимая информация для обучающихся,их родителе (законных представителей) и педагогов. Для обеспечения информационной безопасности обучающихся в сети Интернет, а именно соблюдения ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", в школе установлен Контент-Фильтр NetPolice. В школе ведется профилактическая работа с обучающимися по воспитанию и формированию у них навыков самостоятельного и ответственного потребления информационной продукции, повышения уровня медиаграмотности. Данная работа ведется с использованием специальных обучающих программ, средств массовой коммуникации, интернет-урок и практических занятий. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям детей-инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется на общих основаниях.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к электронным образовательным ресурсам детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на общих основаниях.
Все для школьников, преподавателей и родителей
(Здесь можно найти учебники в формате pdf и скачать бесплатно).
(Онлайн-сопровождение учебников, электронные учебники издательства «Просвещение»)
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования отсутствуют.